Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Как получить грант, работа с грантодающими фондами. Виды грантодающих фондов, интернет-сайты и электронные ссылки на информацию о фондах, критерии оценки заявки в фонде, основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе фонда.

 

Данный материал используется Региональным отделением Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан на семинарах и курсах повышения квалификации для молодых ученых (обучающие курсы по грантостроительству).

Дополнительно:

Основные региональные, российские и зарубежные гранты, конкурсы и фонды

(по этой ссылке представлена общая информация о грантах, конкурсах, именных стипендиях и олимпиадах, проводимые в Республике Башкортостан, Российской Федерации и ссылки на основные зарубежные грантовые Фонды).

Виды фондов

Государственные фонды и программы – организации, которые используют государственные бюджетные средства для предоставления грантов.

Как правило, в таких фондах существует четкое описание программ и подробная форма заявки. Но у них довольно длительная и бюрократичная процедура рассмотрения заявок. Такие фонды (программы) часто недолговременны, так как их существование зависит от группы людей, распределяющих бюджетные средства (Государственная Дума и Правительство России и т.п.). Программы таких фондов существуют обычно 1-3 года, после чего либо прекращаются, либо меняют свои условия. Часто такие фонды выделяют достаточно крупные суммы денег и нанимают субподрядчиков для их дальнейшего распределения. К таким фондам можно отнести Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development – USAID), программы Европейского Сообщества (TACIS и др.), Российский фонд фундаментальных исследований. К государственным фондам мы также часто приравниваем их субподрядчиков, которые уменьшают все недостатки последних, сокращая сроки рассмотрения заявок, уменьшая бюрократичность и т.д. Это такие организации, как Фонд "Устойчивое развитие" (ФУР).

Частные фонды (private foundation) используют средства, формирующиеся в основном за счет процентов с оборота капитала, оставленного отдельными богатыми людьми или семьями. К таким фондам относятся Фонд МакАртуров, Фонд Рокфеллера и множество других. Как правило, такие фонды намного менее бюрократичны, чем государственные. Они также редко меняют свою политику и приоритеты. Это и понятно, ведь их политика определяется основателем фонда, которого нередко уже нет в живых, и последователи обязаны придерживаться пожеланий, оставленных в завещании. В частных фондах возможно получение денег "вне конкурса", по запросу самого фонда.

Корпоративные фонды (corporate foundation) – обычно организуются фирмами для поддержки начинаний, соответствующих профилю компании. Такие фонды зависят от устойчивости и политики "родительской" корпорации, так как существуют нередко за счет постоянных отчислений от ее прибыли. С точки зрения получения от них грантов, они мало отличаются от частных. Важная особенность корпоративных фондов – нередко они предоставляют гранты продукцией самой фирмы (неденежные гранты – "inkind"), как это делает, например, компания Apple, предоставляя компьютеры школам.

В рамках данного раздела важно выделить еще две подгруппы.
Перваязарубежные фонды, имеющие представительства в России. Таких фондов очень немного, из них интересных нам – не более десятка. Тем не менее, именно они предоставляют больше всего грантов российским организациям. К ним относятся Фонды Мак-Артуров, Форда и некоторые другие. Этим фондам в основном свойственно следующее:
• Наличие русскоязычного персонала (как административного, так и экспертного), соответственно в эти фонды можно подавать заявки на русском языке.
• Длительная работа с заявителем: в большинстве случаев можно прийти в фонд на консультацию; по мере рассмотрения заявки вам могут неоднократно направлять уточняющие вопросы; иногда эти фонды устраивают семинары по написанию заявок.
• Заниженные требования к заявкам, то есть эти фонды нередко "сквозь пальцы" смотрят на многие "несущественные" ошибки в заявках, такие как нечеткое изложение сути, нарушение логики построения проекта, небрежность оформления и т.д. С одной стороны, такая ситуация повышает шансы получить деньги, с другой – расслабляет: те, кто привык считать, что "и так сойдет", вряд ли смогут получить грант из американского или европейского фонда напрямую, так как требования там намного выше.
Обычно, основав представительство в России, фонд сам решает все юридические проблемы предоставления грантов и предлагает их получателям уже готовые, проверенные механизмы перевода денег. Чаще всего это перевод средств несколькими частями на ваш банковский счет в валюте или рублевом эквиваленте. Другой вариант – оплата со счета самого фонда уже произведенных вами расходов (или предоставленных счетов) согласно подтверждающим документам.

