Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Какие сети передадут до 31 декабря 2024 г.в отношении указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил объектов.

Заказать консультацию, услугу, задать вопрос консультанту

Записаться на будущий, планируемый вебинар, видеокурс

Приобрести видеозаписи проведенных вебинаров

Приобрести финансово-экономический расчет с обучением

 

При необходимости - спрашивайте нас!

Заказать расчет или сделать заявку на обучение можно:

 

Авторская методика создания индустриального парка, промышленного технопарка, ЛАЦ-ОРЦ, ОЭЗ

 

 

Отделы исполкома ИК МО муниципального образования (ОМСУ), отвечающие за инфраструктуру и согласования

1. По инфраструктуре и подключению к сетям

Чтобы узнать о наличии коммуникаций (газ, вода, электричество, канализация) до обращения в сетевые организации, следует взаимодействовать с:

  • Отдел капитального строительства (ОКС)

    • Основной отдел, курирующий строительство и подключение к инженерным сетям.

    • Может предоставить информацию о прохождении коммуникаций в районе.

    • Координирует выдачу технических условий (ТУ) для подключения.

  • Отдел территориального развития / градостроительства

    • Ведёт генпланы, схемы размещения коммуникаций.

    • Может дать информацию о зонировании и перспективах развития инфраструктуры.

  • Отдел ЖКХ и благоустройства

    • Отвечает за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.

    • Может подсказать, куда обращаться по конкретным сетям (водоканал, теплосети).

  • Отдел архитектуры и градостроительства

    • Даёт разрешения на строительство, согласует прокладку сетей.

    • Может предоставить схемы подключения к муниципальным коммуникациям.

2. По экологии и санитарной защите

Если нужно выяснить экологическую обстановку, санитарные зоны, ограничения по застройке (без обращения в Роспотребнадзор):

  • Отдел экологии и природопользования

    • Контролирует соблюдение природоохранных норм.

    • Даёт информацию о санитарных зонах (например, вокруг промзон, водных объектов).

  • Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей

    • Может предоставить данные по санитарным нормам для предприятий (например, кафе, магазинов).

  • Отдел земельных отношений

    • Проверяет участки на ограничения (охранные зоны, свалки, загрязнения).

3. По дорогам и транспорту

Для вопросов присоединения к дорогам общего пользования муниципального значения:

  • Отдел дорожного хозяйства и транспорта

    • Согласует подъезды, въезды, подключение к дорожной сети.

    • Выдаёт разрешения на работы в придорожной полосе.

  • Отдел градостроительства и архитектуры

    • Утверждает проекты организации дорожного движения.

Вывод: алгоритм действий

  1. По коммуникациям (газ, вода, электричество, канализация) → ОКС, ЖКХ, инфраструктруры, градостроительства.

  2. По экологии и санитарным нормам → Отдел экологии, потребительского рынка, ПИЗО земельных отношений.

  3. По дорогам → Отдел дорожного хозяйства, градостроительства.

Важно:

  • Исполком может не иметь детальных данных о сетях (только общие схемы), но подскажет, куда обращаться.

  • Окончательные ТУ и условия подключения дают сетевые компании (горгаз, водоканал, электросети).

  • Для сложных вопросов (например, экологические ограничения) может потребоваться обращение в Роспотребнадзор или Росприроднадзор, но исполком поможет с первичной информацией.

Если нужны точные данные по конкретному участку — лучше запрашивать официальные ответы (письменно), чтобы избежать неточностей.

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Чем еще мы можем быть полезны?

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Еще по теме:

 

 

Вы решили строить здание под производство или разместить в арендованном

Решили разместить производство в пром. технопарке, индустр. парке

 

 

Компенсации УК индустриального парка в размере 700 тыс.руб за 1 МВт экономии

 

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Чем мы можем быть полезны?

