Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

ЦМИТ – это Центр молодежного инновационного творчества. Очень интересная статья создателя ЦМИТ в Екатеринбурге с портала хабрахабр

 

Очень интересная статья создателя ЦМИТ в Екатеринбурге размещена на хабрахабре

ЦМИТ – это Центр молодежного инновационного творчества.

Цель данного топика – поделиться своим опытом в создании ЦМИТ.

В первой части предлагается информация об актуальности создания ЦМИТ. Тем читателям, для которых не стоит вопрос актуальности, предлагается его пропустить.

В остальных разделах вы найдете:

• Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ
• Проблемы образовательной системы. Какая школа нам нужна завтра?
• Ролик о первой студии 3D-моделирования для детей
• Оптимальную схему работы ЦМИТ, бизнес-план
• Проблемы, которые решает ЦМИТ
• Перспективы открытия ЦМИТ
• Оружие, которое напечатали дети
• ЦМИТ как сетевой проект

Актуальность

Осторожно! Реальность. Реальность, которая за окнами наших квартир и стенами домов. Реальность, которая предлагает нам вызовы, на которые государство не в силах ответить. Ответить на эти вызовы можем только мы – прогрессивная молодежь.

Актуальность со стороны образования

Я работал педагогом, педагогом организатором, начальником научно-технического отдела и и.о. директора в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга. Я создал студию 3D-моделирования и 3D-печати для детей и подростков, которая имела сверхвысокий спрос, особенно на фоне других объединений – макраме, авиамоделирования и т.д. Видео можно посмотреть ниже. В ходе работы пришлось столкнуться с колоссальными трудностями административно-бюрократического характера. Проанализировав их я понял, что школьная система и система дополнительного образования не просто перегружена бюрократией, она находится в системном кризисе, который обусловлен:

1. Оторванность педагогов от современной постиндустриальной, рыночной и индустриальной экономики. Педагоги и учителя школ – это бюджетники, которые просто не видят, не чувствуют и не знают, в каком мире они живут. Это люди давно ушедшей социалистической эпохи, которые просто не могут учить детей жизни в современном мире.

2. Институт образования выключен из производственного процесса. Учеников сегодня просто перегружают оторванными от реальности знаниями, которые не применимы и даже вредны. У системы образования нет возможности включится в экономику производства – для этого нет никакой законодательной базы, и если хоть одна школа начнет что-то производить, то на директора заведут уголовное дело. Сегодняшняя помешанность на ЕГЭ убивает все творческое в детях, или убивает их будущее, если ЕГЭ не сдавать.

3. Нет сильных игроков, заинтересованных в системе образования. Если раньше выпускники отправлялись на промышленные предприятия, то сейчас они просто рассеиваются по маленьким бизнесам, обслуживающего характера, с полностью атрофированными мозгами. В лучшем случае могут свой такой же бизнес открыть. Только самые талантливые могут восстать против своего образования и победить его. Ни бизнес, ни государство, не заинтересованы в школьном образовании высокого качества. Ну а родители? Большинство родителей сдают своих детей в школу как в «банк хранения детей».

4. Сбой преемственности поколений. Последние оплоты инженерного знания – советские инженеры старятся и умирают. Сегодня умер Калашников. Эти люди старались передать свои знания, но теперь их нет. Вместе со мной в Доме детского творчества работал единственный во всем Екатеринбурге педагог спортивного моделирования (конструирование кораблей, самолетов), Тропин Анатолий Петрович, в 2013 году ему исполнилось 70 лет. В ближайшие годы в системе образования не останется реальных инженеров. Школьников уже сейчас элементарно некому учить.

5. Молодым предпринимателям нечего делать в школе. Как уже говорилось, школа не подразумевает НИКАКОГО участия в реальной экономике, поэтому тот, кто хочет там работать должен смириться с нищенскими зарплатами и отсутствием возможности творческой научно-технической самореализации. В школы не идут адекватные люди, но как ни странно, технически школы оснащаются хорошо. Я сам видел целые стеллажи новых наборов для робототехники, детских токарных станков-конструкторов, которые дожидаются своего списания. На новом оборудовании просто некому работать (МАОУ СОШ №128, г. Екатеринбурга).
Образовательная структура ЦМИТ лишена маразма школы, а кроме того, как фабрика идей, нужна бизнесу.

В любом случае, в обозримом будущем институт школы придется или демонтировать или модернизировать. Возможно, ему на смену придет ЦМИТ.

