Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Легализован параллельный импорт - ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя товарного знака - исключается гражданско-правовая ответственность для завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции ППРФ 506

30 марта 2022 12:53

29 марта 2022 года Правительством Российской Федерации принято постановление №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».

Согласно документу, исключается гражданско-правовая ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции. Также, в соответствии с постановлением, необходимо определить Перечень продукции, на которую эта норма будет распространяться. Перечень определяется Минпромторгом России по предложениям заинтересованных ФОИВов, которые в свою очередь будут определять потребность в той или иной импортной продукции.

Параллельный импорт — это термин, означающий ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя товарного знака. Важно понимать, что параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, параллельный импорт - это ввоз оригинальной продукции через альтернативные каналы.

В условиях разрыва сложившихся логистических цепочек, параллельный импорт позволит насытить внутренний рынок продукцией, в том числе завезенной из третьих стран. Также он позволит стабилизировать цены на различные группы товаров.

 

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. N 506
"О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы"

В соответствии с пунктом 13 части 1 и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по предложениям федеральных органов исполнительной власти утверждает перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Легализация параллельного импорта в России. Взгляд из Казахстана

https://dknews.kz

4 апреля 2022

В условиях санкционной политики западных стран Правительство РФ приняло постановление от 29 марта 2022 года №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженных в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».

Подобное решение России несёт в себе риски для участников ЕАЭС, так как между странами-участницами Союза в первую очередь декларируется обеспечение свободы движения товаров, что означает, что товары, попадающие в Россию в виде «параллельного импорта», могут в дальнейшем свободно перемещаться между странами ЕАЭС.

Принятое постановление состоит, по сути, из одного единственного пункта, согласно которому Правительство РФ постановило «Установить, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по предложениям федеральных органов исполнительной власти утверждает перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».

Что это всё значит?

Статьи 1359 и 1487 Гражданского Кодекса РФ регламентируют положения об исчерпании права патентообладателей и владельцев товарных знаков запрещать третьим лицам использование патентуемых объектов (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) или товарных знаков, если товары/продукты, в которых реализованы такие объекты интеллектуальной собственности, были введены в оборот на территории РФ с согласия правообладателя.

Иными словами, положения статей 1359 и 1487 ГК РФ не дают правообладателю возможности воспрепятствовать использованию оригинальных товаров, если такие товары были введены в оборот на территории РФ правообладателем или третьими лицами, но с согласия правообладателя.

Из этого же положения следует и обратное: если оригинальные товары не были введены в оборот на территории РФ правообладателем или с его согласия, то правообладатель сохраняет право запрещать ввоз и оборот таких товаров третьими лицами. Однако со вступлением в силу Постановления №506 такое «право запрещать» у правообладателя, а точнее у правообладателей только определенных патентуемых объектов и товарных знаков, прекращено.

В первую очередь необходимо отметить, что именно на подобных положениях об исчерпании прав зиждется запрет так называемого «параллельного импорта». Международная Ассоциация Товарных Знаков (International Trademark Association) определяет параллельный импорт, как импорт товаров, обозначенных товарных знаком, на определённую территорию, и продаваемых там без согласия правообладателя товарного знака на этой территории.[1]

Из подобного определения можно сделать вывод, что импорт любых товаров, в том числе и контрафактных, является параллельным, так как контрафактный товар также может содержать на себе товарный знак, который ввозится и распространяется на определённой территории без согласия правообладателя. Однако Международная Ассоциация Товарных Знаков поясняет, что товары при «параллельном импорте» должны быть произведены правообладателем либо по лицензии с ним, и таким образом не являются контрафактными, но они могли быть изготовлены и упакованы для определённой юрисдикции, но ввозятся в другую юрисдикцию вопреки намерениям правообладателя.

