Таблица-памятка для заявителей на аккредитацию 794
Изменения направлены на ужесточение требований к структуре собственности (запрет долей) и унификацию документооборота (новые формы, реестры, требования).
При этом вводятся полезные практические инструменты (прилегающая территория, упрощённые цепочки аренды).
Ключевой задачей на ближайшее время является изучение новых требований к мастер-плану, которые появятся в январе 2026 года.
| Что проверить/сделать | Сроки/Примечания |
|---|---|
| СРОЧНО (уже действует): | С 07.10.2025 |
| 1. Исключить из состава территории парка участки в долевой собственности или с множественностью арендаторов. Провести межевание. | Критичное изменение. Без этого заявку не примут. |
| 2. Завести и заполнить реестр пользователей инфраструктуры. | Новый обязательный документ для заявки. |
| 3. Учесть, что объекты на прилегающей территории могут подтверждать инфраструктуру, но в расчёт площади парка не идут. | Упрощает подтверждение внешней инфраструктуры. |
| ГОТОВИТЬСЯ (скоро вступит): | С 01.02.2026 |
| 1. Следить за публикацией новых требований Минпромторга к Мастер-плану. Все старые мастер-планы нужно будет переделывать. | Ожидаются в январе 2026. |
| 2. Готовиться к составлению нового документа — "Состава объектов проминфраструктуры" по форме Минпромторга. | Новый обязательный документ. |
| 3. Использовать для актов осмотра новые примерные формы от Минпромторга. | Унификация, снижение рисков. |
| 4. Подавать заявку на продление аккредитации за 30 РАБОЧИХ дней, а не календарных. | Важно для соблюдения сроков. |
Заказать консультацию, услугу, задать вопрос консультанту
Записаться на будущий, планируемый вебинар, видеокурс
Приобрести видеозаписи проведенных вебинаров
Приобрести финансово-экономический расчет с обучением
При необходимости - спрашивайте нас!
Заказать расчет или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Чем еще мы можем быть полезны?
- Аккредитация (подготовка к соответствию требованиям НПА):
- индустриального парка ППРФ 794
- промышленного технопарка ППРФ 1863
- технопарка в сфере высоких технологий ПП 1381
- Концепция развития парка
- Консультации по бизнес-модели
- Оценка и сравнительный выбор вариантов з/у под промышленную площадку, индустриальный парк с оптимальными условиями размещения, в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента.
- Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
- Услуги УК, тарификация
- Юридические документы, регламенты
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
- Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
- Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
- Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
- Аккредитация промышленного технопарка в сфере электроники ППРФ 1863, 1659,
- Аккредитация технопарка в сфере высоких технологий ППРФ 1381
- Аккредитация агробиотехнопарка (ППРФ 1007),
- Аккредитация экопромышленного парка (ППРФ 794),
- Аккредитация экотехнопарка (ППРФ 1863),
- Аккредитация агропромпарка (ППРФ 794),
- Аккредитация агропромтехнопарка (ППРФ 794, 1863),
- Концепция развития объекта
- Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
- Консультации по бизнес-модели
- Бизнес план УК, девелопера, резидентов
- Услуги УК, тарификация
- Юридические документы, регламенты
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов территорий опережающего социально-экономического развития ТОСЭР, ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, в ЗАТО, Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых экономических зон ОЭЗ всех типов - промышленно- производственного ППТ, технико-внедренческого ТВТ, портового ПТ, туристско-рекреационного ТРТ,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область), особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе, СЭЗ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, Калининградской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников инновационного центра ИЦ Сколково,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов и стартапы Иннополиса (Верхнеуслонской и Лаишевской площадок)
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников региональных инвестиционных проектов РИП,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников специальных инвестиционных контрактов СПИК,
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений СЗПК,
- ИТ-компании, разработчики ПО, ПАК, включая аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО, ПАК),
- технологические предприниматели, технологические компании, выполняющие НИОКР, привносящие новшества, осуществляющие инновации, разрабатывающие технические и технологические решения, продукты, сервисы, применяемые в промышленности, сфере услуг, торговле, в быту, жизнедеятельности
- разработчики электроники - продукции радиоэлектроники РЭП, аппаратуры РЭА, электронной-компонентной базы ЭКБ, включая аккредитованные Минпромом РФ компании(в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
- дизайн центры электроники, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов технопарков, включая промышленных, индустриальных парков, агро-парков, эко-парков, техно-парков, био-техно-парков, промышленных зон
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков электроники, ЭКБ, РЭП, РЭА (hardware оборудования), ПАК, ПО ЭВМ (software "софта") наукоемкой технологической продукции
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) пользователей иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы или спецрежимы - УСН, АУСН Онлайн
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) предпринимателей и предприятия агро-сферы (АПК)
- Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разных получателей грантов, субсидий (отраслевых, на производство конкретной продукции).
Как сменить ВРИ - как создать промышленный парк на землях сельскохозяйственного назначения?
Не было печали - вышло ППРФ 1229
- 2025 муниципальные электросети (1229)
- 2025 муниципальные электросети - в сетевую Ко (1229)
- 2025 электросети безвозмездно - в сетевую Ко (1229)
- Как "заложить" расходы на обслуживание сетей? Поскольку наценку на тариф ресурсоснабжающих организаций (и электросетевых компаний) официально делать запрещено.
