Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Грант на развитие семейной фермы СЖФ Республики Марий Эл. РМЭ о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на развитие семейных ферм в 2023 году

Чем мы можем быть полезны?
  • Консультации по гранту, земле, налогам, ИП-КФХ
  • Бизнес план КФХ
  • Договоры, юридические документы,
  • Заявка на Агростартап
  • Заявка на грант кооперативу (СПоК)
  • Заявка на грант Агропрогресс для ООО и СПК
  • Заявка УК, резидента парка ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК, резидента парка ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги.

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Про льготные кредиты:

Про кооперацию:

Про районные промышленные парки:

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?":
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • нести т.п. расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,

И много других плюсов привлечения наших экспертов

Про земельные участки и налоговые льготы:

 

Мы можем быть Вам полезны в решении следующих задач:

  • подготовка документации для кооперативов и фермеров;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 - 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

Грант на развитие семейной фермы

Объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на развитие семейных ферм в 2023 году Заявление на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов на развитие семейных ферм Расчет запрашиваемой суммы гранта на развитие семейной фермы Справка о наличии техники и оборудования, поголовья скота и птицы Критерии конкурсного отбора заявок по предоставлению грантов на развитие семейных ферм Техника СФ грант -Приказ МСХ РМЭ от 10.02.2023 № 43 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 29 апреля 2020 г. № 86» Допуск к конкурсному отбору ------------------------------------------------- Допуск заявителей к участию в конкурсном отборе на право получения грантов на развитие семейных ферм Результат конкурсного отбора ---------------------------------------- Информация о результате конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных ферм Заключение соглашений -------------------------------- Информация о заключении соглашений на получение грантов на развитие семейных ферм

ОБЪЯВЛЕНИЕ

о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов

на развитие семейных ферм в 2023 году

 

Заявители на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта

Заявители - крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет 2 (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, зарегистрированные гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации.

Сельская территория - сельские поселения и сельские населенные пункты, включенные в перечень сельских населенных пунктов на территории Республики Марий Эл, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 февраля 2020 г. № 37 «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов на территории Республики Марий Эл и перечня сельских агломераций на территории Республики Марий Эл»;

сельские агломерации - примыкающие друг к другу сельские территории и граничащие с сельскими территориями поселки городского типа и (или) малые города. Численность населения, постоянного проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы муниципальных образований.

Перечень сельских агломераций на территории Республики Марий Эл утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 февраля 2020 г. № 37 «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов на территории Республики Марий Эл и перечня сельских агломераций на территории Республики Марий Эл».

Размер гранта (пункт 6 Правил)

Грант предоставляется на реализацию проекта грантополучателя:

  • по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности - в размере, не превышающем 8,0 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат;
  • по иным направлениям проекта грантополучателя - в размере, не превышающем 4,0 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат.

При использовании средств гранта по направлению, указанному в абзаце восьмом пункта 5 Правил, грант предоставляется в размере, не превышающем 4 млн. рублей, но не более 80 процентов затрат.

Грант предоставляется на финансовое обеспечение части затрат без учета налога на добавленную стоимость. Для получателя гранта, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

Результат предоставления гранта (пункт 41 Правил) Результатом предоставления гранта является реализация проекта грантополучателя в течение пяти лет со дня получения гранта. Показатели, необходимые для достижения результата предоставления гранта (пункт 42 Правил)

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта, являются:

  • количество новых работников, трудоустроенных на постоянную работу на сельской территории или на территории сельской агломерации, в срок не позднее 24 месяцев с даты предоставления гранта, сведения о которых подтверждаются справкой налогового органа;
  • сохранение созданных рабочих мест для трудоустройства на постоянную работу новых работников на сельской территории или на территории сельской агломерации (сведения о трудоустроенных на рабочие места работниках подтверждаются справкой налогового органа) в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта; объем производства сельскохозяйственной продукции, выраженной в натуральных и денежных показателях.

