Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Предложения Ассоциации кластеров и технопарков России по антикризисным мерам поддержки управляющих компаний технопарков и особых экономических зон в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции

Предложения Ассоциации кластеров и технопарков России
по антикризисным мерам поддержки управляющих компаний технопарков и особых экономических зон в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции
 
Российский бизнес столкнулся с непредвиденными обстоятельствами, в силу которых, по различным оценкам, могут прекратить или приостановить деятельность до 3 млн предприятий и предпринимателей. В настоящее время Правительством РФ принимаются беспрецедентные меры поддержки отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, а также малого и среднего бизнеса (введение кредитных и налоговых каникул, беспроцентные кредиты на неотложные нужды, реструктуризация кредитной задолженности, снижение ставок и продление сроков уплаты страховых взносов и др.).
С трудностями сталкиваются и управляющие компании технопарков и особых экономических зон (далее – ОЭЗ), интересы которых представляет Ассоциация.
 
Многие компании – резиденты ввиду вынужденного простоя или перехода на удаленный режим, а также возможного ухудшения финансового состояния задерживают или просят отсрочить уплату арендных и неарендных платежей. Ряд компаний – резидентов вынуждены будут свернуть деятельность, что повлечет резкое снижение выручки управляющих компаний в условиях падения спроса на инфраструктуру технопарков и ОЭЗ.
Технопарки и ОЭЗ как самостоятельная отрасль обеспечивают функционирование промышленной, технологической, коммунальной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения устойчивой работы малых, средних и крупных предприятий в сферах промышленности и высоких технологий.
 
По оценкам Ассоциации, в 169 российских технопарках ведут деятельность более 5 тысяч технологических и производственных компаний – резидентов. Более 92% из них являются субъектами МСП. Резиденты технопарков создали более 91,5 тысяч рабочих мест, а их совокупный объем налоговых отчислений превысил 65 млрд руб. в 2019 году. В 29 российских ОЭЗ ведут деятельность более 700 резидентов, создавших более 36 тыс. рабочих мест.
 
В то же время, более 80% управляющих компаний технопарков и ОЭЗ не относятся к субъектам МСП и не смогут воспользоваться мерами поддержки МСП, которые в настоящее время прорабатывает Правительство Российской Федерации. Кроме того, деятельность управляющих компаний технопарков и ОЭЗ не входит в перечень видов деятельности, определенных Правительством РФ как наиболее пострадавшие от коронавируса отрасли экономики, что также не позволит им воспользоваться объявленной адресной поддержкой.
 
Учитывая изложенное выше, в целях обеспечения бесперебойного функционирования инфраструктуры технопарков и ОЭЗ, необходимого для продолжения деятельности и развития компаний – резидентов, Ассоциация кластеров и технопарков России от лица более 50 управляющих компаний технопарков и ОЭЗ, являющихся членами Ассоциации, предлагает следующие антикризисные меры поддержки управляющих компаний технопарков и особых экономических зон (как государственной, так и частной формы собственности): 
№ п/п
Предложение
Обоснование
Финансовая поддержка УК технопарков и ОЭЗ, столкнувшихся с резким снижением арендных и неарендных платежей
1
Компенсация управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления резидентам отсрочек и(или) уменьшения ставок по арендным и коммунальным платежам в соответствии с реализацией статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ
 
