Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

ФНС России разъяснила особенности применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР. Письмо Федеральной налоговой службы от 28 мая 2019 г. N БС-4-11/10247@

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 мая 2019 г. N БС-4-11/10247@

Федеральная налоговая служба по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ) сообщает.
Исходя из положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков страховых взносов, обратной силы не имеют.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие положение плательщиков страховых взносов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
 
1. Статьей 427 Кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), статус резидента СПВ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вступившим в силу с 03.08.2018, далее - Федеральный закон N 300-ФЗ) статья 427 Кодекса дополнена пунктом 10.1, положениями которого предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и резидентами СПВ исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
Абзацем вторым пункта 10.1 статьи 427 Кодекса установлено, что под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ или Федеральным законом N 212-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности).
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом СПВ и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью:
- заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;
- соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;
- бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.
На основании изложенного резидент ТОСЭР или СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, т.е. с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР или СПВ.
 
Вместе с тем, решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем.
При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
 
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 300-ФЗ действие положений пункта 10.1. статьи 427 Кодекса в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории Дальневосточного округа (далее - ДФО) и резидентов СПВ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года.
При этом положениями пункта 10.1 статьи 427 Кодекса предусматривается отмена установленного трехлетнего ограничения с момента создания ТОСЭР для приобретения резидентами ТОСЭР в ДФО и резидентами СПВ права на применение пониженных тарифов страховых взносов, и одновременное продление для них до 31 декабря 2025 года периода, в течение которого резиденты этих территорий, получая соответствующий статус, приобретут и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6%.
Таким образом, положения пункта 10.1 статьи 427 Кодекса в части снятия ограничения по сроку предоставления права на применение пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОСЭР в ДФО и резидентов СПВ как улучшающие положение плательщиков страховых взносов имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года.
При этом положения пункта 10.1 статьи 427 Кодекса в части применения резидентами ТОСЭР и СПВ пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, обратной силы не имеют.
На основании изложенного, плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР в ДФО или резидента СПВ с 26 июня 2018 года по 31 декабря 2025 года (включительно), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им соответствующего статуса (при соблюдении установленного пунктом 10.1 статьи 427 Кодекса условия о минимальном объеме инвестиций).
При этом с 3 августа 2018 года плательщики страховых взносов, получившие статус резидента ТОСЭР в ДФО или резидента СПВ как до, так и после 26 июня 2018 года, применяют пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Указанная позиция согласована с Минфином России.
Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов.
 
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

 

ФНС России разъяснила особенности применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР 3 июня 2019 Екатерина Уцына ФНС России разъяснила особенности применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР

В связи с внесенными изменениями в статьи Налогового кодекса в отношении порядка применения пониженных тарифов страховых взносов у организаций-резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток (далее – СПВ) стали возникали проблемы в расчете страховых взносов. Поэтому ФНС России дала разъяснения по этому вопросу (письмо ФНС России от 28 мая 2019 г. № БС-4-11/10247@). Все дело в том, что изначально пониженные тарифы применялись в отношении выплат всем работникам (подп. 12, 13 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Однако позже вышел закон, конкретизирующий данный порядок и вместе с тем ухудшающий положение плательщиков взносов (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 300-ФЗ, далее – Закон № 300-ФЗ). Он предусматривал применение пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат лицам, занятым на новых рабочих местах (п. 10.1 ст. 427 НК РФ). Это положение вступило в силу с 3 августа 2018 года, а значит уже с этой даты организации обязаны были рассчитывать пониженный тариф только для "особых" работников.

При этом, как поясняет ведомство, выплаты всем сотрудникам, а не только работавшим на новых местах, произведенные до этого срока, облагались по пониженным тарифам. Ведь по общему правилу акты законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Напомним, что новое рабочее место – это то, которое организация-резидент ТОСЭР или СПВ создало впервые, а трудящийся на нем работник должен заключить трудовой договор и выполнять трудовые обязанности, непосредственно связанные с деятельностью работодателя (п. 10.1 ст. 427 НК РФ).

При этом, организация-резидент сама определяет, какие рабочие места необходимо отнести к новым и будут ли к ним относиться те, которые обслуживают основное производство.

Законом № 300-ФЗ были введены не только ухудшающие положение плательщика нормы.

Так, были продлены сроки применения пониженных тарифов до 31 декабря 2025 года, а также увеличен период, в течение которого организации могут применять льготу. Он составил 10 лет со дня получения ими статуса резидента (п. 10.1 ст. 427 НК РФ).

Поскольку такие нормы улучшают положение плательщиков, то, в соответствии с законодательством (п. 4 ст. 5 НК РФ), они имеют обратную силу и могут применяться к более ранним периодам. Как, например, в этом случае они применяются к правоотношениям, возникшим с 26 июня 2018 года (п. 4 ст. 3 Закона № 300-ФЗ).

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.