Это спикер называет "низким чеком":
Еще по теме СЗПК соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- 2022 Бизнес-план инвестиционного проекта СЗПК
- 2022 Региональные СЗПК
- 2022 СЗПК снижение негативного воздействия на окружающую среду
- 2022 СЗПК учет технологических и экологических требований
- 2022 Федеральные СЗПК
- 2022 Финансовая модель инвестиционного проекта СЗПК
- 2022 возмещение затрат на инфраструктуру СЗПК
- 2022 новые условия СЗПК
- 2022 правила СЗПК сентябрь 2022
- 2023-2035 в каких инновациях заинтересовано государство?
- Временный порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по 67-ФЗ
- Меры господдержки СЗПК Гарантии в отношении связанных договоров Возмещаемые затраты
- Меры господдержки СЗПК Гарантии в отношении связанных договоров Возмещаемые затраты
- Нормативные документы 2021 года СЗПК
- Основные принципы СЗПК 2022
- СЗПК 2021: какие инфраструктурные затраты возмещаются инвестору?
- СЗПК 2021: что такое инвестиционная стадия?
- СЗПК 2021: что такое капитальные вложения?
- СЗПК 2021: что такое сопутствующая инфраструктура?
- Стабилизационная оговорка в СЗПК
- Документы для заключения СЗПК соглашений о защите и поощрении капиталовложений
- Защита прав инвестора Вступил в силу Закон О защите и поощрении капиталовложений от 01.04.2020 N 69-ФЗ
- О чего защищает инвестора СЗПК соглашение о защите и поощрении капитановложений?
- Отличия СЗПК и СПИК 2.0
- Требования к бизнес-плану и финансовой модели СЗПК соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Явно не занимает позицию инвестора... Видимо она чаще консультирует власть (публичного партнера), чем бизнес (частного партнера)
"как мы требуем с гчп-партнёра, концессионера маркетинг анализ"
В смысле "хорошо, если..."? Надо их обязывать - давать информацию о закупках - объем в натуральной и денежной формах и периодичность - это их работа!
Надо просто делать открытые публичные обзоры потребностей рынка как это делает служба Геллера (закупки 223-ФЗ) на площадке маркетинг
Конечно легче рекомендовать за счет инвестора делать какую-то работу (привыкли уже все решать за счет инвестора), чем требовать с РОИВ/ФОИВ
Вот об этой открытой - публичной информации о потребностях гос.рынка (B2G) я и говорю
Типичное выступление типичного "выпускника Юдинского железнодорожного училища, факультета стрелочников" - отношение видно "невооруженным глазом" - общий смысл таков:
- "пусть отраслевики парятся, офсеты и ГЧП - это их КПЭ, мне до инвестора пофигу" - хотя это 44-ФЗ это закупки (!)
- "найдете процедуру, при которой мне не придется нарушать инциклики, правила, законы - приходите" - он сам искать эту формулу не собирается
Забавно увидеть реакцию этого человека, столкнувшегося с двойственной трактовкой буквы закона (еще бы, законы-то писаны двойными стандартами) и двумя взаимно противоположными ответами Минфина - что, немного не по себе и непонятно как действовать? а мы в этих реалиях и неопределенности десятилетиями работаем
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для муниципалитета, государственных органов, частных инвесторов по ГЧП и МЧП, концессиям,
- для резидентов, девелоперских и управляющих компаний (включая муниципалитеты) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР), включая муниципалитеты
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
Обращайтесь к нам!
Жанна Халиуллина: почему не популярен СЗПК и ГЧП? специально делался низкий чек, по инвестициям для того, чтобы это было имело массовое применение, вот как вы считаете, чего не хватает, что ещё необходимо для того, чтобы, бизнес оценил, инструменты СЗПК и ГЧП, пользовался им более активно.
Антон Баклашов: Спасибо, Жанна Евгеньевна, за предоставленное слово. Наверное, это с моей стороны даже не экспертиза после и моих предшествующих спикеров, коллег выступающих, я себя уже сказать не чувствую.
Честно я для себя сегодня я его знаю, изучал уже все это время сейчас по поводу действительно концентрировал, что в этом есть полезного, и за предыдущий период провёл некий опрос предпринимателей, как они относятся к ответ был для меня настолько удивительный, что не знаю, что это такое...
Они прямо говорят СХПК - Мы знаем, что такое. Я говорю, сельхозпотребкоопераций вообще другая. Нет, нет, это я объясняю, что это защита ваших прав. Защита проекта, о, круто. А где посмотреть, я говорю, ГЧП, это все вот в 1, в общем, идёт продукте механизм. Далее помощи поддержки говорят,
ГЧП. Нам уже понятно, уже с этим начали сталкиваться, потому что сегодня власти региональные имеют обязательства по выполнению МЧП в рамках национального рейтинга инвестклимата с них истребования доносить информацию
говорят. Мы с этим знакомы уже это мы входим вот с этим, пока они знакомы, очень интересно и
опять же приводя цифры, которые поставил президент нашей страны, что к 2030 году должно быть 25 000 000, а сегодня у нас только 6 000 000 и доля мсп в ввп страны составляет 32% и обсуждают с предпринимателями, как они дальнейшее развитие. Они действительно склонятся к Тому, что вот механизмы, которые мы сегодня обсуждаем, они необходимы, они нужны, потому что сегодня ряд предпринимателей, но кто переживёт? Сложно, конечно, кто сможет пережить, тот начинает развиваться
уже сформировалось пул инвесторов, да, вот, которые входят в гчп, это те, кто имеет свои проекты, какую-то свою уже финансовую там подушку.
С этим приходя в проект, да, я понимаю, около создаются проекты, а есть те, кто сегодня заработал капитал.
