Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Старт fasie смета и требования по расходованию денежных средств (средств гранта) по Договорам (Соглашениям) на выполнение НИОКР по программе «СТАРТ» Фонда содействия инновациям (Фонд) с малыми инновационными предприятиями (Грантополучателями).

ТРЕБОВАНИЯ

к расходованию денежных средств (средств гранта) по Договорам (Соглашениям) на выполнение НИОКР по программе «СТАРТ» Фонда содействия инновациям (Фонд) с малыми инновационными предприятиями (Грантополучателями).

  1. Строго целевое использование денежных средств.
  • В соответствии с Налоговым кодексом РФ средства, предоставляемые Фондом на выполнение НИОКР, являются средствами целевого финансирования, полученные и используемые получателем по назначению, определенному Фондом, как источником целевого финансирования, с обязательным предоставлением отчета о целевом использовании средств.
  • Состав расходов на проведение НИОКР должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ, целям и задачам НИОКР, определённым Техническим заданием (ТЗ) на проведение НИОКР и Календарным планом (КП) проведения НИОКР.
  • Средства, полученные Грантополучателем, по Договорам (Соглашениям) на выполнение НИОКР, должны расходоваться только на выполнение НИОКР.
  • Полученные Грантополучателем средства должны быть полностью израсходованы на выполнение НИОКР на момент предоставления отчетности в соответствии с КП.
  1. Соблюдение правил закупки материальных ценностей и выполнения работ, оказания услуг.
  • Все расходы на НИОКР должны быть понесены в течение срока действия Договора (Соглашения) на выполнение НИОКР. Не учитываются расходы, понесенные ранее даты начала договора гранта или позднее даты его завершения.

Материальные ценности, работы, услуги должны быть предназначены для                выполнения работ текущего этапа календарного плана и должны быть поставлены или оказаны в текущем этапе календарного плана договора гранта.

  • В процессе выполнения договора гранта запрещены:
  • сделки с аффилированными лицами
  • приобретение за счет средств гранта товаров и услуг, стоимость которых превышает среднерыночную стоимость аналогичных товаров и услуг в регионе осуществления инновационного проекта.
  • оплата расходов векселями,
  • взаимозачеты с другими организациями,
  • расчеты с физическими лицами,  не зарегистрированными в качестве ИП (кроме расчетов по оплате труда и договорам ГПХ с работниками, участвующими в выполнении НИОКР)
  • Полное выполнение работ этапа КП контрагентами.
  • Не рекомендуется оплата за наличный расчет.
  1. Обязательность документальной отчетности и контроля.
  • Расходы на НИОКР признаются, если сумма расходов может быть определена и подтверждена документально в соответствии с законодательством.
  • Все подтверждающие документы по расходам на НИОКР должны быть представлены Грантополучателем по требованию Фонда.
  1. Правила налогообложения.
  • Выполнение НИОКР по договору гранта не является объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, так как в результате выполнения НИОКР не происходит передача права собственности на результаты НИОКР.
  • Средства, полученные Грантополучателем, по Договорам (Соглашениям) на выполнение НИОКР, являются средствами целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. При этом получатель целевых средств обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках договора гранта на выполнение НИОКР.

Направления расходования денежных средств:

Средства грантового финансирования могут быть использованы для финансового обеспечения расходов на выполнение НИОКР в рамках реализации инновационного проекта по следующим направлениям:

Заработная плата.

Включаются следующие расходы:

  • начисленная (с учетом НДФЛ) за отчетный период заработная плата сотрудникам предприятия непосредственно занятым выполнением работ по договору гранта с Фондом;
  • оплата физическим лицам на основании акта выполненных работ (оказанных услуг) по договорам гражданско-правового характера, непосредственно занятым выполнением работ по договору гранта с Фондом.
  • оплата самозанятых лиц, непосредственно занятым выполнением работ по договору гранта с Фондом.

Среднее значение заработной платы, начисленной из средств, полученных по договору гранта от Фонда, каждому работнику не более 75 000 рублей в месяц за отчетный период.

Максимальный уровень заработной платы, начисленной из средств, полученных по договору гранта от Фонда, каждому работнику не более 100 000 рублей в месяц за отчетный период. При этом среднее значение начисленной заработной платы каждого работника не должно превышать 75 000 руб. в месяц за отчетный период.