Получатель гранта обязан обеспечить ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта. Точная дата завершения и конечные значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, устанавливаются в соглашении Требования к участникам отбора (пункт 16 Правил)

По состоянию на первое число месяца, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе (за исключением требования, указанного в абзаце десятом настоящего пункта), заявители должны соответствовать следующим требованиям: заявитель состоит на учете в налоговом органе на территории Республики Марий Эл; заявитель зарегистрирован гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации, осуществляет деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляет деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации; заявитель осуществляет производство и переработку сельскохозяйственной продукции, годовой доход которого за год, предшествующий году обращения за грантом, составляет не более 200 млн. рублей; заявитель осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264 - ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - продукция), и реализацию этой продукции при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (для заявителя - индивидуального предпринимателя);

заявитель представляет в Министерство отчеты о финансово - экономическом состоянии по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в сроки, установленные Министерством (для заявителя - индивидуального предпринимателя);

у заявителя отсутствует просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл;

заявитель не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российского юридического лица не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ; заявитель не получает на основании иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл средства из республиканского бюджета Республики Марий Эл на цели, указанные в пункте 5 Правил; со дня оказания аналогичной государственной поддержки прошло не менее 36 месяцев;

По состоянию на дату формирования справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме «Код по КНД 1120101», выданной налоговым органом в текущем финансовом году, в период с даты начала подачи и до даты окончания приема заявок на участие в конкурсном отборе, у заявителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в сумме, превышающей 10 тыс. рублей;

заявитель, являющийся юридическим лицом, не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заявитель -индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; заявитель не признавался допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, либо со дня признания заявителя допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, прошло не менее трех лет;

заявитель не должен находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения

Перечень документов, представляемых заявителями (пункты 17 и 18 Правил)

Для участия в конкурсном отборе заявитель направляет в адрес Министерства заявку, включающую:

а) заявление на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов на развитие семейных ферм по форме согласно приложению № 1 к Правилам, подписанное заявителем и скрепленное печатью заявителя (при наличии печати);

б) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) копию соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, - в случае, если заявитель - крестьянское (фермерское) хозяйство);

г) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную налоговым органом не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки в конкурсную комиссию, - в случае, если заявитель - крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, - индивидуальный предприниматель;

д) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную налоговым органом не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки в конкурсную комиссию, - в случае, если заявитель - юридическое лицо;

е) справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме «Код по КНД 1120101»;

ж) копии документов, подтверждающих родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), - в случае, если заявитель - крестьянское (фермерское) хозяйство;

з) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя земельного(ых) участка(ов) на правах аренды и (или) субаренды, безвозмездного пользования сроком на 5 лет и более, собственности, пожизненного наследуемого владения и (или) постоянного (бессрочного) пользования, необходимого(ых) для реализации проекта грантополучателя, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

и) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя производственных и складских зданий, помещений, пристроек, сооружений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, необходимых для реализации проекта грантополучателя, на правах аренды и (или) субаренды сроком на 5 лет и более, собственности, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

к) справку о наличии у заявителя техники и оборудования, поголовья скота и птицы, подписанную заявителем и скрепленную печатью заявителя (при наличии печати), по форме согласно приложению № 2 к Правилам;

л) копии документов, подтверждающих право собственности заявителя на автотранспортные грузовые средства (тракторы, комбайны, грузовые автомобили), и (или) средства автотранспортные специального назначения, и (или) самоходные машины (при наличии в собственности);

м) проект грантополучателя, утвержденный заявителем;

н) форму федерального статистического наблюдения № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» (в случае, если заявитель осуществляет деятельность в области животноводства);

о) копию документа о применяемом налоговом режиме заявителя;

п) письмо органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, содержащее информацию о факте осуществления сельскохозяйственной деятельности заявителя на территории соответствующего муниципального образования (при наличии); р) опись документов, входящих в состав заявки, подписанную заявителем и скрепленную печатью заявителя (при наличии печати).

