Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Власти введут новое условие для заключения соглашений о защите инвестиций СЗПК Компании должны будут предоставлять ФНС онлайн-доступ к своим данным. ВЭБ эксклюзивный банк сопровождения соглашений о защите капвложений

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

09 февраля 2022

Власти введут новое условие для заключения соглашений о защите инвестиций

Компании должны будут предоставлять ФНС онлайн-доступ к своим данным

Дмитрий Гринкевич

Ольга Агеева

https://www.vedomosti.ru

Бизнес сможет заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений по новым инвестпроектам только после того, как откроет ФНС удаленный доступ к данным о своих финансовых потоках / Максим Стулов / Ведомости

Бизнес сможет заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по новым инвестпроектам только после того, как откроет ФНС удаленный доступ к данным о своих финансовых потоках. Обязательство присоединиться к механизму так называемого налогового мониторинга (специальный инструмент службы, действующий с 2016 г.) как условие подписания СЗПК обсуждалось 8 февраля в правительстве на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, рассказали «Ведомостям» три участника этой встречи.

Информацию в целом подтвердил представитель Минэка. Онлайн-контроль ФНС будет распространяться только на организацию, реализующую проект (бизнесу нужно выделять отдельную структуру под СЗПК из общей группы), открыть налоговикам удаленный доступ к информации нужно будет в течение трех лет после заключения соглашения, уточнил близкий к правительству источник. Поправка внесена в законопроект о внесении изменений в 69-ФЗ («О защите и поощрении капиталовложений»), сейчас документ находится на межведомственном согласовании.

Присоединение к налоговому мониторингу позволит снизить риски для обеих сторон – как для государства, так и для бизнеса, полагает федеральный чиновник, участвовавший в совещании. «В последние месяцы велась дискуссия о том, что СЗПК создают плохо контролируемые риски для бюджетной системы. Если будет налоговый мониторинг от ФНС, то вряд ли у кого-то найдутся основания даже помыслить о возможных злоупотреблениях инструментом соглашений. Налоговая просто скажет – ребят, мы же видим», – пояснил источник.

Предлагается, что организация, реализующая проект, должна перейти на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет с момента заключения СЗПК – это условие подписания соглашения, уточнил представитель Минэка. Мониторинг будет проводиться на протяжении срока соглашения, т. е., по сути, действия стабилизационной оговорки. Невыполнение условия может стать поводом для расторжения СЗПК, резюмировал собеседник «Ведомостей». В Минфине переадресовали запрос в Минэк.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг как новый формат налогового контроля действует с 2016 г. и позволяет крупному и среднему бизнесу избавиться от лишней отчетности. Бизнес добровольно открывает налоговым органам доступ к своим данным, а те взамен не проводят выездные и камеральные проверки. В числе других преимуществ возможность спрашивать мотивированное мнение ФНС по сделкам и быстро согласовывать подходы к налогообложению. Если инспекторы заметят налоговые риски, а компания их устранит, ее не штрафуют (кроме случаев уголовных нарушений).
С 2022 г. общее количество участников налогового мониторинга выросло до 339 компаний, сообщала ФНС. Пока большинство из них (94%) предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим учетным системам и витрине данных. К 2024 г. ФНС планирует интегрировать информационные системы компаний с АИС «Налог-3»

Представитель Белоусова подтвердил, что совещание состоялось и этот вопрос обсуждался. Впрочем, финального решения пока нет, обсуждение продолжается, уточнил он. Представитель ФНС не ответил на запрос.

