Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации монопрофильного муниципального образования. Структура и рекомендации по разработке КИП часть 2

 

Мы обладаем компетенциями в инвестиционном планировании, опытом в сопровождении проектов развития территории (в т.ч. более 10 проектов индустриальных парков, туристических кластеров) и можем взять на себя большую часть перечисленных работ, включая разработку любой документации стратегия, концепция развития, КИП, ПСД, ТЭО и т.п. по требованиям МЭР РФ, ФРМ для любого региона РФ, сотрудники имеют соответствующий опыт. Обращайтесь к нам!

Расчет капитала города, выбор целей и разработка сценариев и стратегии (для П.П. 2.1 - 2.2 «Структуры КИП»)

На основании выводов части КИП «Диагностика» здесь должны быть представлены меры, разработанные для снижения зависимости моногорода от критических рисков, влияющих на его финансовое благополучие и, тем самым, снижающих уровень его социально-экономического развития. Меры должны быть направлены на достижение целей КИП, представлены так, чтобы были ясны показатели их реализации, требуемые для исполнения этих мер, временные, финансовые, кадровые и иные необходимые ресурсы. Должна быть представлена экономическая эффективность совокупности всех мер КИП, затраты на реализацию КИП к ожидаемым результатам.
 
Требования к показателям представлены в части 3.
Теоретические и методические материалы по формированию системы мер КИП представлены в разделе 6.2.
Главная цель КИП, ее подцели и меры не должны противоречить региональным стратегиям социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации.
 
2.1 Представление целей и задач КИП
В КИП должна быть определена главная цель, показатели ее достижения, базовые и целевые значения. Данная информация приводится по форме Табл. 17.
 
Табл. 17. Описание главной цели КИП
 
Главная цель КИП
Показатель
Базовое значение показателя
Целевое значение показателя
Срок достижения цели
Документы
1
2
3
4
5
6
В графе 1 приводится формулировка главной цели КИП. В графе 2 указываются показатели оценки достижения главной цели. В графе 3 указываются значения показателей на момент составления КИП. В графе 4 указываются целевые значения показателей, которые планируется достичь в результате выполнения КИП. В графе 5 указывается срок, отведенный на выполнение КИП и достижение целевых значений показателей. В графе 6 приводится перечень документов, подтверждающих достижение целевых значений показателей главной цели КИП.
Главная цель КИП должна быть декомпозирована на подцели (задачи), достижение которых гарантирует достижение главной цели. Аналогично главной цели, для подцелей (задач) также должны быть указаны необходимые сведения (Табл. 18).
Табл. 18. Описание подцелей (задач) КИП
 
Показатель
Целевое значение показателя
Мера
1
СП
5
7
В графе 1 приводятся подцели (задачи) главной цели КИП, достижение которых гарантирует достижение главной цели. В графе 2 приводится перечень показателей оценки достижения подцелей (задач). В графе 3 приводятся значения показателей на момент составления КИП. В графе 4 указываются целевые значения показателей, достижение значений которых означает достижение соответствующих подцелей. В графе 5 указываются сроки достижения подцелей. В графе 6 приводятся перечни мер, за счет которых планируется достижение подцелей. В графе 7 указываются документы, подтверждающие достижение целевых значений показателей.
В КИП должен быть приведен график достижения главной цели и график достижения подцелей по годам на весь срок выполнения КИП. План достижения главной цели и ее подцелей приводится в одной таблице по форме, приведенной ниже (Табл. 19).
 
Табл. 19. График достижения целей КИП
 
Показатель
Плановое значение во 2 год
1
3
 
В графе 1 пишутся формулировки главной цели и подцелей главной цели КИП. Самой первой пишется главная цель КИП. В графе 2 пишутся соответствующие целевые показатели. В графе 3 пишется плановое значение показателя, которое планируется достичь в первый год выполнения КИП. В графе 4 пишется плановое значение показателя, которое планируется достичь во второй год выполнения КИП и т.д. Для каждого года выполнения КИП должна быть предусмотрена соответствующая графа.
 
2.2 Представление мер КИП
 
2.2.1 Формирование паспорта меры КИП
Для каждой меры должен быть приведен паспорт, описывающий основные характеристики меры: цели, на достижение которых направлена данная мера, дата начала и окончания, показатели, целевые значения и т.д. (Табл. 20).
 
Табл. 20. Паспорт меры
 
1.
Мера
 
Обоснование
3.
 
Дата окончания выполнения меры
5.
 
Меры, которые реализуются после данной меры
7.
 
Ответственный за выполнение меры
9.
 
Необходимые нефинансовые ресурсы для выполнения меры
11.
 