Проблема и сущность такого искусственного ограничения, как «исчерпание прав», а также произрастающего из него такого загадочного явления, как «параллельный импорт», рассматривалась многими учёными. Цель исчерпания прав достаточно ёмко описала В.В. Пирогова в своей монографии: «данное ограничение направлено на защиту общественных интересов в смысле обеспечения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов за счет предотвращения создания искусственных препятствий для передвижения товаров и услуг при помощи исключительных прав».

Положения об исчерпании исключительных прав содержатся в законодательствах всех стран ЕАЭС, что позволяет достичь законодательной гармонизации по данному вопросу. Более того, положение об исчерпании прав закреплено и в приложении №26 к Договору о Евразийском экономическом союзе, согласно которому на территориях государств-членов применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.

Таким образом, все договаривающиеся страны-участницы ЕАЭС в едином международном документе закрепили, что ввоз на территорию одной из стран оригинальных товаров с товарным знаком, который осуществляется без согласия правообладателя такого товарного знака на территории этой страны, является нарушением прав этого самого правообладателя.

Постановление №506, в свою очередь, нарушает данный принцип международного договора, и теоретически не может быть применено даже в России в силу пункта 4 статьи 15 Конституции РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом, возвращаясь к принципу свободного движения товаров между странами-участницами ЕАЭС, несложно предположить, что товары, ввезённые на территорию РФ посредством «параллельного импорта», который теперь уже разрешён в России, могут быть свободно перемещены на территорию любой страны ЕАЭС, в том числе и на территорию Казахстана. Тут необходимо отметить, что законодательство Казахстана по-прежнему запрещает такой параллельный импорт, в том числе и из России, если на территории России товар не был введён в оборот с согласия правообладателя (важным условием является то, что правообладателем должно выступать одно и то же лицо на территории России и Казахстана). Следовательно, разрешённый в России параллельный импорт товаров не является разрешённым параллельным импортом в Казахстане, хотя на практике с учётом свободного перемещения товаров между странами отделить «белую фасоль от коричневой» будет крайне сложно.

Если при первичном ввозе на территорию ЕАЭС предотвращать параллельный импорт помогают таможенные меры по защите прав интеллектуальной собственности, закреплённые в Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза и в национальных таможенных законодательствах, то между участниками ЕАЭС такие меры не применяются, и Казахстану никак не пресечь массовый параллельный импорт, который может начать поступать с территории России.

Увеличение роста параллельного импорта влечёт усиление недобросовестной конкуренции в отношении официальных каналов поставок и дистрибуции, что снижает инвестиционную привлекательность, в данном случае Казахстана. Дело в том, что при параллельном импорте лица, получившие согласие правообладателя, и вероятно заключившие с правообладателем соглашение, по которому выплачивают роялти или иные компенсации, либо же выполняют дополнительные условия – они поставлены на один уровень с лицами, которые никакого согласия от правообладателя не получали и которые не несут никаких дополнительных расходов. То есть, официальная торговая сеть правообладателя, в том числе и в Казахстане, ставится в изначально неравные условия с неофициальными поставщиками товаров.

Кроме того, параллельный импорт несёт в себе риск роста числа контрафактной продукции. И действительно, несложно представить себе практическую ситуацию, когда в одном контейнере или грузовом автомобиле, в котором находится сборный груз, на стороне ближе к двери контейнера или автомобиля расставлены оригинальные параллельно импортируемые товары, а ближе к середине в этом же контейнере стоят уже контрафактные товары.

К тому же большой вопрос вызывает на практике, кто именно будет определять, является ли товар оригинальным или контрафактным – не существует таких экспертов, которые разбирались бы в оригинальности всех товаров, и по этой причине оригинальность или контрафактность товара определяется самим правообладателем; в нашем же случае, разрешение на параллельный импорт товаров означает, что все импортируемые без согласия правообладателя товары изначально считаются оригинальными и подлежат свободному ввозу, хотя на самом деле они могут быть и контрафактными.