Первые СЗПК были подписаны в декабре 2020 г. К апрелю было уже 36 соглашений на сумму 1,3 трлн руб. С того момента новые СЗПК не заключаются – в правительстве до сих пор идет дискуссия о том, как нужно модифицировать инструмент. Как говорил «Ведомостям» один из источников, в правительстве испугались неконтролируемого потока заключения новых сделок, поскольку основа механизма – заявительный порядок подписания соглашений, т. е. государство не вправе отказать инвестору в СЗПК. Соглашения так или иначе создают обязательства для бюджета, поскольку кроме того, что они ограничивают власти в фискальном маневре, они предполагают компенсацию инвестору его вложений в инфраструктуру в рамках проекта через механизм налогового вычета. По словам источников «Ведомостей», ставился вопрос о том, чтобы отменить заявительный порядок заключения СЗПК. Власти склонялись к тому, чтобы купировать рост рисков для бюджетной системы через предоставление регионам права вето на подписание новых соглашений по проектам, планируемым к реализации на их территории.

Что такое СЗПК

Механизм СЗПК предусматривает возможность предоставления инвесторам «стабилизационной оговорки» (гарантия неизменности условий):

  • по налогу на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам – на срок от 6 до 20 лет;
  • по условиям землепользования и градостроительной деятельности – на три года;
  • по условиям предоставления мер государственной поддержки – на срок предоставления меры поддержки.

В случае осуществления компанией собственных инвестиций в объеме более 10 млрд руб. в «дедушкину оговорку» также может быть включена стабилизация:

  • ставок вывозных таможенных пошлин сроком на 20 лет;
  • неналоговых платежей (плата за негативное воздействие на окружающую среду, пользование водными объектами, утилизационный сбор, экосбор) – на три года.

Также инвесторы могут возместить часть затрат на транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуру, внедренные НИОКР, уплату процентов по кредитам, привлеченным для финансирования проекта на инвестиционной фазе, в объеме налоговых поступлений от проектов. В течение пяти лет может быть возмещено до 50% фактически понесенных затрат на объекты обеспечивающей инфраструктуры (необходимой исключительно инвестпроекту) и в течение 10 лет – до 100% затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры.

Многие компании – члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) уже используют инструмент налогового мониторинга и считают его эффективным, заявил представитель объединения. Уже вошедшие в налоговый мониторинг компании или планирующие это сделать не видят каких-либо проблем в связи с появлением такого требования в рамках СЗПК, отметил собеседник. Тогда как у компаний, которые не планировали пользоваться инструментом налогового мониторинга, более настороженное отношение, особенно если в силу объективных причин они не могут структурировать реализацию проекта в рамках отдельного юрлица. Так что все зависит от формулировок законопроекта, резюмировал представитель РСПП.

Дополнительное требование к участникам СЗПК подключаться к налоговому мониторингу не выглядит нелогичным в ситуации, когда государство «подставляет плечо» и предоставляет льготы инвестпроектам, отмечает директор центра налоговой политики «Деловой России» Кирилл Никитин. «Государство ждет от бизнеса дополнительных гарантий добросовестности. Сквозь призму налогового мониторинга можно убедиться в прозрачности процессов, и этот механизм успешно зарекомендовал себя как инструмент повышения доверия между государством и бизнесом, снижения рисков, хотя, надо понимать, в немного иной сфере. Спасибо, что не казначейское сопровождение».

Стоит отметить, что в налоговый мониторинг могут вступать компании с выручкой и стоимостью чистых активов за год более 1 млрд руб. и свыше 100 млн руб. налогов. «Некоторые проекты не будут иметь выручки в первые несколько лет, поэтому, вероятно, поправками в законодательство нужно будет расширить доступ к налоговому мониторингу на участников СЗПК», – отмечает Никитин.

В то же время мониторинг не бесплатный инструмент. Компаниям требуются средства и ресурсы на IT-решения и адаптацию бизнес-процессов, подчеркивает он.

Для государства налоговый мониторинг может являться дополнительным элементом контроля и обеспечения прозрачности участников СЗПК, особенно для тех участников, которые планируют использовать механизм налогового вычета для возмещения затрат, понесенных в рамках инвестиционного проекта, согласилась партнер КПМГ Нина Гулис.