При расчете средней заработной платы за отчетный период учитываются фактически отработанные месяцы отчетного периода с фактическим начислением заработной платы.

 

Не учитываются следующие расходы:

  • превышение среднего значения заработной платы работников, занятых выполнением НИОКР по договору гранта,
  • заработная плата работников, выполняющих работы по реализации проекта, не относящиеся к выполнению НИОКР по договору гранта с Фондом.

Вышеперечисленные расходы могут быть оплачены из средств предприятия.

Начисления на заработную плату - страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам:

Включаются расходы на обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации тарифам страховых взносов на:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС) - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ),
  • обязательное медицинское страхование (ОМС) - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС РФ),
  • случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) - Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ),
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (травматизм) - Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Администрирование страховых взносов ОПС, ОМС и ВНиМ осуществляет ФНС РФ.

Не учитываются следующие расходы - штрафы и пени по страховым взносам.

Материалы, сырье, комплектующие

Включаются расходы в соответствии с Техническим заданием на проведение НИОКР:

  • на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при выполнении НИОКР;
  • на приобретение комплектующих изделий для изготовления опытных образцов или макетов изделий.

Не учитываются расходы на приобретение материалов, сырья и комплектующих, не перечисленных в ТЗ на выполнение НИОКР.

Оплата работ соисполнителей и сторонних организаций - работы и услуги производственного характера, выполняемые контрагентами:

Включаются:

  • Расходы на работы, выполняемые контрагентами по договорам с Грантополучателем на выполнение НИОКР, предусмотренные календарным планом работ (работы соисполнителей). Учитываются расходы, производимые на основании договоров, по которым Грантополучатель выступает в качестве заказчика НИОКР.
  • Соисполнители должны иметь соответствующий код экономической деятельности: ОКВЭД  72.1 ( ОК 029-2014 от 01.02.2014) «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1 (ОК 029-2001 и ОК 029-2007).
  • Расходы на работы и услуги, выполняемые контрагентами по договорам с Грантополучателем на выполнение отдельных операций по изготовлению деталей, узлов, опытных образцов, обработке сырья и материалов, на проведение испытаний и других производственных работ и услуг (работы сторонних организаций), предусмотренные календарным планом работ.

Предметом договора может быть только выполнение работ предусмотренных календарным планом НИОКР и его приложением.

 

Запрещено полное выполнение работ этапа календарного плана контрагентами.

Не включаются расходы на:

  • обучение сотрудников;
  • юридические, консультационные, консалтинговые, маркетинговые услуги.

Прочие общехозяйственные расходы:

Могут включаться следующие расходы, если они непосредственно связаны с выполнением НИОКР по договору гранта:

  • командировки;
  • аренда оборудования;
  • аренда помещения и коммунальные услуги;
  • бухгалтерское обслуживание;
  • приобретение канцелярских товаров;
  • оплата услуг связи (кроме сотовой связи);
  •  услуги банков по обслуживанию банковского счета;
  • транспортные услуги по доставке сырья, материалов, комплектующих.

Расходы на командировки включают расходы на командировки в  пределах Российской Федерации только для целей выполнения НИОКР в соответствие с работами КП.

  • Нормы возмещения командировочных расходов, в соответствии с  постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729, по оплате жилого помещения составляют не более 550 рублей в сутки (при отсутствии подтверждающих документов - 12 рублей в сутки).
  • Оплата суточных (за каждый день нахождения в командировке) – 100 рублей.

Не включаются командировочные расходы:

  •  на выставки, конференции, семинары,
  • на поиск инвестора,
  • на продвижение и реализацию продукции.

Расходы на аренду оборудования включают расходы на аренду оборудования, необходимого для выполнения НИОКР.

Расходы на аренду помещения и коммунальные услуги  включают расходы на аренду нежилого помещения, необходимого для выполнения НИОКР.

Расходы на бухгалтерское обслуживание - включают расходы по договорам с юридическими лицами или ИП на ведение бухгалтерского учета, в случае отсутствия на предприятии бухгалтера.

Не учитываются расходы на приобретение и установку бухгалтерских программ.

Расходы на приобретение канцелярских товаров включают расходы на приобретение канцелярских товаров, необходимых для выполнения НИОКР.

Не учитываются расходы, относящиеся к деятельности организации, например, на визитницы, печати, хозяйственные товары и др.

