Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Законна ли продажа программного обеспечения без НДС? Приобретение прав на ПО по лицензионному договору у иностранной компании не облагается НДС. Можно ли не платить НДС при передаче прав на использование программного обеспечения без лицензионного договора

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

 

 

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Чем мы можем быть полезны заявителям на льготы, гранты:

- разовые консультации по подготовке к конкурсам на гранты, субсидии, к процедурам на льготы;

- оценка TRL (УГТ) для IT проектов по ГОСТ 58048-2017:

  • Экспертная оценка TRL (УГТ) для IT проектов по ГОСТ 58048-2017;
  • Помощь в самооценке готовности технологии и/или производства по ГОСТ;
  • Содействие в повышении уровня готовности TRL.

- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, казначейским, правовым, маркетинговым вопросам, проведение исследований рынков (маркетинговых),
- консультации по получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- сопровождение проекта в конкурсах региональных органов власти,
- доработка документов и форм заявки, документации проекта:

  • сметы разовых (единовременных, капитальных), текущих (регулярных) платежей,
  • финансовой модели,
  • бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО),
  • меморандума, презентации, паспорта проекта,
  • подготовка пакета документации по проекту,
  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • проведение профессионального исследования рынка (маркетингового) за 30% рыночной стоимости (70% оплатит государство)
  • разработка бизнес-плана проекта (по федеральным требованиям для резидента ОЭЗ ТВТ и ОЭЗ ППТ и по требованиям нижеперечисленных фондов) за 30% рыночной стоимости (70% оплатит государство)
  • получение статуса резидент ОЭЗ ТВТ Иннополис
  • получение статуса участник ИЦ Сколково
  • гранты и субсидии на НИОКР Бортника (ФСИ) fasie
  • гранты на разработку ПАК/АПК и субсидии на НИОКР Сколково
  • гранты на разработку ПАК/АПК и субсидии РФРИТ
  • субсидии на НИОКР на разработку ПАК/АПК Минпромторга
  • льготный 6% годовых РЛК лизинг на оборудование
  • льготные 1-5% займы Фонд развития промышленности
  • оплата государством работ по Сертификации, Регистрация, защита товарного знака, фирменного наименования,
  • оплата государством работ по разработке бренд-бука
  • оплата государством расходов на Патентные исследования (на патентную чистоту, выявление охраноспособных решений и др.),
  • оплата государством расходов на патентование разработанных решений, в т.ч. зарубежное патентование
  • оплата государством расходов на Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД): на технологии (ноу-хау), способы производства, рецептуры, промышленные образцы, полезные модели,
  • получение статуса (войти в реестр) отечественных разработчиков радиоэлектронного изделия
  • получение статуса (войти в реестр) отечественных разработчиков ПО или ПАК/АПК
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • разработка фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании  применяющей налоговые льготы или получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек
  • разработка рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
  • разработка фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
  • включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами;
  • разработка форм учета с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, источникам финансирования
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны:

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?

Автор Григорьева Елена учет и отчетность на ОСНО, УСН; кадры. Опыт около 20 лет

Источник https://nalog-nalog.ru/

23 марта 2023

Продажа программного обеспечения без НДС на внутреннем рынке Российской Федерации возможна на основании льготы, указанной в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако бывают и случаи, когда применение данной льготы незаконно, а значит, покупатель программного обеспечения обязан оплатить предъявленную продавцом сумму НДС.

Рассмотрим порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость реализацию программного обеспечения.

Законодательные положения о программном обеспечении

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из не противоречащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

  1. Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
  2. Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст. 1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора. При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:

  • предмета договора и права его использования (с указанием даты и номера патента, свидетельства, другого документа, удостоверяющего исключительное право на объект);
  • размера оплаты в случае заключения возмездного договора;
  • способов использования объекта интеллектуальной собственности.

Моментом заключения лицензионного договора является дата его госрегистрации (письмо Минфина от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226).

Государство поддерживает развитие IT отрасли в России и для этого вводит ряд налоговых мер, так называемый налоговый маневр.

В чем заключаются такие меры и какие преференции предусмотрены для IT компаний, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к КонсультантПлюс и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности мер поддержки отрасли.

