Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Судебная практика и Разъяснения Департамента налоговой политики Минфина России и ФНС по вопросам льгот

Информация Федеральной налоговой службы от 7 декабря 2020 г.

"Суды подтвердили, что только по вновь созданным рабочим местам организация-резидент ТОСЭР может льготировать страховые взносы"

Закон предусматривает пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 473-ФЗ.

Федеральным законом N 300-ФЗ, вступившим в силу с 03.08.2018, статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1, по которому пониженные тарифы применяются исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов за физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Это рабочие места, впервые создаваемые резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения, заключенного в соответствии с законом N 473-ФЗ.

 

В связи с этим в письме ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@ разъяснила, что резидент ТОСЭР, получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу закона N 300-ФЗ применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат работникам, занятым на новых рабочих местах, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности и предусмотренных впоследствии штатным расписанием.

 

Это подтвердил и Верховный Суд РФ по делу о проверке законности положений письма. Он исходил из того, что для организаций, ставших резидентами ТОСЭР до 03.08.2018, внесенные в НК РФ изменения не привели к ухудшению их положения, поскольку в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР должны создаваться новые рабочие места.

 

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за девять месяцев 2018 года инспекция установила, что общество неправомерно рассчитало взносы по пониженным тарифам в отношении всех рабочих мест, при этом в рамках инвестиционного проекта было создано только 155 новых рабочих мест. Обществу были доначислены суммы неуплаченных взносов и пени.

 

Не согласившись с применением пониженных страховых взносов лишь в отношении вновь созданных рабочих мест, общество обратилось в суд. Оно указывало, что новые требования, введенные законом N 300-ФЗ, ухудшают его положение и не должны распространяться на инвестиционные правоотношения, возникшие до вступления в силу этого документа.

 

Арбитражные суды трех инстанций со ссылкой на решение Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935 подтвердили позицию налогового органа о том, что ООО, являясь резидентом ТОСЭР, неправомерно занизило тарифы страховых взносов в отношении своих работников.

 

Решение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2020 г. N АКПИ19-935

Именем Российской Федерации

 

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 июля 2020 г. N АПЛ20-151 настоящее решение оставлено без изменения

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Глазковой А.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, акционерного общества "ДАКГОМЗ", акционерного общества "Птицефабрика "Комсомольская", общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Пчелы-Свободный", общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Импульс+", общества с ограниченной ответственностью "Город 415", общества с ограниченной ответственностью "Николаевская судоремонтная компания" об оспаривании частично письма Федеральной налоговой службы от 28 мая 2019 г. N БС-4-11/10247@,

 

установил:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 3 августа 2018 г., (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ) статья 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) дополнена пунктом 10 1, положениями которого предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ) исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

 

Действие этих положений пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 300-ФЗ в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных на территории Дальневосточного округа (далее - ДФО), и резидентов СПВ распространено на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 г.

 

В связи с изменением правового регулирования применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и СПВ Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) по данным вопросам 28 мая 2019 г. издано письмо N БС-4-11/10247@ (далее - Письмо), адресованное территориальным налоговым органам и плательщикам страховых взносов, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).

 

На основании анализа положений пункта 2 статьи 5, пункта 4 статьи 5, пункта 10 1 статьи 427 НК РФ, Федерального закона N 300-ФЗ, Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) ФНС России пришла к выводу о том, что резидент ТОСЭР или СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 3 августа 2018 г., обязан после вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, то есть с 3 августа 2018 г., применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанной в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР или СПВ (абзац одиннадцатый Письма).

 

Аналогичного содержания разъяснения приводятся в восемнадцатом абзаце Письма, согласно которым плательщики страховых взносов, получившие статус резидента ТОСЭР в ДФО или резидента СПВ как до, так и после 26 июня 2018 г., с 3 августа 2018 г. применяют пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

 

Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина, акционерное общество "ДАКГОМЗ", акционерное общество "Птицефабрика "Комсомольская", общество с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Пчелы-Свободный", общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Импульс+", общество с ограниченной ответственностью "Город 415", общество с ограниченной ответственностью "Николаевская судоремонтная компания", получившие статус резидентов ТОСЭР до 26 июня 2018 г., обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующими приведенных положений Письма как акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, указывая на то, что оспариваемые абзацы акта противоречат действительному смыслу разъясняемых законоположений и воле законодателя, изменяют официально признанный статус административных истцов как плательщиков пониженных ставок страховых взносов со всей налоговой базы, вводя новые, не предусмотренные в законе правила действия закона во времени, налагая на административных истцов несение внезапных и непредвиденных затрат в рамках расходов на осуществление экономической деятельности, чем существенно нарушают их права и законные интересы, связанные со свободным осуществлением ими экономической деятельности, и вступают в противоречие с конституционными принципами правовой определенности, стабильности регулирования, поддержания уважения к государству и справедливости.

