19.04.22 Сколько стоит содержать автодом
Карина Адабашьян владеет домом на колесах Профиль автора
Летом 2020 года мы с мужем купили автодом.
Мы живем в Сочи и уже около пяти лет путешествуем в разных форматах. Перед пандемией мы съездили во Францию, Испанию и Марокко. В этих поездках нам встречались путешественники в автодомах: молодые серферы у берегов Атлантики и взрослые французы, трепетно влюбленные в север Африки. Мы так вдохновились, что купили свой.
Плюсы автодома я знала еще до покупки: несколько лет назад мы с друзьями арендовали кемпер на майские праздники и поехали по побережью Черного моря. Это было одно из самых веселых и запоминающихся приключений. В доме на колесах можно останавливаться там, где захочется, и каждое утро просыпаться с новым видом из окна.
А вот минусы автодома я поняла уже позже, когда мы стали владельцами. О них подробно расскажу в статье.
Первый автодом обошелся нам в 2 100 000 Р. Еще 181 500 Р мы в течение года вложили в обустройство, небольшой ремонт и техобслуживание. Через год стало ясно, что концептуально нам все нравится, но вот модель автодома нужна другая. И мы купили второй — лучшего уровня и более удобной комплектации. Расскажу, чем они отличаются и куда мы путешествуем на автодоме.
Так выглядит наш первый автодом
Что такое автодом и какие они бывают
Автодом, он же автокемпер, он же автояхта — это полноценный укомплектованный дом для жизни, но на колесах. Такие дома сделаны на базе автомобиля. Вы могли видеть их в фильмах «Земля кочевников» или «Маленькая мисс Саншайн». На автодоме можно путешествовать везде, где есть дороги.
Автодома бывают очень разные: от прицепа на колесах до интеграла, который по уровню комфорта мало чем отличается от обычной квартиры. Вот основные варианты:
- Автоприцеп.
- Кастенваген.
- Альковный автодом.
- Полуинтеграл.
- Интеграл.
Автоприцеп, или автодача — самый простой и бюджетный вариант. Это дом-прицеп, который присоединяют к автомобилю. Цена на такой начинается от 600 000 Р.
Плюс такого автодома в том, что его можно отцепить и оставить, например, в кемпинге. А на автомобиле свободно кататься по городу.
Минусы — плохая аэродинамика на дороге и двойной расход бензина. И главное: по правилам дорожной безопасности во время движения в автоприцепе находиться нельзя.
Автоприцеп на «Авито»
Кастенваген выглядит как микроавтобус. Такой автодом можно купить готовым или сделать самостоятельно, например, на базе Мерседеса Спринтера или Форда Транзита. Многие энтузиасты выбирают второй вариант.
Кастенваген — самый маневренный из всех автодомов. Стоит такой от 1,5 млн до 16 млн рублей в зависимости от базы и комплектации.
Выглядят кастенвагены симпатично, но в реальной жизни, как мне кажется, неудобны и подходят только для коротких путешествий. Внутри обычно есть жилой отсек со спальней и маленькой кухней, а вот санузел туда встраивают редко. Обычно максимум устанавливают душевую лейку снаружи, чтобы была возможность принять душ на природе.
/dream-trip/ «Уехать без обратного билета»: 15 идей для путешествия мечты Кастенваген на «Авито». Обычно такой дом — самодел. На мой взгляд, это не полноценный автодом — скорее палатка на колесах Внутри кастенваген может выглядеть так. Такие интерьеры любят блогеры в соцсетях и на «Ютубе». Фото: DeRepente / iStock
Альковный автодом сделан на базе обычного легкового автомобиля. Над кабиной водителя есть надстройка-«альков», где расположено спальное место. Жилой модуль в таком доме сделан из сэндвич-панелей с теплоизоляцией.
Наш первый автодом — как раз альковный, на базе Фиата Дукато. Главный его плюс для меня — высокий потолок. За счет него внутри много пространства. Еще у него сравнительно маленький расход бензина, 10 л на 100 км. Из минусов: у него немного меньше маневренности, чем у других типов автодомов.
/guide/fuel-economy/ Как экономить на бензине
Сейчас такой автодом, десятилетний, но в приличном состоянии, может стоить от 3,5 млн рублей. Мы свой купили за 2,2 млн.
Альковный автодом на «Авито»
Наш автодом — точно такой же, как в объявлении, но обошелся в 2 раза дешевле | В алькове есть окно, в которое в ясную погоду можно смотреть на звезды прямо из кровати. Очень романтично |
Полуинтегрированный автодом — полуинтеграл — тоже сделан на базе автомобиля, как и альковный. Отличие в том, что в полуинтеграле нет надстройки над кабиной, за счет этого меньше пространства и спальных мест. Зато он более маневренный.
Стоит полуинтеграл примерно столько же, сколько альковный автодом — от 3,5 млн рублей.
Полуинтегрированный автодом на «Авито» продают за 5,5 млн
Интегрированный автодом — интеграл — самый дорогой, самый продуманный и самый комфортный.
Здесь от автомобиля — только двигатель, трансмиссия и шасси. Дом целиком, включая кабину, сделан из сэндвич-панелей. Кабина и жилая зона — единое пространство. Обычно в таких домах удобная планировка с отдельной спальней, а еще более качественная отделка, чем в других автодомах.
Кроме того, интегральный автодом — самый теплый, потому что в нем нет отдельной кабины, из которой дует зимой.
