Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Ну и как после этого у ИТ-бизнеса будет формироваться доверие к власти?

Посмотрим чем все это кончится... ИТ-компании через 1,5 года уже столкнулись с пересмотром кредитных ставок по льготным кредитам с 3-5% до 18%:

Непонятно, на чьей стороне проблема:

  • Минцифры? реально бюджетные деньги кончились на компенсацию "выпадающих доходов" банков - на эту меру поддержки?
  • банки (ростовщики)? деньги есть, но банки хотят сверхприбылей, поэтому ввинчивают коммерческую ставку

Кто из них врет? где деньги?

Это если опустить саму ущербность и безнравственность ростовщической (деньги в рост под %) экономики - потому что в ростовщической экономике такие сюрпризы - естественны - обман всегда рядом с ростовщиками (банкиры, страховщики, непорядочные рекламщики, пускающий пыль в глаза, и думающие что без обмана невозможно что-то продать)

Прошло всего 1,5 года, а Минцифры уже показало себя "во всей красе" - не гарантирует ничего и не отвечает за свои обещания... Это подстава №1 Минцифры

 

Ну и как вот после этого у бизнеса теперь ещё и ИТ-бизнеса будет формироваться доверие к власти?

ФОИВ, РОИВ и подведы, ИК МО умудряются систематически разрушать веру в себя...

Последние оставшиеся субъекты, которые раньше не сталкивались с таким поведением власти - ИТ сфера:

Подстава №2 Минцифры - гранты РФРИТ, Сколково, которые, как выяснилось, распределялись на коррупционной основе (арест пойманного на взятке Максима Паршина) - непонятно как и в какой-то момент просто прекратились. И в лист ожидания попали люди, которые доверили государству свои заявки, в том числе часть коммерческой стратегической информации, технологической информации, куда все это пошло, как этим распорядиться, правительство конкурс фактически непонятно состоялся, не состоялся, то есть люди признаны победителями, а денег на это нет. Что это такое - на простом языке это называется кидалово.

Вместо того, чтобы сделать только одну, но системную, регулярную, долгоиграющую (которая прожила бы хотя бы лет 10), меру поддержки....

Новые люди (приходящие во власть каждые 3 года) начинают "кидаться в крайности" и придумывать очередные популистские одноразовые однолетние меры поддержки (субсидирование % ставок по кредитам).

Например, сперва банкам раздать деньги так, чтоб они, ну, идиотский принцип ростовщической экономики сперва банкам дать возможность зарабатывать на дефиците денег, а мерами поддержки называть компенсацией банкам выпадающих доходов, то есть обеспечение прибыли ростовщикам (идиотизм полнейший).

Вместо нормальных налоговых льгот

И вот опять власти делают кратковременные - на 1-2 года меры поддержки, которые благополучно издыхают через 1-2 года из-за отсутствия бюджета из за того, что постоянно что-то происходит и бюджетных ассигнований на это не хватает

Вот эти самые субсидии, они показывают, что только при наличии достаточности бюджета работает.

Когда бюджета достаточно  - лучше проводить докапитализацию государственных фондов - ФРМ (ВЭБ.РФ), ФРП, ЦПИИ, ВЭБ-Венчур и т.п. с тем чтобы они выдавали безпроцентные (0%), но возвратные займы под справедливые - 1:1 (не более 100% суммы займа по рыночной оценке - залоги и поручительства:

  • ФРМ - плохо, что ФРМ тоже перешел от 0% к 1% и 5% займам, а с 2023 года перестал под 0% (правда с другой банковской операцией - гарантией) и стал выдавать займы под 1%
  • ФРП - печально, что ФРП тоже ростовщики 1-5% и увеличили % ставку по займам

В ситуации, недостаточности бюджета - не будет никаких субсидий и грантов, поэтому единственный нормальный инструмент - налоговые льготы и преференциальные режимы надо докрутить:

  • реальные вычеты - расходов на инвестиции в НМА, основной капитал, на проведение НИОКР - уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму целевых расходов не только через механизм амортизации, но и через прямой вычет;
  • убрать налог на недвижимое имущество (производственно- складских помещений, техно-парков, индустриальных парков, инжиниринговых центров и т.п. объектов инновационной инфраструктуры) юридических лиц (организаций).

