Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Мезонинное финансирование – это гибкая альтернатива для быстрорастущих компаний, которые не могут получить классический банковский кредит. Для УК и резидентов промышленных технопарков и индустриальных парков 2025 Новосибирск материалы форума Инпарк

Заказать консультацию, услугу, задать вопрос консультанту

Записаться на будущий, планируемый вебинар, видеокурс

Приобрести видеозаписи проведенных вебинаров

Приобрести финансово-экономический расчет с обучением

 

При необходимости - спрашивайте нас!

Заказать расчет или сделать заявку на обучение можно:

 

Авторская методика создания индустриального парка, промышленного технопарка, ЛАЦ-ОРЦ, ОЭЗ

 

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Чем еще мы можем быть полезны?

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Чем мы можем быть полезны?

  • Аккредитация (подготовка к соответствию требованиям НПА):
    • индустриального парка ППРФ 794
    • промышленного технопарка ППРФ 1863
    • технопарка в сфере высоких технологий ПП 1381
  • Концепция развития парка
  • Консультации по бизнес-модели
  • Оценка и сравнительный выбор вариантов з/у под промышленную площадку, индустриальный парк с оптимальными условиями размещения, в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента.
  • Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
  • Проектирование (ПИР, разработка ПСД)
  • Финансово-экономическое моделирование и бизнес-планирование
  • Экономичность аутсорсинга в альтернативу штату
  • Подробное ТЗ на разработку документации
  • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
  • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
  • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
  • Аккредитация промышленного технопарка в сфере электроники ППРФ 1863, 1659,
  • Аккредитация технопарка в сфере высоких технологий ППРФ 1381
  • Аккредитация агробиотехнопарка (ППРФ 1007),
  • Аккредитация экопромышленного парка (ППРФ 794),
  • Аккредитация экотехнопарка (ППРФ 1863),
  • Аккредитация агропромпарка (ППРФ 794),
  • Аккредитация агропромтехнопарка (ППРФ 794, 1863),
  • Концепция развития объекта
  • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
  • Консультации по бизнес-модели
  • Бизнес план УК, девелопера, резидентов
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы, по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов территорий опережающего социально-экономического развития ТОСЭР, ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, в ЗАТО
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых экономических зон ОЭЗ всех типов - промышленно- производственного ППТ, технико-внедренческого ТВТ, портового ПТ, туристско-рекреационного ТРТ,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов СЭЗ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, Калининградской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников инновационного центра ИЦ Сколково,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов и стартапы Иннополиса (Верхнеуслонской и Лаишевской площадок)
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников региональных инвестиционных проектов РИП,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников специальных инвестиционных контрактов СПИК,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений СЗПК,
  • ИТ-компании, разработчики ПО, ПАК, включая аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО, ПАК),
  • технологические предприниматели, технологические компании, выполняющие НИОКР, привносящие новшества, осуществляющие инновации, разрабатывающие технические и технологические решения, продукты, сервисы, применяемые в промышленности, сфере услуг, торговле, в быту, жизнедеятельности
  • разработчики электроники - продукции радиоэлектроники РЭП, аппаратуры РЭА, электронной-компонентной базы ЭКБ, включая аккредитованные Минпромом РФ компании(в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • дизайн центры электроники, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов технопарков, включая промышленных
  • индустриальных парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов агро-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов эко-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов техно-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов био-техно-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов промышленных зон
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков электроники, ЭКБ, РЭП, РЭА (hardware оборудования), ПАК, ПО ЭВМ (software "софта") наукоемкой технологической продукции
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) пользователей иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы или спецрежимы - УСН, АУСН Онлайн
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) предпринимателей и предприятия агро-сферы (АПК)
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разных получателей грантов, субсидий (отраслевых, на производство конкретной продукции).

Обращайтесь к нам!

 

Программы финансовой поддержки Газпромбанка

выступления Алексея Степуро (Газпромбанк) на тему проектного и мезонинного финансирования:

Конспект выступления: Проектное и мезонинное финансирование быстрорастущих компаний

1. Введение в проблему

  • Компании сталкиваются с потребностью в быстром росте:

    • Развитие действующего бизнеса.

    • Реализация новых прорывных проектов.

    • Сделки M&A.

  • Проблема: Банковский кредит часто недоступен.

2. Решение: мезонинное финансирование

  • Мезонинный кредит – гибридный инструмент, сочетающий долговое финансирование и инвестиции в капитал.

  • Занимает промежуточное положение между банковским кредитом и прямыми инвестициями.

  • Преимущества:

    • Гибкие условия выплат.

    • Возможность привязки процентов к успешности проекта.

    • Индивидуальное структурирование сделок.

3. Целевая аудитория

  • Финансовые критерии:

    • Выручка ≥ 1 млрд руб. за 12 месяцев.

    • Total Debt/EBITDA ≤ 4,0x.

    • Положительный cash flow.

  • Опыт:

    • Успешная деятельность ≥ 3 лет.

    • Наличие консолидированной отчётности.

  • Потенциал:

    • Возможность 2–3-кратного роста за 3 года.

4. Ключевые приоритеты для финансирования

  • Технологические компании, включая НПТЛ.

  • Акционерный состав:

    • Наличие фондов, корпораций, серийных предпринимателей.

  • Конкурентные преимущества на российском рынке.

  • Большая ёмкость рынка (потенциал выручки 7–10 млрд руб. в год).

  • Сильная команда с опытом реализации проектов и мотивацией.

  • Синергия с экосистемой Газпромбанка и федеральными программами.

5. Примеры проектов (2025)

  • Производство средств очистки воды, косметики, СЗР.

  • Услуги для нефтегазового сектора.

  • Разработка систем видеоаналитики на ИИ.

  • Платформа телемедицины.

  • Темпы роста (CAGR) от 15% до 130%.

6. Требования для первичной оценки

  • Название, отрасль, суть проекта.

  • Объем финансирования.

  • Финансовые показатели за последний год и прогнозы:

    • Выручка, EBITDA, долг.

    • Ожидания с финансированием и без.

7. Условия участия

  • Достаточно:

    • Бизнес-плана.

    • Краткой презентации.

    • Финансовых метрик.

  • Важна готовность делиться результатами и развиваться вместе с инвестором.

8. Региональный и межрегиональный фокус

  • Газпромбанк готов рассматривать проекты в Западной Сибири и на стыке регионов.

Итог

Мезонинное финансирование – это гибкая альтернатива для быстрорастущих компаний, которые не могут получить классический банковский кредит, но имеют чёткий план роста и сильную команду. Газпромбанк открыт к сотрудничеству с технологическими и производственными проектами, способными показать кратный рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банковские программы финансовой поддержки МСП Банка и ВТБ банка для УК и резидентов промышленных технопарков и индустриальных парков 2025 Новосибирск материалы форума Инпарк

1. Общая информация о МСП Банке

  • Является дочерней организацией Корпорации МСП, институтом развития в сфере МСП.

  • Рейтинги: АКРА: A-(RU), НРА: A-(RU).

  • Универсальная банковская лицензия, лицензии на брокерскую и дилерскую деятельность.

