Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности - для гранта Агротуризм и закон о фермерских домах

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 11.11.2022 г. N 617

Требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности

  1. Понятия "сельский туризм", "средство размещения", "турист" употребляются в настоящих Требованиях в значениях, определенных Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 1.
  2. Центральный вход и подходы к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности (далее соответственно - сельские средства размещения, услуги), освещаются в темное время суток искусственным освещением (допускается освещение от альтернативных источников электропитания (в том числе аккумуляторный источник электропитания, солнечная батарея, ветрогенератор) и аварийным освещением (в том числе аккумуляторный источник электропитания, аккумуляторные фонари).
  3. На сельском средстве размещения устанавливается вывеска, содержащая информацию, предусмотренную пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" 2.
  4. Сельское средство размещения оснащается:

а) искусственным освещением в помещениях, предназначенных для размещения туристов, и общественных помещениях. Допускается освещение от альтернативных источников электропитания (в том числе аккумуляторный источник электропитания, солнечная батарея, ветрогенератор);

б) аварийным освещением (в том числе аккумуляторный источник электропитания, аккумуляторные фонари);

в) горячим и холодным водоснабжением. В районах с перебоями водоснабжения должен быть обеспечен минимальный запас воды не менее чем на сутки. Обязательно бесплатное предоставление питьевой воды в кулере в коридоре или бутилированной питьевой воды из расчета 1 бутылка воды объемом не менее 0,5 л на 1 туриста в сутки. При отсутствии горячего водоснабжения обеспечивается нагрев воды;

г) системой отопления или отопительными приборами, обеспечивающими допустимую температуру воздуха в помещениях, предназначенных для размещения туристов. Допустимая температура в номерах 18 - 24 градусов по Цельсию в холодный период года, 20 - 28 градусов по Цельсию в теплый период года в соответствии с требованиями к гостиницам, приведенными в приложении N 4 к Положению о классификации гостиниц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 3 (действует до 31 декабря 2026 г.) 4;

д) системой вентиляции (естественной и (или) принудительной).

5. Санитарные объекты общего пользования должны иметь:

  • туалетную кабину, обеспеченную искусственным освещением;
  • умывальник с горячей (при наличии) и холодной водой.

Допускается использование уличных туалетов, обеспеченных искусственным освещением, умывальников с механической подачей воды, оснащенных мойкой, уличных душей, а также бань (саун).

6. Площадь помещения, предназначенного для размещения туристов (без учета площади санузла, лоджии, балкона), составляет не менее:

а) 6 кв. м для одноместного помещения, предназначенного для размещения туристов;

б) 8 кв. м для двухместного помещения, предназначенного для размещения туристов;

в) 4 кв. м на каждого проживающего для многоместного помещения, предназначенного для размещения туристов (вместимостью 3 и более человек).

7. Туристы информируются:

  • об условиях благоустроенности прилегающей территории сельского средства размещения и ее освещенности;
  • о площади помещений, предназначенных для размещения туристов;
  • об оснащенности площади помещений, предназначенных для размещения туристов, мебелью и сантехническим оборудованием;
  • о наличии (отсутствии) услуг общественного питания;
  • о способах подхода (подъезда) к сельскому средству размещения;
  • о наличии (отсутствии) парковки.

Информация, указанная в настоящем пункте, доводится до сведения туристов в наглядной и доступной форме (на информационном стенде, сайте сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего деятельность по оказанию услуг, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", странице в социальных сетях и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" владельца агрегатора информации о товарах (услугах), с которым у сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего деятельность по оказанию услуг, заключено соответствующее соглашение).