Промышленная ипотека (первоначальная версия) - почему она оказалась нежизнеспособна непопулярна?

Да потому что льготная ставка только на 1 год, а потом она вернётся к рыночной, кому нужно это?

Игра с ростовщиками - эти льготные кредиты под 1% - 3% - 5% для ИТ- компаний... 1,5 года не прошло, как у минцифры уже кончились деньги и они перестали субсидировать "выпадающие доходы" банкам.

Соответственно, это тоже не простят те, кто взял льготные кредиты, а те, кто не верил Шадаеву и его команде - они в очередной раз поставили для себя галочку и будут рассказывать,

что "с государством в азартные игры по правилам государства играть нельзя:

  • у государства все карты краплёные,
  • и в рукаве всегда спрятана какая-нибудь карта. "

В текущей ситуации неопределенности и нестабильности представитель власти не в состоянии исполнить свои обязательства (), потому что на самом деле не может гарантировать абсолютно ничего, даже стабильности налогового законодательства.

Например, КамАЗ - заключил с годударством СПИК - там есть "дедушкина оговорка" о неизменности налоговых условий. Государство продекларировало, что оно гарантирует такую неизменность, но ставка НДС поменялась с 18 на 20%, и КамАЗ теперь платит НДС по ставке 20%, никакая "дедушкина оговорка" - не работает. МСБ смотрит и джелает вывод, если уж такие вещи происходят с КамАЗом, что говорить про компании поменьше...

Поэтому вся эта возня - "национальная игра", кратковременный популизм клерков и чиновников федеральных ФОИВ и региональных РОИВ министерств, призывающих чем-то воспользоваться какой-то очень важной поддержкой от ростовщиков - "льготными" финансами - в конечном итоге - оказывается "топотом мух"

Поддержка МТК - Малая технологическая компания - c 2024:

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)

 

 

Наша команда может быть полезна в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка документации бизнес-проекта;
  • свидетельство о регистрации топологии интегральных схем,
  • свидетельство о регистрации программы ПО для ЭВМ, базы данных БД
  • аккредитация ИТ-компании при Минцифры
  • патент на полезную модель, промышленный образец
  • режим "ноу-хау" в компании
  • документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет результатов собственной разработки
  • выписка из штатного расписания, подтверждающая наличие персонала, выполняющего операции пункт 5 Правил;
  • документ о постановке на бухгалтерский учет средств разработки или копии соглашений, подтверждающих возможность использования средств разработки, обеспечивающих выполнение операций
  • О подтверждении производства РЭП РЭА ЭКБ в РФ 878
  • О подтверждении произв-ва продукции на территории РФ 878
  • Услуги для подтверждения производства РЭП РЭА ЭКБ в РФ
  • Оценка УГТ TRL
  • Включение дизайн центра (проектировщика) электроники
  • Минпромторг ППРФ 878 в реестр производителей электроники
  • 719 в реестр российской промышленной продукции
  • TRL оценка УГТ гранты на РЭП, РЭА, ЭКБ электронно- компонентная база аппаратура изделие
  • 2022 Субсидия на создание центров проектирования электронных изделий 1827
  • Включение в реестры МинПрома (ППРФ 719, 878) продукции
  • Оценка УГТ TRL
  • Включение дизайн центра (проектировщика) электроники Минпромторг ППРФ 878
  • в реестр производителей электроники 719
  • в реестр российской промышленной продукции
  • TRL оценка УГТ
  • Статус отечественного производителя — продукция будет включена в реестры Минпромторга РФ - это позволит:
  • участие в национальных проектах РФ по импортозамещению
  • конкурентные преимущества над продукцией зарубежных производителей на внутреннем рынке РФ
  • Доступ к мерам меры федеральной гос.поддержки: субсидиям, налоговым преференциям
  • Выход на рынок госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Информационное сопровождение в части подготовки документов для загрузки в ГИСП в рамках Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 №719
  • Оценка сложности (предварительный этап) - заявитель предоставляет информацию:
  • - наименование продукции в соответствии с конструкторско-технологической документацией (КТД)
  • - код ОКПД2 продукции
  • - код ТНВЭД продукции
  • Определение объема документации, необходимой для подтверждения соответствия условиям ПП №719, вида и формы документов
  • многое другое - см. полный перечень услуг

