Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16.3 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 12 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях, как сказано в пояснительной записке, «бесшовного оказания мер государственной поддержки инновационной деятельности».
Документ разработан в соответствии с поручениями правительства РФ от 26 февраля 2020 года, от 17 июля 2020 года, от 28 июля 2020, от 31 июля 2020, сказано в пояснении. В поручениях говорится, что необходимо создать механизм бесшовной интеграции мер поддержки институтов развития, а также внести необходимые изменения в нормативную правовую базу в части создания соответствующей информационной среды и организационного механизма сопровождения бесшовного оказания мер государственной поддержки инновационной деятельности.
Ключевыми целями механизма бесшовной поддержки являются:
- финансовое обеспечение ускоренного роста инновационных технологических компаний на всем протяжении жизненного цикла реализуемых ими инновационных проектов;
- улучшение клиентского опыта инновационных технологических компаний, технологических лидеров и команд при взаимодействии с субъектами государственной поддержки инновационной деятельности, включая сокращение сроков получения услуг, снижение административных барьеров;
- обеспечение прозрачности при принятии решений по отбору инновационных проектов в рамках оказания мер поддержки;
- повышение эффективности расходования средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности.
Базовым инструментом решения поставленных целей является, как поясняют авторы документа, создание информационной системы развития и поддержки инновационной деятельности, включающая реестр конечных получателей государственной поддержки и обеспечивающая сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, иных информационных системах в порядке, установленном правительством РФ. «Предлагаемый механизм будет востребован для всех технологических проектов, включая проекты в сфере искусственного интеллекта», – поясняют авторы.
Для институтов развития создание информационной системы позволит, как предполагается, сформировать более глубокую экспертизу рынка и получить доступ к информации о деятельности и команде стартапа. Информационная система предоставит возможность осуществлять поиск инновационных команд по заданным направлениям и технологиям, а также доступ к статистическим данным о прогрессе развития технологических команд и проектов.
Для технологических предпринимателей информационная система, как считают в Минэкономразвития, обеспечит сокращение сроков получения поддержки, в том числе за счет унификации отдельных разделов экспертизы разных институтов развития, предзаполнения данных о технологическом проекте при повторном обращении технологического предпринимателя, «бесшовности» при передаче документов от одного института развития к другому, а также доступ к параллельному использованию нескольких сервисов, в том числе экосистемных (доступ к инфраструктуре центров коллективного пользования, акселерационным программам, поиску инвестора, обеспечению пилотного внедрения проекта, анализу обеспеченности правовой охраны и выявления перспективных рынков развития технологий на основе патентной аналитики и прочие).
Реестр ведется в порядке, установленном правительством, и включает информацию об идентификационном номере налогоплательщика и иные сведения. В целях формирования и ведения реестра институт инновационного развития предоставляет информацию об идентификационном номере налогоплательщика конечного получателя государственной поддержки с разрешения конечного получателя мер господдержки.