И вот вообще в этом ничего. Регионы перетягивают инвесторов, потому что от них либо не растёт в стране. А вот все-таки, смотрите, есть представители института развития, да, которые отвечают за развитие инструментов, да?
Вот как вы считаете, как опора России могла бы помочь, да?
Вот повышение финансовой грамотности, чтобы возможности использования этих инструментов были шире, да и больше предпринимателей знали государство, когда мне позвонил, да, что сегодня начинает уходить не только регионы или регионы, но только 2 страны снг, а наш, то есть не хватает, знаете, на мой взгляд.
Как, грубо говоря, собрал какое-то пособие, да, чтобы у нас сегодня не очень много на полмиллиона. Ну, даже на полмиллиона предпринимательским считаете, что код не работает, да, надо все-таки методичку
шестой форум проводит АИР РТ Татарстан
Тема нашей сегодняшней сессии очень интересная
- ГЧП промышленности и
- СЗПК
Да это вот такие два относительно новых инструмента которые врываются в нашу жизнь вот врываются достаточно уверенно смело Но не быстро Вот вот основной своей задаче сегодня я бы видела как раз-таки вот так откровенно и интересно да поговорить с уважаемыми спикерами о том всё-таки какие же есть у нас ограничения на возможности использования этих инструментов что нужно сделать для возможно улучшение законодательства возможно для повышения общей финансовой грамотности да Для того чтобы эти инструменты были более востребованные бизнесом более востребованы в промышленности слова технологический суверенитет
Да вот они звучат звучали но
Согласитесь что по-особому совершенно прозвучали они после 2022 года я
Халиуллина Жанна заместитель генерального директора публичного оного общества Камаз по управлению персоналом организационному развитию корпоративному управлению
Я в своё время занималась структурированием и мы одни из первых заключили СПИК 1.0 специальный инвестиционный контракт специальный инвестиционный контракт заключили в 2018 году это как раз совпало с завершением соглашения о Промышленной сборке
Вот и на месту на место соглашения О промышленной сборки которую мы исполнили а в составе Альянса автопроизводителей Российской Федерации вот пришёл специальный инвестиционный контракт который серьёзно имплементировать в систему мер отраслевой поддержки и сейчас мы безусловно Смотрим
мы его исполняем этот инвестиционный контракт существенные инвестиционные обязательства взяты обязательства взяты а в том числе и со стороны государства по э а ряду вопросов связанных с а отраслевыми мерами поддержки спроса а защитными мерами рынка Вот Но у нас тоже есть дедушкина оговорка но она не работает НДС был 18% а стал 20% и мы платим 20% да то есть вот ну ну ну ну и так далее вот мы смотрим с интересом со новыми инструментами хотим сегодня обсудить предлагаю начать с э государственно частного партнёрства Вот мне кажется что статистика Она говорит сама за себя а всего в России более порядка Вене 3000 соглашений о государст частном партнёрстве заключено и из них только девять заключены промышленности Да Владимир нович Путин 22 ноября текущего года дал поручение правительству до 15 апреля разработать комплекс мер по расширению возможности использования инструмента гчп в промышленности и вот наверное первый мой вопрос к нашим уважаемым спикера кону макаревичу руководителю практики инфраструктуры и ЧП компании Лучший выбор вот всё-таки применение механизмов ЧП для реализации производственных проектов Да вот всё-таки что нужно Да чего не хватает промышленности для того чтобы пользоваться этим новым и уже собственно говоря не новым Да абсолютно инструментом уже реализации а проектов А в промышленности и соответственно усвоения новых производства продуктов Жан е Большое спасибо за вопрос коллеги Добрый день Рад приветствовать н вас всех коллег сут нашей аудитории Я даже немножечко шире вот Отвечу Вот постараюсь недолго да на самом деле Вот наверное тема возможного и и применения гчп в промышленности Пожалуй на этом форуме как мне кажется одна из самых интересных тем Почему Потому что в отличие от всех других вопросов которые мы обсуждаем на форма каждый год делете уже практически Да вот Тема чекой промышленности серьёзно обсуждается по большому учёту во второй в третий раз в этом году Вот мы до этого обсуждали этот же вопрос на хорошей содержательность дискуссии на и Нако т и вот собственно сейчас такой второй заход на эту тему и причём за вот эти буквально там 4-5 месяцев с момента ино
промышленности он следующем А в каких случаях нужно возможно и вообще целесообразно использовать именно инструмент гчп в промышленности Почему я задаю этот вопрос потому что у нас уже есть итор над этим хорошо и много работает да большой Спектр различных мер поддержки производственных проектов У нас есть механизмы спец Инвест контракты с пиков есть офсетные контракты есть с ЗПК коллеги об этом чтоб будет отдельно говорить Да есть точные меры по отдельным отраслям и так далее Ну вот и и более того Часто мы слышим и на федеральном уровне и со стороны Инком дорда часто инеко и региональных коллеги А зачем ва вообще ЧП зачем вы лезете в концессии соглашения гчп промышленности если есть большой другой Спектр соответственно механизмов который и так уже поддерживает промышленность Для чего ещё нужно использовать этот инструмент вопрос ни разу не праздный Вот потому что для большой категории проектов действительно существующие меры поддержки спики оффсеты п кластер платформа тоже но механизм года в принципе достаточен либо кажется что достаточен но из-за в том числе событий которые произошли в прошлом году жених упомянула вот мы впервые В нашей работе получили там определённый ряд запросов я об этом дальше буду говорить в моей презентации если можно увидите пожалуйста Да ну вот получили запросы именно на подготовку структурирования проектов именно по модели гчп то есть по модели либо соглашения гчп либо по модели КОО это производственной сфере если раньше у нас ЧП традиционно применялось к транспорту к образованию к спорту к музу к ЖКХ то такие запросы именно на промышленность мы получили в прошлом году впервые чем сечас секунду чем это вызвано с одной