В первой строке приводится краткая формулировка, описывающая меру. Во второй строке приводится перечень целей и (или) рисков, на достижение и (или) парирование которых направлена данная мера. В 3-ей строке приводится дата начала выполнения меры. В 4-ой строке приводится дата окончания выполнения меры. В 5-ой строке приводится перечень мер, которые предшествуют данной. То есть меры, до завершения которых невозможно начать или завершить данную меру. В 6-ой строке приводится перечень мер, которые не могут начаться или быть завершены до завершения данной меры. В 7-ой строке приводится перечень показателей реализации меры и соответствующие целевые значения. В 8-ой строке приводится ответственное за выполнение меры лицо. В 9-ой строке приводится оценочная стоимость реализации меры. В 10-ой строке приводится перечень иных материальных ресурсов, которые необходимы для реализации меры. В 11-ой строке приводится перечень нормативных правовых документов, которые должны быть утверждены для реализации данной меры.

11.0pt;Times New Roman";">

2.2.2 Описание необходимости / критичности предлагаемых мер
Меры, составляющие проект КИП, должны быть направлены на достижение целей КИП, парирование рисков или же быть необходимыми для выполнения других мер. Для подтверждения необходимости и критичности предлагаемых мер заявители должны составить таблицу по форме, приведенной ниже (Табл. 21).
Табл. 21. Оценка необходимости и критичности предлагаемых мер
 
 
 
 
Риск/ проблема
Обусловленная мера
Результат
Мера
Цель
Показа-тель
Базовое значение
Целевое значение
1
2
3
4
5
6
7
В графе 1 приводится наименование мер. В графе 2 приводится цель, на достижение которой направлена данная мера. Под целью понимается главная цель КИП или одна из ее подцелей (задач). Если мера направлена на достижение нескольких целей, то приводятся все цели.
В графе 3 приводится формулировка риска или проблемы, на парирование или решение которых направлена данная мера. Под проблемой понимается реализовавшийся риск. При необходимости может быть приведена оценка риска: вероятность реализации, потенциальный ущерб, срыв сроков и результатов выполнения других мер и т.п. Если соответствующих мере из графы 1 рисков или проблем нет, то графа 3 не заполняется.
В графе 4 приводятся меры, которые могут быть выполнены только при условии выполнения меры из графы 1. Если таких мер нет, то графа не заполняется.
Для любой меры должны быть заполнены графа 3, либо графа 4, либо обе графы одновременно.
В графе 5 приводится перечень показателей оценки достижения цели. В графе 6 указываются базовые3 значения данных показателей. В графе 7 приводятся целевые4 значения показателей.
 
 
3 Базовым значением показателя является значение, которое имел данный показатель на момент составления КИП.
4 Целевым значением показателя называется значение, которое показатель должен иметь после завершения меры.
 
2.3 Представление комплекса мер КИП
2.3.1 Формирование календарного плана реализации комплекса мер КИП
В КИП должен быть при веден календарный план реализации мер КИП. Календарный план должен включать в себя дату начала, дату завершения реализации мер, обусловленность мер, а также дату начала реализации КИП и дату завершения реализации КИП. Соответствующая информация приводится в таблице по форме, приведенной ниже (Табл. 22).
 
Табл. 22. Календарный план реализации мер
Мера
Предшествующие меры
Дата начала
Дата окончания
1
2
3
4
5
1
 
 
 
 
2
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИТОГО
 
 
 
В графе 1 приводится нумерация строк. В графе 2 приводится перечень мер. В графе 3 для каждой меры приводятся номера мер (номера соответствующих строк таблицы), которые предшествуют данной мере. Предшествование означает, что мера не может начаться или закончиться до реализации предшествующих мер. В графе 4 приводятся даты начал реализации мер. В графе 5 приводятся даты окончания реализации мер.
В последней строке таблицы «ИТОГО» в графе 4 приводится дата начала реализации КИП (самая ранняя дата начала реализации мер), в графе 5 дата окончания реализации КИП (самая поздняя дата окончания реализации мер).
2.3.2 Формирование плана финансирования комплекса мер КИП
Для КИП должны быть указаны все источники финансирования и график поступления средств. Соответствующая информация приводится в таблице по форме, приведенной ниже (Табл. 23).
Табл. 23. График поступления средств на выполнение КИП
Источник финансирования
Суммарный объем
Средства в 1 год выполнения КИП
Средства в 2 год выполнения КИП
...
1
2
3
4
 
Федеральный бюджет
 
 
 
 
Региональный бюджет
 
 
 
 
Местный бюджет
 
 
 
 
Организация 1
 
 
 
 
Организация 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИТОГО
 
 
 
 
В графе 1 указываются все источники финансирования КИП. В графе 2 приводится суммарный объем, предоставляемый на выполнение КИП из соответствующих источников. В графе 3 указывается объем средств, который должен поступить из соответствующих источников в первый год выполнения КИП. В графе 4 указывается объем средств, который должен поступить из соответствующих источников во второй год выполнения КИП и т.д.
В КИП должен быть представлен график расходования средств по годам. Соответствующая информация приводится в таблице по форме, представленной ниже (Табл. 24).
 
