Каршеринг (car sharing) рынок России. Каршеринг (от англ. car sharing) — это автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля. Услуга предназначена для коротких поездок по городу. Доступные для аренды автомобили стоят в разных частях города, об их точном расположении можно узнать из мобильных приложений для смартфонов. Через приложение частично осуществляется управление автомобилем – бронирование, запуск двигателя, открытие дверей.
Содержание
- 2021
- 2020
- Создание сервиса «Народный каршеринг»
- В России вынесли первый приговор за продажу аккаунтов каршеринга
- Программа поддержки каршеринга не заработала из-за российского телематического оборудования
- Мошенничество с данными клиентов
- Столичный каршеринг обвинил Роспотребнадзор в блокировке деятельности. Новые правила операторам объяснять не спешат
- Путин выделяет 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринга
- 2019
- Ликсутов: у 70% пользователей каршеринга есть личные автомобили
- «Яндекс.Драйв» стал вторым в мире каршерингом по числу авто
- Как в России хотят бороться с плохими пользователями каршеринга
- Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля
- Ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость
- В Москве на одном каршеринговом автомобиле ездят семь человек за день
- 2018
- 2017
- 2016
- Смотрите также
Каршеринг – это зонтичный термин для ситуации, при которой человек пользуется не собственным автомобилем. Термин покрывает несколько различных бизнес-моделей[1]:
- каршеринг – аренда машины;
- сетевые агрегаторы такси (иногда называются ridehailing, ride sharing или car sharing);
- карпулинг (иногда ride sharing) – совместное одновременное использование автомобиля в случае поездки в одинаковом направлении. Следует отметить, что в 2015–2016 гг. данный сервис начал использоваться рядом крупных агрегаторов такси (например, Didi Chuxing, Uber, Gett).
Драйверами развития рынка являются:
- выгода для потребителя;
- рост числа подключенных автомобилей (умный автомобиль);
- активные инвестиции автопроизводителей;
- беспилотные технологии;
- повышение экологических требований. Так, каршеринг популяризируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе из экологических соображений.
На российском рынке представлено несколько каршеринговых проектов, самые крупные из них действуют в Москве. По данным J’son & Partners Consulting, каршеринговые сервисы набирают популярность в России, растет число проектов и охват городов. Наиболее популярными по количеству пользователей в России являются сетевые агрегаторы такси, а также карпулинговый проект BlaBlaCar. Чисто каршеринговые сервисы пока находятся в стадии тестирования и формирования рынка.
Целевая аудитория каршеринговых сервисов – это жители мегаполисов молодого и среднего возраста, которые предпочитают самостоятельное вождение службам такси. При этом они стремятся сэкономить на поездках.
- В основном каршеринговым сервисом пользуются мужчины 25–35 лет, сообщали основатели В декабре 2016 года представители департамента транспорта Москвы сообщали, что операторы каршеринга планируют увеличивать свой автопарк до 1-1,5 тыс. единиц ежегодно.
Каршеринг
2020
Создание сервиса «Народный каршеринг»
18 сентября 2020 года стало известно о создании московскими властями сервиса для сдачи в каршеринг личных автомобилей. Проект получил название «Народный каршеринг». Подробнее здесь.
В России вынесли первый приговор за продажу аккаунтов каршеринга
В конце 2020 года в России вынесли первый приговор за продажу аккаунтов каршеринга. Приморский районный суд Петербурга оштрафовал гражданина РФ Романа Амелина на 50 тыс. рублей.
Как сообщает РАПСИ со ссылкой на Объединенную пресс-службу судов Петербурга, 21-летний молодой человек обвинялся по части 2 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной заинтересованности).
Суд оштрафовал на 50 тыс. рублей торговавшего аккаунтами каршеринга
По данным следствия, Роман Амелин в период июнь по октябрь 2019 года использовал данные паспорта и водительских прав, а также фото пользователей для создания учётных записей в каршеринговом сервисе «Делимобиль». Подтверждённую запись он продавал за 2500 рублей. Всего мужчина продал не менее 10 аккаунтов, заработав таким образом 25 тыс. рублей.
Где он взял данные о паспортах, правах и фото водителей, следствие установить не смогло. Предполагается, что данные реальных водителей Амелин покупал в Сети, куда они попадали из баз микрофинансовых организаций.