Фонды, не имеющие представительств в России, не всегда могут предложить приемлемый механизм перевода денег. Как грамотно (с минимальными потерями на налогах и т.п.) получить от них деньги – это ваша головная боль.

Вторая – активно появляющиеся в последнее время – российские фонды и подразделения при корпорациях, которые располагают отдельными бюджетами и ориентированы на "социальное развитие". Пока таких фондов немного, и вместо общих закономерностей за созданием каждого из них прослеживается комплекс экономических и персональных мотивов и своя история.

Интернет-сайты и электронные ссылки на информацию о фондах.

Интернет
• Виртуальный Ресурсный Центр –

http://www.trainet.org

; Ресурсы Интеллектуальной Информации –

http://www.rinti.ru/grants/

, и другие (см. ниже).
• Ресурсные центры, центры поддержки НКО, общественных инициатив – справочная служба Центра развития некоммерческих организаций, в Москве – библиотека КАФ. Список ресурсных центров есть на сайте СЦПОИ –

http://cip.nsk.su

.
• Подписка на периодические издания – печатные и электронные – "ФиГовый листок" (чтобы подписаться, пришлите запрос с контактной информацией на spravka@crno.ru; архив можно посмотреть в Интернете по адресу

http://ndc.org.ru/issues/fig2.html

).
• Подписка на электронные списки рассылки (например, новости РИНТИ, детали подписки на

http://www.rinti.ru/grants/news_subscribe.dws?uid=AB14A1D0F3F8709E3FFBC540

).

Справочники по фондам, новости о конкурсах грантов (на русском):

http://www.trainet.org

– Виртуальный Ресурсный Центр

http://www.ngo.ru

– Каталог общественных ресурсов Интернет

http://ndc.org.ru/issues/fig2.html

– Бюллетень "Фонды и гранты" ("ФиГовый листок") Центра развития некоммерческих организаций (СПб)

http://www.rinti.ru/grants/

– Ресурсы Интеллектуальной Информации: Гранты и конкурсы.

http://www.fundraising.ru

– Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов

http://www.donorsforum.ru

– Форум доноров, Россия

http://www.informika.ru/text/fgk/

– Фонды, гранты, конкурсы, в т.ч. на муниципальные проекты, научные исследования и образование

http://www.invest.sscc.ru

– Как и где найти деньги для научных исследований и общественной деятельности

http://www.ngo.org.ru/ngoss/ru/HomePage.html

– Электронная Библиотека НКО

http://www.psu.ru/science/grants/index.html

– Справочник научных фондов Пермского государственного университета

http://www.a-z.ru/nkoinfo/index.htm

– Сайт "РосНКОинфо" содержит информацию о периодических изданиях, фондах библиотек, грантах и консультациях для НКО.

http://www.aboutstudy.ru

/ – Образовательный портал "Обучение.ру"

http://www.ino-center.ru

– Информация, наука, образование: сетевые программы стипендий

http://www.user.cityline.ru/~frcsp/bullet1.html

– Федеральный ресурсный центр социального партнерства, раздел "Международные фонды и организации, ведущие свои страницы в Интернет"

http://www.poisknews.ru

– Газета "Поиск", раздел "Конкурсы". Описания текущих и итогов завершенных конкурсов, объявленных правительством России и российскими академическими структурами

http://www.owl.ru

– Портал "Женщина и общество", раздел: Поиск средств.

http://www.museum.ru/prof/grant.asp

– Информационный проект "Музеи России – профессионалам", сокращенно МР-Проф.

http://www.fundraising.stalingrad.ws/main.htm

– Фандрейзинг в организациях культуры

Критерии оценки заявки в фонде.

Аннотация
Критерии оценки аннотации:
1. Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк – короткая заявка) – 1 страница (длинная заявка).
2. Включает, по крайней мере, одно предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях.
3. Включает, по крайней мере, одно предложение о проблеме (почему нужен проект).
4. Включает, по крайней мере, одно предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате).
5. Включает, по крайней мере, одно предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект).
6. Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму (сколько требуется денег).
7. Привлекает внимание читающего.