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Что надо знать об оценке УГТ TRL для НИОКР:

 

 

Что надо знать про раздельный учет у разработчика:

Что надо знать об учете НИОКР:

 

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы

 

 

 

Непонятно, на чьей стороне проблема:

  • Минцифры? реально бюджетные деньги кончились на компенсацию "выпадающих доходов" банков - на эту меру поддержки?
  • банки (ростовщики)? деньги есть, но банки хотят сверхприбылей, поэтому ввинчивают коммерческую ставку

кто из них врет? где деньги?

Это если опустить саму ущербность ростовщической (деньги в рост под %) экономики - потому что в ростовщической экономике такие сюрпризы - естественны - обман всегда рядом с ростовщиками (банкиры, страховщики, непорядочные рекламщики, пускающий пыль в глаза, и думающие что без обмана невозможно что-то продать)

Прошло всего 1,5 года, а Минцифры уже показало себя "во всей красе" - не гарантирует ничего и не отвечает за свои обещания...

 

Ну и как вот после этого у бизнеса теперь ещё и ИТ-бизнеса будет формироваться доверие к власти?

ФОИВ, РОИВ и подведы, ИК МО умудряются систематически разрушать веру в себя...

Последние оставшиеся субъекты, которые раньше не сталкивались с таким поведением власти - ИТ сфера:

Подстава №1 - гранты РФРИТ, Сколково, которые, как выяснилось, распределялись на коррупционной основе (арест пойманного на взятке Максима Паршина) - непонятно как и в какой-то момент просто прекратились. И в лист ожидания попали люди, которые доверили государству свои заявки, в том числе часть коммерческой стратегической информации, технологической информации, куда все это пошло, как этим распорядиться, правительство конкурс фактически непонятно состоялся, не состоялся, то есть люди признаны победителями, а денег на это нет. Что это такое - на простом языке это называется кидалово.

Вместо того, чтобы сделать только одну, но системную, регулярную, долгоиграющую (которая прожила бы хотя бы лет 10), меру поддержки....

Новые люди (приходящие во власть каждые 3 года) начинают "кидаться в крайности" и придумывать очередные популистские одноразовые однолетние меры поддержки (субсидирование % ставок по кредитам).

Например, сперва банкам раздать деньги так, чтоб они, ну, идиотский принцип ростовщической экономики сперва банкам дать возможность зарабатывать на дефиците денег, а мерами поддержки называть компенсацией банкам выпадающих доходов, то есть обеспечение прибыли ростовщикам (идиотизм полнейший).

Вместо нормальных налоговых льгот

И вот опять власти делают кратковременные - на 1-2 года меры поддержки, которые благополучно издыхают через 1-2 года из-за отсутствия бюджета из за того, что постоянно что-то происходит и бюджетных ассигнований на это не хватает

Вот эти самые субсидии, они показывают, что только при наличии достаточности бюджета работает.

Когда бюджета достаточно  - лучше проводить докапитализацию государственных фондов - ФРМ (ВЭБ.РФ), ФРП, ЦПИИ, ВЭБ-Венчур и т.п. с тем чтобы они выдавали безпроцентные (0%), но возвратные займы под справедливые - 1:1 (не более 100% суммы займа по рыночной оценке - залоги и поручительства:

  • ФРМ - плохо, что ФРМ тоже перешел от 0% к 1% и 5% займам, а с 2023 года перестал под 0% (правда с другой банковской операцией - гарантией) и стал выдавать займы под 1%
  • ФРП - печально, что ФРП тоже ростовщики 1-5% и увеличили % ставку по займам

В ситуации, недостаточности бюджета - не будет никаких субсидий и грантов, поэтому единственный нормальный инструмент - налоговые льготы и преференциальные режимы надо докрутить:

  • реальные вычеты - расходов на инвестиции в НМА, основной капитал, на проведение НИОКР - уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму целевых расходов не только через механизм амортизации, но и через прямой вычет;
  • убрать налог на недвижимое имущество (производственно- складских помещений, техно-парков, индустриальных парков, инжиниринговых центров и т.п. объектов инновационной инфраструктуры) юридических лиц (организаций).