Наш второй автодом — интеграл. Мы купили его в компании по перепродаже автодомов за 4,2 млн рублей. Нам повезло: на «Авито» интегралы стоят от 7 млн рублей. Высокая цена объясняется сложностью производства.
Интегрированный автодом на «Авито» Типы автодомов, классификация с сайта по продаже и аренде автодомов «Автояхта». Слева направо: альковный, полуинтеграл, интеграл. Источник: autoyahta.ru
Какие еще бывают автодома. В мире много энтузиастов, которые собирают автодома самостоятельно. Иногда у них получается нечто поразительное. Например, гигантские автодома, в задней части которых помещается гараж для обычного автомобиля.
Часто встречаются трехосные автодома. Как правило, они очень длинные. Сложно представить, как ими управлять, особенно в городе.
Еще бывают крутые «кастомные» автодома. Например, скоро на рынок планируют вывести модель автодома компании Хюмер на базе Мерседеса с современным интерьером. Он выглядит как маленькая квартира будущего.
Обзор концепта автодома Мерседес Хюмер на «Ютубе»
Интерьер концепта автодома Мерседес Хюмер. Если не знать, что это пространство на колесах, легко представить, что это номер дорогого отеля. Источник: hymer.com
Как мы выбирали наш автодом
Перед тем как купить наш первый автодом, мы смотрели обзоры на «Ютубе» и мониторили предложения. Основными критериями выбора были цена, состояние автодома и год выпуска. Мы искали укомплектованный заводской вариант.
В июне 2020 года рынка автодомов в России фактически не было, и предложений было мало. Выбирали из того, что было. Нам удалось найти всего несколько компаний в Москве, которые продавали и сдавали в аренду автодома.
Нас заинтересовали три почти одинаковых предложения альковных автодомов: два — от московских компаний, и еще одно — на «Авито». Что удивительно, предложение на «Авито» было в Сочи, где мы живем. Цена у всех трех предложений была почти одинаковой — примерно 2 350 000 Р.
В итоге мы купили автодом на «Авито». Это был Фиат Адриа 2011 года с механической коробкой передач и передним приводом. Такой автодом можно водить с правами категории B.
Из-за пандемии много желающих купить тот автодом не было, и нам удалось сбить цену. Мы заплатили 2 100 000 Р. Часть денег у нас была в накоплениях, еще небольшую часть мы одолжили, так как деньги постоянно в обороте. У нас несколько источников дохода: два бизнеса, иногда фриланс, сдача квартиры и катера. С долгом мы быстро рассчитались.
2,1 млн Р
мы заплатили за автодом
Нам повезло с ценой: сейчас подобные дома стоят от 3,5 млн рублей. Если вы решитесь покупать автодом, я советую не торопиться и потратить время на изучение рынка. По моему опыту по-настоящему хорошие предложения надо ловить.
Как устроен альковный автодом
В теории в автодоме можно жить 365 дней в году. Это похоже на жизнь в маленькой студии, где есть все необходимое, но места немного.
Наш дом 7 м в длину, 2,3 м в ширину и 2,9 м в высоту. Буквально все это пространство задействовано: автодом очень продуман. Вот как в нем все устроено.
Жилое пространство и санузел. В нашем автодоме шесть спальных мест, обеденная зона, полноценный санузел с душем.
Спальные места такие:
- Большое двуспальное место в алькове над водительской кабиной.
- Двуспальное место, в которое раскладывается обеденная зона.
- Два односпальных места друг над другом в задней части автодома над багажником.
В большой обеденной зоне стол и два дивана, в маленькой — стол и два сиденья. За ними мы обычно работаем. Здесь же был небольшой телевизор, но мы его продали за 4000 Р на «Авито».
Еще есть кондиционер, он работает, если автомобиль подключен к розетке.
В санузле душ с перегородкой, биотуалет и раковина с зеркалом и шкафчиками. Вода для душа быстро нагревается благодаря газу, стоит лишь повернуть переключатель. Основной бак для воды размером 100 л. Также у нас с собой обычно есть запас воды в больших канистрах, еще около 200 л. Этого хватает, чтобы помыться, помыть посуду и протереть пол.
Так выглядит наш автодом изнутри. Шесть пассажирских мест, обеденная зона, кухня, холодильник, шкаф. Коричневый отсек справа за синими креслами — душевая с туалетом Душевая с баком воды на 100 л с горячей водой. Вода нагревается от газа
Кухня тоже полностью оборудованная. Есть газовая плита, раковина, холодильник с морозилкой. Холодильник работает от газа либо от электричества, когда автодом подключен к розетке.
Я знаю, что бывают автодома с небольшими духовками, но у нас ее нет. Зато есть капсульная кофемашина — ее мы поставили сами. Не представляем утро без кофе.
/digital-nomads-part2/ «Взяли все, что могло понадобиться»: как мы с супругой совмещаем работу и путешествия
Вытяжки в альковном доме тоже нет, но запахи не мешают: когда я готовлю, просто открываю окна на кухне — боковое и на потолке. Во втором автодоме вытяжка над плитой есть.