Тем не менее это условие может стать стоп-фактором для бизнеса при заключении СЗПК, полагает она. Для частного бизнеса присоединение к мониторингу – добровольный процесс, а получится, что при заключении СЗПК он становится обязательным. Кроме того, это может занимать существенный период времени вплоть до нескольких лет, особенно для компаний со сложной корпоративной и производственной структурой.

 

 

 

31 января 2022

https://www.vedomosti.ru

Правительство перезапустит главный инвестрежим для мегапроектов после годового перерыва

ВЭБу согласовано эксклюзивное право сопровождать соглашения о защите капвложений

Дмитрий Гринкевич

Ольга Агеева

Инструмент СЗПК, несмотря на свою сложную историю, все так же востребован / Getty Images

Бизнес в ближайшие месяцы вновь сможет пользоваться инструментом соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – ключевым для ускорения притока инвестиций в экономику механизмом. Об этом «Ведомостям» рассказал близкий к правительству источник, информацию подтвердили два федеральных чиновника. Инструмент был запущен в конце 2020 г. и действовал лишь до апреля 2021 г., когда «срок годности» действующих на тот период правил заключения соглашений истек, а новый порядок, на который рассчитывали в правительстве, так и не был одобрен.

Техника подписания СЗПК не будет принципиально отличаться от предыдущей версии – заявки будут рассматриваться в таком же ручном режиме, уверяют собеседники «Ведомостей» со ссылкой на подготовленный Минэкономразвития проект постановления правительства. Но у правил, как и в прошлый раз, также будет «срок годности» – заключать соглашения можно будет ориентировочно до середины июня. После этого, как ожидается, заработает государственная информационная система (ГИС) «Капиталовложения», с помощью которой инвесторы смогут подписывать СЗПК в электронной форме. О том, что ГИС планируется запустить во втором полугодии 2022 г., журналистам сообщил 31 января представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирующего СЗПК) Юлия Казинец.

Впрочем, в механизм заключения СЗПК все же планируется внести ключевое изменение – функция сопровождения инвестпроектов будет эксклюзивно закреплена за ВЭБом. Согласно предыдущим правилам эти обязанности были закреплены за Агентством инвестиционного развития (АИР). В одной из версий проекта новых правил, подготовленной летом прошлого года, но так и не одобренной, функции сопровождения предлагалось разделить между ВЭБом, АИР и специально уполномоченными банками. Как писали «Ведомости» осенью, АИР фактически было дискредитировано – госструктура в определенный момент оказалась в преддефолтном состоянии, не выплачивала работникам зарплату и задолжала коммерческим банкам и контрагентам по кредитам и платежам.

Что такое СЗПК

Механизм СЗПК предусматривает возможность предоставления инвесторам «стабилизационной оговорки» (гарантия неизменности условий):

по налогу на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам – на срок от 6 до 20 лет;

по условиям землепользования и градостроительной деятельности – на три года;

по условиям предоставления мер государственной поддержки – на срок предоставления меры поддержки.
В случае осуществления компанией собственных инвестиций в объеме более 10 млрд руб. в «дедушкину оговорку» также может быть включена стабилизация:

ставок вывозных таможенных пошлин сроком на 20 лет;

неналоговых платежей (плата за негативное воздействие на окружающую среду, пользование водными объектами, утилизационный сбор, экосбор) – на три года.

Также инвесторы могут возместить часть затрат на транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуру, внедренные НИОКР, уплату процентов по кредитам, привлеченным для финансирования проекта на инвестиционной фазе, в объеме налоговых поступлений от проектов. В течение пяти лет может быть возмещено до 50% фактически понесенных затрат на объекты обеспечивающей инфраструктуры (необходимой исключительно инвестпроекту) и в течение 10 лет – до 100% затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры.

ВЭБ будет проверять заявителя и предоставляемые им документы на предмет соответствия требованиям и условиям, закрепленным в законе о СЗПК. По итогам проверки институт развития будет уведомлять Минэкономразвития о возможности или невозможности заключения СЗПК. Платы за новый функционал с инвесторов ВЭБ брать не будет, уточнил источник, близкий к институту развития.