Табл. 24. График расходования средств на выполнение КИП
 
 
Мера
Стоимость
Средства в 1 год выполнения КИП
Средства во 2 год выполнения КИП
...
1
2
3
4
 
 
 
 
 
 
В первой графе приводится перечень мер. Во второй графе приводится сметная стоимость соответствующих мер в ценах месяца и года подачи заявки. В графе 3 приводятся объемы средств, которые планируется потратить на выполнение соответствующих мер в первом году выполнения КИП. В графе 4 приводятся объемы
3средств, которые планируется потратить на выполнение соответствующих мер во втором году выполнения КИП и т.д.
2.3.3 Формирование кадрового обеспечения комплекса мер КИП
В КИП должен быть также приведен перечень кадров, привлекаемых для управления выполнением мер КИП. Для подтверждения наличия квалифицированных кадров должны быть составлена таблица по форме, приведенной ниже (Табл. 25).
Табл. 25. Квалификация кадров и кадровая обеспеченность
ФИО
Организация
Образование
Опыт работ
1
2
3
4
В графе 1 приводятся полные имена привлекаемых кадров. В графе 2 указывается название и юридический адрес организаций, в которых числятся привлекаемые кадры. В графе 3 приводятся наименования учебных заведений с указанием специальностей, по которым они были окончены, а также приводятся перечни дополнительных курсов.
В графе 4 указываются наименования организаций, должности и сроки, которые кадры занимали в соответствующих организациях, работы (проекты) соответствующие тематике КИП, в которых они участвовали.
 
2.3.4 Описание экономической эффективности совокупности мер КИП
Кроме описания мер, составляющих проект, должен быть приведен анализ экономической эффективности всей совокупности мер. Для этого должны быть определены значения соответствующих показателей (см. раздел 3.1).
Значение показателей эффективности КИП приводятся в таблице по форме, представленной ниже.
 
Табл. 26. Эффективность КИП
Показатель
Значение
1
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Показатели и индикаторы КИП (для П.П.3.1-3.7 «Структуры КИП»)
Теоретические и методические материалы по формированию системы показателей КИП представлены в разделе 6.3.
 
3.1 Целевые показатели и показатели эффективности КИП
Целевыми показателями являются показатели, которые служат для оценки достижения цели. Целевые показатели зависят от конкретных целей, которые были приняты моногородом.
В Табл. 27 представлены примеры целевых показателей для целей, приведенных в таблице. Самая первая цель является главной целью КИП. Остальные цели являются ее подцелями.
Моногорода могут устанавливать свои подцели главной цели КИП, отличные от приведенной в таблице.
 
Табл. 27. Некоторые целевые показатели КИП 
Цель/подцель
Показатель
градообразующих предприятий
Сальдо градообразующих предприятий
Выход на устойчивое развитие местной промышленности и малого бизнеса
Сальдо местной промышленности и малого бизнеса
Увеличение сальдо
Сальдо бюджета
 
Показатели эффективности КИП характеризуются соотношением плановых или фактических результатов выполнения КИП и потраченных средств. Перечень показателей эффективности КИП приведен в Табл. 28.
 
 
 
Табл. 28. Показатели эффективности КИП
 
 
Единица измерения
Комментарий
эффективность КИП
Конечное сальдо моногорода минус начальное сальдо моногорода/ Объем финансовой помощи
Позволяет оценивать эффективность КИП

Тыс. руб. на
человека
Позволяет сравнивать эффективность разных КИП и альтернативные сценарии поддержки моногородов:
-      финансирование КИП;
-   прямая финансовая помощь населению;
-      переселение населения моногорода;
 
