Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Как создавали ОЭЗ, промышленные площадки, индустриальные парки за рубежом. Система российских промышленных площадок строится на иностранном опыте. Схемы новой индустриализации становились основой экономического роста в разных частях света.

Как создавали ОЭЗ за рубежом

Система российских промышленных площадок строится на иностранном опыте. Схемы новой индустриализации становились основой экономического роста в разных частях света.
Статья rbk.ru
Индустриальный парк «Сучжоу», созданный в 1994 году как проект сотрудничества между Китаем и Сингапуром (Фото: Zuma/ TASS)

Опыт 1: Резиденты ищут дом

В 2005 году власти страны запустили специальную программу интегрированных текстильных парков. В отличие от привычной схемы (строительство площадки, «приземление» на ней инвесторов) усилия правительства направлялись на поиск и налаживание связей между будущими резидентами парка, которые затем должны были определить место и построить парк. Правительство субсидировало от 40 до 49% стоимости инфраструктуры, остальное резиденты должны были профинансировать самостоятельно. В среднем в каждом парке набралось по 50 участников, объем частных инвестиций превысил бюджетные в четыре раза. Одним из факторов успеха программы стала именно возможность для инвесторов самостоятельно определить место будущего парка; роль правительства при этом сводилась к утверждению разрешения на строительство, выдаче гранта и мониторинге процесса создания парка. Кроме того, в рамках программы инвесторы могли получить консультации по условиям банковского кредитования и строительству. Чтобы рассчитывать на субсидию, компаниям необходимо было создать специального экономического агента, в рамках которого они оказывались связаны обязательствами друг перед другом, и выкупить землю под строительство. При этом сам факт совместного участия в создании парка должен был заложить надежную основу для будущей кооперации между резидентами и синергетического развития — в отличие от традиционной схемы, где компании привлекаются поодиночке на все готовое.

Опыт 2: Экология для взаимопонимания

Корейские экоиндустриальные парки «Ульсан Мипо» и «Онсан» объединяют более 1 тыс. компаний, представляющих разные отрасли промышленности — от автопрома и судостроения до нефтепереработки. В общей сложности в этих парках трудятся 100 тыс. человек. Обе площадки являются участниками южнокорейской инициативы экоиндустриальных парков, направленной на преобразование традиционных промышленных комплексов в устойчивые экопарки. Резиденты парков в общей сложности инвестировали $520 млн в энергоэффективность, промышленный симбиоз (использование одним предприятием отходов другого), управление отходами и другие экологические инициативы. В результате им удалось сократить издержки на $554 млн при совокупной выручке $91,5 млрд. Благодаря дополнительным бюджетными инвестициям в $14,8 млн резиденты в 2015–2016 годах сократили объем углеродных выбросов на 665,7 тыс. т, повторно использовали 79,4 т воды и сохранили 279,8 т нефтяного эквивалента за счет снижения энергопотребления. Благодаря этому компаниям также удалось наладить отношения с местными жителями, прежде считавшими их загрязнителями окружающей среды.

Опыт 3: Сверхбыстрый рост

Китай открыл первые ОЭЗ в 1980-х годах в качестве тестовой площадки для перехода страны к рыночной экономике. Одной из наиболее успешных ОЭЗ стал индустриальный парк «Сучжоу», созданный в 1994 году в партнерстве с Сингапуром в 80 км от Шанхая, — причем не только с экономической точки зрения, но и в качестве примера городского и социального развития. Несмотря на трудный старт проекта (разногласия между сингапурской стороной и местными властями, последствия азиатского финансового кризиса конца 1990-х годов), с начала нового тысячелетия в парк хлынул иностранный капитал. К концу 2014 года в «Сучжоу» насчитывалось уже более 5 тыс. зарубежных инвестпроектов, включая 92 компании из списка Fortune 500, а совокупный размер зарубежных инвестиций достиг $26,7 млрд, еще $47 млрд — вложения, предусмотренные контрактами. Объем экспорта ОЭЗ составил $41,9 млрд, причем на долю высокотехнологичных производителей пришлось 62,3% всего производимого продукта. К тому времени население, проживающее на территории ОЭЗ, достигло 794,6 тыс. человек при общем числе рабочих мест 717,1 тыс. Объем ВВП на душу населения вырос с 1994 по 2014 год с $800 до $39 тыс. Такой бурный успех определило сочетание сразу нескольких факторов: стратегическое положение в одной из древних столиц страны, связанной транспортной сетью со всеми окрестными областями, а также в непосредственной близости от Шанхая; продуманная урбанистика (город площадью 70 кв. км создавался с нуля силами сингапурских специалистов); благоприятная бизнес-среда в рамках двустороннего сотрудничества и поддержка на высшем уровне властями обеих стран, а также специальный правовой режим, налоговые льготы для высокотехнологичных предприятий и меры по развитию кадрового потенциала.