Помимо этого, необходимо обратить особое внимание на тот факт, что Постановлением №506 допускается, что положения об исчерпании прав не будут применяться только в отношении определённых товаров (групп товаров). Иными словами допускается параллельный импорт не всех товаров, а только тех, которые будут утверждаться Минпромторгом РФ. Те товары, что не вошли в список Минпромторга, будут запрещены к импорту параллельно с правообладателем и его официальным каналом. Таким образом, Постановлением №506 также вводится и практика законной дискриминации определённых правообладателей (групп правообладателей). Подобная дискриминация, с учётом всё того же принципа свободного движения товаров, может распространиться и на Казахстан, и привести к дискриминации правообладателей, которые осуществляют свою деятельность на территории Республики. Причём подобная дискриминация будет являться косвенной, ведь Казахстан напрямую параллельный импорт по определённым группам товаров не разрешал.

Таким образом, разрешение параллельного импорта в России, а равно, в общем-то, и в любой другой стране ЕАЭС, во-первых противоречит нормам Договора о ЕАЭС, из чего следует, что подобное разрешение не может применяться в силу схожих (в вопросе превалирования международного договора над национальным законом) конституций всех стран ЕАЭС, во-вторых создаёт плодородную почву для недобросовестной конкуренции в России и Казахстане (а также и других странах ЕАЭС), которая в условиях либерализации политико-экономической системы Казахстана может явиться негативным фактором для привлечения инвестиций, в-третьих несёт в себе риск увеличения контрафактной продукции, ну а в-четвёртых вводит дискриминацию правообладателей патентуемых объектов и товарных знаков в России, которая в итоге может перетечь в аналогичную дискриминацию только уже в Казахстане.

С одной стороны, конечно, можно понять причины принятия подобного Постановления Правительством РФ, так как в текущей ситуации, когда санкции иностранных государств негативно влияют на поставки товаров в Россию, рынок по-прежнему нуждается в импортных товарах, которые в силу положений об исчерпании права не могут быть законно ввезены в страну.

Однако с другой стороны принятие и применение на практике подобного постановления отчасти нивелирует принцип верховенства закона, так как оно противоречит вышестоящему по иерархии нормативно-правовому акту – Договору о ЕАЭС.  

Жанат Нурмагамбетов

 

 

Легализация контрабанды или просто альтернативные пути поставки?

Автор Адель Исламов, патентный поверенный

Давайте сначала разберемся с терминологией, а потом выясним, зачем это нужно и к чему приведёт.

"Контрафакт" – товар, созданный по образу и подобию другого, с нарушением авторских прав, использованием начертаний шрифтов, логотипов и внешнего вида оригинального товара. Попросту говоря – "подделка". Это кроссовки Abibas, телефоны iPhoto или Sumsang, одежда Gussi и другие "бренды".

"Контрабанда" – незаконный ввоз или вывоз товара в обход таможни или другого законного способа регистрации ввозимого товара. То есть, контрабандный товар может быть как оригинальным, так и контрафактным. Контрабанда – это не свойство товара, а способ его доставки через границу.

"Пиратство" – этот термин вообще относится к захвату кораблей в море или же к получению программного обеспечения, книг, фильмов или другой интеллектуальной собственности бесплатно или с нарушением авторских прав – это "онлайн-пиратство".

"Параллельный импорт" – это как раз и есть ввоз товаров в страну без разрешения правообладателей. "Параллельный" – потому что идёт параллельно поставкам официальных дистрибуторов или дилеров. Также такие товары называют "серыми". Такие товары обладают всеми лицензиями, сертификатами качества производителя, легально ввозятся на территорию страны и декларируются на таможне. Единственное, что отличает такой товар от "белого" – это как раз отсутствие разрешения производителя или правообладателя. Раньше это было запрещено и наказывалось, а теперь ответственность снята.

То есть, параллельный импорт нельзя назвать ни пиратством, ни контрабандой, ни контрафактом, но что это тогда? Производитель ведь не разрешил, значит что-то, да нарушается?