  • Аккредитация (подготовка к соответствию требованиям НПА):
    • индустриального парка ППРФ 794
    • промышленного технопарка ППРФ 1863
    • технопарка в сфере высоких технологий ПП 1381
  • Концепция развития парка
  • Консультации по бизнес-модели
  • Оценка и сравнительный выбор вариантов з/у под промышленную площадку, индустриальный парк с оптимальными условиями размещения, в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента.
  • Выбор места размещения. Обследования. Мастер-план
  • Проектирование (ПИР, разработка ПСД)
  • Финансово-экономическое моделирование и бизнес-планирование
  • Экономичность аутсорсинга в альтернативу штату
  • Подробное ТЗ на разработку документации
  • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
  • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
  • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
  • Аккредитация промышленного технопарка в сфере электроники ППРФ 1863, 1659,
  • Аккредитация технопарка в сфере высоких технологий ППРФ 1381
  • Аккредитация агробиотехнопарка (ППРФ 1007),
  • Аккредитация экопромышленного парка (ППРФ 794),
  • Аккредитация экотехнопарка (ППРФ 1863),
  • Аккредитация агропромпарка (ППРФ 794),
  • Аккредитация агропромтехнопарка (ППРФ 794, 1863),
  • Концепция развития объекта
  • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
  • Консультации по бизнес-модели
  • Бизнес план УК, девелопера, резидентов
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы, по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов территорий опережающего социально-экономического развития ТОСЭР, ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, в ЗАТО
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов особых экономических зон ОЭЗ всех типов - промышленно- производственного ППТ, технико-внедренческого ТВТ, портового ПТ, туристско-рекреационного ТРТ,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов СЭЗ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, Калининградской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников инновационного центра ИЦ Сколково,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов и стартапы Иннополиса (Верхнеуслонской и Лаишевской площадок)
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников региональных инвестиционных проектов РИП,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников специальных инвестиционных контрактов СПИК,
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений СЗПК,
  • ИТ-компании, разработчики ПО, ПАК, включая аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО, ПАК),
  • технологические предприниматели, технологические компании, выполняющие НИОКР, привносящие новшества, осуществляющие инновации, разрабатывающие технические и технологические решения, продукты, сервисы, применяемые в промышленности, сфере услуг, торговле, в быту, жизнедеятельности
  • разработчики электроники - продукции радиоэлектроники РЭП, аппаратуры РЭА, электронной-компонентной базы ЭКБ, включая аккредитованные Минпромом РФ компании(в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • дизайн центры электроники, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов технопарков, включая промышленных
  • индустриальных парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов агро-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов эко-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов техно-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов био-техно-парков
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) резидентов промышленных зон
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков электроники, ЭКБ, РЭП, РЭА (hardware оборудования), ПАК, ПО ЭВМ (software "софта") наукоемкой технологической продукции
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разработчиков аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) пользователей иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы или спецрежимы - УСН, АУСН Онлайн
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) предпринимателей и предприятия агро-сферы (АПК)
  • Бизнес-план БП и финансовая модель (ФЭМ) разных получателей грантов, субсидий (отраслевых, на производство конкретной продукции).

Обращайтесь к нам!

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта на территории индустриального парка (с учетом льгот резидента и без льгот). Также мы разрабатываем всю необходимую документацию и сопровождаем проект для построения наиболее оптимального процесса создания индустриального парка. Обращайтесь к нам!

 

Сегодня дать ответ на вопрос "Где размещаться?" - это провести многофакторный анализ - оценить влияние на экономику проекта целой группы факторов:

  • близость к источникам сырья, стоимость их получения, добычи с учетом доставки рынки сбыта,
  • близость к клиентам, наличие распределительных центров,
  • стоимость земли и объектов недвижимости, земельные преференции, возможности получить землевладение на долгосрочную стратегическую перспективу
  • наличие и стоимость персонала, с учетом стоимости найма, обучения, подготовки кадров, квалификации, динамики трудовых миграций,
  • доступность и качество транспортной инфраструктуры,
  • наличие и мощности инженерной инфраструктуры,
  • наличие социальной инфраструктуры,
  • уровень развития предпринимательской среды, партнерства
  • экология, наличие инфраструктуры и региональные тарифы на утилизацию отходов,
  • конкурентная среда, уровень нечистоплотной конкуренции и злоупотребления служебным положением (коррупция),
  • безопасность бизнеса, гарантии стабильности и сохранности бизнеса, инвестиционный климат,
  • поддержка региональных и местных органов власти в широком круге вопросов,
  • уровень конкуренции за ресурсы и рынок сбыта,
  • налоговые льготы, возможность зафиксировать льготы в ОЭЗ, ТОСЭР, СПИК, СЗПК,
  • тарифная политика, возможность зафиксировать тарифы в СПИК, СЗПК,
  • сложившиеся кооперационные связи или вероятность их выстраивания,
  • вероятность соблюдения договоренностей по всем значимым позициям договоров,
  • и  т.д. и т.п. факторы

 

Чем еще мы можем быть полезны?

