ТОСЭР в моногородах и ТОР на Дальнем Востоке - это не одно и то же.
Нормативная документация и Постановления Правительства по ТОСЭР в моногородах были сделаны на основе аналогичных документов о статусе резидента ТОСЭР, создаваемых на Дальнем Востоке, а те в свою очередь - на основе документов о создании особых экономических зон. То есть с точки зрения создания промышленных зон на свободном земельном участке (незастроенной территории - Greenfield).
Законодательство ТОР Дальнего Востока создано объективно правильно - там речь действительно идет о создании новой промышленной зоны на ранее недостроенном земельном участке - фактически о новом строительстве в чистом поле.
А вот территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах - представляет собой всю территорию города:
- с уже имеющимися коммуникациями (нуждающимися в увеличении пропускной способности, умощнении, капитальном ремонте)
- с построенными зданиями, помещениями (как вариант, нуждающимися в достройке, реконструкции)
- с освоенными земельными участками и чистыми з\у
- с ранее приобретенным и смонтированном на другой территории оборудовании, находившемся в эксплуатации
- с рабочим персоналом, который будет выполнять и функции по реализации нового проекта и функции остальной (непроектной, текущей) деятельности
Соответственно, для ТОСЭР моногородов должны быть проработаны вопросы признания в качестве инвестиций затрат, связанных с:
- работами по достройке и реконструкции, а не только в части нового строительства
- капитальными вложениями в арендованные объекты основных средств (здания, помещения)
- не только оснащением новым производственным оборудованием, но и переносом производственного оборудования с одной территории на другую
- закупкой оборудования, бывшего в эксплуатации
Читайте раздел Часто задаваемые вопросы по применению льгот резидентами ТОСЭР
За ответом на Ваш вопрос обращайтесь к нам!
Отсюда вытекает проблема - действующим предприятиям проблематично:
- получить статус резидента ТОСЭР - для вновь реализуемых на имеющейся базе проектов (по Закону такая возможность есть)
- обеспечить раздельный учет операций, имущества, персонала (ФОТ, ФЗП), доходов\расходов в целях налогообложения прибыли, имущества, ФОТ (по налогу на землю более-менее понятная ситуация)
Что льготируется, а что - нет?
На сегодняшний день не решен методически и не получен ответ на вопрос:
- льготируются ли вся деятельность предприятия, ставшего резидентом ТОСЭР
- или только часть его деятельности связанная с реализацией нового инвестиционного проекта?
Очень многие методики распределения расходов, являющимися косвенными, содержит элементы субъективизма бухгалтера или же наоборот - невникания законодателя, составлявшего методику в специфику работы конкретного бизнеса.
Причем бремя доказательности правильности применяемых методик расчёта и применяемых баз распределения косвенных расходов ляжет на налогоплательщика
Мы - практики и реалисты, а потому знаем, что презумпция невиновности во взаимоотношениях предпринимателя и гос. аппарата - сказка для наивных юристов
В стране, где еще 30 лет назад предпринимательство было уголовно наказуемым деянием - пока еще приходится самому доказывать, что "не верблюд" ...
Это означает, что методики распределения на предприятии могут быть оспорены контрольно-надзорными органами, службами и методологами Министерства Финансов или Федеральной Налоговой Службы
А это - недопустимо, потому что должно быть совершенно четкое единообразное толкование и объективная методика, иначе предприятие получит вместо льгот многолетние споры и тяжбы, давление фискальных органов, вместо того, чтобы все свое внимание и ресурсы бросить на реализацию инновационного проекта.
Например, в части льгот по налогу на землю:
Льготируемся только з\у приобретенный после получения статуса резидента ТОСЭР
Или весь участок, на котором стоят производственные корпуса действующего предприятия, а на свободной его части путем нового строительства реализуется новый проект?
В части льгот по налогу на имущество организаций:
- Льготируется все имущество предприятия, которое получило статус резидента ТОСЭР, будучи уже действующим предприятием?