Так выглядит кухня: плита на три горелки и раковина рядом. Жидкость для мытья посуды и мыло закреплены, иначе после переезда можно обнаружить их в другом углу автодома
У нас с собой есть вся посуда: сковородки, кастрюли, любимые кружки. Тарелки мы купили в Икее — они железные, чтобы не разбить | В автодоме мы готовим все то же самое, что и на обычной кухне в квартире |
Однажды в Карелии собрали белых грибов и тут же сварили мой любимый грибной суп | Еще мы возим с собой барбекю и часто используем его во время вылазок на природу |
Где храним вещи. Места для вещей в автодоме хватает. Есть шкаф с плечиками для одежды и много отсеков для хранения: 9 полок в жилой зоне и 8 на кухне. Также на кухне есть 2 больших ящика под потолком и 6 внизу, из них 4 выдвижные. Все полки и ящики на защелках, чтобы не выдвигались, когда дом на ходу.
Таким образом, можно вообще не думать, что из вещей брать с собой в путешествие — поместится все. Я заметила, что почти перестала скучать по дому, когда со мной стали ездить любимые вещи: книги, посуда, одежда. К тому же это удобно, ведь в путешествии не всегда знаешь, что тебя ждет завтра: поход в оперу или трекинг в гору.
Как подготовиться к дальней поездке на юг России на машине
А еще можно использовать багажник и вместо одного из спальных мест получить дополнительное пространство. Мы обычно так и делаем и возим с собой велосипеды и даже мопед.
Мопед — еще один способ исследовать новые места, но налегке. А автодом можно оставить на парковке | Наверху над окном — отсеки для хранения вещей |
Электричество, газ и вода. В квартире мы не думаем об этих ресурсах, но в автодоме приходится.
Многое в автодоме работает на газу: плита, холодильник, отопление в холодную погоду. Вода нагревается тоже от газа. Проблем с горячей водой и отоплением нет. В сентябре мы ездили в Териберку и ходили там в шапках и мембранных плащах. А в доме было тепло.
У нас два газовых баллона. Их хватает надолго, недели на две. Заправить баллоны можно на газовых заправках, правда, не на всех.
Электричество нужно, чтобы заряжать гаджеты и пользоваться кофемашиной, стиральной машиной и другими приборами. У нас два аккумулятора, они заряжаются, когда двигатель заведен. Хватает зарядки на 2—4 дня.
Воду обычно берем на заправках или в кемпингах. Цена бака воды в кемпинге бывает очень разной. Иногда за это просят символическую сумму в 100 Р, а иногда 1000 Р. На всякий случай мы всегда подмечаем, где есть кран с водой. Однажды мы заправляли воду прямо от жилого дома в Санкт-Петербурге.
Сколько мы вложили в автодом
Я подсчитала, что в течение года мы вложили в автодом 181 500 Р. За эти деньги мы улучшили очень многое. Вот что мы сделали.
ТО и общие траты. В день покупки автодома мы сразу записались на ТО в обычный сервис, где обслуживают легкий коммерческий транспорт. Заменили ремень ГРМ и приводной ремень, колодки, тормозные диски, помпу охлаждения, все масла и жидкости. А также починили дворники и зеркало заднего вида и почистили радиатор. Все это в сумме обошлось в 50 000 Р.
Позже мы улетели на несколько месяцев и оставили автодом в сервисе, чтобы нам отшлифовали корпус снаружи и покрасили кабину. Заплатили 40 000 Р.
6 приложений для учета расходов на авто
Интерьер. Практически сразу мы обшили все сиденья синей тканью с бархатной текстурой. Это обошлось в 40 000 Р. До этого они выглядели как обычные автобусные сиденья — было совсем неуютно. Ткань выбрали в Санкт-Петербурге из образцов, которые предложили в мастерской по обивке мебели. Забавно, что дома у нас стоит синий бархатный диван: в тот период нам нравилась бархатная винтажная мебель глубоких оттенков.
Детали кухонной мебели и душевую мы покрасили сами. Краску и кисти купили в «Леруа Мерлене» за 1500 Р.
Чтобы создать комфортную атмосферу, я взяла из дома интерьерные подушки, любимое постельное белье, фикус, свечи, книги, посуду, фотографии — все то, по чему я скучаю в долгих путешествиях.
Позже мы многое докупили: занавески, новую лейку для душа, органайзеры для вещей в душевую и кухню, коврики и хлопковые шторы из «Икеи». На все ушло около 10 000 Р.
Синие сиденья, подушки, фикус, зеркало — ради уюта не жаль ни времени, ни денег | Снаружи мы украсили автодом гирляндой |
Стену украсили фотографиями из дома и путешествий | В автодоме я люблю зажигать свечи, пить чай, читать книгу перед сном, медитировать |
Техника и быт. Мы сразу купили разные дополнительные предметы, чтобы оптимизировать жизнь в автодоме. В первый месяц купили два аккумулятора, чтобы у нас был больший запас электричества. Новый аккумулятор стоит 27 000 Р, а мы нашли два на «Авито» по 8000 Р.
Еще взяли дополнительный газовый баллон за 5000 Р, чтобы реже заправлять газ. И дополнительные канистры и бак для воды на 200 л — они обошлись в 7000 Р.
Поставили инвертор, чтобы использовать приборы, которые требуют напряжение 220 вольт — например, заряжать компьютер, пользоваться кофемашиной и отпаривателем для одежды. Он стоил 4000 Р. Обычное напряжение в автодоме — 12 вольт.
Кроме этого, мы купили стиральную машинку на 3 кг за 16 000 Р и капсульную кофемашину за 5000 Р. Они работают от аккумуляторов.