Промышленная ипотека (первоначальная версия) - почему она оказалась нежизнеспособна непопулярна?

Да потому что льготная ставка только на 1 год, а потом она вернётся к рыночной, кому нужно это?

Игра с ростовщиками - эти льготные кредиты под 1% - 3% - 5% для ИТ- компаний... 1,5 года не прошло, как у минцифры уже кончились деньги и они перестали субсидировать "выпадающие доходы" банкам.

Соответственно, это тоже не простят те, кто взял льготные кредиты, а те, кто не верил Шадаеву и его команде - они в очередной раз поставили для себя галочку и будут рассказывать,

что "с государством в азартные игры по правилам государства играть нельзя:

  • у государства все карты краплёные,
  • и в рукаве всегда спрятана какая-нибудь карта. "

В текущей ситуации неопределенности и нестабильности представитель власти не в состоянии исполнить свои обязательства (), потому что на самом деле не может гарантировать абсолютно ничего, даже стабильности налогового законодательства.

Например, КамАЗ - заключил с годударством СПИК - там есть "дедушкина оговорка" о неизменности налоговых условий. Государство продекларировало, что оно гарантирует такую неизменность, но ставка НДС поменялась с 18 на 20%, и КамАЗ теперь платит НДС по ставке 20%, никакая "дедушкина оговорка" - не работает. МСБ смотрит и джелает вывод, если уж такие вещи происходят с КамАЗом, что говорить про компании поменьше...

Поэтому вся эта возня - "национальная игра", кратковременный популизм какой-то клерков и чиновников федеральных региональных министерств, призывающих нам чем-то воспользоваться какой-то сумасшедшей поддержкой какими-то льготными финансами, все топот мух и баран начихал

https://www.forbes.ru/tekhnologii

05.12.2023

СМИ узнали о повышении ставок по кредитам для IT-компаний в России до 18%

Анастасия Морозова

Редакция Forbes

Банки начали предупреждать IT-компании о повышении ставок по кредитам с льготных 3-5% до рыночных 18%, узнал «Коммерсантъ». В кредитных организациях объяснили рост ставок нехваткой средств на компенсации по таким кредитам. В Минцифры при этом отметили, что финансирование было доведено до банков. По данным ведомства, в 2024 году объем средств на льготное кредитование IT-бизнеса будет увеличен на 49%

Некоторые российские IT-компании начали получать предупреждения о повышении ставок по кредитам с льготных 3-5% до рыночных 18%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке. Эту информацию подтвердил учредитель CRM-интегратора «Пинол» Алексей Окара. По его словам, такие письма получили около 150 IT-компаний.

Как пишет издание со ссылкой на текст писем, полученных компаниями, решение связано с отказом Минцифры финансировать выпадающие расходы. Среди банков, которые направили такие письма, газета называет в том числе Сбербанк и ВТБ. В банках отказались от комментариев.

Проблему должны были обсудить представители Минцифры и Сбербанка 4 декабря, отметил один из источников «Коммерсанта». По его словам, «банкиры должны были согласовать с чиновниками сроки получения дополнительных ассигнований для продолжения программы льготного кредитования».

«Ведомости» 12 октября писали, что Минцифры предложило правительству увеличить финансирование программ льготного кредитования IT-компаний на 25% до конца года. Представитель ведомства тогда сказал, что допфинансирование в размере 500 млн рублей может быть получено в результате перераспределения бюджета с других ведомственных проектов, входящих в нацпрограмму «Цифровая экономика». Эта мера необходима «в целях балансировки кредитного портфеля и сохранения для заемщиков процентной ставки», говорил представитель Минцифры.

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков заявил «Коммерсанту», что проблема раннего расходования средств по программам льготного кредитования связана с повышением ключевой ставки ЦБ до 15% в октябре. «Заложенные в начале года суммы на компенсацию выпадающих процентов по кредитам, скорее всего, закончились», — пояснил он.