Продажа программного обеспечения без НДС

Обязанность по исчислению и уплате того или иного налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). На территории Российской Федерации реализация товаров, работ, услуг и имущественных прав признана объектом обложения НДС соответственно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Не подлежащие обложению (освобожденные от налогообложения) НДС операции указаны в ст. 149 НК РФ.

Налоговым законодательством, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, разрешено льготное налогообложение передачи исключительных прав на программное обеспечение, выполненной согласно договору на отчуждение исключительных прав или лицензионному договору. Для освобождения от НДС необходимо, чтобы программа для ЭВМ или база данных, на которую вы передаете исключительные права или права на ее использование, была российской и значилась в специальном реестре, утв. Постановлением Правительства от 16.11.2016 №1236.

ВАЖНО! Применить освобождение можно только в том случае, если передаваемые права не связаны с интернет-рекламой и торговлей (абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

То есть НДС на программное обеспечение, включенное в реестр, реализация исключительного права на которое осуществлена по договору об отчуждении, лицензионному или сублицензионному договорам, не исчисляется и не уплачивается в бюджет. Об этом отмечено и в письме Минфина РФ от 07.10.2010 № 03-07-07/66.

ВНИМАНИЕ! Поскольку реализация программного обеспечения подпадает под освобождение от НДС, то входной НДС нужно списывать в расходы. Принять его к вычету нельзя (п.1 ст. 170 НК РФ).

См. также материал «Можно ли не платить НДС при передаче прав на использование программного обеспечения без лицензионного договора?».

Освобождение по подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ действует и в отношении введенного с 2017 года «налога на Google». Минфин напомнил, что предоставление иностранной компанией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через интернет на основании лицензионного соглашения освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (письма Минфина РФ от 30.08.2017 № 03-07-08/55656, от 12.04.2017 № 03-07-08/21812, от 28.04.2017 № 03-07-08/25926).

Иностранные продавцы электронных услуг и программного обеспечения, а также российские посредники, участвующие в расчетах с покупателями, платят НДС по правилам расчета т.е. «налога на Google».

ВАЖНО! К услугам в электронной форме не относятся(п. 1 ст. 174.2 НК РФ):
• продажа товаров (работ, услуг), если их заказывают через Интернет, но доставляют (выполняют) без использования Интернета;
• реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях;
• консультационные услуги по электронной почте;
• предоставление доступа к Интернету.
К таким услугам применяется общий порядок уплаты НДС по сделкам с иностранным лицом.

См. также «Приобретение прав на ПО по лицензионному договору у иностранной компании не облагается НДС».

Приобретение прав на ПО по лицензионному договору у иностранной компании не облагается НДС

Сигаева Елена Учет, налоги при ОСНО и УСН. Опыт более 20 лет 01 марта 2017

Если российская организация приобретает у иностранной организации права на программное обеспечение по лицензионному договору, то такая операция не облагается НДС.

С 01.01.2017 реализация иностранными компаниями российским пользователям прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет и т. п. подпадает под обложение НДС в РФ (так называемый «налог на «Google»). Однако в отношении прав на программное обеспечение по лицензионному договору действует освобождение от НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Дальнейшая передача российской компанией прав по сублицензионным договорам конечным пользователям также не облагается НДС.

На это обратил внимание Минфин России в Письме от 06.02.2017 № 03-07-14/6177.

Исчисление НДС на программное обеспечение

НДС на программное обеспечение необходимо исчислить и уплатить в бюджет в случае:

  • реализации работ по созданию компьютерных программ, выполняемых на основании договоров подряда (письма Минфина РФ от 21.10.2014 № 03-07-03/52967, 03.02.2009 № 03-07-07/04, от 24.06.2008 № 03-07-07/69 );
  • оказания услуг по разработке и модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (письмо Минфина РФ от 02.06.2008 № 03-07-08/134);
  • оказания услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через интернет (письмо Минфина России от 30.11.2016 № 03-07-08/70744);
  • реализации экземпляров компьютерных программ на основании договора купли-продажи, включая и продажу в розницу (письма Минфина РФ от 04.09.2017 № 03-07-07/56481, от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 15.01.2008 № 03-07-08/07 и от 29.12.2007 № 03-07-11/649).

Гражданским кодексом РФ также предусмотрена возможность заключения лицензионного договора между правообладателем программного обеспечения и каждым пользователем через заключение договора присоединения между указанными сторонами. Изложенные на приобретаемых пользователями упаковках экземпляров программы условия данного договора вступают в силу с началом использования продукта. В розничной торговле начала использования программы не происходит, поэтому отсутствует и факт заключения договора присоединения. А это значит, что не происходит и заключения лицензионного договора.

