Изображения сгенерированы нейросетью Шедеврум
Что такое нац проект по БАС (БПЛА UAV UVC)
- Инфраструктура, безопасность, сертификация БАС БПЛА
- Кадры для БАС
- НТИ Аэронет. Распределенные системы БПЛА
- Перспективные технологии для БАС БПЛА
- Подпроекты ФП БАС
- Разработка, стандартизация производство БАС комплектующих
- Стимулирование спроса на БАС БПЛА
НИОКР беспилотной авиации БПЛА и РЭБ
- Морской рой: как кораблям защищаться от дронов?
- Тихий дрон: беспилотники и средства РЭБ
- для FPV-дронов начали выпускать штатные боеприпасы
- Выборка из БД ФИПС патентов РФ на изобретения по теме "БПЛА" (1995 – 2022 гг.)
- НИОКР БПЛА востребованы в СВО
- НИОКР и экономика войны беспилотниками
- Средства РЭБ с БПЛА FPV «дроны» и «дронобойки»
- В каких областях науки и техники НИОКР в период СВО?
Поддержка БАС БВС беспилотных авиационных систем комплектующих компонентов подсистем
- Услуги для заявителей на грант фонда НТИ резиденту НПЦ БАС
- В беспилотники БАС БПЛА БВС вложится венчурный ФСИ НТИ
- Грант ФНТИ на прототипы опытные образцы БАС: План выполнения проекта
- Грант ФНТИ на прототипы опытные образцы БАС: меры поддержки ЦКП НПЦ
- Гранты ФНТИ для НПЦ на опытные образцы БАС комплектующих компонентов подсистем
- Гранты ФНТИ для НПЦ на прототипы БАС комплектующих компонентов подсистем
- Создание НПЦ БАС за счет субсидии Минпромторга 328
- Субсидии на создание НПЦ БАС
- Гранты на сертификацию БАС
- Документы к заявке опыт и кадры
- Документы к заявке расчет ЧА
- Инвестиции ФСИ НТИ в беспилотники БАС БПЛА БВС
- Инвестиции ФСИ НТИ в беспроводную связь
- Классификация БПЛА РФ по летным характеристикам
- Классификация БПЛА по летным характеристикам UVS International
- Компенсация производителям БАС скидки покупателям до 20%, 30%, 40%
- ППРФ 1780
- Программы льготного лизинга БАС от АО «ГТЛК»
- Размер субсидии на опытный образец БАС
- Размер субсидии на прототип БАС
- Размер субсидии на серийное производство новых видов БАС
- Состав заявки резидента НПЦ БАС
- Статьи завтрат на прототип БАС
- Статьи затрат на образец БАС вклад УК ДК
- Статьи затрат на образец БАС грант
- Статьи затрат на серийное производство БАС вклад УК ДК
- Субсидии фонда НТИ для НПЦ БАС
- Субсидии фонда НТИ для НПЦ на серийное производство БАС и компонентов
- Требования допуска к конкурсу проектов по разработке прототипов на базе НПЦ
- Требования к участникам конкурсного отбора резидентам НПЦ БАС
- Цели субсидии резидента НПЦ БАС
- Что такое НПЦ БАС?
- Оценка резидента НПЦ БАС на предмет соответствия "портрету" заявителя на грант
- 45,5 млрд рублей в 2024 году на БАС
- Аэронет НТИ
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
- юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
В России началась профессиональная переподготовка педагогов по беспилотным авиационным системам
В рамках федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем" профессиональную переподготовку пройдут почти 2,5 тыс. педагогов из свыше 520 школ и 30 колледжей, а к 2030 г. в России появится миллион специалистов.
Алексей Миколенко
© ComNews
14.05.2024
13 мая 2024 в России началось очное обучение педагогов по программе профессиональной переподготовки в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС).
Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин сообщил, что в проекте принимают участие педагоги из 30 российских регионов:
"Практические занятия пройдут в центрах обучения в шести российских регионах: Чечне, Татарстане, Хабаровском крае, Ульяновской, Свердловской и Калужской областях".