 

В обоснование требований административные истцы сослались на то, что, основываясь на названных разъяснениях Письма, территориальные налоговые органы направили в адрес административных истцов уведомления, в которых указали на неправомерное применение в 2018 году пониженных тарифов страховых взносов со всей налоговой базы, отметив, что пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

 

В судебном заседании представители Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина - адвокат Кравченко Д.В., Дроздов А.А., Оленева Е.С., акционерного общества "ДАКГОМЗ" - Малашенко Н.Г., Ширяев А.В., акционерного общества "Птицефабрика "Комсомольская" - адвокат Кузнецов П.Е., Грось Д.А., общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Импульс+" - Грось Д.А. просили удовлетворить административные исковые заявления.

 

Представители общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Пчелы-Свободный", общества с ограниченной ответственностью "Город 415", общества с ограниченной ответственностью "Николаевская судоремонтная компания" в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

 

В письменных возражениях на административные исковые заявления административный ответчик ФНС России и заинтересованное лицо Минфин России указали, что Письмо соответствует действительному смыслу разъясняемых им законоположений, содержащиеся в оспариваемых абзацах Письма выводы не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) норм НК РФ и приведенных в нем федеральных законов, не влекут изменение правового регулирования соответствующих правоотношений, не устанавливают самостоятельных норм, обязательных к применению, и не нарушают прав административных истцов и неопределенного круга лиц.

 

В судебном заседании представители ФНС России Матвиенко А.А., Денисаев М.А., Катронова И.Н., Минфина России - Лобова Е.Н., поддержав изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

 

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административных истцов общество с ограниченной ответственностью "РФП Древесные гранулы" и общество с ограниченной ответственностью "Смена", также получившие статус резидентов ТОСЭР до 26 июня 2018 г., в своих письменных ходатайствах поддержали административные исковые заявления.

 

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "РФП Древесные гранулы" Сикачев М.Н. просил об их удовлетворении.

 

Директор общества с ограниченной ответственностью "Смена" направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

 

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письменном отзыве на административные иски указало, что Письмо не соответствует действительному смыслу разъясняемых им положений НК РФ, не являясь нормативным правовым актом, фактически вводит новое правовое регулирование, формулирует предписания общего характера, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

 

Выслушав стороны, заинтересованных лиц, проверив оспариваемый акт на наличие нормативных свойств, позволяющих применять его неоднократно в качестве обязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, а также его соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административных исковых заявлений.

 

Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определены Федеральным законом N 473-ФЗ, согласно пункту 3 статьи 2 которого территорией опережающего социально-экономического развития является часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

 

Резидент территории опережающего социально-экономического развития - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с данным федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - реестр резидентов) (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ).

 

Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента ТОСЭР закреплены в статье 13 названного закона.

 

Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами территории опережающего социально-экономического развития с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ).

 

Из положений статьи 3 указанного федерального закона следует, что ТОСЭР создается по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР принимается в форме постановления, которое предусматривает в том числе описание местоположения границ ТОСЭР.

 

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в области создания ТОСЭР на территории Дальневосточного федерального округа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 г. N 287, является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития России) (пункт 1), которое заключает соглашение о создании ТОСЭР с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органом (органами) муниципального образования (муниципальных образований) (часть 5 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ, подпункт 4.2.19.2 Положения о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664).

 

На ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (статья 17) и другими федеральными законами предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, который включает в себя особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР; особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; иные предусмотренные данным федеральным законом и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

 

В целях реализации положений Федерального закона N 473-ФЗ был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 519), которым Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон о страховых взносах) был дополнен статьей 58.5, установившей для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР, применение пониженных тарифов в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он был получен (статья 17).

 

Этой же нормой было предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - резидентов ТОСЭР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

 

Изложенное свидетельствует о том, что, несмотря на возникновение выпадающих доходов внебюджетных фондов, подлежащих компенсации за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, законодателем для плательщиков ТОСЭР введены указанные преференции.

