Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Чем отличаются ТОСЭР и ОЭЗ? 1) в них разные льготы. 2) это разная среда для ведения бизнеса. В чем разница между ТОСЭР и ОЭЗ, как стать резидентом территории опережающего развития и есть ли шанс у Чистополя и Зеленодольска получить статус ТОСЭР?

Фото: Олег Тихонов

В чем разница между ТОСЭР и ОЭЗ, как стать резидентом территории опережающего развития и есть ли шанс у Чистополя и Зеленодольска получить статус ТОСЭР?

В особенностях развития моногородов «Реальное время» разбиралось на online-конференции вместе с замминистра экономики РТ Натальей Таркаевой. 

ТОСЭР vs ОЭЗ

Чем же отличаются ТОСЭР и ОЭЗ? Во-первых, в них разные льготы. А во-вторых, это разная среда для ведения бизнеса.

В ТОСЭР есть льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и по налогу на землю. Также есть льготы по социальным платежам на зарплату (7,6% вместо обычных 30%).

«Те, на кого будут платить взносы в 7,6% будут получать полноценное финансовое обеспечение. Разницу покроют Пенсионный фонд, Фонд страхования и федеральный бюджет», — уточнила на онлайн-конференции «Реального времени» Таркаева.

В ТОСЭР нет льгот по таможне, а в ОЭЗ они есть: «Поскольку ОЭЗ рассчитана на предприятия с иностранным капиталом, импортным оборудованием — там есть льготы по таможенным платежам, режим свободной таможенной зоны. Эти льготы принципиально отличают ОЭЗ от ТОСЭР».

Что касается среды, то ОЭЗ — это «чистое поле». Это территория вне города. Индустриальная зона, огороженная забором, с таможенным постом и КПП. ТОСЭР делается на территории всего города. Т. е. бизнес может разместиться на любой площадке в пределах установленных властями границ. Можно снять помещение из корпусов завода, можно построить свое здание — это уже каждая компания решает сама.

Кроме этого, предприятиям не нужно делать вахту: сотрудников до завода довезет общественный транспорт. Также не требуется думать о школах и развлечениях для сотрудников — в городе уже все есть.

Третья принципиальная разница — деньги и рабочие места, которые по договору должны предоставлять резиденты ТОСЭР и ОЭЗ. В особой зоне входной чек 120 млн рублей. А в ТОСЭР — 50 млн рублей на 10 лет: «Т. е. в первый год нужно создать 5 млн рублей капитальных вложений и еще 45 млн в течение 10 лет существования».

Таркаева привела в пример компанию «Акульчев». Она решила стать резидентом ТОСЭР, а не соседней ОЭЗ, посчитав условия более приемлемыми для себя.

Треть всех резидентов ТОСЭР России — у Челнов

ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента

Всего на челнинской территории находится девять резидентов. «Мы недавно считали, что на Набережные Челны приходится 36% всех резидентов ТОСЭР в стране. Их, если я не ошибаюсь, 17. И вот на все 17 территорий 36% — это наши.

Первыми резидентами стал мясоперерабатывающий завод АПК «Камский». Вторым — китайский Haier. Инвесторы, когда выбирают себе город с ТОСЭР, прежде всего выбирают город, в котором они будут жить и работать. «И для того же Hair важно, чтобы это был город рядом с аэропортом, у которого была бы нормальная дорога, были хорошие маршруты, федеральные сети транспорта, хорошие таможенные зоны, склады временного хранения и много всего другого».

Когда ТОСЭР в Челнах появилась, были определенные жалобы от глав других районов: что вы оставили нас без инвесторов (их и так было немного, а теперь совсем не будет). Нужно понимать, что налоговые льготы — не единственный способ заманить резидента на территорию. «ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента».

В Челны заманят резидентов из IT и мусоропереработки

О потенциальных резидентах территории Таркаева прямо говорить не стала. Она отметила, что власти не зацикливаются на каких-то определенных отраслях. «Мы хотим расширить отрасли, которые прописаны сейчас в ОКВЭД. Хотим включить туда дополнительные, например, IT-сферу, мусоропереработку и логистику», — пояснила Таркаева. Пока что эти компании работать в ТОСЭР не могут, потому что они не указаны в постановлении о создании территории опережающего развития.

Мы очень признательны Наталье Александровне, что наши предложения были услышаны и власти стали об этом говорить, мы рассчитываем на внесение предложенных нами изменений

Компаниям, связанным с градообразующим предприятием и отраслью грузового автомобилестроения, попасть в челнинскую ТОСЭР не удастся. «Есть еще и отрасли, исключенные для всех ТОСЭР: работа с подакцизными товарами, работа на рынке недвижимости и с ценными бумагами», — уточнила замминистра.

«Резидентами территории опережающего развития могут стать как новые, так и уже действующие городские предприятия. Условия для новых производств: 50 млн инвестиций в капитальные вложения в течение первых 5 лет, причем в первый год они должны сделать 5 млн рублей. Действующие в свою очередь должны сделать эти вложения по новому инвестиционному проекту.

За полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд рублей капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд рублей и 2,5 тыс. рабочих мест

Также новые резиденты должны за первый год создать 20 рабочих мест, а в течение 10 лет — еще 30. Действующие предприятия должны удвоить штат. Сложность в том, что у действующих производств достаточно большой штат. А среднее число сотрудников считается по показателям за три года. Так что уволить всех перед Новым годом, чтобы потом снова набрать штат, не получится», — говорит Таркаева.