стороны мы понимаем что есть существующие меры поддержки скис и так далее Но в ряде случаев для отдельных категорий проектов И вот именно тех механизмов поддержки достаточно Ну вот и инвесторы Ну хотят посмотреть на более комплексную более долгую соответственно и такую партнёрскую поддержку как это ции моделями ЧП я об этом дальше скажу что им нужно Это первое Второе мы понимаем что с учётом событий прошлого года у нас некоторые риски собственно для промышленности тоже как для других отраслей повысились инвесторы хотят более плотного вхождения государства в участии в этих проектах более плотной поддержки и главный запрос на то чтобы государство часть на этапе создания на этапе эксплуатации на себя принимала с инвестором разделяла это два и в-третьих даже до повышения такого Ну значительного процентной ставки который мы имели имеем да На текущий момент ещё до такого повышения нам инвесторы начали говорить о том что они уже большие капиталки проекты не готовы финансировать просто за счёт стандартного банковского кредита а хотят идти в проект на принципах проектного финансирования то есть принци когда банки будут брать обеспечение именно вот из того денежного потока из тех условий который даёт сам проект не давать внешнее обеспечение там гарантии получите внешнее обеспечение а именно чтобы обеспечение генерик А если он не будет генерировать такое печение то это должно брать на себя государство через механизм ЧП через механизм прямого соглашения и вот собственно у нас на текущий момент в работе вот тут уже немножко информация устарела но было 16 запросов по гчп на момент сентября прошлого года Что произошло за прошедший год во-первых в июне этого года 27 июня мы подали первую наш инвестор наш клиент подал первую Федеральную частную инициативу на создание объекта промышленности это кузнечно Литейный комплекс Федеральной правительства То есть это первая инициатива Соответственно по 224 закону по закону о ЧП по созданию чно ного комплекса я детали проекта К сожалению раскрывать не могу конфиденциальной информации Но это крупный проект вот он стоимостью более 70 млрд руб и инвестор пошёл в ЧП не в сзпк не во сеты не в спике не в какие-то иные механизмы а именно в ЧП Почему Потому что первое ему необходимо было прок такой скажем так низко окупаемый вот если не сказать убыточный но без него невозможно развитие иных базовых ОТС промышленности Ну в части металлургии вот поэтому он скажем скажем так имет тическое значение Вот и в этой связи там было поручение соответствующее вот там президента и так далее Поэтому ему первое что нужно было это получить софинансирование создание объекта от государства то есть примы деньги там которые бы софинансирование создания объекта это первое второе что поскольку скажем так инвестору важна предсказуемость денежного потока на этапе реализации проекта а а в частности вот в период с момента ввода объекта в эксплуатацию до момента выхода на проектной мощности то инвестор соответственно в этой инициативе предусмотрел что государство ему финансово помогает участи эксплуатации добивать до определённого уровня операционных расходов на вот этих первых годах эксплуатации и третье что я уже сказал что гчп в отлича от иных механизмов позволяет привлечь финансирование на принципах но финансирования от банков Вот и финансируют организации которые работают по этому проекту готовы были на этих условиях финансировать проект это вот это собственно случилось Вот в конце июня проект проходит тяжёлые согласование на уровне правительства на уровне правительства министерств Но вот собственно это такая первая Ласточка в конце октября буквально совсем недавно мы подали первую инициативу по по гчп на производственных комплекс в одном из субъектов перва региональной инициатива по дму закону Ну вот соответственно это проект по переработке растений Там однолетних и так далее наво там опре товаров там и гражданско назначений пороха Вот вот и собственно ещё раньше вот на момент подготовки вот этой презентации Ну не презентации вот этого слайда в июне месяце я вот писал да что это проект третий он идёт сверху на основе концессии Почему Потому что тампо идёт переработка сельхозпродукции инвестор собственно готов хотел пойти в концессию Ну вот поскольку уже дорожка Протона была в всё время проектом коноплекс так называемый в пенской области Когда было заключено конное соглашение на создание производственного комплекса переработки на этих растений но в итоге пошёл ЧП э инициативу мы эту подали соответственно вот 3 недели назад в чём там логика почему там инвестор пошёл в ЧП вот инвестору необходим такой механизм вот ну скажем так компоненты механизма минимальной гарантированной доходности Чего нет других проектов то есть инвестору не нужно сбыт э обеспечить сбыт части товаров Да кому-то как допустим возможно по асету А ему нужно часть загрузки сырья который он рискует недо получить который необходимо перерабатывать и вот это наличие этой загрузки позволит можность собственно создавать товар который он по речным принципам сам уже может реализовывать без дополнительной поддержки от государства и он пошёл в эту модель собственно именно по этой причине потому что нужны эти компоненты мгд а они есть ну по большому счёту Прямо скажем так да только вот в механизмах гчп и их нет с ЗПК поэтому Ну и дальше Ну вот собственно Я указал там некоторых проектов которы тоже идут проработки какие-то быстрее какие-то медленнее какие-то мы только сейчас обсуждаем Нару концепции но факт ф в том что запрос на более глубокое применение механизмов господдержки Вот который и для которых недостаточно там дедушки оговорки Да какие-то механизмы изменения регулятивных там законодательства налого и так далее Вот Но более комплекс системной поддержки вызванной внешними в том числе экономическими рисками которые от инвесторов не зависят и которые кро механизма ЧП невозможно по большому счёту Ну скажем так не то чтобы устранить но хотя бы минимизировать Это позволяет сделать поэтому мы такой запрос получили сейчас как вы знаете Жана тоже упомянула было получение президента эти механизмом поработать сейчас на уровне нескольких банков