Изображения сгенерированы нейросетью Шедеврум
Изображения сгенерированы нейросетью Шедеврум
Что такое нац проект по БАС (БПЛА UAV UVC)
- Инфраструктура, безопасность, сертификация БАС БПЛА
- Кадры для БАС
- НТИ Аэронет. Распределенные системы БПЛА
- Перспективные технологии для БАС БПЛА
- Подпроекты ФП БАС
- Разработка, стандартизация производство БАС комплектующих
- Стимулирование спроса на БАС БПЛА
НИОКР беспилотной авиации БПЛА и РЭБ
- Морской рой: как кораблям защищаться от дронов?
- Тихий дрон: беспилотники и средства РЭБ
- для FPV-дронов начали выпускать штатные боеприпасы
- Выборка из БД ФИПС патентов РФ на изобретения по теме "БПЛА" (1995 – 2022 гг.)
- НИОКР БПЛА востребованы в СВО
- НИОКР и экономика войны беспилотниками
- Средства РЭБ с БПЛА FPV «дроны» и «дронобойки»
- В каких областях науки и техники НИОКР в период СВО?
Поддержка БАС БВС беспилотных авиационных систем комплектующих компонентов подсистем
- Услуги для заявителей на грант фонда НТИ резиденту НПЦ БАС
- В беспилотники БАС БПЛА БВС вложится венчурный ФСИ НТИ
- Грант ФНТИ на прототипы опытные образцы БАС: План выполнения проекта
- Грант ФНТИ на прототипы опытные образцы БАС: меры поддержки ЦКП НПЦ
- Гранты ФНТИ для НПЦ на опытные образцы БАС комплектующих компонентов подсистем
- Гранты ФНТИ для НПЦ на прототипы БАС комплектующих компонентов подсистем
- Создание НПЦ БАС за счет субсидии Минпромторга 328
- Субсидии на создание НПЦ БАС
- Гранты на сертификацию БАС
- Документы к заявке опыт и кадры
- Документы к заявке расчет ЧА
- Инвестиции ФСИ НТИ в беспилотники БАС БПЛА БВС
- Инвестиции ФСИ НТИ в беспроводную связь
- Классификация БПЛА РФ по летным характеристикам
- Классификация БПЛА по летным характеристикам UVS International
- Компенсация производителям БАС скидки покупателям до 20%, 30%, 40%
- ППРФ 1780
- Программы льготного лизинга БАС от АО «ГТЛК»
- Размер субсидии на опытный образец БАС
- Размер субсидии на прототип БАС
- Размер субсидии на серийное производство новых видов БАС
- Состав заявки резидента НПЦ БАС
- Статьи завтрат на прототип БАС
- Статьи затрат на образец БАС вклад УК ДК
- Статьи затрат на образец БАС грант
- Статьи затрат на серийное производство БАС вклад УК ДК
- Субсидии фонда НТИ для НПЦ БАС
- Субсидии фонда НТИ для НПЦ на серийное производство БАС и компонентов
- Требования допуска к конкурсу проектов по разработке прототипов на базе НПЦ
- Требования к участникам конкурсного отбора резидентам НПЦ БАС
- Цели субсидии резидента НПЦ БАС
- Что такое НПЦ БАС?
- Оценка резидента НПЦ БАС на предмет соответствия "портрету" заявителя на грант
- 45,5 млрд рублей в 2024 году на БАС
Что такое нац проект по БАС (БПЛА) Аэронет НТИ
- Инфраструктура, безопасность, сертификация БАС БПЛА
- Кадры для БАС
- НТИ Аэронет. Распределенные системы БПЛА
- Перспективные технологии для БАС БПЛА
- Подпроекты ФП БАС
- Разработка, стандартизация производство БАС комплектующих
- Стимулирование спроса на БАС БПЛА
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
- юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
Гражданские дроны (БПЛА — беспилотные летательные аппараты) и БАС (беспилотные авиационные системы) становятся все более популярными в транспортной и складской логистике. Их использование может значительно повысить эффективность, сократить затраты и улучшить качество обслуживания. Рассмотрим, как именно это происходит, какие системы необходимы, а также сравним затраты и эффективность с традиционными методами.
### Применение дронов в логистике
1. **Доставка товаров**:
- **Курьерская доставка**: Дроны могут использоваться для быстрой доставки небольших посылок (например, медикаментов, продуктов) в пределах города или между населенными пунктами. Это особенно актуально для удаленных или труднодоступных мест.
- **Автоматизация последней мили**: Дроны могут доставлять товары непосредственно к дверям клиентов, что сокращает время доставки и уменьшает нагрузку на курьеров.
2. **Инвентаризация на складах**:
- **Сканирование и учет**: Дроны могут использоваться для автоматического сканирования штрих-кодов и QR-кодов на складах, что позволяет быстро и точно проводить инвентаризацию без необходимости ручного учета.
- **Мониторинг запасов**: Дроны могут осуществлять регулярные проверки уровня запасов, что помогает избежать дефицита или избытка товаров.
3. **Перевозка грузов на больших расстояниях**:
- **Транспортировка между складами**: Дроны могут перевозить грузы между различными складами или распределительными центрами, что ускоряет процесс логистики.
4. **Обслуживание и мониторинг**:
- **Проверка состояния инфраструктуры**: Дроны могут использоваться для инспекции складских помещений, транспортных путей и оборудования, что позволяет заранее выявлять проблемы и снижать риски.
### Необходимые системы и технологии
1. **Управляющие системы**:
- **Платформы для управления полетами**: Необходимы системы, которые позволяют контролировать полеты дронов, задавать маршруты и следить за их состоянием.
- **Интеграция с ERP и WMS**: Дроны должны быть интегрированы с системами управления ресурсами предприятия (ERP) и системами управления складом (WMS) для автоматизации процессов.
2. **Навигационные системы**:
- **GPS и другие технологии позиционирования**: Для точного навигации дронов необходимы высокоточные системы GPS, а также дополнительные технологии, такие как LIDAR или визуальная навигация.
3. **Безопасность и соблюдение норм**:
- **Системы предотвращения столкновений**: Дроны должны быть оснащены технологиями, которые предотвращают столкновения с другими объектами.
- **Соответствие законодательству**: Необходимо учитывать местные законы и нормы, регулирующие использование дронов.
### Сравнение затрат и эффективности
1. **Затраты**:
- **Первоначальные инвестиции**: Внедрение дронов требует значительных первоначальных инвестиций в оборудование и технологии. Однако, по мере роста объемов поставок, эти затраты могут быстро окупиться.
- **Операционные расходы**: Дроны могут снизить затраты на оплату труда, особенно в случае автоматизации процессов. Однако необходимо учитывать расходы на техническое обслуживание, зарядку и обучение персонала.
2. **Эффективность**:
- **Скорость и точность**: Дроны могут выполнять задачи быстрее и с меньшими ошибками, чем люди. Это особенно важно в условиях высокой конкуренции.
- **Исключение человеческого фактора**: Использование дронов снижает риск ошибок, связанных с человеческим фактором, таких как усталость или невнимательность.
- **Гибкость и масштабируемость**: Дроны могут быть легко адаптированы к изменяющимся потребностям бизнеса, что делает их более гибкими по сравнению с традиционными методами.