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250) Федеральный закон о страховых взносах с 1 января 2017 г. признан утратившим силу (пункт 5 статьи 18), а НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" дополнен разделом XI, в котором статьей 427 для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (пункт 8 статьи 2).

 

Согласно пункту 10 указанной статьи (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона N 300-ФЗ) пониженные тарифы страховых взносов применялись в отношении резидентов ТОСЭР, получивших такой статус, не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

 

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

 

Из приведенных законоположений следует, что плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР и осуществляющий деятельность по реализации инвестиционного проекта и иные виды деятельности, не предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен такой статус, к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым физическим лицам, занятым в исполнении упомянутого инвестиционного проекта, поименованного в соглашении об осуществлении деятельности.

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, содержащегося в перечне поручений по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ 5-8 сентября 2017 г., утвержденном Президентом Российской Федерации 27 сентября 2017 г. N Пр-1968 (подпункт "а" пункта 1), и поручения Правительства Российской Федерации (пункт 4 протокола от 5 мая 2017 г. N ДМ-П16-24пр) в целях обеспечения стабильности условий осуществления резидентами ТОСЭР предпринимательской деятельности и обеспечения конкурентоспособности ТОСЭР, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО), был принят Федеральный закон N 300-ФЗ, вступивший в силу 3 августа 2018 г., которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10 1, отменяющим трехлетнее ограничение с момента создания ТОСЭР, расположенных на территории ДФО (с 26 июня 2015 г.), для приобретения резидентами ТОСЭР в ДФО права на применение пониженных тарифов с продлением для них до 31 декабря 2025 г. периода, в течение которого резиденты этих территорий, получая соответствующий статус, приобретают и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов.

 

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 300-ФЗ действие положений пункта 10 1 статьи 427 Кодекса в отношении резидентов ТОСЭР в ДФО распространено на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 г.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие положение плательщиков страховых взносов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

 

Положения пункта 10 1 статьи 427 Кодекса в части снятия ограничения по сроку предоставления права на применение пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОСЭР в ДФО, как улучшающие положение плательщиков страховых взносов, имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 г.

 

Плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР в ДФО с 26 июня 2018 г. по 31 декабря 2025 г. (включительно), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им этого статуса (при соблюдении установленного пунктом 10 1 статьи 427 Кодекса условия о минимальном объеме инвестиций) при том, что до принятия Федерального закона N 300-ФЗ такое право плательщик приобретал только в том случае, если в первые три года от создания ТОСЭР в ДФО получил статус резидента указанной территории.

 

Также Федеральным законом N 300-ФЗ уточнены условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, а именно применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

 

В целях пункта 10 1 статьи 427 Кодекса под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

 

В связи с изложенным резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

 

Из положений статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 2 апреля 2015 г. N 42 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана" следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, как до, так и после вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и соответственно в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

 

При изложенных обстоятельствах в отношении плательщиков страховых взносов, ставших резидентами ТОСЭР до вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, внесенные этим федеральным законом изменения в Кодекс не привели к ухудшению их положения, учитывая, что для исполнения соглашений об осуществлении деятельности резидентами ТОСЭР должны создаваться новые рабочие места. Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

 

Вместе с тем решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем. При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

 

Федеральный закон N 300-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 3 августа 2018 г. (пункт 1 статьи 3).

 

Следовательно, все резиденты ТОСЭР обязаны применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, со дня вступления в силу названного закона, то есть с 3 августа 2018 г.

 

Указание в Письме на применение с 3 августа 2018 г. новых положений к лицам, получившим статус резидента ТОСЭР как до, так и после 26 июня 2018 г., не противоречит положениям пункта 10 1 статьи 427 НК РФ и Федеральному закону N 300-ФЗ, не влечет изменение правового регулирования соответствующих правоотношений, не устанавливает самостоятельных норм, обязательных к применению, и не нарушает права и законные интересы административных истцов и неопределенного круга лиц.

 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 г. N 2525-О).

 

Резиденты ТОСЭР кроме пониженных тарифов имеют ряд иных льгот, связанных с ведением деятельности при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР.

 

Помимо их права на применение льготного налогообложения по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу, права пользоваться пониженными тарифами при уплате страховых взносов и ускоренным порядком возмещения НДС по отношению к данным субъектам правоотношений действует режим свободной таможенной зоны, применяется упрощенный порядок осуществления государственного и муниципального контроля и другие преференции.