Расходы на оплату услуг связи (кроме сотовой связи) включают расходы на:

  • почтовые услуги,
  • курьерские услуги,
  • интернет,
  • стационарный телефон.

Не учитываются расходы на услуги сотовой связи, услуги по отправке документов в ФИПС, ЦИТИС для регистрации интеллектуальной собственности.

Расходы на оплату услуг банков по обслуживанию банковского счета включают расходы на рассчетно-кассовое обслуживание (ведение счета, комиссии за перечисление денежных средств).

Не учитываются расходы на:

  • услуги банков по изготовлению и обслуживанию банковских карт;
  • комиссия за оформление чековых книжек, карточек с образцами подписей;
  • электронные ключи;
  • комиссия за открытие счета.

Расходы на транспортные услуги по доставке сырья и материалов, комплектующих включают расходы по доставке,  если они не вошли в стоимость сырья и материалов, комплектующих.

Не учитываются расходы по доставке сырья и материалов, комплектующих, которые не включены в финансовый отчет.

В расходы за средства гранта не включаются:

  • штрафы и пени;
  • приобретение и установка бухгалтерских программ;
  • услуги сотовой связи;
  • услуги банков по изготовлению и обслуживанию банковских карт;
  • комиссия за оформление чековых книжек, карточек с образцами подписей; электронные ключи; комиссия за открытие счета;
  • обучение сотрудников;
  • юридические, консультационные, консалтинговые, маркетинговые услуги;
  • регистрация фирмы;
  • аренда жилого помещения;
  • приобретение приборов, оборудования,
  • специальные мероприятия для инвесторов, исследования рынка, поиск спонсоров;
  • выставки, конференции, семинары,
  • расчеты Исполнителя с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, по закупке материальных и нематериальных ценностей, аренде оборудования, помещений и др.;
  • расходы по обеспечению правовой охраны результатов научно-технической деятельности.
  • расходы  на получение сертификата электронной подписи,
  • расходы на приобретение и установление программного обеспечения для использования электронной подписи.

При заключении договоров с контрагентами Грантополучателям (МИП) необходимо уделять внимание вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. На этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность (Письмо ФНС России от 16 марта 2015 г. № ЕД-4-2/4124).

Проверять контрагентов нужно в первую очередь для того, чтобы обезопасить МИП от «фирм-однодневок», убедиться в благонадежности партнера. Под «фирмой-однодневкой» в общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

Три основных признака «фирмы - однодневки»: «массовый» руководитель, «массовый» учредитель, «массовый» заявитель (Постановление ФАС Московского округа от 17 декабря 2009 г. № КА-А40/14190-09).

Налоговым кодексом Российской Федерации не определен конкретный перечень документов и действий, который необходимо запрашивать у контрагентов с целью подтверждения должной осмотрительности.

Для целей самостоятельной оценки рисков МИП по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

На сайте ФНС России также размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (адреса "массовой регистрации", характерные для "фирм-однодневок"), и наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

При оценке рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • выступление контрагента, имеющего признаки «фирмы-однодневки», в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно осуществляется физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • - отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • - выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • - существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Для подтверждения должной осмотрительности при выборе контрагента по сделке необходимо запросить у него надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • устава;
  • бухгалтерского баланса;
  • протокола собрания участников (акционеров) о назначении на должность генерального директора;
  • приказа о вступлении в должность генерального директора;
  • карточки с образцами подписей и оттиска печати;
  • паспорта руководителя контрагента и лиц, имеющих право подписывать первичные документы;
  • налоговых деклараций с отметкой налоговой инспекции о получении;
  • договоров аренды помещения, в котором осуществляет свою деятельность контрагент;
  • документов, подтверждающих наличие основных средств, транспортных средств, персонала;
  • сертификата дилера, дилерского договора, лицензии.

Меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента указанных документов, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (Письмо Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/477).

Кроме того, у контрагента запрашиваются оригиналы следующих документов:

  • доверенностей на лиц, имеющих право подписывать от имени контрагента договоры, счета-фактуры и другие документы;
  • справки налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетом, об отсутствии задолженности по налогам.

Минфин и ФНС считают, что мерами, свидетельствующими о должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, являются (Письма Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340, от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231; ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84):

  • получение копии свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе;
  • проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
  • получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;

использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение
Прикрепленные документы:

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.