Заявитель, кроме документов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, дополнительно представляет следующие документы в зависимости от направлений (целей) расходования гранта, указанные:

а) в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил:

копию предварительных договоров купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;

б) в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил: копии предварительных договоров на разработку проектной документации для строительства, реконструкции или модернизации объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

в) в абзаце четвертом пункта 5 настоящих Правил: копию предварительного договора купли-продажи объекта для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; копию разрешения на строительство, копию утвержденной проектной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (если государственная экспертиза проектной документации предусмотрена законодательством);

г) в абзаце пятом пункта 5 настоящих Правил: копии предварительных договоров на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

д) в абзаце шестом пункта 5 настоящих Правил: копии предварительных договоров на приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы;

е) в абзаце седьмом пункта 5 настоящих Правил: копии предварительных договоров на приобретение рыбопосадочного материала;

ж) в абзаце восьмом пункта 5 настоящих Правил: копию документа, выданного уполномоченным банком, подтверждающего принятое положительное решение о кредитовании заявителя;

з) в абзаце девятом пункта 5 настоящих Правил: копию документа, выданного уполномоченным банком, подтверждающим принятое положительное решение о кредитовании заявителя; график погашения кредита и уплаты процентов по нему; справка из банка о размере процентов по кредиту за 18 месяцев;

и) в абзаце десятом пункта 5 настоящих Правил: копию предварительного договора на приобретение автономных источников электро- и газоснабжения, обустройство автономных источников водоснабжения.

Порядок подачи заявок заявителями и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок, подаваемых заявителями (пункт 19 Правил)

Заявители несут ответственность за достоверность сведений и документов, представляемых ими в Министерство для участия в конкурсном отборе. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением заявки, несут заявители. Заявка представляется в запечатанном конверте. Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью заявителя (при наличии) и подписана заявителем. Опечатки, исправления, помарки, факсимильные подписи не допускаются. Заявитель имеет право подать на конкурсный отбор только одну заявку. Порядок отзыва заявок заявителей, порядок возврата заявителей, определяющий в том числе основания для возврата заявок заявителей, порядок внесения изменений в заявки заявителей (пункт 19 Правил) Заявитель представляет заявку в Министерство в срок, указанный в объявлении о проведении конкурсного отбора. Заявки, поступившие после окончания установленного срока приема заявок, не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему, в течение трех рабочих дней со дня поступления. В случае изменения сведений о заявителе, содержащихся в составе заявки, он вправе представить документы, содержащие указанные выше сведения, но не позднее чем за 3 рабочих дня до дня окончания срока приема заявок. Заявитель вправе отозвать заявку в любое время, но не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок.

Правила рассмотрения и оценки заявок заявителей Министерством Рассмотрение и оценка заявок Министерством осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил.

Основания для отклонения заявки заявителя Министерством (далее - решение об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе (пункт 22 Правил) Основаниями для принятия решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе являются:

а) несоответствие заявителя категории, предусмотренной абзацем третьим пункта 3 Правил;

б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 16 Правил;

в) несоответствие представленной заявки требованиям, установленным пунктами 17 - 19 Правил;

г) непредставление (представление в неполном объеме) документов, указанных в 17 и 18 Правил;

д) недостоверность сведений, содержащихся в заявке, в том числе сведений о месте нахождения и адресе заявителя;

е) представление документов, указанных в пунктах 17 и 18 Правил, после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок в объявлении о проведении конкурсного отбора;

ж) несоответствие запрашиваемого заявителем гранта направлениям (целям) расходования гранта, указанным в пункте 5 Правил, превышение запрашиваемого размера гранта размеру гранта, установленному пунктом 6 Правил.

Наименование субсидии

грант на развитие семейной фермы (далее - грант) - бюджетные ассигнования, перечисляемые из республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии грантополучателю для финансового обеспечения его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях развития на сельских территориях и на территориях сельских агломераций в Республике Марий Эл малого и среднего предпринимательства, реализации проекта грантополучателя и трудоустройства на постоянную работу новых работников исходя из расчета трудоустройства на постоянную работу не менее одного нового работника на каждые 10 млн. рублей гранта, но не менее одного нового работника на один грант, в срок не позднее 24 месяцев со дня предоставления гранта (далее - грант).