  • Участвует в федеральных и региональных программах субсидирования, поддерживает цифровизацию финансирования МСП.

2. Ключевые программы поддержки

2.1. Программа льготного кредитования Минэкономразвития («ПСК Инвест»)
  • Срок: до 10 лет.

  • Ставка: 13% годовых (КС – 3,5%).

  • Сумма:

    • Микропредприятия: до 200 млн ₽

    • Малые предприятия: до 500 млн ₽

    • Средние предприятия: до 2 млрд ₽

  • Цели: инвестиционные (строительство, реконструкция, модернизация ОС).

  • Форма: разовый кредит, невозобновляемая кредитная линия.

  • Требования:

    • резидент РФ (ООО, ИП);

    • статус субъекта МСП;

    • основной вид деятельности в приоритетных отраслях ≥ 12 месяцев.

  • Обеспечение: недвижимость, оборудование, поручительство фондов и др.

2.2. Программа кредитования станкостроительных компаний
  • Сумма: 30–200 млн ₽.

  • Срок:

    • до 36 мес. – пополнение оборотных средств;

    • до 60 мес. – инвестиционные цели.

  • Ставка:

    • 1-й год: 5%

    • 2-й год: 9,25%

    • 3-й год: 11,25%

  • Требования:

    • наличие в реестре МСП;

    • приоритетный вид деятельности;

    • продукция включена в реестр промпродукции (или обязательство включить в течение 12 месяцев).

  • Отрасли: станкостроение, робототехника, комплектующие, инструментальная продукция.

2.3. Льготное кредитование в моногородах и ОЭЗ
  • Моногорода:

    • Инвестиции: до 200 млн ₽, ставка 6% (КС<19%) или КС-13%, срок до 5 лет.

    • Оборотные средства: до 50 млн ₽, ставка 10% (КС<19%) или КС-9%, срок до 3 лет.

  • ОЭЗ:

    • Инвестиции: до 200 млн ₽, ставка КС-7% (мин. 10%), срок до 5 лет.

  • Лимит: не более 250 млн ₽ на одного заёмщика.

  • Банковские гарантии: по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ – до 1,45 млрд ₽.

2.4. Программа «Высокотех» (для МТК)
  • Цели: инвестиции и пополнение оборотных средств.

  • Требования:

    • приоритетный вид деятельности;

    • не подакцизная деятельность;

    • резидент РФ;

    • выручка группы ≤ 2 млрд ₽ (кроме групп из МСП/МТК).

  • Статус МТК: включение в реестр малых технологических компаний.

2.5. Программа Новосибирской области под залог ИС
  • Сумма: до 50 млн ₽ (МТК), до 30 млн ₽ (не МТК).

  • Ставка: 10,5% (КС – 6%).

  • Срок: до 3 лет.

  • Особенность: кредит под поручительство Фонда развития МСП НСО, обеспечение – права на интеллектуальную собственность.

  • Требования:

    • регистрация в НСО;

    • срок деятельности ≥ 12 месяцев;

    • наличие прав на ИС.

2.6. Программа «Поиск Инвест» (ВТБ)
  • Сумма: 50 млн – 2 млрд ₽.

  • Срок кредита: 10 лет, субсидирования – 5 лет.

  • Ставка: 13%.

  • Цели: инвестиционные (включая подготовку площадки, оборудование).

  • Приоритетные отрасли: обрабатывающая промышленность, транспорт, гостиницы, IT, наука.

  • Особенности:

    • нет первоначального взноса;

    • до 20% средств можно направить на оборотные цели.

3. Прочие важные программы

  • Поддержка в приграничных территориях (ПСК+ПТ).

  • Фонд развития территорий (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области).

  • Программы для АПК, в том числе на новых территориях.

  • Секьюритизация кредитов МСП, инвестиции в облигации МСП.

4. Заключение

  • МСП Банк и ВТБ активно развивают программы льготного кредитования и гарантий.

  • Акцент на технологические компании, моногорода, ОЭЗ, станкостроение и инновации.

  • Программы постоянно актуализируются (например, переход с «Совмещения» на «Поиск Инвест»).

  • Планируется расширение программ под залог ИС и включение новых регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меры государственной поддержки УК и Резидентов промышленных парков и технопарков

I. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ (УК) ПАРКОВ

1. Субсидии на создание и развитие инфраструктуры

  • ПП РФ № 1119: Компенсация затрат субъекту РФ на инфраструктуру за счет налогов резидентов.

    • Для УК: Возмещение до 99% затрат (для госпроектов) или до 75% (для частных проектов).

    • Что финансируется: Коммунальная, транспортная, технологическая инфраструктура, здания для резидентов, взносы в УК, выплаты по кредитам.

  • ПП РФ № 328 (Приложение 18): Прямое софинансирование затрат частной УК.

    • Для УК: Субсидия до 99% из федерального бюджета, которая направляется напрямую частной УК.

    • Территории: Геостратегические регионы, моногорода, регионы с ИПСЭР, новые территории.

  • ПП РФ № 1659: Спецсубсидия для технопарков в сфере электронной промышленности (ЭП).

    • Для УК: До 900 млн руб. на проект (не более 50% затрат для частных УК).

    • Требования: Площадь технопарка ≥ 10 тыс. кв. м., наличие в регионе предприятий в сфере ЭП.

  • ПП РФ № 1007: Гранты на создание агробиотехнопарков.

    • Для УК: Грант до 50% от затрат.

    • Что финансируется: Оснащение технологической инфраструктуры, капремонт, проектирование.

  • Новая программа для парков МСП (ПП РФ № 79, № 48):

    • Для УК (Частных): Финансирование проекта в размере от 200 до 600 млн руб., где доля УК составляет от 30% (107-321 млн руб.).

2. Косвенные меры поддержки через резидентов

  • Успешные резиденты = стабильные доходы УК от аренды и сервисов.

  • Выполнение KPI по количеству резидентов и созданных рабочих мест позволяет УК и региону претендовать на дальнейшую поддержку.

II. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ПАРКОВ

1. Льготное кредитование (Промышленная ипотека)

  • Цели: Приобретение, строительство, реконструкция, модернизация производственных площадей.

  • Условия:

    • Сумма: до 500 млн руб..

    • Срок: до 7 лет.

    • Ставка: 5% (для обычных компаний) или 3% (для МТК) + (Ключевая ставка ЦБ - 10%).

    • Пример: При ключевой ставке 16,5% итоговая ставка составляет 11,5% или 9,5%.

2. Льготное финансирование оборотных средств и инвестиций

  • Программа «Высокотех»:

    • Сумма: до 1 млрд руб..

    • Ставка: 9.5%.

    • Для: Компаний МТК из приоритетных отраслей.

  • ПСК «Инвест»:

    • Сумма: до 2 млрд руб..

    • Ставка: 13%.

    • Цели: Строительство, покупка помещений, оборудования.

  • Региональные программы:

    • Пример: Промышленная ипотека в Красноярском крае — ставка 4-6%, сумма до 200 млн руб.

3. Льготный лизинг оборудования

  • Сумма: до 200 млн руб..