- Модель №1 (Агентский договор)
- Модель №2: Договор на тех. присоединение
- Модель №3: Создание ТСО на базе УК парка
- ППРФ 1229 передать гос. электросети в СОСО и ТСО
- И что теперь делать частной УК с муниципальными сетями?
- Сетевики - жируют, производственники - платят?
- Снова поддержка крупного бизнеса монополиста за счет МСП?
- Подарить активы монополисту, который будет зарабатывать на производственниках?
- Высоковольтные сети (35 кВ и выше)
- Если знать, что сети уйдут в СК, мы бы не строили за бюджет
- Какие сети передадут до 1 апреля 2025
- Какие сети передадут до 20 сентября 2024
- Какие сети передадут до 31 декабря 2024
- Распределительные сети (ниже 35 кВ)
- реестр аккредитованных ППРФ 794 1863 промышленных парков
- ужесточение требований ППРФ 794 1863
- подтверждение бюджета ППРФ 794 1863
- ужесточение ППРФ 794 1863 подтверждением бюджета
- Какие замечания пишут эксперты Минпрома?
- Типовые ошибки заявок на аккредитацию ППРФ 794, 1863
- Аккредитация индустриального парка ППРФ 794 промышленного технопарка 1863 кластера 779
- Антикризис: какие сервисы УК будут актуальны в кризис?
- Как развивать промышленный парк?
Авторская методика создания индустриального парка, промышленного технопарка, ЛАЦ-ОРЦ, ОЭЗ
- Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
- Проектирование
- Финансово-экономическое моделирование и бизнес-планирование
- Экономичность аутсорсинга в альтернативу штату
- Подробное ТЗ на разработку документации
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
Вебинар по аккредитации индустриальных парков (ИП).
Краткий обзор основных блоков информации:
Ключевые итоги и планы Минпромторга (2025-2026)
-
Статистика за 2025 год: Рассмотрено 116 заявок на аккредитацию. Утверждено 43 ИП, по 73 заявкам даны замечания. Общее число парков (индустриальных и технопарков) увеличилось на 36.
-
Финансовая поддержка: В 2025 году выделено значительное финансирование по различным программам поддержки (на сумму десятки миллиардов рублей).
-
Планы на 2026 год:
-
Утверждение новых требований к мастер-плану, актам осмотра и составу объектов инфраструктуры (вступят в силу с 01.02.2026).
-
Введение понятия "инвестиционный партнёр парка".
-
Устранение правовых коллизий по продлению срока аккредитации.
-
Ужесточение требований к пользователям инфраструктуры.
-
Типичные ошибки при подаче заявки на аккредитацию
-
Просрочка подачи на продление: Заявку нужно подавать заранее, до истечения срока аккредитации.
-
Ошибки в мастер-плане: Отсутствие обязательных схем, нечитаемые чертежи, нестыковка данных с другими документами.
-
Проблемы с инфраструктурной обеспеченностью:
-
Неверный расчёт доли территории (70%, но не менее 8 га), обеспеченной всеми видами инфраструктуры.
-
Неподтверждённое документами наличие объектов (особенно внутриплощадочных дорог).
-
-
Проблемы с подтверждением полномочий Управляющей Компании (УК):
-
Отсутствие у УК прав распоряжаться объектами (сдавать в аренду резидентам) без согласия собственника.
-
Сложности с договорами аренды, не дающими таких полномочий.
-
-
Ошибки в работе с резидентами:
-
Отсутствие договоров о ведении деятельности на территории ИП (не просто аренды).
-
Резиденты, чья деятельность не является промышленным производством (например, чисто бухгалтерские услуги).
-
Неполная информация об инвестиционном проекте резидента (продукция, коды ОКВЭД, рабочие места).
-
-
Несинхронизированные данные: Расхождения в площади, наименованиях объектов, списках участников между мастер-планом, реестрами, договорами и выписками из ЕГРН.
Важные разъяснения по требованиям
-
Правомочия УК: УК должна иметь право распоряжения объектами (собственность, аренда с правом субаренды, агентский договор и т.д.). Исключение — объекты инфраструктуры, принадлежащие ресурсоснабжающим организациям.
-
Акт осмотра территории: Юридически значимый документ, подтверждающий факт наличия объектов инфраструктуры, когда нет иных документов (разрешения на ввод, ПСД). Подписывается УК, правообладателями объектов и представителем субъекта РФ. Ответственность за достоверность несут подписанты.
-
Инфраструктурная обеспеченность: Расчёт ведётся по каждому земельному участку и по каждому виду инфраструктуры (электричество, вода, дороги и т.д.). Прилегающая территория в расчёт не включается, но может подтверждать наличие внешней инфраструктуры.
-
Пользователи инфраструктуры: Юрлица или ИП, обеспечивающие деятельность резидентов или УК (например, сервисные, ремонтные компании). Их статус нужно подтверждать договорами. В 2026 году требования к ним ужесточатся.
-
Земельные участки:
-
Минимум 8 га, категория — "промышленность" или "населённые пункты".
-
ВРИ должен допускать размещение промышленных объектов.
-
Запрещено включать участки, находящиеся в общей долевой собственности или арендованные по договору с множественностью лиц на стороне арендатора. Это новое строгое правило.
-
-
Полезная площадь: >50% от общей площади парка. >50% полезной площади должно быть предназначено для промпроизводства резидентов (не пользователей!).
Ключевые изменения в Постановлении №794 (актуальные и планируемые)
-
Введение понятий "инвестиционный партнёр" и "прилегающая территория".
