Налоговое консультирование: новая эпоха?
Источник: https://www.garant.ru/article/548270/
17 июня 2014
Маргарита Горовцова
НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.
Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.
Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".
В конце мая 2014 в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг
Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.
Налоговые консультанты – кто они?
Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант".
Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).
В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).
Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.
Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).
Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).
Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.
Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.
Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").
МНЕНИЕ
Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":
"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).
С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"
Объем услуг
Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.
Помимо этого, консультант поможет выбрать правильную стратегию налогового планирования, составить налоговую отчетность, другие документы и направить их в налоговый орган, а также будет представлять интересы налогоплательщика в налоговой инспекции и других государственных органах (очевидно, и в судах).
Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).
Конфиденциальность
Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.
Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.
Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.
Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.
Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Контроль качества и ответственность
Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:
1
Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.
2
Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).
Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.
Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.
3
Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.
С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).
С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).
МНЕНИЕ
Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":
"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.
Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность <…> в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".
Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."
Шанс на жизнь
В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".
Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.
Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов. |
Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.
В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.
Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".
***
Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.
Документы по теме:
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"