Итоги

Итак, продажа программного обеспечения без НДС может быть законной на основании:

  • передачи прав по исключительной и простой лицензиям, согласно лицензионным и сублицензионным договорам, заключенным по всем правилам, установленным ГК РФ;
  • передачи прав на пользование компьютерными программами и базами согласно лицензионным и сублицензионным договорам, причем факт госрегистрации прав на такие объекты не имеет значения.

См. также материал «Можно ли не платить НДС при передаче прав на использование программного обеспечения без лицензионного договора?».

Можно ли не платить НДС при передаче прав на использование программного обеспечения без лицензионного договора?

Сивова Марина УСН; учет и отчетность малых предприятий; кадры. Опыт 18 лет 28 сентября 2016

Точка зрения чиновников: Передача прав на программное обеспечение освобождается от НДС только при наличии лицензионного договора, оформленного в соответствии с требованиями ГК РФ.

Аргументы:

  1. При передаче прав на использование программного обеспечения для ЭВМ и баз данных освобождение от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется, если заключен лицензионный договор.
    • Письмо Минфина России от 06.09.2016 № 03-07-14/52012.
    • Аналогичные выводы содержит:
    • Письмо Минфина России от 12.01.2009 № 03-07-05/01;
    • Письмо ФНС России от 15.07.2009 № 3-1-10/501@;
    • Письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 № 16-15/27670;
    • Письмо Минфина России от 13.10.2008 № 03-07-11/335.
  2. Применение освобождения при реализации экземпляров программ на основании договоров купли-продажи пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не предусмотрено.
    • Письмо Минфина России от 15.01.2008 № 03-07-08/07;
    • Аналогичные выводы содержит:
    • Письмо УФНС России по г. Москве от 20.02.2008 № 19-11/16268 "Об обложении НДС"
  3. Если договор о передаче прав на использование ПО не соответствует требованиям ГК РФ, положения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не применяются, и налогообложение производится по ставке 18%.
    • Письмо ФНС России от 15.07.2009 № 3-1-10/501@.
    • Аналогичные выводы содержит:
    • Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2011 № КА-А40/9419-11 по делу № А40-140882/10-129-522.

Иностранные продавцы электронных услуг и программного обеспечения, а также российские посредники, участвующие в расчетах с покупателями, платят НДС по правилам расчета т.е. «налога на Google».

ВАЖНО! К услугам в электронной форме не относятся(п. 1 ст. 174.2 НК РФ):
• продажа товаров (работ, услуг), если их заказывают через Интернет, но доставляют (выполняют) без использования Интернета;
• реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях;
• консультационные услуги по электронной почте;
• предоставление доступа к Интернету.
К таким услугам применяется общий порядок уплаты НДС по сделкам с иностранным лицом.

Исчисление и уплата НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

Смотрите в этом материале:

- Какие услуги относятся к услугам в электронной форме?

- Какие услуги не относятся к услугам в электронной форме?

- Порядок определения места реализации электронных услуг

- Порядок уплаты НДС с 1 октября 2022 года

- В каких случаях НДС уплачивает российская организация?

- В каких случаях НДС уплачивает иностранная организация?

- Особенности исчисления и уплаты НДС иностранной организацией

- Постановка на учет иностранных поставщиков электронных услуг

- Порядок уплаты НДС до 1 октября 2022 года

В ст. 174.2 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями на территории РФ услуг в электронной форме (так называемый "налог на Google").

Какие услуги относятся к услугам в электронной форме?

Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть "Интернет", автоматизированно с использованием информационных технологий.

Примечание

Под автоматизированным оказанием услуг следует понимать оказание услуг с использованием автоматизированных систем - совокупностей комплексов средств автоматизации (компонентов автоматизированных систем, включающих программно-технические комплексы, информационные базы и прочие элементы) и сотрудников (персонал) организаций, использующих данные комплексы при оказании соответствующих услуг. При этом во избежание неоднозначности определения термина "автоматизированно" услугами, оказываемыми автоматизированно, следует считать только те услуги, которые поименованы в ст. 174.2 НК РФ (см. письмо Минфина России от 30.03.2021 N 03-07-08/22913).

