Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Налогообложение движимого имущества с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

 

Налогообложение движимого имущества организаций

 

В настоящее время объектом обложения налогом на имущество для российских организаций по общему правилу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381, п. 3.3 ст. 380, ст. 381.1 НК РФ и региональными законами о налоге на имущество организаций.

В результате применения перечисленных норм в разных регионах России налогообложение движимого имущества осуществляется не единообразно: в некоторых субъектах Российской Федерации от налога на движимое имущество вообще отказались, в отдельных регионах для движимого имущества установлена пониженная ставка (менее 1,1%). Как следствие, в целом по стране одни организации уплачивают налог на движимое имущество, другие от него освобождены, а третьи применяют льготную ставку.

С 2019 года налог на движимое имущество (транспортные средства, станки, оборудование и др.), называемый налогом на модернизацию производства, отменен.

 

Понятие "движимое имущество"

 

Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий "движимое имущество" и "недвижимое имущество".

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу в целях применения положений главы 30 НК РФ необходимо учитывать нормы гражданского законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Таким образом, правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства:

- наличие записи об объекте в ЕГРН;

- при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках).

Дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговыми органами (при наличии предусмотренных НК РФ оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация). Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@.

Итак, движимое имущество - это имущество, критерии и характеристики которого не позволяют его классифицировать как недвижимость.

 

Налогообложение движимого имущества  до 1 января 2019 года

 

Изменения в главе 30 НК РФ в отношении налогообложения движимого имущества за последние годы происходили неоднократно.

С 01.01.2013 по 31.12.2014 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).

С 01.01.2015 по 31.12.2017 движимое имущество признано льготируемым, а не исключенным из объектов налогообложения. На всей территории России действовала федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении движимого имущества, относящегося к амортизационным группам с 3-й по 10-ю, поставленного на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также полученных от взаимозависимых лиц, признаваемых таковыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Данное исключение с 01.01.2017 не распространялось на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. "б" п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).

С 01.01.2018 по 31.12.2018 согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ льгота по налогу на движимое имущество, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, действует на территории конкретного региона только в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

Пунктом 3.3 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Поэтому если субъектом РФ не принят закон об установлении налоговой льготы по движимому имуществу в 2018 году, то организации должны платить налог со стоимости движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, в текущем году по ставке не выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.04.2018 N 03-05-06-04/28685). В частности, в Пензенской области такая ставка составляет 0,55% (Закон Пензенской области от 20.12.2017 N 3127-ЗПО "О внесении изменения в статью 2.4 Закона Пензенской области "Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций"), в Крыму и Севастополе - 1% (п. 5 ст. 380 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 "О налоге на имущество организаций", п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС "О налоге на имущество организаций"). Если же субъект РФ на 2018 год не принял закон о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% (Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-05-05-01/84676).

Получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно на сайте ФНС России с помощью сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

 

Обратите внимание! Региональная льгота в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, может быть предусмотрена в отношении объектов движимого имущества, относящихся к 3 - 10-й амортизационным группам, поскольку объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не признаются объектами налогообложения в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. "в" п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

 

Кроме того, в 2018 году в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. "б" п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

 

Отчетность по движимому имуществу до 01.01.2019

 

До 01.01.2019 в налоговой декларации по налогу на имущество организаций и в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 373, подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381, ст. 386 НК РФ):

- не нужно отражать объекты основных средств (в том числе объекты движимого имущества), включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, поскольку они не признаются объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);

- необходимо показывать движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, как льготируемое, несмотря на его освобождение от уплаты налога.

В этом случае в разделе 2 декларации (расчета), где указываются данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период, в строках 020 - 140 в графе 4 (в строках 020 - 110 в графе 4 расчета) проставляется остаточная стоимость льготируемого движимого имущества. Кроме того, такое льготируемое движимое имущество нужно включить в строку 270 раздела 2 декларации (в строку 210 раздела 2 расчета), в которой отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода (на первое число месяца, следующего за отчетным периодом), за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по подп. 1 - 7 п. 4 ст. 374 НК РФ. По строке 040 раздела 3 декларации и расчета, а также по строке 160 раздела 2 декларации (строке 130 раздела 2 расчета), где приводится расчет суммы налога (авансового платежа), нужно указать в первой части этого показателя код льготы 2010257 для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 г., по п. 25 ст. 381 НК РФ, а во второй части проставляются прочерки (подп. 3, 5, 16 п. 5.3, подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации, подп. 3, 5, 13 п. 5.3, подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения расчета, утвержденных Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).