 
В условиях простоя и сворачивания деятельности резидентов управляющие компании технопарков и ОЭЗ сталкиваются с задержкой арендных и коммунальных платежей. Также, согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ, арендаторы имеют право требовать отсрочку уплаты арендной платы или уменьшения арендной платы в связи с невозможностью использования имущества арендодателя. Таким образом, технопарки и ОЭЗ сталкиваются с резким снижением выручки, что ставит под угрозу их дальнейшую деятельность. Правительством РФ рассматривается возможность предоставления отсрочки арендной платы арендаторам помещений в торговых центрах с предоставлением компенсаций арендодателям, что позволит поддержать бизнес в сферах торговли, услуг и общественного питания. В сложившихся условиях поддержка бизнеса и сохранение рабочих мест в сферах промышленности и высоких технологий является не менее важной, поэтому предлагается предусмотреть компенсационные меры для управляющих компаний технопарков и ОЭЗ (субсидия на возмещение выпадающих доходов от предоставления отсрочки по уплате арендных и коммунальных платежей или уменьшения размеров таких платежей)
2
Предоставление льготных беспроцентных кредитов на неотложные нужды и реструктуризация имеющейся задолженности управляющих компаний технопарков и ОЭЗ, оказавшихся в сложном финансовом положении
Многие управляющие компании технопарков и ОЭЗ в условиях сокращения спроса и снижения выручки сталкиваются с кассовыми разрывами, что вызывает риски деятельности управляющих компаний по обеспечению бесперебойного функционирования инфраструктуры технопарков и ОЭЗ, а также риски сокращения или отправки в неоплачиваемые отпуска их персонала, риски неплатежей по ранее взятым кредитам. Для снижения указанных рисков предлагается предоставить управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ льготные беспроцентные кредиты на неотложные нужды, а также на реструктуризацию имеющейся задолженности с возможным предоставлением каникул по уплате основного долга и процентов по кредитам
3
Временное освобождение юридических лиц – собственников имущественного комплекса и управляющих компаний технопарков и ОЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение 2020 года
Затраты собственников имущественного комплекса и управляющих компаний технопарков и ОЭЗ на уплату указанных налогов входят в себестоимость оказываемых ими услуг резидентам в тех регионах, где не предусмотрены налоговые льготы для управляющих компаний. Временное освобождение от уплаты указанных налогов позволит управляющим компаниям временно снизить арендную плату или предоставить отсрочку арендных платежей резидентам за счет сложившейся экономии
Временное снижение издержек на содержание коммунальной инфраструктуры и оплату услуг ресурсоснабжающих организаций
4
Временное снижение тарифов на коммунальные услуги и услуги ресурсоснабжающих организаций для управляющих компаний технопарков и ОЭЗ или предоставление субсидий управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ на возмещение части затрат по уплате коммунальных платежей
Тарифы на коммунальные услуги и услуги ресурсоснабжающих организаций являются одной из ключевых составляющих себестоимости деятельности управляющих компаний технопарков и ОЭЗ. В условиях снижения потребления коммунальных ресурсов резидентами управляющие компании несут существенные издержки, продолжая выполнять свои обязательства перед поставщиками коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Временное снижение тарифов или предоставление субсидий управляющим компаниям позволит перераспределить имеющиеся на счетах управляющих компаний средства на обеспечение текущей деятельности и избежать кассового разрыва
5
Временный мораторий на штрафные и иные санкции в отношении собственников имущественного комплекса и управляющих компаний технопарков и ОЭЗ, в том числе на отключение от систем электро-, тепло-, водо-, газоснабжения и на приостановку оказания им иных коммунальных услуг, в случае вынужденной неуплаты на срок до 6 месяцев
Тарифы на коммунальные услуги и услуги ресурсоснабжающих организаций являются одной из ключевых составляющих себестоимости их деятельности. В случае вынужденной неуплаты или задержки оплаты управляющими компаниями технопарков и ОЭЗ услуг ресурсоснабжающих и коммунальных организаций, ими могут быть применены различные санкции, в том числе отключение от систем снабжения и приостановка оказания услуг. Введение временного моратория на такие санкции позволит повысить устойчивость деятельности технопарков и ОЭЗ, а также позволит им обеспечить функционирование критически необходимой инфраструктуры для продолжения деятельности предприятий - резидентов
6
Отсрочка арендных платежей для управляющих компаний технопарков и ОЭЗ, арендующих земельные участки, находящиеся в федеральной, региональной или муниципальной собственности
Ряд управляющих компаний арендуют земельные участки региональной или муниципальной формы собственности. Предоставление отсрочки по арендным платежам таких земельных участков позволит сократить издержки управляющих компаний на содержание имущественного комплекса в условиях снижения выручки
Продолжение реализации инвестиционных проектов по развитию технопарков и ОЭЗ с использованием мер государственной поддержки
7
