Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

На чем "ловит" ФНС резидентов ТОСЭР? Что предъявили ООО "Машиностроительная компания" (резидент ТОСЭР Новокузнецк Кемеровской области)?

"Камуфляж" трудовых отношений под договоры гражданско-правоого характера с ФЛ - легко доказать

 

с 1 января 2019 НК РФ для резидентов ТОСЭР вводит понятия "вновь созданные рабочие места" и "физические лица, занятые на них" п.10.1 статьи 427, но возникают вопросы применимости к переходному периоду с даты входа резидента в ТОСЭР до 31.12.2018

 

Федеральный закон 300-ФЗ в корне меняет ситуацию по льготным тарифам страховых взносов в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского обязательного страхования наемных работников, все полученные разъяснения от налоговых органов

 

 

 

 

Записывайтесь на вебинары (Zoom - онлайн конференции) на темы:

  • Риски взаимозависимых компаний в ТОСЭР.
  • Как сохранить льготы резидента ТОСЭР?
  • Как не надо делать: разбор типовых ошибок в операциях взаимозависимых компаний.
  • Тактика правильных действий: как не попасть на статью 54.1?
  • Как сохранить льготы? Рекомендации руководству и коллективу
  • Правильное построение бизнес-процессов: операций, доходов, расходов, имущества, земельных участков, рабочих мест, физических лиц - при осуществлении:

                         - деятельности по реализации соглашения ТОСЭР

                         - иной деятельности

Взаимозависимость компаний установить не так сложно (вся информация - "на поверхности лежит" , доказательства добыть - вопрос времени и техники)

Взаимозависимость - еще не приговор по 54.1 НК РФ Взаимозависимость - не приговор в спорах об "искусственном дроблении" бизнеса. Согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. Гид по обвинениям в искусственном дроблении бизнеса

 

 

Практика обвинений 54.1 НК в искусственном дроблении бизнеса

Сотрудники компании разрабатывают для руководства (ЛПР, руководителей структурных подразделений, МОЛ) компаний, ставших резидентами ТОСЭР, ОЭЗ, иных режимов (получивших налоговые, НЕналоговые - преференции: льготы, гранты, субсидии, земельные имущественные преференции, льготные тарифы, з/у и т.п.) - рекомендации по:

  • планированию хозяйственных операций,
  • проведению, контролю операций, сверке с планами,
  • оценке налоговых последствий сделок

с целью:

  • соблюдения условий соглашения (резидента ТОСЭР или т.п.) с органами власти
  • сохранения налоговых льгот - особого преференциального режима.

Четыре "потому что":

1. Потому что "попасть" в реестр (резидентов ТОСЭР, иных преференциальных режимов) - это только часть формулы успеха...

2. Потому что обычно после "входа" происходит расслабление и руководства и сотрудников.

3. Потому что "войти" в ТОСЭР - это только 1 этап работы: не самый трудоемкий, не самый высоко рисковый.

4. Потому что самое трудное - не получить, а сохранить льготы!

 

Вы можете направить свой вопрос консультантам (форма внизу страницы*):

* Конфиденциальность гарантирована, требуется согласие на обработку персональных данных - политика обработки персональных данных прикреплена внизу страницы

 

Мы можем помочь Вам в разработке:

- фрагментов учетной политики компании, применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, РИП или получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;
- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения ТОСЭР;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах

Вопросы бухгалтерского, налогового учета у резидента ТОСЭР (ТОР), ОЭЗ в том числе спорные

 

 

Вопрос - ответ по учету резидента ТОСЭР

">

Кто "попался": резидент ТОСЭР "Новокузнецк"

решение от 30.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9209/2022.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2023 г. N Ф04-6994/22 по делу N А27-9209/2022

На чем "попался": применил льготные ставки страховых взносов с фонда заработной платы ФОТ по работникам, которые были до "входа в ТОСЭР" наняты на ранее созданные рабочие места (не являются новыми)

резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

Судом первой инстанции установлено, что между обществом и Правительством Кемеровской области - Кузбасса заключено соглашение от 11.10.2019 N 403-17 "Об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Новокузнецк", предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на реализацию инвестиционного проекта "Организация производства горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих" (далее - соглашение).