Введение
Критерии оценки введения:
1. Введение содержит сведения об организации-заявителе и об уровне компетентности автора проекта и квалификации (надежности) персонала.
2. Дает представление, кто написал заявку, и кто будет выполнять проект.
3. Описывает род деятельности, цели и задачи организации-заявителя.
4. Поясняет, почему именно ваша организация должна работать над проектом.
5. Описывает, чьим нуждам и как служит ваша организация.
6. Сообщает о наличии достижений и подтверждает это с помощью статистических данных, писем поддержки и других документов.
7. Подтверждает репутацию вашей организации.
8. Свидетельствует о компетентности, достаточной для решения поставленных задач (исследований, обучения и др.).
9. Логически подводит к разделу "Постановка проблемы".
10. Раздел краток насколько возможно, интересен и не содержит профессионального жаргона.

Не забудьте заранее составить четкое описание своей организации, поместив его в приложении к заявке. Вы сэкономите место во Введении и быстрее перейдете к следующему разделу. Помните, что для получения гранта доверие к вам (если вы сумеете внушить его своим Введением) может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Запасайтесь доверием! Однако будьте по возможности кратки и точны. Избегайте употребления специальных терминов и пишите проще. Рекомендуемый объем: 0,5-2 стр.

Постановка проблемы
Критерии оценки раздела "Постановка проблемы":
1. Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта.
2. Дает представление, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.
3. Насколько проблема важна и значима.
4. Насколько проблема связана с целями и задачами организации-заявителя.
5. Разумность масштаба работ – не делаются ли попытки решить все мировые проблемы сразу
6. Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, советами экспертов.
7. Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.
8. Раздел не содержит голословных утверждений.
9. Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).

Цели и задачи проекта
Критерии оценки раздела "Цели и задачи":
1. Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.
2. Цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.
3. По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.
4. Существует вероятность, что в результате выполнения проекта задачи будут решены.
5. Цели достижимы и результаты поддаются измерению.
6. Из раздела ясно, кто извлечет пользу из выполнения проекта.
7. Указывается срок достижения целей.
8. Язык ясен и четок.
9. Постановку задач авторы не путают с методами их решения.

Целевые группы
Критерии оценки раздела "Целевые группы":
1. Четко определено, кто является благополучателем.
2. Ясно кто извлечен пользу от реализации проекта, кто является непосредственным получателем услуг.
3. Четко указана численность целевых групп проекта.
4. Численность целевых групп обоснована и реальна, соотносится с возможностями организации и сроками выполнения проекта.
5. Указаны критерии отбора участников проекта.

Методы
Критерии оценки раздела "Методы":
1. Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
2. Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта.
3. В разделе ясно описываются мероприятия программы.
4. Понятны причины выбора именно таких мероприятий.
5. Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.
6. Ясен состав разработчиков.
7. Описываются состав и обязанности исполнителей программы.
8. Описывается, кому служит данный проект и принципы подбора этих людей, групп, объектов.
9. Естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод.

Ожидаемые результаты и механизм оценки
Критерии оценки раздела " Ожидаемые результаты и механизм оценки":
1. Присутствуют количественные и качественные результаты по каждой из задач.
2. Планируемые результаты подтверждают реализацию задач проекта и способствуют достижению цели.
3. Ясно, как предполагается оценивать ход проекта и выполнение поставленных задач.
4. Объясняется, какие инструменты оценки будут применяться.

Дальнейшее финансирование
Наилучший план будущего финансирования – план, не требующий последующей поддержки от донора.

Критерии оценки раздела "Дальнейшее финансирование":
1. Представлен конкретный план получения финансирования в будущем.
2. Описывается, будут ли получены средства из других источников и как именно.
3. Заявитель минимально полагается на дальнейшую поддержку "донора".
4. Имеются рекомендательные письма и письма поддержки.
Бюджет, или смета расходов
Возможно, это самая главная часть заявки.

Критерии оценки бюджета:
1. Четко разграничиваются средства, получаемые от "донора" и из других источников.
2. Соответствует описательной части заявки.
3. Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.
4. Подробен.
5. Включает все статьи, финансируемые "донором".
6. Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
7. Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
8. Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.
9. Включает оплату консультантов и других работников по контракту.
10. Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.
11. Включает все непрямые расходы, если нужно.
12. Учитывает текущий уровень инфляции.

Основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе фонда:

Направления финансирования – наиболее общие области деятельности.
Например, наука (науки естественные, социальные, фундаментальные исследования), экология и охрана природы (охраняемые территории, охрана видов, борьба с загрязнениями), демократические реформы (преобразования в экономике, развитие третьего сектора), средства массовой информации, культура, искусство и т.д.

Виды деятельности – мероприятия, которые фонд готов финансировать в рамках проекта, если предложенный проект соответствует какому-либо из приоритетных направлений финансирования фонда.
Например, проведение конференций (семинаров, тренингов), исследований (полевых, лабораторных, экспедиций), подготовка изданий (периодических, разовых), обучение, строительство и т.д.

Статьи расходов – то, на что будут тратиться деньги.
По существу, это графы вашего бюджета. Часто в своих описаниях фонды объединяют этот пункт с предыдущим.
К статьям расходов относятся: оплата труда, налоги и начисления на оплату труда, командировочные и транспортные расходы, аренда помещения, связь, издательские и типографские расходы, непрямые (накладные, административные) расходы и т.д.
Фонды могут отказываться финансировать некоторые статьи расходов, чаще всего – непрямые расходы и/или оплату труда.

География интересов фонда – регионы, в которых фонд финансирует какие-либо начинания.
Нас интересуют в первую очередь фонды, которые объявили о своем интересе к России (или странам бывшего СССР), Восточной Европе, или имеющие международные программы. Большинство же фондов локальны и финансируют лишь проекты в своей стране.

Разделы универсальной заявки

Титульный лист должен запоминаться.
Титульный лист служит визитной карточкой вашего проекта. На одной странице он должен содержать всю необходимую для "донора" информацию. Часто фонды сами задают форму титульного листа. В этом случае вы просто должны аккуратно заполнить бланк. Эта форма может содержать следующие пункты:
• Название проекта – должно быть броским и кратким.
• Организация-заявитель – название организации, ее адрес, телефон и номер расчетного счета.
• Руководитель проекта – указывается Ф.И.О., должность, адрес, телефоны, номер факса, адрес электронной почты. Именно с этим человеком будет связываться "донор", если потребуется дополнительная информация. Руководитель отвечает за выполнение проекта и несет ответственность перед "донором" за эффективность использования средств. Предполагается, что проект составлен руководителем. Если это не так, то следует отдельной строкой указать автора, либо авторов, проекта. Руководитель же должен быть один.
• География – указывается город, область, государство, где будет проходить работа по проекту.
• Срок выполнения проекта – обычно исчисляется в месяцах не более чем на один-два года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не может быть выполнен за 2¬3 года, заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.
• Стоимость проекта – здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта. Кроме того, нужно указать полную стоимость проекта (включая собственный вклад организации-заявителя и средства, полученные из других источников).

Краткая аннотация – содержит ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максимум – страницу. Включает одно-два предложения, отвечающие на вопросы:
• кто будет выполнять проект;
• почему и кому нужен этот проект;
• что получится в результате;
• как проект будет выполняться;
• сколько потребуется денег.

Введение – содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект, и почему заявители/исполнители наилучшим образом выполнят задачи проекта (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации и т.п.).

Постановка проблемы – описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта, и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.

Цели и задачи – дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель – во имя чего предпринимается проект. Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из этого раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Целевые группы – будущие участники проекта, клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр. Бенефициары (благополучатели) – это люди, чья жизнь каким-то образом изменится или улучшится с помощью проекта. Раздел часто не включается фондами в форму заявки. В этом случае заявителю необходимо четко обозначить целевую группу в других разделах заявки.

Методы – указание мероприятий, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводятся схема организации работы и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. Это самый большой раздел заявки.

Ожидаемые результаты и механизмы оценки – укажите в данном разделе, какие конкретные количественные и качественные результаты, подтверждающие решение поставленных задач, будут получены при проведении каждого мероприятия или предоставлении конкретной услуги. Помните, что результаты должны быть измеряемы. Планируя результаты, вы задаете себе планку, по которой будете отчитываться. Из этого раздела должно быть ясно, как вы предполагаете оценить итоги, достижение цели, как будет контролироваться выполнение проекта.