  • Ставка: 6-8%.

  • Срок: до 7 лет.

4. Займы Фонда развития промышленности (ФРП)

  • Сумма: до 1 млрд руб. (до 80% стоимости проекта).

  • Ставка: 1% или 3% годовых.

  • Срок: до 5 лет с отсрочкой платежа по основному долгу до 3 лет.

  • Условие: Продукция должна входить в установленный перечень (справочник).

5. Налоговые льготы и гранты

  • Статус МТК (Технологическая компания):

    • Льготы по налогам (упрощенный порядок получения статуса «Сколково»).

    • Льготные кредиты (ставка 3% в рамках промипотеки).

    • Субсидирование затрат на выход на публичные рынки капитала.

  • Гранты:

    • Гранты Фонда содействия инновациям («Старт», «Развитие», «Коммерциализация»).

    • Грантовая программа «доращивания» поставщиков корпораций.

6. Поддержка в новых территориях (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская обл.)

  • Для резидентов действуют упрощенные требования к паркам, что ускоряет запуск их проектов.

Итог: Управляющие компании получают прямую финансовую поддержку на создание инфраструктуры, а резиденты — доступ к широкому спектру льготных кредитов, лизинга, займов и налоговых льгот для запуска и развития своего производства. Эффективная УК может выступать для резидентов проводником в этот сложный ландшафт мер поддержки, создавая тем самым дополнительную ценность и конкурентное преимущество парка.

 

Меры поддержки УК пром. технопарков и индустриальных парков

Обзор действующих и перспективных мер господдержки для управляющих компаний парков, подкрепленный успешными кейсами.

1. Ключевые действующие меры поддержки

1.1. Субсидия на инфраструктуру (ПП РФ № 1119)

  • Суть: Компенсация затрат субъекту РФ на создание/развитие инфраструктуры парка за счет налогов резидентов.

  • Объем финансирования:

    • Технопарки: 120-150 тыс. руб./м²

    • Индустриальные парки: 90-120 тыс. руб./м² или 30-100 млн руб./га

  • Размер субсидии:

    • До 99% — для государственных проектов.

    • До 75% — для частных проектов.

  • Что покрывается: Коммунальная, транспортная, технологическая инфраструктура, здания для резидентов, взносы в УК, кредиты.

Кейс: Технопарк «Иннопарк» (Татарстан)

  • Специализация: Коммутаторы связи, БПЛА.

  • Поддержка: Субсидия 1 млрд руб. по ПП РФ №1119.

  • Инфраструктура: Конгрессно-выставочный зал, инновационно-технологический центр.

1.2. Субсидия для частных УК (ПП РФ № 328, прил. 18)

  • Суть: Прямое софинансирование из федерального бюджета затрат частной управляющей компании.

  • Размер субсидии: До 75% от стоимости проекта.

  • Механизм: Средства федбюджета → Субъект РФ → Частная УК.

Кейс: Промышленный технопарк «Хайер Рус» (Татарстан)

  • Специализация: Холодильное оборудование, комплектующие для бытовой техники.

  • Поддержка: Субсидия 1.2 млрд руб. по ПП РФ №328.

  • Инфраструктура: Бизнес-инкубатор, лаборатория качества.

1.3. Спецсубсидия для электронной промышленности (ПП РФ № 1659)

  • Суть: Поддержка промышленных технопарков в сфере электроники (ЭП).

  • Объем поддержки: До 900 млн руб. (300/600/900 млн на 1/2/3 года).

  • Условия:

    • Для частных проектов — не более 50% затрат.

    • Не более 60 тыс. руб./м² из федбюджета.

    • Внебюджетное софинансирование — не менее 30%.

  • Требования: Наличие ≥3 предприятий ЭП в регионе.

Кейс: Промышленный технопарк «Муроммаш» (Владимирская обл.)

  • Специализация: Компьютеры, электронные и оптические изделия.

  • Поддержка: Субсидия 900 млн руб. по ПП РФ №1659.

  • Инфраструктура: Лаборатория, центр коллективного пользования, центр прототипирования.

1.4. Гранты для агробиотехнопарков (ПП РФ № 1007)

  • Суть: Гранты на создание и развитие агропромышленных технопарков.

  • Размер гранта: Не более 50% от затрат.

  • Что покрывается: Оснащение технологической инфраструктуры, капремонт, проектирование (не более 10% на оплату труда и услуги).

Кейс: Агробиотехнопарк «Новатория» (Белгородская обл.)

  • Специализация: Ферментные препараты, клеточные технологии.

  • Поддержка: Грант 1.1 млрд руб. по ПП РФ №1007.

2. Перспективные и комплексные программы

2.1. Новая программа для парков МСП (ПП РФ № 79, № 48)

  • Цель: Создание к 2030 году 100 новых парков для субъектов МСП.

  • Объемы финансирования на 1 проект (при 20% софинансировании региона и 30% - УК):

    • 1 группа: до 600 млн руб. (из них 321.5 млн - УК)

    • 2 группа: до 500 млн руб. (268 млн - УК)

    • 3 группа: до 400 млн руб. (214.2 млн - УК)

    • 4 группа: до 200 млн руб. (107.1 млн - УК)

  • Ключевые требования:

    • Только частные проекты.

    • Не менее 12 резидентов на 10-й год.

    • Отсутствие аффилированности между УК и резидентами.

2.2. Нацпроект «Средства производства и автоматизация» (с 2027 г.)

  • Цель: Создание не менее 5 технопарков в станкоинструментальной промышленности.

  • Предлагаемый формат:

    • Авансовое финансирование из федбюджета.

    • Объем внебюджетных инвестиций — не менее 30% (учитываются вложения резидентов в НИОКР и оборудование).

    • Поддержка до 900 млн руб. на проект.

  • Типовые параметры проекта: Площадь помещений ≥ 5000 м², мощность ≥ 0.5 МВт, ≥2 объекта техн. инфраструктуры.

3. Критерии отбора и этапность

  • Формула оценки заявки: Учитывает наличие проектной документации, кооперационных связей, расположение в приоритетных территориях, объем внебюджетного софинансирования (>40% дает макс. балл), количество резидентов и др.

  • Этапы реализации проекта (пример на 2025-2026 гг.):

    1. Инициация (Аудит, ТЗ).

    2. Подготовка заявки (Бизнес-план, мастер-план).

    3. Региональный отбор.

    4. Федеральный отбор (Апрель 2026).

    5. Реализация (2027-2028 - строительство).

    6. Мониторинг (2027-2036 - достижение показателей).

Итог

Минпромторг и Минэкономразвития России предлагают УК диверсифицированный набор инструментов поддержки, адаптированный под разные типы парков (частные/государственные, техно/агро/электро) и их специализацию. Ключевой тренд — софинансирование с частным капиталом, ориентация на кооперацию и импортозамещение. Начинается активная фаза реализации новых программ в рамках нацпроектов.

Меры поддержки промышленных технопарков и индустриальных парков (Минпромторг РФ)

1. Субсидии на создание и развитие инфраструктуры

1.1. Субсидия на компенсацию затрат субъекта РФ (ПП РФ № 1119)

  • Суть: Возмещение затрат региона на создание инфраструктуры парка за счет налогов, уплаченных резидентами этого парка.