Экономическая актуальность

В мире сейчас завершается, а по некоторым данным, завершился процесс глобализации экономики. Старая экономическая система и экономический рост базировался на расширении рынков, за эти рынки шла борьба и войны. Теперь, когда мир глобален и рынки не могут больше расширяться, экономика изменяется. До сих пор спрос превышал предложение, а теперь предложение превышает спрос на мировом рынке. Это значит, что глобальной рыночной экономике пришел конец. Есть много следствий из этого. Остановимся на тех, которые касаются России.
Россия продает нефть и закупает продукцию, вещи, товары. В следствие падения цен на нефть, Россия не сможет закупать эти продукты. В этом случае есть 2 пути – или умереть, или развивать собственные производства и создать свой собственный внутренний рынок. Я вижу, что для этого создается таможенный союз. Значит, Россия выбирает путь собственного рынка. Громадное преимущество России по отношению к развитым странам состоит в том, что внутренние рынки в России свободны для собственного производителя, а у развитых странах они уже заняты, поэтому их ждет депрессия, а Россию – нет. Россия такая страна, что вроде бы и может быть развитой технически, но как-то пока не хочет, вот войдет кризис в острую фазу, упадет нефть, сразу и захочет.
Создание ЦМИТ – это предвосхищение ситуации и создание современных высокотехнологичных центров, способных стать генераторами продукции новой экономики – инноваций.

Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ

В России сейчас набирает силу движение творческих лабораторий, фаблабов, ЦМИТ. Все центры разноплановые, часть из них создаются ребятами на общественных началах, как клубы, часть – при вузах, как часть инновационной инфраструктуры.
Большинство ЦМИТ организовано инициативными группами, которые ставят целью популяризацию научно-технического творчества. И бОльшая часть из них были основаны в последние 3-4 года, это может означать, что начинается новый тренд – тренд создания подобных научно-технических лабораторий. Процесс пока развивается стихийно, что называется «кто в лес – кто по дрова». Кто-то собирается по вечерам как клуб, кто-то создает курсы по робототехнике, кто-то занимается инновациями, кто-то просто выполняет заказы по 3D-печати, но как-то продвижение и структуризация все равно идет.
Приведу ролик о своей студии 3D-моделирования, которую я создавал, это было довольно стихийно, но опыт получился позитивный:

Оптимальная схема работы ЦМИТ, бизнес-план

Дело создания ЦМИТ – это очень светлое, интересное дело. Это дело будущего –производство инноваций и работа с молодежью. Но даже самое светлое дело останавливается или медленно развивается, если интерес не подкреплен финансово. Возникает вопрос: как сделать свой ЦМИТ приносящим прибыль бизнесом?
Я разработал и оттестировал организационную модель работы ЦМИТ. При использовании этой модели гарантированно можно выйти на положительные обороты в первые 2-3 месяца работы центра.
Как организация ЦМИТ является объединенным центром трех направлений:
1. Выполнение заказов по 3D-печати, робототехнике, автоматике и другим прикладным инженерным изысканиям;
2. Инженерной школой для детей, подростков и взрослых;
3. Мини-производство, выпускающее мелкие серии продукции.

Обучение в ЦМИТ – предметно. Дети на стадии обучения приобщаются к инженерии, учатся разрабатывать и конструировать технику, обретают предпринимательские навыки, тем самым учатся и готовятся к будущей взрослой жизни. Но и от инженерной школы большая польза для других направлений – поток идей и энтузиазм детей колоссально помогает в создании инноваций.
Направление 1 (Центр прототипирования) – это первоначальная база ЦМИТ – она приносит небольшой стабильный доход. Направление 2 (Инженерная школа) – приносит доход, но в основном является фабрикой идей для производства инноваций. направление 3 – (Мини-производство) – это основная организационноая и финансовая часть. Все 3 направления разведены во времени и в пространстве так, что обеспечивается безопасный режим работы центра.
Для тех, кто создает ЦМИТ по такой модели, или как-то по-другому, всегда есть возможность получения грантов и другой фандрайзинговой деятельности. В некоторых случаях, когда основной упор делается на образовательное направление, гранты и фандрайзинг может стать основным источником дохода.