 

Для резидентов ТОСЭР оказывается поддержка со стороны государства, требующая значительных вложений бюджетных средств в строительство инфраструктуры, компенсации коммунальных тарифов, приоритетного подключения к объектам действующей и вновь созданной инфраструктуры, сокращения сроков получения разрешительной документации. Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 473-ФЗ закреплено, что финансовое обеспечение на размещение объектов инфраструктуры ТОСЭР осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

 

При этом в случае утраты статуса резидента суммы полученных льгот по налогам, сборам, страховым взносам, а также иных преференций, полученных в период, когда такой налогоплательщик числился резидентом, но не выполнял условия соглашения об осуществлении деятельности, заключенного с Минвостокразвития (по созданию дополнительных рабочих мест, инвестициям в экономику региона), бюджетной системе Российской Федерации не компенсируются.

 

Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.

 

Учитывая изложенное, а также положения пункта 1 статьи 420 НК РФ, если плательщик страховых взносов имеет статус резидента ТОСЭР, то он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в рамках трудовых отношений физическим лицам, занятым в видах экономической деятельности, осуществляемых резидентом в результате реализации инвестиционного проекта и поименованных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

 

Письмо издано в полном соответствии с положениями НК РФ в редакции Федерального закона N 300-ФЗ, которые предусматривают условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, заключающиеся в том, что с 3 августа 2018 г. все резиденты ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

 

Доводы административных истцов о применении пониженных тарифов страховых взносов ко всем рабочим местам организации, в том числе к тем, которые не имеют связи с заключаемыми резидентами ТОСЭР соглашениями, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, приводят к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства. Резиденты, реализующие новый проект и не ведущие до заключения соглашения деятельность, окажутся в неравном (худшем) положении с резидентами, уже осуществляющими деятельность и получающими льготы по производству, не связанному с вновь реализуемым проектом.

 

При изложенных обстоятельствах суд считает обоснованной правовую позицию ФНС России и Минфина России о том, что применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в рамках деятельности административных истцов, не связанной с реализацией соглашений, лишает налоговую льготу целевой направленности, заложенной в законе о развитии экономики Дальнего Востока.

 

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (далее - Положение N 506), ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 1), находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения (подпункт 5.6), осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

 

В силу подпункта 6.4 пункта 6 Положения N 506 целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России имеет право осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов и подведомственных организаций.

 

Формы контроля, осуществляемого ФНС России в отношении территориальных органов, в названных положениях не конкретизированы и могут выражаться в том числе в виде доведения до территориальных органов писем, в которых рассматриваются отдельные вопросы организации работы.

 

ФНС России, действуя в пределах своей компетенции и реализуя возложенные на нее функции и задачи, в целях оптимизации взаимодействия своих территориальных органов довела до территориальных органов для использования в работе Письмо.

 

Принимая во внимание то, что Письмо соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушает, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 217 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 217 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, акционерного общества "ДАКГОМЗ", акционерного общества "Птицефабрика "Комсомольская", общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Пчелы-Свободный", общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Импульс+", общества с ограниченной ответственностью "Город 415", общества с ограниченной ответственностью "Николаевская судоремонтная компания" об оспаривании частично письма Федеральной налоговой службы от 28 мая 2019 г. N БС-4-11/10247@ отказать.

 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова

 

 

 

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 03-15-06/101744

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения резидентом территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) пониженных тарифов страховых взносов и сообщает.

Статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций, получивших в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) статус резидента ТОСЭР, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения.

Так, исходя из положений пункта 10.1 статьи 427 Кодекса, пониженные тарифы страховых взносов применяются резидентами ТОСЭР в течение 10 лет со дня получения такого статуса исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе, примерная форма утверждена приказом Минвостокразвития России от 27.02.2015 N 22).

В связи с изложенным, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

Учитывая вышеизложенное, при условии соблюдения резидентом ТОСЭР предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности общего количества новых рабочих мест, создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта, такой плательщик страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении лиц, занятых на этих рабочих местах, независимо от их количества в каждом квартале.

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

 

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от

27 января 2020 г. N 03-15-07/4833

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в отношении выплат работникам, занятым на рабочих местах в обособленных подразделениях за пределами ТОСЭР, и сообщает следующее.

Статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются резидентами ТОСЭР в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Принимая во внимание, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включающий в себя в том числе особенности налогообложения, предусмотренные для резидентов ТОСЭР законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливается непосредственно для ТОСЭР, считаем, что резидент ТОСЭР, имеющий обособленные подразделения за пределами ТОСЭР, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых в его обособленных подразделениях, находящихся за пределами ТОСЭР.

Врио директора Департамента

В.А. Прокаев

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2020 г.

N 03-03-06/1/93834

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

В силу нормы статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных налогоплательщиком расходов, которые определяются положениями главы 25 НК РФ.

К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются, в том числе внереализационные доходы (расходы), в частности, полученные (начисленные) проценты.

На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) резиденты территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) осуществляют свою деятельность в соответствии с указанным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Соглашение об осуществлении деятельности заключается между управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, в отношении которых управляющей компанией принято решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ). При этом в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ).

Согласно пункту 1 8 статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284 4 НК РФ.

При этом для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в соответствии с положениями статьи 284 4 НК РФ (абзац второй пункта 1 8 статьи 284 НК РФ).

Учитывая изложенное, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, учитываются доходы (расходы), в том числе внереализационные, полученные (понесенные) при осуществлении деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением.

При этом доходы от иной деятельности, не предусмотренной соответствующим соглашением, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.

Следовательно, в случае если деятельность не предусмотрена соответствующим соглашением, то доходы (расходы), в том числе внереализационные, полученные (понесенные) в рамках данной деятельности, не могут рассматриваться как доходы (расходы), в том числе внереализационные, полученные (понесенные) в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 октября 2020 г.

N 03-15-06/91646

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Чувашии по вопросу применения резидентом территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) "Канаш", получившим такой статус в 2021 году, пониженных тарифов страховых взносов и, в части своей компетенции, сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 270 (вступившим в силу с 24.03.2018 г.) на территории муниципального образования город Канаш Чувашской Республики, являющегося административным центром монопрофильного муниципального образования, создана ТОСЭР "Канаш".

При этом в соответствии с Правилами создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)", ТОСЭР "Канаш" создана сроком на 10 лет.

Согласно действующим положениям подпункта 12 пункта 1 и подпункта 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Исходя из положений пункта 10.1 статьи 427 Кодекса, указанные пониженные тарифы страховых взносов применяются резидентами ТОСЭР (за исключением резидентов ТОСЭР, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа) в течение десяти лет со дня получения ими соответствующего статуса, если такой статус получен не позднее чем в течение трех лет со дня создания ТОСЭР.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 27 Правил взаимодействия по вопросам заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.05.2018 N 204, срок действия соглашения об осуществлении деятельности не может превышать срок, на который создана ТОСЭР "Канаш", плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР до истечения трех лет со дня создания этой ТОСЭР (до 24.03.2021), применяет пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% до окончания существования ТОСЭР, но не более 10 лет, если Правительством Российской Федерации будет принято решение о продлении срока существования ТОСЭР.

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 октября 2020 г.

N 03-03-06/1/85994

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

В силу нормы статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных налогоплательщиком расходов, которые определяются положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ).

При этом соглашение об осуществлении деятельности заключается между управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, в отношении которых управляющей компанией принято решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ). В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ).

В то же время НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.

Так, согласно пункту 1 8 статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284 4 НК РФ.

При этом для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 284 4 НК РФ (абзац второй пункта 1 8 статьи 284 НК РФ).

При выполнении условий, установленных статьей 284 4 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, применяется только к налоговой базе от деятельности, предусмотренной в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Учитывая изложенное, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, учитываются доходы (расходы), в том числе внереализационные, полученные (понесенные) при осуществлении деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением.

При этом обращаем внимание, что вид деятельности, в отношении которого применяются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, устанавливается в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР, заключаемом в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

 

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2020 г. N БС-4-11/15951

 

Федеральная налоговая служба сообщает, что поддерживает позицию о праве резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам, начисляемым работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

В случае создания резидентом ТОСЭР большего количества рабочих мест, используемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, чем это было запланировано при заключении соглашения об осуществлении деятельности, применение пониженных тарифов страховых взносов возможно только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления ТОСЭР и заключения дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса

С.Л. Бондарчук

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 сентября 2020 г. N 03-03-05/79929

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает, что Федеральным законом от 13.07.2020 N 195-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). Отдельные положения указанного Федерального закона вступают в силу с 1 января 2021 года.