в том числе СБА и так далее идёт работа вот такой концептуальной проработке тех необходимых изменений и в законодательство там под законную базу Ну чуть более широкой процедурно там концепции того какие проекты раз государству рассматривать как проекты возможны к применению ЧП а не там Кип а все спики да И как под них Как наладить законодательство чтобы оно работало вот эта работа ведётся надеемся что до там конца февраля по крайней мере уже Ну будут скажем так согласованы итогово те подходы которые сейчас обсуждаются но вопрос в том что гчп в той или иной степени даже не спта неко противодействия и предварительно непонимание там не то что непонимание но с ходу неприятия да там всем полно организациями этого подхода скорее всего движение к этому позитивное будет я не буду детально останавливаться там на всех преимуществах и моделях цент меня Бут это там более детально обсуждать я скажу наверное в завершении о нескольких моментах которые нам сейчас препятствуют реализации ЧП в целом имен промышлености в целом у нас законодательство ЧП раз сессии КТ слышал Там нашу хорошую дискуссию с коллегой по поводу последних поправок в общем у нас сейчас в отличие там от ситуации 10 лет назад нет больших проблем нормативных вот применени ЧП если раньше у нас была главная проблема там нормативная потом Кадровая финансовая Там и так далее и так далее то сейчас теперь у нас Финанс кадры и только потом где-то придётся нормативная проблема то есть в целом законодательство позволяет реализовывать широкую туру проектов Но именно для дчп поскольку Это новая сфера э для рынка гчп вот и кстати говоря та по ше мне это там одно из там двух-трёх наиболее равных направлений которые будут развиваться Ну в следующие годы если у государствен при каких-то ещё иных мер поддержки которые там потребуют ЧП применять да Но вот по опыту первой инициативы Федеральной мы выявили там три блока скажем так ну там их больше но вот я три затронул просто времени нет да Первое у нас сейчас законодательство гчп не позволяет реализовывать проект на земельных участках поющего инвестору у нас допустим по нашей Федерально такая ситуация у них есть земля там у инвестора есть более того даже промпарк практически свой Вот они говорят что мы готовы там построить Зачем нам смысл вот текущая законодательство оно гчп тем более не позволяет строить объекты на в рамках проекта гчп на земельном участке щем Инвест и поэтому нам искусственно необходимо там до заключения соглашения либо сразу после за све передать потом Зато его получить либо использовать какие-то более хитрые механизмов соглашения которые для нас ещё юристы создают это первая проблема которую необходимо соответственно шать второе само по себе законодательство оно вот допустим хорошо поточно там под it под ЖКХ Вот Но вот по промышленности не учитывать специфику при создания объекта Да что там может быть модернизация оснащение и так далее То то Допустим что есть там в пиках вот в иных механизмах Вот это тоже требует Один наладки потому что не всё там необходимо создавать с нуля вот третье у нас есть такая норма вот специфичная о том что в рамках проекта ЧП если государство даёт проект больше объёма финансирования тогда объект должен в какой-то момент перейти в собственность государства а по голаны принцип что объект уступает в частную собственность так вот там государство в то Федерация процесс говорит что коллеги она вообще не знает част собственности себе вы построили завод мы вас поддержали да а дальше Вы его там эксплуатирует Но зачем нам его передавать нам не хочется связывать с приватизацией ещё с чем-то так вот очевидно что вот необходимо для вот такого рода проектов учитывать их специфику и более точно более гибко настраивает тот механизм связанный с с правами собственности на объект А И последнее мы вот сейчас много копий ломаем в переговорах в отношении методики оценки эффективности Вы знаете да что в отличие от концессии если мы идём по дчп то при это необходимо проходить там процедуру Ну и рассчитывать правильно эффективности его сравнительно преимущества приго закупкой так вот для и нашего первого Федерального проекта и вот ряда проектов которые сейчас тоже правильно готовятся тяжёлых проектов где государство должно финансировать много но вот риска должно бы достаточно вот там вот эта как бы оценка Если идти по текущей методике она не всегда скажем так ну приводит к тому результат который должен быть какойто методики То есть она проще говорит они учитывают специфику тяжёлых но стратегически важных для отрасли для всей промышленности проектов Поэтому вот сейчас в наших обсуждениях мы обсуждаем той тезис что если государство готово такие проекты поддерживать если они вообще нужны Потому что если они нужны то они не запустят ни по сспк ни по спик ни по типу ни по чему Но если уст принимать решение о том что они нужны для экономики Какие бы тяжёлые бы они не были тогда для этих целей нужно и учитывать методики особенности таких проектов когда государство Ну по сути принимает решение о поддержке проекта несмотря на его тяжесть Ну вот вот э на самом наверное такие одни из наиболее проблемных точных моментов которые вот собственно сейчас прорабатываются и поэтому тоже ЕС коллеги у вас ЕС с Промышленной сферы если своё мнение позиция поддержка вот Либо наоборот критика Вот вы тоже там Дайте нам знать может быть там через письма там как угодно да Для того чтобы нам вот эту поддержку передавать на уровень выше на том уровни котором сейчас происходит эти переговора но пользуюсь тем что у нас врем с мало вот хочу поблагодарить скать спасибо наверно закончу да спасибо большое спасибо бо что м
28 ноября 2023 года
10.00-11.00
ОФСЕТЫ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ, В ЧЕМ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КАК ИХ РЕШАТЬ. В КАКОЙ СФЕРЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ЗАКЛЮЧАТЬ ОФСЕТ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Ключевые вопросы:
- Как и в каких случаях использовать механизм офсетного контракта?
- Барьеры, препятствующие использования офсетных контрактов/проблемы и пути решения для развития офсетных контрактов.