Эскиз бизнес-плана может быть таким:
1. Покупка среднего 3D-принтера
Расходы -100 000 рублей

2. Выполнение заказов по 3д-печати (студия прототипирования) и продажа пластика
Расходы: Реклама -1000 – 3000 руб/мес Материалы -3000 12000 руб/мес Доходы: 15000 – 100 000 руб/мес

3. Проведение занятий по 3д-моделированию для детей + обучение педагогов и трудоустройство педагогов
Расходы: — 5 000 – 25 000 руб/мес (аренда, зарплата) Доходы: 5 000 – 84 000 руб/мес

4. Для участников, педагогов, детей, подростков появляется возможность выпускать мелкие серии продукции – инновационный бизнес
Расходов нет Прибыль непрогнозируема

Мой бизнес бизнес вышел на окупаемость, а затем и в небольшой плюс уже на 2-3 месяце существования, при этом существенных расходов на аренду помещения и рекламу нет, поскольку бизнес очень мобилен – взял принтер в охапку и пошел. Помещение для занятий берется в почасовую аренду. Печать можно производить прямо у себя дома. Кому интересно, тот может провести исследование спроса на 3D-печать в своем городе и округе через Яндекс. Также можно посмотреть рынок коммерческого дополнительного образования в Вашем городе. Если спрос есть – вперед. В Сети можно найти материалы и вебинары на тему открытия ЦМИТ как бизнеса.

Социальные проблемы, которые решает ЦМИТ

Просто перечислю эти проблемы. Если вы видите еще положительные стороны такого проекта, то напишите, пожалуйста, в комментариях.
• Занятость детей в свободное от школы время (профилактика наркомании, преступности, экстремизма);
• Инженерное образования детей и ликвидация научно-технической безграмотности населения;
• Проблема преемственности поколений в инженерных науках;
• Проблема инженерных кадров в России и перехода к постиндустриальной экономической формации;
• Проблема отсутствия социальных лифтов и молодежного инновационного предпринимательства.

Перспективы открытия ЦМИТ

Когда Вы откроете свой ЦМИТ, это сразу сделает Вас лакомым кусочком для СМИ и органов гос. власти. СМИ очень интересуются всем необычным, ярким, тем, что может заинтересовать публику, в том числе и позитивным, такие новости тоже есть. Ну а органам власти нужны реальные действия – а у Вас только такие и будут. Таким образов, вы становитесь заметной фигурой в Вашем регионе. Эти слова могут подтвердить те, кто уже этим занимается. Далее в Ваших руках оказываются все возможности для развития туда, куда вы захотите. Все это делает открытие ЦМИТ реально действующим социальным лифтом, открытым сейчас для инженеров и педагогов.

Оружие, которое напечатали дети
В моей студии 3D-моделирования (Xmashina) дети придумали идею ручного карманного оружия. Это арбалет, стреляющий дротиками. Я намеренно не вмешивался в детское творчество и позволил детям самостоятельно решать вопросы: Что делать? Что моделировать? Как назвать изобретение. Это был довольно смелый эксперимент. Эксперимент закончился выводом на рынок нового продукта под названием «Карманный арбалет «Яйцестрел». Яйцестрел может выступать как самостоятельное устройство и в качестве аксессуара (чехла) для сотового телефона. Привожу скрин 3D-моделей в чехле для Iphone 5s без жгута и металлических частей. Это был один из первых опытов детского изобретательства, так что не следует судить строго. Дети просто выплеснули то, что у них внутри. Судя по разговорам детей, Яйцестрел предназначен исключительно для стрельбы по учителям, даже для каждого учителя делали отдельный дротик. В итоге, конечно, ни один учитель не пострадал – пожалели. Данная информация приведена исключительно для того, чтобы продемонстрировать действенность подхода. Обучению в моей студии 3D-моделирования и теме школы будущего будет посвящена отдельная статья.
image
Рисунок 1 — Карманный арбалет «Яйцестрел» – чехол для Iphone 5s

ЦМИТ как сетевой проект
Я готов делиться своим опытом и знаниями в организации студий 3D-моделирования и 3D-печати, а также ЦМИТ в целом.
Мы будем делать сетевую структуру центров по всей России. Центры сами по себе будут являться автономными действующими единицами со своими площадками, юридическими лицами, суверенитетом, идеологией, территориальными и другими особенностями. Мы объединяем информационные ресурсы – интерфейсы для связи с клиентами, гос. структурами, бизнесом. Такая структура более производительна.
Прежде чем открыть свой ЦМИТ подумайте, может быть его сразу стоит присоединить к действующей сетевой структуре, ведь это позволит существенно сэкономить свои средства.
Рассмотрим, в чем преимущество кооперации и создания сетевой компании независимых центров.
Экономия за счет:
• Снижения рекламных издержек;
• Снижения репутационных издержек;
• Снижения организационных издержек.
В сетевой структуре возможно тиражирование Ваших проектов, появляется возможность организации глобальных проектов, и общения в кругу единомышленников из других городов.