К таким услугам относятся:

- предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

- оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для ЭВМ и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет";

- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет";

- оказание через сеть "Интернет" услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети "Интернет" в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры, и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети "Интернет", поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет"), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

- хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть "Интернет";

- предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети "Интернет";

- оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть "Интернет" при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

- предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть "Интернет";

- оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

- предоставление доступа к поисковым системам в сети "Интернет";

- ведение статистики на сайтах в сети "Интернет".

Примечание

К информационно-телекоммуникационной сети относится не только сеть "Интернет", но и иные сети, соответствующие понятию определения, предусмотренного п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (см. письма Минфина России от 02.04.2021 N 03-07-08/24548, ФНС России от 18.01.2019 N СД-4-3/687@).

В связи с этим под действие п. 1 ст. 174.2 НК РФ подпадают услуги в электронной форме, оказываемые через усовершенствованную виртуальную частную сеть, а также через глобальную вычислительную сеть, которая используется для объединения всех внутренних сетей компаний международной группы (см. письма Минфина России от 01.03.2019 N 03-07-08/13353, от 19.02.2019 N 03-07-08/10373, от 22.01.2019 N 03-07-08/3061).

Какие услуги не относятся к услугам в электронной форме?

К услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 174.2 НК РФ, не относятся, в частности:

- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть "Интернет" поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети "Интернет";

- реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

- оказание консультационных услуг по электронной почте;

- оказание услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет".

В письме Минфина России от 08.02.2019 N 03-07-08/7638 разъяснено, что передача результатов работ по производству рекламных материалов (видео-, радиоролики, дизайн-макеты, презентации, фотоматериалы и др.) посредством ftp-сервера к услугам, оказанным в электронной форме не относится.

Внимание

К электронным услугам относится также передача прав на использование программ для ЭВМ и др. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 17.01.2019 N 03-07-08/1850, на случаи, предусмотренные п. 3 ст. 174.2 НК РФ, распространяется действие освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако с 1 января 2021 года пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции: не облагается НДС передача исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ (ЕРРП) (с 01.01.2023 - и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть "Интернет".

Таким образом, передача прав на программное обеспечение подлежит обложению НДС, если это ПО не включено в ЕРРП. Иностранное ПО, скорее всего, в реестр российского ПО не войдет, поэтому передача прав на такие программы с 2021 года облагается НДС (см. также письма Минфина России от 13.05.2021 N 03-07-08/36254, от 14.12.2020 N 03-07-08/109049).

Порядок определения места реализации электронных услуг

При определении места реализации рассматриваемых услуг необходимо руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ. Так, согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, оказанных в электронной форме, определяется по месту деятельности покупателя.

В отношении физического лица, не являющегося ИП, приобретающего электронные услуги, местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ в случае, если выполняется хотя бы одно из четырех условий:

1) местом жительства покупателя является РФ;

2) место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, - на территории РФ;

3) сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;

4) международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Отметим, что формулировка о "хотя бы одном" условии крайне неудачна. Дело в том, что организации, оказывающей электронные услуги, в большинстве случаев все четыре параметра неизвестны, и обязанности их выяснять и подтверждать НК РФ не содержит. Например, оператор данных может знать только сетевой адрес покупателя и место нахождение банка. Предположим, они иностранные. Однако это не исключает того, что покупатель проживает на территории РФ, но оператору об этом не сообщил. Как поступать в такой ситуации, Минфин России разъяснил в письме от 27.10.2017 N 03-07-08/70578. В случае, если покупателем оказываемых иностранной организацией электронных услуг является физлицо, сетевой адрес которого зарегистрирован в иностранном государстве, а другая информация недоступна, местом реализации таких услуг территория РФ не признается и, соответственно, эти услуги НДС в РФ не облагаются.

Документами, подтверждающими, что местом оказания физическим лицам, не являющимся ИП, услуг в электронной форме признается территория РФ, являются реестры операций с указанием информации о выполнении приведенных условий, а также о стоимости указанных услуг (п. 5 ст. 148 НК РФ). Форма реестра утверждена приказом ФНС России от 29.08.2017 N ММВ-7-15/693@.

Примечание

Продавец вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно:

- если при оказании услуг в электронной форме местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ,

- и при этом в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором место оказания таких услуг определяется по месту деятельности покупателя, местом осуществления деятельности покупателя признается территория такого иностранного государства.