Дальнейшее финансирование – раздел объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после того, как средства гранта будут израсходованы, найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

Бюджет, пояснения к бюджету – раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий. Отвечает на вопросы: сколько денег требуется от грантодателя, из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы, на что они будут потрачены.
В данном разделе мы не рассматриваем процесс составления бюджета проекта подробно. Однако, в Уроке 3 Главы 5, посвященной отчетности организации, будут приведены практические рекомендации по составлению как бюджетов отдельных проектов, так и сводного бюджета организации в целом. Краткие рекомендации по составлению бюджета проекта представлены в Приложении 12 к данному уроку и предназначены для самостоятельного изучения.

Приложения включают обязательные документы, подтверждающие статус и финансовое состояние организации (обычно список документов указывается фондом), и дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки.

Типы и выбор фондов

Существует несколько видов фондов, их можно классифицировать по структуре, порядку накопления средств, распоряжения ими, местоположения и т.п.

Информацию о фондах и грантовых конкурсах, которые они проводят можно без труда найти в интернете.

После того, как вы получили доступ к информации о фондах, перед вами встает задача выбрать фонды, которые с наибольшей вероятностью смогут профинансировать именно ваш проект.

Основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе фонда:
• направления финансирования;
• финансируемые виды деятельности;
• возможные статьи расходов;
• география интересов.

Итак, выбирая фонд, необходимо учесть множество параметров. Из всего списка нужно выбрать максимальное количество фондов, сузить этот круг можно и позже.

Пример:
Если вы ищете средства на проведение региональной конференции по экологическому образованию детей, то первая выборка будет включать фонды, финансирующие "экологию", образование, изменения в обществе, работу с детьми, сотрудничество государственных и общественных т.п. организаций.

Первое обращение в фонд
Письмо-запрос – самая распространенная и надежная форма обращения в фонд. С одной стороны оно заставляет вас сформулировать суть проекта, с другой, закладывает основу для телефонного обращения в фонд. Такое письмо может рассылаться сразу нескольким фондам, оно вас ни к чему не обязывает.

Письмо запрос должно:
• быть кратким (1-3 страницы);
• объяснять, почему мы обратились именно в этот фонд (используйте свои знания о нем);
• содержать ясную и краткую информацию о задачах, целях, ожидаемых результатах, методах и стоимости предлагаемого проекта;
• объяснять, почему именно ваша организация способна выполнить такой проект, охарактеризовать направления деятельности организации;
• показывать, что вы ждете от рассмотрения запроса.

В ответ на письмо-запрос фонд либо предложит подавать полную заявку, либо скажет: "Спасибо за проявленный к нашему фонду интерес ... к сожалению, в настоящий момент мы не располагаем возможностью поддерживать проекты, связанные с развитием местного самоуправления (в этой части света, от таких организаций, такого масштаба и т.д.) ... сегодня мы занимаемся проектами по развитию гражданского образования (правозащитными, на Урале, на сумму не более $5.000 и т.д.) ... желаем Вам успеха в поиске средств в других источниках".

При работе с фондами необходимо руководствоваться правилами и методами работы фонда, даже если они кажутся надуманными и неудобными: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят!"

Принципы написания заявок
Итак, заявка – это письменное описание проекта, выполненное в соответствии с требованиями фонда. Заявка может быть изложена всего лишь на одной странице (если таковы требования фонда) или занимать много страниц. Если интересующий вас фонд не выслал никаких инструкций на этот счет (так часто поступают частные фонды), можно подать заявку в произвольной форме, включив в нее необходимые данные. Если же фонд просит вас следовать установленной форме заявки – следуйте ей.

Заявка, направляемая в государственный фонд, как правило, длиннее, чем в частный. В рекомендациях к составлению заявок фонды обычно указывают желательное число страниц и последовательность изложения. Довольно часто государственные учреждения подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Если вам предложено ограничить проект десятью страницами, напечатанными через один интервал, не печатайте его через два интервала, думая, что это улучшит впечатление. Скрупулезно следуйте правилам, иначе впечатление будет неблагоприятным. Заявку могут отклонить просто потому, что нарушены правила ее оформления.

После написания заявки перечитайте ее вновь, проверяя, насколько точно она соответствует заданным критериям. Учтите, что ни одна заявка не может удовлетворять всем критериям сразу. Однако старайтесь максимально точно соблюдать критерии, которые упомянуты потенциальным источником финансирования в информационных материалах.