Подводя итоги, скажу лишь, что искренне считаю, что будущее российского образования, молодежного инновационного предпринимательства и промышленный потенциал страны зависит от новых форм организации труда, и в числе самых перспективных находится ЦМИТ.

Что такое ЦМИТ

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.

Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). Проект вырос из университетского курса профессора MIT Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) все, что угодно».

В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Как открыть ЦМИТ

Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, составить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед! Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько:

  • выполнение небольших заказов, например, по прототипированию, 3D-печати или автоматике;
  • проведение инженерной школы для детей и взрослых;
  • мини-производство серий продукции.

Статьи расхода тоже несложно спрогнозировать:

  • арендная плата;
  • закупка оборудования, ПО и материалов;
  • зарплата сотрудникам;
  • налоги и ряд постоянных издержек.

Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса. Другой вопрос, если речь идет о создании такого центра при наличии господдержки.

Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии федерального бюджета в размере ₽7 млн.

Кто дает субсидии

Субсидию на реализацию проекта можно получить в рамках конкурса «Поддержка центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ)». Заявки на участие в конкурсе принимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, или «фонд Бортника»  прим.ред.).

Кто может рассчитывать на субсидию

На получение субсидии могут рассчитывать юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ:

  • размер выручки за предыдущий год без учета НДС не превышает ₽800 млн;
  • средняя численность работников не более 100 человек;
  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49%.

Компания должна являться участником программы государственной поддержки МСП Минэкономразвития России по созданию или обеспечению деятельности ЦМИТ, либо действовать в интересах уже созданных ЦМИТ, а также иметь ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1.

Заявляемый проект не должен иметь других бюджетных источников финансирования в течение всего периода реализации проекта с использованием гранта и каких-либо других незавершенных отношений с Фондом содействия инновациям. Сами участники проекта – физические лица тоже не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям.

На что тратить деньги

Субсидии федерального бюджета можно использовать только на утвержденные направления деятельности:

  • приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов);
  • приобретение электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации);
  • приобретение программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования;
  • обеспечение связи;
  • финансовое обеспечение образовательных проектов и мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность.

Требования к центрам

Существует ряд требований, которым ЦМИТ должен соответствовать:

  • наличие собственных или арендованных помещений площадью не более 120 кв. м для размещения оборудования;
  • наличие стандартного набора оборудования;
  • наличие в штате не менее двух специалистов, умеющих работать с этим оборудованием;
  • наличие в штате специалистов, имеющих опыт работы с детьми;
  • предоставление открытого доступа к оборудованию;
  • наличие интернет-связи и интернет-портала.

Кроме того, организаторы ЦМИТ должны обеспечивать его деятельность на протяжении 10 лет с момента создания.

Стандартный набор оборудования

Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.

Мнения

Полина Дятлова, руководитель Фаблаб «Политех» (Россия, Санкт-Петербург):

– В 2011 году Политехнический университет отправил нас с коллегами на стажировку в Фаблаб при архитектурном университете Каталонии (Испания, Барселона). Примерно в это же время в России открылась программа поддержки ЦМИТов от Минэкономразвития России. Наша команда взялась за организацию подобного центра на базе Политехнического университета и получила первый грант от Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития и Правительства Санкт-Петербурга.

Для популяризации инженерного творчества среди молодежи, мы организуем инженерные школы, недели науки, интенсивы для абитуриентов. В основном мы получаем финансовую поддержку от Политехнического университета, а так же в виде грантов от фондов и институтов развития, но бывают и коммерческие заказы. По своему опыту скажу, что главное – ничего не бояться, идти вперед, проверять на практике возникающие проектные и организационные гипотезы.

Руководитель Фаблаба «Политех» Полина Дятлова на награждении Fabacacademy 2016

Гжегош Белика, вице-президент Фаблаб «Лодзь» (Польша, Лодзь):

– Наша формула существования: оставаться независимыми от государственных грантов и субсидий. История фандрайзинга у нас довольно сложная: 90% средств, полученные в течении последних трех, лет были собраны за счет индивидуальной работы с частными фондами. Мы также привлекаем к сотрудничеству бизнес, проводим краудфандинговые кампании…

Целевая аудитория нашего центра – это энтузиасты движения DIY (do it yourself – «сделай сам»). Мы предоставляем творческое и инновационное пространство (в том числе и оборудование) для развития и самореализации. Помимо этого, проводим курсы по 3D-моделированию, программированию, дизайну одежды и даже сварке.

3D-принтер Фаблаба «Лодзь» для ZSP 20

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.