Модератор: Анна Батуева – Управляющий директор по юридическому сопровождению проектов, Национальный Центр ГЧП (группа ВЭБ.РФ)
Приглашаемые спикеры:
- Максим Ткаченко - Старший Управляющий директор Национального Центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ);
- Евгения Зусман-Партнер компании You and Partners;
- Андрей Балук - директор ГБУ ГАУИ;
- Руслан Сабров - Председатель Госкомитета РТ по закупкам
- Игорь Сапунов - заместитель руководителя АИР РТ;
- Дмитрий Новиков - Первый заместитель генерального директора по развитию ООО «Коттон Вэй».
уже спикеры говорили в формате юридического язы в формате юридического языка и того какие есть законодательные пробелы недостатки которые тоже можно урегулировать и какие есть Уже решения хотя бы на уровне писем минфина
Евгения Зусман-Партнер компании You and Partners:
Добрый день коллеги Большое спасибо организаторам за приглашение на такой интересный форум возможность выступить
многое о чём я хоте говорить в принципе уже коллеги осветили поэтому загружая первый слайд Я наверное продолжу мысль Артёма
о том что действительно очень важно понимать объём закупок региональные центры закупок Здорово
Но поскольку инструмент офсет действительно близок к гчп У меня тоже родилось такое раз предложение по следам гчп проектов
А почему бы инвестору, по крайней мере крупному планирующего ряд офсетов регионов похожих - почему бы ему не делать как мы требуем с гчп партнёра или с концессионера маркетинг анализ
Хорошо, если региональный центр закупок предоставит информацию
Ну во-первых, у нас нет действительно во всех эти частной инициативы нет возможности легально вести переговоры
во-вторых это открытый конкурс непонятно кто выиграет и насколько инвестору получится раздобыть информацию об объёмах закупок до того как он станет победителем конкурса и по крайней мере участником тоже вопрос ...
как при этом публичная сторона комитет по закупкам или организатор торгов не нарушит законодательство о защите конкуренции всем предоставить такую информацию желающему или какому-то определённому инвестору и так далее
поэтому я бы рекомендовала воспользоваться прекрасным инструментом работающим в ГЧП и концессии - провести маркетинговый анализ
часть из него кстати могут сделать даже сотрудники этого инвестора, потому что в отличие от концессии:
- У нас есть публикуемые планы закупок
- У нас есть реестры государственных контрактов
- то есть какую-то долю информацию добыть реально и спрогнозировать свои объёмы
Почему маркетинговый анализ?
Потому что кроме не рыночных схем как-то попадание в Единый реестр и потенциальные закупки по реестру - есть же ещё и рынок у инвестора частный не государственный - то есть те заказчики которые будут проводить конкурс Он придёт точно также к ним как и инвестор, победит в каком-то ещё конкурсе или коммерчески которые с этого же офсетного производства будут потреблять продукцию
Ну а если возвращаться к моей презентации то я считаю ещё одним таким важным краеугольным вопросом это определение цены в офсетном контракте
чаще всего спрашивают - Можно ли её определять по формуле?
у нас установлено пять способов определения цены в контракте для всех закупок по 44-ФЗ, при этом отраслевые органы устанавливают свои приоритетные способы закупок. Например есть позиция что для закупок в сфере медицинской применяется тарифный метод и метод сопоставления рыночных цен
ну и вопрос по постановлению правительства №19 от 2014 года которая говорит о том что определение цены на каждый год по ставке возможно по формуле если НМЦК свыше 1 млрд мы считаем что это Постановление Правительства применяется и к офсету тоже
есть позиции в регионах что к офсету оно неприменимо даже если объём больше миллиарда вот если перемени то можно применять формулу и задача несколько упрощается
об этом о централизации консолидации закупок точно не буду говорить всё сказали здесь позиция минфина нам
в одном случае - помогает - когда мы говорим об осуществлении закупки единого полномочного органа в интересах нескольких лиц Минфин подтверждает что так можно
а вот в части совместных закупок - не помогает и мешает - потому что однозначно трактует норму сорок четвёртого закона о том что в решении высшего исполнительного органа суета Российской Федерации указывается такая эта информация которая должна быть в офсете как невозможность заключения офсетного контракта по итогам совместной закупки с несколькими соответственно заказчиками и вот э хотелось бы ещё обратить Ваше внимание на определение сроков во все этом контракте здесь Минфин занял очень либеральную позицию гораздо более либеральную чем сорок четвёртый Федеральный закон если мы читаем буквально со чей Федеральный закон то у нас офсетная история делится на две стадии инвестиционная и эксплуатационно что очень похоже на концессии гчп на Инвест стадии инвестор либо строит производство либо модернизирует на эксплуатационной стадии соответственно поставляет товар или же после реконструкции объекта оказывает услугу и закон нам говорит закончил инвестиционную фазу поставлять товар по реестру без конкурса и по графику своему основному за заказчику Минфин говорит что знаете в общем-то Можно даже до окончания фазы уже поставлять по графику товара можно даже поставлять другого вашего действующего производства Я считаю лично эту позицию слишком либеральной и противоречащей соче федеральному закону Но для тех кто руководствуется пи минфина в общем-то это потенциально хорошая возможность разрешить инве раньше возвращать вложенные исти интерес во ище земельных участков мы все понимаем что в отличие от ЧП с концессии не предмет офсетного контракта модернизация реконструкция и эксплуатация какого-то объекта который создаётся в интересах государства поэтому Несмотря на то что соче закон однозначно не говорит чей Объект который надо реконструировать и на нём оказывать услугу или чей земельный участок там обязан заказть учак мы это понимаем об и земельный участок ну как получится либо имеющийся у инвестора и если этот участок соответствует терминам и требованиям которые были во всей закупке либо же предоставлены муниципалитетам регионам но опять же на какой-то определённой