При этом в Минцифры подчеркнули, что механизм льготного кредитования продолжает действовать. В частности, после повышения ключевой ставки ведомство оценило объемы необходимого дополнительного финансирования и нашло его, первая часть уже доведена до банков. «Рассчитываем, что вторая [часть] поступит в кредитные организации до конца года», — добавили в Минцифры. Помимо этого, представитель ведомства подчеркнул, что в 2024 году на субсидирование льготных кредитов заложено 4,1 млрд рублей, что на 49% больше по сравнению с 2023 годом. По словам Войлукова, если в бюджет заложены расходы на субсидирование, то льготные ставки по кредитам для IT-компаний будут возвращены в январе.

Минимальная сумма такого льготного кредита составляет 5 млн рублей, максимальная — 5 млрд рублей. По данным Минцифры, в целом поддержку получили 164 проекта, общий кредитный портфель по ним составил 82,3 млрд рублей.

Незапрограммированный процент

IT-компании переключают с льготных ставок кредитования на рыночные

Банки начали уведомлять IT-компании, получавшие льготное финансирование по программе Минцифры, о повышении ставок с 3–5% до 18,5%, ссылаясь на то, что не получили средства на компенсации. В целом по программе выдано кредитов более чем на 80 млрд руб. С аналогичной проблемой столкнулись производители электроники — банки поднимают льготные ставки до рыночных из-за отсутствия госфинансирования. В Минцифры, впрочем, уверяют, что все необходимые средства для банков доведены, а на следующий год лимиты по льготным кредитам вырастут на 50%.

По словам двух источников “Ъ” на рынке, ряд российских IT-компаний, получивших льготные кредиты в рамках постановления №1598, столкнулись с повышением ставок со стороны банков.

Учредитель CRM-интегратора «Пинол» Алексей Окара подтвердил “Ъ” эту информацию. По его словам, ряд предприятий получили подобные уведомления, в частности, от Сбербанка. Банк в письмах сообщал о повышении кредитной ставки с льготной (3–5%) до рыночной (18–18,5%), объясняя, что Минцифры еще в октябре отказалось субсидировать выпадающие доходы.

По данным господина Окары, подобные уведомления заемщикам направлял и ВТБ, а в целом с проблемой столкнулись порядка 150 IT-компаний.

Президент Союза поддержки и развития технологических компаний (СТК, в него входит более 100 малых и средних IT-компаний) Евгения Дмитриева также подтверждает, что ряд входящих в объединение компаний получили уведомления от банков: «Необходимо проведение дополнительных переговоров Минцифры с руководством банков, принимающих участие в реализации программы льготного кредитования аккредитованных IT-компаний, для урегулирования ситуации».

В «Сбере» и ВТБ на запросы “Ъ” не ответили.

Постановление №1598 принято в декабре 2019 года, оно регулирует предоставление IT-компаниям льготных кредитов на реализацию «сквозных цифровых технологий» — речь идет о разработке, доработке или внедрении программного обеспечения.

Из документа следует, что Минцифры обязуется доводить до банков, участвующих в программе, субсидии, которые будут направлены на компенсацию выпадающей ставки при льготном кредитовании IT-компаний. Минимальная сумма кредита составляет 5 млн руб., максимальная — 5 млрд руб. По данным министерства, в целом поддержку получили 164 проекта, общий кредитный портфель по ним составил 82,3 млрд руб.

Максут Шадаев, глава Минцифры, на CNews Forum в ноябре 2022 года:

«Наша задача — не дать дискредитировать меры поддержки IT-отрасли».

В октябре «Ведомости» сообщали, что из-за повышения ключевой ставки ЦБ до 13% (на сегодня показатель поднят уже до 15%) Минцифры потребовалась «переоценка ресурсов» для обеспечения банков достаточным объемом бюджетных ассигнований для компенсации выпадающих ставок по льготным кредитам для IT-компаний. В ноябре стало известно, что из-за схожих проблем прекратил работу механизм льготного кредитования производителей электроники: из-за исчерпания средств, направляемых на субсидирование процентов, банки отменили льготные ставки для таких крупных заемщиков, как Yadro и «Аквариус» (см. “Ъ” от 9 ноября).

По словам источника “Ъ”, 4 декабря проблему планировалось обсудить на встрече представителей Минцифры и Сбербанка: «Насколько я понимаю, банкиры должны были согласовать с чиновниками сроки получения дополнительных ассигнований для продолжения программы льготного кредитования».