Пунктом 2.1.3 соглашения предусмотрено, что общество (резидент) обязуется создать рабочие места в количестве не менее установленного в бизнес-плане инвестиционного проекта, но не менее 10 (десять) новых рабочих мест в течение первого года с даты заключения данного соглашения.

Согласно пункту 6 бизнес-плана инвестиционного проекта "Организация производства горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих" от 28.11.2019 количество трудоустроенных сотрудников по проекту составляет 32 человека, в том числе 30 вновь созданных рабочих мест.

01.06.2020 заявитель представил в инспекцию расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года. Согласно названному расчету количество застрахованных лиц, в отношении которых обществом применен льготный тариф страховых взносов в размере 7,6 %, составляет 18 человек.

12.02.2021 заявитель представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за 2020 год, согласно которому количество застрахованных лиц, в отношении которых обществом применен льготный тариф страховых взносов в размере 7,6 %, составляет 32 человека.

Вместе с тем в ходе налоговых проверок инспекция пришла к выводу о том, что общество при исчислении страховых взносов за 1 квартал 2020 года, за 2020 год неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% на суммы выплат, начисленных в пользу 10 физических лиц, а именно: Дударева С.В., Недорезова В.Ю., Жаркова Ю.А., Бессмертного Ю.А., Волкова А.Н., Ментюкова К.И., Каташевой Е.Н., Ермакова Е.А., Семенкова А.М., Сапожкова П.Р., которые являлись работниками общества до включения в реестр резидентов ТОСЭР "Новокузнецк".

Так, инспекцией принято во внимание, что до включения общества в реестр резидентов ТОСЭР физические лица Недорезов В.Ю., Бессмертный С.Н., Ермаков Е.А. осуществляли трудовую деятельность в обществе на основании трудовых договоров в должностях токарей и фрезеровщика; после включения заявителя в реестр резидентов ТОСЭР трудовые договоры с указанными лицами были перезаключены обществом.

При этом из анализа трудовых договоров (первоначальных и вновь заключенных), должностных инструкций, показаний свидетелей следует, что трудовые обязанности указанных сотрудников после перезаключения с ними трудовых договоров не изменились, должностные инструкции фрезеровщика и токаря не были дополнены новыми обязанностями, связанными с производством горношахтного оборудования, запасных частей и комплектующих.

Кроме того, должности фрезеровщика и токаря были предусмотрены штатным расписанием общества еще до заключения соглашения.

В отношении Дударева С.В. (электрогазосварщика 4 разряда), Жаркова Ю.А. (водителя-экспедитора), Волкова А.Н. (плавильщика металла и сплавов 5 разряда), Ментюкова К.И. (сверловщика 3 разряда), Каташевой Е.Н. (стерженщика ручной формовки 3 разряда), Семенкова А.М. (электрогазосварщика 4 разряда), Сапожкова П.Р. (коммерческого директора) налоговым органом установлено, что между названными физическими лицами и обществом в 2019 году были заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ (услуг).

При анализе указанных гражданско-правовых договоров инспекция, установив, что отношения сторон договоров имели систематический и длящийся характер, договоры заключались в целях обеспечения деятельности непрерывного производственного процесса, штатным расписанием от 28.09.2018 (с учетом изменений, внесенных приказом N 1 от 01.04.2019) предусмотрены штатные единицы (должности) на оказанные услуги по гражданско-правовым договорам с физическими лицами на выполнение работ (услуг), пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае фактически между сторонами договоров существовали трудовые отношения.

Поскольку после вступления общества в реестр резидентов ТОСЭР и заключения трудовых договоров с Дударевым С.В., Жарковым Ю.А., Волковым А.Н., Ментюковым К.И., Каташевой Е.Н., Семенковым А.М., Сапожковым П.Р. их трудовые обязанности и рабочие места не изменились, инспекция сделала вывод об отсутствии у заявителя правовых оснований для применения пониженных тарифов в отношении указанных физических лиц.