процедуре На торгах не без торгов по вот этому контракту в действующих контрактах мы видим то что в самом контракте никогда конкретное производство или конкретный земельный участок не указывается указывается достаточно размытый формулировки например что инвестор имеют право на территории ос или технопарка расположить своё производство А дальше уже когда подписывается контракт с победителем конкретизируется где конкретно будет производство Ну и закончить Я хотела бы таким интересным спорным вопросом это офсет на услуги появившаяся недавно возможность и Нижний Новгород который неделю назад заключил первый осет на услуги осет на услуги действительно может быть в совершенно различных отраслях для того чтобы оказывать услугу на офсетного объекте уже не обязательно производство нужно этот объект модернизировать и реконструировать А на этом объекте Судя по всему и надо оказывать эти офсетные услуги Но если технологическая связь обязательна между объектом оказываемый услуги услугой то есть Должны ли быть они одного профиля об этом законодателю нам не говорит Здорово что появился первый пример мы его очень долго ждали надеемся что офсет на услуги тоже заработает Ну и как же без блогерское ской части Извините тоже приглашаю вас в egam канал ЧП PR где есть много про Осе и Пользуясь тем что здесь есть ряд представителей центра гчп приглашаю Вас также на обучение по офсета которое будет полностью онлайн совместно с центром платформы стартует уже в этом декабре Ну и совсем напоследок два полезных материала как на кажется исследование по сетам до изменения законодательства и после тоже буду рада если кому-то пригодится Спасибо большое за внимание Спасибо Спасибо большое Женя у меня к тебет такой вопрос Скажи пожалуйста как ты думаешь Вот скорее нужно развивать процедуру централизации закупок либо просто ограничиться например поправкой того что несколько заказчиков одновременно с единым ивест обязательством могут быть определены о сеном контракте или может быть третий вариант что то и другое надо я думаю что И то и другое надо И то и другое То есть Что полезно Понятно хорошо Спасибо Пусть ЦТ теты да такой у нас будет ответ хорошо спасибо большое И у нас тогда следующий спикер это Максим ченко старший управляющий директор национального центра пшп Вот мне кажется что очень много тезис
Игорь Сапунов - заместитель руководителя АИР РТ:
нам казалось что Всё достаточно хорошо и мы сможем быстро помочь инвесторам
заместитель руководителя агентства инвестиционного развития и расскажет про опыт Республики Татарстан по подготовке контрактах в контексте того какие есть законодательные пробелы неясности с ум того что мы хотим делать в конце сеи по итогам сессии законодательное предложение
Добрый день до прошлого года агентство инвестиционного развития республики Татарстан практически не занималось офсетами в виду ряда ограничений которые законодательно были устранены в прошлом году и прежде всего мы говорим безусловно о снижении планки по объёмов встречных инвестиционных обязательств на сегодняшний день агентство оперирует и работает с четырьмя по сути крупными проектами которые предполагают возможность заключения о всех прежде всего речь идёт о двух проектах в сфере здравоохранения это проект связанный с арендой и стиркой чистого мягкого инвентаря для лечебно профилактических учреждений и второй медицинский проект как мы его называем - это возможность производства изделий мед назначения помимо этого у нас проработке есть проект по организации школьного питания и ээ промышленное производства электроники и робототехники Несмотря на то что как я уже сказал в прошлом году были скажем так снято определённые ограничения начался достаточно большой Шквал и поток запросов запросов от инвесторов о возможности использования офсетного механизма при реализации проек нам казалось что Всё достаточно хорошо и мы сможем быстро помочь инвесторам реализовать их проекты но не ВС пошло так гладко вот на примере первого проекта по аренде стеки мягкого инвентаря Я бы хотел рассказать о некоторых проблемах с которыми мы столкнулись Значит на наш взгляд Как должна была бы выглядеть идеальная схема существуют некие
вни ряда детских дошкольных учреждений То бишь детсадов которые имеют намерение возможность заказать услугу по аренде и стирке мягкого белья а для объединения интересов этих заказчиков создаётся некий централизованный заказчик который объединяет в себе их потребности дальше этот заказчик заключает офсетный контракт с неким поставщиком услуг который оказывает эти услуги напрямую в адрес э конечных потребителе есть детсадов и лечебных учреждений соответственно эти учреждения направляют свои деньги за оказа услугу в аре централизованного заказчика тот в свою очередь в адрес поставщика услу вот так в идеале эта схема должна была выглядеть но в первом же первой итерации
мы
зако речь идт об отсутствии возможности инвестору обратиться с частной инициативой при заключении офисного контракта предыдущий выступающий сказал что чаще всего работой с соседа занимаются Те кто уже занимается ч ра ч красно что там есть грубо говоря две возможности реализовать проект это либо публичная инициатива либо частная в со чем законе част инициатива отсутствуют поэтому инвестор Когда выходит со своей инициативы о заключения Осе он опирается на глухую стену потребность заключения асета должна исходить от госструктур от бюджетных учреждений Ну все мы прекрасно знаем что такое публичная инициатива бюджетных учреждений соответственно на наш взгляд было бы правильно и мы так наивно рассчитываем что возможно было бы внести определённые изменения либо в сорок чей закон либо даже пойти дальше и вывести Осе в отдельный законодательный документ который бы позволял реализовывать такого рода частную инициативу при заключении осет
