Где взять деньги на туризм: базу отдыха, кемпинг, этно-деревню, гостевой дом, санаторий - доходные объекты?
- грант Ростуризма – ППРФ 1619;
- грант Агротуризм 2021 на средства размещения и т.п.
- инициативы Ростуризма с 2021 года Нацпроекта;
- льготные займы фондов микрофинансирования;
- льготные 0% займы фонда моногородов (ФРМ);
- льготные низко - % кредиты на гостиницы;
- льготный лизинг оборудования региональной ЛК;
- налоговые льготы регионал. инвест.проекта (РИП);
- налоговые льготы резидентам ТОСЭР ДФО и м/городе
Где взять деньги на инженерную инфраструктуру туризма?
- СМР инфраструктуры АНО Ростуризм с 2021 года в рамках Национального проекта по развитию внутреннего туризма (3 ФП)
- СМР инфраструктуры "Комплексное развитие сельских территорий" - ППРФ 696;
- СМР инфраструктуры ТРК из бюджетов региона - ППРФ 1704
- СМР инфраструктуры в рамках индивидуальных программ СЭР регионов РФ, геостратегических регионов и моногородов - ППРФ 316
Где взять деньги начинающему или развивающемуся фермеру на ферму, загон, стойла, карду/сеновал, другие объекты выращивания, откорма, выгула, приобретение животных (птица, овцы, козы, КРС), многолетние насаждения - постройки по соседству с объектами показа гостевого туризма (гостевой дом)?
10 предприятий Татарстана откроют для промышленного туризма
https://kazan24.ru/news/economy
20.09.2021
Татарстан вошел в топ-30 пилотных регионов России по развитию промышленного туризма. Такой выбор сделало Агентство стратегических инициатив. При поддержке Минпромторга РФ с 4 августа 2021 года АСИ запустило Акселерационную программу. Она призвана улучшить имидж предприятий страны и сформировать потребительскую лояльность к продукции российских брендов.
В акселерационной программе три модуля, в которые входят формирование стратегии промышленного туризма региона, создание экскурсий на предприятиях, в том числе виртуальных, а также разработка экскурсионных маршрутов и их продвижение.
Минпромторг РТ отобрал для проведения экскурсий 10 предприятий:
- «КамАЗ»,
- «ИТ-парк» (что тут промышленного, кроме серверной комнаты дата-центра...),
- «Татспиртпром»,
- «Кукморский валяльно-войлочный комбинат»,
- «Инженерно-производственный центр» (видимо Бугульма - это НТЦ - инженеры конструкторы),
- «ЦФ «КАМА»,
- «Кукморский завод Металлопосуды»,
- «Выксунский металлургический завод» (причем здесь Татарстан - это Нижегородская область...),
- «Сабинский леспромхоз» (ну разве что промышленная "деляночка" по вырубке леса и питомник по воспроизводству),
- «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу».
Разработанные программы войдут в предложения туроператоров РФ и будут представлены на зарубежных рынках.
Финал Всероссийского акселератора АСИ по промышленному туризму запланирован на декабрь 2021 года.
Промышленный туризм как тренд года
Прошлый «ковидный» год стал годом не только кризиса для туриндустрии, но и новых возможностей для внутреннего туризма.
В Татарстане немало интересных, а то и уникальных предприятий, каждое из которых, по сути, может стать объектом посещения для туристов. Но сегодня не все они готовы «открыться» для экскурсий.
Объективно закрытыми для экскурсантов могут быть высокотехнологичные и стратегически важные предприятия либо производства военно-промышленного комплекса. Казанский вертолётный завод, например, проводит «экскурсии» только для официальных правительственных делегаций и стратегических партнёров. Сложно организовать их и на старых предприятиях – из-за «тесноты» пространства и повышенных требований к безопасности экскурсионных групп.
«Пионером» индустриального туризма в Татарстане можно назвать Кукморский валяльно-войлочный комбинат. Вообще же Кукморский район, пожалуй, самый показательный в этом отношении. Будучи аграрным (70 процентов его площади – земли сельхозназначения), он тем не менее в последние годы стал привлекательным для туристов с точки зрения индустрии. Как сообщила заместитель руководителя исполкома по социальным вопросам этого района Айгуль Ахметшина, популярными объектами туристического маршрута, помимо валяльно-войлочного комбината («Кукморские валенки»), являются завод металлической посуды «Кукмара» и местная швейная фабрика.
Периодически экскурсии для студентов и школьников проводятся на «Нижнекамскнефтехиме». «Они направлены в первую очередь на популяризацию рабочих профессий, – говорит инженер по работе со студентами ПАО «Нижнекамскнефтехим» Гульназ Гизятова. – Школьников важно знакомить с промышленными предприятиями города, со специалистами, структурой, процессом производства. Надо поднимать престиж рабочих профессий, направлять молодёжь на получение образования по желанию, по специальности».
