Что это означает?
Если ИП или ЮЛ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
Мало того, что ИП или ЮЛ с 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения (а ИП - ПСН) - а это значит:
- потери на НДС и ННПрибыль, ННИмущество - доп.фискальная нагрузка
- повышение цен у поставщиков (они тоже перейдут на НДС)
- привет, налоговый учет по налогу на прибыль ННП
- привет, налоговый учет по НДС
- новые расходы на бухгалтерию и ПО
- еще и придется торговцам и производителям покупать:
- доступ к ГИИС ДМДК (система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота)
- серии кодов (DataMatrixCode) у ЦРПТ (регулятор), оператора
- принтер для их нанесения (микромаркировочка на сережку или тонюсенькое колечко? )
- сканер для их сканирования (это какая матрица нужна и линза на камере машинного зрения?)
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Чем еще мы можем быть Вам полезны:
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Чем мы можем быть полезны?
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Подробные консультации (платные) по указанным <-- вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Статья 1....
Пункт 2 вступает в силу с 1 января 2023 г.
3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
дополнить подпунктом 22 следующего содержания:
"22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.";
Пункт 3 вступает в силу с 1 января 2023 г.
3) пункт 6 статьи 346 43 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
"8) деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовой либо розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов."....
Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
- Пункты 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.
Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в отношении учета расходов и принятия к зачету входящего НДС при переходе с УСН на ОСНО.
9 марта 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 09.03.2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", в соответствии с которым была отменена возможность применения УСН и Патента (ПСН) практически для всей ювелирной отрасли с 01.01.2023 г.
В связи с этим с 01.01.2023 г. моя компания будет вынуждена перейти с упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения "доходы") на общую систему налогообложения.
Особенности исчисления налоговой базы при переходе с УСН на иные режимы налогообложения регулируются статьей 346.25 Налогового кодекса РФ. При этом неоднозначно складывается ситуация с товарами, купленными для последующей реализации. На УСН их можно учесть в качестве расходов, если товары оплачены и проданы. Поэтому возникает вопрос: как учитывать траты на товары, купленные и оплаченные на УСН, а реализованные уже на ОСНО?
Первоначально налоговая служба считала, что расходы можно учесть при условии, что товары не были оплачены в период применения УСН. Кроме того, имеют такое право только те организации и ИП, которые работали на УСН с объектом налогообложения "Доходы минус расходы". Но с этой позицией не согласился Верховный суд (Определение Верховного суда РФ от 06.03.2015 г. N 306-КГ15-289). По мнению суда расходы на товары нужно учитывать в периоде реализации этих товаров. И это право не зависит от того, какой объект налогообложения организация или ИП применяли на УСН. Эта позиция также была отражена в Письме Министерства финансов РФ от 14.11.2016 г. N 03-03-06/1/66457.
Также при переходе с УСН на ОСНО спорная ситуация возникает с возмещением входящего НДС. Налоговые органы, ссылаясь на пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, считают, что организации и ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, в связи с чем при переходе на ОСНО не имеют права принять к вычету суммы НДС, предъявленные в период применения специального налогового режима.
Пункт 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ позволяет при переходе на ОСНО принять к вычету суммы НДС, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) не были вычтены из налоговой базы при применении УСН. Однако некоторые суды со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 22.01.2014 г. N 62-О, отметили, что данной нормой урегулирован случай, когда налогоплательщиком в период применения специального налогового режима был выбран объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах исходит из всеобщности и равенства налогообложения, необходимости взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием и недопустимости произвольного налогообложения.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда РФ (постановления от 28.01.2020 г. N 5-П, от 20.02.2001 г. N 3-П, от 03.06.2014 г. N 17-П и др.) и в практике Верховного Суда РФ (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 03.10.2017 г. N 305-КГ17-4111, от 13.09.2018 г. N 309-КГ18-7790, от 25.01.2021 г. N 309-ЭС20-17277 и др.), по своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг.
В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуг) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС. С этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленной налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ уменьшают его налоговую базу по НДС.
Исходя из указанных положений вычет налогоплательщиком-покупателем сумм НДС, предъявленных ему контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), не является факультативным элементом налогообложения. По общему правилу налогоплательщику, использующему приобретенные товары (работы, услуги) для ведения облагаемой НДС деятельности, гарантируется право вычета "входящего" налога, предъявленного контрагентами, а исключения из указанного правила должны быть предусмотрены законом.
Ни глава 21 Налогового кодекса РФ, ни статья 346.25 Налогового кодекса РФ, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на ОСНО с УСН, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения специального налогового режима по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на ОСНО.
Изложенное соответствует позиции, выраженной в пункте 16 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 г.
Кроме того, Определением Верховного Суда РФ от 24.05.2021 г. N 301-ЭС21-784 установлено, что само по себе то обстоятельство, что суммы входящего НДС предъявлены в период применения УСН, не может служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода на ОСНО.