Сам механизм СЗПК, т. е. условия заключения новых соглашений, впоследствии также может быть изменен – обсуждение поправок в действующий закон параллельно ведется в специальной рабочей группе с участием представителей крупного бизнеса, напомнил близкий к правительству источник. На данном этапе принципиально оперативно, не дожидаясь изменений законодательства, предоставить компаниям возможность заключать новые соглашения, чтобы не тормозить инвестиционный цикл, и так почти на год замедлившийся из-за образовавшегося вакуума в правилах подписания СЗПК.

Первые СЗПК были подписаны в декабре 2020 г. К апрелю было уже 36 соглашений на сумму 1,3 трлн руб. На данный момент на рассмотрении в Минэкономразвития находится 75 заявок общим объемом предполагаемых инвестиций 2 трлн руб.

Терпеливое ожидание

Перезагрузку механизма СЗПК в правительстве начали бурно обсуждать осенью прошлого года, писали «Ведомости». У дискуссии было несколько тем: остановка с апреля заключения новых соглашений, риски создания выпадающих доходов для бюджетной системы из-за волны новых СЗПК, прежде всего региональной, существенное изменение экономических обстоятельств в последние два года, не отраженное в действующем законодательстве (СЗПК – сравнительно новый инструмент, нормативная база была принята по нему лишь в конце прошлого года).

По сути, как говорил «Ведомостям» один из источников, в правительстве испугались неконтролируемого потока заключения новых сделок, поскольку основа механизма – заявительный порядок подписания соглашений, т. е. государство не вправе отказать инвестору в СЗПК. Соглашения так или иначе создают обязательства для бюджета, поскольку кроме того, что они ограничивают власти в фискальном маневре, они предполагают компенсацию инвестору его вложений в инфраструктуру в рамках проекта через механизм налогового вычета. По словам источников «Ведомостей», ставился вопрос о том, чтобы отменить заявительный порядок заключения СЗПК, но пока власти склоняются к тому, чтобы купировать рост рисков для бюджетной системы через предоставление регионам права вето на подписание новых соглашений по проектам, планируемым к реализации на их территории.

Инструмент СЗПК, несмотря на свою сложную историю, все так же востребован, заявил «Ведомостям» председатель комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Вдовин. По его словам, инвесторы находятся в терпеливом ожидании принятия постановления правительства о порядке заключения СЗПК, тем более что альтернативных универсальных инструментов поддержки и гарантий не существует и, судя по всему, в настоящее время не разрабатывается. Предоставив бизнесу возможность вновь заключать соглашения, пусть и на определенном временном промежутке, до принятия поправок в закон, государство подтвердит свои обещания действиями и удовлетворит разумные ожидания инвесторов, добавил Вдовин. А уже по будущим проектам, по которым пока не приняты решения об их запуске, можно будет применять новые правила СЗПК, уточнил он.

Бизнес придерживается изначальной концепции закона: заявительного порядка, отсутствия вмешательства государства в целесообразность и параметры инвестиций – в ином случае появляются опасения непрозрачности и непредсказуемости процесса, заявил Вдовин. Сохранение заявительного порядка заключения СЗПК важно для того, чтобы инвестор, который соответствует критериям, напрямую указанным в законе, мог изначально рассчитывать экономику проекта с учетом прописанных для него в законе мер господдержки, согласилась партнер КПМГ Алиса Мелконян.

«Что касается изменений в сам закон, то здесь бизнес хотел бы увеличения сроков действия стабилизационной оговорки, расширения налоговых отчислений, которые могли бы являться источником для компенсаций и вычетов, в частности за счет -НДПИ, акциза на жидкую сталь», – резюмировал член РСПП.