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • В чем отличия бизнес-модели объекта:
    • индустриальный парк?
    • промышленный технопарк?
    • агро (промышленный) парк?
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

 

Авторская методика создания индустриального парка, промышленного технопарка, ЛАЦ-ОРЦ, ОЭЗ

Постановление №1229 обязывает передавать муниципальные и государственные объекты электросетевого хозяйства в безвозмездное владение и пользование сетевым организациям (в основном, системообразующим).

Правила передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229

Давайте разберемся с классами напряжения.

Короткий ответ: НЕТ, сети 35 кВ и выше как раз ПОДЛЕЖАТ передаче в первую очередь.Более того, для них практически нет исключений.

А вот сети ниже 35 кВ имеют шанс остаться у текущего владельца при соблюдении строгих условий.

Подробное объяснение по классам напряжения

Если мы посмотрим на пункт 4 утвержденных Правил, то именно в нем описываются исключения— случаи, когда объекты могутпередаваться не системообразующей сетевой компании, а другой территориальной сетевой организации (ТСО). И эти исключения касаются в основном сетей НИЗКОГО напряжения.

Давайте разделим:

1. Сети 35 кВ и ВЫШЕ

  • Статус: Подлежат безусловной передаче системообразующей территориальной сетевой организации(например, «Россетям»).

  • Обоснование: В пункте 4, который описывает исключения, указаны два случая:

    • Пункт 4(а): для объектов менее 35 кВ.

    • Пункт 4(б): для объектов 110 кВ и ниже, но только при определенных условиях тарифного регулирования.

    • Вывод: Сети 35 кВ и выше (например, 110 кВ, 220 кВ) в эти исключения не попадают. На них распространяется общее правило из пункта 3: передача системообразующей компании.

2. Сети НИЖЕ 35 кВ (например, 6, 10, 20 кВ)

  • Статус: МОГУТ быть переданы другой ТСО (не системообразующей), но только при одновременном соблюдении четырех условий по пункту 4(а):

    1. Проектный номинальный класс напряжения составляет менее 35 киловольт.

    2. Территориальная сетевая организация, которой передают, не является унитарным предприятием.

    3. Доля субъекта РФ, на территории которого находятся объекты, в уставном капитале этой ТСО составляет более 50%(т.е. это компания, контролируемая регионом).

    4. Эта ТСО соответствует критериям отнесения к территориальным сетевым организациям.

Как видно, это очень узкое исключение, предназначенное для случаев, когда в регионе есть своя, "родная" и контролируемая субъектом РФ, сетевая компания, которая уже работает с распределительными сетями низкого напряжения.

Практический вывод для вашего промышленного парка

  1. Если у вас в парке есть сети 35 кВ и выше: Готовьтесь к их передаче системообразующей сетевой компании (например, «МРСК...» или «Россети...»). Оспорить эту передачу по признаку класса напряжения практически невозможно.

  2. Если у вас в парке есть сети только НИЖЕ 35 кВ: Теоретически есть шанс, что их передадут не «Россетям», а другой, региональной ТСО. Но для этого должна существовать такая компания, соответствующая всем критериям п. 4(а). Если такой компании нет или она не соответствует критериям (например, в ее уставном капитале нет доли региона >50%), то эти сети также будут переданы системообразующей компании.

Итог: Законодатель четко разделил логику:

  • Высоковольтные сети (35 кВ и выше) — это основа Единой энергосистемы, и они должны быть под управлением системообразующих компаний.

  • Распределительные сети (ниже 35 кВ) — в исключительных случаях могут остаться под контролем региональных властей через подконтрольные им сетевые компании.