 

Нормативный правовой акт, регулирующий условия, цели и порядок предоставления гранта

Условия, цели и порядок предоставления грантов определены Правилами предоставления грантов на развитие семейных ферм, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 г.
№ 173 (далее - Правила).

Направления (цели) расходования гранта (пункт 5 Правил)

Грант предоставляется с целью финансового обеспечения части затрат проекта грантополучателя, осуществляемых по одному или нескольким (всем) направлениям (целям) расходования:

приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся
в муниципальной собственности;

разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

приобретение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт или модернизация объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

комплектация объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции оборудованием, сельскохозяйственной техникой и специализированным транспортом и их монтаж. Перечень указанных оборудования, техники и специализированного транспорта утверждается приказом Министерства;

приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы. При этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец и коз - не более 500 условных голов;

приобретение рыбопосадочного материала;

погашение не более 20 процентов привлекаемого на реализацию проекта грантополучателя льготного инвестиционного кредита в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции
и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции
и ее реализацию, по льготной ставке»;

уплата процентов по кредиту, указанному в абзаце восьмом настоящего пункта, в течение 18 месяцев со дня получения гранта;

приобретение автономных источников электро- и газоснабжения, обустройство автономных источников водоснабжения.

Способ проведения отбора получателей грантов

Отбор получателей грантов осуществляется путем проведения среди участников отбора (далее - заявители) конкурса на предоставление гранта (далее - конкурсный отбор)

Наименование главного распорядителя бюджетных средств - организатора конкурсного отбора

Главный распорядитель бюджетных средств - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (далее - Министерство).

Предоставление грантов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл, доведенных до Министерства как главного распорядителя бюджетных средств на текущий финансовый год.

Место нахождения и почтовый адрес Министерства

424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар - Ола,
ул. Красноармейская, д.41

Адрес электронной почты Министерства

minselhoz@aris.mari.ru

Доменное имя, и (или) сетевой адреса,

и (или) указатели страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором обеспечивается проведение отбора

на официальном сайте Министерства
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(https://mari-el.gov.ru/ministries/minselhoz/) в разделе «Государственная поддержка агропромышленного комплекса»

Дата начала приема заявок

3 марта 2023 г. - 8.00, обеденный перерыв с 12.00 до 13.00 (по московскому времени)

Дата окончания приема заявок

3 апреля 2023 г. - 17.00 (по московскому времени)

Место приема заявок заявителей, адрес, контактные телефоны

424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар - Ола,
ул. Красноармейская, д.41, кабинет 202, контактный телефон 8(8362) 45-42-61

Заявители на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта

Заявители - крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет 2 (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, зарегистрированные гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации.

Сельская территория - сельские поселения и сельские населенные пункты, включенные в перечень сельских населенных пунктов на территории Республики Марий Эл, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 февраля 2020 г. № 37
«Об утверждении перечня сельских населенных пунктов на территории Республики Марий Эл и перечня сельских агломераций на территории Республики Марий Эл»;

сельские агломерации - примыкающие друг к другу сельские территории и граничащие с сельскими территориями поселки городского типа и (или) малые города. Численность населения, постоянного проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы муниципальных образований. Перечень сельских агломераций
на территории Республики Марий Эл утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл
от 11 февраля 2020 г. № 37 «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов на территории Республики Марий Эл и перечня сельских агломераций на территории Республики Марий Эл».

Размер гранта

(пункт 6 Правил)

Грант предоставляется на реализацию проекта грантополучателя:

по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности - в размере, не превышающем 8,0 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат;

по иным направлениям проекта грантополучателя - в размере, не превышающем 4,0 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат.

При использовании средств гранта по направлению, указанному в абзаце восьмом пункта 5 Правил, грант предоставляется в размере, не превышающем 4 млн. рублей, но не более 80 процентов затрат.

Грант предоставляется на финансовое обеспечение части затрат без учета налога на добавленную стоимость.

Для получателя гранта, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

Результат предоставления гранта

(пункт 41 Правил)

Результатом предоставления гранта является реализация проекта грантополучателя в течение пяти лет со дня получения гранта.