В Минцифры, впрочем, настаивают, что программа льготного кредитования в рамках постановления №1598 продолжает действовать, добавив, что после повышения ключевой ставки ведомство провело оценку необходимого дополнительного финансирования по программе и нашло дополнительные средства: «Первая часть средств уже доведена до банков. Рассчитываем, что вторая поступит в кредитные организации до конца года».

Представитель министерства добавил, что на 2024 год в бюджет на субсидирование процентной ставки по льготным кредитам заложено 4,1 млрд руб., что на 49% больше, чем в 2023 году.

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков отмечает, что повышение ключевой ставки ЦБ привело к проблеме раннего расходования лимитов по целому ряду программ льготного кредитования: «Заложенные в начале года суммы на компенсацию выпадающих процентов по кредитам, скорее всего, закончились. Если мы предполагаем, что в бюджет на следующий год заложены расходы на льготы для IT-компаний с учетом возросшей ключевой ставки, то банки, скорее всего, вернут льготные проценты по таким кредитам уже в январе».

Никита Королев

 

Кредит с сюрпризом. Сбербанк вздул ставки по выданным льготным кредитам для ИТ-компаний

Де­сят­ки ИТ-ком­па­ний по­лучи­ли от Сбер­бан­ка и, пред­по­ложи­тель­но, Бан­ка ВТБ пись­ма о по­выше­нии став­ки по ль­гот­ным кре­дитам, вы­дан­ным по пос­та­нов­ле­нию пра­витель­ства №1598. Став­ка по кре­диту взле­тела с 3% до 18,5% го­довых. Сбер­банк уве­ряет, что Мин­циф­ры РФ от­ка­залось пре­дос­тав­лять ему суб­си­дии для ль­гот­но­го кре­дито­вания, но ми­нис­терс­тво это от­ри­цает.

Ан­на Шве­цова

© ComNews

05.12.2023

С 1 декабря 2023 г. несколько десятков российских ИТ-компаний получили от Сбербанка и, по сведениям лишь одного источника, Банка ВТБ письма о переводе на стандартную ставку вместо льготного кредита. Согласно сообщению банков, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, направило им письмо об отказе в предоставлении субсидии для осуществления программы на основании подпункта "г" пункта 25 постановления правительства России от 5 декабря 2019 г. №1598. Этот пункт гласит, что "основанием для отказа в предоставлении субсидии уполномоченному банку является недостаток лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минцифры как получателя средств федерального бюджета".

В связи с этим банки уведомили заемщиков из ИТ-сектора об установлении стандартной ставки по кредитному договору. При этом Сбербанк заявил, что Минцифры отказало в предоставлении субсидий с 01.10.2023, поэтому он требует от каждой ИТ-компании в течение 10 дней с момента получения письма возместить имущественные потери за октябрь и ноябрь (в соответствии со ст.406.1 Гражданского кодекса РФ).

Документ, о котором идет речь, - постановление правительства от 5 декабря 2019 г. №1598 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, с применением льготного кредитования".

Представитель пресс-службы Минцифры опроверг ComNews информацию, что министерство прекратило субсидирование и программу обеспечения ИТ-компаний льготными кредитами.

"Поддержку получили уже 163 проекта, а общий кредитный портфель по ним составляет 82,3 млрд руб. На 2024 г. на субсидирование льготной ставки по кредитам в бюджете заложено 4,1 млрд руб.", - уточнил сотрудник пресс-службы ведомства.

По схеме льготного кредитования ИТ-отрасли министерство компенсирует банку, который выдает льготный кредит, разницу между пониженной ставкой, которую платит получатель кредита, и ключевой ставкой Центробанка. В сентябре и октябре 2023 г. Банк России повысил ключевую ставку, из-за чего Минцифры переоценивало финансирование льготных ИТ-кредитов. Из-за этого Минцифры вынуждено перечислить более крупную сумму по уже выданным кредитам для покрытия недополучаемых банками доходов.

Аналитик по финансовым рынкам, пожелавший остаться неназванным, предположил, что Сбербанк и, вероятно, ВТБ не обеспечили должным образом распределение имеющихся лимитов.