### Заключение
Использование гражданских дронов в транспортной и складской логистике открывает новые возможности для повышения эффективности и снижения затрат.
Хотя первоначальные инвестиции могут быть значительными, долгосрочные выгоды от автоматизации процессов, повышения скорости доставки и снижения ошибок делают дронов привлекательным решением для многих компаний.
Важно учитывать, что успешная интеграция дронов требует тщательного планирования, выбора правильных технологий и соблюдения всех норм и стандартов.
### Применение гражданских дронов (БПЛА) в охранном бизнесе
#### 1. Введение Гражданские дроны (БПЛА) становятся все более популярными в охранном бизнесе благодаря своей способности эффективно выполнять задачи, которые традиционно выполнялись людьми. Использование дронов позволяет повысить уровень безопасности, снизить затраты и минимизировать человеческий фактор.
#### 2. Преимущества использования дронов в охране
- Снижение человеческого фактора: Дроны не подвержены таким недостаткам, как невнимательность, халатность, лень, сговор или злоупотребление. Это позволяет значительно повысить уровень надежности охраны.
- Увеличение зоны охвата: Дроны могут быстро и эффективно облетать большие территории, что позволяет охватывать большее количество объектов за меньшее время.
- Непрерывный мониторинг: Дроны могут работать в режиме реального времени, обеспечивая постоянный контроль за охраняемыми объектами.
- Снижение затрат: Хотя первоначальные инвестиции в дроны могут быть высокими, в долгосрочной перспективе они могут снизить затраты на охрану, так как требуют меньше человеческих ресурсов.
#### 3. Способы применения дронов в охранном бизнесе
##### 3.1. Периметральный облет территории
- Описание: Дроны могут выполнять регулярные облеты охраняемой территории, фиксируя любые изменения или подозрительные действия.
- Системы: Для этого необходимы дроны с функцией автоматического полета (GPS), камеры высокого разрешения и системы передачи данных в реальном времени.
- Эффективность: Дроны могут быстро обнаруживать нарушения периметра, такие как попытки несанкционированного доступа.
##### 3.2. Дополнение к видеофиксации
- Описание: Дроны могут использоваться в дополнение к стационарным камерам, обеспечивая более широкий угол обзора и возможность быстрого реагирования на инциденты.
- Системы: Интеграция дронов с существующими системами видеонаблюдения, использование программного обеспечения для анализа видео.
- Эффективность: Дроны могут заполнять "слепые зоны" стационарных камер и предоставлять дополнительные данные о происходящем.
##### 3.3. Анализ данных о местоположении
- Описание: Дроны могут собирать данные о перемещении объектов на охраняемой территории, включая идентификацию посторонних лиц и транспортных средств.
- Системы: Использование технологий распознавания лиц и номерных знаков, а также программного обеспечения для анализа данных.
- Эффективность: Это позволяет быстро реагировать на потенциальные угрозы и предотвращать преступления.
#### 4. Сравнение затрат: дроны vs. ЧОП
- Первоначальные инвестиции: Закупка дронов и оборудования может потребовать значительных затрат, однако они могут быть оправданы в долгосрочной перспективе.
- Операционные расходы: Дроны требуют меньше постоянных затрат на зарплаты охранников, что делает их более экономически выгодными в долгосрочной перспективе.
- Эффективность: Дроны могут работать круглосуточно без перерывов, что значительно увеличивает уровень безопасности по сравнению с традиционными охранниками.
#### 5. Заключение Использование гражданских дронов в охранном бизнесе представляет собой перспективное направление, которое может значительно повысить уровень безопасности и снизить затраты.
Интеграция дронов в охранные системы позволяет минимизировать влияние человеческого фактора и обеспечивает более эффективное реагирование на угрозы.
Гражданские дроны, или беспилотные летательные аппараты (БПЛА), становятся все более популярными в агропромышленном комплексе (АПК) благодаря своей способности улучшать эффективность и продуктивность сельского хозяйства.
Рассмотрим, как именно они могут быть полезны, какие системы и технологии нужны для их использования, а также сравним затраты и эффективность.
### Применение дронов в агропромышленном комплексе
1. **Мониторинг посевов и состояния растений**:
- Дроны могут использоваться для аэрофотосъемки и создания ортофотопланов полей. Это позволяет фермерам отслеживать состояние посевов, выявлять проблемы (например, болезни, вредителей или недостаток влаги).
- Используются специальные камеры (например, мультиспектральные), которые могут захватывать данные в различных спектрах (например, инфракрасный), что помогает в анализе здоровья растений.
2. **Анализ почвы**:
- Дроны могут собирать данные о состоянии почвы, включая уровень влажности и содержание питательных веществ. Это позволяет оптимизировать использование удобрений и воды.
3. **Применение пестицидов и удобрений**:
- Дроны могут быть оснащены распылительными системами для точного внесения пестицидов и удобрений. Это позволяет снизить количество химикатов, используемых в сельском хозяйстве, и уменьшить воздействие на окружающую среду.
4. **Планирование и управление урожаем**:
- С помощью дронов можно проводить анализ урожайности и планировать сбор урожая. Это позволяет оптимизировать логистику и снизить затраты.
5. **Оценка ущерба**:
- После стихийных бедствий или неблагоприятных погодных условий дроны могут быстро оценить ущерб и помочь в принятии решений о восстановлении.
### Необходимые системы и технологии
1. **Дрон**:
- Выбор дрона зависит от задач: для мониторинга посевов подойдут дроны с камерами, для распыления — модели с грузоподъемностью.
2. **Камеры и сенсоры**:
- Мультиспектральные и гиперспектральные камеры для анализа состояния растений.
- Сенсоры для измерения температуры, влажности и других параметров.
3. **Программное обеспечение**:
- Платформы для обработки данных, такие как GIS-системы, которые помогают анализировать собранные данные и принимать решения.
4. **Обучение и поддержка**:
- Необходимость в обучении персонала для управления дронами и анализа данных.
### Сравнение затрат и эффективности
#### Затраты
1. **Начальные инвестиции**:
- Закупка дронов и оборудования может потребовать значительных первоначальных вложений. Однако цены на дроны постепенно снижаются, и многие фермеры могут найти доступные модели.
2. **Обслуживание и эксплуатация**:
- Дроны требуют регулярного обслуживания и зарядки, что также влечет за собой дополнительные расходы.
3. **Обучение**:
- Необходимость в обучении персонала для работы с дронами и анализа данных может увеличить затраты.
#### Эффективность
1. **Снижение человеческого фактора**:
- Дроны могут выполнять задачи быстрее и с большей точностью, чем люди, что снижает вероятность ошибок и увеличивает производительность.
2. **Экономия ресурсов**:
- Точное применение удобрений и пестицидов позволяет сократить их использование, что может снизить затраты на эти материалы.
3. **Увеличение урожайности**:
- Своевременное выявление проблем с растениями и почвой может привести к повышению урожайности и улучшению качества продукции.
4. **Скорость и эффективность**:
- Дроны могут быстро охватывать большие площади, что позволяет фермерам оперативно реагировать на изменения в состоянии посевов.