Показатели, необходимые для достижения результата предоставления гранта

(пункт 42 Правил)

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта, являются:

количество новых работников, трудоустроенных на постоянную работу на сельской территории или на территории сельской агломерации, в срок не позднее 24 месяцев с даты предоставления гранта, сведения о которых подтверждаются справкой налогового органа;

сохранение созданных рабочих мест для трудоустройства на постоянную работу новых работников на сельской территории или на территории сельской агломерации (сведения о трудоустроенных
на рабочие места работниках подтверждаются справкой налогового органа) в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта;

объем производства сельскохозяйственной продукции, выраженной в натуральных и денежных показателях. Получатель гранта обязан обеспечить ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта.

Точная дата завершения и конечные значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, устанавливаются в соглашении

Требования к участникам отбора
(пункт 16 Правил)

По состоянию на первое число месяца, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе
(за исключением требования, указанного в абзаце десятом настоящего пункта), заявители должны соответствовать следующим требованиям:

заявитель состоит на учете в налоговом органе на территории Республики Марий Эл;

заявитель зарегистрирован гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации,
осуществляет деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляет деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации;

заявитель осуществляет производство и переработку сельскохозяйственной продукции, годовой доход которого за год, предшествующий году обращения за грантом, составляет не более 200 млн. рублей;

заявитель осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264 - ФЗ
«О развитии сельского хозяйства» (далее - продукция),
и реализацию этой продукции при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (для заявителя - индивидуального предпринимателя);

заявитель представляет в Министерство отчеты о финансово - экономическом состоянии по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в сроки, установленные Министерством (для заявителя - индивидуального предпринимателя);

у заявителя отсутствует просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл;

заявитель не является иностранным юридическим лицом,
в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами
в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов
(если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российского юридического лица не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;

заявитель не получает на основании иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл средства из республиканского бюджета Республики
Марий Эл на цели, указанные в пункте 5 Правил; со дня оказания аналогичной государственной поддержки прошло не менее 36 месяцев;

По состоянию на дату формирования справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме «Код по КНД 1120101», выданной налоговым органом в текущем финансовом году, в период с даты начала подачи и до даты окончания приема заявок на участие в конкурсном отборе, у заявителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в сумме, превышающей 10 тыс. рублей;

заявитель, являющийся юридическим лицом,
не должен находиться в процессе реорганизации
(за исключением реорганизации в форме присоединения
к нему другого юридического лица), ликвидации,
в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность заявителя не приостановлена
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заявитель -индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность
в качестве индивидуального предпринимателя;

заявитель не признавался допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки,
в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, либо со дня признания заявителя допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, прошло не менее трех лет;

заявитель не должен находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения

Перечень документов, представляемых заявителями

(пункты 17 и 18 Правил)

Для участия в конкурсном отборе заявитель направляет в адрес Министерства заявку, включающую:

а) заявление на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов на развитие семейных ферм по форме согласно приложению № 1 к Правилам, подписанное заявителем и скрепленное печатью заявителя (при наличии печати);

б) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) копию соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, - в случае, если заявитель - крестьянское (фермерское) хозяйство);

г) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную налоговым органом не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки в конкурсную комиссию, - в случае, если заявитель - крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, - индивидуальный предприниматель;

д) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную налоговым органом не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки
в конкурсную комиссию, - в случае, если заявитель - юридическое лицо;

е) справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме «Код по КНД 1120101»;

ж) копии документов, подтверждающих родство членов крестьянского (фермерского) хозяйства (свидетельство о заключении брака, свидетельство
о рождении), - в случае, если заявитель - крестьянское (фермерское) хозяйство;

з) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя земельного(ых) участка(ов) на правах аренды и (или) субаренды, безвозмездного пользования сроком на 5 лет и более, собственности, пожизненного наследуемого владения и (или) постоянного (бессрочного) пользования, необходимого(ых) для реализации проекта грантополучателя, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

и) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя производственных и складских зданий, помещений, пристроек, сооружений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, необходимых для реализации проекта грантополучателя, на правах аренды и (или) субаренды сроком на 5 лет и более, собственности, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