Поэтому, к сожалению, использовать класс напряжения 35 кВ как аргумент для отказа от передачи сетей не получится. Это, наоборот, аргумент в пользу их безусловной передачи.

 

Ключевые моменты Постановления №1229 (о чем оно говорит)

  1. Что передается? Объекты электросетевого хозяйства (сети, подстанции), находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований.

  2. Кому передается? В основном — системообразующей территориальной сетевой организации(например, "Россети" и их дочерние компании). В исключительных случаях (п. 4 Правил) — другой территориальной сетевой организации, если она контролируется субъектом РФ и работает с сетями низкого класса напряжения.

  3. На каких условиях? Безвозмездное владение и пользование. Это ключевой момент.

  4. Цель: Убрать с рынка неэффективных собственников сетей, которые не могут или не хотят обеспечивать их надежную эксплуатацию и развитие. Все функции по передаче электроэнергии и технологическому присоединению должны быть сосредоточены у профессиональных сетевых компаний.

Анализ проблем (что происходит на практике)

Несколько "болевых точек", которые возникают при применении этого постановления. Вот их разбор:

1. "Сетевая компания безвозмездно, бесплатно получает сети, а отдавать в аренду она будет за рыночную стоимость?"

Да, это так, и здесь нет противоречия.Логика законодателя следующая:

  • Собственник (муниципалитет/субъект РФ)передает сети сетевой компаниина безвозмездной основе для выполнения регулируемой деятельности(передача электроэнергии по утвержденным тарифам, технологическое присоединение).

  • Сетевая компания, став законным владельцем и пользователем этих сетей, может сдавать в аренду, например, некие избыточные мощности или имущество(помещения на подстанциях, места для размещения телекоммуникационного оборудования и т.д.) коммерческим структурамуже по рыночным ценам.

  • Разница в природе отношений:

    • Отношения между муниципалитетом и сетевой компанией — регулируемые, в рамках исполнения публичных обязанностей.

    • Отношения между сетевой компанией и арендатором — коммерческие, рыночные.

Таким образом, сетевая компания получает актив для одной цели (обеспечение надежного электроснабжения), но может извлекать из него коммерческую выгоду для других, непрофильных целей.

Это именно та проблема, с которой сталкиваются управляющие компаниями промышленных парков после вступления в силу Постановления №1229.

Давайте разберем возможные модели взаимодействия. Ключевая задача — обеспечить возможность технологического присоединения (ТП) новых резидентов парка к электрическим сетям, которые теперь принадлежат не вам, а крупной сетевой компании (например, «Россетям»).

Правовая коллизия

С одной стороны, Постановление №1229 запрещает сетевой компании передавать объекты в пользование третьим лицам (п. 15в Правил). С другой стороны, УК парка нужны права и инструменты для оперативного управления инфраструктурой и подключения клиентов.

Решение этой коллизии — не в попытке «передать сети в аренду», а в выстраивании юридически корректных договорных отношений между тремя сторонами: Сетевой компанией, УК парка и Резидентами.

Модели взаимодействия для подключения резидентов

Вот несколько рабочих моделей, от наиболее вероятной к более сложным.

Модель 1: Агентский договор / Договор возмездного оказания услуг (Основная рекомендация)

Это самая гибкая и распространенная модель.

  • Суть:УК парка выступает в роли агента или подрядчика сетевой компании.

  • Как работает:

    1. Сетевая компания заключает с УК парка Агентский договорили Договор на оказание услуг по эксплуатации внутренних сетей промышленного парка.

    2. По этому договору УК получает полномочия от имени сетевой компании:

      • Принимать заявки на технологическое присоединение от резидентов парка.

      • Организовывать и проводить технические мероприятия по присоединению (в рамках своих компетенций).

      • Эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать сети на территории парка.

      • Обеспечивать снятие и передачу показаний приборов учета.

  • Что подписывают резиденты?Резидент заключает прямой Договор технологического присоединенияс сетевой компанией (как и положено по закону). Но все техническое и организационное взаимодействие он осуществляет с УК парка, которая действует по поручению сетевой компании.

