Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Учет расходов на НИОКР ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы"

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

Бухгалтерский учет расходов на НИОКР

Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учёте (издание третье, перераб. и доп.). - "Издательство АйСи", 2019 г.

Порядок бухгалтерского учета расходов на НИОКР регулируется ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы".

Если организация при выполнении НИОКР для собственных нужд получила положительный результат, который будет использоваться в производстве либо в управлении, то расходы на НИОКР принимаются к учету на счете 04 "Нематериальные активы". При этом положительные результаты НИОКР в состав нематериальных активов не включаются, а отражаются на счете 04 обособленно, например, на отдельном субсчете "Положительные результаты НИОКР"*(41).

В период выполнения НИОКР все фактические расходы, связанные с их выполнением, накапливаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После получения положительного результата накопленные расходы списываются с кредита счета 08 в дебет счета 04.

Расходы на НИОКР, отраженные на счете 04, списываются на счета учета затрат в порядке, определенном ПБУ 17/02.

В приведенной ниже таблице показаны различия правил бухгалтерского и налогового учета расходов на НИОКР, которые привели к положительному результату.

Порядок списания

Бухгалтерский учет (общий порядок)

Налоговый учет (ст. 262 НК РФ)

Списание в состав расходов начинается

С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации (п. 10 ПБУ 17/02)

В момент

завершения НИОКР (отдельных этапов НИОКР)

Способы списания

Два способа (п. 11 ПБУ 17/02):

- линейный;

- пропорционально объему продукции

 

Срок списания

Определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования результатов НИОКР, но не более 5 лет (п. 11 ПБУ 17/02)

Расходы списываются единовременно в полной сумме

 

 

ВАЖНО: Получить субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)

Самое трудное:

  • чтобы команда проекта, структура бизнеса  - были готовы к такой поддержке:
  • смогли соблюсти все условия предоставления налоговых льгот
  • смогли выполнить все требования Налогового кодекса НК РФ
  • смогли выполнить все требования Бюджтеного кодекса БК РФ
  • сохранить право (не возвращать в бюджет с пенями, санкциями) на эти гранты и льготы!

Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:

А) применяющей налоговые льготы резидента ТОР, ОЭЗ, ТОСЭР, САР, ОАР, АЗРФ, РИП, СПИК, СЗПК*

Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;

- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

* Субъекты налоговых льгот, грантов, субсидий, преференций:

  • резиденты ТОСЭР на Дальнем Востоке и в моногородах,
  • резиденты Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • резиденты специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • резиденты особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • резиденты ОЭЗ ППТ, ТВТ, ПТ ,ТРТ,
  • участники ИЦ Сколково,
  • участники РИП,
  • участники СПИК,
  • участники СЗПК,
  • ИТ-компании, аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО),
  • разработчики электроники-компании, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • разработчики аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • пользователи иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы.

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны?

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • разработка юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

    Расходы на НИОКР

    В соответствии с п. 11 ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 115н), списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится одним из следующих способов:
    • линейный способ;
    • способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).
    Срок списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
     

    Стоимость права пользования объектом интеллектуальной собственности.

    Согласно п.26 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н), платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

     

    Срок полезного использования — это период, в течение которого объект основных средств и (или) объект нематериальных активов будет применяться в деятельности предприятия с целью извлечения финансовой выгоды.
    Для каких целей используется срок полезного использования
    Правильно установленный срок полезного использования позволяет точно рассчитать амортизацию и перенести вложенные в покупку основных средств и нематериальных активов средства в расходы, правильно сформировать налоговые базы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в отношении основных средств.
    Срок полезного использования нематериальных активов
    Срок полезного использования нематериальных активов — выраженный в месяцах (годах) период времени, в течение которого организация планирует использовать нематериальный актив для получения экономических выгод.
     
    Срок полезного использования нематериальных активов в налоговом учете
    В налоговом учете срок полезного использования нематериальных активов устанавливается для амортизируемых НМА в момент ввода объектов в эксплуатацию.
    При этом учитываются срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также условия конкретных договоров.
    По отдельным видам НМА срок полезного использования организация вправе установить произвольно, но не менее 2 лет. К таким активам, в частности, относятся:
    • исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных;
    • исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    • исключительное право на использование топологии интегральных микросхем;
    • исключительное право на селекционные достижения;
    • владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом.
    В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете по нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования такой срок устанавливается равным 10 годам.
    Срок полезного использования нематериальных активов в бухгалтерском учете
    Нематериальные активы с определенным сроком полезного использования амортизируются в бухгалтерском учете.
    Срок полезного использования нематериальных активов определяется в момент принятия актива к бухгалтерскому учету.
    Срок полезного использования нематериальных активов устанавливается с учетом:
    • срока действия прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
    • ожидаемого срока использования актива, в течение которого планируется получение экономических выгод от него. 
    Как определить срок полезного использования основного средства в налоговом учете
    Срок полезного использования конкретного основного средства организация определяет самостоятельно с учетом положений НК РФ и Классификатора, утвержденного Правительством РФ на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества. 
     