Амелин вину признал, в содеянном раскаялся и перевёл 10 тыс. рублей в благотворительный фонд. Он заявил ходатайство о прекращении дела с назначением судебного штрафа. Участники процесса не возражали.
Амелина задержали и отправили под домашний арест в марте 2020 года. Сначала в деле фигурировало около 30 эпизодов с поддельными аккаунтами в разных каршеринговых сервисах. Затем их число сократилось до 10.
Преступная схема с продажей каршеринговых аккаунтов, кк правило, работает следующим образом. Человек связывается с нелегальным торговцем и, заплатив небольшую сумму, получает данные учетной записи в сервисе: логин, виртуальный номер и виртуальную карту. Продавцы не проверяют наличие прав и возраст. Расценки на аккаунты у продавцов разнятся. Приобрести доступ к системе каршеринга в Петербурге можно за 1700-3500 рублей, пишет издание «Росбалт».[2]
Программа поддержки каршеринга не заработала из-за российского телематического оборудования
25 августа 2020 года стало известно о том, что программа поддержки каршеринга, которая была анонсирована ещё в апреле на совещании у президента РФ Владимира Путина, так и не заработала.
Речь идет об операционном лизинге, в рамках которого государство субсидирует авансовый платеж — 25% от стоимости машины. Скидка на легковой автомобиль составляет до 350 тыс. рублей, легкий коммерческий — 500 тыс. рублей, остальной транспорт — до 900 тыс. рублей. Бюджет программы — 2,5 млрд рублей.
Как рассказали «Коммерсанту» информированные источники, в программу включено требование об установке российского телематического оборудования, предназначенного для отслеживания местоположения транспортного средства и его технического состояния.
Однако к 25 августа ни один производитель не получил подтверждения происхождения.
Это может произойти в сентябре 2020 года, считают в «Соллерсе».
Запущенная президентом РФ программа поддержки каршеринга не заработала из-за российского телематического оборудования
Процедура сертификации «занимает некоторое время», сообщили изданию в «Итэлме» (поставщик телематического оборудования). Компания прошла необходимый аудит ТПП и ожидает получения документов в начале сентября.
По мнению представителя SBS Consulting Дмитрия Бабанского, требование об использовании отечественной телематики способствует развитию рынка, так как установка таких устройств позволяет собирать множество различных данных: от диагностики состояния узлов до мониторинга соблюдения ПДД.
К концу августа 2020 года рынок установки таких систем растет динамичными темпами, при этом довольно сильно сегментирован. Наиболее активные участники — страховые компании, предлагающие диверсифицированные тарифы в зависимости от результатов анализа данных, собранных телематическими устройствами, говорится в публикации «Коммерсанта».[3]
Мошенничество с данными клиентов
По сообщениям на июль 2020 г каршеринг становится отличным помощником для мошенников. С помощью селфи клиентов с паспортом на людей берут кредиты в микрофинансовых компаниях.
Также базы каршерингов используют для звонков из фальшивой службы безопасности банков - так можно узнать наличие денег на счёте, данные банковских карт.
Столичный каршеринг обвинил Роспотребнадзор в блокировке деятельности. Новые правила операторам объяснять не спешат
Каршеринг не может возобновить работу по докоронавирусному сценарию из-за отсутствия предписаний Роспотребнадзора. Представители сервисов обвинили ведомство в блокировке их деятельности и 9 июня направили коллективное обращение.
Как РБК заявила сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова, «ни один из операторов не может начать работу в штатном режиме, хотя вся остальная транспортная инфраструктура – общественный транспорт, велосипеды, самокаты, такси – уже работают без ограничений». Причина в том, что Роспотребнадзор пока не выдал новых инструкций. Игроки рынка считают, что такая задержка нарушает указ мэра Москвы Сергея Собянина о возвращении к работе после снятия коронавирусных ограничений уже с 9 июня.
Путин выделяет 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринга
24 апреля 2019 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости выделить 2,5 млрд рублей на реализацию программы льготного лизинга для каршеринговых сервисов. Такое заявление глава государства сделал на совещании, посвящённом вопросам поддержки автопрома в условиях пандемии коронавируса COVID-19.
