Будущее дорожно-строительной отрасли неизбежно связано с BIM-технологиями
«Переход дорожно-строительной отрасли на новый уровень неизбежно связан с применением BIM-технологий», - заявил первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович, открывая конференцию «Актуальность формирования специализированных электронных площадок и создания цифровых сервисов с использованием BIM-технологий для реализации контрактов жизненного цикла (КЖЦ) в дорожном строительстве».
Он отметил, что на современном этапе государственного управления нужна такая информационная модель объекта дорожной сети, которая будет учитывать все параметры объекта и этапы его жизненного цикла. «Ожидается, что внедрение BIM-технологий решит целый ряд проблем, которые свойственны отрасли: сократит сроки проектирования и снизит ошибки, обеспечит взаимосвязь между специалистами разных подрядчиков и так далее», - добавил Покатович.
При этом BIM-технологии неразрывно связаны с контрактами жизненного цикла, которые позволяют управлять проектом, используя цифровые технологии, подчеркнула начальник Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Татьяна Горовая.
По словам директора по экспертно-аналитической деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» Екатерины Поповой, в рамках КЖЦ частный партнер осуществляет проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, а государство – оплачивает работы. «Контракт регулирует не столько создание объекта, сколько предоставление определенного сервиса на протяжении срока жизни объекта. Поэтому его также называют сервисным», - пояснила эксперт. Она рассказала, что в международной практике контракты жизненного цикла можно классифицировать как одну из форм ГЧП, а в России этот механизм пока не развит. Для интеграции КЖЦ в систему государственных закупок необходимо создание специализированной цифровой площадки. «Выделение отдельного направления закупок связано с многоэтапностью и длительностью контракта, выходящего за рамки бюджетного планирования», - добавила Попова.
При применении КЖЦ стадии жизненного цикла объекта, например, проектирование и строительство, не должны быть отделены друг от друга экспертизами и оценкой стоимости, пояснили участники обсуждения. И именно применение BIM-технологий позволит уйти от такой ситуации. Кроме того, внедрение электронного согласования позволяет экономить до 25% от стоимости объекта, рассказала директор по исследованиям в области строительства и жилищного хозяйства НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. Однако внедрение BIM и КЖЦ в России требует совершенствования нормативной базы.
Также участники конференции обсудили цифровые инструменты, позволяющие повысить эффективность работы инженеров в транспортном строительстве и роль BIM и КЖЦ в реализации стратегии пространственного развития России.
Конференция состоялась в рамках экспертного обсуждения перспектив формирования специализированных электронных площадок и создания цифровых сервисов для реализации КЖЦ.
Презентации участников:
- Маджид Гусейнов, «Об основных направлениях концепции использования BIM-технологий в рамках КЖЦ» (скачать)
- Ирина Кузнецова, «Технологии информационного моделирования как инструмент снижения затрат и повышения качества в дорожном строительстве на жизненном цикле объекта» (скачать)
- Юлия Зворыкина, «Анализ международного опыта внедрения BIM КЖЦ» (скачать)
- Владимир Малахов, «Единый дорожный BIM-БАНК – гарант эффективности КЖЦ» (скачать)
- Алексей Мусинский, «Управление качеством: повышение эффективности работы инженеров в транспортном строительстве при помощи цифровых инструментов. Кейсы» (скачать)