  • Финансы:УК парка получает от сетевой компании вознаграждение за свои услуги. Это вознаграждение может быть включено в тариф на передачу электроэнергии или оплачиваться сетевой компанией отдельно. Резидент оплачивает услуги ТП напрямую сетевой компании по ее стандартным тарифам.

Преимущества модели:

  • Юридически чистая, не нарушает запрет на передачу прав пользования.

  • Сетевая компания сохраняет контроль и отвечает за надежность.

  • УК парка получает законные полномочия и финансирование для работы с сетями.

  • Для резидента процесс выглядит как единое окно: он взаимодействует с УК, которая решает все вопросы.

Модель 2: Договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства

Это более сложная, но также законная модель, прямо предусмотренная законодательством.

  • Суть:Сети парка считаются «внутренними» по отношению к сетям сетевой компании. Резиденты присоединяются к ним, а не напрямую к сетям сетевой компании.

  • Как работает:

    1. Сетевая компания заключает с УК парка Договор о технологическом присоединении объектов УК. По этому договору вся инфраструктура парка formalmente присоединяется к сетям сетевой компании.

    2. Далее каждый резидент заключает с УК парка Договор на опосредованное технологическое присоединение. УК парка в этом случае сама становится для резидентов «сетевой организацией» в пределах своей территории.

    3. УК парка несет ответственность за техническое состояние сетей перед резидентами, а сетевая компания — перед УК парка.

  • Финансы:Резидент оплачивает ТП УК парка. УК парка, в свою очередь, несет затраты перед сетевой компанией (если они есть).

Недостатки модели:

  • Более высокая ответственность и административная нагрузка на УК парка.

  • Требует от УК парка статуса субъекта электроэнергетики и соблюдения всех правил рынка.

  • Менее гибкая, чем агентская модель.

Модель 3: Создание территориальной сетевой организации (ТСО) на базе УК парка (Самая сложная)

  • Суть:Если УК парка соответствует критериям Постановления Правительства №184, она может быть признана Территориальной Сетевой Организацией.

  • Как работает:

    1. УК парка проходит процедуру отнесения к ТСО.

    2. В этом случае она получает право оказывать услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению на своей территории на законных основаниях.

    3. Взаимоотношения с основной сетевой компанией строятся на основе договоров о взаимном технологическом присоединении и оказании услуг по передаче энергии.

  • Когда актуально:Для очень крупных, мощных промышленных парков с развитой собственной инфраструктурой.

Практические шаги, которые вам нужно сделать

  1. Инициируйте переговоры с сетевой компанией.Это первый и главный шаг. Направьте официальное письмо с предложением о сотрудничестве.

  2. Предложите Модель №1 (Агентский договор)как наиболее простой и взаимовыгодный вариант. Аргументируйте это тем, что УК парка:

    • Лучше знает инфраструктуру и потребности резидентов.

    • Может оперативно решать текущие вопросы.

    • Готова взять на себя функции по техническому обслуживанию.

  3. Подготовьте техническую документацию:Имейте на руках полные схемы электроснабжения парка, акты разграничения балансовой принадлежности, данные о мощностях. Это покажет ваш профессионализм.

  4. Проконсультируйтесь с юристом,специализирующимся на электроэнергетике, для проработки текста агентского договора. Ключевые моменты: объем полномочий, порядок взаимодействия, ответственность, финансовые условия.

Резюме

Прямая аренда сетей у сетевой компании для УК парка после Постановления №1229 невозможна.

Но решением является не аренда, а партнерство.Оптимальный путь — Агентский договор, по которому УК парка становится официальным представителем сетевой компании на территории парка для выполнения задач по технологическому присоединению и эксплуатации сетей. Это решает проблему подключения резидентов, оставляя права владения и общую ответственность за сетью у профильной компании.

Открытость

Финансовые вопросы, связанные с передачей сетей (возможные компенсации, затраты на оформление), обсуждаются в закрытой переписке между ведомствами и не являются прозрачными для всех участников процесса.

Стоимость она всегда будет разной... "он считает 10 млн, а они говорят 40 млн"

Проблему оценки стоимости имущества и инвестиций. Это действительно сложный вопрос:

  • "Рыночная стоимость"для целей аренды может оцениваться по-разному.