Чтобы такие компании могли не только пройти сегодняшний непростой период, но и расширить, обновить свой автопарк, повысить доступность услуг для граждан в регионах, предлагаю для них предусмотреть льготные лизинговые механизмы и выделить на эти цели 2,5 млрд рублей, — сообщил Владимир Путин. |
Владимир Путин заявил, что в рамках пакета по поддержке производства отечественных автомобилей необходимо выделить средства для финансирования программы льготного автолизинга для предприятий малого и среднего бизнеса
Он также отметил, что в последние годы каршеринговые услуги получили активное развитие.
Ранее частники транспортного рынка, в том числе каршеринговые компании, обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить им финансовую поддержку в связи со снижением спроса на их услуги в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Столичная мэрия и правительство Московской области установила запрет на работу каршеринга до 1 мая 2020 года в рамках борьбы с распространением коронавируса нового типа.
В ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 года Путин также заявил о необходимости изменения в правовой базе для обеспечения возможности дистанционной покупки машин. По его словам, «назревшие изменения» требуют правок в существующее законодательство.
Кроме того, президент заявил о необходимости направить 7 млрд рублей на поддержку льготного автокредитования для граждан России в условиях сложной экономической ситуации из-за распространения коронавируса. По словам Путина, такие меры должны способствовать повышению спроса на продукцию автомобильных заводов в РФ.
Глава государства также подчеркнул необходимость «дополнительно направить 6 млрд рублей» на развитие программ «льготного лизинга автомобильной техники, грузовых автомобилей, коммерческого транспорта, которые востребованы в малом и среднем бизнесе, на селе».[4]
2019
Ликсутов: у 70% пользователей каршеринга есть личные автомобили
У 70% пользователей каршеринга в Москве есть личные автомобили. Об этом сообщил вице-мэр столицы и руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов.
По его словам, у некоторых пользователей каршеринга в наличии имеются два автомобиля. Совмещенное личного транспорта и каршерингового он объяснил удобством.
70% пользователей каршеринга владеют личным автотранспортом, заявил глава департамент транспорта Москвы Максим Ликсутов
Свой автомобиль по приезде на работу в течение семи-восьми часов просто стоит, за него нужно платить. Для этих людей экономически выгоднее использовать автомобиль краткосрочной аренды, что приводит снижению нагрузки на транспортную сеть Москвы, — заявил Ликсутов. |
По мнению руководителя ведомства, сделать этот бизнес привлекательнее для операторов каршеринга может тенденция на снижение стоимости прокатного автомобиля.
К концу ноября 2019 года в Москве работают 12 компаний краткосрочной аренды автомобилей. Стоимость аренды автомобиля зависит от выбранного оператора, но в среднем составляет от шести до 10 рублей в минуту. Пользователи могут бесплатно оставлять автомобили на городских платных парковках.[5]
«Яндекс.Драйв» стал вторым в мире каршерингом по числу авто
25 октября 2019 года стало известно о том, что «Яндекс.Драйв» вышел на второе место в мире по размеру автомобильного парка среди каршеринговых сервисов. Подробнее здесь.
Как в России хотят бороться с плохими пользователями каршеринга
16 октября 2019 года стало известно о планах по использованию телематических систем, видеокамер и алкотестеров в каршеринговых автомобилях в России. Этими средствами компании хотят бороться со злоумышленниками и плохими водителями.
Вандализм, как и опасное вождение, и пренебрежительное отношение к автомобилям — это серьезные проблемы для операторов. Все идет к тому, что компании будут увеличивать затраты на обеспечение безопасности своего имущества, — рассказал РИА Новости начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга» Вячеслав Михайлов. |
Стало известно о планах по использованию телематических систем, видеокамер и алкотестеров в каршеринговых автомобилях в России
Для борьбы с нетрезвыми водителями за рулем каршеринговых машин операторы намерены оснащать свои машины специальными алкозамками. Перед запуском двигателя водитель должен будет пройти быстрый тест на наличие алкоголя в крови. Для этого он должен будет дунуть в специальное устройство на панели автомобиля. Только после проведения теста система разрешит завести двигатель.