Обучение педагогов школ и колледжей состоит из четырех модулей:
-
В первом модуле педагогам расскажут новейшие методы работы в области дополнительного образования детей и подростков;
-
Второй модуль знакомит с устройством и работой беспилотника;
-
В третьем модуле педагоги освоят навыки управления дроном на разной скорости и высоте, при различных погодных условиях;
-
Четвертый модуль посвящен практике полетов, а также спортивным БАС.
Педагоги также научатся техническому обслуживанию БАС, а по завершении обучения участники программы получат диплом о профессиональной переподготовке по квалификации "Педагог дополнительного образования в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС".
По оценкам экспертов, заложенная в стратегию развития беспилотной авиации к 2030 г. потребность формирующейся отрасли в специалистах достигнет 1 млн человек:
"При этом речь идет о специалистах и в сфере разработки, и в производстве, и в эксплуатации гражданских БАС. Эти цифры взяты как целевые при формировании федерального проекта "Кадры для БАС". Они могут показаться очень большими, но, для сравнения, в проекте "Энергия" - "Буран" было задействовано около миллиона человек. С учетом прогнозируемого роста национального рынка БАС, беспилотной отрасли понадобится не меньше, - сообщил корреспонденту ComNews руководитель отдела образовательных проектов компании "Геоскан" Михаил Луцкий.
Генеральный директор и основатель компании "Флай Дрон", эксперт рынка национальной технологической инициативы "Аэронет" Никита Данилов отметил, что в данный федеральный проект включены регионы, в которых беспилотная индустрия наиболее развита. "По нашим данным, преподавать дисциплины, связанные с беспилотной авиацией, в российских школах и колледжах начнут уже со следующего учебного года. Впрочем, стоит отметить, что нормативная база в данной области нуждается в доработке. Единого образовательного стандарта пока нет. Массовую переподготовку преподавателей можно считать шагом в направлении его создания и введения", - сказал Никита Данилов.
Профессиональная переподготовка педагогов началась в рамках исполнения поручений президента РФ Владимира Путина по развитию в стране отрасли беспилотных авиационных систем.
Беспилотные авиационные системы получают широкое применение в самых разных отраслях: грузоперевозках, картографии, сельском хозяйстве. Дроны существенно упрощают работу МЧС и правоохранительных органов: они незаменимы для устранения пожаров и возгораний в лесных массивах, розыска заблудившихся людей, отслеживания перемещений преступников.
Генеральный директор школы беспилотной авиации UAVProf Денис Кириков считает, что программа обучения учителей школ очень актуальна в текущий период запуска федерального проекта "Кадры для БАС": "Однако при ее реализации удалось выявить дисбаланс между объемом и видом нагрузки с профилем обучаемого педагога. Программа не была скорректирована с учетом их профиля, то есть в текущих условиях географ, математик или физик должны учиться по одной программе. Для целей сокращения дисбаланса и улучшения качества учебной программы необходимо более тесное взаимодействие института развития профессионального образования (ИРПО) и профильного образовательного сообщества".
Программа рассчитана на 268 академических часов. Михаил Луцкий считает, что это реалистичные цифры для усвоения полной базы по беспилотным летательным объектам: "Для сравнения, общая базовая образовательная программа для педагогов, которую мы сами разработали, занимает 72 академических часа, но к ней прилагаются дополнительные модули, каждый из которых занимает около 72 часов и предусматривает большее погружение в программирование, применение беспилотников, создание 3D-моделей и проч.".
Михаил Луцкий видит необходимость итогового экзамена по завершении повышения квалификации: "Это позволит исключить формальный подход к обучению, если мы хотим на выходе получить качественную подготовку".
Алексей Миколенко
© ComNews
14.05.2024
Для достижения показателей национального проекта по беспилотникам, направленного на развитие федерального проекта, необходимо предпринять следующие шаги:
### 1. Проведение соревнований
- Организация и проведение соревнований: Создать и проводить регулярные соревнования в области проектирования, создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) для студентов и профессионалов.