  • Условия возмещения:

    • Для частных парков — возмещается 75% затрат.

    • Для государственных парков — возмещается 99% затрат.

  • Период возмещения: От 5 до 15 лет.

  • Механизм:

    1. Запуск проекта и включение парка в реестр Минпромторга.

    2. Прохождение отбора.

    3. Резиденты уплачивают налоги в федеральный бюджет.

    4. Происходит компенсация затрат субъекту РФ и федеральному бюджету за счет этих налогов.

  • Что финансируется: Инженерная, энергетическая, транспортная и технологическая инфраструктура, здания и сооружения для резидентов.

1.2. Софинансирование для частных парков в приоритетных регионах (ПП РФ № 328, приложение 18)

  • Суть: Субсидия из федерального бюджета субъекту РФ для софинансирования затрат частной управляющей компании.

  • Размер софинансирования: До 99% из федерального бюджета.

  • Территории действия:

    • Геостратегические регионы.

    • Моногорода.

    • Регионы с Индивидуальной программой социально-экономического развития (ИПСЭР).

    • Новые территории (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская области).

  • Важный нюанс: Средства федерального бюджета направляются напрямую управляющей компании, а не региону.

1.3. Субсидия для технопарков в сфере электронной промышленности (ПП РФ № 1659)

  • Суть: Поддержка специализированных промышленных технопарков в сфере электроники.

  • Объем поддержки: До 900 млн рублей (по 300 млн рублей ежегодно).

  • Условие: Объем возмещения не может превышать 50% затрат для частных технопарков.

  • Механизм отбора: Аналогичен общим мерам поддержки (например, ПП РФ №119).

2. Промышленная ипотека (Льготное кредитование резидентов)

2.1. Основные параметры:

  • Максимальная сумма кредита: 500 млн рублей.

  • Максимальный срок: 7 лет.

  • Цели кредитования:

    • Приобретение недвижимости.

    • Строительство.

    • Реконструкция и модернизация.

2.2. Процентная ставка (Плавающая формула):

  • Базовая ставка:

    • 3% — для технологических компаний.

    • 5% — для всех остальных заемщиков.

  • Формула расчета:

    • Если ключевая ставка ЦБ ≤ 10%: применяется базовая ставка.

    • Если ключевая ставка ЦБ > 10%: Базовая ставка + (Ключевая ставка - 10%).

    • Пример при ключевой ставке 16,5%: Для технологической компании ставка составит 3% + (16,5% - 10%) = 9,5%.

2.3. Статистика и охват:

  • 2023 год: Выдано 834 кредита на сумму 82,8 млрд руб. (объем площадей — 4,2 млн м²).

  • 2024 год: Выдано 301 кредит на сумму 33,8 млрд руб. (объем площадей — 1,3 млн м²).

  • Основные получатели: Субъекты МСП (более 82% в 2023 г. и 95% в 2024 г.).

  • Лидеры по округам: Центральный и Приволжский федеральные округа.

2.4. Условия и ограничения:

  • Выручка заемщика:

    • До 2 млрд руб. — для обычных компаний.

    • До 4 млрд руб. — для малых технологических компаний.

  • Исключенные виды деятельности:

    • Нефтегазовая промышленность.

    • Пищевая промышленность (уточнение из выступления).

    • Производство и торговля алкоголем и табаком.

3. Новые инициативы: Инвестиционные партнеры

  • В текущем году сформировано понятие «инвестиционный партнер».

  • Ведутся работы по доработке правил деятельности инвестиционных партнеров в индустриальных парках.

  • Цель: Снизить риски и обеспечить прозрачность работы с инвесторами, привлекаемыми в проекты парков.

Итог и заключение

  • Минпромторг РФ предлагает диверсифицированный набор мер поддержки, охватывающий как создание инфраструктуры (субсидии УК и регионам), так и развитие резидентов (промышленная ипотека).

  • Поддержка носит адресный характер, предусматривая особые условия для частных инвесторов, приоритетных регионов и технологических компаний.

  • Подчеркивается важность данных мер для достижения стратегических целей по созданию 100 новых парков к 2030 году и готовность к дальнейшей работе над совершенствованием механизмов поддержки.

 

 

Нормативно-правовое регулирование и меры господдержки промышленной инфраструктуры и кластеров

1. Единая региональная субсидия

  • Цель: Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ при реализации региональных программ развития промышленности.

  • Форма предоставления: Субсидии согласно ПП РФ № 328.

  • Софинансируемые мероприятия:

    • «ТЕХПРИС»: Возмещение части затрат на подключение к коммунальной инфраструктуре (до 50%).

    • «ЛИЗИНГ»: Возмещение части первого взноса по договору лизинга (до 80%, но не более 20 млн руб. на заявителя).

    • «МОДЕРНИЗАЦИЯ»: Возмещение части затрат на новое оборудование (до 80% и не более 50% стоимости оборудования).

2. Формы территориального развития промышленности
Регулируются Федеральным законом № 488-ФЗ. Цель включения в реестр — получение мер господдержки.

  • Индустриальный парк (ИП): Инфраструктура для создания/модернизации промпроизводства.

  • Промышленный технопарк (ПТ): Инфраструктура для промпроизводства, научно-технической и инновационной деятельности.

  • Технопарк в сфере высоких технологий (ТВТ): Инфраструктура для научно-технической, инновационной деятельности и деятельности в сфере ИТ.

3. Ключевые отличия в требованиях к паркам

  • Минимальная площадь: ИП — 8 га, ПТ — 1 га, ТВТ — нет.

  • Минимальная площадь зданий: ПТ — 5000 м², ТВТ — 5000 м², для ИП — нет.

  • Инфраструктура: Для ИП — промыщленная (коммунальная, транспортная), для ПТ и ТВТ — добавляется технологическая.

  • Резиденты: ИП — промпроизводство; ПТ — промпроизводство, НИОКР, инновации; ТВТ — НИОКР, инновации, ИТ.

Для новых территорий (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская обл.) установлены льготные требования (меньшая площадь, плотность застройки и др.).

4. Статистика по промышленной инфраструктуре (на 3 кв. 2025 г.)

  • Индустриальные парки: 368 объектов в 71 регионе.

  • Промышленные технопарки: 121 объект в 41 регионе.

  • Технопарки в сфере высоких технологий: 14 объектов в 11 регионах.

  • В реестре Минпромторга: 109 ИП, 48 ПТ, 8 ТВТ.

  • Объем внебюджетных инвестиций (2024): 800 млрд руб.

Отмечена диспропорция в размещении парков: 61% подготовленных площадок сосредоточен в ЦФО и ПФО.

5. Меры государственной поддержки

5.1. Субсидии на инфраструктуру

  • ПП РФ № 1119: Компенсация затрат субъекта РФ или частного инвестора (до 99% или 75% соответственно) на создание инфраструктуры за счет налогов резидентов.

  • ПП РФ № 328 (прил. 18): Софинансирование из федбюджета затрат частных УК (до 99%) в приоритетных территориях (геостратегические, моногорода, ИПСЭР, новые регионы).