### Заключение
Использование гражданских дронов в агропромышленном комплексе может значительно повысить эффективность работы сельхозпроизводителей. Несмотря на первоначальные затраты на оборудование и обучение, преимущества, которые они предоставляют, такие как снижение затрат на ресурсы, повышение урожайности и снижение человеческого фактора, делают их привлекательным инструментом для современного сельского хозяйства.
Владислав Новый Forbes
16.04.2024
"За пилотируемой авиацией останется только перевозка людей"
Представитель одного из разработчиков БАС рассказал Forbes, что в компании пока не заметили сокращения общего бюджета нацпроекта. Работа по нацпроекту БАС уже идет, подтвердил собеседник Forbes.
Сегодня гражданские БАС уже выполняют мониторинговые миссии в ТЭК, строительстве, в природопользовании, контролируют различную транспортную инфраструктуру, осуществляют летные проверки аэронавигационного оборудования, перечисляет сферы применения БАС** генеральный директор и основатель компании "Флай Дрон" Никита Данилов.
"С помощью дронов проводится не только аэрофотосъемка для картографирования, но и обычная воздушная съемка различных мероприятий, в том числе в интересах медиа и шоу-бизнеса. Дрон-рейсинг в настоящее время стал полноправным видом спорта с определенной коммерческой составляющей, — говорит он. — Дроны задействованы в охранном бизнесе, а также при проведении поисково-спасательных работ. Очень активно беспилотники используются в сельском хозяйстве, в экспериментальном порядке начато их использование в логистике".
9 апреля Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) объявила о старте программы льготного лизинга беспилотников. Ранее на этой неделе ГТЛК получила из бюджета 2,5 млрд рублей на эту программу. А общий объем программы льготного лизинга с учетом внебюджетного финансирования на 2024 год составляет 3,1 млрд рублей.
Обязательное требование для всех производителей, желающих участвовать в программе, — прохождение квалификационного отбора, включающего оценку возможностей производства, сообщила Forbes руководитель пресс-службы ГТЛК Галина Абдуллина.
"На данный момент отбор прошли 23 производителя с рядом моделей, поданы заявки на участие в отборе от еще семи производителей для расширения пула квалифицированных производителей", — рассказала она.
В последние годы инфраструктура беспилотной авиации "серьезно развивается", сообщил Алексей Варятченко, генеральный директор ООО "БАС", основанного ГТЛК и фондом Национальной технологической инициативы. Строятся посадочные площадки в отдаленных регионах, создается необходимая структура связи, уточняет Варятченко. С 2023 года существует регулярный беспилотный грузовой маршрут в Ямало-Ненецком автономном округе, реализуемый для решения задач грузоперевозки ООО "Газпромнефть-Снабжение", приводит пример он. По его словам, в ближайшее время сеть таких маршрутов будет существенно расширяться, в том числе при участии флота и специалистов возглавляемой им компании. Темпы развития инфраструктуры БАС в последующие годы также будут нарастать в соответствии с возрастающей потребностью, полагает Варятченко.
Цель нацпроекта — технологический суверенитет в области БАС, указывает коммерческий директор компании "Лаборатория будущего" Павел Камнев. По мнению генерального директора "Курсир" (занимается разработкой дронов) Виталия Мунирова, его реализация позволит оборудовать площадки для БАС, создать систему управления и линию связи, обеспечить навигацию и мониторинг и многое другое: "То есть создать все необходимые условия, чтобы дроны летали не только эффективно, но и безопасно. Эта работа затронет все регионы".
На сегодня более 90% проектов в области БАС финансируют частные инвесторы, оценивает Никита Данилов.
"Например, практически все компании, которые, подобно нашей, занимаются созданием инфраструктуры для БАС, были созданы в частном инициативном порядке. Исключения лишь подтверждают общее правило. Во многом похожая ситуация и с производством БАС", — размышляет Данилов.
При этом он считает сомнительными проекты строительства за счет бюджетных средств взлетно-посадочных площадок для беспилотников в каждом крупном аэропорту.
"Тратить на финансирование таких проектов значительные суммы из госбюджета совершенно необязательно, такого рода расходы как раз и имеет смысл реализовать как инвестиционные проекты, — рассуждает Данилов. — Ведь одно из экономических преимуществ дронов в том, что взлетать и садиться они могут не только на аэродромах. Дронам нужна наземная инфраструктура другого плана — компактные дронопорты, системы мониторинга полетов и так далее".
Чтобы отрасль развивалась, наряду с разработкой новых беспилотных воздушных средств (БВС), наземных площадок и дронопортов требуется также развитие связной инфраструктуры, авионики и автоматизированных цифровых платформ***, считает Андрей Яблоков, заместитель генерального директора НИЦ "Аэроскрипт". Это нужно для эффективного и безопасного обеспечения полетов большого количества беспилотников, отмечает он.
Для обеспечения связью беспилотников потребуется комбинация инфраструктуры спутниковой группировки, наземной сотовой и специализированной связной инфраструктуры, полагает Яблоков.
"Даже при текущей низкой интенсивности полетов БВС возникают конфликты между пилотируемыми и беспилотными воздушными судами. Ключевым барьером являются технологии предупреждения конфликтов, и здесь не обойтись без цифровых платформ", — рассуждает он.
С развитием технологий спектр применения дронов будет только расширяться, уверен Яблоков.
"Перспективным является рынок аэрологистики, городской мобильности. Для примера, в Африке с одного логистического центра за год выполняется такое же количество полетов, как и в России. Мы считаем, что с 2035 года за пилотируемой авиацией останется только перевозка людей. Все остальные задачи будут выполнять беспилотники", — заключает эксперт.
**
Беспилотные авиационные системы (БАС), или дроны, представляют собой устройства, которые могут выполнять различные задачи без непосредственного управления человеком. Они находят широкое применение в различных сферах, и приведенные тезисы подчеркивают их многообразие и значимость. Давайте подробнее рассмотрим каждую из упомянутых сфер применения БАС.
### 1. Мониторинговые миссии в ТЭК (топливно-энергетическом комплексе)
**Значение и содержание:**
БАС используются для мониторинга объектов и процессов в энергетическом секторе, таких как нефтяные и газовые месторождения, электростанции и линии электропередач. Дроны могут проводить инспекции, выявлять утечки, контролировать состояние инфраструктуры и обеспечивать безопасность.
**Применение:**
- Обнаружение утечек нефти и газа.
- Оценка состояния трубопроводов и других объектов.
- Мониторинг окружающей среды и соблюдения экологических норм.
### 2. Строительство
**Значение и содержание:**
В строительстве БАС помогают в планировании, мониторинге и управлении проектами. Они могут создавать 3D-модели местности, отслеживать прогресс строительства и обеспечивать безопасность на площадках.
**Применение:**
- Аэрофотосъемка для создания карт и моделей.
- Контроль за выполнением строительных работ.
- Оценка состояния зданий и сооружений.
### 3. Природопользование
**Значение и содержание:**
Дроны применяются для мониторинга природных ресурсов, таких как леса, водоемы и запасы полезных ископаемых. Они помогают в оценке состояния экосистем и выявлении нарушений.
**Применение:**
- Мониторинг состояния лесов и борьбы с незаконной вырубкой.
- Оценка состояния водоемов и контроля за загрязнением.
- Изучение биологического разнообразия и экосистем.