Такие аккумуляторы мы купили, но б/у, на «Авито» и почти в 4 раза дешевле Евробаллон для газа
Повседневные траты на автодом
Траты на автодом складываются из расходов на топливо, газ, стоянку в кемпингах и проезд по платным дорогам, а также страховку и техобслуживание. Рассчитать средние траты за месяц сложно, потому что траты зависят от множества факторов: едем ли мы куда-то или стоим на месте, платим ли за место в кемпинге или пользуемся бесплатной парковкой, готовим ли в автодоме или едим в кафе. Можем за день отдать 5000 Р только на платные дороги, а можем весь месяц оставаться в кемпинге и тратить 500 Р в день на все.
По моим ощущениям, средние траты на автодом — такие же, как в обычной жизни. Просто вместо коммунальных платежей за квартиру мы платим за газ и платные дороги. Вместо мелких поломок в квартире — мелкие поломки в автодоме. А другие траты — на еду, одежду, интернет, кофе — не меняются.
Вот основные статьи расходов.
Топливный бак мы заправляем дизельным топливом. Объем бака в автодоме — 80 л, за полный бак в России отдаем 4000 Р. При скорости до 100 км/ч этого хватает на 700—800 км, то есть расход — около 10 л на 100 км.
10 л
расход бензина на 100 км
Газовый баллон — на 25 л. В России заправить его целиком стоит 700 Р. Если не использовать отопление, газового баллона хватит на две недели, с отоплением — дня на три.
Воду мы заправляем чаще всего бесплатно: на заправках, в кемпингах, иногда на автомойках. Всегда подмечаем краны и шланги у домов или в парках, а также общественные туалеты. Также мы часто набираем воду в источниках, где обычно уже установлена труба.
Это я в красивом платье заправляю воду на заправке
Кемпинги в России в среднем стоят около 1500 Р в сутки. В цену входят электричество, вода, зона барбекю, иногда стиральная машина. Вместо кемпинга можно встать на платную охраняемую парковку — будет дешевле, но удобств меньше.
Мы находим кемпинги, парковки, заправки газа и воды в приложении Park 4 night. В нем автопутешественники отмечают на карте нужные точки. Мы тоже отмечаем, если находим что-то, чего еще нет на карте.
Платные дороги — ощутимая трата. В поездке Москва — Сочи мы потратили только на дороги 2970 Р. А доехать из Москвы до Санкт-Петербурга стоит от 3202 Р: точная цена зависит от времени суток и дня недели. Если собираетесь много ездить по России, советую купить специальный транспондер «Росавтодор» — с ним дешевле, а проезжать будете быстрее. Стоит он около 1800 Р.
Купить транспондер можно в центрах поддержки и обслуживания «Автодора», на пунктах взимания платы и в магазинах-партнерах. А можно — на «Озоне». Стоит везде около 1800 Р
Техобслуживание мы осуществляем раз в 10 000 км, платим за него 10 000 Р. Страховка обходится в 5000 Р в год. Для заграничных поездок нужны отдельные страховки — за турецкую, например, мы отдали примерно 2500 Р.
Прочее. Еще одна трата, которая есть только в автодоме, — жидкость для биотуалета. Стоит 630 Р, продается на «Озоне». Двух литров хватает примерно на месяц.
Мы берем вот такую жидкость для туалета. Соотношение цены и качества нас устраивает
Плюсы путешествия в доме на колесах
Налаженный быт. Раньше, когда мы уезжали из Сочи надолго, я скучала по своему быту и ритуалам. Теперь я спокойно беру в поездку свою любимую кружку, благовония и кулинарную книгу. Приятно спать в своей постели и готовить дома.
Мы умудряемся даже звать на ужины гостей. У нас есть стол и стулья для кемпинга. Во время поездок на автодоме у нас были самые красивые ужины: на горе с видом на багровый закат, озеро и старый город; среди невероятно красивых полевых цветов.
Экономия на жилье. На сэкономленные деньги можно иногда снимать по-настоящему классное жилье, чтобы проникнуться атмосферой места. Планируем так и делать, если когда-нибудь поедем в Европу.
Все нужное — всегда с тобой. Часто в длинных путешествиях природный отдых сменяется культурными прогулками по большим городам. Раньше в таких случаях я расстраивалась, что у меня нет с собой, например, платья для похода в театр. Автодом эту проблему решил — можно брать с собой сколько угодно вещей.
Свобода в передвижениях. Автодом снимает кучу логистических проблем. Можно спокойно уехать на природу, в глушь, где сложно найти обычный ночлег. Не нужно думать о том, где вы будете ночевать в следующем городе. Не нужно покупать билеты на самолет или поезд и искать, где арендовать машину. Вы не привязаны к таймингу. У вас есть возможность посетить не только популярные места, но и аутентичные уголки.
Поездки на автодоме открыли для меня уникальные места в России. Туризм у нас пока не слишком развит, а на кемпере можно останавливаться где угодно.
Фотография, сделанная во время нашей первой поездки в автодоме по виноградникам. Мы поехали туда с друзьями и до сих пор вспоминаем это приключение | Утро в путешествии. Вид из окна в Териберке |
За окном — невероятные пейзажи, а внутри — домашний уют: свечи, мелочи, цветы в горшках | А еще в автодоме можно встретить закат, забравшись на крышу |
А это наш мопед, на котором мы исследовали Териберку и другие места | Вот в таком багажнике мы его возим |
К чему нужно быть готовым
В путешествии в автодоме свои сложности. Расскажу о них.