  • ПП РФ № 1659: Специализированная субсидия на технопарки в сфере электронной промышленности до 900 млн руб. (не более 50% затрат).

5.2. Промышленная ипотека (льготное кредитование)

  • Цели: Приобретение, строительство, реконструкция и модернизация производственных площадей.

  • Условия: Сумма — до 500 млн руб., срок — до 7 лет.

  • Ставка: Плавающая. Базовая: 3% (для технологических компаний) или 5% (для иных). Формула: Базовая ставка + (Ключевая ставка ЦБ - 10%).

    • Пример: При ключевой ставке 16,5% итоговая ставка для технологической компании составит 9,5%.

  • Статистика:

    • 2023: 834 кредита на 82,8 млрд руб. (4,2 млн м²).

    • 2024: 301 кредит на 33,8 млрд руб. (1,3 млн м²).

  • Ограничения: Не предоставляется предприятиям нефтегазового, алкогольного, табачного секторов и компаниям с выручкой свыше 2 млрд руб. (4 млрд — для малых техкомпаний).

5.3. Поддержка промышленных кластеров

  • Цель: Развитие промышленной кооперации и импортозамещения.

  • Требования: Не менее 5 участников; наличие минимум 3 импортозамещающих проектов.

  • Мера поддержки: Субсидия участнику кластера на покупку стартовых партий продукции у другого участника (возмещение до 50% затрат, но не более 150 млн руб.).

6. Методическое сопровождение
Реализуются образовательные программы:

  • «ПРОКЛАСТЕРЫ» — для управленческих команд кластеров.

  • «ЛИДЕРЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ» — для руководителей регионов, УК парков и инвесторов.

Итог: Минпромторг России предлагает комплекс мер поддержки для развития промышленной инфраструктуры, включая прямое финансирование, льготное кредитование и методическую помощь, с особым вниманием к приоритетным территориям и импортозамещению.

Вы решили строить здание под производство или разместить в арендованном

Решили разместить производство в пром. технопарке, индустр. парке

Компенсации УК индустриального парка в размере 700 тыс.руб за 1 МВт экономии

Индустриальные парки, промышленные технопарки и технопарки в сфере высоких технологий

1. Формы территориального развития промышленности

  • Нормативная база: Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

  • Три основные формы:

    • Индустриальные парки (ИП) — Ст. 19, регламентируется ПП РФ № 794.

    • Промышленные технопарки (ПТ) — Ст. 19.1, регламентируется ПП РФ № 1863.

    • Технопарки в сфере высоких технологий (ТВТ) — Ст. 19.2, регламентируется ПП РФ № 1381.

  • Цель включения в реестр: Получение мер государственной поддержки (субсидии, налоговые льготы).

Для новых территорий (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) действуют особые условия по ПП РФ № 413.

2. Понятия и цели каждого типа парков

  • Индустриальный парк:

    • Инфраструктура: Коммунальная, транспортная, здания и сооружения.

    • Цель: Создание или модернизация промышленного производства.

    • Результат: Новые предприятия или увеличение мощности существующих.

  • Промышленный технопарк:

    • Инфраструктура: Коммунальная, транспортная, технологическая.

    • Виды деятельности: Промышленное производство, научно-техническая и инновационная деятельность.

    • Результат: Освоение выпуска новой продукции и коммерциализация научных результатов.

  • Технопарк в сфере высоких технологий:

    • Инфраструктура: Коммунальная, транспортная, технологическая.

    • Виды деятельности: Научно-техническая, инновационная деятельность, деятельность в сфере ИТ.

    • Результат: Внедрение разработок в производство и вывод на рынок новых продуктов и технологий.

3. Виды парков

  • Индустриальные парки: Могут быть агропромышленными и экопромышленными.

  • Промышленные технопарки: Также включают агропромышленные и экопромышленные технопарки.

4. Статистика и география (данные на 3 квартал 2025 г.)

  • Индустриальные парки: 368 объектов в 71 регионе.

  • Промышленные технопарки: 121 объект в 41 регионе.

  • Технопарки в сфере высоких технологий: 14 объектов в 11 регионанах.

  • В реестре Минпромторга: 109 ИП, 48 ПТ, 8 ТВТ.

  • Инвестиции (2024): 800 млрд руб. внебюджетных инвестиций.

Выявлена диспропорция: 61% всех площадок расположен в ЦФО и ПФО.

5. Ключевые требования к паркам (сравнительная таблица)

 

Требование Индустриальный парк Промышленный технопарк Технопарк в сфере высоких технологий
Мин. площадь территории 8 га 1 га
Мин. площадь зданий 5000 м² 5000 м²
Резиденты Промышленное производство Промышленность, НИОКР, инновации НИОКР, инновации, ИТ
Инфраструктура Коммунальная, транспортная + Технологическая + Технологическая

Для новых территорий установлены льготные требования (меньшая площадь, плотность застройки, упрощенные требования к инфраструктуре и др.).

6. Меры государственной поддержки

  • Субсидия на компенсацию затрат (ПП РФ № 1119):

    • Механизм: Возмещение затрат на инфраструктуру за счет налогов резидентов.

    • Размер: До 99% — для парков, создаваемых субъектом РФ; до 75% — для частных инвесторов.

  • Субсидия на софинансирование частных парков (ПП РФ № 328):

    • Цель: Поддержка частных УК в приоритетных территориях.

    • Территории: Геостратегические, моногорода, регионы с ИПСЭР, новые регионы.

    • Размер софинансирования из федбюджета: До 99%.

  • Специализированная субсидия для технопарков в электронной промышленности (ПП РФ № 1659):

    • Объем: До 900 млн руб. (не более 50% затрат).

    • Требование: Площадь технопарка не менее 10 тыс. кв. м.

7. Промышленная ипотека (льготное кредитование)

  • Условия: Сумма — до 500 млн руб., срок — до 7 лет.

  • Цели: Приобретение, строительство, реконструкция, модернизация.

  • Льготная ставка: Плавающая. Формула: Базовая ставка + (Ключевая ставка ЦБ - 10%).

    • Базовая ставка: 3% (для технологических компаний), 5% (для остальных).

  • Статистика:

    • 2023: 834 кредита на 82.8 млрд руб. (4.2 млн м²).

    • 2024: 301 кредит на 33.8 млрд руб. (1.3 млн м²).

  • Ограничения: Не для нефтегаза, алкоголя, табака; лимиты по выручке.

8. Документы для включения в реестр

  • Пакет включает документы на управляющую компанию, резидентов, территорию и инфраструктуру.

  • Срок рассмотрения: 30 рабочих дней. Подача не более 2 раз в год.

Итог: В России создана комплексная система развития промышленной инфраструктуры через три типа парков с детализированными требованиями и адресными мерами господдержки, включая субсидии и льготное кредитование.

 

Меры поддержки промышленных технопарков и индустриальных парков (Минпромторг РФ)

1. Субсидии на создание и развитие инфраструктуры

1.1. Субсидия на компенсацию затрат субъекта РФ (ПП РФ № 1119)

  • Суть: Возмещение затрат региона на создание инфраструктуры парка за счет налогов, уплаченных резидентами этого парка.

