21 февраля 2022
На сегодняшний день развитие креативных индустрий приобрело масштабы глобального тренда в экономических и культурных процессах, что подтверждается не только повышенным вниманием к ним государств, но и международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), которая объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития.
В современном обществе креативные индустрии призваны удовлетворять важнейшие социальные и культурные потребности населения, способствовать формированию национальной идентичности государств.
Структура креативной экономики / Атлас креативных индустрий
Отметим, что на текущий момент нет единого понимания того, что принято относить к креативным индустриям и какие отрасли их формируют. Характерной чертой креативных индустрий является индивидуальное или коллективное творчество, предполагающее генерацию и распространение нового опыта и знаний, особенно при использовании современных технологий.
Некоторые исследователи отмечают важность разделения понятий «культурные индустрии» и «творческие индустрии». Дискуссия ведется не только в терминологическом русле, но и во многом обусловлена стратегическими вопросами политики в культурно-креативной сфере. В культурной индустрии упор делается на коммерческие и некоммерческие виды деятельности, продукты которой связаны с массовым потреблением. В творческой индустрии приоритет отдается индивидуальному таланту, творчеству, навыкам, которые лежат в основе производства продуктов, являющихся интеллектуальной собственностью творцов.
Очевидно, что существует пересечение данных сфер деятельности, в частности, в таких областях как культурное наследие, искусство и творчество (например, традиционные промыслы, ремесла, народные фестивали, исторические и культурные объекты, музеи, библиотеки, выставки, книгоиздание, кино, информационные технологии, визуальное и исполнительское искусство, антиквариат, ювелирное искусство, мода и дизайн, реклама и т. д.).
Классификация креативных индустрий по UNCTAD / Атлас креативных индустрий
Важнейшим является вопрос о степени влияния государства на развитие данных областей: исторически именно государству принадлежала ведущая роль в развитии творческой экономики. Развитие государством культурных индустрий носило компенсаторный характер, целью было привлечение бизнеса в наименее развитые регионы для решения социальных проблем общества. Так, во второй половине XX века в Великобритании, Германии, Франции активно развивались и облагораживались территории и пространства с целью создания условий для развития туризма и бизнеса. В дальнейшем в зарубежных странах государство предоставило большую свободу игрокам в области креативной экономики, поддерживая их путем предоставления льгот, субсидий и грантов. Это привело к созданию пространств, которые сегодня привлекают туристов и инвесторов со всего мира, позволяя людям и предприятиям, задействованным в данной отрасли экономики, приносить существенный доход в казну своих государств.
Как же обстоит ситуация с развитием креативных индустрий в нашей стране? Согласно оценкам экспертного сообщества, доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в допандемийный период составляла от 4,3 % до 6 %, учитывая полученный эффект в смежных секторах экономики. В материалах заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечено, что в среднем в мире доля креативной экономики в ВВП России составляет 6,6 %, в развитых странах — 8–12 %.
В том же отчете говорится, что в России поворот к креативной экономике был сделан в 2014 году, когда понятие «творческие (креативные) индустрии» было закреплено в Основах государственной культурной политики и далее получило развитие в стратегических документах Правительства Российской Федерации.
Мы видим, что в России существует положительная динамика и формируется спрос на креативный продукт, но этого недостаточно для обеспечения потребностей внутреннего рынка, а дефицит перекрывается активным импортом товаров и услуг креативных отраслей производства. В этой связи осмысление роли креативных индустрий в российском пространстве приобретает особую актуальность, учитывая влияние пандемии.
Тем не менее многие вопросы остаются нерешенными. Критике подвергаются закрепленные законом ключевые понятия данной отрасли экономики, которые заимствованы и сформулированы с учетом используемых ООН подходов.
Кроме того, нерешенным остается и ряд практических задач, например проблема самозанятых, которые не учтены в государственных программах, направленных на поддержку креативных инициатив.
Существует разрозненность в предоставлении отчетов о креативных проектах, особенно в средних и малых городах и сельских местностях. Часто народные промыслы и ремесла сосредоточены в малонаселенных пунктах, что требует отдельного внимания к таким центрам со стороны органов государственной и муниципальной власти. Более того, нет четких критериев, по которым можно оценить экономическую эффективность креативной деятельности. Разрозненность как методологическая, так и практическая в данном секторе экономики дает поверхностное представление о проводимых мероприятиях и творческих инициативах.
Пример декоративно-прикладного искусства / Гуманитарный просветительский проект «Культура.РФ»
Территориальный и демографический факторы существенно влияют на уровень благосостояния людей. Отток талантливой молодежи из небольших городов и сельских местностей, в том числе и за пределы страны, продолжается, в то время как именно творческая молодежь является двигателем инновационной экономики.
Очевидно, что для перехода на качественно новый этап в развитии креативных индустрий необходимо создание благоприятных условий и инфраструктуры для процветания креативных творческих экосистем, что в свою очередь требует ряда скоординированных шагов со стороны общества, бизнеса и органов власти различного уровня.