соглашени дальше мы натолкнулись на вопрос собствен кого мы будем определять в роли заказчика и здесь следуя опять Жеки определениям которое есть в соче законе в роли заказчика могут выступать либо Республиканский орган исполнительной власти это мог быть например Министерство здравоохранения либо бу унитарное предприятие которое также в Татарстане создано и зани и опреде в качестве единственного поставка лекарственных средств и че убо некое бюджетное учреждение медицинское бюджетное учреждение которое непосредственно заказывает такого рода услуги нюанс заключается в том что все пу в республике Татарстан не имеют статуса ГБ государственного бюджетного учреждения они работают в статусе автономных учреждений автономные учреждения
из э-э определить медицинскую организацию в статусе бюджетного учреждения нам просто оказалось невозможным все попытки прикрутить так или иначе этот механизм
наталкивает но в частности Минздрав в принципе у нас не занимается закупкой и взаимодействием э по операциям связанным с хозяйственной деятельностью лко более того А все расчёты ЛПУ который ведёт ЛПУ за стирку мягкого инвентаря это средства фонс которые доводятся только до медицинских организаций непосредственно оказывающих услуги по лечению
пациента государственно унитарное предприятие которое определено в Республике в качестве единственного поставщика также по всем этим принципам не подпадает статус заказчика единственным вариантом который на сегодняшний день в общем Сейчас это для нас большой ступор мы не знаем Какой вариант применить Мы даже обратились с неким письмом разъяснением в адрес минфина России он нам предложил определить некого це централизованного заказчика опять же в лице бюджетно медицинской организации которая заклю соглашение срм рядом о передаче полномочий на уровень вот этого централизованного заказчика эти полномочия должны касаться части закупок части доставки товара хранения и оплаты то есть они по сути предложили нам централизовать механизм асета по статье по-моему ЕС нече Федерального закона о централизованно за опять же ВС бы ничего если бы не оговорка относительного учреждения в статусе бюджетного учреждения сейчас одним из вариантов мы рассматриваем или точнее ожидаем возможные изменения в части Федерального законодательства которое касается ГУПов и ещё как бы таким техническим решением не очень на наш взгляд правильном но одним из выходов из ситуации мы видим э реорганизацию назовём Так одного из крупных автономных учреждений здравоохранения в ГБУЗ с последующим населением функции централизованного
заказчика когда мы стали рассматривать ситуацию в отношении детсадов тут мы поняли что ну как бы там ситуация ещё хуже как уже было сказано на муниципальном уровне в силу особенности организации ээ местного самоуправления определить централизованного заказчика для муниципалитета невозможно объём сбыта услуг на уровне одного муниципалитета оказывается недостаточным для того чтобы инвестор смог через эти закупки скажем так удовлетворить свои инвестиционные
интересы в идеале мы видим схема должна выглядеть так - см
образом законодательные инициативы которые бы позволяли немножко доработать закон о централизованных закупках в рамках соче закона и наделить полномочиями не только медицинские организации бюджетные учреждения выступать в роли централизованного заказчика но и расширить это ряд учреждений таким образом чтобы и в отношении муниципальных заказчиков при заключении соответствующих соглашений о передаче полномочий такого рода работа могла быть организована таким образом схема э изначально нами рассматривала как идеальная могла бы быть доработана при неком ряде законодательных
усовершенствований на этом У меня всё Благодарю за внимание Надеюсь что сегодняшнее мероприятие позволит нам раскрыть новый
Руслан Сабиров - Председатель Госкомитета РТ по закупкам
Республики Татарстан по закупкам вот
Руслан покажет такой другой взгляд государственного регулятора на то как сейчас Татарстане идёт подготовка этих АСХ контрактов да Руслан Спасибо полу Да спасибо за возможность выступить я хотел бы сказать что во-первых мы безусловно представляем одну команду с Игорем Да [музыка] и я во многом буду повторяться Но всё-таки действительно скажу чуть-чуть другую Другой взгляд я повторюсь что действительно инструмент не новый но к сожалению пока широко не использ 16 году это появилось законе сенатом применяться стало Да у нас порядок взаимодействия республиканских органов закреплён отдельным установлением Кабинета Министров в этом году принятым где мы расписали весь порядок с коллегами из агенства ираз к сожалению во многом передовик в сфере асетов Мы конечно так больше не хотим наломать дров а хотим сделать всё правильно И хорошо и надо сказать агентство Инвест развития у нас борется за каждого
инвестора Да и в этом смысле мы немного оппоненты потому что мы всегда говорим инвесторы - это хорошо но надо сделать правильно и в этом как раз особенность Да мы Наша задача заниматься реализацией сорок чего закона и я бы хотел вот чуть-чуть рассказать о том какие Осе мы рассматривали совместно Да вот началось всё в двадцать первом году ещё с производства лифтового оборудования предполагалось создание производства на нашей территории и чтобы лифты закупались есть особенность 615 постановление которое регулирует вопрос капитального ремонта да оно говорит о поставке услуги а не оборот Ну в целом у нас лифты покупают подрядчики мы не покупаем ни один госзаказчика покупает лифты все гос заказчики покупают либо здания либо ремонтные
работа следующее что я хотел сказать Ир рассказывал про питание в образовательных медицинских учреждениях аренду чист мягкого инвентар у нас были предложения ряда инвесторов по медицинским вопрос тот же средства зачастую мы имеем в структуре затрат медицинского учреждения на
э од Ну и складывать это в единого заказчика тоже не совсем получается об этом Мой коллега уже
сказал вместе с тем Я тоже так скажем сослался на Фин Российской Федерации нам вообще два разъяснения пришло в одном они говорят что передача средств по обязательно медицинскому
[музыка] Ванино пару месяцев тот же Минфин говорит что в принципе не содержится Федеральный закон не содержит положение Уста за Медин страхования Ну мы вот тут немного замешательства не хочется потом на пустом месте отвечать и подставлять
инвестора мы рассматривали вариан [музыка]