  • "Стоимость передаваемого имущества"для целей учета и возможных компенсаций — тоже предмет споров.

  • Инвестиционные программысетевых компаний ("он считает 10 млн") могут не совпадать с реальными потребностями или сметами подрядчиков ("а они говорят 40 млн").

Как мы можем сейчас решить эту проблему?

Это самый главный вопрос. Решение лежит в нескольких плоскостях:

  1. Юридический анализ конкретной ситуации:Необходимо понять, под какие именно критерии Постановления №1229 подпадают ваши сети. Возможно, есть основания для оспаривания включения в перечень (например, если сети используются для собственных нужд предприятия).

  2. Участие в рабочих группах:Согласно п. 5 Правил, при подготовке перечней объектов обеспечивается участие уполномоченных органов и сетевых организаций. Нужно активно участвовать в этом процессе, заявляя о своих позициях и проблемах.

  3. Лоббирование изменений на уровне субъекта РФ:Так как в процессе передачи активную роль играют органы власти субъекта РФ (п. 6, 8 Правил), можно выходить на этот уровень с предложениями о более детальной регламентации процесса, особенно в части оценки имущества и порядка компенсаций.

  4. Обращение в контролирующие органы:Если есть признаки нарушения антимонопольного законодательства или нецелевого использования имущества, можно направить обращение в ФАС России.

  5. Судебное оспаривание:В крайнем случае, решения о передаче сетей можно оспаривать в судебном порядке, как это уже было (упоминание в тексте Решения ВС РФ № АКПИ25-192).

Итог

  • Законодательство обязывает передавать муниципальные/государственные сети сетевикам на безвозмездной основе.

  • Практика порождает конфликты из-за нестыковок в оценке стоимости, возможности извлечения коммерческой выгоды сетевыми компаниями и непрозрачности процесса.

  • Пути решения проблемы лежат в области активного участия в процессе формирования перечней для передачи, диалога с органами власти субъекта РФ и, при необходимости, судебной защиты.

Рекомендуем обратиться к юристам, специализирующимся на электроэнергетике, для детального анализа ваших документов и выработки конкретного плана действий.

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 сентября 2024 г. N 1229

Правила передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований

1. Настоящие Правила определяют случаи, процедуру и условия передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Пункт 2 изменен с 12 марта 2025 г. - Постановление Правительства России от 4 марта 2025 г. N 261

2. Передаче в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации подлежат объекты электросетевого хозяйства, соответствующие одновременно следующим критериям (далее - объекты):

объекты расположены в границах территории, на которой осуществляет деятельность системообразующая территориальная сетевая организация;

объекты не принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным (в том числе казенным) предприятиям или учреждениям, которые участвуют в отношениях на рынках электрической энергии (мощности) исключительно как потребители электрической энергии и используют такие объекты для собственных нужд.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2025 г. N АКПИ25-192, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2025 г. N АПЛ25-271, абзац четвертый пункта 2 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

Не подлежат передаче в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объекты, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным (в том числе казенным) предприятиям или учреждениям и соответствующие одному из следующих критериев:

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2025 г. N АКПИ25-192, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2025 г. N АПЛ25-271, абзац пятый пункта 2 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

в отношении объектов указанных предприятий или учреждений существуют установленные законом или договором ограничения и (или) обременения;

унитарные предприятия по состоянию на 31 декабря 2024 г. осуществляли свою деятельность на входящей во вторую ценовую зону оптового рынка электрической энергии и мощности территории, в отношении которой на указанную дату принято решение Правительства Российской Федерации, указанное в пункте 101 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", и такие предприятия по состоянию на 1 апреля 2025 г. включены в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества с предполагаемым сроком приватизации, истекающим до даты начала поставки мощности, определенной указанным в настоящем абзаце решением Правительства Российской Федерации.

При этом если указанные предприятия соответствуют критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - критерии отнесения к территориальным сетевым организациям), в отношении принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объектов с обременениями заключается договор о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в соответствии с Правилами заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. N 1229 "Об утверждении Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований".