### 4. Контроль транспортной инфраструктуры
**Значение и содержание:**
БАС могут использоваться для мониторинга дорог, мостов, железнодорожных путей и других объектов транспортной инфраструктуры, что позволяет оперативно выявлять проблемы и проводить инспекции.
**Применение:**
- Проверка состояния мостов и дорог.
- Контроль за движением транспорта и выявление пробок.
- Оценка ущерба после стихийных бедствий.
### 5. Летные проверки аэронавигационного оборудования
**Значение и содержание:**
Дроны могут использоваться для проверки и калибровки аэронавигационного оборудования, что повышает безопасность полетов.
**Применение:**
- Проверка работы радионавигационных систем.
- Оценка состояния взлетно-посадочных полос.
### 6. Аэрофотосъемка и воздушная съемка мероприятий
**Значение и содержание:**
БАС активно используются для создания высококачественных изображений и видеозаписей, что находит применение в различных сферах, включая медиа и шоу-бизнес.
**Применение:**
- Съемка мероприятий, концертов, свадеб и других событий.
- Создание контента для фильмов и рекламных роликов.
### 7. Дрон-рейсинг
**Значение и содержание:**
Дрон-рейсинг стал популярным видом спорта, где участники управляют дронами на скорость. Это создало новую индустрию с коммерческими возможностями.
**Применение:**
- Проведение соревнований и чемпионатов.
- Разработка и продажа дронов для гонок.
### 8. Охранный бизнес
**Значение и содержание:**
БАС используются для обеспечения безопасности объектов и территорий, что позволяет осуществлять мониторинг в реальном времени.
**Применение:**
- Охрана частных и коммерческих объектов.
- Проведение патрулирования и мониторинга.
### 9. Поисково-спасательные работы
**Значение и содержание:**
Дроны могут использоваться для поиска пропавших людей и оценки ситуации в зонах бедствий, что значительно ускоряет процесс спасения.
**Применение:**
- Поиск людей в труднодоступных местах.
- Оценка ущерба и планирование спасательных операций.
### 10. Сельское хозяйство
**Значение и содержание:**
БАС находят применение в сельском хозяйстве для мониторинга посевов, оценки состояния растений и оптимизации процессов.
**Применение:**
- Аэрофотосъемка полей для анализа состояния культуры.
- Применение дронов для внесения удобрений и пестицидов.
### 11. Логистика
**Значение и содержание:**
Хотя использование дронов в логистике находится на экспериментальной стадии, они могут значительно упростить и ускорить процессы доставки.
**Применение:**
- Доставка товаров и медикаментов в труднодоступные районы.
- Оптимизация складских процессов.
### Заключение
Беспилотные авиационные системы представляют собой универсальный инструмент, который находит применение в самых различных сферах. Их использование позволяет повысить эффективность, безопасность и скорость выполнения задач, что делает их важным элементом современного технологического прогресса.
***
Направления развития отрасли беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и беспилотных авиационных систем (БАС).
### 1. Разработка новых беспилотных воздушных средств (БВС)
Значение и содержание:
Беспилотные воздушные средства (БВС) — это летательные аппараты, которые могут управляться без пилота на борту. Разработка новых БВС включает в себя создание более эффективных, безопасных и многофункциональных дронов, которые могут использоваться в различных сферах, таких как доставка грузов, мониторинг окружающей среды, сельское хозяйство, военные операции и т.д.
Ключевые понятия:
- Беспилотные воздушные средства (БВС): Летательные аппараты, которые управляются дистанционно или автономно.
- Многофункциональность: Способность дронов выполнять различные задачи в зависимости от их конструкции и оборудования.
### 2. Разработка наземных площадок и дронопортов
Значение и содержание:
Наземные площадки и дронопорты — это инфраструктура, необходимая для взлета, посадки и обслуживания БВС. Они должны быть спроектированы с учетом безопасности, эффективности и удобства для пользователей. Разработка таких объектов включает в себя создание зон для зарядки, технического обслуживания и хранения дронов.
Ключевые понятия:
- Дронопорт: Специально оборудованная площадка для взлета и посадки беспилотных летательных аппаратов.
- Инфраструктура: Совокупность объектов и систем, необходимых для функционирования определенной отрасли или технологии.
### 3. Развитие связной инфраструктуры
Значение и содержание:
Связная инфраструктура включает в себя системы связи, которые обеспечивают управление и мониторинг БВС. Это может включать в себя наземные станции, спутниковую связь и мобильные сети.
Эффективная связь необходима для передачи данных в реальном времени, что критично для безопасности и эффективности операций.
Ключевые понятия:
- Связная инфраструктура: Системы и технологии, обеспечивающие связь между БВС и операторами.
- Передача данных в реальном времени: Способность мгновенно передавать информацию, что позволяет быстро реагировать на изменения в ситуации.
### 4. Развитие авионики
Значение и содержание: Авионика — это совокупность электронных систем, используемых в авиации для управления, навигации и связи. Для БВС это включает в себя системы управления полетом, датчики, системы навигации и связи. Развитие авионики позволяет повысить безопасность и эффективность полетов.
Ключевые понятия:
- Авионика: Электронные системы, используемые в авиации для управления и навигации.
- Системы управления полетом: Комплекс технологий, позволяющий управлять движением БВС.
### 5. Развитие автоматизированных цифровых платформ
Значение и содержание: Автоматизированные цифровые платформы могут включать в себя программное обеспечение для планирования полетов, управления флотом дронов и анализа данных. Эти платформы позволяют оптимизировать операции, повышать безопасность и снижать затраты.
Ключевые понятия:
- Автоматизированные цифровые платформы: Программные решения, которые автоматизируют процессы управления и анализа данных.
- Оптимизация операций: Процесс улучшения эффективности и снижения затрат на выполнение задач.
Таким образом, для успешного развития отрасли БПЛА и БАС необходимо комплексное подход к созданию новых технологий и инфраструктуры. Это включает в себя не только разработку самих дронов, но и создание эффективной системы поддержки, которая обеспечит их безопасную и эффективную эксплуатацию.
Правительство начало сокращать финансирование национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в России, узнал Forbes. Общий бюджет нацпроекта на ближайшие семь лет составляет 714 млрд рублей. Это на 185 млрд рублей меньше плана, анонсированного летом 2023 года.
Пересмотр нацпроекта начался после президентского послания Федеральному собранию 29 февраля, в ходе которого Владимир Путин заявил о необходимости достичь технологического суверенитета "в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны", в том числе БАС. Таким образом, портфель нацпроектов сейчас проходит общую балансировку с учетом положений послания, сообщил Forbes источник в правительстве
Новые задачи
Нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), запущенный в январе 2024 года, получит меньше бюджетных средств, чем предполагалось ранее, рассказал Forbes источник в кабинете министров. По его словам, новые параметры нацпроекта БАС рассматривались на совещании в правительстве, которое прошло вскоре после послания президента Федеральному собранию, состоявшегося 29 февраля. Это совещание было посвящено выполнению новых задач по итогам послания и их согласованию с действующими нацпроектами, уточнил собеседник Forbes.