Михайлов отметил, что к октябрю 2019 года почти все операторы каршеринга в России показывают убытки, что связано с затратами на создание инфраструктуры и увеличение парка. Предполагается, что большинство компаний, занимающихся этим бизнесом, выйдут «в плюс» только через несколько лет. Однако сервисам предстоит решить проблемы больших расходов, которые отчасти связаны с порчей имущества.
По прогнозам «ВТБ Лизинга», количество автомобилей в российских каршеринговых сервисах к 2023 году увеличится в 3-4 раза и превысит 100 тыс. машин. Компания видит в этом рынке один из драйверов развития автолизинга в РФ.
Вячеслав Михайлов говорит, что к октябрю 2019 года спрос на каршеринг в России ещё не достиг насыщения — у операторов остаются возможности для расширения бизнеса не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах.[6]
Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля
Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля. Об этом говорится в исследовании, которое провели «Яндекс.Такси» и Data Insight. Данные обнародованы 22 сентября 2019 года.
- Специалисты сделали расчёт для автомобилей разных ценовых категорий — Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan и ToyotaБыли учтены все базовые расходы автомобилистов, включая затраты на топливо, штрафы, парковки, мелкий ремонт и сезонную смену резины. Кроме того, берётся во внимание амортизация, то есть сумма, на которую машина дешевеет в течение года.
Пользоваться такси и каршерингом в Москве оказалось выгоднее, чем собственным автомобилем
Аналитики учитывали обязательные поездки на работу и с работы, в магазины, к родителям и за город по выходным, при этом выявленная зависимость подтверждается как для новых, так и для автомобилей с трехлетним пробегом, при использовании их в городском режиме.
По данным исследования, эксплуатация личного автомобиля Hyundai Solaris в Москве обходится владельцу в 329 тыс. рублей в год, если брать 5 тыс. км. пробега. Проехать аналогичное расстояние на такси возможно за 142 тыс. руб в год, на каршеринговом автомобиле — за 102 тыс. рублей. Такой же порядок цифр наблюдается и при годовом пробеге порядка 10 тыс. км — 340, 293 и 211 тысяч рублей соответственно.
Зависимость меняется только при пробеге свыше 20 тыс. км: автолюбителю в таком случае свое авто будет стоить 361 тыс. рублей в год, такси — 586 тыс. рублей, а каршеринг — 423 тыс. рублей, передаёт ТАСС.
Эксперты отмечают, что на топливные расходы приходится небольшая доля владения машиной — для Hyundai Solaris, например, это 9-10% ежегодных трат, а для BMW 520i показатель составляет лишь 2%. Самые большие расходы для новых авто составляет амортизация, а для подержанных — затраты на страхование.
19 сентября 2019 года ВЦИОМ опубликовал данные исследования, согласно которому высокие цены на топливо и обслуживание все более побуждают граждан России отказываться от пользования личным автомобилем.[7]
Ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость
Каршерингом в России занимаются 25 компаний в 20 городах. При этом в данной области задействовано 25 тыс. автомобилей. Однако еще ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость. Об этом сообщила в августе 2019 года главный редактор портала Carsharik.ru Анна Смирнова на VI Международном евразийском форуме такси.
Как заявила Анна Смирнова, девять из 24 каршеринговых компаний в России работают в Москве, восемь - в Петербурге. Из 25 тыс. автомобилей, задействованных в каршеринге, 21 тыс. используется в Москве, 3000 - в Петербурге.
Анна Смирнова также поделилась некоторой информацией о развитии каршеринга в Москве, сославшись на данные ПАО "Сбербанк". Так, по ее словам, в 2017 г. каршеринговый парк в Москве составлял менее 2000 автомобилей, в 2018 г. он составлял 4,5 тыс., в 2019 г. - 16,5 тыс.
Количество пользователей каршеринговых автомобилей по всей стране, по словам Анны Смирновой, в 2017 г. составило менее 10 тыс., в 2018 г. - 51,6 тыс., в 2019 г. - 228,8 тыс. Объём расходов пользователей на каршеринг в 2017 г. составил менее 50 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 295,3 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 951,6 млн руб в месяц.
Проблемами рынка каршеринга в России, по мнению Анны Смирновой, являются завышенные цены игроков рынка, сложности компаний со страхованием своих услуг, утечка личных данных пользователей и создание на их основе фальшивых аккаунтов, отсутствие ответственности у компаний и их водителей в силу отсутствия соответствующего нормативно-правового регулирования, а также грубое отношение со стороны пользователей к автомобилям каршеринговых компаний.
