- 2023 Меры поддержки промышленных кластеров
- 2023 Кластерная инвест.платформа промышленности
- Промышленные кластеры: алгоритм создания
- Правила аккредитации промышленного кластера 779
- Правила аккредитации промышленного кластера и СО ПК
- Промышленные кластеры реестр ВШЭ
- Промышленные кластеры: Методические материалы по созданию
- Промышленные кластеры: алгоритм создания
- Реестр кластеров России ВШЭ
- Требования к промышленным кластерам и СО ПК
- Требования к промышленным кластерам
Директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко и заместитель директора по проектно-аналитической работе Ассоциации Леонид Данилов рассказали, что сегодня государство активно поддерживает промышленные кластеры.
Презентация по мерам поддержки участников промышленных кластеров
Андрей Шпиленко обратил внимание на многозначность термина «кластер» и на то, что существующие сегодня, например, инновационно-территориальные кластеры курирует Минэнерго, а промышленные – Минпромторг. И у каждого из них своя задача.
«По большому счёту, Минпромторг подразумевает под словом «кластер» знакомый нам с советского времени территориально-производственный комплекс – то есть предприятия, взаимосвязанные между собой. <…> У Минпромторга абсолютно прагматическая задача – выпуск промышленной продукции. <…> Промышленные кластеры определены сегодня как один из инструментов территориального развития промышленности – это чётко прописано в ФЗ о промполитике», - отметил эксперт.
Он рассказал, что промышленные предприятия, сформировавшие кластер (имеющие юридический статус участника кластера), могут получать компенсацию затрат, понесённых при реализации совместных проектов. «Размер компенсации может составить до 50%. При этом субсидии поступают на основании соглашения с Минпромторгом России напрямую промышленным предприятиям», - подчеркнул А.Шпиленко.
Требования, которые необходимо выполнить предприятиям, чтобы формально стать кластером и попасть в реестр Минпромторга РФ, прописаны в Постановлении правительства РФ №779. После того, как кластер оформится, его участники могут приступать к планированию совместных проектов и заключать соответствующие соглашения. Результатом совместной деятельности должна стать продукция, которая входит в список импортозамещения. На реализацию проекта даётся 5 лет. По истечению этого периода на предприятиях должно на 15% увеличиться количество рабочих мест. Кроме того, должен быть достигнут один из следующих показателей: снижение на 10% затрат на закупку комплектующих у внешних организаций, 10%-ный рост выручки участников проекта, 10%-ный рост доли добавленной стоимости инициаторов проекта или же 10%-ный рост затрат на закупку комплектующих у инициаторов проекта. Если же не все условия будут соблюдены или обнаружатся ошибки в документах, выплаченные компенсации придётся вернуть.
- 2023 Меры поддержки промышленных кластеров
- 2023 Кластерная инвест.платформа промышленности
- Промышленные кластеры: алгоритм создания
- Правила аккредитации промышленного кластера 779
- Правила аккредитации промышленного кластера и СО ПК
- Промышленные кластеры реестр ВШЭ
- Промышленные кластеры: Методические материалы по созданию
- Промышленные кластеры: алгоритм создания
- Реестр кластеров России ВШЭ
- Требования к промышленным кластерам и СО ПК
- Требования к промышленным кластерам
Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- Консультирование по условиям соглашений СПИК 2.0 и СЗПК, займов ФРП, программ МПиТ РФ, иных ФОИВ (РОИВ);
- Сопровождение (консультационное) процесса подготовки к заключению СПИК 2.0 и СЗПК, договоров займа ФРП, договоров на субсидию МПиТ РФ;
- Разработка бизнес плана (БП);
- Расчет финансовой модели (ФЭМ);
- Участие в составлении календарного план (КП);
- Участие в подготовке технического задания (ТЗ);
- Участие в составлении сметы проекта;
- Участие в составлении материалов для проведения производственно-технологической экспертизы проекта (проверка, экспертиза);
- Участие в составлении Реестра ранее понесенных расходов по софинансированию проектов (проверка, экспертиза);
- Участие в подготовке презентации в формате PowerPoint для защиты проекта;
- Проведение исследований рынка, на котором работает Заказчик, оценка объемов, потенциальных покупателей, конкурентного окружения, оценка рисков;
- Сопровождение (консультационное) процесса "самооценки"
- Подача (редактирование) резюме проекта в системе;
- Сопровождение процесса подготовки, подачи и рассмотрения заявки;
- Сопровождение процесса проведения процедуры экспертизы;
- Сопровождение процесса подготовки и консультирование по оформлению документов;
- Сопровождение процедуры взаимодействия РОИВ-ФОИВ;
- Сопровождение взаимодействия РОИВ-ОМСУ;
- Подготовка команды инвестиционного проекта к защите ("репетиция");
- Участие представителя в защите заявки;
- Сопровождение процесса проведения процедуры СТРУКТУРИРОВАНИЕ СДЕЛКИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
- Взаимодействие с Фондом по отчетности и подтверждению эффекта (бюджетный, социальный, экономический) от реализации проекта
- Внесение информации в тексты договоров займа, соглашений СПИК и СЗПК;
Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
- сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
- консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Еще по теме:
- 2023 Кластерная инвест.платформа промышленности
- 2023 Компенсации торговой скидки производителям станков и роботов
- 2020 Компенсации торговой скидки производителям станков и инструментов
- 2022 Гранты заказчикам (включая МСП) внедрения цифровых ИТ-решений
- 2022 Инвестиционный кредит 3% для среднего бизнеса
- 2022 Инвестиционный кредит 4.5% для малого бизнеса
- 2022 Кредит на импортозамещение до 10 лет под 3%-4,5% годовых
- 2022 Кредит на перестройку производственных процессов 3%-4,5%
- 2022 Кредитные каникулы для мобилизованных
- 2022 Льготное кредитование МСП Банка 2,75% + Ключевая ставка Банка России
- 2022 Льготные 1% и 5% займы ВЭБ.РФ (ФРМ) бизнесу моногородов
- 2022 Промышленная ипотека для приобретения зданий
- 2022 льготные кредиты импорт приоритетных товаров
- 2023 Компенсации торговой скидки производителям станков и роботов
- 3% кредит МСП для инноваций и перспективных технологий
- 5% краткосрочный кредит для СХТП
- 6%-8% лизинг оборудования РЛК микро-малого бизнеса
- 2023 Компенсации торговой скидки производителям станков и роботов
- 2020 Компенсации торговой скидки производителям станков и инструментов
- 2022 Гранты заказчикам (включая МСП) внедрения цифровых ИТ-решений
- 2022 Инвестиционный кредит 3% для среднего бизнеса
- 2022 Инвестиционный кредит 4.5% для малого бизнеса
- 2022 Кредит на импортозамещение до 10 лет под 3%-4,5% годовых
- 2022 Кредит на перестройку производственных процессов 3%-4,5%
- 2022 Кредитные каникулы для мобилизованных
- 2022 Льготное кредитование МСП Банка 2,75% + Ключевая ставка Банка России
- 2022 Льготные 1% и 5% займы ВЭБ.РФ (ФРМ) бизнесу моногородов
- 2022 Промышленная ипотека для приобретения зданий
- 2022 льготные кредиты импорт приоритетных товаров
- 2023 Компенсации торговой скидки производителям станков и роботов
- 3% кредит МСП для инноваций и перспективных технологий
- 5% краткосрочный кредит для СХТП
- 6%-8% лизинг оборудования РЛК микро-малого бизнеса
Минпромторг России начал работу по формированию реестра промышленных кластеров для предоставления господдержки.
В январе 2016 года Правительством России было принято постановление от 28.01.2016 №41, которым утверждены Правила предоставления субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов, а также комплекс нормативных актов, регулирующих порядок организации работы Министерства в целях реализации Постановления. Правила содержат ряд нововведений, которые отличают их от существующих аналогичных документов, направленных на государственную поддержку развития инновационных территориальных кластеров. Работа с промышленными кластерами уже начата, ожидается, что ее первые результаты станут известны в середине года.
К настоящему времени в России уже накоплен опыт государственной поддержки развития кластеров. Так, в 2012 году Минэкономразвития России инициировало программу поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров. По итогам конкурсного отбора, проведенного в целях выявления пилотных кластеров, поручением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года № ДМ-П8-5060 был утвержден перечень, в который вошли 25 инновационных территориальных кластеров . К настоящему времени перечень расширен до 27 кластеров.
В 2013-2015 гг. субъектам Российской Федерации, в которых локализованы пилотные кластеры, предоставлялись субсидии из средств федерального бюджета общим объемом 5,05 млрд рублей на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития кластеров.
Вместе с тем инициированный в 2016 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации механизм предоставления субсидий на реализацию совместных проектов участников промышленных кластеров характеризуется рядом особенностей, связанных как с процедурой отбора промышленных кластеров, так и с порядком предоставления субсидии в целях их поддержки.
Получатели средств федеральной субсидии и порядок ее предоставления
Главная отличительная черта нового подхода состоит в том, что государственная поддержка со стороны Минпромторга России будет направлена на совместные проекты по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения, представляющие собой комплекс процессных и (или) технологических мероприятий по созданию и развитию производственной кооперации между участниками промышленного кластера.
Следует отметить, что помимо инициаторов совместного проекта Правилами вводится понятие «участник совместного проекта», которым должен являться участник промышленного кластера, обязующийся или имеющий намерения по приобретению продукции, произведенной инициаторами в рамках реализации совместного проекта. При этом участник совместного проекта может одновременно выступать одним из инициаторов совместного проекта в случае финансового участия в его реализации.
Особенностью процедуры предоставления субсидии станет то, что поддержка будет осуществляться не в форме межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены кластеры (как в случае с инновационными территориальными кластерами), а в форме непосредственного предоставления субсидии инициаторам совместных проектов.