Опыт 4: Муниципальный контроль

«Промышленное сердце Альберты» (Alberta's Industrial Heartland)  — крупнейший в Канаде центр нефтяной промышленности. В составе парка более 40 компаний, занимающихся производством топлива, электроэнергии, удобрений, продуктов нефтехимии. Особенность парка — его система управления, во главе которой стоит некоммерческая ассоциация, созданная в 1998 году при участии четырех муниципалитетов провинции, представителей трех уровней власти и промышленной ассоциации Northeast Capital (позднее к ним присоединились представители крупнейшего города провинции Эдмонтона и еще трех городков с совещательным голосом). Во главу угла ставится стабильное развитие местных территорий, поэтому все индустриальные планы тщательно согласовываются с муниципалитетами, а коллективное управление, по замыслу создателей, должно способствовать привлечению инвесторов в регион, более тщательному планированию и эффективному использованию ресурсов. За 20 лет парк привлек в общей сложности более $40 млрд и превратился в крупнейшую нефтеперерабатывающую площадку Канады. Площадь парка составляет 582 кв. км, а количество рабочих мест превышает 7 тыс. В парке установлена система улавливания и хранения углекислого газа (на это из регионального бюджета было выделено $2 млрд), действуют пониженная ставка на прибыль корпораций и нулевая — на налог с продаж и налог на заработную плату. 

В материале использованы документы Всемирного банка и Alberta’s Industrial Heartland Association.

Парки в движении

Индустриальные парки и ОЭЗ идут по пути специализации, а цифровизация промышленности постепенно стирает границу между площадками гринфилд и браунфилд.
Новый завод Mercedes-Benz по производству легковых автомобилей базируется в Московской области в индустриальном парке «Есипово»

(Фото: РИА Новости)

Тренд 1: Гринфилд по правилам браунфилда

На развитие парков оказывают влияние общеотраслевые тенденции промышленности: благодаря цифровизации и автоматизации сокращаются занимаемые площади и число сотрудников, даже крупные иностранные компании, приходя в страну, могут на первом этапе не строить собственное предприятие, обойтись арендными площадями, отмечает директор по сертификации и аналитическим проектам Ассоциации индустриальных парков (АИП) Борис Сычев.

В результате форматы индустриальных парков смешиваются: управляющие компании гринфилд-площадок стараются построить готовые типовые здания для сдачи в аренду резидентам, больше внимания уделяют оказанию непрофильных услуг.

Тренд 2: Агропарки

Хотя термину «агропромышленный парк» не меньше шести лет, официально это понятие было утверждено Росстандартом лишь в 2018 году. Согласно новому определению агропромышленный парк — это индустриальный парк для размещения производства и переработки сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также оказания услуг по обслуживанию сельскохозяйственного производства. В его состав могут также входить участки, допускающие сельхозпроизводство, если их площадь не превышает 25% площади парка. Нынешнее бурное развитие парков, специализирующихся на обработке сельскохозяйственной продукции, эксперты связывают с политикой импортозамещения. Действительно, с 2012 по 2017 год, по данным правительства, прирост производства продукции сельского хозяйства составил более 20%, в том числе на фоне поддержки государством АПК (в 2019 году на нее планируется выделить свыше 303 млрд руб.). В трети российских регионов запущена программа стимулирования глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, включая налоговые льготы, повышение закупочных цен на сырье, создание центров его хранения и реконструкцию перерабатывающих мощностей.

По оценкам АИП, появление комфортной нормативной базы будет способствовать созданию в ближайшие годы до 30 полноценных агропромышленных парков, что позволит существенно повысить уровень передела и добавленной стоимости в сельском хозяйстве. Одним из флагманов этого направления выступает «Агропарк «Сибирь», создаваемый компанией «Юнипро» в Красноярском крае при поддержке руководства региона и АИП. Его особенностью является упрощенный механизм подключения резидентов к энергетической инфраструктуре — в дальнейшем предполагается распространить эту практику на все агропарки.

Тренд 3: Экопромпарки

Еще одной разновидностью специализированных парков выступают экопромпарки. В развитых странах так называют промышленные системы с замкнутым циклом производства, при котором достижению экономических целей должно сопутствовать решение экологических задач. В России этот термин понимается более узко, речь идет о специализированных парках по переработке промышленных отходов. «Хотя на слуху проблема бытовых отходов, основная группа отходов, которые мы имеем, — это промышленные отходы, соотношение здесь примерно 1 к 10», — говорит Борис Сычев. В то время как предприятия по переработке бытового мусора, шин и т.д. уже давно работают в рамках универсальных индустриальных парков, специализированные экопромпарки созданы пока только в Ханты-Мансийском АО и Татарстане.

