Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Налоговые льготы ТОСЭР Компенсация части затрат на уплату коммунальных услуг УК и резидентов, % ставки по кредитам СМСП резидентам и УК промышленных площадок. Субсидировании 25% от уплаченной суммы аренды недвижимости на территории ПП и ИП резидентам и УК

Директору

Департамента инвестиционной политики

и развития предпринимательства

Минэкономразвития России

г-же Арслановой М.Т.  

Уважаемая Милена Тахировна!
 
Коллектив консалтинговой компании «Верное решение» выражает Вам и всему коллективу свое почтение.
 
На сегодняшний день мы наблюдаем:
  • остановку на неопределенный срок или отказ инвесторов от реализации новых инвестиционных проектов - в условиях полной неопределенности сценариев развития экономики;
  • промышленно развитые города "оттянули" из муниципальных районов значительную часть активного населения и инвесторов вследствие урбанизации и несогласованности действий по созданию преференциальных зон и индустриальных территорий. 
Если мы хотим хотя бы частично сохранить и хотя бы частично восстановить инвестиционную активность в муниципальных районах, по нашему мнению, следует сделать следующее:
 

1. Разрешить создание ТОСЭР во всех монопрофильных муниципальных образованиях РФ, включая монопрофильные посёлки (имеющие зависимость от одного или нескольких поселко-образующего (их) предприятия (ий))

Мера не потребует дополнительных вложений федерального и регионального бюджетов, кроме докапитализации Фонда развития моногородов, который реализует свои программы субсидирования инфраструктуры и льготных займов в моногородах)

 
2. Разрешить создание ТОСЭР Дальневосточного типа (где границы территории опережающего развития совпадают с границами промышленной площадки, индустриального парка) - в любых муниципальных образованиях, в которых наблюдается высокий процент маятниковой миграции экономически активного населения - для закрепления трудоспособного населения на территории проживания (вахтовый метод работы переживает тяжелые времена и сталкивается с дополнительными трудностями и препятствиями, что снижает экономическую целесообразность для работодателей и ген.подрядчиков и приводит к увеличению безработицы).
 
Мера не потребует дополнительных вложений федерального бюджета на создание ТОСЭР.
Функции УК ТОСЭР может выполнять муниципалитет или УК промышленного парка
Инфраструктуру ТОСЭР = инфраструктуру промышленной площадки (индустриального парка) следет продолжать строить с участием  Минэкономразвития РФ - мероприятие по субсидированию/софинансированию в рамках Национального проекта
 
При создании ТОСЭР в моно-поселках и поселках с миграцией - государство не рискует ничем:
  • дополнительные средства в инфраструктуру не вкладываются (как в ТОР ДВ через Минвостокразвития или в моногородах через ФРМ);
  • ответственность за проект лежит на инвесторе;
  • инвестор сам должен и инвестиции найти, вложить и выручку заработать и рабочие места создать, заработать деньги на уплату налогов и уплатить их по сниженным (льготным) ставкам
  • если проект не "состоялся", государство и все уровни бюджета остались "при своих"
  • если проект "состоялся" - бюджеты получили новые отчисления, муниципалитет - рабочие места и инвестиции
3. Не "забрасывать" хороший инструмент - продолжать ТОСЭР в моногородах - продлить с 3 до 10 лет срок вхождения резидентов в ТОСЭР моногородов с максимальным набором налоговых льгот и преференций, фактически - приравнять условия "входа" в Дальневосточных ТОР к условиями "входа" в ТОСЭР моногородов, это позволит продолжить заполнение территорий опережающего развития, поскольку после трехлетнего срока динамика заполнения идёт на убыль и останавливается.

Давно пора принять нижеуказанные изменения - приравнять условия ТОСЭР моногородов к условиям ТОСЭР Дальневосточного типа, в условиях неопределённости и спада инвестиционной активности - ТОСЭР требуется минимум 2-3 года чтобы "завести" в ТОСЭР резидентов (опыт показал, что с 4 года существования ТОСЭР резиденты практически не "заходят" - отсутствие пониженной ставки страховых взносов - 7,6% - сильно снижает экономическую целесообразность работы в статусе "резидент ТОСЭР" - по сути, только ради льготы по налогу на недвижимое имущество, по налогу на прибыль сомнительная льгота)

Самое время вносить в Гос.Думу поправку: Исключить из пункта 10.1. статьи 427 НК абзац "Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития."