Так, пунктом 4 статьи 284 4 НК РФ (в редакции Федерального закона N 195-ФЗ) установлено, что пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 0 процентов применяется резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Вышеуказанная ставка налога на прибыль применяется только при условии, что законом субъекта Российской Федерации установлена пониженная ставка в части зачисления в бюджет субъектов Российской Федерации (абзац второй пункта 4 статьи 284 4 НК РФ в редакции Федерального закона N 195-ФЗ).

При этом по выбору резидента ТОСЭР данные пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, применяются либо ко всей налоговой базе либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (пункты 2 и 3 статьи 284 4 НК РФ в редакции Федерального закона N 195-ФЗ).

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 сентября 2020 г. N 03-03-05/79929

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает, что Федеральным законом от 13.07.2020 N 195-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). Отдельные положения указанного Федерального закона вступают в силу с 1 января 2021 года.

Так, пунктом 4 статьи 284 4 НК РФ (в редакции Федерального закона N 195-ФЗ) установлено, что пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 0 процентов применяется резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Вышеуказанная ставка налога на прибыль применяется только при условии, что законом субъекта Российской Федерации установлена пониженная ставка в части зачисления в бюджет субъектов Российской Федерации (абзац второй пункта 4 статьи 284 4 НК РФ в редакции Федерального закона N 195-ФЗ).

При этом по выбору резидента ТОСЭР данные пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, применяются либо ко всей налоговой базе либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (пункты 2 и 3 статьи 284 4 НК РФ в редакции Федерального закона N 195-ФЗ).

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 сентября 2020 г. N 03-03-06/1/79436

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращения и сообщает, что резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ).

При этом соглашение об осуществлении деятельности заключается между управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, в отношении которых управляющей компанией принято решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ). В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ).

Для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР НК РФ предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.

Так, при выполнении условий, установленных статьей 284 4 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, применяется только к налоговой базе от деятельности, предусмотренной в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

При этом обращаем внимание, что вид деятельности, в отношении которого применяются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, устанавливается в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР, заключаемом в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2020 г. N 03-03-05/76535

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12 НК РФ).

В силу нормы абзаца второго пункта 1 8 статьи 284 НК РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2020 N 195-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ)) для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 284 4 НК РФ.

Пониженные ставки налога на прибыль применяются в зависимости от способа определения налоговой базы по налогу на прибыль либо ко всей налоговой базе при соблюдении 90-процентного значения доли доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов).

Размер ставки налога на прибыль, установленный законом субъектов Российской Федерации может быть понижен до 0 процентов (пункт 5 статьи 284 4 НК РФ в редакции Федерального закона N 195-ФЗ).

Учитывая изложенное, НК РФ в целях применения резидентами ТОСЭР пониженных ставок налога на прибыль организаций установлено либо требование по ведению раздельного учета доходов (расходов), либо требование о выполнении порогового значения доли доходов. Кроме того, НК РФ установлен порядок определения минимального размера пониженной налоговой ставки налога на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом НК РФ не предоставлено право субъектам Российской Федерации на установление дифференцированных ставок налога на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от способа определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также от вида деятельности, осуществляемой в рамках соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Директор Департамента

Д.В. Волков

 

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 сентября 2020 г.

N 03-03-06/1/79517

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо, содержащее предложение о продлении права субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и сообщает следующее.

Необходимо отметить, что в настоящее время на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков только в случаях, предусмотренных главой 25 Кодекса.

Вместе с тем в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 284 Кодекса пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023.

Таким образом, пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые были ранее установлены субъектами .Российской Федерации (до дня вступления в силу указанного Федерального закона), подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока действия соответствующих законов субъектов Российской Федерации, но не позднее 01.01.2023.

По мнению Минфина России предоставленный переходный период до 01.01.2023 позволяет налогоплательщику в среднесрочном периоде оценить налоговые риски и не противоречит основным направлениям налоговой политики Российской Федерации по обеспечению стабильности и предсказуемости системы налогообложения в Российской Федерации, а также принципам поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-Пот 20.04.2010 N 9-Пот 20.07.2011 N 20-П и другие).