-
Запрет на общую (долевую) собственность на земельные участки в составе ИП.
-
Конкретизация требований к ВРИ земельных участков.
-
Расширение списка документов, подтверждающих правомочия УК (включён договор субаренды) и ввод объектов в эксплуатацию.
-
Обязательное указание кода ОКВЭД резидента в реестре.
-
Введение реестра пользователей инфраструктуры.
-
Утверждение типовых форм акта осмотра и новых требований к мастер-плану (с 01.02.2026).
Основные изменения 794, структурированные по документам и их практическому значению:
1. Важнейшие изменения, вступившие в силу с 07.10.2025
-
Введение понятия «прилегающая территория парка» (п. 3):
-
Что это: Земельные участки, смежные с территорией парка, на которых расположены объекты коммунальной инфраструктуры или обеспечивающие транспортную доступность.
-
Практическое значение: Объекты на прилегающей территории (например, внешняя подстанция или подъездная дорога) могут учитываться как подтверждение наличия инфраструктуры для парка, но не включаются в расчёт его площади и инфраструктурной обеспеченности. Это решает проблему, когда ключевая инфраструктура формально находится за границей парка.
-
-
Жёсткий запрет на общую (долевую) собственность и множественность лиц в аренде (п. 4):
-
Что изменилось: Недопустимо включать в состав территории парка земельные участки (или их части), находящиеся:
-
на праве общей собственности (долевой или совместной);
-
в аренде по договору с множественностью лиц на стороне арендатора (когда один договор аренды заключён с несколькими арендаторами).
-
-
Практическое значение: Это самое критичное изменение, направленное на упрощение управления и чёткое определение прав. Для соответствия требованиям необходимо провести межевание и выдел долей в натуре так, чтобы каждый участок был закреплён за одним правообладателем (УК, резидентом и т.д.). "Браунфилд"-паркам со сложной историей собственности это создаст серьёзные трудности.
-
-
Создание отдельного реестра пользователей инфраструктуры (п. 5):
-
Что изменилось: УК обязана вести не только реестр резидентов, но и реестр пользователей инфраструктуры с детальной информацией (название, ИНН/ОГРН, перечень услуг с кодами ОКВЭД, реквизиты договора).
-
Практическое значение: Формализует статус пользователей. Ужесточает контроль за деятельностью на территории парка. Копия этого реестра теперь является обязательным документом для подачи заявки (пункт 2¹ Приложения).
-
-
Упрощение цепочки прав для объектов госсобственности (п. 6):
-
Что изменилось: Убрано обязательное условие использования договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды между УК и резидентом для объектов гос/муницсобственности.
-
Практическое значение: Теперь резиденты могут арендовать такие объекты напрямую у публичного собственника, если это предусмотрено схемой. Это даёт больше гибкости в структурировании сделок.
-
-
Изменение процедуры рассмотрения заявок в Минпромторге (пп. 1, 2, 3, 4 Правил подтверждения):
-
Что изменилось: Упразднены формальные решения о "несоответствии". Теперь Минпромторг либо принимает решение о соответствии, либо направляет заявителю уведомление с перечнем замечаний (без указания срока на исправление в тексте правил, но, как следует из вебинара, практика остаётся).
-
Практическое значение: Процедура становится более "заявительной" и менее конфронтационной. Акцент смещается на диалог и устранение недочётов.
-
-
Уточнение по «полезной площади» (п. 2):
-
Что изменилось: Из полезной площади теперь явно исключаются отдельно стоящие складские помещения, не предназначенные для промышленно-производственной деятельности.
-
Практическое значение: Логичное уточнение. Склады, которые являются неотъемлемой частью производства резидента (например, сырьевой или готовой продукции), можно включать в полезную площадь. Чисто логистические распределительные центры — нет.
-
2. Изменения, вступающие в силу с 01.02.2026
-
Новые требования к Мастер-плану (п. 7 Приложения):
-
Что изменилось: Вместо детального перечисления схем и разделов в Постановлении теперь будет ссылка на отдельные требования Минпромторга. Текст старого пункта полностью заменён на: "Мастер-план... соответствующий требованиям, установленным Минпромторгом России".
-
Практическое значение: Внимание! Все мастер-планы, подаваемые после 01.02.2026, должны быть подготовлены по новым, пока не опубликованным требованиям. Как сказано на вебинаре, их утверждение ожидается в январе 2026.
-
-
Введение «Состава объектов промышленной инфраструктуры» (новый п. 2² Приложения):
-
Что изменилось: Появляется новый обязательный документ — перечень всех объектов инфраструктуры парка по форме, устанавливаемой Минпромторгом.
-
Практическое значение: Унификация данных. Этот документ станет основным источником проверки информации об объектах (здания, сети, дороги).
-
-
Унификация форм Актов осмотра (п. 5, п. 13 Приложения):
-
Что изменилось: Для комиссионного акта осмотра территории парка и нового акта осмотра прилегающей территории будут утверждены примерные формы Минпромторгом.
-
Практическое значение: Упрощение подготовки документов и снижение риска отклонения из-за неправильного оформления. Акт по прилегающей территории нужен для подтверждения внешней дороги, если у неё нет документов кадастрового/бухгалтерского учёта.
-
-
Уточнение срока подачи на продление аккредитации (п. 13 Правил):
-
Что изменилось: Чётко указано, что документы на продление нужно подавать не позднее чем за 30 РАБОЧИХ дней до истечения срока (ранее было просто "30 дней").