Ведение быта. Большинство сложностей связаны с ведением хозяйства. Когда вы останавливаетесь в отеле, вам не нужно думать о быте: за вас приготовят завтрак, помоют пол и поменяют постельное белье. В арендованной квартире дел будет уже побольше. А в автодоме приходится решать задачи, с которыми в обычном жилье вы вряд ли столкнетесь.
Например, в автодоме необходимо заправлять воду и газовые баллоны. Выливать биотуалет — мы это делаем на заправках, в общественных туалетах и автокемпингах. Класть деньги на транспондер для платных дорог.
Для меня самая большая сложность в путешествиях в автодоме — отсутствие безлимитного душа. Горячая вода у нас есть, как и дополнительные баки с водой, но если нет подключения к воде, то на двоих стандартного бака 100 л хватит на два дня. В таких случаях можно ходить в бани или спа в местах, которые вы проезжаете — это может стоить 700—1000 Р.
Быт мы с мужем делим пополам. Обычно муж заправляет газ и воду, а я чаще готовлю и навожу порядок. За рулем автодома тоже обычно муж. Я тоже вожу автомобиль, но пока мне непривычны габариты дома и механическая коробка передач. Наш второй автодом — на автомате. Думаю, спустя какое-то время я все же решусь сесть за руль.
Пока мы не купили стиральную машинку, приходилось копить белье и выделять несколько часов на поход в прачечную. Сейчас, к счастью, одной бытовой проблемой стало меньше
Поиск парковки. Для этого нужны терпение, а иногда и находчивость. В России с этим проще, потому что в большинстве городов нет строгих правил парковки. Но я наслышана, что в Европе все иначе.
Непроходимость дорог. К сожалению, большинство автокемперов переднеприводные и не подходят для экстремальных поездок. Полноприводные тоже есть, но стоят совсем других денег — от 10 млн рублей.
В обычном автодоме по неопытности можно где-нибудь застрять. Однажды мы застряли у озера, ночью прошел дождь, а наутро мы поняли, что выехать невозможно. Пытались подкладывать под колеса камни, палки, песок — все было бесполезно. Мобильная связь не ловила. А нам еще нужно было уехать в зону доступа сети, так как был срочный звонок по работе. Мы пешком добежали до деревни и попросили помощи. Нам помог местный житель на Ниве.
В другой раз мы съехали с крутой горки и никак не могли заехать обратно. Мы были недалеко от города и вызвали эвакуатор.
Безопасность. Пока мы не сталкивались с опасными ситуациями. Единственное, что нарушает наш покой, — любопытные люди. Автодомом все интересуются и не стесняются стучаться. Обычно просто задают вопросы и просят показать, как внутри.
Перед поездкой в Европу путешественники с «Ютуба» рекомендуют установить сейф и убирать ценные вещи туда. В крупных городах лучше останавливаться на охраняемой парковке.
Даже в самых глухих местах мы чувствуем себя спокойно в нашем автодоме | Любые трудности забываются в такие моменты |
Путешествия на автодоме по России
На первом автодоме мы ездили по побережью вдоль Черного моря, в Карелию и на Кольский полуостров, по Крыму, в Переславль-Залесский и в Калужскую область на фестиваль «Сигнал». Вот как проходили путешествия.
Поездка по виноградникам вдоль Черного моря. Это было наше первое путешествие на автодоме. Мы позвали друзей и отправились вдоль моря, заезжая в красивые природные места и виноградники. Поездка длилась две недели. Мы плавали в море, встречали закаты, жарили барбекю, дегустировали биодинамические вина и полностью погрузились в атмосферу виноградарства — удалось даже поволонтерить у винодела Павла Швеца.
Фото с нашего волонтерства на виноградниках. У нас было задание подвязывать виноград специальными прищепками, чтобы ветки не лежали на земле. Иначе трактор цепляет эти ветки и вырывает целые лозы | На своей кухне я готовила черноморские мидии, купленные на местной ферме |
Весной мы просто месяц жили в автодоме у причала в Геленджике — там у нас недавно появился маленький вейксерф-клуб | В это время мы никуда не ездили, зато к нам постоянно приезжали гостить друзья из Сочи и Москвы |
Карелия и Кольский полуостров. Сюда мы отправились вдвоем в конце августа примерно на 12 дней. Эта поездка стала одной из самых любимых за все годы путешествий. Я не могла представить, что север настолько красивый и атмосферный.
Мы гуляли по крепости Корела, ночевали у озера Ламберг, гуляли по старинному городу Сортавала, ходили на лодке на остров Валаам и по Ладожским шхерам.
Наш автодом среди карельских лесов | Петроглифы, которые искали главные герои фильма «Купе номер 6» |
Особенно меня поразили леса Карелии — полные белых грибов, черники, разноцветных мхов и папоротников | Невероятная северная природа. 12 дней на это путешествие было явно недостаточно |
После Карелии мы направились на Кольский полуостров. Первую остановку сделали в поселке Умба у реки. Многие дома там расположены у воды, у всех есть маленький причал и резиновая моторная лодка. В Умбе мы нашли местного жителя дядю Сашу, который принимает туристов. Остановились в автодоме на его участке: заправили воду, пожарили барбекю и сходили в баню. Дядя Саша рассказывал истории про то, как местные жители встречали медведей, и ловлю горбуши.