 

Налогообложение движимого имущества с 1 января 2019 года

 

С 01.01.2019 все движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления) исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (п. 1 и подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, далее - Закон N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@). Пункт 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившими силу, словосочетание "движимое имущество" удалено из главы 30 НК РФ, а упоминание п. 25 ст. 381 НК РФ исключено из положений п. 1 ст. 381.1 НК РФ (пп. 21, 22, 23 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона N 302-ФЗ).

Таким образом, Законом N 302-ФЗ из главы 30 НК РФ удалены все упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения. В результате с указанной даты прекращают свое действие льготы по движимому имуществу, установленные в субъектах Российской Федерации. С 2019 года организации во всех регионах страны будут платить налог на имущество только со стоимости объектов недвижимости. 

Пример. На балансе компании "Альфа", являющейся плательщиком налога на имущество организаций, в составе основных средств числится только движимое имущество. Так как движимое имущество организации с 01.01.2019 не будет признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, то компания "Альфа" не будет в 2019 году признаваться плательщиком налога на имущество организаций.

Начиная с налогового периода 2019 года у компании "Альфа" не будет обязанности представлять налоговые декларации и налоговые расчеты по налогу на имущество организаций, так как указанная налоговая отчетность представляется только плательщиками этого налога (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 386 НК РФ).

 

Как отмечено в Письме Минфина России от 24.08.2018 N 03-01-11/60353, в целях создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, обновления активной части основных фондов организаций 3 августа 2018 года принят Федеральный закон N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в частности, исключение с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества, в том числе машин, оборудования, станков, транспортных средств, техники для производства, хранения и реализации продукции и другого движимого имущества. Кроме того, отмена налога на все движимое имущество является мерой по снижению налоговой нагрузки на организации.

 

Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество

и представления налоговой отчетности

 

В настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций формируется отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):

- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

- имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";

- имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В связи с этим сейчас налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовому платежу) нужно представлять в налоговые органы по истечении каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 386 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):

- по местонахождению организации;

- по местонахождению каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);

- по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

С 01.01.2019 налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ, п. 20 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@):

- каждого объекта недвижимого имущества организации;

- имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

В связи с этим налогоплательщики обязаны будут по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 24 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

 

Таблица 1

 

Налогообложение движимого имущества

 

Период

Объекты движимого имущества

Правила налогообложения

Основание

с 01.01.2019

любое движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления)

исключено из объектов налогообложения; исключены упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения

пп. 19, 21, 22, 23 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ

с 01.01.2018 по 31.12.2018

движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы, поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

льготируемое имущество (региональная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

п. 25 ст. 381, п. 3.3 ст. 380, ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

с 01.01.2018 по 31.12.2018

движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущество, отнесенное законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования

дополнительные региональные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения

п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. "б" п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

с 01.01.2015 по 31.12.2017

движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы, поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

льготируемое имущество (федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. "б" п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ

с 01.01.2015 по 31.12.2018

объекты основных средств (в т.ч. движимое имущество) 1-й и 2-й амортизационных групп согласно Классификации основных средств (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1)

не признаются объектом налогообложения

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. "в" п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ

с 01.01.2013 по 31.12.2014

движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств

не признавалось объектом налогообложения

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ

до 01.01.2013

все движимое имущество

объект налогообложения

пп. 1, 4 ст. 374 НК РФ (в редакциях, действовавших в тот период)

 

Представление информации об установлении, изменении

и прекращении действия региональных налогов

 

Налог на имущество является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 14 НК РФ, п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

С 01.01.2019 информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, указанная в п. 1 ст. 16 НК РФ, должна представляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в территориальный орган ФНС России по соответствующему субъекту РФ (в УФНС) в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме должны быть утверждены ФНС России (пп. 1, 2 ст. 16 НК РФ, п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).

До указанной даты в ст. 16 НК РФ не была оговорена форма представления такой информации.