8. Оснащение помещения, предназначенного для размещения туристов:

а) спальное место:

  • односпальное на одноярусной кровати 90 х 200 см;
  • двуспальное 160 х 200 см;
  • односпальное на двухъярусной кровати, размер спального места 90 х 200 см;

б) комплект постельных принадлежностей и белья, включающий матрас с наматрасником, не менее одной подушки с наволочками (для каждого туриста), одеяло, дополнительное одеяло (по просьбе туриста), простыню, пододеяльник. Смена постельного белья должна проводиться перед каждым вселением потребителя, но не реже 1 раза в неделю в соответствии с пунктом 7.19 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 5 (действует до 1 января 2027 г.) 6;

в) не менее двух полотенец для каждого туриста. Смена полотенец должна проводится перед каждым вселением потребителя, но не реже 2 раз в неделю в соответствии с пунктом 7.19 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 (действует до 1 января 2027 г.);

г) вешалка или крючки для одежды и головных уборов или вешалка для одежды в шкафу, разделенном на 2 части;

д) стулья (табуретки, скамьи, пуфы);

е) занавеси (жалюзи, ставни), обеспечивающие затемнение помещения, предназначенного для размещения туристов;

ж) зеркало в прихожей и (или) в комнате, предназначенной для размещения туристов;

з) информационные материалы о работе сельского средства размещения, в том числе:

  • правила пользования услугами сельского средства размещения (при наличии);
  • перечень и цены иных платных услуг, не входящих в цену размещения, условия их приобретения и оплаты;
  • рекламные материалы (буклеты, брошюры);
  • инструкция о мерах пожарной безопасности и план (схема) эвакуации людей в случае возникновения пожара;
  • инструкция для проживающих о действиях в случае возникновения пожара и в экстремальных условиях, характерных для данного места;

и) санузел (при наличии) в помещении, предназначенном для размещения туристов, включает умывальник с горячей (при наличии) и холодной водой, унитаз, ванну или душ, зеркало над умывальником, полку для туалетных принадлежностей, занавес для ванны (душа), фен для сушки волос (предоставляется по запросу), полотенцедержатель, крючки для одежды, держатель для туалетной бумаги с рулоном туалетной бумаги, щетку для унитаза в футляре, корзину для мусора;

к) центральный вход в сельское средство размещения оборудован приспособлением для очистки обуви.

9. Положения, установленные пунктами 3 - 7 настоящих Требований, не являются обязательными для национальных традиционных жилищ коренных малочисленных народов Российской Федерации.

──────────────────────────────

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2022, N 22, ст. 3541.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4839.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7721; 2022, N 15, ст. 2531.

4 Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7721).

5 Зарегистрировано Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61953, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 12 (зарегистрировано Минюстом России 15 апреля 2022 г., регистрационный N 68213).

6 Пункт 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (зарегистрировано Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61953, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 12 (зарегистрировано Минюстом России 15 апреля 2022 г., регистрационный N 68213).

 

Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 ноября 2022 г. N 617

"Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности"

В соответствии с абзацем сорок девятым статьи 3 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2021, N 27, ст. 5146), подпунктом 5.2.28(257) пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; Официальный интернет-портал правовой информации, 2022, 2 ноября, N 0001202211020022), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 года.

МинистрМ.Г. Решетников

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2022 г.

Регистрационный N 71204

У

Прежняя версия требований (в проекте ППРФ)

Чем мы можем быть полезны заявителям на грант:

- разовые консультации по подготовке к конкурсу
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, казначейским, правовым, маркетинговым вопросам, проведение исследований рынков (маркетинговых),
- консультации по получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- сопровождение проекта в конкурсах региональных органов власти,
- доработка документов и форм заявки, документации проекта:

  • сметы разовых (единовременных, капитальных), текущих (регулярных) платежей,
  • финансовой модели,
  • бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО),
  • меморандума, презентации, паспорта проекта,
  • подготовка пакета документации по проекту,

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Чем мы можем быть полезны региональным органам власти?

  • Концепция развития туристских территориальных зон
  • Мастер-план территории, графические изображения (карты, схемы) территории
  • Региональная программа развития туризма субъекта РФ
  • Консультации по бизнес-модели
  • Документация туристического кластера (ТРК)
  • Документация особой зоны туристического типа (ОЭЗ ТРТ)
  • Документация туристического проекта (ТРК)
  • Бизнес план УК, девелопера, резидентов
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка региона в Ростуризм
  • Заявка УК или резидента ОЭЗ ТРТ, ТРК

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Еще по теме:

Где взять деньги на туризм: базу отдыха, кемпинг, этно-деревню, гостевой дом, санаторий - доходные объекты?

Где взять деньги на инженерную инфраструктуру туризма?