- Сотрудничество с образовательными учреждениями: Установить партнерские отношения с вузами для привлечения студентов к участию в соревнованиях.
- Привлечение спонсоров и партнеров: Найти спонсоров и партнеров из индустрии для финансирования и поддержки мероприятий.
### 2. Разработка образовательных программ
- Создание модулей по БАС: Разработать и внедрить в образовательные программы высшего образования модули, посвященные БАС, включая теоретические и практические аспекты.
- Поддержка гибких образовательных траекторий: Разработать дополнительные профессиональные программы, которые позволят гражданам развивать навыки в области БАС.
- Актуализация программ: Регулярно обновлять содержание образовательных программ в соответствии с изменениями в технологии и потребностями рынка.
### 3. Внедрение в образовательные учреждения
- Расширение программ общего и среднего образования: Внедрить модули по БАС в образовательные программы общего и среднего профессионального образования.
- Использование дистанционных технологий: Обеспечить возможность обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Обучение преподавателей: Подготовить преподавателей для реализации новых образовательных программ.
### 4. Создание цифрового реестра кадров
- Разработка цифрового реестра: Создать и поддерживать актуальный цифровой реестр кадров БАС, который будет включать информацию о специалистах, их квалификациях и потребностях в кадрах.
- Сбор данных: Регулярно собирать и обновлять данные о специалистах в сфере БАС, их квалификациях и опыте работы.
- Анализ потребностей: Проводить анализ потребностей в кадрах в сфере БАС и адаптировать образовательные программы в соответствии с этими потребностями.
### 5. Мониторинг и оценка
- Установление системы мониторинга: Создать систему мониторинга для оценки эффективности внедрения образовательных программ и достижения показателей.
- Регулярные отчеты: Проводить регулярные отчеты о достигнутых результатах и корректировать стратегии при необходимости.
### 6. Взаимодействие с индустрией
- Сотрудничество с работодателями: Установить связи с компаниями, работающими в сфере БАС, для определения их потребностей в кадрах и получения обратной связи по образовательным программам.
- Практика и стажировки: Организовать практики и стажировки для студентов в компаниях, работающих в сфере БАС.
Эти шаги помогут создать необходимые условия для достижения показателей национального проекта по беспилотникам и обеспечат подготовку квалифицированных специалистов в данной области.
04 окт 2024
Источник https://www.rbc.ru/business/04/10/2024/66f6a4119a7947408f88a3ed
Что входит в проект по развитию беспилотников
Национальный проект по гражданским беспилотникам состоит из пяти федеральных проектов:
- «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» (самый капиталоемкий проект): его финансирование в ближайшую трехлетку сократится на 6,8%, до 63,3 млрд руб. Руководитель этого проекта — замглавы Минпромторга Василий Шпак.
- «Стимулирование спроса на БАС»: бюджет, напротив, вырастет на 23%, до 19,3 млрд руб. Этим проектом сейчас руководит первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
- «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование системы сертификации БАС»: бюджет сократится в четыре раза, до 8,6 млрд руб. Причем в следующем году бюджетных средств на него не предусмотрено. Проектом руководит замглавы Минтранса Владимир Потешкин.
- Проект «Перспективные технологии для БАС» в опубликованной версии проекта о бюджете не предусмотрен. Ранее на НИОКРы в этой сфере планировалось потратить 7 млрд руб. в предстоящие три года. Проект курирует Минобрнауки. В Минпромторге РБК поясняли, что исключать этот блок не планируется, но средства на него «находятся на этапе распределения».
- На «Кадры для БАС» предлагается направить всего 300 млн руб. в 2026–2027 годах — это в 12 раз меньше, чем указано в действующей редакции. Денег в 2025 году на этот проект выделять не планируется. Куратор — замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Еще 20,6 млрд руб. зарезервированы в бюджете нацпроекта на ближайшие три года, следует из опубликованных материалов. Эти деньги, согласно пояснительной записке, будут направлены на гражданский госзаказ на беспилотники, на некоммерческий лизинг российских БАС, на разработку решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми судами и проведение научно-исследовательских работ в области БАС. При этом все эти мероприятия запланированы и в указанных федеральных проектах.