И тут мы подошли к самому главному – оказывается, Россия – не первая страна, кто легализовал параллельный импорт, и это не страны типа Пакистана, Эквадора, Венесуэлы и так далее, а очень даже приличные – США, страны Европейского союза и другие.

Они используют принцип исчерпания исключительного права. Что это значит?

Принцип исчерпания исключительного права подразумевает свободную продажу товара на территории, в случае, когда он официально начал продаваться на какой-то другой территории, в зависимости от типа принципа.

Международный принцип предполагает, что после первой продажи в любой точке мира, этот товар можно продавать где угодно, даже без разрешения правообладателя. Например, если в Корее вышел новый Самсунг, кто угодно может купить его и продать на территории США, даже если компания-производитель официально не давала согласия.

Региональный принцип предполагает, что в какой-то определенной стране товар можно продавать свободно, без разрешения правообладателя, если было дано разрешение правообладателя на продажу в другой стране, входящей в какой-либо союз или объединение. Например, компания из Турции разрешила продавать одежду своего производства на территории Германии. Согласно принципу регионального исчерпания прав, турецкий товар может свободно продаваться по территории всего Европейского союза, так как Германия входит в него.

Национальный принцип предполагает, что исчерпание исключительных прав происходит в момент первой продажи на территории государства. Например, как только официальный дилер BMW ввез и продал автомобиль на территорию России, этот автомобиль может спокойно перепродаваться в стране неограниченное количество раз.

В России до сих пор действовал национальный и региональный принципы. И этим пользовались иностранные производители. Большинство производителей, особенно, электроники, имеют в России официального дилера или дистрибутора, который и ввозит товар в Россию. Например, компания Apple всю свою технику поставляет в Россию через компанию ООО «Эппл Рус», а затем эта компания уже продаёт телефоны и планшеты в Связной, Эльдорадо, re:Store, М.Видео и другие магазины. Точно такие же представительства есть и у других компаний.

То есть, для каждой страны компания-производитель устанавливает свою цену, на которую для конечного покупателя еще сверху накручиваются издержки магазинов. Условно, в США телефон стоит 1000 долларов (75 000 рублей) , официальный дилер продаёт в розничные магазины за 100 тысяч рублей, а в магазинах он продается уже за 120 тысяч рублей.

Вот так выглядит схема импорта через официального дистрибутора

Какие у белого импорта плюсы и минусы?

Плюсы:

  • гарантия оригинальности;
  • гарантийные обязательства и официальный ремонт;

Минусы:

  • монополия у поставщика на установление цен;
  • зависимость в поставках от одной компании.

У серого импорта всё наоборот: плюсы «белого» не гарантированы, но присутствует свободное ценообразование от цены производителя и нет зависимости от официального поставщика.

Другими словами, теперь условная компания Эльдорадо может самостоятельно или через другую фирму закупить в США партию телефонов за 1000 долларов (75 000 рублей) и продать в России за 100 тысяч рублей, а более мелкая компания с более мелкими издержками может продать его за 90 тысяч рублей. То есть, уже нет зависимости от официального дилера по цене – присутствует конкуренция в ценообразовании, а также нет зависимости и по объемам поставок.

Вот так выглядит схема импорта через альтернативных поставщиков Но ведь компании-производители могут запретить продажу своего товара в России?

Если поставки осуществляются через единственного поставщика, то да, продажи в магазинах могут «встать». Именно для избежания этой ситуации и легализован параллельный импорт – производитель не сможет запретить всем американским компаниям продавать свои товары российским компаниям, которые и будут параллельно поставлять товар в Россию.

В связи с этим можно избежать дефицита и повышенного спроса на иностранные товары, однако, не надо забывать о том, что гарантийные обязательства могут быть отменены производителем в случае, если он посчитает, что так нужно сделать.

Данное решение не легализует контрабанду, а только допускает ввоз оригинального товара по альтернативным каналам.

Автор Адель Исламов, патентный поверенный

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9,5 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 930 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 9000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.