-
Практическое значение: Важно для календарного планирования! Срок подачи стал примерно на неделю раньше (в пересчёте на календарные дни).
-
Обобщенная таблица-памятка для заявителей (см выше)
Общий вывод:
Изменения направлены на ужесточение требований к структуре собственности (запрет долей) и унификацию документооборота (новые формы, реестры, требования).
При этом вводятся полезные практические инструменты (прилегающая территория, упрощённые цепочки аренды).
Ключевой задачей на ближайшее время является изучение новых требований к мастер-плану, которые появятся в январе 2026 года.
Ответы на частые вопросы
-
Налоговые льготы: Не предоставляются автоматически с федерального уровня. Устанавливаются субъектами РФ.
-
Сервисные объекты в ИП (магазины, фитнес-центры): Допустимы, но если инфраструктура построена на бюджетные средства, их размещение может быть признано нецелевым использованием средств.
-
Собственность резидента: Резидент может быть собственником земельного участка в ИП. УК не обязана владеть всей землёй.
-
"Браунфилд"-парки: Исторически сложившаяся сложная структура собственности может создавать проблемы при соответствии новым требованиям (например, по запрету долевой собственности).
-
Аффилированность: Не является препятствием для аккредитации, но может влиять на получение некоторых субсидий.
Рекомендация от экспертов:
Всегда проверяйте актуальную редакцию Постановления №794 перед подачей заявки, так как оно часто меняется. При подготовке документов уделяйте особое внимание синхронизации данных во всех документах заявки.
Мастер-план индустриального парка
- Жизненный цикл строительного объекта
- Зонирование. Классы опасности производственных объектов
- Исходные данные мастер-плана промышленного парка 794
- Как правильно сделать мастер план промышленного технопарка?
- Как разработать мастер-план индустриального парка?
- Зонирование. Санитарно-защитная зона (СЗЗ)
Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
- Землеустроительная документация парка: категории ВРИ, НПА
- Как правильно подобрать земельный участок?
- Срок РнС разрешения на строительство
- Управление УК смежными з/у пром. парка
- Мастер-план индустриального парка
2025-2026 инструменты развития для УК и резидентов материалы форума Инпарк Новосибирск
- Поддержка пром. технопарков и инд. парков (Минпромторг РФ)
- Баланс промышленности, экологии, социалки
- Поддержка УК и Резидентов пром. технопарков и инд. парков
- МСП Банк и ВТБ банк для УК и резидентов
- Мезонинное финансирование – альтернатива?
- ЗПИФ IPO SPO ЦФА УК и резидентам
- Казначейские кредиты бюджетам субъектов РФ
- Окупаемость энергоцентра (генерации)
- Энергетическая инфраструктура и новые финансовые инструменты
Тайминг видео (таймкоды)
- 00:03:12 Введение и начало вебинара
-
• Приветствие участников.
-
• Объявление темы вебинара: аккредитация индустриальных парков.
-
• Упоминание о изменениях в постановлении №794.
-
- 00:05:43 Обсуждение изменений в аккредитации
-
• Работа над изменениями для привлечения внебюджетных источников финансирования.
-
• Введение понятия «инвестиционный партнёр».
-
• Возможность структурирования индустриальных парков через закрытые паевые инвестиционные фонды.
-
- 00:07:49 Итоги работы Минпромторга в 2025 году
-
• Рассмотрение 116 заявок на включение в реестр индустриальных парков.
-
• Положительные решения по 43 заявкам, замечания по 73 заявкам.
-
• Увеличение количества индустриальных парков на 8, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий на 28.
-
- 00:10:14
Нормативные изменения
-
• Введение понятия прилегающей территории парка.
-
• Утверждение типовых форм актов осмотра и мастер-планов.
-
• Исключение обязанности заверения копий документов.
-
• Исключение решения о несоответствии требованиям, оставление только замечаний.
-
• Расширение возможностей включения объектов недвижимости в состав парка.
-
- 00:12:39
Меры поддержки
-
• Выделение 32 миллиардов рублей по мерам поддержки №1119.
-
• 1,1 миллиарда рублей по мерам поддержки №328.
-
• 783 миллиона рублей по мерам поддержки радиоэлектронных технопарков.
-
- 00:13:00
Планы на 2026 год
-
• Принятие приказов Минпромторга по требованиям к мастер-плану, актам осмотра и составу объектов промышленной инфраструктуры.
-
• Введение понятия «инвестиционный партнёр парка».
-
• Устранение правовой коллизии, связанной с продлением срока нахождения парка в реестре.
-
- 00:14:26
Типичные ошибки при подаче заявок
-
• Необходимость подачи заявки на продление срока нахождения в реестре заранее.
-
• Ошибки в мастер-плане парка.
-
• Замечания по обеспеченности территории промышленной инфраструктурой.
-
• Проблемы с подтверждением полномочий управляющей компании.
-
- 00:19:22
Утверждение требований к документам
-
• Требования к мастер-плану вступят в силу с 1 февраля 2026 года.
-
• Приказ о подтверждении требований к мастер-плану должен выйти в январе.
-
• Аналогичные требования будут утверждены для актов осмотра территорий и состава объектов промышленной инфраструктуры парка.
-
- 00:20:37
Прилегающая территория и инфраструктурная обеспеченность
-
• Прилегающая территория парка не учитывается при расчёте инфраструктурной обеспеченности.