Город на «десятку»

«По оперативным данным, за полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд [рублей капвложений] и 2,5 тыс. рабочих мест», — рассказала Таркаева.

О жестких плановых показателях перед Минэкономикой замминистра говорить не стала: «Есть амбициозная плановая задача в этом году привлечь 10 крупных резидентов. Это сложная задача. На 10 лет вообще был план привлечь 100—120 резидентов, 20—25 из которых будут крупными». При этом сам город, по оценкам министерства, может создать 10 тыс. новых рабочих мест.

В ожидании ТОСЭР

ТОСЭР даются только тем, у кого уже есть потенциальные резиденты. Мы должны доказать, что все предприятия, которые есть в заявке, жизнеспособные, и территория не будет простаивать

Минэкономики готовит заявку на присвоение статуса ТОСЭР Нижнекамску: «Мы очень долго ждали постановления, которое даст возможность расширять границы ТОСЭР и заявляться городам, у которых 2-я и 3-я категория по сложностям социально-экономического положения. Постановление вышло 6 или 7 мая. До этого времени подготовить заявку было невозможно, потому что там прописано, какие нужно представить документы, какой формат, — там сама структура заявки прописана».

В планах получить статус ТОСЭР и для Зеленодольска, Чистополя. «Заинтересованы в этом [создании ТОСЭР] практически все. Елабуга единственная точно не будет подавать заявку, потому что на ее территории есть особая экономическая зона. Создавать на одной территории ТОСЭР и ОЭЗ теперь запрещено законом», — пояснила Таракаева.

«ТОСЭР даются только тем, у кого уже есть потенциальные резиденты. Мы должны доказать, что все предприятия, которые есть в заявке, жизнеспособные, и территория не будет простаивать».

Называть производства, которые уже хотят стать резидентами, Таркаева не стала, но отметила исключенные сферы [предприятия этого сегмента не смогут стать резидентами, потому что они близки к градообразующему производству].

«Исключенным в Нижнекамске будет производство каучуков. Не думаю, что большое количество предпринимателей у нас хочет заниматься каучуками. В Чистополе в исключенных отраслях: по часовым механизмам и точной механике», — добавила замминистра.

Юля Красникова, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова

Что лучше бизнесу - статус резидента ОЭЗ Алабуга или статус резидента ТОСЭР Набережные Челны?

Аспект сравнения №1. Налоговые режимы

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284.
При необходимости - обращайтесь к нам!

Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:

  • размещение производства на территории ОЭЗ,
  • размещение производства на ТОСЭР,
  • размещение производства без получения льготного режима.

Сравнительным анализом вариантов - разностным методом - Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот - важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.

Сравнение ставок налогооболожения прибыли организаций в ТОСЭР и ОЭЗ:

ОЭЗ Алабуга Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль РФ 2% 2% 2% 2% 2% 2%  2%  2%  2%   2% 2%  2%   2% 2%  2% 
  РТ  0%  0%  0%  0%  0%  5%  5%  5%  5%  5%  13,5%  13,5%  13,5%  13,5%  13,5%
   Сумма 2%   2%  2%  2%  2%  7%  7%  7%  7%  7%  15,5%  15,5%  15,5% 15,5%   15,5%
ТОСЭР Н.Челны Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль* РФ 0% 0% 0% 0% 0%  2% 2%   2% 2%   2%  2%  2%  2% 2%  2% 
  РТ  5%  5%  5%  5%  5%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%
   Сумма  5%  5%  5%  5%  5%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%

* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).

Таблица и график показывают, что ступеньки ОЭЗ более "пологие", а ступеньки ТОСЭР - более "крутые" (особенно если после 10 летниего льготного периода не будет продления еще на 5 и ставка с 11 года вернется к обычным 20%)  -  с точки зрения налогообложения прибыли режим ОЭЗ более щадящий, но налогообложение прибыли - это всего лишь один из поядка 20 факторов выбора между режимами

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции:

  • налог на прибыль в первый год - 5%, в последующие годы - 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 7,6% (без ТОР 30%).

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Аспект сравнения №1. Инфраструктура

Что есть в ОЭЗ? 

В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в "чистом" поле)

Что есть в ТОСЭР? 

В ТОСЭР в моногороде - вся созданная жилищная, социальная, транспортная инфраструктура, присущая ерритории города

Чего нет в ТОСЭР? 

  • В ТОСЭР нет таможенных преференций - отсутствует таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры "растаможки" при импорте/экспорте
  • В ТОСЭР нет специально созданных промышленных территорий с подведенными коммуникациями (как это принято в ОЭЗ ППТ или промышленных (индустриальных) парках)

Чего нет в ОЭЗ?

  • в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонду обязаельного страхования (пенсоинное, социальное, медицинское)
  • в ОЭЗ нет созданной инфраструктуры города (жилая, социальная инфраструктура)

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284. Обращайтесь к нам!

Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.

Создание ТОСЭР на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». 

Создание ТОСЭР на территории моногорода Набережные Челны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №44 от 28.01.2016

Порядок получения статуса резидента ТОСЭР в Набережных Челнах осуществляется в соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении порядка заключения соглашения о ведении деятельности территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №61 от 04.02.2016

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР - обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников "Как стать резидентом ТОСЭР?" или "Как разработать бизнес план своими силами?" - также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.