Мера, скорее всего, не потребует дополнительных вложений федерального бюджета, муницпалитеты решают вопросы привлечения за счет своего бюджета

4.      Сохранить программу софинансирования расходных обязательсв регионов перед УК промышленных площадок и/или индустриальных парков в части строительства инфраструктуры малоформатных промышленных площадок и/или индустриальных парков (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов).

Ниже приложены корректировки "косметического характера" в программу Софинансирование расходных обязательсв регионов перед УК промышленных площадок и/или индустриальных парков в части строительства инфраструктуры малоформатных промышленных площадок и/или индустриальных парков (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов).
 
Предлагаются следующие правки в НПА - ПП РФ 316 и приказ МЭР РФ 125, утвержденные в рамках Национального проекта "МСП" - "косметические" и "капитального" характера :
  • дать возможность (поправками в 473-ФЗ) муниципалитетам создавать территории опережающего развития (ТОСЭР) дальневосточного типа (граница ТОСЭР = границе парка) в муниципальных образованиях с высокой маятниковой миграцией - для "закрепления" трудоспособного населения на территории района (например, МСХ предлагает сезонную занятость в селе для уволенных городских сотрудников сейчас, но это временная мера),
  • создавать промышленные площадки и индустриальные парки  - одновременно с созданием в границах парка и территории опережающего развития (ТОСЭР) дальневосточного типа (граница ТОСЭР = границе парка), дать приоритет таким проектам с совмещением преференциального режима с инженерной инфраструктурой
  • создать равные условия и возможности:
    • "начинающих" и "продолжающих"
    • УК крупных проектов и УК малоформатных (20-50 Га) индустриальных парков (промышленных площадок) в муниципальных районах -
  • рассматривать только отдельную - новую очередь - отдельно от всего парка - только декомпозицию, и исключить влияние показателей предыдущих очередей - это позволит сравнивать "новые" проекты с новыми очередями "старых" проектов
  • изменить бальную систему конкурсного отбора "косметически":
    • вывести за пределы интегрального показателя 2 показателя:
    • стоимость создания 1 рабочего места (млн. руб. / 1 р.м.) и поставить целевой показатель = стоимость создания одного рабочего места не превышала 1 млн руб (лучше 0,5 млн.руб. - 1 млн.руб.) за 1 р.м.
    • отдача на вложенный капитал:
      • А) отношение суммы уплаченных резидентами налогов нарастающим итогом за 3 года (со следующего за годом предоставлении субсидии) - к сумме субсидий по 2 вариантам:
        • консолидированный бюджет региона с федеральным бюджетом (бюджеты всех 3 уровней)
        • федеральный бюджет
      • Б) отношение инвестиции резидентов в капитальные вложения и оборудование - к стоимости строительства инфраструктуры
    • Остальные показатели могут находиться в составе интегрального показателя в предусмотренных весах
    • Ранжировать все заявки по этим 4 показателям:
      • стоимость создания рабочего места
      • отдача на вложенный капитал бюджета
      • Отдача на вложенный капитал Ук
      • Интегральный показатель
Также направляю предложения по требуемым мерам поддержки для управляющих компаний и резидентов промышленных (индустриальных) парков. Предложения согласованы рабочей группой «промышленные площадки и индустриальные парки для малого и среднего бизнеса», состоящий из представителей управляющих компаний (УК) и районных кураторов промышленных площадок и индустриальных парков в муниципальных районах (144 участника).
 
Меры поддержки, требуемые для ПП и ИП: 
Доводы необходимости поддержки:
Резиденты взяли обязательства (перед УК, региональными, местными властями) по инвестициям, рабочим местам и сейчас могут их не выполнить, а УК взяла обязательства перед региональными властями. Поэтому поддержку надо сохранить.

Общее условие для всех мер поддержки: Промышленная площадка (индустриальный парк) прошли процедуру аккредитации (проверки соответствия требованиям) при органе региональной или федеральной власти.