-
• Объекты на прилегающей территории подтверждают наличие коммунальной и транспортной инфраструктуры в парке.
-
- 00:21:53
Вопросы и завершение обсуждения
-
• Приглашение задавать вопросы по аккредитации.
-
• Благодарность Курбану Борисовичу и переход к следующему выступлению.
-
- 00:23:09
Статистика заявок и изменения в постановлении
-
• За неполный год подано 116 заявок, из них 43 прошли аккредитацию.
-
• Постановление постоянно меняется, рекомендуется проверять актуальную редакцию перед подачей заявки.
-
- 00:25:23
Процедура аккредитации и основные причины отказов
-
• Основные причины отказов: неполнота заявки, противоречия между документами, отсутствие требуемых документов, несоответствие проекта требованиям.
-
- 00:26:46
Параметры проекта и участники
-
• Участники проекта: управляющая компания, резиденты, потенциальные резиденты, пользователи инфраструктуры, субъект РФ, муниципальное образование.
-
• Имущественный комплекс: территория парка, земельные участки, промышленная инфраструктура.
-
- 00:27:30
Требования к управляющей компании
-
• Подтверждение статуса, организационно-правовой формы, государственной регистрации, местонахождения.
-
• Функционал: ведение реестра резидентов, обеспечение деятельности сайта проекта, реализация соглашения с субъектом РФ.
-
• Правомочия на территорию и инфраструктуру: право собственности или иное законное основание.
-
- 00:28:50
Документы для управляющей компании
-
• Выписка из ЕГРЮЛ, справка о сайте, реестр резидентов, соглашение между субъектом РФ и УК, справочные материалы о деятельности УК, выписки из ЕГРН на объекты недвижимого имущества.
-
- 00:29:51
Сложности подтверждения правомочий
-
• Сложности возникают при подтверждении правомочий УК на территорию и инфраструктуру.
-
• Варианты правомочий: собственность, аренда, агентский или иной договор, доверительное управление.
-
- 00:31:40
Права распоряжения и исключения
-
• Управляющая компания должна иметь право передавать объект третьему лицу или самостоятельно использовать объект без согласия собственника.
-
• Исключение: отсутствие правомочий на объекты инфраструктуры, принадлежащие ресурсоснабжающей организации или публичной стороне.
-
- 00:33:35
Подтверждение наличия объектов
-
• Фактическое наличие объектов на территории парка подтверждается актом осмотра территории.
-
- 00:33:52
Акт осмотра территории
-
• Акт осмотра фиксирует характеристики объектов инфраструктуры.
-
• Необходим, когда нет документального подтверждения наличия объектов.
-
• Включает перечень характеристик объектов, обоснование отсутствия документов и сведения о правообладателях.
-
- 00:35:42
Роль акта осмотра
-
• Акт осмотра не решает все проблемы с инфраструктурой.
-
• Подписывающие акт несут ответственность за достоверность информации.
-
• Не следует указывать несуществующие объекты в акте.
-
- 00:37:06
Подписание акта
-
• Акт подписывают руководитель управляющей компании, представители правообладателей и уполномоченный орган.
-
• Подтверждает наличие объектов, которые не стоят на балансе.
-
- 00:38:51
Подтверждение правомочий
-
• Убедитесь, что все объекты в мастер-плане и перечне имеют документы.
-
• Проверьте правомочия управляющей компании и собственников объектов.
-
- 00:39:42
Договоры аренды
-
• Договоры аренды должны предусматривать правомочия управляющей компании по распоряжению объектами.
-
• Если управляющая компания создана собственником актива, договор должен включать вопросы распоряжения объектами.
-
- 00:40:59
Инвентарные карточки
-
• Инвентарные карточки необходимы для объектов, находящихся на бухгалтерском учёте.
-
• Наименование объекта в инвентарной карточке должно совпадать с наименованием в других документах.
-
• Рекомендуется указывать кадастровый номер земельного участка в инвентарных картах.
-
- 00:42:47
Подтверждение резидентов
-
• Резиденты и потенциальные резиденты должны быть в реестре.
-
• Представлены договоры аренды, купли-продажи или предварительные договоры.
-
• Подтверждаются виды деятельности резидентов.
-
- 00:44:46
Оформление договорных отношений с резидентами
-
• Необходимы договоры о ведении деятельности на территории парка, а не только аренды или купли-продажи.
-
• Частые ошибки: отсутствие договоров с резидентами, несоответствие предварительных договоров правилам, отсутствие обязательств управляющей компании или резидентов.
-
• Важно наличие информации о проекте резидента, описании продукции и её отношении к промышленному производству.
-
- 00:45:42
Определение промышленного производства
-
• Промышленное производство включает обеспечение электрической энергией, газом, паром, утилизацию отходов и ликвидацию загрязнений.
-
• Классическое промышленное производство — обрабатывающее производство и все акведы, вытекающие из него.
-
• Оказание бухгалтерских услуг не является основной деятельностью резидента индустриального парка.
-
- 00:46:37
Ошибки в договорах с резидентами
-
• Здание может быть представлено резиденту на основании договора, не предусмотренного требованиями.
-
• Договоры, заключённые между резидентами субъектов РФ после вступления в силу 794-го постановления, могут быть засчитаны при определённых условиях.
-
• Срок действия договора не должен истечь на момент представления заявки.