"В связи с решениями Центробанка о повышении ключевой ставки до 11% и 15%, принятыми 15 сентября и 27 октября 2023 г. соответственно, Минцифры провело оценку необходимого дополнительного финансирования по программе. Соответствующие средства были найдены, правительство РФ поддержало предложения министерства по перераспределению ресурсов в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика", - прокомментировал представитель пресс-службы Минцифры корреспонденту ComNews.

Также сотрудник пресс-службы ведомства заявил, что первая часть средств уже доведена до банков. "Рассчитываем, что вторая поступит в кредитные организации до конца года. В том числе будут покрыты субсидии за октябрь и ноябрь. И далее все выплаты будут осуществляться в установленном порядке", - рассказал представитель Минцифры.

Сбербанк не ответил на вопросы ComNews. Льготные ИТ-кредиты выдают 22 уполномоченных банка - Сбербанк, ВТБ, ВЭБ.РФ, Газпромбанк, Росбанк, Ак Барс Банк, Промсвязьбанк, Альфа-Банк и др. Однако все жалобы, которые услышала редакция ComNews, связаны с действиями Сбербанка. Источник в одной из компаний сообщил корреспонденту ComNews, что аналогичные письма рассылал ВТБ. Подтвердить или опровергнуть эту информацию не удалось, но несколько участников рынка заверили ComNews, что рассылкой таких писем занимается только Сбербанк. Банк ВТБ не прокомментировал ситуацию.

Глава одной из компаний, получивших банковское "письмо счастья", со ссылкой на представителя Сбербанка утверждает, что проблема одностороннего повышения процентной ставки по льготным ИТ-кредитам (да еще и задним числом) коснулась 163 компаний. Однако, как следует из данных Минцифры, таково суммарное количество получателей льготных кредитов. Среди ИТ-компаний, точно получивших подобные требования от банков, - ПАО "Т-Плюс", ООО "МАЦБКТ-СЭЗ", ООО "Чек-ап онлайн", ООО "Социальная лаборатория", ООО "Пинол", ПАО "МТС", ПАО "Ростелеком", ОАО "РЖД".

К слову, РЖД в феврале 2021 г. стала первой компанией в секторе транспортной инфраструктуры, получившей льготный кредит в рамках программы Минцифры РФ по поддержке цифровой трансформации компаний на основе внедрения российских решений (в рамках постановления №1598). Его сумма составила 8,9 млрд руб., а кредитором выступил банк ВЭБ.РФ. Однако с 2022 г. условия программы частично изменились.

Льготный кредит по ставке 3% годовых российские ИТ-компании могут оформить с 2022 г. С мая 2023 г. Минцифры смягчило программу льготного кредитования ИТ-предприятий. Кредиты со ставкой до 3% годовых могут получить аккредитованные ИТ-компании, которые не имеют налоговых льгот и права на пониженные страховые взносы.

Генеральный директор ООО "Социальная лаборатория", разработчика интеллектуальных систем сбора и анализа данных sociallab.ru, Наталия Тылевич рассказала ComNews, что ее компания получила в Сбербанке кредит на 5 млн руб. со ставкой 3% годовых. Ей также пришло письмо от банка о повышении процента до рыночного уровня, с просьбой возместить потери кредитной организации за октябрь и ноябрь 2023 г.

По словам Наталии Тылевич, программа со ставкой 3% предусмотрена, скорее, для малых предприятий, однако Сбербанк стал предоставлять кредиты крупным компаниям, и из-за этого возникли проблемы. Представитель Минцифры в чате "Льготные кредиты для IT", где компании и регулятор обсуждают ситуацию, ответил, что у министерства строгие требования к выбору заемщиков: выделение кредитов госкомпаниям ограничено, а крупные сделки проходят дополнительное согласование в министерстве - это позволяет выровнять ситуацию и начать более активно поддерживать малое и среднее предпринимательство.

Наталия Тылевич считает правильным, что, если Сбербанк выходит из программы льготного кредитования ИТ-компаний, он должен предоставить возможности перехода в другие банки с сохранением условий, которые гарантирует Минцифры. Либо банк должен отреагировать на требования регулятора.