Обобщая вышеизложенное, прошу дать ответы на следующие вопросы:
- Учитываются ли расходы, понесенные в период применения УСН (объект налогообложения "доходы"), после перехода на ОСНО?
- Принимается ли к возмещению входящий НДС, полученный в период применения УСН (объект налогообложения "доходы"), после перехода на ОСНО?
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, поименованных в подпункте 8 указанного пункта).
Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса установлено, что организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.
Таким образом, при переходе с упрощенной системы налогообложения на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления налогоплательщик не вправе признать в составе расходов затраты на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были произведены и оплачены в периоде применения упрощенной системы.
Что касается вопроса о применении налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, вычетов налога на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), не использованных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, то рекомендуем при решении данного вопроса руководствоваться пунктом 9 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 года по вопросам налогообложения, изложенного в письме ФНС России от 28 июля 2021 г. N БВ-4-7/10638.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев
Вычеты НДС при переходе с УСН (доходы) на ОСНО
Вопрос о том, может ли организация, которая вернулась с «доходной» УСН на общий режим налогообложения, принять НДС к вычету по счету-фактуре, который был получен в период применения спецрежима, давно является предметом рассмотрения в судах.
До недавнего времени считалось, что фирма, работавшая на УСН с объектом «доходы» и перешедшая на ОСН, не может принять входной НДС, предъявленный поставщиками в период работы на «упрощенке», к вычету.
Для случаев перехода организаций с УСН на общую систему налогообложения установлено следующее правило: суммы НДС, предъявленного фирме на УСН, при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении данного спецрежима, можно принять к вычету при переходе на общий режим налогообложения (п. 6 статьи 346.25 Налогового кодекса).
Точка зрения чиновников о том, как работает правило, установленное пунктом 6 статьи 346.25 Налогового кодекса, такова.
Организации вправе воспользоваться этой возможностью только в случае, когда при применении УСН они могли отнести суммы НДС к расходам, вычитаемым из базы по «упрощенному» налогу. В связи с этим принятие к вычету сумм НДС, предъявленных организации, находящейся на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не предусмотрено.
То есть принять к вычету «входной» НДС, который был предъявлен в с/ф продавцом (подрядчиком) покупателю (заказчику) в период применения УСН с объектом «доходы», после возврата к общему режиму налогообложения, нельзя (письмо Минфина от 07.04.2020 № 03-07-11/27295, письмо Минфина России от 1 сентября 2017 г. № 03-07-11/56347).
В 2021 году эта позиция (нельзя возместить НДС) «пошатнулась» с появлением определения Верховного суда РФ от 24 мая 2021 года № 301-ЭС21-784.
Верховный суд, высказываясь по вопросу об НДС-вычете при переходе с УСН к общему режиму налогообложения, решил следующее.
Организация, которая перешла на общий режим, не лишена права на вычет НДС только потому, что счет-фактуру она получила в период применения УСН с объектом «доходы».
К такому выводу Верховный суд пришел в определении от 24.05.2021 № 301-ЭС21-784.
Позиция Верховного суда доведена налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС от 28.07.2021 № БВ-4-7/10638 (п. 9 Обзора правовых позиций Конституционного суда и Верховного суда).
В подтверждение своей точки зрения судьи Верховного суда РФ привели следующие аргументы:
- Главное, что пункт 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ запрещает не вычет НДС при переходе на ОСН с доходной УСН, а направлен на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг);
- Переход на УСН – добровольный, объект налогообложения фирма вправе выбрать сама. Также она вправе самостоятельно решать, когда и как распорядиться своим правом на налоговую выгоду (учета расходов и возможностью вычета НДС при смене режима);
- Заявить вычеты с состоявшихся покупок «бывший упрощенец» после перехода на ОСН вправе в рамках статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ и при соблюдении условий:
- если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН;
- облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на ОСН.
Исходя из материалов дела, компания, заявившая вычет, эти условия соблюла.
А именно:
- расходы на строительство объекта компания учитывала на счете 08.03, который в бухучете предназначен для учета долгосрочных инвестиций в строительство;
- расходы на подрядные работы не были связаны с извлечением выгоды, облагаемой УСН-налогом и не учитывались в налоговой базе;
- построенный объект был передан инвестору после перехода фирмы на ОСН и начала ведения деятельности, облагаемой НДС.
ФНС России направила инспекциям для использования в работе обзор судебной практики, в который включила определение Верховного суда РФ от 24 мая 2021 года № 301-ЭС21-784 (письмо ФНС России от 28 июля 2021 года № БВ-4-7/10638).
Минфин и ФНС (ИФНС – по получении рекомендаций) должны руководствоваться решениями, постановлениями и письмами Верховного суда РФ с того момента, как эти документы были размещены на официальных сайтах или официально опубликованы (письмо Минфина России от 14 ноября 2019 года № 03-03-07/88049).