3. Объекты подлежат передаче в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

Пункт 4 изменен с 27 ноября 2024 г. - Постановление Правительства России от 26 ноября 2024 г. N 1629

4. Объекты (единый технологический комплекс объектов) могут передаваться территориальной сетевой организации, к электрическим сетям которой они непосредственно технологически присоединены, если:

а) одновременно соблюдаются следующие условия:

  • проектный номинальный класс напряжения объектов составляет менее 35 киловольт;
  • указанная организация не является унитарным предприятием;
  • доля субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся указанные объекты, в уставном капитале указанной организации составляет более 50 процентов;
  • указанная организация в очередном периоде регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии соответствует критериям отнесения к территориальным сетевым организациям;

б) проектный номинальный класс напряжения объектов составляет 110 киловольт и ниже и указанная организация осуществляет деятельность в качестве системообразующей территориальной сетевой организации на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором в соответствии с абзацем четвертым пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", установлены единые (котловые) тарифы с территорией субъекта Российской Федерации, где расположены объекты.

5. В целях передачи объектов в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты, обеспечивают при участии системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации (если ей могут передаваться объекты в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил), а также уполномоченных органов местного самоуправления подготовку:

а) перечня объектов, подлежащих передаче системообразующей территориальной сетевой организации;

б) перечня объектов, подлежащих передаче территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

6. Перечни, указанные в пункте 5 настоящих Правил, утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направляются правообладателям объектов, системообразующей территориальной сетевой организации, территориальной сетевой организации (если ей могут передаваться объекты в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил), а также уполномоченным органам местного самоуправления:

а) до 20 сентября 2024 г. (до 20 сентября текущего года - при распоряжении объектами в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил) - в отношении объектов, которые в течение последних 3 лет учитывались при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии;

б) до 1 апреля 2025 г. - в отношении прочих объектов по итогам их инвентаризации;

Пункт 6 дополнен подпунктом "в" с 27 ноября 2024 г. - Постановление Правительства России от 26 ноября 2024 г. N 1629

в) 31 декабря 2024 г. - в отношении указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил объектов.

7. Перечни, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны содержать следующую информацию:

а) сведения, позволяющие идентифицировать включенные в них объекты;

б) сведения, позволяющие идентифицировать текущих правообладателей и вид их прав на объекты.

8. В соответствии с перечнями, указанными в пункте 5 настоящих Правил, не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) уполномоченными органами местного самоуправления принимается решение о передаче объектов в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации.

9. Объекты передаются в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации на основании заключаемых в обязательном порядке договоров, которые должны соответствовать требованиям к их существенным условиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил (далее - договоры).

Заключение договоров обязательно как для субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, так и для системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации.

10. Системообразующая территориальная сетевая организация и (или) территориальная сетевая организация не позднее 10 рабочих дней со дня получения перечней, указанных в пункте 5 настоящих Правил, направляют в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления подписанные проекты договоров.

11. Уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) уполномоченные органы местного самоуправления обязаны не позднее 10 рабочих дней со дня получения проектов договоров направить системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации подписанные договоры или протоколы разногласий к проектам договоров.

12. При поступлении в системообразующую территориальную сетевую организацию и (или) территориальную сетевую организацию протокола разногласий к проектам договоров указанные организации обязаны в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола разногласий направить подписанные с их стороны договоры в редакции, представленной для их подписания органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо известить указанные органы об отклонении протокола разногласий.

13. Решение, указанное в пункте 8 настоящих Правил, служит основанием для правомерного отчуждения объектов в связи с положениями пункта 7 статьи 46 4 Федерального закона "Об электроэнергетике":

а) при изъятии объектов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

б) при прекращении обязательств по договорам, на основании которых объекты были ранее переданы во владение и (или) пользование (в отношении объектов, указанных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 15 настоящих Правил, - по окончании действия ранее заключенных договоров).