По всей видимости, новые правила установят в целом аналогичные предыдущим процедуры подписания соглашений, полагает Сергей Рыбаков, ранее курировавший заключение СЗПК в АИР. Один из нюансов, связанных с заключением СЗПК во время действия предыдущего порядка, – недостаточная регламентированность форм документов. В идеале правительству необходимо утвердить более четкую типовую форму соглашения, а также формы иных необходимых для заключения СЗПК документов, утвердить использование перечня стабилизируемых в рамках СЗПК актов, а также определить уполномоченную организацию, уверен Рыбаков.

Имидж СЗПК пока формируется, определенные сложности с реализацией инструмента и разногласия по поводу его перспектив – в целом нормальное явление, полагает замдиректора, руководитель направления проектного финансирования АКРА Альфия Васильева. Как и в истории с законодательством в области ГЧП, процесс постановки механизма на поток займет несколько лет, добавила эксперт.

В пресс-службе Минфина предложили ориентироваться на ранее сформулированную ведомством позицию: в декабре представитель министерства уточнял «Ведомостям», что концепция реализации механизма СЗПК с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества пока обсуждается. В аппарате правительства предложили обратиться за комментариями в Минэкономразвития. Заключение новых СЗПК начнется после утверждения постановления о порядке заключения СЗПК, уточнил представитель Минэкономразвития. В ведомстве рассчитывают, что процесс возобновится в оптимально короткий срок.

24 января 2022

https://www.cnews.ru

Власти потратят 5,5 миллиардов на ИТ-систему защиту капиталовложений, которая пока им только навредила

Федеральный бюджет должен потратить 5,5 млрд руб. на создание ГИС «Капиталовложения», которая призвана обеспечить инвесторам крупных проектов защиту их вложений через механизм соглашений о защите и поощрения капиталовложений (СЗПК). Однако, Минэкономразвития, куратор СЗПК, затянуло ввод системы в эксплуатацию, в результате чего заключение новых СЗПК было приостановлено. В Правительстве рассматривают возможность сменить оператора ГИС и назначить им «ВЭБ.РФ».

Затраты на создание ГИС «Капиталовложения»

На создание, развитие и функционирование государственной информационной системы (ГИС) «Капиталовложения» в 2021-2024 гг. будет выделено из федерального бюджета 5,55 млрд руб. Это следует из обновленной редакции федерального проекта «Цифровое государственное управление» (ЦГУ) национальной программы «Цифровая экономика» (документ имеется в распоряжении CNews).

Как ГИС должна помочь инвесторам крупных проектов

Создание ГИС «Капиталовложения» предусмотрено принятым в России в 2020 г. Законом «О защите и поощрения капиталовложений в РФ». Закон предусматривает неизменность условий реализации крупных инвестиционных проектов и обеспечивает условия получения инвестором компенсаций в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Также закон предусматривает стабилизационную оговорку, гарантирующую неизменность ряда налогов, условий землепользования и градостроительной деятельности.

Минимальный порог инвестиций для заключения СЗПК составляет 200 млн руб. В 2020-2021 г. было заключено СЗПК на общую сумму 1,3 трлн руб. До конца 2024 г. планируется заключить СЗПК на общую сумму 12,6 трлн руб. Целью ГИС «Капиталовложения» значится сделать массовым процесс заключения СЗПК, а также обеспечить контроль за их соблюдением. За работу механизма СЗПК отвечает Минэкономразвития.

 

Из-за задержек во вводе ГИС «Капиталовложения» Правительство подумывает сменить ее оператора

ГИС «Капиталовложения» должна стать единой платформой для привлечения частных капиталов в новые инвестиционные проекты в России и охватить все инвестиционные проекты, поддерживаемые государством. В системы будут размещаться необходимые для инвесторов сведения, в том числе о мерах поддержки бизнеса из бюджетов разных уровней. ГИС «Капиталовложения» будет использовать данные Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной таможенной службы (ФТС) и других федеральных, региональных и муниципальных реестров.