-
- 00:48:47
Рекомендации по договорам
-
• Синхронизация информации об участниках проекта во всех документах.
-
• Исключение из состава заявки лиц, не соответствующих нормативным требованиям.
-
• Приведение договоров в соответствие с требованиями 794-го постановления через заключение дополнительных соглашений.
-
- 00:50:28
Обязательства в договорах
-
• Обязательства управляющей компании и резидента по созданию и развитию парка.
-
• Информация об инвестиционном проекте: описание продукции, номенклатура, характеристики, количество рабочих мест, ссылка на код АКВ.
-
• Срок заключения основного договора в предварительных договорах.
-
- 00:51:19
Пользователи инфраструктуры
-
• Пользователи инфраструктуры — юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие договор с управляющей компанией.
-
• Пользователи должны обеспечивать деятельность резидентов или управляющей компании.
-
• Примеры пользователей: компании, оказывающие сервисные услуги, например, по гумированию цистерн или ремонту буровых установок.
-
- 00:54:54
Подтверждение статуса пользователя
-
• Подтверждение юридических отношений и видов деятельности пользователя через договоры аренды, купли-продажи и реестр.
-
• Тренд на ужесточение требований к пользователям инфраструктуры в 2026 году.
-
• Сложности в определении статуса пользователя из-за отсутствия чёткого регулирования услуг, оказываемых резидентам и внешним лицам.
-
- 00:55:55
Документы от субъекта РФ и муниципального образования
-
• Письмо об отсутствии оснований для разработки проекта планировки территории.
-
• Письмо о создании парка в соответствии со стратегическими документами.
-
• Письмо о наличии создаваемой или введённой в эксплуатацию подъездной дороги.
-
• Комиссионный акт осмотра территории.
-
- 00:56:48
Уполномоченные лица
-
• Проект планировки территории подписывается органами, отвечающими за строительство, архитектуру и ЖКХ.
-
• Стратегия пространственного развития и письмо о создаваемой дороге подписываются руководителями исполнительных органов.
-
• Письмо о введённой в эксплуатацию дороге подписывается главой или заместителем главы муниципального образования.
-
• Комиссионный акт подписывается представителем уполномоченного органа субъекта.
-
- 00:58:31
Имущественный комплекс
-
• Территория парка — совокупность земельных участков на расстоянии не более двух километров друг от друга.
-
• Проверяемые параметры: обеспеченность инфраструктурой, площадь территории, категория земель, полезная площадь, транспортное сообщение.
-
• Необходимо подтвердить, что не менее 70% общей площади территории, но не менее 8 гектаров обеспечены всеми видами инфраструктуры.
-
- 01:00:16
Подтверждение инфраструктурной обеспеченности
-
• Подтверждение осуществляется через мастер-план, разрешение на ввод в эксплуатацию, инвентарную карту и проектно-сметную документацию.
-
• Инфраструктура включает транспортную, коммунальную (электро-, газо-, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение), связь и здания для промышленного производства.
-
• Основные сложности: некорректное определение территории, перечня объектов инфраструктуры и процента обеспеченности.
-
- 01:01:21
Примеры расчёта инфраструктурной обеспеченности
-
• Пример 1: 14 участков, все относятся к землям населённых пунктов или промышленности.
-
• Пример 2: 10 участков относятся к землям промышленности или населённых пунктов, 4 — к сельхозземлям.
-
• Пример 3: Определение обеспеченности водоснабжением: участки, по которым проходит сеть водоснабжения, считаются обеспеченными.
-
- 01:04:18
Рекомендации по расчёту
-
• Для каждого земельного участка рассчитывается обеспеченность по каждой категории инфраструктуры: здания, электричество, тепло, водоснабжение, водоотведение, транспорт.
-
• Подтверждение обеспеченности осуществляется через документальные данные.
-
• Пример расчёта: по зданиям обеспеченность подтверждена, по электричеству — нет.
-
- 01:06:41
Дополнительные требования
-
• По каждому виду инфраструктуры должно быть показано 70% обеспеченности.
-
• Внутриплощадочные проезды должны быть подтверждены документально или актом осмотра, фотофиксацией и мастер-планом.
-
• Объекты инфраструктуры должны быть расположены или запланированы на земельных участках в 70% площади, но не менее 8 гектаров.
-
- 01:08:27
Требования к мастер-плану
-
• До февраля 2026 года мастер-план должен соответствовать старым требованиям.
-
• После февраля 2026 года требования к мастер-плану изменятся.
-
• Новые требования будут опубликованы в январе.
-
- 01:10:32
Ошибки в мастер-плане
-
• Отсутствие обязательных разделов, например, схемы, указанной в постановлении.
-
• Параметры проекта не подтверждаются другими документами заявки.
-
• Нечитаемые схемы в мастер-плане.
-
- 01:12:24
Инфраструктурная обеспеченность
-
• Мастер-план должен визуально подтверждать инфраструктурную обеспеченность.
-
• Визуальное отображение сетей и границ кадастровых участков.
-
• Рекомендуется включать таблицу с информацией по каждому виду инфраструктуры.
-
- 01:15:09
Дополнительные рекомендации
-
• Мастер-план может включать дополнительную информацию, но она не должна влиять на проверку.
-
• Расчёты и показатели должны быть обоснованными и подтверждёнными.
-
• Комплексное видение проекта, включая текущее положение и планы развития.
-
- 01:15:58
Ошибки в подтверждении инфраструктурной обеспеченности
-
• Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию действующих объектов.