14. При принятии решения, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и заключении договоров не применяются:

а) требования части 1 статьи 17 1 Федерального закона "О защите конкуренции" о заключении договоров безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом только по результатам проведения конкурсов или аукционов;

б) установленный порядок распоряжения имуществом (включая случаи, когда требуется принятие решений представительными органами власти) субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

15. Договоры должны содержать следующие существенные условия:

а) условия о сроке, на который передаются права владения и пользования объектами, которые должны предусматривать передачу таких прав на период осуществления деятельности в качестве системообразующей территориальной сетевой организации или в качестве территориальной сетевой организации:

начиная с 1 января очередного календарного года, за исключением случаев, установленных абзацами третьим и четвертым настоящего подпункта;

по окончании действия ранее заключенного в отношении объектов договора концессии, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве;

начиная со дня, определенного договором, в случаях, когда ранее заключенный в отношении объектов договор был прекращен до 1 января очередного календарного года по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" настоящего пункта;

б) порядок передачи объектов по договору, предусматривающий в том числе:

предоставление доступа к объектам, предоставление документов и (или) информации, необходимых для надлежащей подготовки к принятию во владение объектов, а также для их дальнейшей эксплуатации и использования в целях оказания услуг по передаче электрической энергии и осуществления технологического присоединения к объектам энергопринимающих устройств и объектам электроэнергетики;

порядок взаимодействия сторон при передаче объектов по договору:

порядок согласования времени передачи;

порядок и условия проведения осмотра объектов в целях их передачи (при необходимости);

порядок и условия проведения подготовки персонала системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации к эксплуатации объектов по договору;

порядок осуществления контроля со стороны собственника объектов за их состоянием, сохранностью и надлежащим использованием после передачи прав владения и пользования;

обязанность собственника объектов по предоставлению системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации копий первичных учетных документов в отношении объектов, составленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;

требования к содержанию и порядку составления передаточного акта;

в) запрет для системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации на передачу:

иным лицам прав владения и (или) пользования объектами;

прав по договору в залог и (или) внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;

г) право системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации без согласования с собственником объектов производить любые улучшения (в том числе неотделимые) объектов при их капитальном ремонте, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении в целях соблюдения обязательных требований и (или) реализации утвержденных в установленном порядке схем и программ перспективного развития электроэнергетики, инвестиционных программ, а также при исполнении обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения;

д) условия о компенсации собственнику объектов затрат (если применимо):

на уплату налога на имущество в отношении переданных во владение и в пользование объектов;

на исполнение обязательств по уплате земельного налога на земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации переданных во владение и в пользование объектов;

на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией или территориальной сетевой организацией самостоятельно;

е) условие о том, что действие договора прекращается:

с даты начала деятельности новой системообразующей территориальной сетевой организации;

с 1 января очередного календарного года, если территориальной сетевой организацией не подано предложение об установлении цен (тарифов) на очередной период их регулирования;

с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что территориальная сетевая организация находится в процессе ликвидации;

с даты принятия судом решения о признании территориальной сетевой организации банкротом и о введении в отношении такой организации конкурсного производства;

ж) обязанность системообразующей территориальной сетевой организации:

по приобретению потерь в объектах;

по эксплуатации объектов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии.

16. Договоры могут содержать определенные по соглашению сторон дополнительные условия, которые не предусмотрены пунктом 15 настоящих Правил.

Не допускается включение в договоры дополнительных условий, касающихся порядка изменения, расторжения или прекращения действия договора.

По соглашению сторон в договоры могут быть также включены условия, касающиеся приема на работу диспетчерского персонала, оперативного персонала, оперативно-ремонтного персонала и ремонтного персонала, задействованного при эксплуатации объектов, либо заключения договора о предоставлении труда указанных работников (персонала).

17. Распоряжение объектами, действие договоров в отношении которых прекращается, осуществляется с соблюдением требований настоящих Правил.

При распоряжении объектами в соответствии с настоящим пунктом соблюдение сроков, установленных пунктом 6 настоящих Правил, не обязательно, если после 1 сентября текущего года:

новая системообразующая территориальная сетевая организация начала свою деятельность в установленном порядке до окончания текущего календарного года;

возникли факты, указанные в абзацах четвертом и пятом подпункта "е" пункта 15 настоящих Правил.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 12 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.