    Амортизационные группы основных средств в налоговом учете
    Налоговый Кодекс РФ распределяет все основные средства по 10 амортизационным группам.
    Для каждой группы задан временной промежуток, в пределах которого можно выбрать срок полезного использования.
    При этом крайнее нижнее значение диапазона не включается в срок, а крайнее верхнее включается.
    Например, если для 2 амортизационной группы установлен диапазон СПИ 2 – 3 года, то это означает, что можно выбрать время службы от 25 до 36 месяцев включительно.
    Основная задача — определить, к какой амортизационной группе относится объект основных средств, а затем установить срок полезного использования, исходя из сроков, установленных для этой группы.
    Амортизируемое имущество объединяется в следующие десять амортизационных групп:
    1. В первой амортизационной группе собраны активы, которыми предприятия пользуются не более 2 лет. То есть, все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.
    2. Во вторую амортизационную группу входят объекты с планируемым сроком эксплуатации в диапазоне 2-3 лет (свыше 2 лет до 3 лет включительно).
    3. Третья амортизационная группа объединяет активы, используемые в течение 3-5 лет (свыше 3 лет до 5 лет включительно).
    4. Четвертая амортизационная группа предусматривает ограничение по срокам в пределах 5-7 лет (свыше 5 лет до 7 лет включительно).
    5. Для пятой амортизационной группы характерно установление сроков на уровне 7-10 лет (свыше 7 лет до 10 лет включительно).
    6. В шестой амортизационной группе перечислены активы с периодом эксплуатации 10-15 лет (свыше 10 лет до 15 лет включительно).
    7. Седьмая амортизационная группа представлена объектами, которые способны приносить материальные выгоды своим владельцам на протяжении 15-20 лет (свыше 15 лет до 20 лет включительно).
    8. В восьмой амортизационной группе собраны активы со сроком применения 20-25 лет (свыше 20 лет до 25 лет включительно).
    9. Девятая группа объединяет основные средства, которые продолжают эксплуатироваться в течение 25-30 лет (свыше 25 лет до 30 лет включительно).
    10. Объекты с более длительными периодами использования собраны в 10 группе (свыше 30 лет).
    Срок полезного использования при приобретении основного средства, бывшего в употреблении
    Если организация применяет линейный метод начисления амортизации, то, приобретая основное средство, бывшее в употреблении, она может установить ему срок полезного использования, как срок полезного использования по классификатору, уменьшенный на количество лет/месяцев эксплуатации данного основного средства бывшим собственником этого ОС.
    Также можно взять срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и уменьшить на количество лет/месяцев эксплуатации ОС этим собственником.
    Если же полученный таким образом срок полезного использования будет иметь нулевое или отрицательное значение, то организация вправе сама установить срок полезного использования ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.
     
    Изменение срока полезного использования основного средства
    Организация может увеличить срок полезного использования объекта основного средства, если после его модернизации/реконструкции/технического перевооружения срок полезного использования увеличился.
    При этом новый срок должен быть установлен в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую это основное средство было включено изначально.
    То есть, к примеру, после модернизации основное средство не может быть включено в другую амортизационную группу.
     
    Если классификатор не содержит основного средства
    Если основное средство не указано в классификаторе амортизационных групп, то можно установить срок полезного использования этого объекта основных средств, опираясь на срок эксплуатации, который приведен в технической документации или в рекомендациях производителя.
     
    Срок полезного использования основного средства в бухгалтерском учете
    В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается исходя из ожидаемых сроков использования и износа.
    То есть, при установлении срока полезного использования объекта основных средств организация не обязана ориентироваться на классификатор.
    В результате срок полезного использования основного средства для целей налогового учета может не совпадать со сроком полезного использования, определенным для целей бухгалтерского учета.

    Еще по теме:

    Информация других разделов:

     Также может быть полезно:

    Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

    • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP на базе 1С: Предприятие и 1С:ERP, OEBS (Oracle E-Business Suite), Microsoft Navision, для компаний от микро- до крупного масштаба (от 3 до 700 сотрудников),
    • внедрение ИТ решений с значительным количеством функциональных ролей и пользователей (до 250 personal ID) системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы инвестиционного планирования (СИП), графика документооборота (ЭДО) и системы электронного документооборота (СЭД);
    • консультационное сопровождение и разработка разной документации для УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
    • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
    • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, маркетинговым вопросам;
    • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России;
    • консультационная и информационная поддержка, сопровождение проекта заявителя в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
    Форма
    Действующее положение доступно по ссылке Положение

    Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

    Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

    • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9,5 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
    • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 930 комплексов таких услуг),
    • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
    • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 9000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

    Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.