Предоставление управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ, являющимся получателями субсидий за счет средств федерального и региональных бюджетов, налоговых и иных льгот, гарантий по неухудшению в 2020-2021 годах условий предоставления мер государственной поддержки с учетом в том числе курсовой разницы стоимости приобретаемого оборудования, работ (услуг) при реализации проектов и продолжению финансирования в пределах объемов, предусмотренных соглашениями с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Ряд управляющих компаний технопарков и ОЭЗ реализуют инвестиционные проекты по созданию (развитию) инфраструктуры для резидентов с использованием средств федерального и региональных бюджетов, а также являются получателями налоговых льгот. Финансовый эффект от использования субсидий и льгот является необходимым условием для продолжения реализации инвестиционных проектов в сложившихся условиях. В случае приостановления финансирования, предусмотренного ранее заключенными соглашениями, управляющие компании столкнутся с необходимостью заморозки инвестиционных проектов или сворачивания текущей операционной деятельности. Чтобы этого не произошло, предлагается предоставить от лица соответствующих федеральных и региональных органов власти гарантии по неухудшению условий предоставления государственной поддержки в рамках ранее заключенных соглашений
8
Временный мораторий на применение в 2020 году штрафных и иных санкций к управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ, получающим меры государственной поддержки, в случае вынужденного продления сроков реализации плановых мероприятий и(или) недостижения целевых показателей эффективности проектов по созданию (развитию) технопарков и ОЭЗ, а также продление на срок до 12 месяцев сроков реализации проектов и достижения целевых показателей
Ряд управляющих компаний технопарков и ОЭЗ имеют длящиеся обязательства по реализации инвестиционных проектов с использованием мер государственной поддержки. При этом многие из них неизбежно столкнутся с рисками невыполнения ранее взятых обязательств по реализации мероприятий и достижению целевых показателей вследствие сложившейся ситуации. Введение моратория на штрафные и иные санкции и предоставление отсрочки позволит управляющим компаниям продолжить реализацию инвестиционных проектов
Снижение налоговой и фискальной нагрузки на УК технопарков и ОЭЗ
9
Сокращение сроков проведения камеральных проверок при возврате управляющими компаниями технопарков и ОЭЗ налога на добавленную стоимость из бюджета
Ряд управляющих компаний технопарков и ОЭЗ в рамках реализации инвестиционных проектов имеют право на возврат из бюджета уплаченного ранее налога на добавленную стоимость. Сокращение сроков камеральных проверок позволит быстрее получить возврат налога
10
Отсрочка на 6 месяцев по уплате управляющими компаниями технопарков и ОЭЗ налога на добавленную стоимость
Предоставление отсрочки управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ на уплату налога на добавленную стоимость позволит перераспределить имеющиеся на счетах управляющих компаний средства на обеспечение текущей деятельности и избежать кассового разрыва
11
Отсрочка на 6 месяцев по уплате управляющими компаниями технопарков и ОЭЗ страховых взносов во внебюджетные фонды
Предоставление отсрочки управляющим компаниям технопарков и ОЭЗ на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды позволит перераспределить имеющиеся на счетах управляющих компаний средства на обеспечение текущей деятельности и избежать кассового разрыва
12
Временный мораторий на списание по запросу Федеральной налоговой службы или Федеральной службы судебных приставов денежных средств с расчетных счетов управляющих компаний технопарков и ОЭЗ
Указанное списание средств в ряде случаев происходит по ошибочной причине (налоги уплачены, но ФНС повторно запрашивает уплату налогов). В текущей ситуации повторное списание средств может привести к существенному ухудшению финансового состояния управляющей компании технопарка, а возврат ошибочно повторно списанных денежных средств может занять продолжительное время
Специальные меры, направленные на поддержку функционирования технопарков и ОЭЗ в период борьбы с коронавирусом
13
Возмещение затрат управляющих компаний технопарков и ОЭЗ на обеспечение безопасности деятельности резидентов, продолжающих работу
Управляющие компании технопарков и ОЭЗ вынужденно несут дополнительные расходы на обеспечение безопасности нахождения и работы сотрудников резидентов (санитарная обработка помещений и поверхностей, организация мониторинга состояния здоровья сотрудников и др.). Предлагается обеспечить возмещение таких затрат, принимая во внимание, что благодаря их осуществлению резиденты технопарков могут продолжать работу
14
Рекомендация главам субъектов Российской Федерации, на территории которых функционируют технопарки и ОЭЗ, признать управляющие компании технопарков и ОЭЗ непрерывно действующими организациями
Признание управляющих компаний технопарков и ОЭЗ непрерывно действующими организациями позволит им избежать вынужденного простоя и продолжить функционировать в обычном режиме

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9,5 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 930 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 9000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.