  • Условия возмещения:

    • Для частных парков — возмещается 75% затрат.

    • Для государственных парков — возмещается 99% затрат.

  • Период возмещения: От 5 до 15 лет.

  • Механизм:

    1. Запуск проекта и включение парка в реестр Минпромторга.

    2. Прохождение отбора.

    3. Резиденты уплачивают налоги в федеральный бюджет.

    4. Происходит компенсация затрат субъекту РФ и федеральному бюджету за счет этих налогов.

  • Что финансируется: Инженерная, энергетическая, транспортная и технологическая инфраструктура, здания и сооружения для резидентов.

1.2. Софинансирование для частных парков в приоритетных регионах (ПП РФ № 328, приложение 18)

  • Суть: Субсидия из федерального бюджета субъекту РФ для софинансирования затрат частной управляющей компании.

  • Размер софинансирования: До 99% из федерального бюджета.

  • Территории действия:

    • Геостратегические регионы.

    • Моногорода.

    • Регионы с Индивидуальной программой социально-экономического развития (ИПСЭР).

    • Новые территории (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская области).

  • Важный нюанс: Средства федерального бюджета направляются напрямую управляющей компании, а не региону.

1.3. Субсидия для технопарков в сфере электронной промышленности (ПП РФ № 59)

  • Суть: Поддержка специализированных промышленных технопарков в сфере электроники.

  • Объем поддержки: До 900 млн рублей (по 300 млн рублей ежегодно).

  • Условие: Объем возмещения не может превышать 50% затрат для частных технопарков.

  • Механизм отбора: Аналогичен общим мерам поддержки (например, ПП РФ №119).

2. Промышленная ипотека (Льготное кредитование резидентов)

2.1. Основные параметры:

  • Максимальная сумма кредита: 500 млн рублей.

  • Максимальный срок: 7 лет.

  • Цели кредитования:

    • Приобретение недвижимости.

    • Строительство.

    • Реконструкция и модернизация.

2.2. Процентная ставка (Плавающая формула):

  • Базовая ставка:

    • 3% — для технологических компаний.

    • 5% — для всех остальных заемщиков.

  • Формула расчета:

    • Если ключевая ставка ЦБ ≤ 10%: применяется базовая ставка.

    • Если ключевая ставка ЦБ > 10%: Базовая ставка + (Ключевая ставка - 10%).

    • Пример при ключевой ставке 16,5%: Для технологической компании ставка составит 3% + (16,5% - 10%) = 9,5%.

2.3. Статистика и охват:

  • 2023 год: Выдано 834 кредита на сумму 82,8 млрд руб. (объем площадей — 4,2 млн м²).

  • 2024 год: Выдано 301 кредит на сумму 33,8 млрд руб. (объем площадей — 1,3 млн м²).

  • Основные получатели: Субъекты МСП (более 82% в 2023 г. и 95% в 2024 г.).

  • Лидеры по округам: Центральный и Приволжский федеральные округа.

2.4. Условия и ограничения:

  • Выручка заемщика:

    • До 2 млрд руб. — для обычных компаний.

    • До 4 млрд руб. — для малых технологических компаний.

  • Исключенные виды деятельности:

    • Нефтегазовая промышленность.

    • Пищевая промышленность (уточнение из выступления).

    • Производство и торговля алкоголем и табаком.

3. Новые инициативы: Инвестиционные партнеры

  • В текущем году сформировано понятие «инвестиционный партнер».

  • Ведутся работы по доработке правил деятельности инвестиционных партнеров в индустриальных парках.

  • Цель: Снизить риски и обеспечить прозрачность работы с инвесторами, привлекаемыми в проекты парков.

Итог и заключение

  • Минпромторг РФ предлагает диверсифицированный набор мер поддержки, охватывающий как создание инфраструктуры (субсидии УК и регионам), так и развитие резидентов (промышленная ипотека).

  • Поддержка носит адресный характер, предусматривая особые условия для частных инвесторов, приоритетных регионов и технологических компаний.

  • Подчеркивается важность данных мер для достижения стратегических целей по созданию 100 новых парков к 2030 году и готовность к дальнейшей работе над совершенствованием механизмов поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения, раскрывающие операционную деятельность управляющей компании: работу с резидентами, экологию, юридические аспекты и стратегическое планирование.

Сравнительная таблица, объединяющая рассмотренные инструменты и сервисы, с разбивкой на финансовые и операционные.

Сводная таблица инструментов и сервисов для УК индустриальных парков и их резидентов

I. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Инструмент Для кого Тип Объем / Лимиты Ключевые преимущества Ключевые риски / Недостатки
Казначейский кредит УК Долг Высокий (сотни млн - млрды ₽) Низкая ставка, строгий госконтроль подрядчиков Сложная процедура, полная прозрачность и отчетность
ЗПИФ УК Капитал Высокий (до 3+ млрд ₽) "Длинные" деньги без долга, диверсификация инвесторов Сложность структурирования, требует изменений в законодательстве
Госсубсидии (ПП №316, 328) УК Грант Лимитирован (сотни млн ₽) Безвозвратность средств Жесткие конкурсные требования, обязательства по резидентам
«Поиск Инвест» Резиденты Долг 50 млн - 2 млрд ₽ Широкий список отраслей, нет первоначального взноса Необходимость обслуживания долга
Промышленная ипотека Резиденты Долг До 500 млн ₽ Льготная ставка, целевая поддержка Ограниченный лимит, исключены некоторые отрасли
Мезонинное финансирование Резиденты Гибрид Индивидуально Гибкость условий, доступ при отказе банков Дорого, риск потери контроля/доли
ЦФА Резиденты/УК Долг/Права Индивидуально Гибкость, скорость выпуска, низкий порог для инвесторов Новизна инструмента, риски регулирования
IPO / Краудфандинг Резиденты/УК Капитал Не лимитирован Значительный объем, повышение узнаваемости Прозрачность, раскрытие информации, давление инвесторов

II. ОПЕРАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ

 

Инструмент / Направление Для кого Ключевые механизмы Предложения Проблемы / Риски, которые решает
Кэшбэк за энергию УК/Резиденты Оптимизация затрат / доп. доход Партнерство с независимым энергосбытом, возврат % от потребления Высокие тарифы на э/э, создание доп. дохода для УК
Коллективный энергоцентр УК Независимое энергоснабжение, контроль тарифов Строительство собственной генерации (газопоршневые установки) Зависимость от сетей, риски реформы энергетики, высокие тарифы
Центр поддержки по РОП УК/Резиденты Минимизация экологических рисков и платежей Бесплатная диагностика, помощь в расчетах и отчетности, проверка утилизаторов Незнание резидентами своих обязательств, крупные штрафы, репутационные риски
Юридический аудит и сопровождение УК Защита от недобросовестных резидентов Четкие дорожные карты, судебные иски о лишении статуса, механизмы рассрочки "Мертвые души" – резиденты, не начинающие проект; риски потери земли
Финансовый аудит резидентов УК Оценка реалистичности проектов и рисков Анализ фин. показателей, скрытого финансирования (лизинг, гарантии), емкости рынка Финансовая несостоятельность резидента, срыв инвестиционных планов
Комплексное сопровождение проектов Резиденты Ускорение запуска проекта Помощь с таможней, техприсоединением, подрядчиками, получением статуса МТК Административные барьеры, нехватка компетенций у резидента
Мастер-план территории УК Стратегическое планирование и аккредитация Инженерно-планировочный документ, аудит территории (изыскания, юрид. анализ), зонирование Отказы в аккредитации, неэффективное использование территории, скрытые ограничения
Коллективный маркетинг (AIIP) УК Привлечение резидентов и инвесторов Участие в выставках, сертификация по ГОСТ, база данных площадок Низкая известность парка, высокие затраты на самостоятельный маркетинг

Ключевые интеграционные выводы:

  1. Финансы и Экология: Предложение услуг по РОП — это не только способ помочь резидентам, но и потенциально новый источник дохода для УК (консалтинг), что дополняет модель "кэшбэка за энергию".