Практически любую идею проекта можно повернуть нужной "гранью", чтобы она совпала в той или иной степени с приоритетами донора. Не зацикливайтесь на том, что проект должен быть реализован только в том виде, в каком вы его первоначально разработали и никак иначе. Внесение небольших изменений в проект часто позволяет соотнести его с заявленными интересами фонда.

Существует универсальная форма для написания заявки, которая позволяет включить практически все возможные пункты, встречающиеся в форматах заявках в государственные или частные фонды. Используя эту форму, можно выработать логический подход к планированию и написанию любых проектов.

Экспертиза заявки в фонде
Давайте посмотрим, что происходит с заявкой с момента, как вы с ней расстались, а также разберем наиболее часто встречающиеся ошибки. Сразу следует оговориться, что описанное ниже происходит в большинстве фондов, но не во всех. Вашей заявке предстоит пройти как минимум два барьера – проверка соответствия формальным критериям фонда и экспертная оценка.

Первым заявку в фонде встречает работник администрации фонда, клерк. После регистрации он оценивает Вашу заявку с точки зрения соответствия формальным критериям фонда, таким как: направления финансирования, запрошенные размер гранта и статьи расходов, география, вплоть до количества и цвета страниц и объема приложений, словом, всего, что фонд объявлял своими условиями.

Вам следует строго соблюдать все формальные критерии, указанные фондом. Будет очень обидно, если ваша заявка даже не дойдет до эксперта из-за того, что написана шрифтом Helvetica вместо запрошенного Times.

Как правило, фонды в своих описаниях указывают достаточное количество "ключевых слов", на основе которых и надо строить свою заявку. Это поможет ей пройти первый барьер. Так, если фонд финансирует проекты "по развитию гражданского общества", то в проекте должно быть именно гражданское общество, а не "демократическое строительство", и тем более, не полевые исследования.

Далее заявка попадает к экспертам, они либо дают фонду письменные рецензии на заявку, либо собираются вместе на Экспертный Совет, который и выносит предварительное решение о финансировании (окончательное всегда остается за руководством фонда).

Обычно не все эксперты читают одну заявку. Она достанется одному-двум экспертам, которые после ее изучения доложат остальным членам Совета суть проекта и собственное мнение о нем. Таким образом, Совет дальше обсуждает не ваш проект, даже не вашу заявку, а интерпретацию проекта, сделанную экспертами.

Основные критерии, которыми руководствуются фонды при решении вопроса о финансировании:
• степень соответствия проекта целям и приоритетам фонда, конкурсной программы;
• важность, актуальность и реалистичность проекта;
• оптимальность механизма реализации проекта;
• реалистичность бюджета;
• значимость полученных результатов;
• надежность организации, выполняющей проект;
• наличие, а также величина вклада в проект собственных ресурсов организации-исполнителя или других "доноров".

Если заявка написана так, что позволяет трактовать ее неоднозначно, то эксперт может понять ее неверно, а Совет будет выносить решение о финансировании или нефинансировании совсем не того, что вы имели в виду.

Чтобы избежать этого, до отправки в фонд дайте почитать свою заявку неспециалисту в вашей области (соседу, знакомому) и попросите его пересказать суть предложенного проекта. Если его видение совпало с вашим, то все в порядке. Ведь член Экспертного Совета, в первую очередь, просто посторонний человек, читающий незнакомый текст.

Заявка на финансирование – один из инструментов привлечения средств на реализацию проектов. Это еще и прекрасный инструмент для структурирования своих замыслов, определения недостающих ресурсов. Это достаточно универсальный инструмент для обращения за поддержкой. Даже если те, к кому вы обращались, не оценили заявку по достоинству, то вы, по крайней мере, получили готовую программу работы вашей организации. Часто разработав проект и прописав заявку, организация понимает, что многое из задуманного она может осуществить, опираясь только на свои ресурсы.

Международные и российские фонды являются возможным источником финансирования вашего проекта!

Дополнительно: Работа над грантом rabota_nad_grantom.doc (903.00 Kb)

Материалы взяты из

I Школы руководителей молодежных объединений сферы науки и образования Российского союза молодых ученых в Дубне: наука, образование, инновации

.

 

Отдел грантовых и стипендиальных программ Регионального отделения
Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.