Нацпроект по созданию новой отрасли беспилотников в России рассчитан до 2030 года. Но если в 2023 году власти рассчитывали, что на эти цели будет потрачено почти 900 млрд руб., то уже в апреле этого года российский Forbes сообщал о 714 млрд руб. После апреля бюджет был скорректирован еще раз — до 546 млрд руб., сообщил источник РБК, знакомый с утвержденной на текущий момент версией проекта.
Параметры нацпроекта, в том числе финансовые, еще обсуждаются в правительстве, сообщил РБК источник. «Обсуждаются предложения по перегруппировке и переструктурированию нацпроекта, в том числе финансовому», — отметил он. В ближайшее время запланировано заседание правкомиссии по вопросам развития БАС, где нацпроект также будет обсуждаться, уточнил он. «Допускается возможность увеличения ряда показателей от исходных, поданных в проекте бюджета, а не их снижение», — добавил он.
Каких показателей планируется достичь
План по количеству произведенных российских гражданских БАС в обновленной рабочей версии паспорта (есть у РБК) также был снижен: сейчас к 2030 году планируется произвести 25,6 тыс. беспилотников вместо 32,5 тыс. в предыдущих планах. Также власти снизили прогноз по достижению доли отечественных БАС в России к 2030 году — с 70 до 50%. Ранее «перевалить» за 50-процентную планку планировалось уже в 2025 году.
В текущем году Минтранс по-прежнему планирует оснастить «унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов» два региона, следует из обновленной версии паспорта. В прошлом году ведомство выбрало для этого девять населенных пунктов в Чукотском автономном округе и на Ямале. О реализации этих планов не сообщалось. В Минтрансе отказались от комментариев. Как сообщили четыре источника РБК, новый паспорт нацпроекта еще не утвержден, он будет корректироваться.
Согласно данным Минфина, в текущем году по состоянию на 1 сентября бюджет нацпроекта (45,3 млрд руб.) исполнен на треть (33,8%). На инфраструктуру и систему сертификации потрачено 23,6% из запланированного объема, на кадры — 21%, на перспективные технологии — 9,7%, на разработку и производство дронов — 19,4%. Проект по стимулированию спроса — на 55%.
С гражданским госзаказом на дроны (его финансирование «вшито» в федпроект по стимулированию спроса) как раз возникли сложности, писал «Коммерсантъ». Ряд производителей оказались не готовы к работе с казначейским сопровождением, они не открыли заблаговременно казначейские счета, по которым производятся расчеты за госзаказ дронов, отмечала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, базовый поставщик по гражданскому госзаказу БАС).
«На сегодня результатом нашего пути стало то, что на пять с небольшим миллиардов рублей заказано отечественных гражданских беспилотников для передачи их более 150 заказчикам федерального и регионального уровней. Это контрактация, которая на сегодня уже состоялась», — сообщал глава ГТЛК Евгений Дитрих 23 сентября на форуме «Цифровая транспортация». В июле ГТЛК уже отчитывалась, что завершает контрактацию по госзаказу: тогда было законтрактовано около 2,5 тыс. единиц БАС на 4,9 млрд руб.
Дитрих добавил, что в рамках промежуточных результатов исследования рынка и выполнения госзаказа в России выявлено 35 типов легких беспилотников, шесть типов — средних и ни одной модели больших беспилотников. Как подтвердил на сессии форума председатель консультативного совета «Эколибри» (разработчик тяжелых беспилотников) Алексей Рогозин, «в России пока нет ни одного серийно производимого гражданского аппарата в категории тяжелых, то есть со взлетной массой свыше 30 кг».