Вторая остановка была в пустынном рыболовецком селе со смешным названием Кашкаранцы на берегу Белого моря. Здесь возвышался красный маяк и было всего несколько очень старых деревянных домов. Помню, что здесь был один из самых невероятных закатов в моей жизни.
Последним пунктом в нашем маршруте было село Териберка, ставшее популярным после фильма «Левиафан». Мы объехали все достопримечательности на мопеде: водопады, кладбище кораблей, артиллерийскую батарею. Увидели проплывающих морских котиков. Вели беседы с приезжающими сюда на вахту в единственном местном пивбаре — между прочим, крафтовом. А еще «поймали» ночью северное сияние — и это в конце августа. Хотя оно и было маленькое, увидеть северное сияние я не надеялась и поэтому была просто счастлива.
/aurora-borealis/ Как увидеть северное сияние в России
В селе Кашкаранцы камни на берегу были тусклого красного цвета | Кладбище кораблей в Териберке |
Мы ходили в Баренцево море на рыбацкой лодке | И даже поймали треску |
Кашкаранцы, край вселенной. Здесь несколько деревянных ветхих домов, маяк, на берегу розовые камни. И никого вокруг | Главное чудо путешествия на русский север |
Подмосковье и Калужская область. До покупки автодома я мало путешествовала по России, так что была особенно рада возможности познакомиться с разными уголками нашей страны. Лето мы проводили в Москве, на выходные удалось выбраться на автодоме в старинный русский город Переславль-Залесский. Там мы проехали на велосипедах вдоль зеркальной реки, встретили художников на пленэре, проводили огромный красный закат на озере, посетили древние храмы.
А в конце лета была поездка на музыкальный фестиваль «Сигнал», которые проходит в течение нескольких дней на территории огромного природного парка Никола-Ленивец. Я впервые была на фестивале такого масштаба. На территории был палаточный городок и парковка для автодомов, где мы и жили вчетвером с друзьями.
/faq-golden-ring/ Что нужно знать перед поездкой по Золотому кольцу
Красный закат на Плещеевом озере | Переславль-Залесский мы исследовали на велосипедах, которые привезли с собой |
Один из старинных храмов в Переславле-Залесском и окрестности города | А это я на парковке фестиваля «Сигнал» |
Второй автодом и наши планы
Даже купив автодом, мы не могли перестать мониторить «Авито» — и в итоге осенью 2021 года купили второй. Он был совсем другого уровня — тоже на базе Фиата Дукато, но интегральный, с более качественным интерьером, двойным полом, двуспальной кроватью, бензиновым генератором и отоплением от электричества.
Второй дом обошелся нам в 4,2 млн рублей. Как я уже говорила, нам повезло: такие дома стоят порядка 7 миллионов.
4,2 млн Р
мы заплатили за второй автодом
На новом автодоме мы почти сразу поехали в путешествие — в любимую Грузию и новую для нас Турцию, где мы и остались зимовать. О том, как проходила наша поездка, расскажу в отдельной статье.
Первый автодом мы пока не продали. Планируем заняться этим вопросом позже, когда спрос на автопутешествия возрастет. А может, вовсе не будем продавать, а будем сдавать в аренду. В Москве за автодом можно получить от 11 000 Р в сутки. К тому же у нас есть опыт сдачи квартиры, и нам очень нравится такой пассивный доход.
А еще у нас появился пес Космо. Если бы не автодом, пес сильно ограничил бы нас в передвижениях, ведь в салон самолета он не проходит по габаритам. Но к счастью, Космо отлично переносит дорогу, поэтому теперь мы путешествуем втроем.
Наш новый автодом и первое путешествие в нем | Вот он — новый житель автодома и член семьи |
Хотите
Еще по теме:
- #VanLife: Все свое вожу с собой
- #VanLife: Кто такой цифровой кочевник
- #VanLife: поездки на минивэнах как культ
- Timo Tarvainen Caravanning and camping in Finland
- Автотуризм и караванинг в России
- ГОСТ по кемпингам. Дашук Вадим
- Жекова. Bolgaria-AvT_Prezentatsiya
- Кемп.стоянки в малых городах
- Национальные маршруты для автопутешественников
- По- английски кемпинг «проживание в лагере». Кемпинг-это лагерь для мото- автотуристов
- Путешествия в автокемпах (автодомах)
- Что такое кемпинг? 5 признаков
- Реальная гос. поддержка туристического бизнеса
- Путеводитель инвестора в кемпинг-парки
- Как привлекать туристов в ГИС: Google Maps, Яндекс.Карты...
- Гранты 2022-2024 на легковозводимые объекты туристической инфраструктуры
- Земельный вопрос развития туризма
- Как оценить эффективность мероприятия? event Событийный туризм
Подробные консультации (платные) по вопросам развития внутреннего туризма можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Вы можете записаться на вебинары или приобрести видеозапись ранее проведенных вебинаров
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Чем еще мы можем быть полезны?
- Концепция развития туристских территориальных зон
- Мастер-план территории, графические изображения (карты, схемы) территории
- Региональная программа развития туризма субъекта РФ
- Консультации по бизнес-модели
- Документация туристического кластера (ТРК)
- Документация особой зоны туристического типа (ОЭЗ ТРТ)
- Документация туристического проекта (ТРК)
- Бизнес план УК, девелопера, резидентов
- Юридические документы, регламенты
- Заявка региона в Ростуризм
- Заявка УК или резидента ОЭЗ ТРТ, ТРК
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Где взять деньги на туризм: базу отдыха, кемпинг, этно-деревню, гостевой дом, санаторий - доходные объекты?