к) справку о наличии у заявителя техники
и оборудования, поголовья скота и птицы, подписанную заявителем и скрепленную печатью заявителя (при наличии печати), по форме согласно приложению № 2 к Правилам;

л) копии документов, подтверждающих право собственности заявителя на автотранспортные грузовые средства (тракторы, комбайны, грузовые автомобили), и (или) средства автотранспортные специального назначения, и (или) самоходные машины (при наличии
в собственности);

м) проект грантополучателя, утвержденный заявителем;

н) форму федерального статистического наблюдения № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» (в случае, если заявитель осуществляет деятельность в области животноводства);

о) копию документа о применяемом налоговом режиме заявителя;

п) письмо органов местного самоуправления
в Республике Марий Эл, содержащее информацию о факте осуществления сельскохозяйственной деятельности заявителя на территории соответствующего муниципального образования (при наличии);

р) опись документов, входящих в состав заявки, подписанную заявителем и скрепленную печатью заявителя (при наличии печати).

Заявитель, кроме документов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, дополнительно представляет следующие документы в зависимости
от направлений (целей) расходования гранта, указанные:

а) в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил:

копию предварительных договоров купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;

б) в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил:

копии предварительных договоров на разработку проектной документации для строительства, реконструкции или модернизации объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

в) в абзаце четвертом пункта 5 настоящих Правил:

копию предварительного договора купли-продажи объекта для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

копию разрешения на строительство, копию утвержденной проектной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (если государственная экспертиза проектной документации предусмотрена законодательством);

г) в абзаце пятом пункта 5 настоящих Правил:

копии предварительных договоров на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

д) в абзаце шестом пункта 5 настоящих Правил:

копии предварительных договоров на приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы;

е) в абзаце седьмом пункта 5 настоящих Правил:

копии предварительных договоров на приобретение рыбопосадочного материала;

ж) в абзаце восьмом пункта 5 настоящих Правил:

копию документа, выданного уполномоченным банком, подтверждающего принятое положительное решение о кредитовании заявителя;

з) в абзаце девятом пункта 5 настоящих Правил:

копию документа, выданного уполномоченным банком, подтверждающим принятое положительное решение о кредитовании заявителя;

график погашения кредита и уплаты процентов по нему;

справка из банка о размере процентов по кредиту за 18 месяцев;

и) в абзаце десятом пункта 5 настоящих Правил:

копию предварительного договора на приобретение автономных источников электро- и газоснабжения, обустройство автономных источников водоснабжения.

Порядок подачи заявок заявителями
и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок, подаваемых заявителями

(пункт 19 Правил)

Заявители несут ответственность за достоверность сведений и документов, представляемых ими в Министерство для участия в конкурсном отборе. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением заявки, несут заявители.

Заявка представляется в запечатанном конверте. Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью заявителя (при наличии) и подписана заявителем. Опечатки, исправления, помарки, факсимильные подписи не допускаются.

Заявитель имеет право подать на конкурсный отбор только одну заявку.

Порядок отзыва заявок заявителей, порядок возврата заявителей, определяющий в том числе основания для возврата заявок заявителей, порядок внесения изменений в заявки заявителей

(пункт 19 Правил)

Заявитель представляет заявку в Министерство в срок, указанный в объявлении о проведении конкурсного отбора. Заявки, поступившие после окончания установленного срока приема заявок, не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему,
в течение трех рабочих дней со дня поступления.

В случае изменения сведений о заявителе, содержащихся в составе заявки, он вправе представить документы, содержащие указанные выше сведения, но не позднее чем за 3 рабочих дня до дня окончания срока приема заявок.

Заявитель вправе отозвать заявку в любое время, но не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок.

Правила рассмотрения и оценки заявок заявителей Министерством

Рассмотрение и оценка заявок Министерством осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил.