  2. Финансы и Юриспруденция: Финансовый аудит резидентов напрямую связан с юридическим сопровождением. Раннее выявление "красных флажков" в финансах позволяет УК proactively инициировать переговоры, изменять условия или готовиться к судебным разбирательствам.

  3. Стратегия и Операционка: Мастер-план — это фундамент. Без него невозможно качественное зонирование, планирование инженерных сетей (включая коллективный энергоцентр) и привлечение субсидий. Он превращает территорию из набора участков в управляемый актив.

  4. Роль УК как "Единого Окна": Современная УК — это не арендодатель, а сервисная компания-интегратор. Ее ценность заключается в способности предложить резиденту полный пакет: участок с коммуникациями (финансируемый через ЗПИФ/казначейский кредит), помощь с финансированием проекта ("Поиск Инвест", промышленная ипотека), поддержку с энергетикой, экологией и госорганами.

  5. Проактивная работа с рисками: История с судебным иском в "Титановой долине" показывает, что УК должна быть готова к жесткому отстаиванию своих интересов. Инструменты для этого — юридический аудит на входе и постоянный финансовый мониторинг на этапе реализации.

Эта итоговая таблица позволяет рассматривать развитие индустриального парка как комплексный проект, где финансовые, операционные и юридические инструменты неразрывно связаны и должны выстраиваться в единую стратегию.

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны:

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

 

 

ВИЭ ESG зеленая повестка и низкоуглеродная экономика в мире и РФ

 

Зеленое финансирование green finance

Баланс между промышленностью, экологией и социальной инфраструктурой

Ключевой тезис:

Критерием успешного развития современных промышленных территорий стал баланс между тремя составляющими: экономической эффективностью (промышленность), экологической ответственностью и развитой социальной инфраструктурой.

Центром этой системы является человек (работник), и именно его комфорт и благополучие становятся главным конкурентным преимуществом территорий в борьбе за кадры.


1. Смена парадигмы: от «завода за забором» к «территории для жизни»

  • Человек в центре: Все преобразования (арт-пространства, парковые зоны, smart-technology) в конечном итоге направлены на то, чтобы привлечь и удержать квалифицированные кадры. Современный работник, особенно молодежь, хочет трудиться в комфортной, технологичной и эстетически приятной среде.

  • Борьба за кадры: Конкуренция между предприятиями сместилась с ценовых и логистических преимуществ на качество человеческого капитала. Это и есть главный драйвер изменений.

  • Новые требования: Работники привыкли к комфортной городской среде и хотят, чтобы их место труда соответствовало тем же стандартам.

2. Ключевые составляющие баланса

а) Экология и устойчивое развитие

  • Экономика замкнутого цикла: Один из ключевых инструментов снижения нагрузки. Отходы одного производства должны становиться сырьем для другого. Это особенно актуально в рамках одной промышленной зоны (симбиоз предприятий).

  • Внедрение «зеленых» технологий: Использование современных систем очистки, повторного использования воды, энергосберегающих решений — это не только ответственность, но и конкурентное преимущество.

  • Сокращение санитарно-защитных зон (СЗЗ): За счет применения новых технологий и инженерных решений можно существенно сокращать СЗЗ, что позволяет интегрировать производства в городскую среду.

  • Промышленный туризм и экопросвещение: Важный инструмент для формирования позитивного имиджа территории, подготовки будущих кадров и диалога с местными жителями.

б) Социальная инфраструктура и комфортная среда

  • Создание «территории счастья»: Недостаточно построить завод, нужно создать всю экосистему для жизни — жилье, детские сады, поликлиники, парки, спортивные площадки, арт-объекты в пешей доступности от места работы.

  • Снижение маятниковой миграции: Создание производств рядом с жилыми районами решает огромный пласт проблем — транспортные пробки, экологическую нагрузку от транспорта, социальную напряженность в семьях.

  • Финансовая модель: Такой подход может быть финансово успешным. Комфортная среда привлекает больше резидентов и качественных работников, повышая стоимость и привлекательность территории. Затраты на инфраструктуру окупаются в виде роста деловой активности и налоговых поступлений.

в) Технологии и кадры

  • Подготовка кадров под запрос: Тесное сотрудничество с вузами и колледжами, создание учебных программ и лабораторий совместно с инвесторами. Выпускник приходит на предприятие уже готовым специалистом.

  • Высокотехнологичные рабочие места: Роботизация, автоматизация, работа с планшетами и в современных условиях — это то, что привлекает новое поколение. «Сварщик в гараже» больше не конкурентоспособен на рынке труда.

  • «Умные» производства: Внедрение IoT, автоматизированных систем учета и т.д. повышает не только эффективность, но и престиж работы на предприятии.

3. Практический опыт и кейсы

  • ОЭЗ «Ступино-Квадрат» (Московская область):

    • Подход: Первая частная ОЭЗ, декларирующая создание «территории счастья».

    • Инструменты: Полная инженерная и транспортная инфраструктура (собственная ж/д ветка, подстанция), отсутствие градостроительных регламентов (гибкость для инвестора), тесная работа с учебными заведениями.

    • Баланс: Зонирование территории с учетом экологических требований и мнения жителей (например, размещение пищевых производств ближе к жилью).

  • Индустриальный парк «Химград» (Казань) и международный опыт:

    • Вызов: Сложность установления единой СЗЗ для территории со множеством собственников.

    • Международный опыт (Узбекистан, Азербайджан): Повышенное внимание к экологии на стадии проектирования и обязательная государственная экспертиза для каждого проекта, что хоть и удлиняет сроки, но обеспечивает высокое качество и меньше проблем в будущем.

  • Индустриальный парк «Экран» (Новосибирск) – пример браунфилда:

    • Кейс «Сибирское стекло»: Яркий пример экономики замкнутого цикла. Производство использует до 80% стеклобоя, постоянно совершенствуя технологии по его переработке и очистке. Производство суперлегкой бутылки снижает расход сырья.

    • Роль управляющей компании: Внутренний экологический контроль и консультации для резидентов (собственный эколог), прописанные в договорах аренды обязательства по соблюдению экологических норм.