Признавая законными оспариваемые решения налогового органа, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства (в том числе трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание, показания свидетелей), исходил из следующего:

- до включения общества в реестр резидентов ТОСЭР указанные выше физические лица осуществляли трудовую деятельность в обществе на основании трудовых договоров либо гражданского-правовых договоров, которые правомерно переквалифицированы налоговым органом в трудовые; после включения заявителя в реестр резидентов ТОСЭР трудовые договоры с указанными лицами были перезаключены обществом, при этом доказательств того, что трудовая функция указанных лиц после перезаключения с ними договоров изменилась, в частности, в связи с прохождением переобучения (переквалификации), обществом не представлено;

- осуществляемая с момента образования обществом деятельность по производству машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства предполагает наличие в штате токаря, фрезеровщика, сверловщика, электрогазосварщика, плавильщика металлов и сплавов, формовщика, водителя, обладающих соответствующей профессиональной компетенцией и квалификацией, соответственно, создание спорных рабочих мест было осуществлено заявителем не в целях задействования в производственных процессах, связанных исключительно с реализацией инвестиционного проекта, а явилось следствием необходимости в штате сотрудников, поскольку производственный характер деятельности Общества напрямую зависит от их наличия на постоянной основе.

Принимая во внимание, что спорные рабочие места были предусмотрены в обществе до заключения соглашения, а не впервые созданы им с целью реализации инвестиционного проекта, следовательно, обществом не соблюдены требования и ограничения, установленные статьей 427 НК РФ, Законом N 473-ФЗ, суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа о неправомерности применения обществом пониженных страховых тарифов в отношении указанных выше сотрудников.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года, за 2020 год, по результатам которых приняты решения:

- от 16.02.2021 N 893 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 500 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств); данным решением обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общем размере 129 056,88 руб., начислены пени в размере 10 034,18 руб.;

- от 23.11.2021 N 4437 (с учетом изменений, внесенных инспекцией письмом от 26.01.2022 N 10-26/01596) о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в общем размере 12 093,45 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств); данным решением обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование в общем размере 386 990 руб., начислены пени в размере 41 684,98 руб.

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление) от 31.05.2021 N 307, от 28.01.2022 N 32 апелляционные жалобы общества на решения налогового органа оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска обществом установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением о признании недействительными решений инспекции и отсутствия уважительных причин для его восстановления; отсутствия оснований для признания недействительными оспариваемых актов.

Суд кассационной инстанции, оставляя судебный акт без изменения, исходит из норм права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ).

В силу части 3 статьи 34 Закона N 473-ФЗ резидентами ТОСЭР, указанных в части 1 данной статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям:

1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;

2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;

3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.

Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ по существу уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

В целях названного пункта статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 473-ФЗ.

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Из изложенного следует, что резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

Судом первой инстанции установлено, что между обществом и Правительством Кемеровской области - Кузбасса заключено соглашение от 11.10.2019 N 403-17 "Об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Новокузнецк", предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на реализацию инвестиционного проекта "Организация производства горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих" (далее - соглашение).

Пунктом 2.1.3 соглашения предусмотрено, что общество (резидент) обязуется создать рабочие места в количестве не менее установленного в бизнес-плане инвестиционного проекта, но не менее 10 (десять) новых рабочих мест в течение первого года с даты заключения данного соглашения.

Согласно пункту 6 бизнес-плана инвестиционного проекта "Организация производства горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих" от 28.11.2019 количество трудоустроенных сотрудников по проекту составляет 32 человека, в том числе 30 вновь созданных рабочих мест.

01.06.2020 заявитель представил в инспекцию расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года. Согласно названному расчету количество застрахованных лиц, в отношении которых обществом применен льготный тариф страховых взносов в размере 7,6 %, составляет 18 человек.

12.02.2021 заявитель представил в налоговый орган расчет по страховым взносам за 2020 год, согласно которому количество застрахованных лиц, в отношении которых обществом применен льготный тариф страховых взносов в размере 7,6 %, составляет 32 человека.

Вместе с тем в ходе налоговых проверок инспекция пришла к выводу о том, что общество при исчислении страховых взносов за 1 квартал 2020 года, за 2020 год неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% на суммы выплат, начисленных в пользу 10 физических лиц, а именно: Дударева С.В., Недорезова В.Ю., Жаркова Ю.А., Бессмертного Ю.А., Волкова А.Н., Ментюкова К.И., Каташевой Е.Н., Ермакова Е.А., Семенкова А.М., Сапожкова П.Р., которые являлись работниками общества до включения в реестр резидентов ТОСЭР "Новокузнецк".