- Или только вновь приобретенное после получения статуса резидента ТОСЭР оборудование?
- К льготируемому относится весь существующий имущественный комплекс?
- Или только вновь построенные после получения статуса резидента ТОСЭР здания и сооружения?
- Только в части достройки новых объектов или же все затраты на реконструкцию - могут быть зачтены в качестве инвестиций как ключевой показатель эффективности резидента?
До получения однозначного и устраивающего бизнес ответа на эти вопросы - местные предприниматели заняли выжидательную позицию и не торопятся "вступать" в ТОСЭР в качестве "действующего предприятия".
А попытки получить статус резидента ТОСЭР на вновь открытое предприятие при наличии дествующего афиллированного предприятия (с реализацией в нем нового инвестиционного проекта) Минфин в некоторых регионах "блокирует" (дает отрицательное заключение) с формулировкой (или с устным комментарием): "Существует риск перевода бизнеса (персонала, контрактов, имущества) на юридическое лицо с преференциями" или "Существует риск объединения юридических лиц после завершения льготного периода".
Общий смысл: "Вы ведь хотите развивать свое производство за счет бюджета!"
А приглашенный (неместный) инвестор разве не занимается тем же самым? Он развивает свое производство за счет предоставляемых ему льгот (бюджета)!
Причем по заключению Минфина на бизнес-план проекты имеют коэффициент бюджетной эффективности более 1, некоторые - даже 2 (это значит, что выпадающие доходы бюджета из-за предоставления льгот по налогам - перекрываются в двойном (!) размере будущими налоговыми поступлениями от проекта). Минфин очень опасается так называемых "перетоков", а поскольку это сложно контролировать потом - им проще отказать...
В части льгот по обязательным страховым взносам (отчислениям с ФОТ) - ЕССН:
- Весь штатный персонал предприятия имеет право на льготу по отчислениям в фонды обязательного пенсионного медицинского и социального страхования?
- Или же только персонал, связанный с реализации нового проекта?
- Это имеет известную методическую проблему и трудность ведения раздельного учета затрат на оплату труда персонала
- Помимо оплаты труда персонала очень много расходов косвенного характера -относящиеся и к реализации проекта и управлению основной деятельностью предприятия (непроектная)
- Какая часть налога на прибыль организации может быть рассчитана с учетом льгот?
- Вся прибыль предприятия?
- Или же прибыль, полученная от реализации проекта?
ВАЖНО!
На сегодняшний день раздельный учет расходов (особенно - косвенных, накладных расходов) и связанных с ними доходов - в целях расчета прибыли и налога на прибыль проекта - чрезвычайно затруднен - он не имеет объективных утвержденных критериев разделения и абсолютно неоспоримых баз распределения косвенных расходов
По какой стоимости признаем лизинг?
Один из вопросов методики признания суммы инвестиций как обязательств ключевых показателей соглашения резидента ТОСЭР в ситуации с использованием операций лизинга оборудования, техники, недвижимости.
- До сих пор непонятно по какой стоимости будут признаны в учете с точки зрения исполнения обязательств соглашения резидента при покупке имущества в лизинг?
- Инвестиции будут признаны по первоначальной стоимости актива?
- Или же по всей стоимости лизинга с учетом удорожания лизинговых платежей?
Как известно, лизинговая сделка содержит два типа платежей которые в договоре с лизинговой компании практически всегда не разделяются:
- есть выкупная стоимость оборудования
- есть плата за его пользование (аренду)
А платеж в лизинговую компанию, как правило, совокупный - без разделения на выкупную часть и арендную часть
Есть еще одно мнение - в качестве суммы инвестиций при приобретении оборудования в лизинг будут признаны только:
- авансовый платеж, выплаченного за счёт средств предприятия
- выкупной платеж, то есть оплата остаточной (недоамортизированной) стоимости актива, которое до момента перехода права собственности учитывается на балансе лизинговой компании (лизингодателя).