Где взять деньги начинающему или развивающемуся фермеру на ферму, загон, стойла, карду/сеновал, другие объекты выращивания, откорма, выгула, приобретение животных (птица, овцы, козы, КРС), многолетние насаждения - постройки по соседству с объектами показа гостевого туризма (гостевой дом)?

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Российской Федерации

от                                   

Требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности.

Настоящие требования (далее – требования) устанавливают обязательные для выполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности (далее – услуги), требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг (далее – сельские средства размещения).

Понятия «средство размещения», «турист» употребляются в настоящих требованиях в значении, определенном Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Понятие  «сельскохозяйственный  товаропроизводитель»  употребляется в настоящих  требованиях  в  значении,  определенном  Федеральным  законом «О развитии сельского хозяйства».

  1. Требования к времени (сезонности) функционирования сельских средств размещения не устанавливаются.
  2. Туристы информируются об условиях благоустроенности прилегающей территории сельского средства размещения и ее освещенности, а также о наличии (отсутствии)  подъездных  путей,  парковки,  о способах  подхода  (подъезда) к сельскому средству размещения, о площади помещений, предназначенных для размещения туристов, их оснащенности мебелью и сантехническим оборудованием, а также о наличии (отсутствии) услуг общественного питания.

Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, доводится до сведения туристов в наглядной и доступной форме (на информационном стенде, сайте, странице в социальных сетях либо странице сайта владельца агрегатора информации о товарах (услугах), с которым у сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего деятельность по оказанию услуг, заключено соответствующее соглашение, и т.п.).

  1. Центральный вход в сельское средство размещения и подходы к нему освещаются в темное время суток любым доступным способом.
  1. На сельском средстве размещения устанавливается вывеска, содержащая сведения, предусмотренные статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
  2. Сельское средство размещения оснащается:

а) искусственным  освещением  в  помещениях,  предназначенных для размещения туристов, и общественных помещениях. Допускается освещение от альтернативных источников электропитания (аккумуляторный источник электропитания, солнечная батарея, ветрогенератор и т.п.);

б) аварийным освещением (аккумуляторный источник электропитания, аккумуляторные фонари);

в) горячим и холодным водоснабжением. В районах с перебоями водоснабжения должен быть обеспечен минимальный запас воды не менее чем на сутки. Обязательно предоставление бутилированной питьевой воды из расчета одна бутылка воды объемом не менее 0,5 л на одного проживающего или питьевой водой в кулере в коридоре (бесплатно). При отсутствии горячего водоснабжения должен быть обеспечен нагрев воды;

г) системой отопления или отопительными приборами, обеспечивающими допустимую температуру воздуха в помещениях, предназначенных для размещения туристов.  Допустимая  температура  в  помещениях,  предназначенных для размещения туристов, определяется в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями;

д)  системой вентиляции (естественной и (или) принудительной).

  1. Центральный вход в сельское средство размещения оборудуется грязезащитным ковриком и (или) автоматом для чистки обуви.
  2. Площадь помещения, предназначенного для размещения туристов (без учета площади санузла, лоджии, балкона) составляет не менее:

а)   6 кв. м для одноместного помещения, предназначенного для размещения туристов;

б) 8 кв. м для двухместного помещения, предназначенного для размещения туристов;

в) 4 кв. м на каждого проживающего для многоместного помещения, предназначенного для размещения туристов (вместимостью 3 и более человек).

  1. Санитарные объекты общего пользования должны иметь туалетную кабину, умывальник с горячей (при наличии) и холодной водой, зеркало, мыло (диспенсер с жидким мылом), туалетную бумагу (с резервным рулоном), бумажные полотенца (или электрополотенце), крючки для одежды, корзину для мусора. Допускается  использование  уличных  туалетов,  обеспеченных  искусственным освещением, умывальников с механической подачей воды, оснащенных мойкой и накопителем, уличных душей.
  1. Оснащение помещения, предназначенного для размещения туристов: а)   спальное место:

односпальное одноярусное 90 x 200 см;

двуспальное 160 x 200 см;двухъярусное, минимальный размер спального места 80 х 190 см;