  • Индустриальный парк «Город Мастеров» (Новосибирская агломерация):

    • Концепция: Создание парка для микро-, малых и средних предприятий (4-5 класс опасности) в непосредственной близости от жилых районов для ликвидации маятниковой миграции.

    • Принципы: Четкое функциональное зонирование внутри парка, ориентация на резидентов, чья продукция будет полезна для развития самого района.

4. Проблемы и законодательные инициативы

  • Проблема «неуправляемого соседства»: Управляющая компания парка не всегда может контролировать, что строится на смежных территориях, что может нивелировать все ее усилия по созданию сбалансированной среды.

  • Устаревшие нормативы: СанПиНы и другие нормативные акты не успевают за скоростью развития технологий. Процедура подтверждения нового класса опасности для современных производств сложна и длительна.

  • Ограничения для ОЭЗ: Запрет на строительство жилой инфраструктуры на территории ОЭЗ лишает их мощного инструмента для привлечения кадров.

  • Несовершенство градостроительного планирования: Муниципалитеты не всегда ответственно подходят к выдаче разрешений на строительство (КПЗУ) вокруг промзон, что приводит к конфликтам интересов.

Предлагаемые инициативы:

  1. Разработка механизмов по упрощению и регулированию установления единых санитарно-защитных зон для промышленных парков.

  2. Инициатива по изменению законодательства для ОЭЗ, разрешающая строительство социальной и жилой (в т.ч. арендной) инфраструктуры.

  3. Создание ускоренных и гибких процедур для сертификации новых технологий, не укладывающихся в текущие нормативы.

  4. Законодательное закрепление ответственности муниципалитетов за согласованную выдачу разрешительной документации, чтобы не допускать конфликтующей застройки вокруг промпарков.

  5. Регулирование отношений между первыми и последующими инвесторами на смежных территориях для предотвращения «неуправляемого соседства».

Итоговый вывод

Баланс между промышленностью, экологией и социальной инфраструктурой — не абстрактная концепция, а практическая необходимость для устойчивого развития территорий. Достигается он через комплексный подход: мастер-планирование, строгое зонирование, внедрение современных технологий, партнерство с образованием и бизнесом, а также через готовность совершенствовать законодательную базу. Успех измеряется не только экономическими показателями, но и качеством жизни человека на территории.

 

 

Тезисы о советском экологическом наследии в контексте развития промышленных территорий

Ключевой тезис: Советская промышленная модель оставила в наследство парадигму противостояния между промышленностью и средой обитания человека, а также конкретные территории (браунфилды) с накопленным экологическим ущербом. Преодоление этого наследия — ключевая задача при поиске современного баланса.


1. Идеологическое и плановое наследие: «Промзона vs. Жилая зона»

  • Принцип размещения: Промышленные предприятия, особенно градообразующие, строились по принципу «сначала завод, потом вокруг него — жилой район» (упомянутый пример эвакуированных заводов за Урал в 50-е годы). Это создавало изначально конфликтную ситуацию.

  • Противопоставление, а не интеграция: Не было концепции интеграции производства в городскую среду. Промзона и жилая зона были разными, часто враждебными по отношению друг к другу территориями. Между ними возникали санитарные разрывы, которые воспринимались как «ничьи», заброшенные земли.

  • Приоритет производства над средой: В системе плановой экономики главным был вал, выполнение и перевыполнение плана. Вопросы экологии, очистных сооружений, утилизации отходов часто отодвигались на второй план или игнорировались как «непроизводственные затраты».

2. Физическое наследие: Проблемы «Браунфилдов»

  • Накопленный экологический ущерб: Многие территории бывших советских заводов несут груз прошлого — загрязненные почвы, грунтовые воды, физический износ коммуникаций. Их редевелопмент требует огромных затрат на экологическую реабилитацию.

  • Устаревшая инфраструктура: Инженерные сети, системы очистки выбросов и сбросов не соответствуют современным стандартам. Модернизация требует колоссальных инвестиций.

  • Примеры из дискуссии:

    • «Облако над Нижнекамском»: Спикер привел этот пример как символ наследия, когда даже при хороших дорогах промышленный центр ассоциируется с сильным загрязнением воздуха.

    • Индустриальный парк «Экран» (Новосибирск): Яркий пример браунфилда (завод с 1954 года), который доказывает, что даже такие территории можно преобразовать в современный парк с соблюдением экологических норм, но это требует огромных усилий и строгого контроля.

3. Нормативное и ментальное наследие

  • Устаревшие нормативы: Часть современной нормативной базы (например, некоторые СанПиНы) все еще основана на советских отраслевых стандартах, которые не учитывают современные технологии, позволяющие значительно снизить воздействие на среду.

  • Правовой нигилизм: Как отметил спикер, у малого и среднего бизнеса, особенно выросшего из 1990-х, часто сохраняется «правовой нигилизм» в отношении экологического законодательства — наследство эпохи, когда контроль был слабым, а штрафы — символическими.

  • «Наследие мышления»: Сложности с установлением единой санитарно-защитной зоны в «Химграде» показывают, как советский принцип «каждый сам за себя» (когда предприятия не думали о совокупном воздействии) мешает внедрению современных комплексных решений.

4. Демографическое и градостроительное наследие

  • Монофункциональность промышленных городов: Многие города были заточены под одну отрасль (Норильск, Тольятти, Набережные Челны). Кризис отрасли означал кризис всего города. Это создает огромную сложность для диверсификации экономики и перепрофилирования промзон.

  • Проблема маятниковой миграции: Советская модель «спальный район — промышленная зона» породила гигантские потоки маятниковой миграции, что является источником транспортных пробок, колоссальных потерь времени и дополнительного загрязнения воздуха.

  • «Пожирание промков жильем»: В постсоветское время возникла обратная, но тоже проблемная тенденция: девелоперы выкупают бывшие промзоны в городах под жилую застройку из-за их выгодного расположения. Это приводит к тому, что города теряют места приложения труда, и люди вынуждены ездить на работу еще дальше.

Вывод: Как современные подходы пытаются преодолеть советское наследие

  1. Смена парадигмы: Отказ от противостояния в пользу интеграции. Промышленность должна не отгораживаться от города, а становиться его комфортной и современной частью.

  2. Комплексное развитие территорий (реновация промков): Вместо сноса или полного выноса производств — их модернизация и интеграция в новую городскую среду с созданием всей необходимой инфраструктуры (как в кейсе «Города Мастеров»).

  3. Экономика замкнутого цикла: Это прямой ответ на расточительную линейную модель советской промышленности. Пример «Сибирского стекла» показывает, как отходы можно превращать в ресурс.

  4. Жесткий экологический контроль со стороны управляющих компаний: Как в парке «Экран» — это механизм принуждения к соблюдению норм, которого не хватало в советское время.

Итог: Советское наследие — это не только физические браунфилды, но и глубоко укоренившаяся модель мышления и планирования. Современная задача — не просто построить новый завод, а перепридумать саму сущность промышленной территории, сделав ее экологичной, социально ориентированной и интегрированной в жизнь города, что является прямым отрицанием советского подхода.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 17 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.