-
• Отсутствие проектно-сметной документации на создаваемые объекты.
-
• Отсутствие инвентарных карт на объекты, не требующие акта ввода.
-
- 01:17:39
Пояснения и унификация
-
• Представление пояснительных записок для объектов без разрешений.
-
• Унификация сведений об объектах: параметры, наименования и т. д.
-
• Тщательный сбор и представление всех необходимых документов.
-
- 01:19:13
Требования к земельным участкам
-
• Площадь территории должна быть не менее 8 гектаров.
-
• Категория земель: промышленность или населённые пункты.
-
• Временно разрешённое использование должно допускать размещение промышленной инфраструктуры.
-
- 01:20:12
Изменения в использовании участков
-
• Регулирование использования объектов ужесточается.
-
• ВРП может различаться даже у смежных участков из-за исторического контекста.
-
• Необходимо, чтобы ВРП допускало размещение производственных объектов.
-
- 01:21:03
Полезная площадь
-
• Полезная площадь должна быть не менее 50% от общей.
-
• Не менее 50% полезной площади должно быть предназначено для промпроизводства резидентов.
-
• Большая часть полезной площади, занимаемая пользователями, может стать препятствием для аккредитации.
-
- 01:21:30
Ошибки при подаче документов
-
• Отсутствие проекта планировки и письма о его отсутствии.
-
• Разные подходы местных органов к запросу документации.
-
• Важность однозначного ответа от уполномоченного органа.
-
- 01:23:37
Синхронизация документов
-
• Общая площадь парка должна совпадать с площадью в мастер-плане.
-
• Ошибки возникают при корректировках проекта и отсутствии синхронизации документов.
-
• Перед подачей документов необходимо проверить синхронизацию всех данных.
-
- 01:25:20
Расчёт полезной площади
-
• В полезную площадь не входят объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры.
-
• Важно, чтобы полезная площадь была больше 50%.
-
• Необходимо правильно определить долю полезной площади для резидентов и пользователей.
-
- 01:26:48
Транспортная доступность
-
• Подтверждение наличия общественного транспорта или транспорта управляющей компании.
-
• Наличие дороги до границы парка и её ввод в эксплуатацию.
-
• Использование дороги для перевозки сотрудников резидентов.
-
- 01:28:16
Подтверждение подключения к коммунальной инфраструктуре
-
• Подтверждение подключения объектов к коммунальной инфраструктуре.
-
• Предоставление актов разграничения балансовой принадлежности и схем.
-
• Все документы должны быть в составе заявки.
-
- 01:29:13
Ключевые изменения 794
-
• Конкретизация требований к виду разрешённого использования земельных участков.
-
• Добавление договора субаренды в состав документов, подтверждающих правомочия управляющей компании.
-
• Требование указания кода вида деятельности резидента в реестре.
-
- 01:30:12
Реестр пользователей инфраструктуры и запрет на общую собственность
-
• Введение реестра пользователей инфраструктуры.
-
• Запрет на включение земельных участков на праве общей собственности или на основании договора с множественностью лиц в состав территории парка.
-
- 01:31:01
Риски общей собственности
-
• Отсутствие конкретных границ и правил изменения схемы общей собственности.
-
• Неопределённость границ парка и возможность размещения резидентов.
-
- 01:32:54
Новые основания приобретения объектов резидентами
-
• Реорганизация другого лица и правопреемство как новые основания приобретения объектов.
-
• Вступившее в законную силу решение суда как основание владения.
-
- 01:33:54
Дополнительные документы и требования
-
• Введение дополнительных документов для подтверждения ввода в эксплуатацию объектов.
-
• Расширение списка документов, подтверждающих соответствие коммунальной инфраструктуры требованиям.
-
- 01:35:02
Выкуп участков и новые требования к мастер-планам
-
• Возможность выкупа участков у региона или муниципального образования при наличии зданий, принадлежащих резиденту на праве собственности.
-
• Утверждение примерных форм комиссионного акта осмотра территории парка и новых требований к мастер-планам с февраля 2026 года.
-
- 01:36:58
Обсуждение требований к мастер-планам
-
• Необходимость обсуждения и корректировки требований к мастер-планам до их утверждения.
-
• Возможность дискуссии на площадке ассоциации.
-
- 01:38:36
Помощь в аккредитации и господдержке
-
• Помощь в планировании и подготовке заявок на аккредитацию.
-
• Поддержка на стадии сбора заявки и при получении замечаний.
-
- 01:40:14
Вопросы и ответы
-
• Отсутствие автоматических налоговых льгот для резидентов индустриальных парков и технопарков.
-
• Льготы устанавливаются субъектами РФ.
-
• Возможность ситуации, когда не все арендаторы являются резидентами парка.
-
- 01:41:56
Собственность земельного участка
-
• Резидент может быть собственником земельного участка в индустриальном парке.
-
• Сложности при получении участка минуя управляющую компанию после 2014 года.
-
- 01:43:05
Структура индустриального парка
-
• Индустриальный парк должен состоять из нескольких земельных участков, принадлежащих управляющей компании и резидентам.
-
• Управляющая компания может строить инфраструктуру и офис на своей территории.
-
• Участки для резидентов продаются резидентами.
-
- 01:44:02
Использование инфраструктуры
-
• Пункты выдачи заказов, супермаркеты, фитнес-центры и другие сервисы не должны использовать инфраструктуру, созданную с привлечением бюджетных средств.