Субсидия будет предоставляться на возмещение части затрат, понесенных в рамках реализации совместного проекта, после заключения соответствующего договора с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на весь срок реализации совместного проекта, не превышающий 5 лет.
Критерии совместного проекта
По условиям Правил, совместный проект, претендующий на поддержку, должен соответствовать следующим критериям:
- включать не менее одного инициатора и участника совместного проекта;
- предусматривать обязанность инициатора(ов) совместного проекта осуществить за счет собственных средств или иных внебюджетных источников до даты подачи заявки на участие в отборе или в течение 12 месяцев с даты заключения договора о предоставлении субсидии не менее 50 процентов всего объема затрат, предусмотренных на реализацию совместного проекта;
- иметь заключение о проведении экспертизы сметной стоимости совместного проекта организацией, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- обеспечивать достижение на 5-й год с начала реализации совместного проекта увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест в объеме не менее 15 процентов общей среднесписочной численности персонала инициаторов совместного проекта;
- обеспечивать достижение значения одного из целевых индикаторов или показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Эффективность реализации совместного проекта будет оцениваться с учетом системы целевых показателей, включающих: среднесписочную численность персонала; количество высокопроизводительных рабочих мест; затраты на закупку комплектующих у организаций, не являющихся участниками промышленного кластера; затраты всех участников совместного проекта на закупку комплектующих, произведенных инициатором совместного проекта; объем добавленной стоимости; выручка. Все показатели рассчитываются по каждому инициатору совместного проекта.
Направления субсидирования затрат
Направления выделения средств федеральной субсидии промышленным кластерам также имеют свои особенности. Так, субсидия будет предоставляться инициатору совместного проекта на возмещение части затрат, понесенных в рамках реализации совместного проекта на осуществление широкого спектра процессных и технологических мероприятий.
В свою очередь, реализация этих мероприятий может осуществляться как силами специализированной организацией промышленного кластера, так и иных организаций, обладающих соответствующими компетенциями и опытом.
В части субсидируемых процессных мероприятий Постановлением определены:
- подготовка необходимой документации для проведения лицензирования, сертификации продукции, работ, услуг;
- сертификации системы менеджмента качества;
- аттестация и сертификация производства и оборудования;
- предоставление образовательных услуг;
- разработка нормативной и методической документации, обеспечивающей развитие производственного менеджмента.
Из числа технологических мероприятий будут субсидироваться:
- приобретение, доставка, монтаж, проведение пусконаладочных работ новых машин и оборудования;
- лизинговые платежи за приобретаемые в российских организациях основные средства;
- приобретение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов;
- разработка специализированных конфигураций программного обеспечения;
- разработка конструкторской документации на промышленную продукцию и комплектующие;
- разработка технологий и технологических процессов производства промышленной продукции;
- проведение контроля, измерений и испытаний промышленной продукции, изготовлению прототипов, экспериментальных образцов, а также опытных партий промышленной продукции.
Кроме того, Постановлением №41 предусмотрена оплата процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015-2018 годах, на реализацию обозначенных выше процессных мероприятий, а также на реализацию технологических мероприятий, предусматривающих, в том числе, затраты капитального характера на строительство и (или) реконструкцию производственных зданий.
Процедура отбора промышленных кластеров и совместных проектов
Отбор промышленных кластеров, а также совместных проектов для включения в соответствующие реестры будет проводиться Минпромторгом России по заявительному принципу в два этапа.. На первом этапе осуществляется подтверждение соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям, установленным постановлением Правительства России № 779 (далее ― Требования). На втором этапе отбираются совместные проекты для включения в специальный реестр совместных проектов и последующего предоставления финансирования.
Документы, поступившие от специализированных организаций промышленных кластеров, будет рассматривать специальная Комиссия (Приказ Минпромторга России №130 от 26.01.2016г.). Заседания Комиссии будут проводиться ежемесячно по мере поступления документов от заявителей.
В свою очередь отбор совместных проектов будет осуществляться образованной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Комиссией по отбору совместных проектов участников промышленного кластера.
Промышленному кластеру и специализированной организации достаточно будет единожды пройти процедуру проверки на соответствие Требованиям, чтобы в дальнейшем претендовать на получение государственной поддержки Минпромторга России. Подтверждение статуса промышленного кластера будет проводиться каждые 3 года на безвозмездной основе.
Источник: cluster.hse.ru/
Опыт сотрудников компании в создании промышленных, отраслевых и территориальных кластеров
Наш опыт в разработке документов для создания и развития отраслевых и территориальных
инновационно-производственных кластеров в Республике Татарстан и регионах России:
Новости про утверждение разработанных стратегий, программ и дорожных карт развития кластеров
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы - программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования, консультируют по вопросам бизнеса.
В частности в 2014 - 2015 годах компанией разработаны стратегия, программа развития, дорожная карта исполнения программы развития ИТ - кластера и машиностроительного кластера Камского экономического региона Республики Татарстан.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
- разработка регламентирующих и программных документов (положения, регламенты, программы) для Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых) - поиск ниш, оценка рынка
- привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес, помощь в получении финансовых ресурсов