Что касается перспектив каршерингового рынка в России в 2019-2021 гг., то, по мнению Анны Смирновой, к 2020 г. размер автопарка каршеринговых компаний возрастет до 30 тыс. В партнерских пулах появятся частные лица. Помимо того, в 2019-2020 гг. произойдет продвижение зон работы каршеринга в Московскую область. Данный сервис появится как минимум в 20 новых городах. Помимо того, в 2019-2021 гг. произойдет распространение технологий каршеринга в прокате и сближение рынков такси и каршеринга.
В Москве на одном каршеринговом автомобиле ездят семь человек за день
За январь-июнь 2019 года жители столицы совершили на арендованных через приложения машинах 24 млн поездок. Это уже на один миллион больше, чем за весь прошлый год.
Автопарк каршеринга в столице также значительно вырос — с июля 2018 года число машин увеличилось в два раза, сейчас в столице насчитывается 21 тыс. каршеринговых авто. К началу 2020 года число автомобилей и вовсе вырастет до 30 тыс.
В среднем на одном каршеринговом автомобиле ездят семь человек за день. По мнению московских чиновников, одна каршеринговая машина может заменить семь личных.
Заммэра Москвы Максим Ликсутов сказал, что обычно автолюбители ездят на машинах лишь в 7% случаев, в остальное время автомобиль просто стоит. Именно поэтому люди начали сегодня пересаживаться с личных автомобилей на каршеринговые. Это позволяет им экономить на ремонте машины, а также на ее содержании, сообщает «Интерфакс». |
Аренда каршерингового автомобиля в столице стоит в среднем от 6 до 10 рублей в минуту. В 2019 году в России месячные расходы на каршеринг у россиян выросли на 10%.
2018
Каршеринг в России работает с большими убытками
В 2018 году выручка «Яндекс.Драйва» составила 1,13 млрд рублей, а чистый убыток — 550,6 млн рублей, свидетельствуют данные из базы «СПАРК-Интерфакс».
Как пишет издание РБК, это первая отчётность по РСБУ, по которой можно судить о показателях каршерингового сервиса, запущенного в конце февраля 2018 года. Отдельно «Яндекс» не выделяет финансовые показатели этого направления.
Каршеринг в России работает с большими убыткам
К началу августа 2019 года «Яндекс.Драйв» предлагает клиентам аренду 11,5 тыс. автомобилей против 4,3 тыс. в сентябре 2018-го.
Первое место по размеру выручки занимает компания «Каршеринг Руссия» (бренд «Делимобиль») с выручкой 1,55 млрд рублей и убытком 258,7 млн рублей по итогам 2018 года. На второй позиции расположилась компания «Каршеринг» (BelkaCar) с выручкой в размере 1,37 млрд рублей и убытком 386 млн рублей.
В июне 2019 года один из первых московских каршерингов — Anytime — объявил о прекращении работы в России. Компания продолжит работу в Чехии, Белоруссии и Казахстане. В России продолжит работать сервис долгосрочной аренды Anytime Prime, который позволяет арендовать машину на срок от суток и более. Каршеринг Anytime принадлежит компании «Микро капитал Руссия», которая также владеет «Делимобилем».
В 2018 году выручка Anytime в России составила 458,8 млн рублей, а чистые убыток — 294 млн рублей. Выручка компании «Новые транспортные системы» (YouDrive) в 2018 году составила 787,4 млн рублей, а чистый убыток — 82,2 млн рублей, указывается в базе «СПАРК-Интерфакс».
По итогам 2018 года Москва заняла второе место в мире по количеству зарегистрированных автомобилей краткосрочной аренды (каршеринга). В 2018 году через подобные сервисы в городе было совершено 23 млн поездок, что в 3,5 раза больше, чем годом ранее.[8]
Сбербанк: Российский рынок каршеринга заработал 7 млрд рублей
ПАО "Сбербанк" проанализировало российский рынок каршеринга. По итогам 2018 г. его ключевые показатели, а именно количество пользователей, выручка, парк автомобилей, выросли более чем в пять раз. По оценкам Сбербанка, по итогам всего 2018 года выручка компаний сектора составила 7 млрд руб.