б) комплект постельных принадлежностей и белья, включающий матрас с наматрасником, одна подушка с наволочками (для каждого гостя), одеяло, дополнительное одеяло (по просьбе гостя), простыня, пододеяльник;

в)  прикроватная тумбочка (столик, полочка) у каждого спального места;

г)   вешалка  или   крючки  для   одежды   и   головных  уборов,  при   этом допускается наличие вешалки для одежды в шкафу, разделенном на 2 части;

д) стулья    (табуретки,   скамьи,   пуфы   и    т.п.)    не    менее    одного   на проживающего;

е)   свободная  розетка  в   помещении,  предназначенном  для  размещения туристов (не менее одной на место) (при наличии сети электропитания);

ж) занавеси (жалюзи, ставни), обеспечивающие затемнение помещения, предназначенного для размещения туристов;

з)   зеркало в прихожей и (или) в комнате;

и) информационные материалы о работе сельского средства размещения, в том числе правила пользования услугами сельского средства размещения, перечень и цены иных платных услуг, не входящие в цену размещения, условия их приобретения и оплаты, рекламные материалы (буклеты, брошюры и пр.) с туристской и другой информацией, противопожарная инструкция и план эвакуации на случай пожара, инструкция для проживающих о действиях в случае пожара и в экстремальных условиях, характерных для данного места;

к)  замок;

л)  корзина для мусора;

м) санузел (при наличии) в помещении, предназначенном для размещения туристов, включает умывальник, унитаз, ванну или душ, зеркало над умывальником, полку для туалетных принадлежностей, занавес для ванны (душа), коврик махровый для ног, фен для сушки волос, полотенцедержатель, крючки для одежды, не менее 2 полотенец для каждого гостя (полотенце для рук 30 х 50 см, полотенце универсальное не менее 50 х 70 см), держатель для туалетной бумаги, держатель для резервного рулона, щетку для унитаза в футляре, корзину для мусора.

  1. Настоящие требования не являются обязательными для традиционных жилищ малых коренных народов России.​

 

Чем мы можем быть полезны?

  • Консультации по гранту, земле, налогам, ИП-КФХ
  • Бизнес план КФХ
  • Договоры, юридические документы,
  • Заявка на Агростартап
  • Заявка на грант кооперативу (СПоК)
  • Заявка на грант Агропрогресс для ООО и СПК
  • Заявка УК, резидента парка ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК, резидента парка ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги.

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Про земельные участки и налоговые льготы:

Еще по теме:

Про районные промышленные парки:

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?":
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • нести т.п. расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,

И много других плюсов привлечения наших экспертов

Закон о фермерских домах разрешил строить на сельскохозяйственной земле: комментарии юриста

07.12.2021

Катерина Шаповалова

https://agrobook.ru

С 1 марта 2022 года вступает в силу закон «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса РФ», который в народе уже прозвали законом о фермерских домах. Вместе с юристом Анной Соловьевой разбираемся, какие ограничения есть для постройки дома на сельхозземле, есть ли шанс зарегистрировать нелегальные жилые здания? И может ли государство отобрать дом у фермера вместе с землёй?

Что изменилось

До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.

Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго - более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.

Ограничения и разрешения

Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом

  1. Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
  2. Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
  3. Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.

 

Запрет на раздел земли с домом

Новый закон не допускает разделения земли, на которой находится фермерский дом, на несколько участков меньшей площади. При этом сохраняется право на дробление земельного участка на доли, но без выдела в натуре и регистрации частей как самостоятельных объектов.
В Министерстве сельского хозяйства, комментируя новый закон, этот момент отметили особо, сославшись на Доктрину продовольственной безопасности 2020 года. Напомним, что в национальные интересы страны входит «предотвращение сокращения площадей» сельхозземель и их рациональное использование.

Регистрация построенного дома на с\х землях

Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.

За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.

- Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.

То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.

- В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.

Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.

Нужно ли уведомление о строительстве?

Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).

Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).

При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).

Проблема изъятия земли

Земля сельхозназначения – особая. Её могут отобрать по решению суда. Мы задали два вопроса Анне Соловьевой на эту тему.

- В каких случаях земельный участок с домом может быть отобран у фермера?

- Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В частности, если происходит один из случаев:

  • участок используется не по целевому назначению;
  • его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  • на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в п. 2 ст. 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

В этом случае земельный участок в соответствии со ст. 286 ГК РФ подлежит продаже с публичных торгов.

- Как именно отберут ту землю, на которой построен дом? И что будет с домом?

- Как будет происходить изъятие у аграриев земельного участка с расположенным на нем жилым домом, нам только предстоит узнать. На законодательном уровне эта процедура не закреплена, а это значит, что впереди период ошибок, неоднозначных решений, многочисленных обжалований и становления судебной практики.

Полагаю, будущее может развиваться по одному из двух вариантов.

  1. Первый: межеванием из основного земельного участка будет выделен земельный участок (площадью не более 0,25 % от основного) с находящемся на нем жилым домом. Большая часть земельного участка будет изъята, оставшуюся часть вероятнее всего передадут в аренду фермеру с условием уплаты арендных платежей.
  2. Второй: полное изъятие земельного участка с расположенным на нем жилым домом. По логике фермеру должны выплатить компенсацию за объект строительства. Здесь вероятнее обложение агрария штрафами за ненадлежащее использование или за использование земельного участка с нарушениями. Верно понимаете, что размер штрафа будет равен размеру компенсации за изъятый дом.

Одно могу сказать точно. Изъятие земельного участка происходит только в судебном порядке, и только на основании решения суда, что предусмотрено действующим законодательством. Не исключаю, что впереди нас ждут новые поправки в Земельный Кодекс РФ, которые закрепят процедуру изъятия у фермеров участка с находящимся на нем жилым домом.

Статья опубликована в газете "Крестьянин" № 49 от 08.12.2021

 

 

Пункт 2 изменен с 14 июля 2022 г. - Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 312-ФЗ

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

 

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 11 дополнена пунктом 4 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 299-ФЗ

4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

Статья 11 дополнена пунктом 5 с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 299-ФЗ

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности»

 

Проект   постановления   Правительства   Российской   Федерации

«Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности» (далее - проект постановления) разработан во исполнение пункта 2 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норма Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйств», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко (29.07.2021 № 8125п- П11).

Проектом постановления устанавливаются требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, в том числе требования к помещениям, предназначенным для размещения туристов и их оснащению, а также требования по информированию туристов об условиях благоустроенности прилегающей территории сельского средства размещения и ее освещенности, о наличии (отсутствии) подъездных путей, парковки, о способах подхода (подъезда) к сельскому средству размещения, о площади помещений, предназначенных для размещения туристов, их оснащенностью мебелью и сантехническим оборудованием, а также наличии (отсутствии) услуг общественного питания.

Перечень требований сформирован с учетом действовавших до конца 2019 г. общих требований к малым средствам размещения и сельским гостевым домам, отменным в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.04.2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей, ответственность за нарушение указанных требований установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.

Проект постановления не содержит положений, предусматривающих расходные обязательства Российской Федерации, не влияет на реализацию государственных программ Российской Федерации.

 

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация постановления Правительства Российской Федерации не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности»

 

Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности» не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ (РОСТУРИЗМ)

 

Проектный офис по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

О направлении на согласование Проекта постановления Правительства Российской Федерации

Федеральное агентство по туризму в дополнение к письму от 8 декабря 2021 г. № 23484/НС направляет на рассмотрение рабочей группы «туризм» при подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее – Рабочая группа) доработанный по замечаниям Минюста России проект постановления Правительства  Российской  Федерации  «Об утверждении  требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности».

Одновременно сообщаем, что указанный проект постановления ранее был рассмотрен и согласован Рабочей группой (Протокол РГПС № 35 от 21 декабря 2021 г.).

Учитывая сроки внесения проекта постановления в Правительство Российской Федерации, будем признательны за рассмотрение и согласование проекта постановления в возможно короткие сроки.

 

Приложение: на 7 л. в 1 экз.

 

Проект

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

от «     »                          2022 г. №             

 

 

МОСКВА

 

 

Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности

 

 

В соответствии с абзацем сорок вторым статьи 31 Федерального закона

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

  1. Утвердить прилагаемые требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности.
  2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует по 31 августа 2028 года.

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                      М. Мишустин

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.