Текущий объем финансирования нацпроекта БАС в 2024–2030 годы составляет 713,7 млрд рублей. Это следует из презентации первого вице-премьера Андрея Белоусова к этому совещанию (есть у Forbes). Сумма финансирования включает 559,5 млрд рублей из федерального бюджета, 41 млрд рублей — из региональных бюджетов и 113,2 млрд рублей из внебюджетных источников.
Бюджетная разверстка
Средства федерального бюджета в рамках нацпроекта БАС предлагается распределить по пяти федеральным проектам, следует из презентации Белоусова.
173,8 млрд рублей заложено на разработку, стандартизацию и серийное производство БАС и комплектующих. Для этого разработчикам и производителям предложат субсидии. Также должна появиться сеть научно-производственных центров и цифровая платформа разработчиков, производителей и эксплуатантов.
166,9 млрд рублей предусмотрено на стимулирование спроса на отечественные БАС. Согласно проекту, на беспилотники должен сформироваться "государственный гражданский заказ". Потребителей поддержат субсидиями и льготным лизингом, говорится в презентации.
152,6 млрд рублей запланировано на федеральный проект, по которому будет развиваться инфраструктура связи, контроля и управления БАС, а также инфраструктура аэропортов. Проект также предусматривает разработку нормативного регулирования безопасности и доступа к осуществлению полетов, а также "оптимизацию сертификации БАС".
44,4 млрд рублей будет направлено на поддержку НИОКР по перспективным направлениям.
21,8 млрд рублей выделяются на образовательные программы всех уровней образования, а также на цифровой реестр кадров.
В числе целей нацпроекта, согласно презентации, указаны увеличение доли отечественных беспилотников на российском рынке до 70,3% в 2030 году (с 41,5% в 2024 году), повышение количества произведенных российских беспилотников массой свыше 1 кг до 32 500 единиц в 2030 году (с 11 700 единиц в 2024 году), рост числа сертифицированных типов беспилотников до 30 в 2030 году (с 10 в 2024 году), сокращение времени получения доступа к использованию воздушного пространства до двух часов в 2030 году (со 120 часов в текущем году), доведение числа специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотников в едином реестре кадров БАС до 1 млн человек в 2030 году (в текущем году, согласно презентации, таких специалистов нет).
"Балансировка портфеля"
Указанный в презентации Белоусова объем финансирования нацпроекта БАС на 184,7 млрд рублей меньше исходного общего бюджета нацпроекта БАС, анонсированного в СМИ в августе 2023 года. Расходы федерального бюджета, согласно презентации, снижаются на 137,4 млрд рублей.
На этапе проектирования совокупные вложения (федеральные, региональные и внебюджетные) в развитие гражданских БАС в России до 2030 года планировались в объеме 898,4 млрд рублей, писали в августе 2023-го "Ведомости". Основное финансирование идет от государства. Из федерального бюджета будет выделено 696,9 млрд рублей, отмечало издание. Эта цифра была актуальна как минимум до начала текущего года. О том, что объем финансирования нацпроекта за счет бюджетных средств до 2030 года составит "почти 700 млрд рублей", в январе сообщал ТАСС со ссылкой на представителя секретариата Белоусова.
Хотя на 8 апреля, по данным портала бюджетной системы, финансовое обеспечение реализации нацпроекта в период с 2024 по 2030 год составляет лишь 109,11 млрд рублей.
В то же время финансирование нацпроекта государством именно в текущем году, напротив, может вырасти на 100 млн рублей. Согласно презентации Белоусова, расход федерального бюджета по нацпроекту составляет 46,5 млрд рублей. Тогда как в январе представитель Белоусова сообщал ТАСС о выделении в 2024 году 46,4 млрд рублей.
На текущий момент происходит общая балансировка портфеля национальных проектов с учетом положений послания президента России, сообщил источник Forbes в правительстве. "Исходя из поставленных президентом новых целей и задач и с учетом ресурсов бюджетной системы осуществляются предварительные расчеты по уточнению бюджета национального проекта БАС на период 2027–2030 годов. На 2024-й, 2025-й и 2026 год бюджет нацпроекта изменять не планируется. Окончательные решения будут приниматься в рамках бюджетного процесса в 2025–2027 годах", — пояснил источник в правительстве.
На какие цели будут перераспределены изъятые из нацпроекта БАС средства, собеседник Forbes не знает. По его словам, этот вопрос будет решаться в июне — октябре при окончательном рассмотрении нацпроектов и формировании бюджета на 2025–2027 годы.
Ранее и сам нацпроект БАС пополнялся за счет других бюджетных инициатив. Как писал Forbes в сентябре 2023 года, правительство решило переадресовать на него почти 200 млрд рублей из нацпроекта "Экология".
Forbes направил запросы дежурному пресс-службы правительства и в Минпромторг, назначенный ответственным исполнителем нацпроекта БАС. Также Forbes направил запрос в Минфин.
В России началась профессиональная переподготовка педагогов по беспилотным авиационным системам
В рамках федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем" профессиональную переподготовку пройдут почти 2,5 тыс. педагогов из свыше 520 школ и 30 колледжей, а к 2030 г. в России появится миллион специалистов.
Алексей Миколенко
© ComNews
14.05.2024
13 мая 2024 в России началось очное обучение педагогов по программе профессиональной переподготовки в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС).
Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин сообщил, что в проекте принимают участие педагоги из 30 российских регионов:
"Практические занятия пройдут в центрах обучения в шести российских регионах: Чечне, Татарстане, Хабаровском крае, Ульяновской, Свердловской и Калужской областях".
Обучение педагогов школ и колледжей состоит из четырех модулей:
-
В первом модуле педагогам расскажут новейшие методы работы в области дополнительного образования детей и подростков;
-
Второй модуль знакомит с устройством и работой беспилотника;
-
В третьем модуле педагоги освоят навыки управления дроном на разной скорости и высоте, при различных погодных условиях;
-
Четвертый модуль посвящен практике полетов, а также спортивным БАС.
Педагоги также научатся техническому обслуживанию БАС, а по завершении обучения участники программы получат диплом о профессиональной переподготовке по квалификации "Педагог дополнительного образования в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС".
По оценкам экспертов, заложенная в стратегию развития беспилотной авиации к 2030 г. потребность формирующейся отрасли в специалистах достигнет 1 млн человек:
"При этом речь идет о специалистах и в сфере разработки, и в производстве, и в эксплуатации гражданских БАС. Эти цифры взяты как целевые при формировании федерального проекта "Кадры для БАС". Они могут показаться очень большими, но, для сравнения, в проекте "Энергия" - "Буран" было задействовано около миллиона человек. С учетом прогнозируемого роста национального рынка БАС, беспилотной отрасли понадобится не меньше, - сообщил корреспонденту ComNews руководитель отдела образовательных проектов компании "Геоскан" Михаил Луцкий.
Генеральный директор и основатель компании "Флай Дрон", эксперт рынка национальной технологической инициативы "Аэронет" Никита Данилов отметил, что в данный федеральный проект включены регионы, в которых беспилотная индустрия наиболее развита. "По нашим данным, преподавать дисциплины, связанные с беспилотной авиацией, в российских школах и колледжах начнут уже со следующего учебного года. Впрочем, стоит отметить, что нормативная база в данной области нуждается в доработке. Единого образовательного стандарта пока нет. Массовую переподготовку преподавателей можно считать шагом в направлении его создания и введения", - сказал Никита Данилов.