Лидером же промышленного туризма в республике по праву считается ПАО «КАМАЗ», где экскурсии поставлены на поток.
Почему автогигант занялся примышленным туризмом и к каким сложностям нужно быть готовым его организаторам? Об этом заместитель генерального директора акционерного общества по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин рассказал участникам круглого стола, проведённого депутатской группой ТНВ в Госсовете и общественным движением «Татарстан – новый век», на тему развития экологического, сельского и промышленного туризма. Первые экскурсии на завод состоялись в 2016 году, когда по решению генерального директора Сергея Когогина заводы компании были включены в туристические маршруты. Но как таковые экскурсии для школьников камазовцы проводили и прежде: в 2015 году, например, в музее и на заводах КАМАЗа побывали более двух тысяч челнинских ребят.
«Конечно, были сложности, связанные с тем, что автогигант – это закрытое предприятие, и внутренние документы не позволяют свободно перемещаться по его территории. Поэтому первое время мы работали по временным процедурам, – говорит Александр Ушенин. – Потом разработали новый стандарт, что позволило на законных основаниях приводить на предприятие желающих посетить территорию завода с точки зрения промышленного туризма. При этом сам КАМАЗ не занимается набором экскурсионных групп – это дело отдано на откуп более 45 туристическим агентствам, с которыми мы заключили договоры».
Наша республика имеет неиссякаемый потенциал для развития промышленного туризма, но он нуждается в информационной поддержке со стороны государства
У руководства завода есть понимание, что индустриальный туризм расширяет знания о предприятии, о республике, стране, о современных технологиях, которые здесь применяются. Первая экскурсия состоялась 19 апреля 2016 года, и с этого времени здесь провели более 130 экскурсий. Были туристы не только из России, но и из Германии, Турции, Азербайджана, Кубы и ряда других стран. Здесь работают по традиции не только со взрослыми туристами, но и со школьниками: в рамках профориентационных мероприятий автогигант ежемесячно посещают 400–500 детей.
На автогиганте развивают сразу несколько туристических направлений – автомобильный и литейный заводы, завод двигателей, комплексный маршрут. Наиболее востребован автомобильный завод, где экскурсанты имеют возможность посмотреть весь процесс сборки грузовиков на конвейере. Продолжительность экскурсий – от одного до полутора часов. Есть возможность перевозить туристов – для этого закуплены электрокары. Все маршруты сначала тестируют представители Госкомитета Татарстана по туризму, Центра развития туризма РТ и туристических агентств.
Целый год на КАМАЗе из-за пандемии не принимали гостей, но даже после наложения запрета в турагентства продолжали поступать заявки на проведение экскурсий – такой был интерес к деятельности крупнейшей автомобилестроительной компании.
И вот наконец экскурсии возобновлены. Теперь здесь не только демонстрируют производство, но и проводят мастер-классы для школьников. Из деталей, сделанных на заводе, ребята собирают модель автомобиля и могут сами же её покрасить. Кроме того, здесь есть учебно-технологический комплекс, где смоделирован весь рабочий процесс. Работник, поступающий на КАМАЗ, прежде чем встать на конвейер, получает теоретические знания и потом приходит в этот технологический комплекс отрабатывать практические навыки. Так что здесь безопасно, и экскурсанты могут посмотреть все процессы сборки и даже поучаствовать в них.
Что касается проблем, то представитель завода посетовал: Центр развития туризма РТ в своё время обещал оказывать промышленному туризму информационную поддержку, но, увы, её нет. «Промышленный туризм для нас – не бизнес, никакой материальной выгоды от него мы не получаем. Заявленная стоимость на посещение КАМАЗа одним человеком – минимальная, всего 200 рублей. Эти деньги нужны на оформление пропуска и оплату работы специально обученных экскурсоводов, которые хорошо знают техническую составляющую маршрутов и в то же время умеют рассказывать о том, что интересно нашим туристам», – пояснил Александр Ушенин.
Что ж, возможно, промышленный (индустриальный) туризм для самих предприятий не обещает стать источником дохода, во всяком случае в ближайшее время. Но вряд ли кто станет отрицать, что он является одним из действенных инструментов продвижения бренда, создания имиджа компании, повышения инвестиционной привлекательности, расширения деловых связей. Кроме того, промышленный туризм – это ещё и способ сформировать кадровый резерв предприятия. Экскурсии на производство помогут зажечь в сердцах молодого поколения желание возрождать и развивать экономику своей республики.