Всего в этом году по госзаказу должно было быть закуплено 153 тыс. гражданских дронов, из которых 151 тыс. — образовательные (учебные дроны, предназначенные для обучения управлению беспилотниками), заявляли в декабре 2023 года в секретариате бывшего вице-премьера Андрея Белоусова (сейчас министр обороны). Но по словам источника РБК, знакомого с планом госзаказа, на этот год он составляет 19 тыс. единиц техники, из которых 16,5 тыс. — образовательные дроны.
Путин поддержал обучение школьников управлению беспилотниками Технологии и медиа
Нацпроект стартовал только в этом году, и меры господдержки были распределены впервые, напомнили в пресс-службе Минпромторга. «Цикл выполнения заказов длинный, учитывая время на контрактацию, закупку комплектующих, производство изделий. Наконец, часть инструментов поддержки носит «затратный» характер. Это значит, что предварительно участники мер поддержки от отрасли несут расходы, а после смогут их компенсировать. В конце года будут подведены все итоги», — добавили там. Потребность госзаказа в финансировании на 2024 год составляет 15,349 млрд руб., сообщили в министерстве. В прошлом году она прогнозировалась в объеме 20,7 млрд руб.
В пресс-службе Минобрнауки РБК подтвердили, что закупки дронов для образовательных организаций курирует Минпросвещения. В Минпросвещения не ответили на запрос РБК.
Для достижения показателей национального проекта и федерального проекта Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование системы сертификации БАС. Комплексная система разработки БПЛА БАС в т.ч. через сеть НТЦ к 2030 году необходимо выполнить ряд мероприятий и действий, которые можно разбить на несколько ключевых направлений. Ниже приведены подробные шаги для каждого из указанных показателей.
### 1. Обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов
#### 1.1 Оснащенность аэродромов техническими средствами
- **Аудит текущего состояния**: Провести анализ существующих аэродромов I категории на предмет наличия технических средств для обнаружения и противодействия беспилотным воздушным судам (БВС).
- **Разработка технических требований**: Определить необходимые технические средства (радары, системы радиоэлектронной борьбы и т.д.) и их характеристики.
- **Закупка и установка оборудования**: Организовать тендеры на закупку и установку оборудования, а также провести обучение персонала.
- **Тестирование и сертификация**: Провести тестирование установленных систем и их сертификацию для обеспечения соответствия стандартам безопасности.
### 2. Оптимизация административных, технических и иных ограничений
#### 2.1 Время получения доступа к воздушному пространству
- **Анализ существующих процедур**: Изучить текущие процедуры получения доступа к воздушному пространству для БВС и выявить узкие места.
- **Разработка новых регуляций**: Создать новые или изменить существующие регуляции, упрощающие процесс получения разрешений.
- **Внедрение электронных систем**: Разработать и внедрить электронные системы для автоматизации процесса получения разрешений.
- **Обучение и информирование**: Провести обучение для операторов БВС и сотрудников органов управления воздушным движением.
### 3. Развитие инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем
#### 3.1 Оснащение субъектов РФ унифицированной инфраструктурой
- **Планирование инфраструктуры**: Разработать план развития инфраструктуры для БВС в каждом из 89 субъектов РФ.
- **Финансирование и инвестиции**: Определить источники финансирования (государственные, частные инвестиции) и привлечь инвесторов.
- **Строительство и модернизация объектов**: Организовать строительство новых и модернизацию существующих объектов инфраструктуры (аэродромы, площадки для взлета и посадки, центры управления).
- **Мониторинг и оценка**: Установить систему мониторинга для оценки состояния инфраструктуры и ее соответствия требованиям.
### 4. Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем
#### 4.1 Количество сертифицированных БВС
- **Разработка стандартов сертификации**: Создать и утвердить стандарты и требования для сертификации БВС.
- **Создание сертификационных органов**: Учредить или назначить специализированные органы для проведения сертификации БВС.
- **Проведение сертификации**: Организовать процесс сертификации для производителей и операторов БВС, включая создание необходимых лабораторий и испытательных центров.