Профессиональная переподготовка педагогов началась в рамках исполнения поручений президента РФ Владимира Путина по развитию в стране отрасли беспилотных авиационных систем.
Беспилотные авиационные системы получают широкое применение в самых разных отраслях: грузоперевозках, картографии, сельском хозяйстве. Дроны существенно упрощают работу МЧС и правоохранительных органов: они незаменимы для устранения пожаров и возгораний в лесных массивах, розыска заблудившихся людей, отслеживания перемещений преступников.
Генеральный директор школы беспилотной авиации UAVProf Денис Кириков считает, что программа обучения учителей школ очень актуальна в текущий период запуска федерального проекта "Кадры для БАС": "Однако при ее реализации удалось выявить дисбаланс между объемом и видом нагрузки с профилем обучаемого педагога. Программа не была скорректирована с учетом их профиля, то есть в текущих условиях географ, математик или физик должны учиться по одной программе. Для целей сокращения дисбаланса и улучшения качества учебной программы необходимо более тесное взаимодействие института развития профессионального образования (ИРПО) и профильного образовательного сообщества".
Программа рассчитана на 268 академических часов. Михаил Луцкий считает, что это реалистичные цифры для усвоения полной базы по беспилотным летательным объектам: "Для сравнения, общая базовая образовательная программа для педагогов, которую мы сами разработали, занимает 72 академических часа, но к ней прилагаются дополнительные модули, каждый из которых занимает около 72 часов и предусматривает большее погружение в программирование, применение беспилотников, создание 3D-моделей и проч.".
Михаил Луцкий видит необходимость итогового экзамена по завершении повышения квалификации: "Это позволит исключить формальный подход к обучению, если мы хотим на выходе получить качественную подготовку".
Алексей Миколенко
© ComNews
14.05.2024
Для достижения показателей национального проекта по беспилотникам, направленного на развитие федерального проекта, необходимо предпринять следующие шаги:
### 1. Проведение соревнований
- Организация и проведение соревнований: Создать и проводить регулярные соревнования в области проектирования, создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) для студентов и профессионалов.
- Сотрудничество с образовательными учреждениями: Установить партнерские отношения с вузами для привлечения студентов к участию в соревнованиях.
- Привлечение спонсоров и партнеров: Найти спонсоров и партнеров из индустрии для финансирования и поддержки мероприятий.
### 2. Разработка образовательных программ
- Создание модулей по БАС: Разработать и внедрить в образовательные программы высшего образования модули, посвященные БАС, включая теоретические и практические аспекты.
- Поддержка гибких образовательных траекторий: Разработать дополнительные профессиональные программы, которые позволят гражданам развивать навыки в области БАС.
- Актуализация программ: Регулярно обновлять содержание образовательных программ в соответствии с изменениями в технологии и потребностями рынка.
### 3. Внедрение в образовательные учреждения
- Расширение программ общего и среднего образования: Внедрить модули по БАС в образовательные программы общего и среднего профессионального образования.
- Использование дистанционных технологий: Обеспечить возможность обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Обучение преподавателей: Подготовить преподавателей для реализации новых образовательных программ.
### 4. Создание цифрового реестра кадров
- Разработка цифрового реестра: Создать и поддерживать актуальный цифровой реестр кадров БАС, который будет включать информацию о специалистах, их квалификациях и потребностях в кадрах.
- Сбор данных: Регулярно собирать и обновлять данные о специалистах в сфере БАС, их квалификациях и опыте работы.
- Анализ потребностей: Проводить анализ потребностей в кадрах в сфере БАС и адаптировать образовательные программы в соответствии с этими потребностями.
### 5. Мониторинг и оценка
- Установление системы мониторинга: Создать систему мониторинга для оценки эффективности внедрения образовательных программ и достижения показателей.
- Регулярные отчеты: Проводить регулярные отчеты о достигнутых результатах и корректировать стратегии при необходимости.
### 6. Взаимодействие с индустрией
- Сотрудничество с работодателями: Установить связи с компаниями, работающими в сфере БАС, для определения их потребностей в кадрах и получения обратной связи по образовательным программам.
- Практика и стажировки: Организовать практики и стажировки для студентов в компаниях, работающих в сфере БАС.
Эти шаги помогут создать необходимые условия для достижения показателей национального проекта по беспилотникам и обеспечат подготовку квалифицированных специалистов в данной области.
04 окт 2024
Источник https://www.rbc.ru/business/04/10/2024/66f6a4119a7947408f88a3ed
Что входит в проект по развитию беспилотников
Национальный проект по гражданским беспилотникам состоит из пяти федеральных проектов:
- «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» (самый капиталоемкий проект): его финансирование в ближайшую трехлетку сократится на 6,8%, до 63,3 млрд руб. Руководитель этого проекта — замглавы Минпромторга Василий Шпак.
- «Стимулирование спроса на БАС»: бюджет, напротив, вырастет на 23%, до 19,3 млрд руб. Этим проектом сейчас руководит первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
- «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование системы сертификации БАС»: бюджет сократится в четыре раза, до 8,6 млрд руб. Причем в следующем году бюджетных средств на него не предусмотрено. Проектом руководит замглавы Минтранса Владимир Потешкин.
- Проект «Перспективные технологии для БАС» в опубликованной версии проекта о бюджете не предусмотрен. Ранее на НИОКРы в этой сфере планировалось потратить 7 млрд руб. в предстоящие три года. Проект курирует Минобрнауки. В Минпромторге РБК поясняли, что исключать этот блок не планируется, но средства на него «находятся на этапе распределения».
- На «Кадры для БАС» предлагается направить всего 300 млн руб. в 2026–2027 годах — это в 12 раз меньше, чем указано в действующей редакции. Денег в 2025 году на этот проект выделять не планируется. Куратор — замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Еще 20,6 млрд руб. зарезервированы в бюджете нацпроекта на ближайшие три года, следует из опубликованных материалов. Эти деньги, согласно пояснительной записке, будут направлены на гражданский госзаказ на беспилотники, на некоммерческий лизинг российских БАС, на разработку решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми судами и проведение научно-исследовательских работ в области БАС. При этом все эти мероприятия запланированы и в указанных федеральных проектах.
Нацпроект по созданию новой отрасли беспилотников в России рассчитан до 2030 года. Но если в 2023 году власти рассчитывали, что на эти цели будет потрачено почти 900 млрд руб., то уже в апреле этого года российский Forbes сообщал о 714 млрд руб. После апреля бюджет был скорректирован еще раз — до 546 млрд руб., сообщил источник РБК, знакомый с утвержденной на текущий момент версией проекта.
Параметры нацпроекта, в том числе финансовые, еще обсуждаются в правительстве, сообщил РБК источник. «Обсуждаются предложения по перегруппировке и переструктурированию нацпроекта, в том числе финансовому», — отметил он. В ближайшее время запланировано заседание правкомиссии по вопросам развития БАС, где нацпроект также будет обсуждаться, уточнил он. «Допускается возможность увеличения ряда показателей от исходных, поданных в проекте бюджета, а не их снижение», — добавил он.