По данным Сбербанка, объем расходов на каршеринг в России еще в начале 2019 г. превысил 1 млрд руб. в месяц. В Москве пользователи каршеринга совершили в среднем 33 поездки в год, в Петербурге и Ленинградской области - 21 поездку. Как правило, в других регионах, где есть каршеринг, россияне совершают 18 поездок в год. Услугами этого сервиса хотя бы раз воспользовались представители 83 регионов России. Средний чек - от 183 руб. в Уфе и почти 300 руб. - в Петербурге.
Как сообщает Сбербанк, типичный пользователь тратит на каршеринг 3469 руб. в месяц, средняя цена его поездки - 260 руб. Авторы исследования полагают, что жесткая конкуренция в секторе вряд ли позволит значительно поднять тарифы. И чтобы увеличить прибыли, компании прибегают к нестандартным решениям - например, в их парке появляются премиальные автомобили.
По данным Сбербанка, если в декабре 2017 г. 51,6 тыс. россиян тратили на кратковременную аренду автомобиля 295,3 млн руб. в месяц, то в декабре 2018 г. число выросло до 228,8 тыс. человек. А их совокупные расходы на каршеринг составили 951,5 млн руб. В январе 2019 г. эта цифра превысила 1 млрд руб.
Если в середине 2017 г. на рынке активно работало пять компаний, то в начале прошлого года - уже 13. Лидер рынка - Москва (85%). К концу 2018 г. парк каршеринговых авто здесь составлял 16 тыс., а во всех остальных регионах - суммарно около 3,8 тыс. За первые месяцы 2019 г. столичный парк увеличился до 18 тыс. машин.
Пользователей каршеринга Сбербанк поделил на начинающих и активных - совершающих поездки более четырех месяцев. Типичный активный пользователь - москвич 21-35 лет, ежемесячно он совершает 7-19 поездок на автомобилях двух-пяти компаний и тратит на это 1942-4617 руб. Новые пользователи, обычно молодежь 18-20 лет или люди старше 41 года, совершают четыре-шесть поездок на автомобилях одной-двух компаний и тратят до 1660 руб. в месяц. К этой категории относятся в основном клиенты из Петербурга, Башкортостана, Свердловской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской областей и Краснодарского края.
Пик пользования каршерингом приходится на вторую половину дня. Водители старше 66 лет чаще всего берут такие машины в районе 17 часов, а более молодые - после 20:00. Если человек редко прибегает к услугам каршеринга, он, как правило, делает это по выходным, согласно данным Сбербанка.
Москва - лидер в Европе по количеству машин для каршеринга
О том, что столичный автопарк для краткосрочной аренды является крупнейшим в Европе, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на своей страничке в Twitter.
Как напомнил московский градоначальник, каршеринг в столице запущен осенью 2015 г. С тех пор развитие этой услуги привело к тому, что ежедневно краткосрочной арендой автомобилей в Москве пользуются порядка 25 000 раз. К концу года автопарк для краткосрочной аренды планируется увеличить до 10-15 тыс. транспортных средств.
«По этому показателю мы уже обошли все европейские города», – пишет по этому поводу у себя в Twitter Сергей Собянин.
На сегодня каршеринг в столице предоставляет целый ряд компаний, среди которых «Делимобиль», Anytime, YouDrive, EasyRide, Car5, BelkaCar и др.
2017
По данным ресурса Truesharing.ru, на начало 2018 года в России существует 26 каршеринговых сервисов, еще четыре готовятся к запуску. Первый в стране сервис такого рода открыла московская компания Anytime, известная также как ООО «Ситикар», в апреле 2013 г.
В Москве насчитывается 7 каршеринговых сервисов, общий автопарк которых превышает 2,7 тыс. автомобилей. По динамике роста автопарка Москва является лидером среди городов мира. Несмотря на это, количество каршеринговых авто в городе составляет всего 0,2 на тысячу жителей. Для Берлина, например, этот показатель составляет 0,66, для Милана — 1,16.