Тренд 4: Частные ОЭЗ

В России существует порядка 25 особых экономических зон (ОЭЗ), имеющих четыре тематические специализации — это промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. «Резиденты ОЭЗ и индустриальных парков создают спрос для региональных производителей и выстраивают цепочки стоимости, основываясь на импортозамещении и ориентируясь на собственные рынка сбыта», — поясняет профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. Например, ОЭЗ «Алабуга» привлекла 120 млрд руб. инвестиций на 20 млрд руб. вложений. «Все, что касается вложений в промышленную инфраструктуру, у нас в стране показало свою эффективность — как со стороны ОЭЗ, так и ТОРов. Оправдали себя и две технико-внедренческие зоны — «Дубна» и «Технополис «Москва», — говорит эксперт.

Специальные преференциальные режимы устанавливаются на законодательном уровне и соответствующими актами правительства, при этом управляющая компания ОЭЗ может быть частной, объясняет замглавы департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Никита Пономаренко. ОЭЗ «Ступино Квадрат» — пока единственный проект, не имеющий в своей основе государственного финансирования. «Такая практика в мире существует, и это, безусловно, очень перспективное направление. Сейчас, например, в отдельных субъектах РФ ведутся переговоры с иностранными партнерами о создании специальных территорий для локализации и последующего развития инновационных производств зарубежных компаний под управлением иностранной управляющей компании на базе ОЭЗ», — отмечает Никита Пономаренко. По словам чиновника, такой формат позволяет выводить на внешние рынки единовременно сотни малых и средних инновационных компаний. «Этим компаниям не нужно заниматься всем набором деятельности, связанной с ВЭД, такой, в частности, как сертификация продукции на новом для них рынке, получение разрешений на промышленную застройку, поиск партнеров и ниш для сбыта продукции, наем персонала в стране локализации производства и так далее. За них это делает штат квалифицированных сотрудников управляющей компании. Масштабирование деятельности управляющих компаний инновационных кластеров на внешние рынки и в России может стать важным направлением развития экспортной политики государства», — подчеркивает Никита Пономаренко.

Тренд 5: Парки МСП

Строительство специализированных индустриальных парков для малого и среднего бизнеса должно стать частью нацпроекта по развитию малого предпринимательства. В Минэкономразвития планировали, что к 2024 году может появиться 360 таких небольших площадок по всей стране. МСП традиционно выступают резидентами браунфилд-площадок, заинтересованными в аренде помещений и дополнительных услугах управляющей компании — уборке, охране, транспорте, а не налоговых льготах. «Инвестиции государства в человеческий капитал обеспечивают востребованность и высокий потенциал малого бизнеса, особенно в цифровой экономике. Индустриальные парки уже не имеют ничего общего с эпохой индустриализации раннего СССР. Индустрия стала синонимом профессионального хобби венчурного бизнесмена», — говорит Константин Ордов. По его словам, интеграция цифровых технологий в управление технологическими процессами производства, логистики, продаж способна обеспечить межотраслевые масштабируемые продукты в области не только инжиниринга, но и формирования системы управления в целом. «Это приводит к изменению центра прибыли от собственников средствами производства к собственникам систем управления», — подчеркивает эксперт.


«Все коммуникации строятся у нас на деньги частного инвестора»

Екатерина Евдокимова, управляющий партнер «Джи Ди Пи Квадрат» — девелопера ОЭЗ «Ступино Квадрат»:

— Как частная ОЭЗ, мы живем только за счет клиентов и той репутации, которую нам создают наши резиденты. Мы предоставляем рабочие места для их сотрудников на время строительства предприятий, оказываем полный спектр услуг, включая подбор персонала и обучение иностранному языку.

В государственной ОЭЗ вся земля принадлежит государству и все коммуникации строятся за бюджетные деньги. У нас — на деньги частного инвестора. Это значит, что можно приобрести участок и сразу начинать строительство, не дожидаясь получения статуса резидента. При этом льготы идентичны тем, которые инвесторы могут получить в государственных ОЭЗ: нулевая ставка налогов на землю, имущество и транспорт, 2% — налог на прибыль. За три года мы привлекли 27 инвесторов, девять заводов уже построены, а также гостиница и коворкинг-центр для резидентов, еще десять предприятий начинают стройку в этом строительном сезоне. К концу 2019 года наши инвесторы вложат в экономику региона 10 млрд руб. и наймут на работу 900 человек, а к 2028 году, если рост продолжится теми же темпами, эти показатели превратятся в 80 млрд руб. и 5,5 тыс. рабочих мест.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.