ГИС «Капиталовложения» должна обеспечить поддержку процессов заявлений на заключение, изменение и прекращение соглашений о защите и поощрении капиталовложения в электронной форме, мониторинг исполнения соглашений, а также ведение реестра соглашений. Сервисы официального сайта, входящего в состав ГИС «Капиталовложения», позволят проводить конкурсный отбор инвесторов для целей реализации публичных проектных инициатив федерального и регионального масштаба, осуществлять удобный подбор необходимых мер государственной (муниципальной) поддержки в целях формирования оптимальных условий в реализации инвестиционных проектов.

Планируемые результаты работы ГИС «Капиталовложения»

Согласно планам, изложенным в федпроекте ЦГУ, в 2021 г. в системе должно было быть заключено и внесено в реестр соглашений более 500 соглашений, а в реестре мер поддержки должно было быть представлено более 300 мер. На официальном сайте системе должно было быть размещено более 50 деклараций публичной проектной инициативы. Также должна была быть разработана уже вторая версия системы, включая ее официальный сайт.

В 2022 г. должна была быть разработана третья версия системы, учитывающая региональную специфику. В 2023 г. должна быть разработана четвертая версия системы, включающая мобильное решение и ведение соглашений, содержащий сведения, составляющих государственную тайну. В 2024 г. должна быть разработана пятая версия системы, учитывающая изменения законодательства. При этом количество заключенных в системе соглашений должно превысить 3 тыс., количество внесенных в реестр мер поддержки также должно превысить 3 тыс., а на официальном сайте должно быть размещено 350 деклараций публичной проектной инициативы.

Как ГИС «Капиталовложения» затормозила весь процесс заключения СЗПК

Однако пока реальность отстает от планов. Первые СЗПК заключались в бумажном виде. Утвержденные Правительством в 2020 г. Правила заключения, изменения, прекращения действия СЗПК действовали до апреля 2021 г. После этого СЗПК должны были заключаться в электронном виде.

 

Но ГИС «Капиталовложения» к этому моменту не заработала, в связи с чем процесс заключения СЗПК был поставлен на паузу. Осенью 2021 г. замминистра экономического развития Андрей Иванов говорил газете «Ведомости», что ГИС «Капиталовложения» будет запущена в тестовом режиме в декабре 2021 г., на полную мощность – в июне 2022 г. При этом министерство подготовило новый проект правил, согласно которым СЗПК можно будет продолжить заключать в бумажном виде до запуска ГИС «Капиталовложения».

Проблемы оператора ГИС «Капиталовложения»

К настоящему моменту вопросы заключения СЗПК и работы ГИС «Капиталовложения» остаются нерешенными. Остается неясность и в вопросе о том, кто будет оператором ГИС «Капиталовложения». Первозначально планировалось, что им будет специально созданное для обеспечения функционирования механизма СЗПК АНО «Агентство инвестиционного развития» (АИР). Данная организация была организована в 2020 г. на базе АНО «Инвестиционно-технологическое развитие» (ИТР), учрежденного ранее фондом «Сколково» и Фондом развития промышленности (ФРП).

Изначально ИТР выполняла функции проектного офиса Министерства финансов, деятельность организации курировал замминистра финансов Андрей Иванов. К моменту преобразования в АИР в число учредителей организации вошли также госкорпорация «ВЭБ.РФ», Правительство России и Минэкономразвития, а Иванов перешел в Минэкономразвития и некоторое время был гендиректором АИР. Для создания ГИС «Капиталовложения» Сбербанк открыл для АИР кредитную линию объемом до 300 млн руб.

Но в 2021 г. Минэкономразвития и Правительство России вышли из состава учредителей АИР, а Иванов покинул должность гендиректора организации. После этого в АИР начались массовые сокращения и задержки по зарплатам. Уволенные сотрудники, не получившие компенсаций, стали судиться с АИР, писала газета «Ведомости». К организации также был подан ряд исков от ее контрагентов, а ФНС приостановила операции по банковским счетам организации из-за задолженности по уплате налогов.

 

В Правительстве стали рассматривать варианты замены оператора ГИС «Капиталовложения». Вице-премьер Андрей Белоусов в конце 2021 г. говорил журналу Forbes, что эти функции могут быть переданы «ВЭБ.РФ». В пресс-службе Минэкономрзавития не ответили на запрос CNews о нынешнем статусе работ по созданию ГИС «Капиталовложения».