 

Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы

 

Нововведение, внесенное в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ (далее - Закон N 334-ФЗ), касается расчета налога на имущество организаций - в отношении объектов, с которых налог считается по кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2, п. 5.1 ст. 382 НК РФ, пп. 2, 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

В настоящее время изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением двух оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта, установленных п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2019:

1) вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019);

2) по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Тогда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019).

Законом N 334-ФЗ упорядочена процедура пересчета налога на имущество организаций при изменении кадастровой стоимости объекта, увеличено число оснований для изменения кадастровой стоимости объекта и введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций начиная с налогового периода 2019 года (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2 НК РФ, пп. 1, 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ):

1) применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом следующих нижеприведенных особенностей:

1.1) установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

1.2) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

1.3) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения новой редакции п. 15 ст. 378.2, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).

Кроме того, начиная с налогового периода 2019 года в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, установленном п. 5 ст. 382 НК РФ (новый п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

Это значит, что, если изменятся качественные или количественные характеристики объекта налогообложения (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций нужно рассчитать по новой кадастровой стоимости со дня внесения новых сведений об объекте в ЕГРН. По старой оценке надо будет определить сумму за полные месяцы с начала года до изменения, по новой оценке - после изменения и до конца года.

Налог на имущество организаций в подобной ситуации нужно рассчитать следующим образом: (кадастровая стоимость до изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений, деленная на 12 месяцев) плюс (кадастровая стоимость после изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года, деленная на 12 месяцев). При этом количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений и количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года определяется по правилам п. 5 ст. 382 НК РФ (п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

Как видно из таблицы 2, для целей налогообложения объектов недвижимости будут применяться только сведения об изменении кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Если кадастровая стоимость изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет пересчитать налог на имущество организаций за предыдущие налоговые периоды, когда для его расчета применялась ошибочная (оспоренная) кадастровая стоимость (а не с года подачи заявления об оспаривании, как сейчас). В настоящее время главой 30 НК РФ не предусмотрена возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды, что приводит к необходимости уплаты налога на имущество организаций за эти периоды по необоснованной (ошибочной, не соответствующей рыночной стоимости) кадастровой стоимости и усложняет процесс оспаривания кадастровой стоимости налогоплательщиками.

 

Таблица 2

 

Причины изменения кадастровой стоимости для пересчета налога

Дата применения новой кадастровой стоимости при определении налоговой базы

Норма главы 30

НК РФ

с 01.01.2019

до 01.01.2019

Изменение кадастровой стоимости вследствие исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта налогообложения

Х

начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость

абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ

Изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости

сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (неверной) кадастровой стоимости

Х

абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ

Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда

Х

начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания

абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ

Уменьшение кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости

сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (неверной) кадастровой стоимости

Х

абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ

Изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения

со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости

Х

абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ

Изменение кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда

сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания

Х

абз. 4 п. 15 ст. 378.2 НК РФ, п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ

 

Пример. В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости в 2018 году по итогам рассмотрения заявления налогоплательщика о пересмотре кадастровой стоимости, поданного в 2018 году, такое изменение может быть учтено только в отношении налога на имущество организаций, исчисленного за 2018 год.

При оспаривании кадастровой стоимости и подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости в 2019 году перерасчет налога на имущество организаций можно произвести и за предыдущие налоговые период (в пределах трех лет). За такие годы возможен возврат излишне уплаченного налога. Это можно сделать, если на 01.01.2019 не будет установлена новая кадастровая стоимость (произведена переоценка) объекта недвижимости.

 

Отчетность по налогу на имущество организаций с 01.01.2019

 

Утвержденные Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций обеспечивают корректность исчисления налога и авансовых платежей по налогу в соответствии с действующим в настоящее время законодательством по налогам и сборам.

В настоящее время подготовлен проект приказа ФНС России "О внесении изменений в Приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения".

Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#npa=82178), ID проекта 02/08/07-18/00082178. Необходимость его подготовки связана с необходимостью обеспечения возможности корректного исчисления сумм налога на имущество организаций и сумм авансовых платежей по налогу при заполнении форм налоговой отчетности по налогу и обеспечения правильности представления указанных форм при вступлении в силу с налогового периода 2019 года законодательных изменений в главу 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ в части исключения движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, изменения порядка определения налоговой базы (в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости), изменения порядка представления форм налоговой отчетности по налогу.

Приказ будет применяться начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал 2019 года.

Отдел работы с налогоплательщиками  Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.