Так, инспекцией принято во внимание, что до включения общества в реестр резидентов ТОСЭР физические лица Недорезов В.Ю., Бессмертный С.Н., Ермаков Е.А. осуществляли трудовую деятельность в обществе на основании трудовых договоров в должностях токарей и фрезеровщика; после включения заявителя в реестр резидентов ТОСЭР трудовые договоры с указанными лицами были перезаключены обществом.

При этом из анализа трудовых договоров (первоначальных и вновь заключенных), должностных инструкций, показаний свидетелей следует, что трудовые обязанности указанных сотрудников после перезаключения с ними трудовых договоров не изменились, должностные инструкции фрезеровщика и токаря не были дополнены новыми обязанностями, связанными с производством горношахтного оборудования, запасных частей и комплектующих.

Кроме того, должности фрезеровщика и токаря были предусмотрены штатным расписанием общества еще до заключения соглашения.

В отношении Дударева С.В. (электрогазосварщика 4 разряда), Жаркова Ю.А. (водителя-экспедитора), Волкова А.Н. (плавильщика металла и сплавов 5 разряда), Ментюкова К.И. (сверловщика 3 разряда), Каташевой Е.Н. (стерженщика ручной формовки 3 разряда), Семенкова А.М. (электрогазосварщика 4 разряда), Сапожкова П.Р. (коммерческого директора) налоговым органом установлено, что между названными физическими лицами и обществом в 2019 году были заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ (услуг).

При анализе указанных гражданско-правовых договоров инспекция, установив, что отношения сторон договоров имели систематический и длящийся характер, договоры заключались в целях обеспечения деятельности непрерывного производственного процесса, штатным расписанием от 28.09.2018 (с учетом изменений, внесенных приказом N 1 от 01.04.2019) предусмотрены штатные единицы (должности) на оказанные услуги по гражданско-правовым договорам с физическими лицами на выполнение работ (услуг), пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае фактически между сторонами договоров существовали трудовые отношения.

Поскольку после вступления общества в реестр резидентов ТОСЭР и заключения трудовых договоров с Дударевым С.В., Жарковым Ю.А., Волковым А.Н., Ментюковым К.И., Каташевой Е.Н., Семенковым А.М., Сапожковым П.Р. их трудовые обязанности и рабочие места не изменились, инспекция сделала вывод об отсутствии у заявителя правовых оснований для применения пониженных тарифов в отношении указанных физических лиц.

Признавая законными оспариваемые решения налогового органа, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства (в том числе трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание, показания свидетелей), исходил из следующего:

- до включения общества в реестр резидентов ТОСЭР указанные выше физические лица осуществляли трудовую деятельность в обществе на основании трудовых договоров либо гражданского-правовых договоров, которые правомерно переквалифицированы налоговым органом в трудовые; после включения заявителя в реестр резидентов ТОСЭР трудовые договоры с указанными лицами были перезаключены обществом, при этом доказательств того, что трудовая функция указанных лиц после перезаключения с ними договоров изменилась, в частности, в связи с прохождением переобучения (переквалификации), обществом не представлено;

- осуществляемая с момента образования обществом деятельность по производству машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства предполагает наличие в штате токаря, фрезеровщика, сверловщика, электрогазосварщика, плавильщика металлов и сплавов, формовщика, водителя, обладающих соответствующей профессиональной компетенцией и квалификацией, соответственно, создание спорных рабочих мест было осуществлено заявителем не в целях задействования в производственных процессах, связанных исключительно с реализацией инвестиционного проекта, а явилось следствием необходимости в штате сотрудников, поскольку производственный характер деятельности Общества напрямую зависит от их наличия на постоянной основе.

Принимая во внимание, что спорные рабочие места были предусмотрены в обществе до заключения соглашения, а не впервые созданы им с целью реализации инвестиционного проекта, следовательно, обществом не соблюдены требования и ограничения, установленные статьей 427 НК РФ, Законом N 473-ФЗ, суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа о неправомерности применения обществом пониженных страховых тарифов в отношении указанных выше сотрудников.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.