Основания для отклонения заявки заявителя Министерством
(далее - решение об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе (пункт 22 Правил)

Основаниями для принятия решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе являются:

а) несоответствие заявителя категории, предусмотренной абзацем третьим пункта 3 Правил;

б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 16 Правил;

в) несоответствие представленной заявки требованиям, установленным пунктами 17 - 19 Правил;

г) непредставление (представление в неполном объеме) документов, указанных в 17 и 18 Правил;

д) недостоверность сведений, содержащихся в заявке, в том числе сведений о месте нахождения и адресе заявителя;

е) представление документов, указанных в пунктах 17 и 18 Правил, после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок в объявлении о проведении конкурсного отбора;

ж) несоответствие запрашиваемого заявителем гранта направлениям (целям) расходования гранта, указанным в пункте 5 Правил, превышение запрашиваемого размера гранта размеру гранта, установленному пунктом 6 Правил.

Правила рассмотрения и оценки заявок заявителей, допущенных Министерством к участию в конкурсном отборе

В целях проведения конкурсного отбора Министерством создается конкурсная комиссия. Состав конкурсной комиссии утверждается приказом Министерства.

Конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки заявителей в соответствии с пунктами 26-30 Правил.

Порядок предоставления заявителям разъяснений положений объявления
о проведении отбора, даты начала
и окончания срока их предоставления

Разъяснения положений настоящего объявления осуществляется Министерством на основании письменных обращений заявителей, направленных ими в Министерство с даты начала приема заявок и до истечения 10 календарных дней до дня окончания подачи заявок.

В случае, если обращение заявителя содержит вопросы,
не связанные с настоящим объявлением или порядком проведения конкурсного отбора, а также касающиеся других заявителей, то такое обращение не подлежит рассмотрению.

Ответы на обращения о разъяснении положений проведения отбора предоставляются заявителям в течение 3 рабочих дней со дня поступления обращения
в Министерство.

Разъяснения положений проведения конкурсного отбора
не должно изменять его суть.

Срок, в течение которого победитель (победители) конкурсного отбора должен подписать соглашение о предоставлении гранта в текущем финансовом году в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»

Министерство в срок не позднее 5 рабочих дней после дня принятия решения об определении победителей конкурсного отбора заключает с заявителем, прошедшим конкурсный отбор (далее - победитель конкурсного отбора), соглашение о предоставлении гранта в текущем финансовом году в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Условия признания победителя (победителей) конкурсного отбора уклонившимся от заключения соглашения о предоставлении гранта

В случае письменного отказа от подписания соглашения, а также в случае, если победитель конкурсного отбора в течение одного рабочего дня со дня размещения проекта соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» не подписал соглашение, такой победитель конкурсного отбора признается уклонившимся от заключения соглашения
о предоставлении гранта

Дата размещения результатов конкурсного отбора на едином портале и на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики
Марий Эл

Министерство не позднее 14-го календарного дня, следующего за днем принятия решения об определении победителей конкурсного отбора размещает едином портале и на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о результатах конкурсного отбора, включающую информацию:

дата, время и место проведения рассмотрения
и оценки заявок;

информация о заявителях, заявки которых были рассмотрены и оценены;

информация о заявителях, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении конкурсного отбора, которым не соответствуют такие заявки;

наименование победителей конкурсного отбора, с которыми заключается соглашение, и размер предоставляемого им гранта.

Ответственность за нарушение условий, целей и порядка предоставления гранта

Проверка соблюдения получателями грантов порядка и условий предоставления грантов, в том числе в части достижения результата предоставления гранта, осуществляется Министерством, проверка в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется органами государственного финансового контроля.

В случае установления фактов, указанных в пункте 48 Правил, возврат суммы гранта осуществляется в доход республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с бюджетным законодательством.

Министерство в течение 30 календарных дней со дня установления фактов, указанных в пункте 48 Правил, направляет получателю гранта письменное уведомление
о необходимости возврата гранта с указанием оснований для возврата суммы гранта и реквизитов для перечисления денежных средств.

Получатель гранта в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления о необходимости возврата гранта обязан произвести возврат гранта.

В случае нарушения срока, установленного для добровольного возврата гранта, и (или) отказа получателя гранта произвести возврат гранта в добровольном порядке грант взыскивается в судебном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

_____________

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.