#### 4.2 Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации
- **Анализ текущих сроков**: Изучить текущие сроки оказания услуг по сертификации и выявить причины задержек.
- **Оптимизация процессов**: Разработать и внедрить новые процедуры и технологии, позволяющие сократить время сертификации (например, автоматизация процессов).
- **Обучение сотрудников**: Провести обучение для сотрудников сертификационных органов для повышения их квалификации и эффективности работы.
### Заключение
Для успешного выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо обеспечить координацию между различными государственными органами, частными компаниями и научными учреждениями. Также важно учитывать мнение и потребности всех заинтересованных сторон, включая операторов БВС, органы управления воздушным движением и местные власти. Регулярный мониторинг и оценка прогресса помогут корректировать действия и достигать поставленных целей к 2030 году.
- Федеральный проект (Инфраструктура, безопасность и сертификация)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов |
1.1. |
Оснащенность аэродромов (аэропортов), отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории, техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов |
2 |
Оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения |
2.1. |
Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов |
3 |
Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем, в 89 субъектах Российской Федерации к 2030 году |
3.1. |
Количество субъектов Российской Федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, нарастающим итогом |
4 |
Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем |
4.1. |
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем |
4.2. |
Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы |
2 Федеральный проект (Кадры для БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Проведены соревнования с целью повышения престижности профессиональной деятельности, а также обновления квалификаций, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией БАС |
1.1. |
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений учитываются результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС (нарастающим итогом) |
2 |
Разработаны и внедрены в образовательные программы высшего образования модули по БАС, а также обеспечена поддержка развития граждан в рамках построения гибких образовательных траекторий, в том числе, посредством реализации дополнительных профессиональных программ |
2.1. |
Количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС (нарастающим итогом) |
3 |
Разработаны и внедрены в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения модули по БАС |
3.1. |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы дополнительного образования и образовательные программы среднего профессионального образования в сфере БАС, в том числе с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (нарастающим итогом) |
4 |
Создан динамично обновляющийся цифровой реестр кадров БАС, связывающий информацию о потребностях в кадрах, трудовой и образовательной деятельности специалистов в сфере БАС, и обеспечивающий регулярную актуализацию профессий, навыков, стандартов и направлений обучения в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС |
4.1. |
Количество специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, подготовленных и/или получивших подтверждение квалификации и/или осуществляющих деятельность в сфере БАС и находящихся в цифровом реестре кадров БАС, в рамках принятой системы непрерывной подготовки (нарастающим итогом) |
3 Федеральный проект (Перспективные технологии для БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии навигации, радионавигации" |
1.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии навигации, радионавигации" |
2 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Вычислители, фотонные интегральные информационные системы" |
2.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Вычислители, фотонные интегральные информационные системы" |
3 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Новые технологии производства и новые материалы для БАС" |
3.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Новые технологии производства и новые материалы для БАС" |
4 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС" |
4.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС" |
5 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство" |
5.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство" |
6 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии технического зрения для БАС" |
6.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии технического зрения для БАС" |
7 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии, компоновки и принципы движения БВС" |
7.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии, компоновки и принципы движения БВС" |
8 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии, методы и средства связи" |
8.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии, методы и средства связи" |
9 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Энергетические и силовые установки" |
9.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Энергетические и силовые установки" |
4 Федеральный проект (Стимулирование спроса на отечественные БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечена реализация государственного гражданского заказа на БАС на период до 2030 года |
1.1. |
Доля отечественных БАС в общем объеме государственного гражданского заказа на БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы |
2 |
Сформирована комплексная система стимулирования использования отечественных БАС, комплектующих и услуг, оказываемых с применением БАС |
2.1. |
Доля отечественных БАС в общем объеме российского рынка БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы |
2.2. |
Объем российского рынка БАС без учета образовательных БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы (с учетом потребности в рамках услуг) |
5. Федеральный проект (Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечена реализация концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство |
1.1. |
Количество новых российских решений для обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство |
2 |
Развитие разработки и серийного производства БАС, а также их компонентов и материалов |
2.1. |
Количество произведенных российских БАС |
2.2. |
Уровень технологического суверенитета в отрасли БАС |
3 |
Создана инфраструктура поддержки и кооперации производителей БАС и их компонентов |
3.1. |
Количество субъектов Единого реестра российских производителей БАС и комплектующих |
4 |
Создана сеть НПЦ испытаний и компетенций в сфере развития БАС, обеспечивающих полный цикл от их разработки до сертификации и серийного производства |
4.1. |
Количество субъектов РФ, оснащенных инфраструктурой НПЦ в соответствии с методологической поддержкой АНО "Федеральный центр БАС" |
Власти предложили скорректировать бюджет нацпроекта по беспилотникам
С чем это связано и как поменяются ключевые KPI
Власти предложили изменить параметры финансирования нацпроекта по гражданским беспилотникам: поднять затраты в 2025–2026 годах и сократить в 2027-м.