Среди них важнейшую роль играет необходимость совершенствования механизмов межведомственного сотрудничества для разработки комплексного подхода к развитию креативной экономики. Стоит упомянуть, что жизнеспособность отрасли зависит от спроса на продукт, что становится возможным только со стимулированием его продвижения, брендированием изделий и территорий, в рамках которых можно было бы сосредоточить разные виды поддержки, собрать уникальные виды производств.
Также мы считаем, что путь российских регионов в развитии креативных индустрий заключается в системном подходе к данной отросли и ее комплексной поддержке, в определении уникальных локальных продуктов, изделий или услуг. Действия органов власти должны быть направлены на взаимодействие с другими институтами развития, крупнейшими культурными институциями-брендами, участниками креативного бизнеса для создания творческих кластеров, технопарков, городков и т. д. Экономическая эффективность креативных индустрий зависит от многих факторов, например размера территории региона, демографической ситуации, наличия природных ресурсов и так далее. В столичном регионе и региональных центрах Российской Федерации ситуация по благоустройству жизни значительно лучше, чем в отдаленных от центра регионах. В этих условиях переход к творческой экономике может выступать как антикризисный инструмент, позволяющий обеспечить социально-экономическое и культурное развитие благодаря культурным и творческим ресурсам, что позволит привлекать инвесторов и развивать туристский потенциал.
Также мы считаем, что проведение бенчмаркинга креативных индустрий в других регионах и странах, создание образовательного продукта, связанного с обучением творческим профессиям, позволит вывести продукт, изделие или услугу на новый уровень, сделать его более привлекательным не только для местного населения и туристов, но и для других регионов и стран.
В глобальном масштабе решение этой задачи позволит стране расширить доступ к своему культурному контенту, более активно продвигать его разнообразие, преодолевать цифровой разрыв, расширять политическое влияние и участие в формировании культурного сектора, в особенности в цифровой среде. В контексте многокультурного общества это выглядит привлекательным решением.
Безусловно, в условиях развития креативных индустрий в регионе должно учитываться своеобразие и идентичность региона. Здесь добавим, что уникальный культурный код регионов российского Дальнего Востока, географическое положение, близость к крупнейшему рынку креативных индустрий в лице стран Азиатско-Тихоокеанского региона — все это способствует активному обмену культурными традициями и символами и вызывает интерес у зарубежных партнеров, создавая благоприятный климат для развития данной сферы.
Работа камчатского мастера для сопровождения зимнего фестиваля «Берингия» / Зимний фестиваль «Берингия — 2022»
Также мы можем рекомендовать соответствующим органам государственной власти совместно с профессиональным сообществом:
— выработать собственную методологию в определении креативных индустрий с учетом регионального, территориального, демографического, исторического, научно-технического и других значимых аспектов и предлагать механизмы развития креативной экономики, учитывая значительную вариативность этих аспектов в масштабах нашей страны;
— провести анализ конкретных секторов креативных индустрий, разработать концепцию кластерных или сетевых структур, критерии, меры их поддержки и оценки экономической эффективности с точки зрения вышеупомянутой вариативности. Учитывать уникальность и традиции каждого региона Российской Федерации, чьи творческие возможности должны стать основой коммерциализации, брендирования регионов как интернационально конкурирующих центров производства;
— сформировать единый реестр субъектов, занятых в креативной индустрии, создавать и совершенствовать механизмы поддержки субъектов креативных индустрий, включая разработку соответствующих образовательных инструментов, организацию их сетевого взаимодействия, новые организационные формы производства, совершенствуя налоговое и финансовое законодательство;
— включить в единый реестр субъектов, занятых в креативной индустрии, самозанятых, разработать меры государственной поддержки данной категории, предоставив им возможности для экспозиции и дистрибуции продуктов творчества, например обеспечив механизмы взаимодействия с музеями, галереями, выставочными центрами и в целом со всеми институтами и организациями в сфере культуры;
— усиливать частную инициативу в развитии культурного производства, стимулировать и поддерживать социальную миссию частного бизнеса в укреплении благосостояния регионов, в том числе за счет предоставления льгот, субсидий, грантов. Разрабатывать механизмы взаимодействия традиционных учреждений культуры и частного бизнеса, задействованного в сфере креативных индустрий;
— развивать и поддерживать центры креативных индустрий на базе вузов в субъектах Российской Федерации, где творческая молодежь могла бы реально участвовать и видеть результаты своей деятельности в создании и реализации проектов по благоустройству городских и сельских пространств, продвижении промыслов и искусств, тем самым предоставляя молодежи возможности для самореализации в своих регионах.
https://www.dvfu.ru/expertise/news/atr/regiony_kak_tsentry_prityazheniya_kreativnykh_industriy/
Регионы как центры притяжения креативных индустрий
Кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ Марина Колесниченко. |
|
Кандидат исторических наук, доцент департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Ирина Куманева. |