Гендиректор ООО "Социальная лаборатория" рассматривает вариант с досрочным погашением кредита. "Мне в целом выгодно: если досрочно погашу кредит, то имею право не на 3%, а на 2% - я и так планировала досрочно погасить", - рассказала она. Также Наталия Тылевич надеется, что в ближайшие дни в ходе переговоров Минцифры и Сбербанка будет достигнута договоренность и банк станет соблюдать требования к участникам программы, а ИТ-компаниям не придется переходить в другие банки.

Источник в ПАО "Т-Плюс" сообщил ComNews, что компания будет добиваться возврата к льготной ставке, так как считает, что нельзя менять параметры финансирования проектов на этапе их реализации.

Согласно информации ООО "Международный аналитический центр безопасности компьютерных технологий - СЭЗ" (МАЦБКТ-СЭЗ), эта компания также получила письмо из Сбербанка. Банк повысил ставку по кредитному договору до 18,5%, и теперь бизнес должен выплатить, согласно новым условиям, около 145 тыс. руб. за октябрь и около 181 тыс. руб. за ноябрь. Представитель компании ответил ComNews, что в течение двух дней руководство намерено вести переговоры, и в это время МАЦБКТ-СЭЗ не будет комментировать ситуацию.

Топ-менеджер еще одной компании, получившей льготный кредит в 2023 г., сообщил корреспонденту ComNews, что для этого пришлось потратить пять месяцев активных усилий и предоставить в Сбербанк 54 документа. "Мы начали этот процесс с апреля, а получили кредит только в августе. Принудительный перевод нашей компании на рыночную процентную ставку для нас фактически означает банкротство", - сетует он.

Еще один источник ComNews на российском ИТ-рынке знает, что с августа 2023 г. Сбербанк не заключал новые кредитные соглашения по льготной ставке с компаниями сектора, ссылаясь на отсутствие лимитов.

К решению ситуации подключилось НП "Руссофт". Валентин Макаров, президент "Руссофта", заявил, что еще 1 декабря обсудил этот вопрос с одной из пострадавших компаний и обратился в Минцифры для решения проблемы.

"Банки действуют в соответствии с условиями предоставления кредита. Они имеют право изменить ставку в случае, если средства для компенсации их потерь от предоставления льготного кредитования не поступили от государства на момент оплаты процентов. Они будут ожидать поступления этих средств на счета, чтобы компенсировать неоправданные расходы заемщику. Но за это время заемщик может стать банкротом. Речь идет только о доброй воле банков - войти или не войти в положение компаний, которые в большинстве случаев не могут выплатить внезапно увеличившуюся комиссию банка. Некоторые банки проявили добрую волю и не стали требовать оплату возросшей комиссии, а некоторые - стали. С ними и общаются коллеги из Минцифры", - прокомментировал Валентин Макаров.

К ситуации также подключилась ассоциация "МИТ - Мы ИТ". Президент "МИТ - Мы ИТ" Евгений Титаренко заявил, что ассоциация ищет варианты, чтобы урегулировать ситуацию без потерь для ИТ-компаний. "Минцифры ведет переговоры с банком. Просим соблюдать спокойствие, не паниковать, не предпринимать ненужных активностей и дождаться результатов переговоров", - озвучил он официальную позицию ассоциации и призвал следить за комментариями официальных представителей Минцифры.

Представитель Минцифры в чате с компаниями-заемщиками сообщил, что идет разговор о продлении программы на 2024 г.

https://www.comnews.ru/content/230538/2023-12-05/2023-w49/1007/kredit-syurprizom-sberbank-vzdul-stavki-vydannym-lgotnym-kreditam-dlya-it-kompaniy

 

 

Льготные кредиты для ИТ-компаний

Описание меры Российские организации, которые занимаются разработкой и (или) внедрением проектов по цифровой трансформации на основе российских решений, могут получить кредит по льготной ставке от 1 до 5% годовых. Аккредитованным ИТ-организациям доступен льготный кредит на реализацию новых проектов по льготной ставке до 3% годовых.

Размер льготного кредита:
• от 5 млн до 5 млрд руб. на реализацию проектов,
• от 500 млн до 10 млрд руб. на реализацию программ.

Срок получения

С 2022 года

Дополнительная информация

Условия получения

Как получить?

Документы, вводящие меру

Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2022 №714-р
Указ Президента РФ от 02.03.2022 №83

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.