3.2 Показатели реализации мер КИП
Показатели реализации мер служат для того, чтобы отслеживать ход выполнения мер, идентифицировать меры, отстающие от графика, соотносить целевые и фактические результаты мер, плановую и фактическую стоимость. Показатели мер позволяют управлять ходом выполнения мер и стимулировать исполнителей мер.
Показатели реализации мер делятся на показатели результативности, сроков и стоимости. Показатель результативности меры показывает фактический или плановый результат, который был или будет получен при реализации меры. Например, если мерой является ремонт автомобильной дороги, то показателем будет протяженность отремонтированной автомобильной дороги. Иногда показатель реализации меры носит индикативный характер. Например, если мерой является разработка нормативного правового документа, то результат характеризуется индикатором: документ разработан / не разработан. Показатели сроков мер характеризуют степень соответствия хода реализации мер срокам, установленным по плану. Показатели стоимости меры характеризуют объем финансовых средств, которые планировалось потратить или фактически было потрачено.
В Табл. 29 приведены показатели мер и формулы их вычисления.
Табл. 29. Показатели мер
 
 
 
 
Показатели
 
 
 
Показатели
 
результативности меры5 (целевое
 
значение)
 
Показатель
 
результативности меры
 
(фактическое значение)
 
 
 
Относительная
 
результативность меры
Пц - целевое значение показателя.
 
Отставание по срокам
Определяется только для незавершенных мер, плановый срок завершения которых истек. Отставание по срокам меры определяется как разница между текущей датой и датой завершения меры по плану. Если плановый срок завершения меры не прошел, то отставание равно нулю.
Суммарное отставание по срокам КИП Сумма отставаний по срокам для всех незавершенных мер КИП.

Абсолютный перерасход / недорасход
(Фактическая стоимость меры -Плановая стоимость меры)
(Фактическая стоимость меры -Плановая стоимость меры) / Плановая стоимость меры
5 Конкретные показатели зависят от мер, которые будут приняты моногородом

 

4. Система управления программой (для П.П. 4.1 - 4.3 «Структуры КИП»)
В этой части КИП должны содержаться типовые организационные формы мониторинга и контроля. В каждом моногороде должны быть созданы органы управления проектом реализации КИП моногорода. В них могут входить представители всех заинтересованных субъектов (ГРОП, администрации моногорода, субъекта федерации, населения, бизнеса). Полномочия, ответственность, распределение обязанностей в таком органе должны быть закреплены нормативным правовым актом или иным юридически значимым документом. Орган управления должен заниматься контролем реализации и принятием решений в случае отклонений. Для контроля реализации должны быть закреплены объекты мониторинга, показатели контроля, формы и регламент контроля. Показатели контроля делятся на три группы: целевые, критические и тактические -показатели хода мероприятий. Для ответственных исполнителей должны быть созданы карты показателей для установления персональной ответственности. Принимаемые решения должны быть оформлены документально (договоры, соглашения, меморандумы и т.п.) всеми заинтересованными сторонами.
 
4.1 Требования к системе управления реализацией КИП
В этой части КИП должны быть включены следующие сведения (см. раздел 6.4 в приложении):
-          Перечень всех ключевых субъектов КИП, то есть всех субъектов, принимающих участие в реализации КИП, с указанием ответственных представителей и контактов;
-          Сведения об ответственных за выполнение КИП: руководителя дирекции, координатора и ответственных за направления;
-          Распределение ответственности за направления КИП;
-          Состав совета исполнительной дирекции;
-          Организационная структура органа реализации КИП;
-          Порядок принятия решения.
При необходимости даются текстовые пояснения и дополнения к таблицам. Организационная структура органа реализации КИП и порядок принятия решения
прилагаются к КИП.
Табл. 30. Ключевые субъекты КИП
 
Контакты ключевого субъекта (организации)
Контакты представителя
2
4
В графе 1 приводится перечень ключевых субъектов КИП (наименования организаций). В графе 2 приводятся контакты организаций. В графе 3 приводятся имена представителей организаций. В графе 4 приводятся контакты представителей ключевых субъектов КИП.
Табл. 31. Ответственные за реализацию КИП
 
ФИО
Организация
2
4
 
 
 
 
Ответственный за направление КИП 1
 
Ответственный за направление КИП 2
 
Ответственный за направление КИП 3
 
 
 
В графе 1 приводится перечень должностей руководителей исполнительной дирекции КИП. В графе 2 приводятся их имена. В графе 3 приводятся контакты должностей руководителей исполнительной дирекции КИП. В графе 4 приводятся организации, в которых числятся данные лица.
Табл. 32. Направления КИП
Ответственный
Меры
2
4
В графе 1 приводится перечень направлений КИП. Направление КИП включает в себя перечень мер и целей, за реализацию и достижение которых отвечает только одно лицо. Рекомендуется формировать направления таким образом, чтобы за одно направление отвечал один ответственный.
В графе 2 приводятся соответствующие направлениям КИП ответственные. В графе 3 приводится перечень целей (задач), которые входят в данное направление. В графе 4 приводятся перечни мер, входящие в направление КИП.
Табл. 33. Состав совета исполнительной дирекции КИП
 
Организация
2
 
В графе 1 приводится перечень членов совета исполнительной дирекции КИП. В графе 2 приводятся соответствующие организации, в которых состоят члены совета.
 