Информационное агентство «РИА новости» передает со ссылкой на руководителя исследовательских проектов национальной технологической инициативы «Автонет» (Национальная технологическая инициатива (НТИ)) Татьяну Ледовскую, что общий объем инвестиций в каршеринг в Москве составляет на данный момент 1,7 млрд руб. В августе 2017 г. власти города распорядились выделить средства для субсидирования каршеринговых операторов[9].
Количество зарегистрированных пользователей московского каршеринга превысило 500 тысяч человек, сообщает в июне 2017 года пресс-служба мэра столицы. По данным пресс-службы, 60% из них – москвичи, имеющие личный автомобиль. В среднем за сутки одной машиной из парка столичного каршеринга пользуются семь – восемь раз в день, а среднее время поездки - не менее часа. Парк каршеринга в Москве составляет более 2,3 тысячи автомобилей, что на 600 единиц больше, чем в начале 2017 года, но для максимально эффективной работы сервиса требуется порядка 10 тысяч транспортных средств.
В начале января 2017 года столичный департамент транспорта опубликовал статистику, согласно которой автопарк провайдеров каршеринговых услуг («Делимобиль», Car5, YouDrive, AnyTime, BelkaCar) совокупно составляет 1,5 тыс. единиц. Зона действия системы каршеринга охватывает территорию внутри МКАД и 10 километров за магистралью[10].
В системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется восемь человек в сутки. По данным «Делимобиля», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.
В 2017 году каршеринг освоят города-миллионники и курортные зоны Черноморского побережья
В ближайшие годы система краткосрочной аренды автомобилей (carsharing) будет развиваться в 15 городах-миллионниках России и в курортных зонах Черноморского побережья.
«В 2015-2016 годах мы наблюдали стремительное развитие системы поминутной аренды автомобилей в Москве и ближнем Подмосковье. Грядущий 2017 год станет началом всероссийского бума каршеринг системы»– уверен один из создателей навигационно-телематической платформы СARiOT Михаил Седых.
Планы на экспансию в регионы строят сегодня почти все компании-операторы. Кто-то начал работу в Петербурге в 2016, другие операторы сообщают о старте проекта в северной столице в первой половине 2017. В регионах между тем, повышается интерес к системе каршеринга у компаний, сдающих автомобиль в долгосрочную аренду.
Главным на повестке дня остается вопрос поддержки данного вида предпринимательства государственной властью на региональном и федеральном уровнях. «Скорее всего, такая поддержка будет предоставлена операторам под определенные гарантии и условия – продолжает эксперт – но произойдет это не ранее 2018 года, когда власти смогут оценить и проанализировать положительное влияние совместного использования авто на дорожную и экологическую ситуацию в городах».
2016
За первую половину 2016 г. число операторов услуг каршеринга для населения выросло в 4 раза.
Среднее количество машин в автопарке оператора сопоставимо с плотностью населения в конкретном регионе и варьируется от 30 до 200. Исключение составляет оператор Делимобиль (работает в Москве и Подмосковье) – в его автопарке более 700 машин.
Эксперты вендорной компании CARiOT (оборудование и интерфейс для каршеринга) прогнозируют 8ми кратный рост автопарка для поминутной аренды в Москве в течение 5 лет и существенное расширение географии услуги в городах с население более 1 млн. человек.
Поддерживают развитие услуг по краткосрочной аренде автомобилей городские и федеральные органы власти. По словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима Лискутова, отвечающего за столичный транспорт, в московской мэрии довольны увеличением количества каршеринговых компаний. Чиновник подчеркнул, что рынок каршеринга становится привлекательным для сторонних инвестиций.
Материал портала tadviser.ru
Примечания
- ↑ По данным J’son & Partners Consulting
- ↑ Суд оштрафовал на 50 тыс руб торговавшего аккаунтами каршеринга
- ↑ Каршеринг у них не той системы. Программе субсидий не хватило российской телематики
- ↑ Путин предложил выделить 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринговых компаний
- ↑ Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга
- ↑ Алкотестеры и видеокамеры могут появиться в каршеринговых автомобилях
- ↑ Исследование: такси и каршеринг для москвичей оказались дешевле личного автомобиля
- ↑ «Яндекс.Драйв» стал третьим по выручке каршерингом после раскрытия данных
- ↑ «Яндекс» запустил каршеринг. Цены
- ↑ Каршеринг в России: обзор рынка