Порядок уплаты НДС с 1 октября 2022 года

В каких случаях НДС уплачивает российская организация?

С 1 октября 2022 года российские организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие у иностранных компаний электронные услуги (в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров), местом реализации которых является РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ (п. 10.1 ст. 174.2 НК РФ).

Внимание

Если до 1 октября 2022 года покупателем в адрес иностранной организации, состоящей на учете, перечислен аванс в счет оказания услуг в электронной форме, включая НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. При этом покупатель вправе принять к вычету такой НДС, уплаченный в адрес иностранной организации, даже в том случае, если услуги приняты на учет у покупателя услуг после 1 октября 2022 года (см. письмо ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@).

При реализации электронных услуг через посредников (российских организаций, ИП, ОП иностранных компаний, расположенных на территории РФ), состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, налоговыми агентами, как и прежде, признаются посредники. Такие налоговые агенты исчисляют и уплачивают НДС в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 161 НК РФ, с учетом особенностей, установленных п. 4 ст. 174.2 НК РФ (п. 10 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 15.12.2020 N 03-07-08/109813, от 28.08.2017 N 03-07-08/54927).

Подробнее об особенностях исчисления и уплаты НДС росскийкими налоговыми агентами смотрите материал Энциклопедия решений. Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами при покупке электронных услуг у иностранной компании с 1 октября 2022 года

В каких случаях НДС уплачивает иностранная организация?

С 1 октября 2022 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС только в том случае, если они оказывают усуги физическим лицам, не являщимся ИП (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Такие организации по-прежнему должны встать на учет в российских налоговых органах.

Кроме того, НДС уплачивают также иностранные организации - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами - потребителями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. Такие лица признаются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить и уплатить соответствующую сумму налога (второй абзац п. 3 ст. 174.2 НК РФ).

Примечание

В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами - потребителями услуг независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Особенности исчисления и уплаты НДС иностранной организацией

При исчислении и уплате НДС иностранной организацией-продавцом (иностранным посредником), если услуги в электронной форме не оказываются через ее российское обособленное подразделение, необходимо учитывать следующие особенности:

Налоговая база

Стоимость услуг с учетом суммы НДС, исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п. 2 ст. 174.2 НК РФ)

Момент определения налоговой базы

Последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг. Если стоимость услуг выражена в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на указанную дату (п. 4 ст. 174.2 НК РФ)

Налоговый период

Квартал

Ставка налога

Расчетная ставка 16,67% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ)*(1)

Вычет НДС

Суммы НДС, предъявленные иностранным организациям при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА на территории РФ, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе ОС и НМА, на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат (п. 6 ст. 174.2 НК РФ)

Срок уплаты налога

Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 174.2 НК РФ)

Счет-фактура, книги покупок/продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Освобождаются от обязанности по составлению перечисленных документов (п. 3.2 ст. 169 НК РФ)

Декларация

Налоговая декларация представляется по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим п. 3 ст. 11.2 НК РФ, - по ТКС через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае, если исчисление и уплата НДС производятся налоговым агентом, налоговая декларация представляется в налоговый орган таким налоговым агентом *(2)

___________________________________

*(1) В письмах ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@, от 10.03.2017 N СД-3-3/1626@ разъяснено, как применяется расчетная ставка НДС к оказанию электронных услуг иностранными компаниями.

*(2) Форма налоговой декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.11.2016 N ММВ-7-3/646@.

Постановка на учет иностранных поставщиков электронных услуг

Иностранные организации, оказывающие на территории РФ услуги в электронной форме и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг (за исключением иностранных организаций, оказывающих такие услуги через свое российское обособленное подразделение), должны встать на учет в российском налоговом органе. Для этого они должны представить в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания таких услуг (п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 12.12.2016 N ММВ-7-14/677@.

После постановки на учет взаимодействие иностранной организации с российским налоговым органом будет осуществляться через личный кабинет налогоплательщика (п. 3 ст. 11.2, п. 5.2 ст. 23, п. 6 ст. 31 НК РФ). Изложенное актуально и для иностранных организаций - посредников, признаваемых налоговыми агентами по НДС в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ (за исключением иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг через обособленное подразделение, расположенное на территории РФ).

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 15.01.2021 N 03-02-11/1425).

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.