После публикации этого материала пресс-служба Минэкономразвития заявила CNews, что перенос запуска ГИС «Капиталовложения» не мог стать помехой для заключения новых СЗПК. «После изменений в законе о СЗПК и расширения доступа к механизму готовился новый порядок заключения соглашений, - заявили в министерстве. - Сейчас работа по совершенствованию СЗПК продолжается с участием бизнеса. Сейчас Минэкономразвития дорабатывает проект постановления Правительства «О государственной информационной системе «Капиталовложения» по предложениям Минфина. Постановление планируется выпустить весной. В нем определят оператора ГИС «Капиталовложения».

18 октября 2021

Минэк обновил правила заключения соглашений о защите капиталовложений

До конца года ведомство надеется заключить новые контракты на 1,7 трлн рублей

Анастасия Бойко

https://www.vedomosti.ru

Бизнес тоже подготовил и представил ряд своих замечаний к новым правилам заключения СЗПК / Максим Стулов / Ведомости

Минэкономразвития направило в правительство проект постановления с новыми правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), рассказал «Ведомостям» первый замминистра экономического развития Андрей Иванов. Согласно документу (есть в распоряжении «Ведомостей»), новые правила будут действовать временно: с момента подписания документа до 1 июня 2022 г. Ими предусмотрено заключение СЗПК в бумажном виде, но в 2022 г. планируется запуск государственной информационной системы (ГИС) «Капиталовложения», в которую перейдет вся работа по СЗПК.

Одно из существенных изменений в правилах – возможность отразить в соглашениях изменения, связанные с курсом рубля и ключевой ставкой. В случае если курс рубля снизится к доллару или евро более чем на 20%, а ключевая ставка повысится более чем на 3 п. п. с момента заключения соглашения, стоимость проекта и сроки его выполнения могут измениться и инвестор будет вправе отразить это в соглашении. Право закрепить перечень форс-мажоров и случаев существенного изменения обстоятельств, которые могут быть основанием для внесения изменений в соглашение, определено законом о СЗПК. Форс-мажорными обстоятельствами могут считаться в том числе массовые заболевания на территории реализации проекта, стихийные бедствия, пожар, установление запрета на осуществление деятельности.

По словам Иванова, в документах, которые предоставляются при заключении соглашений, есть информация о ставках по кредитам – если они меняются, то меняются условия реализации проекта. «Инвестор, например, может сказать, что дальше продолжение становится невыгодно, потому что для него меняются условия кредитования. Поэтому у него возникает право для расторжения соглашения», – отмечает первый замминистра.

 

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений временно не заключаются

Это связано с задержкой запуска ГИС «Капиталовложения» более чем на год Экономика

 

Другое нововведение – определение госкорпорации ВЭБ.РФ и российских кредитных организаций в качестве уполномоченных организаций, которые будут сопровождать процессы заключения СЗПК и мониторить исполнение условий соглашений. Для банков будет установлен ряд критериев – размер уставного капитала не менее 3 млрд руб., кредитный рейтинг на уровне не ниже А-(RU) по национальной рейтинговой шкале АКРА или «Эксперт РА», опыт банковского сопровождения контрактов. Кроме того, кредитная организация не должна находиться в процессе ликвидации, в отношении нее не должна быть введена процедура банкротства. По оценке Минэкономразвития, этим критериям сейчас соответствует 47 банков. По словам Иванова, все банки, которые соответствуют критериям, в диалоге с Минэкономразвития и готовятся к тому, чтобы эту работу осуществлять. Таким образом, инвестор, проходя клиентский путь в банке, одновременно сможет заключить СЗПК как опцию, т. е. получить коробочное решение.

