Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Туристический кластер. Туристско-рекреационная особая экономическая зона. Туризм. Гостевой дом. Усадьба. Хутор. Деревня. Сельский агротуризм. Экотуризм

Туристический кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ. 

Рустам Минниханов вступился за сельских туроператоров: «Не вздумайте этих людей наказывать за то, что у них кто-то переночевал»

Мы можем включить Вашу усадьбу, гостевой дом на интерактивную карту объектов сельского туризма.
Обращайтесь к нам!

Управляющей компанией туристического кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристический кластер.

На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц.

Срок существования туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, может быть продлен по решению правительства РФ не более чем на 29 лет. На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц.

В проекте закона предлагается распространить действующий упрощенный миграционный режим для высококвалифицированных иностранных специалистов, привлекаемых для работы в кластере.

С нашими предложениями по улучшению развития отрасли "сельский туризм" и "агро-, эко-туризм"
можно ознакомиться здесь.
Обращайтесь к нам!

Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.:

  • повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, 
  • стимулирования инноваций, 
  • стимулирования развития новых направлений.

Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. «Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции».

Помимо традиционных факторов – конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств – на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.

Основными характеристиками туристских кластеров считаются следующие:

- наличие кооперации между субъектами туристского кластера (предпринимательскими структурами, органами власти и государственными учреждениями, общественными организациями), функционирующими в индустрии туризма и смежных отраслях (в (форме государственно-частного партнерства, ассоциаций, союзов и т.п.):

- совместное использование субъектами туристского кластера туристских ресурсов территории, на которой расположены туристские аттракторы, обладающей сложившейся туристской инфраструктурой (объект туристского кластера):

- наличие вертикальных (внутри продуктовой цепочки индустрии туризма) и горизонтальных взаимосвязей (между структурами, участвующими в процессе производства тур продукта) между участниками туристского кластера:

- наличие единой цели функционирования туристского кластера, заключающейся в повышении конкурентоспособности объектов и субъектов кластера, а также удовлетворении рекреационных потребностей за счет формирования, продвижения и реализации туристского продукта региона.

Типы кластеров:

По стадии жизненного цикла различают:

  • пре-кластеры,
  • зарождающиеся кластеры,
  • развивающиеся кластеры,
  • зрелые кластеры,
  • угасающие.

По видам туристских аттракторов различают:

  • музейные кластеры,
  • развлекательные кластеры,
  • спортивные кластеры,
  • экологические кластеры,
  • этнографические кластеры,
  • санаторно-курортные
  • и другие виды кластеров.

Как правило, в одном туристском кластере сочетаются несколько туристских аттракторов.

По видам туристских ресурсов различают:

  • водные (морской, речной, озерный) кластеры,
  • лесные кластеры,
  • горные кластеры,
  • смешанные кластеры [3. с.5].

По масштабу различают:

  • локальные,
  • региональные кластеры,
  • национальные кластеры,
  • транснациональные кластеры.

По форме управления предлагают различать следующие виды кластеров: управляемые бизнес-структурами, управляемые органом государственной власти, управляемые на базе государственно-частного партнерства. По способу формирования выделяют целевые и исторически сложившиеся.

Выгода от формирования рекреационного кластера заключается в следующих основных аспектах:

- предпринимательские структуры, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя внедрение инноваций и привлекая инвестиционные ресурсы для внедрения новых стратегий в рекреационном кластере;

- происходит свободный обмен информацией, что приводит к быстрому распространению инноваций по каналам поставщиков ресурсов или потребителей рекреационных услуг, взаимодействующих с конкурентами;

- взаимосвязи внутри рекреационного кластера ведут к появлению новыхпутей в конкуренции и создают новые возможности для его развития;

- возникают новые комбинации трудовых ресурсов и предпринимательских идей; - рекреационный кластер динамично реагирует на изменения внешней среды (в зависимости от конъ-юнктуры рынка и других воздействий внешней среды он может расширяться, а при неблагоприятных условиях - сокращаться).

Конфигурация туристского кластера, по С. Нордин, представляет (рис. 1):

- комплекс туристских ресурсов, привлекающих не коренных жителей территории;

- концентрацию компаний, направленных на удовлетворение туристского спроса: рестораны, сектор размещения, транспортные услуги, ремесла и туристские агентства и т.д.;

- сектора и производства, направленные на поддержку туристских услуг;

- экологически чистую и дешевую инфраструктуру (дороги, топливо, канализация, медицинское обслуживание);

- компании и институты, обеспечивающие необходимую квалификацию кадрам, информационную поддержку и финансовый капитал;

- внутренние агентства, организующие и внедряющие кластерную концепцию;

- государственные органы, регулирующие и координирующие структуры, влияющие на кластерные образования.

Еще по теме субсидий, льгот, преференций:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем помочь вам официально получить налоговые льготы, преференции, субсидии.
Обращайтесь к нам!

Чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, по мнению профессора М. П. Войнаренко необходимо пять условий - «5И»:

1. инициатива ;

2. инновации;

3. информация - доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и веб - страниц,

4. интеграция -

5. интерес

 Меры поддержки участников туристических кластеров - ОСОБЫЕ преимущества размещения бизнеса ОДНОВРЕМЕННО:

  • на территории промышленных площадок или индустриальных парков,
  • в границах территорий опережающего развития (ТОСЭР),
  • в границах особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ),
  • в границах особых экономических зон регионального уровня (далее - ОЭЗ РУ),
  • на территории инновационных, промышленных, туристических (отраслевых, территориальных) кластеров.