Каких показателей планируется достичь
План по количеству произведенных российских гражданских БАС в обновленной рабочей версии паспорта (есть у РБК) также был снижен: сейчас к 2030 году планируется произвести 25,6 тыс. беспилотников вместо 32,5 тыс. в предыдущих планах. Также власти снизили прогноз по достижению доли отечественных БАС в России к 2030 году — с 70 до 50%. Ранее «перевалить» за 50-процентную планку планировалось уже в 2025 году.
В текущем году Минтранс по-прежнему планирует оснастить «унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов» два региона, следует из обновленной версии паспорта. В прошлом году ведомство выбрало для этого девять населенных пунктов в Чукотском автономном округе и на Ямале. О реализации этих планов не сообщалось. В Минтрансе отказались от комментариев. Как сообщили четыре источника РБК, новый паспорт нацпроекта еще не утвержден, он будет корректироваться.
Согласно данным Минфина, в текущем году по состоянию на 1 сентября бюджет нацпроекта (45,3 млрд руб.) исполнен на треть (33,8%). На инфраструктуру и систему сертификации потрачено 23,6% из запланированного объема, на кадры — 21%, на перспективные технологии — 9,7%, на разработку и производство дронов — 19,4%. Проект по стимулированию спроса — на 55%.
С гражданским госзаказом на дроны (его финансирование «вшито» в федпроект по стимулированию спроса) как раз возникли сложности, писал «Коммерсантъ». Ряд производителей оказались не готовы к работе с казначейским сопровождением, они не открыли заблаговременно казначейские счета, по которым производятся расчеты за госзаказ дронов, отмечала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, базовый поставщик по гражданскому госзаказу БАС).
«На сегодня результатом нашего пути стало то, что на пять с небольшим миллиардов рублей заказано отечественных гражданских беспилотников для передачи их более 150 заказчикам федерального и регионального уровней. Это контрактация, которая на сегодня уже состоялась», — сообщал глава ГТЛК Евгений Дитрих 23 сентября на форуме «Цифровая транспортация». В июле ГТЛК уже отчитывалась, что завершает контрактацию по госзаказу: тогда было законтрактовано около 2,5 тыс. единиц БАС на 4,9 млрд руб.
Дитрих добавил, что в рамках промежуточных результатов исследования рынка и выполнения госзаказа в России выявлено 35 типов легких беспилотников, шесть типов — средних и ни одной модели больших беспилотников. Как подтвердил на сессии форума председатель консультативного совета «Эколибри» (разработчик тяжелых беспилотников) Алексей Рогозин, «в России пока нет ни одного серийно производимого гражданского аппарата в категории тяжелых, то есть со взлетной массой свыше 30 кг».
Всего в этом году по госзаказу должно было быть закуплено 153 тыс. гражданских дронов, из которых 151 тыс. — образовательные (учебные дроны, предназначенные для обучения управлению беспилотниками), заявляли в декабре 2023 года в секретариате бывшего вице-премьера Андрея Белоусова (сейчас министр обороны). Но по словам источника РБК, знакомого с планом госзаказа, на этот год он составляет 19 тыс. единиц техники, из которых 16,5 тыс. — образовательные дроны.
Путин поддержал обучение школьников управлению беспилотниками Технологии и медиа
Нацпроект стартовал только в этом году, и меры господдержки были распределены впервые, напомнили в пресс-службе Минпромторга. «Цикл выполнения заказов длинный, учитывая время на контрактацию, закупку комплектующих, производство изделий. Наконец, часть инструментов поддержки носит «затратный» характер. Это значит, что предварительно участники мер поддержки от отрасли несут расходы, а после смогут их компенсировать. В конце года будут подведены все итоги», — добавили там. Потребность госзаказа в финансировании на 2024 год составляет 15,349 млрд руб., сообщили в министерстве. В прошлом году она прогнозировалась в объеме 20,7 млрд руб.
В пресс-службе Минобрнауки РБК подтвердили, что закупки дронов для образовательных организаций курирует Минпросвещения. В Минпросвещения не ответили на запрос РБК.
Для достижения показателей национального проекта и федерального проекта Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование системы сертификации БАС. Комплексная система разработки БПЛА БАС в т.ч. через сеть НТЦ к 2030 году необходимо выполнить ряд мероприятий и действий, которые можно разбить на несколько ключевых направлений. Ниже приведены подробные шаги для каждого из указанных показателей.
### 1. Обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов
#### 1.1 Оснащенность аэродромов техническими средствами
- **Аудит текущего состояния**: Провести анализ существующих аэродромов I категории на предмет наличия технических средств для обнаружения и противодействия беспилотным воздушным судам (БВС).
- **Разработка технических требований**: Определить необходимые технические средства (радары, системы радиоэлектронной борьбы и т.д.) и их характеристики.
- **Закупка и установка оборудования**: Организовать тендеры на закупку и установку оборудования, а также провести обучение персонала.
- **Тестирование и сертификация**: Провести тестирование установленных систем и их сертификацию для обеспечения соответствия стандартам безопасности.
### 2. Оптимизация административных, технических и иных ограничений
#### 2.1 Время получения доступа к воздушному пространству
- **Анализ существующих процедур**: Изучить текущие процедуры получения доступа к воздушному пространству для БВС и выявить узкие места.
- **Разработка новых регуляций**: Создать новые или изменить существующие регуляции, упрощающие процесс получения разрешений.
- **Внедрение электронных систем**: Разработать и внедрить электронные системы для автоматизации процесса получения разрешений.
- **Обучение и информирование**: Провести обучение для операторов БВС и сотрудников органов управления воздушным движением.
### 3. Развитие инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем
#### 3.1 Оснащение субъектов РФ унифицированной инфраструктурой
- **Планирование инфраструктуры**: Разработать план развития инфраструктуры для БВС в каждом из 89 субъектов РФ.
- **Финансирование и инвестиции**: Определить источники финансирования (государственные, частные инвестиции) и привлечь инвесторов.
- **Строительство и модернизация объектов**: Организовать строительство новых и модернизацию существующих объектов инфраструктуры (аэродромы, площадки для взлета и посадки, центры управления).
- **Мониторинг и оценка**: Установить систему мониторинга для оценки состояния инфраструктуры и ее соответствия требованиям.
### 4. Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем
#### 4.1 Количество сертифицированных БВС
- **Разработка стандартов сертификации**: Создать и утвердить стандарты и требования для сертификации БВС.
- **Создание сертификационных органов**: Учредить или назначить специализированные органы для проведения сертификации БВС.
- **Проведение сертификации**: Организовать процесс сертификации для производителей и операторов БВС, включая создание необходимых лабораторий и испытательных центров.
#### 4.2 Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации
- **Анализ текущих сроков**: Изучить текущие сроки оказания услуг по сертификации и выявить причины задержек.
- **Оптимизация процессов**: Разработать и внедрить новые процедуры и технологии, позволяющие сократить время сертификации (например, автоматизация процессов).
- **Обучение сотрудников**: Провести обучение для сотрудников сертификационных органов для повышения их квалификации и эффективности работы.
### Заключение
Для успешного выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо обеспечить координацию между различными государственными органами, частными компаниями и научными учреждениями. Также важно учитывать мнение и потребности всех заинтересованных сторон, включая операторов БВС, органы управления воздушным движением и местные власти. Регулярный мониторинг и оценка прогресса помогут корректировать действия и достигать поставленных целей к 2030 году.