- грант на модульные некапитальные средства размещения от 10 модулей
- грант Ростуризма на оборудование, инвентарь, путеводители, бассейны, тур. инфраструктуру (7 приложение);
- грант Ростуризма на пляжи и национальные маршруты (5 приложение);
- грант Ростуризма на кемпинги и автокемпинги (6 приложение);
- грант Ростуризма на инженерную и транспортную инфраструктуру туристских кластеров ТРК - через концессию, ГЧП (4 приложение);
- льготные займы фондов микрофинансирования;
- льготные 0% займы фонда моногородов (ФРМ);
- льготные низко - % кредиты на гостиницы;
- льготный лизинг оборудования региональной ЛК;
- налоговые льготы регионал. инвест.проекта (РИП);
- налоговые льготы резидентам ТОСЭР ДФО и м/городе
Где взять деньги на инженерную инфраструктуру туризма?
- Финансирование СМР с участием АО Корпорация Туризм.РФ
- Субсидии Ростуризма присоединение ОКС к сетям
- Субсидии Ростуризма затрат концедента ГЧП
- МБТ Ростуризма на инженерную и транспортную инфраструктуру туристских кластеров ТРК - через концессию, ГЧП (4 приложение);
- СМР инфраструктуры "Комплексное развитие сельских территорий" - ППРФ 696;
- СМР инфраструктуры ТРК из бюджетов региона - ППРФ 1704
- СМР инфраструктуры в рамках индивидуальных программ СЭР регионов РФ, геостратегических регионов и моногородов - ППРФ 316
Где взять деньги начинающему или развивающемуся фермеру на ферму, загон, стойла, карду/сеновал, другие объекты выращивания, откорма, выгула, приобретение животных (птица, овцы, козы, КРС), многолетние насаждения - для постройки по соседству с объектами показа - гостевого туризма (гостевой дом)?
Более 70% путешествующих на автомобиле россиян хотели бы купить автодом, если бы его цена была доступной
17 февраля 2023
Среди россиян, которые путешествуют на автомобиле, довольно высок потенциальный спрос на автодома и прицеп-дачи. Если бы их цена была доступной, то первый готовы были бы купить 77% автопутешественников, а второй 61%. Не менее высок спрос на их аренду.
Полная версия релиза со всеми данными, включая таблицы приложена ниже
Путешествия на автомобилях являются одним из наиболее любимых россиянами видов туристического отдыха. Летом 2022 года автопутешествие совершили 67% жителей нашей страны, причем 12% из них сделали это впервые*. Исследования показывают, что образ автопутешественника, который передвигается на автодоме и может остановиться в любом месте, имея собственное комфортное жилье, является для россиян довольно привлекательным: готовность отправиться в такую поездку выражает каждый пятый (21%)**. В то же время на дорогах России автодом остается редкостью.
Аналитический центр НАФИ и Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга представляют результаты исследования о том, каким был бы спрос на автодома и прицепы-дачи, если бы их цена была доступной***.
Спрос на автодома
Автодом – это автомобиль с жилым помещением в фургоне и оборудованием для комфортного проживания (туалет, душ, плита, холодильник, отопление, кондиционер, спальное место). Стоимость такого транспортного средства варьируется от 700 тысяч до 30 миллионов рублей в зависимости от модификации, комплектации и года выпуска****. Арендовать автодом можно, заплатив от 7 до 25 тысяч рублей за сутки.
Исследование показало, что если бы цена автодома была доступной, его были бы готовы купить 77% россиян-автопутешественников. В основном это молодые люди от 25 до 34 лет (88%) и те, чья семья насчитывает 4 человека и более (84%).
Не хотели бы покупать автодом 20% опрошенных автопутешественников. Среди них преобладают представители старшей возрастной группы (23% среди путешествующих на автомобиле россиян от 45 лет), те, кто не ездит или редко ездит в автопутешествия (25%).
Желающих арендовать автодом при доступной стоимости аренды меньше – 71%.
Ни при каких обстоятельствах не стали бы брать автодом в аренду 26% автопутешественников. В большей степени это люди старше 45 лет (29%) и несемейные россияне (36%).
Спрос на прицепы-дачи
Прицеп-дача (или автодача, караван) – автомобильный прицеп с удобствами (туалет, душ, плита, холодильник, отопление, кондиционер, спальное место), подходящий для путешествий и проживания. Такой вариант для автотуризма более дешевый, чем автодом: приобрести прицеп-дачу можно, потратив от 350 тысяч до 4 миллионов рублей, аренда стоит от 2 до 10 тысяч рублей в сутки.
61% россиян, которые когда-либо путешествовали по России на автомобиле, демонстрируют готовность приобрести в собственность прицеп-дачу для путешествий, если бы его цена была доступной.
55% готовы были бы взять его для поездок в аренду с соответствующим условием – по доступной цене.
Портрет человека, который готов был бы приобрести прицеп-дачу совпадает с потенциальным владельцем автодома: это люди 25-44 лет, имеющие семью с детьми.