Преимущества размещения  на территории промышленных площадок (индустриальных парков):

  • Главы регионов (губернаторы), руководство промышленных парков, ТОСЭР, ОЭЗ РУ заинтересованы в наполнении резидентами своих инфраструктурных площадок и потому реально использование их административного ресурса для более эффективного входа на рынок региона
  • Промышленные площадки (парки, технополисы) являются наиболее приспособленными для развития производств и производственных услуг (транспортной и складской логистики, СМР, ПИР) - присутствует необходимая инфраструктура: есть участки земель, готовые к размещению, покупке или аренде, подведены сети, коммуникации, другие элементы транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры
  • Во многих индустриальных парках предлагаются услуги "торгового дома" (помощь в сбыте продукции), имеется сырьевая и производственная кооперация, есть объекты общего пользования, оказываются централизованно услуги транспортной и складской логистики
  • Резиденты ПП - наиболее субсидируемая категория предпринимателей МСБ *
  • Резиденты ПП внутри ОЭЗ и ТОСЭР обладают льготами и преференциями** по местным (арендная плата за землю и земельный налог - снижение ставки), региональным (налог на имущество - снижение ставки) и федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет), по таможенным пошлинам и платежам
  • Резиденты ПП имеют иные льготы и преференции от муниципалитетов ***
  • Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах получают особые льготы ****

* Виды государственной поддержки резидентов ПП - производственных компаний по линии Министерства экономического развития (МЭР РФ) и Министерства промышленности и торговли РФ:

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта на территории ОЭЗ или ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот), на территории промышленной площадки, индустриального парка (с учетом субсидий и преференци и без них) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!

  • Субсидирование 50% затрат на приобретение оборудования» (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Компенсация до 25% затрат на выкуп недвижимости ПП, чаще всего не более 5 миллионов рублей (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Компенсация до 25% затрат на аренду недвижимости ПП, чаще всего не более 1 миллиона рублей (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Субсидирование до 50% затрат на приобретение оборудования по договорам лизинга (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Субсидирование затрат на уплату % по кредитам (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Субсидирование энергосбережения, энергетического аудита и присоединения к сетям энергоснабжения
  • Преференции и субсидии участникам промышленных кластеров (при реализации совместных - кооперационных (кластерных) проектов

** Виды государственной поддержки резидентов ОЭЗ РУ - производственных компаний от руководства ОЭЗ РУ или муниципалитета (субъекта РФ):

Мы можем подобрать Вам промышленную площадку или индустриальный парк с оптимальными условиями размещения в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента. Обращайтесь к нам!

  • льготы по местным (освобождение) налогам
  • льготы по региональным (частичное или полное освобождение) налогам
  • льготы по федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет)
  • льготы по таможенным пошлинам и платежам

*** Виды государственной поддержки резидентов ПП и ОЭЗ РУ от муниципалитета (субъекта РФ):

  • нулевая ставка аренды земли на период строительства
  • переоформление земли в собственность согласно Земельного кодекса под объектом недвижимости (бывает безвозмездное)
  • льготы по присоединению к сетям энергоснабжения (к электрическим сетям - 0, к тепловым сетям - 0, к газовым магистралям - 0)

**** Льготы резидентам ТОСЭР в моногородах

Это аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) - предоставление налоговых преференций:

  • налог на прибыль 0 – 5% (без ТОР 20%),
  • налог на землю 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7,6% (без ТОР 30%).

По сути, это означает законное выведение из под налогообложения значительной суммы добавочной стоимости (налогов с добавочной стоимости станет меньше на 37 процентных пунктов (!), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке будучи резидентом ТОР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли),

Преимущества размещения  на территории промышленных (индустриальных) площадок, парков (ПП), торриторий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ).
  Главы регионов (губернаторы), руководство промышленных парков, ОЭЗ РУ заинтересованы в наполнении резидентами своих инфраструктурных площадок и потому реально использование их административного ресурса для более эффективного входа на рынок региона
  Промышленные площадки являются наиболее приспособленными для развития производств и производственных услуг (транспортной и складской логистики, СМР, ПИР) - присутствует необходимая инфраструктура: есть участки земель, готовые к межеванию и аренде, подведены сети, другие элементы транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры
  Во многих парках предлагаются услуги "торгового дома" (помощь в сбыте продукции), имеется сырьевая и производственная кооперация, объекты общего пользования, услуги транспортной и складской логистики
  Резиденты ПП - наиболее субсидируемая категория предпринимателей МСБ *
  Резиденты ПП внутри ОЭЗ РУ обладают льготами и преференциями** по местным (освобождение), региональным (частичное или полное освобождение) и федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет), по таможенным пошлинам и платежам
  Резиденты ПП имеют иные льготы и преференции от муниципалитетов ***

Компания имеет практический опыт сопровождения проектов промышленных (индустриальных) парков, промышленных (отраслевых и территориальных) кластеров (включая сопровождение резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, промышленных площадок) Республики Татарстан и других регионв в конкурсе Министерства экономического развития России, Фонда развития моногородов, Минпромторга России

Также компания имеет практический опыт сопровождения 307 проектов предпринимателей  

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.