зака лёгкую поправку внесу безусловно автономное учреждение государственное автономное учреждения в первую очередь регулируется 223 законом но положение 223 соче содержит ряд условий когда все закупки автономной учреждени могут производиться в правилах соро чего закона закон о контрактной системе и у нас в республике так и сделано у нас все автономки они торгуются единообразно и и торгуется сочет законом в принципе это вот не такой большой нюанс другой нюанс в том что допустим если мы определили одного заказчика заказчиком по асету весь объём так скажем средств закупок которые окупает инвестиции он не выберет никогда но автоматом же инвестор Ив по осени становится единым поставщиком он включается в реестр единых поставщиков и другие заказчики имеют право с ним заключать по единому поставщику в обход всех конкурсных процедур очень легко и быстро но мы оказалось бы не могли бы не можем Навязывать это право заказчика либо проходить процедуру Ну либо [музыка] закупать ещё был проект по два проекта было по производство дорожных покрытия ограждений здесь аналогичная ситуация к слову я бы сказал затраты дорожное строительство и капитальный ремонт дорог у нас составляет порядка 60% бюджетных расходов всех закупок государственных единые заказчики по дорогам они также Они покупают товары Они покупают ремонт Доро строительство Доро и в этом смысле я вот отметил выступление первого спикера да и это наверное точка роста развивает осет по 223 и как один из инструментов для этого у нас в республике действует Республиканский маркетинговый центр который выявляет одно из основных задач которого является выявление инвестиционных Ниш инвестор может приходить в эти ниши и мы можем развивать Я предлагаю Игорь нам объединить усили в эту сторону тоже
подумать
Вот это такие самые основные причины которые мы выявили да отсутствие потребности в закупке товаров и услуг в объёмах необходимых инвестору инвестору интересно вложить деньги и потом получить большую выручку и желательно хороший при Да но не всегда это сопоставляется с теми расходами которые несут заказчики не всегда мы это видим отсутствие единообразных разъяснений органу власти Я уже об этом сказал и зачастую Вот как я сказал про схему закупки у единственного поставка Несмотря на то что это лёгкая закупка в плане процедур Да не все заказчики спешат воспользоваться этой возможность вот ну и вот наше предложение Я бы перешёл Несмотря на то что вот агентство инвестразвития у нас занимается поиском инвесторов вот в плане всё-таки предлагал бы рассматривать выявление потребностей заказчиков и это основная э задача наверное на отраслевые органы власти э выявление потребности заказчиков куда мы можем э Где мы можем структурировать офсет а не так что зачастую приходят инвесторы и мы Ну нехорошо так говорить но мы вынуждены искать заказчиков под рест Это неправильный подход на наш взгляд Ну и э-э мы с себя эту ответственность не снимаем мы обязуемся работать и мы начали на самом деле работу с заказчиками и все положительные эффекты от заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами мы включили практически в Учебные в образовательные программы у нас существует действует центр развития закупок это образовательный центр в сри до закупок мы там тоже об этом говорим и будем говорить Ну и тему централизации никто не отменял мы можем централизовать через уполномочены о является мой орн Государственный комитет по закупкам у нас система уполномоченных органов существует в Республике это и исполкомы РАЙОНО муниципальных это и отраслевые заказчики
покаш-то заказчик по медицине централизовано
Значит есть метод организатора закупок это больше касается к вопросу совместных закупок наверно да ну и мы говорим о том что Да действительно надо совершенствовать законодательство вот те недо их надо обсуждать на различных экс это хорошая площадка которая Я надеюсь мы подытожим когда и какую-то инициативу оформим я ещё бы хотел бы сказать кратенько только Да готовясь к сегодняшнему мероприятию советовался с теми своими коллегам кто уже скажем не по наслышке Осе знает да есть точка зрения что это Осе больше не про сочет закон что это ближе действительно концессии и Наверно его надо убрать соче и говорить в разрезе конституционного закона может быть в эту сторону тоже подумать это тоже точка ро Ну закупки нас всё равно останутся То есть у нас же основной здесь основной денежный проток идёт за счёт средств на закупки поэтому На мой взгляд будет достаточно сложно убрать Да точка зрения Да да спасибо большое Руслан мне кстати интересно вот ваше мнение по такому вопрос У вас на одном из слайдов было написано что барьером для запуска офсетных контрактов является отсутствие единых единообразных разъяснений федеральных органов А вас как орган который отвечает за закупки насколько для вас достаточно наличие письма минфина или других органов для того чтобы я говорил а я говорил как раз проблема в том что зачастую два письма от минфина идёт с противоположны Ну если руководство самым последним например более актуальным то есть насколько для вас это доста они не отменяют но мы на самом деле Минфин любим и уважаем И слава Богу с ними взаимодействуем очень плотно Я думаю мы эти вопросы снимем и ээ Ну будет будет какой-то документ единый который скажет да вот вот эти случаи Да вот эти случаи Нет ну ключевой тезис что для вас разъяснение минфина - это вполне достаточный документ для того чтобы запустить офсетную процедуру Да не только для нас потому что вот тоже первый спикер говорил о том что Тема асета сейчас это внимание контрольных органов Федеральной антимонопольной службы но антимонопольная служба Она читает закон она выводит прини практику но она ориентируется на мнение фино тоже вот этот момент важен ведь только мы вот ну мы безусловно руководствуемся минфином да Но вот самое главное чтобы можно было Федерально тено по служ показать Ну я бы здесь уточнила что Федеральная антимонопольная служба контролирующие органа не Особое мнение не особое внимание оказывают овсе тамм они в целом контролируют процедуру закуп закупок А осет - это часть закупок поэтому он также погат с контролем Руслан Спасибо большое Тогда мы перейдём к следующему спикеру это Артём Калашников руководитель отдела экономической экспертизы корпорации развития Гурской Республики Артём расскажет уже