Кроме того, за субъектами Российской Федерации было сохранено право на установление пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, прямо указанных в статье 284 Кодекса, например: организаций - резидентов особой экономической зоны, организаций - резидентов региональных инвестиционных проектов, организаций - участников специальных инвестиционных контрактов, организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.

Получая соответствующий статус организации вправе воспользоваться пониженной налоговой ставкой не только по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, но и по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет.

Также следует отметить, что глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса уже содержит положения, позволяющие организациям, осуществляющим инвестиции, значительно уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль.

Так, с 01.01.2018 введена в действие статья 286.1 Кодекса, согласно положениям которой, законами субъектов Российской Федерации может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Учитывая изложенное, считаем действующие нормы Кодекса достаточными мерами поддержки организаций, осуществляющих инвестиции, в связи с чем рассматриваемое предложение не поддерживается.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

 

 

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2020 г.

N 03-03-06/1/76567

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 28.08.2020 и сообщает, что в силу нормы статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных налогоплательщиком расходов, которые определяются положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

При этом на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со статьями 269 и 291 НК РФ), относятся к внереализационным расходам налогоплательщика.

Что касается субсидий, то для целей налога на прибыль организаций средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются в том числе внереализационные доходы (расходы) (в частности, полученные (начисленные) проценты, субсидии).

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ).

При этом соглашение об осуществлении деятельности заключается между управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, в отношении которых управляющей компанией принято решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ). В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ).

НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.

Так, при выполнении условий, установленных статьей 284.4 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации применяется только к налоговой базе от деятельности, предусмотренной в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Учитывая изложенное, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, учитываются доходы (расходы), в том числе внереализационные, полученные (понесенные) при осуществлении деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением.

При этом обращаем внимание, что вид деятельности, в отношении которого применяются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, устанавливается в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР, заключаемом в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента

А.А. Смирнов

 

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 января 2020 г. N 03-15-07/4833

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в отношении выплат работникам, занятым на рабочих местах в обособленных подразделениях за пределами ТОСЭР, и сообщает следующее.

Статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются резидентами ТОСЭР в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Принимая во внимание, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включающий в себя в том числе особенности налогообложения, предусмотренные для резидентов ТОСЭР законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливается непосредственно для ТОСЭР, считаем, что резидент ТОСЭР, имеющий обособленные подразделения за пределами ТОСЭР, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых в его обособленных подразделениях, находящихся за пределами ТОСЭР.

Врио директора Департамента

В.А. Прокаев

 

 

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 декабря 2017 г. N 03-15-06/86056

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), и сообщает следующее.

Как следует из обращения, организация получила статус резидента ТОСЭР и в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР реализует новый инвестиционный проект "Строительство, реконструкция предприятия по первичной переработке мяса и производству колбасных изделий на ООО" по видам экономической деятельности "Производство продуктов из мяса и мяса птиц". При этом в целях привлечения новых заказов на поставку мясной и колбасной продукции, производимой в рамках реализации упомянутого инвестиционного проекта, организация нанимает торговых представителей, работающих дистанционно на основании трудовых договоров за пределами ТОСЭР, а также продавцов-кассиров, осуществляющих продажу указанной продукции в розничных торговых точках организации, расположенных в пределах ТОСЭР.

Согласно подпункту 12 пункта 1 и подпункту 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

В соответствии с пунктом 10 статьи 427 НК РФ упомянутые плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

При этом пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОСЭР, получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

Исходя из положений пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 473-ФЗ, резидентами ТОСЭР, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), признаются юридические лица, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления упомянутых муниципальных образований, включенные в реестр резидентов ТОСЭР, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), и отвечающие, в частности, следующим требованиям:

- деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории моногорода;

- юридическое лицо реализует на территории моногорода инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

При этом на основании пункта 11 Правил ведения реестра резидентов ТОСЭР, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 N 614, в реестре указываются виды экономической деятельности, которые осуществляются резидентом в результате реализации инвестиционного проекта, с указанием кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В связи с изложенным, а также учитывая положения пункта 1 статьи 420 НК РФ, если плательщик страховых взносов имеет статус резидента ТОСЭР, то он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг физическим лицам, занятым в видах экономической деятельности, осуществляемых резидентом в результате реализации инвестиционного проекта и поименованных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в том числе физическим лицам, осуществляющим продвижение на рынке и розничную продажу продукции, произведенной в рамках реализации инвестиционного проекта.

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.