Это корректировка исходя из реальных цен и потребностей, говорят участники рынка
Власти предложили корректировки в бюджет национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС): речь идет об увеличении расходов на 2025 и 2026 годы и снижении в 2027 году.
Это следует из материалов к внесенному 30 сентября в Госдуму проекту федерального бюджета на 2025–2027 годы. В целом финансирование из бюджета на этот нацпроект в ближайшие три года должно составить 112,1 млрд руб. против 129,5 млрд руб., фигурирующих в действующей редакции паспорта нацпроекта.
Если, согласно паспорту проекта, в следующие два года на гражданские беспилотники планировалось тратить по 10 млрд руб. ежегодно,
- то теперь на 2025 год расходы в бюджете предполагаются на уровне 27,8 млрд руб,
- а на 2026-й — 43,7 млрд руб.
- Что касается 2027 года, когда предполагалось выделение более 100 млрд руб., сейчас предусмотрено 40,5 млрд, следует из бюджетных материалов.
Представитель курирующего нацпроект вице-премьера Виталия Савельева сообщил РБК, что параметры нацпроекта сформированы и проходят необходимые согласования.
Решения о сокращении бюджета не принималось, «идут проектировки, окончательные цифры будут зафиксированы в утвержденном бюджете», сообщил РБК представитель Минпромторга.
Что говорят участники отрасли
Опрошенные РБК участники отрасли (разработчики дронов, исследователи рынка, производители систем навигации) не увидели проблем в корректировках бюджета в 2027 году. «Это корректировка исходя из реальных цен и реальной потребности (в гражданских дронах. — РБК) на сегодняшний день. Эта потребность и так достаточно преувеличена конечными потенциальными потребителями госзаказа, так как у них до сих пор нет осознания, что такое беспилотник, каким он может быть, что он может сделать и чем он облегчит жизнь», — отмечает коммерческий директор «Лаборатории будущего» и эксперт рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев.
Кроме того, по его словам, у потребителей наконец-то появилось понимание, что для выполнения работ с помощью БПЛА необязательно быть его владельцем, а можно заказать услугу у оператора, — результат будет тот же при меньших затратах. «Бюджет корректируется ежегодно, поэтому нельзя утверждать, что в следующем году он не будет скорректирован в большую сторону по ряду факторов», — добавляет Камнев.
По словам гендиректора компании «Русдронопорт» Николая Ряшина, «бюджеты сокращаются практически везде и нацпроект по беспилотникам не исключение».
Комментировать бюджеты на развитие беспилотников очень трудно, так как «там есть скрытые неафишируемые цели», отмечает гендиректор «Курсира» Виталий Муниров. «Надо не забывать про рост расходов на СВО, что критически важно сейчас. Любой проект всегда проходит верификацию временем, поэтому запланированные при старте нацпроекта цифры скорректировались в течение первого года», — отмечает и гендиректор компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Он тоже указал на «незрелость заказчика», у которого потребность в гражданских дронах пока «не столь велика».