*https://nafi.ru/analytics/67-rossiyan-sovershili-avtoputeshestvie-v-etom-godu-12-iz-nikh-vpervye/
** https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-pyatyy-rossiyanin-khotel-by-otpravitsya-v-puteshestvie-v-avtodome/
*** Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. Опрошены 1600 человек. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%
**** https://journal.tinkoff.ru/avtodom/
Тип публикации: Результаты опросов Скачать полное исследование
«Более 70% путешествующих на автомобиле россиян хотели бы купить автодом, если бы его цена была доступной»
Более 70% путешествующих на автомобиле россиян хотели бы купить автодом, если бы его цена была доступной
Среди россиян, которые путешествуют на автомобиле, довольно высок потенциальный спрос на автодома и прицеп-дачи. Если бы их цена была доступной, то первый готовы были бы купить 77% автопутешественников, а второй 61%. Не менее высок спрос на их аренду.
МОСКВА, 17 февраля 2023 года. Путешествия на автомобилях являются одним из наиболее любимых россиянами видов туристического отдыха. Летом 2022 года автопутешествие совершили 67% жителей нашей страны, причем 12% из них сделали это впервые[1]. Исследования показывают, что образ автопутешественника, который передвигается на автодоме и может остановиться в любом месте, имея собственное комфортное жилье, является для россиян довольно привлекательным: готовность отправиться в такую поездку выражает каждый пятый (21%)[2]. В то же время на дорогах России автодом остается редкостью.
Аналитический центр НАФИ и Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга представляют результаты исследования о том, каким был бы спрос на автодома и прицепы-дачи, если бы их цена была доступной[3].
Спрос на автодома
Автодом – это автомобиль с жилым помещением в фургоне и оборудованием для комфортного проживания (туалет, душ, плита, холодильник, отопление, кондиционер, спальное место). Стоимость такого транспортного средства варьируется от 700 тысяч до 30 миллионов рублей в зависимости от модификации, комплектации и года выпуска[4]. Арендовать автодом можно, заплатив от 7 до 25 тысяч рублей за сутки.
Исследование показало, что если бы цена автодома была доступной, его были бы готовы купить 77% россиян-автопутешественников. В основном это молодые люди от 25 до 34 лет (88%) и те, чья семья насчитывает 4 человека и более (84%).
Не хотели бы покупать автодом 20% опрошенных автопутешественников. Среди них преобладают представители старшей возрастной группы (23% среди путешествующих на автомобиле россиян от 45 лет), те, кто не ездит или редко ездит в автопутешествия (25%).
Желающих арендовать автодом при доступной стоимости аренды меньше – 71%.
Ни при каких обстоятельствах не стали бы брать автодом в аренду 26% автопутешественников. В большей степени это люди старше 45 лет (29%) и несемейные россияне (36%).
Спрос на прицепы-дачи
Прицеп-дача (или автодача, караван) – автомобильный прицеп с удобствами (туалет, душ, плита, холодильник, отопление, кондиционер, спальное место), подходящий для путешествий и проживания. Такой вариант для автотуризма более дешевый, чем автодом: приобрести прицеп-дачу можно, потратив от 350 тысяч до 4 миллионов рублей, аренда стоит от 2 до 10 тысяч рублей в сутки.
61% россиян, которые когда-либо путешествовали по России на автомобиле, демонстрируют готовность приобрести в собственность прицеп-дачу для путешествий, если бы его цена была доступной.
55% готовы были бы взять его для поездок в аренду с соответствующим условием – по доступной цене.
Портрет человека, который готов был бы приобрести прицеп-дачу совпадает с потенциальным владельцем автодома: это люди 25-44 лет, имеющие семью с детьми.
Методология: всероссийский опрос населения проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. Опрошены 1600 человек старше 18 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ – многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 17 лет. Аналитический центр проводит исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе данных НАФИ принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Аналитический центр предлагает конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Экспертиза НАФИ охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Таблица 1. «Приобрели бы Вы автодом (если бы Вас устроила его стоимость) для своих путешествий?», в % от россиян, имеющих опыт путешествия на автомобиле
|
|
Да, точно приобрел бы |
38 |
Скорее приобрел бы |
39 |
Скорее НЕ приобрел бы |
11 |
Нет, точно НЕ приобрел бы |
9 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Таблица 2. «Приобрели бы Вы прицеп-дачу (если бы Вас устроила его стоимость) для своих путешествий?», в % от россиян, имеющих опыт путешествия на автомобиле
|
|
Да, точно приобрел бы |
26 |
Скорее приобрел бы |
35 |
Скорее НЕ приобрел бы |
24 |
Нет, точно НЕ приобрел бы |
11 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Таблица 3. «Взяли бы Вы в аренду автодом по доступной цене?», в % от всех опрошенных
|
|
Да, точно взял бы |
31 |
Скорее взял бы |
39 |
Скорее НЕ взял бы |
16 |
Нет, точно НЕ взял бы |
10 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Таблица 4. «Взяли бы Вы в аренду прицеп-дачу по доступной цене?», в % от всех опрошенных
|
|
Да, точно взял бы |
22 |
Скорее взял бы |
33 |
Скорее НЕ взял бы |
25 |
Нет, точно НЕ взял бы |
16 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Контакты для СМИ:
Варвара Осипова
osipova@nafi.ru
+7 (925) 095-7207
[1] https://nafi.ru/analytics/67-rossiyan-sovershili-avtoputeshestvie-v-etom-godu-12-iz-nikh-vpervye/
[2] https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-pyatyy-rossiyanin-khotel-by-otpravitsya-v-puteshestvie-v-avtodome/
[3] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. Опрошены 1600 человек. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.