Минэкономразвития за оставшуюся часть года планирует заключить соглашения общим объемом инвестиций 1,7 трлн руб., отметил Иванов. Он напомнил, что KPI правительства предусматривает заключение в 2021 г. 100 СЗПК общим объемом инвестиций 2 ­трлн руб. На данный момент подписано контрактов на 300 млрд руб., уточнил Иванов.

Чтобы запустить ГИС «Капиталовложения», нужно поставить на поток заключение СЗПК, отмечает Иванов. «Мы не могли просто продлить старые правила, потому что мы должны были пройти все процедуры с законом. Когда мы его принимали, мы хотели понять, как это будет работать. Но мы нагоним и все, что нужно бизнесу, сделаем», – добавил он. По словам первого замминистра, ГИС станет экосистемой взаимодействия федеральных органов власти (Минэкономразвития, казначейства, ФНС) и инвестора. С ее помощью Минэкономразвития сможет заключать соглашения, мониторить проект, там же будет осуществляться инвестиционный вычет.

Новые соглашения не заключаются более полугода. В августе «Ведомости» писали, что старые правила заключения СЗПК перестали действовать с 1 апреля 2021 г., поэтому инвестконтракты поставлены на паузу. Представитель Минэкономразвития сообщал, что в пилотном режиме система будет доступна в декабре этого года. Большую задержку с ГИС в министерстве объяснили «подготовкой нормативной документации под новую законодательную базу по СЗПК». В начале апреля первый вице-премьер Андрей Белоусов, который является куратором СЗПК, сообщил, что с момента запуска механизма было подписано 36 СЗПК на 1,3 трлн руб. Кроме того, получены заявки компаний для реализации еще 73 новых проектов на общую сумму 1,6 трлн руб.

Замечания к новым правилам

Минфин представил свои замечания к новым правилам заключения соглашений, большая часть из них урегулирована в рамках доработки проекта, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. «Минфин рассмотрел в установленном порядке проект документа и направил свою позицию в Минэкономразвития, которая отражала ряд замечаний, касающихся необходимости обеспечения прозрачности процессов по заключению, изменению и расторжению инвесторами СЗПК, целесообразности ускорения сроков таких процедур, а также необходимости исключения норм, создающих возможность неоднозначного толкования положений проекта документа, в целях повышения эффективности механизма СЗПК», – сообщил собеседник «Ведомостей».

Бизнес тоже подготовил и представил ряд своих замечаний к новым правилам заключения СЗПК, отметил источник, близкий к РСПП. Замечания касаются в том числе выбора уполномоченной организации ­инвесторами, заключившими соглашения по старым правилам до 2 апреля. Кроме того, бизнес предлагает закрепить в нормативном документе безвозмездность для инвесторов сопровождения СЗПК уполномоченной организацией, привести определение термина «банковское сопровождение» и зафиксировать, на ­основании какого документа будет осуществляться предоставление услуг уполномоченной организацией, сообщил собеседник издания.

«Деловая Россия» принимала участие в разработке механизма СЗПК, отмечает глава экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. «Многие наши предложения и замечания, в том числе по усилению уровня и механизмов гарантий, расширению и упрощению доступа, были учтены, другие оставлены на потом и, надеемся, найдут свое отражение в законодательстве позднее. В этой связи организация приветствует любые действия, направленные на скорейшее возобновление функционирования механизма», – добавляет он.

По оценке инвестиционного директора компании Infra One Татьяны Колодиной, ряд инвесторов может отпугнуть введение обязательного банковского сопровождения в уполномоченной организации.

Пакет по СЗПК готовился в достаточно сжатые сроки, он многократно дополнялся и дополняется, отмечает управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова. «Тут не было гонки за качеством, скорее за показателями и общим KPI. Первые соглашения тоже были заключены в течение нескольких буквально недель», – считает Годунова. По ее словам, выбранный подход вызывает вопросы в части проведения всех надлежащих процедур без конкурса, поэтому назначенные уполномоченные организации также смещают фокус с рыночных подходов и соблюдения прав конкуренции участников.

 

 

 

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.