 
1.                  Компенсация части затрат на уплату коммунальных услуг УК и резидентов (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов)
Порядок и условия могут быть разработаны с участием УК, ресурсоснабжающих организаций, сетевых компаний, предприятий ЖКХ, Минэкономразвития регионов
  • электроэнергия (потребление, транспорт по электросетям), особенно в части непродуктивной (освещение МОП: дороги, периметр, объекты),
  • теплоэнергия (потребление, транспорт по теплосетям), особенно в части непродуктивной (обогрев, отопление, периметр, объекты) и теплопотери,
  • газоснабжение (потребление, транспорт по сетям), особенно в части непродуктивной (обогрев, отопление, периметр, объекты)
  • водоснабжение и водотведение, очистка стоков,
  • вывоз охрана
2.      Субсидировании 25% от уплаченной суммы аренды недвижимости на территории ПП и ИП резидентам и УК промышленных площадок (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов)
По сути – "вернуть" мероприятие, которое "свернуло" МЭР РФ в 2014 году - сейчас оно стало актуальным как никогда
Например, в РТ была программа «Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан – резидентам промышленных площадок, расположенных на территории Республики Татарстан» (утв. постановлением КМ РТ от 23 июля 2012 г. N 622), софинанасирование этой программы было из бюджета РФ до 2014 года
 
Выдержка пункт 1.5. указанного ПКМ РТ 622:
Субсидии предоставляются субъектам предпринимательства для возмещения затрат, связанных с арендой и (или) выкупом объектов недвижимости на территории промышленных площадок.
  •     Субсидии, связанные с арендой недвижимости на территории промышленных площадок, предоставляются в размере не более 25 процентов от суммы затрат на уплату арендной платы за объекты недвижимости, но не более 1 млн. рублей.
  •     Субсидии, связанные с выкупом недвижимости на территории промышленных площадок, предоставляются в размере не более 25 процентов от суммы затрат на выкуп объектов недвижимости, но не более 5 млн. рублей. 
     
3.      Субсидировании % ставки по кредитам СМСП - резидентам и УК промышленных площадок (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов)
Распространить субсидии на всех предпринимателей микро и малого бизнеса РТ (вернуться к условиям 2019 года), а не только к списку «наиболее пострадавших отраслей» с условиями:
o          по кредитному договору, который заключен с банком, имеющим лицензию Банка России на дату заключения кредитного договора.
o          Период компенсации – с 2019 года
o          по дате заключения и сроку действия договора – нет ограничений,
o          по типу банковского продукта нет ограничений (кредитная линия, кредит, овердрафт, аккредитив, и т.п.)
o          сумма договора  - без ограничений,
o          процент по кредиту не может превышать средневзвешенную процентную ставку, рассчитанную Центральным Банком РФ за последние 3 года – 14,13%.
o      В качестве целей, на которые был получен кредит, допускаются: пополнение оборотных средств, выплата заработной платы, приобретение основных средств, строительство (реконструкция) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений, реализация инвестиционных проектов.
o      предельный размер субсидии на одного получателя составляет 10 млн рублей в год.
 
4.     Возобновить программу компенсации 50% стоимости российского оборудования, приобретенного резидентами и УК промышленных площадок и индустриальных парков по договорам купли-продажи, лизинга (мероприятие региона с софинансированием бюджета РФ по линии МЭР РФ)
 

5. Иные стимулы для размещения на существующих промышленных площадках (для заполнения) новых производств из любых сфер разрешённых для поддержки 209-ФЗ

·         медицинские товары и продукция
·         противоэпидемические услуги и продукция
·         «пищевка» и переработка с/х продукции
·         все остальное из любых сфер разрешённых ФЗ 209
 
Нормативная и законодательная база РТ по мерам.
·      Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.08.2014 № 616 «Об аккредитации субъектов инфраструктуры МСП предпринимательства Республики Татарстан»;
·      Порядок предоставления субсидий процентов по кредитам УК и резидентам промышленных площадок на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 сентября 2019 года N 873)
·      Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан – резидентам промышленных площадок, расположенных на территории Республики Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 23 июля 2012 г. N 622)
 
Используемые сокращения:
МО – муниципальное образование;
МР – муниципальный район;
МСБ – малый и средний бизнес;
СМСП – субъекты малого и среднего предпринимательства;
МСП – малое и среднее предпринимательство;
ПТП – промышленный технопарк;
ПП (ИП) – промышленный (индустриальный) парк;
УК – управляющая компания;
ПСД – проектно-сметная документация;
СМР – строительно-монтажные работы;
ТУ – технические условия.
 
С уважением к Вам, 
Руководитель
консалтинговой компании                                                               Сергей Владимирович Маслехин
«Верное решение»

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9,5 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 930 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 9000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.