-
• Контролирующие органы могут признать использование инфраструктуры нецелевым использованием бюджетных средств.
-
- 01:45:09
Риски для госпарков
-
• Появление «левых» участников в госпарках может привести к признанию использования бюджетных средств нецелевым.
-
• Пример из региона: резидент использовал участок не для промышленного производства, что создало нагрузку на общие сети.
-
• Рекомендация: разделить земельный участок и исключить из территории парка объекты, не относящиеся к производственным активам.
-
- 01:47:18
Аккредитация индустриальных парков
-
• Аккредитация индустриального парка не равнозначна государственной поддержке.
-
• На территории парка могут располагаться резиденты и пользователи инфраструктуры.
-
• Важно интегрировать индустриальные парки в городскую инфраструктуру.
-
- 01:49:07
Отношение к сервисным объектам
-
• Сервисные объекты, такие как аптеки и маленькие магазины, могут быть размещены в парке.
-
• Крупные распределительные центры не рекомендуются для размещения в индустриальных парках, особенно если сети строятся за бюджетные деньги.
-
- 01:52:45
Прохождение сетей
-
• Редакция постановления чётко трактует, что обеспеченным является участок, на который физически зашла сеть.
-
• Практика прокладки сетей в коридорах не всегда соответствует этому требованию.
-
• Необходимо разработать предложения по учёту участков с коридорами сетей.
-
- 01:54:30
Ограничения для заявителей
-
• Договоры аренды с множественностью участников, где управляющая компания участвует, не подходят для подачи заявки.
-
• С 6 октября такие договоры не принимаются.
-
• Если участок принадлежит управляющей компании на праве собственности, но сдаётся резидентам по одному договору, это не влияет на контур парка.
-
- 01:55:35
Аренда земельных участков резидентами
-
• Резиденты могут арендовать один земельный участок совместно.
-
• Если регион передаёт в аренду большой участок, включить свою долю в парк не получится.
-
- 01:56:29
Инфраструктурная обеспеченность агропарков
-
• Обеспеченность рассчитывается только по землям промышленности или населённых пунктов.
-
• Сельхозземли могут быть не обеспечены инфраструктурой или обеспечены в меньшей мере.
-
- 01:58:03
Расчёт полезной площади парка
-
• Можно считать только по земле или по земле и зданиям.
-
• Важно учитывать, что сдача в аренду земельных участков и частей зданий может усложнить ситуацию.
-
- 01:58:56
Незавершённое строительство
-
• Объект, не введённый в эксплуатацию, подтверждается проектно-сметной документацией.
-
• Для включения в состав парка объект должен быть достроен и введён в эксплуатацию.
-
- 01:59:37
Собственник и управляющая компания
-
• Собственник может передать участок управляющей компании и оставаться резидентом парка.
-
• Налоговая может заинтересоваться такой схемой.
-
• Рекомендуется выделить небольшой участок для себя и передать остальное управляющей компании.
-
- 02:01:39
Аффилированность и аккредитация
-
• Аффилированность не является ограничением для аккредитации.
-
• Ограничения могут быть при получении субсидий по постановлению №316.
-
- 02:02:37
Влияние ипотеки на распоряжение объектом
-
• Ипотека может ограничивать право распоряжения объектом.
-
• Согласие залогодержателя на аренду объекта резидентом может решить проблему.
-
- 02:04:45
Документы на объект водоотведения
-
• Выгребные ямы не считаются объектом водоотведения.
-
• Необходимо предоставить документы, подтверждающие строительство сетей водоотведения.
-
- 02:06:04
Публичный сервитут и теплогазоснабжение
-
• Вопрос о влиянии публичного сервитута требует уточнения.
-
• Обеспеченность тепло- и газоснабжения можно объединять в таблице.
-
- 02:06:50
Проблемы регулирования долевой собственности
-
• Обсуждение возможного чрезмерного регулирования использования инфраструктуры.
-
• Идея исключения случаев, когда объект принадлежит управляющей компании и нескольким лицам.
-
• Проблема: если участок принадлежит двум резидентам без управляющей компании, он не должен быть включён в состав территории парка.
-
- 02:07:37
Последствия для резидентов
-
• Совместная инфраструктура на участке делает выделение границ нецелесообразным.
-
• Необходимость обсуждения сделок купли-продажи земельного участка, что накладно для резидентов.
-
- 02:08:26
Обратная сила изменений
-
• Вопрос о применении изменений к ранее аккредитованным паркам.
-
• Возможность пересмотра положений из-за отсутствия учёта мнения некоторых парков.
-
- 02:09:12
Историческая структура собственности
-
• В браунфилд-парках структура собственности может быть исторически сложившейся.
-
• Цель изменений — исключить третьих лиц, не являющихся участниками проекта.
-
- 02:10:07
Оценка нововведений
-
• Кейс с двумя резидентами не страдает от нововведений.
-
• Проблемы возникают, когда собственником становится иное лицо, например, физическое.
-
- 02:10:52
Обсуждение с министерством
-
• Техническая реализация изменений не соответствует концепции.
-
• Необходимость оценки влияния новшеств на действующие парки, особенно браунфилды.
-
- 02:12:47
Завершение вебинара
-
• Вопрос по публичному сервитуту остаётся без ответа из-за недостатка информации.
-
• Благодарность участникам и приглашение задавать вопросы после мероприятия.
-