- Федеральный проект (Инфраструктура, безопасность и сертификация)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов |
1.1. |
Оснащенность аэродромов (аэропортов), отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории, техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов |
2 |
Оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения |
2.1. |
Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов |
3 |
Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем, в 89 субъектах Российской Федерации к 2030 году |
3.1. |
Количество субъектов Российской Федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, нарастающим итогом |
4 |
Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем |
4.1. |
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем |
4.2. |
Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы |
2 Федеральный проект (Кадры для БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Проведены соревнования с целью повышения престижности профессиональной деятельности, а также обновления квалификаций, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией БАС |
1.1. |
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений учитываются результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС (нарастающим итогом) |
2 |
Разработаны и внедрены в образовательные программы высшего образования модули по БАС, а также обеспечена поддержка развития граждан в рамках построения гибких образовательных траекторий, в том числе, посредством реализации дополнительных профессиональных программ |
2.1. |
Количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС (нарастающим итогом) |
3 |
Разработаны и внедрены в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения модули по БАС |
3.1. |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы дополнительного образования и образовательные программы среднего профессионального образования в сфере БАС, в том числе с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (нарастающим итогом) |
4 |
Создан динамично обновляющийся цифровой реестр кадров БАС, связывающий информацию о потребностях в кадрах, трудовой и образовательной деятельности специалистов в сфере БАС, и обеспечивающий регулярную актуализацию профессий, навыков, стандартов и направлений обучения в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС |
4.1. |
Количество специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, подготовленных и/или получивших подтверждение квалификации и/или осуществляющих деятельность в сфере БАС и находящихся в цифровом реестре кадров БАС, в рамках принятой системы непрерывной подготовки (нарастающим итогом) |
3 Федеральный проект (Перспективные технологии для БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии навигации, радионавигации" |
1.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии навигации, радионавигации" |
2 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Вычислители, фотонные интегральные информационные системы" |
2.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Вычислители, фотонные интегральные информационные системы" |
3 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Новые технологии производства и новые материалы для БАС" |
3.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Новые технологии производства и новые материалы для БАС" |
4 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС" |
4.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС" |
5 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство" |
5.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство" |
6 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии технического зрения для БАС" |
6.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии технического зрения для БАС" |
7 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии, компоновки и принципы движения БВС" |
7.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии, компоновки и принципы движения БВС" |
8 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии, методы и средства связи" |
8.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии, методы и средства связи" |
9 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Энергетические и силовые установки" |
9.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Энергетические и силовые установки" |
4 Федеральный проект (Стимулирование спроса на отечественные БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечена реализация государственного гражданского заказа на БАС на период до 2030 года |
1.1. |
Доля отечественных БАС в общем объеме государственного гражданского заказа на БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы |
2 |
Сформирована комплексная система стимулирования использования отечественных БАС, комплектующих и услуг, оказываемых с применением БАС |
2.1. |
Доля отечественных БАС в общем объеме российского рынка БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы |
2.2. |
Объем российского рынка БАС без учета образовательных БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы (с учетом потребности в рамках услуг) |
5. Федеральный проект (Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечена реализация концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство |
1.1. |
Количество новых российских решений для обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство |
2 |
Развитие разработки и серийного производства БАС, а также их компонентов и материалов |
2.1. |
Количество произведенных российских БАС |
2.2. |
Уровень технологического суверенитета в отрасли БАС |
3 |
Создана инфраструктура поддержки и кооперации производителей БАС и их компонентов |
3.1. |
Количество субъектов Единого реестра российских производителей БАС и комплектующих |
4 |
Создана сеть НПЦ испытаний и компетенций в сфере развития БАС, обеспечивающих полный цикл от их разработки до сертификации и серийного производства |
4.1. |
Количество субъектов РФ, оснащенных инфраструктурой НПЦ в соответствии с методологической поддержкой АНО "Федеральный центр БАС" |
Власти предложили скорректировать бюджет нацпроекта по беспилотникам
С чем это связано и как поменяются ключевые KPI
Власти предложили изменить параметры финансирования нацпроекта по гражданским беспилотникам: поднять затраты в 2025–2026 годах и сократить в 2027-м.
Это корректировка исходя из реальных цен и потребностей, говорят участники рынка
Власти предложили корректировки в бюджет национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС): речь идет об увеличении расходов на 2025 и 2026 годы и снижении в 2027 году.
Это следует из материалов к внесенному 30 сентября в Госдуму проекту федерального бюджета на 2025–2027 годы. В целом финансирование из бюджета на этот нацпроект в ближайшие три года должно составить 112,1 млрд руб. против 129,5 млрд руб., фигурирующих в действующей редакции паспорта нацпроекта.
Если, согласно паспорту проекта, в следующие два года на гражданские беспилотники планировалось тратить по 10 млрд руб. ежегодно,
- то теперь на 2025 год расходы в бюджете предполагаются на уровне 27,8 млрд руб,
- а на 2026-й — 43,7 млрд руб.
- Что касается 2027 года, когда предполагалось выделение более 100 млрд руб., сейчас предусмотрено 40,5 млрд, следует из бюджетных материалов.
Представитель курирующего нацпроект вице-премьера Виталия Савельева сообщил РБК, что параметры нацпроекта сформированы и проходят необходимые согласования.
Решения о сокращении бюджета не принималось, «идут проектировки, окончательные цифры будут зафиксированы в утвержденном бюджете», сообщил РБК представитель Минпромторга.
Что говорят участники отрасли
Опрошенные РБК участники отрасли (разработчики дронов, исследователи рынка, производители систем навигации) не увидели проблем в корректировках бюджета в 2027 году. «Это корректировка исходя из реальных цен и реальной потребности (в гражданских дронах. — РБК) на сегодняшний день. Эта потребность и так достаточно преувеличена конечными потенциальными потребителями госзаказа, так как у них до сих пор нет осознания, что такое беспилотник, каким он может быть, что он может сделать и чем он облегчит жизнь», — отмечает коммерческий директор «Лаборатории будущего» и эксперт рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев.
Кроме того, по его словам, у потребителей наконец-то появилось понимание, что для выполнения работ с помощью БПЛА необязательно быть его владельцем, а можно заказать услугу у оператора, — результат будет тот же при меньших затратах. «Бюджет корректируется ежегодно, поэтому нельзя утверждать, что в следующем году он не будет скорректирован в большую сторону по ряду факторов», — добавляет Камнев.
По словам гендиректора компании «Русдронопорт» Николая Ряшина, «бюджеты сокращаются практически везде и нацпроект по беспилотникам не исключение».
Комментировать бюджеты на развитие беспилотников очень трудно, так как «там есть скрытые неафишируемые цели», отмечает гендиректор «Курсира» Виталий Муниров. «Надо не забывать про рост расходов на СВО, что критически важно сейчас. Любой проект всегда проходит верификацию временем, поэтому запланированные при старте нацпроекта цифры скорректировались в течение первого года», — отмечает и гендиректор компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Он тоже указал на «незрелость заказчика», у которого потребность в гражданских дронах пока «не столь велика».