 
 
4.2 Выбор и документарное оформление решений
На этапе разработки КИП, а затем и в процессе реализации КИП необходимо принять множество решений. Каждое решение требует документирования. Документарное оформление решений является неотъемлемой частью проекта. В данном разделе описываются типовые принимаемые решения и формы. Для каждого вида решений указаны минимально необходимые к документированию аспекты. Для каждого вида документов указываются подписанты. Виды решений получены с помощью декомпозиции процесса подготовки и реализации КИП на подпроцессы: для каждого подпроцесса выписаны его решения.
Функции системы документирования решений следующие:
     Обеспечение возможности восстановления хронологической последовательности решений проекта,
обеспечение отсутствия решений, за которые никто не несет ответственности (бесхозных решений),
     обеспечение непротиворечивости принимаемых решений,
     обеспечение возможности тиражирования успешных решений,
     обеспечение возможности анализа неудачных решений,
     обеспечение наблюдаемости принимаемых решений,
Ниже представлена таблица соответствия видов решений.

11.0pt;Times New Roman";">

Табл. 34. Аспекты закрепляемых решений при разработке КИП
Решение об органе реализации КИП ■ Юридическая форма,
11.0pt;">■ Организационная структура
11.0pt;">■ Кадровый состав,
11.0pt;">■ Порядок принятия решений
11.0pt;">■ Порядок взаимодействия с субъектами КИП,
11.0pt;">■ Функциональная структура
 
Данное решение должно быть закреплено в КИП, а также уставных документах, регламентах работы органа реализации КИП.
Подписанты: все прописанные в КИП субъекты. КИП в данном случае играет роль меморандума о партнерстве.
 
Двухсторонние соглашения Многосторонние соглашения
Подписанты: руководитель исполнительной дирекции КИП, руководитель органа, осуществляющего финансирование
 
Данные решения могут быть закреплены как в положении о стимулировании органа по реализации КИП, так и напрямую в КИП. Подписанты: все прописанные в КИП субъекты
 
 
 
Изменение решений должно происходить по установленным процедурам, и закрепляться как минимум протоколами об изменениях.
Подписанты: участники Совета
 
Данная группа решений должна быть закреплена протоколами, а также соответствующими контрактами, трудовыми договорами, договорами ГПХ. Подписанты: участники Совета, представители подрядчиков, нанимаемые менеджеры, руководитель исполнительной дирекции
 
Ответственные за устранение отклонений,
   Сроки устранения отклонений,
   Механизмы устранения отклонений,
Дополнительные затраты на устранение отклонений
Отклонения должны быть зафиксированы протоколами или актами. Решения по механизмам устранения отклонений должны быть закреплены протоколами Подписанты: руководитель исполнительной дирекции, руководители направлений КИП
 
   Объем принятых работ,
   Качество принятых работ,
   Санкции к подрядчику,
   Перечень доработок и замечаний,
   Объем и сроки доработок.
Данная группа решений должна быть закреплена соответствующими актами о сдаче-приемке работ, протоколами замечаний, гарантийными письмами об устранении замечаний Подписанты: участники Совета, представители подрядчиков, руководитель исполнительной дирекции
 
 
 

 

5. Паспорт комплексного плана (для П.П. 5.1 - 5.3 «Структуры КИП»)
1.        Наименование субъекта Российской Федерации___________________________________
2.        Наименование населенного пункта_________ ___________________________________
3.        Основные характеристики населенного пункта:
Численность населения:_________________________________________________________
Бюджет:______________________________________________________________________
4.        Градообразующие предприятия:_________________________________________________
5.        Ключевые субъекты КИП:______________________________________________________
6.        Проблемы и риски КИП:_________________
7.        Цели КИП:____________________________
8.        Задачи КИП и основные меры:____________
9.        Сроки выполнения КИП:_________________
10.    Сметная стоимость реализации КИП:_______
11.    Эффективность реализации КИП:__________
12.    Источники и объемы финансирования КИП:_
 
 
 
 
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
 
 
 
 
 
20-   год  
 
   
 
   
 
 
 
 
 
            20-   год                                     20-   год                          
13. Основные меры и результаты реализации КИП: _______________________________________
в том числе по этапам:
 
Этап___
 
 
 
 
 
 

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.