Фото: пресс-служба
Чем мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Источник: plus.rbc.ru
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
О новинках в системе господдержки индустриальных парков РБК+ рассказал директор департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России Виталий Хоценко.
— Прошедший год стал непростым для бизнеса из-за пандемии. Каким он стал для индустриальных парков?
— Промпредприятия — резиденты парков в пандемию столкнулись с закрытием внешних рынков и карантинными ограничениями в регионах.
По поручению главы Минпромторга Дениса Мантурова мы рекомендовали регионам
- предоставить управляющим компаниям парков и их резидентам льготные займы
- и обеспечить сотрудникам беспрепятственную работу с соблюдением санитарных требований.
Большинство регионов согласилось с этим.
Кроме того, многие регионы по просьбе Минпромторга перенесли на год сроки достижения парками и их резидентами целевых показателей развития. Достижение таких показателей приводит к получению компаниями от государства налоговых и денежных преференций в обмен на обязательство, например, создать определенное число рабочих мест.
Профиль резидентов парков в России разный. Например, автомобильному кластеру под Калугой пришлось тяжело. Но есть парки, где резиденты выпускают средства индивидуальной защиты, — для них это был расцвет, там работали круглосуточно. Общая отраслевая статистика говорит, что в 258 индустриальных парков в РФ в 2020 году пришли 807 новых компаний, создавших около 9 тыс. рабочих мест. Привлечено более 180 млрд руб. инвестиций. Инвестиции за год снизились на 16% в сравнении с 2019 годом. Но с учетом пандемии считаем эти показатели вполне приемлемыми.
— Господдержкой год назад пользовались около трети индустриальных парков в РФ. Как работают эти программы?
— На федеральном уровне парки поддерживаются Минпромторгом и Минэкономразвития РФ.
Текущая программа Минэкономразвития направлена преимущественно на поддержку проектов в регионах с низким уровнем социально-экономического развития.
Программы Минпромторга действуют для всей страны.
Традиционно речь идет о двух мерах господдержки парков
- субсидировании процентной ставки на весь срок кредита
- и возмещении регионам затрат, которые они понесли на создание инфраструктуры парков.
Если бы еще регион:
1. верил, что эти резиденты будут уплачивать в бюджет РФ значительные налоги (НДС - несколько лет инвест.цикла - не будет, на прибыль - кто его сейчас честно платит? акцизы? таможенные пошлины? - таких резидентов по стране не так много - Минпром находится в плену нарисованного АИП и ими самими "портрета" типвого резидента), которые региону вернутся;
2. имел бюджет чтобы вложиться в подводящую инфраструктуру (а в здания кто вложится? регион - не может, если здание в частной собственности) - это уже не самое главное, нужны современные арендопригодные площади
Вот и выходит что программа - НЕ популярна в массе
При необходимости - обращайтесь к нам!
Не будут востребованы в таком объеме эти деньги - "кончаются" и инвесторы и бюджеты регионов на стройку инфраструктуры
Это правильно
Что и требовалось доказать...
Что и требовалось доказать...
Это если у собственников предприятий, имеющих невостребованную часть помещений и территории - возникнет желание (я хочу посмотреть на этих наивных людей):
1. "выдернуть" деньги из окупаемых за 1-3 года проектов;
2. вложить их в реконструкцию НЕвостребованных пока НЕпригодных для аренды площадей - на срок окупаемости 8> лет и ждать окупаемости от аренды платежеспособных (!) арендаторов
3. и ждать 5-15 лет (!) возврата налогов из бюджета РФ, которые перед этим будут уплачены резидентами-арендаторами
Это с точки зрения региональных чиновников, пребывающих в своих "розовых очках" и не более 3 лет на своих постах и ранее не работавших в бизнесе вообще и на производстве в частности
Еще по теме:
- Какие сервисы УК будут актуальны в кризис?
- Антикризис: как развивать промышленный парк?
- Аутсорсинг какого персонала может предоставить УК?
- Как мы видим поддержку индустриальных парков?
- Какой должна быть резидентная политика?
- Как изменятся ППРФ 1119 и 831 для индустриальных парков с 2021 года?
- Как изменятся существующие меры поддержки индустриальных парков?
- Поддержка индустриальных парков с 2021 года
- Как включить технопарк в реестр Минпромторга
- Как пройти аккредитацию по ППРФ 794, 1863
- Типовые ошибки при подаче заявок на аккредитацию ППРФ 794, 1863
- Что предлагает изменить Минпромторг с 2021 года?
- Новая редакция ППРФ №1119 для частной УК индустриального парка, промышленного технопарка
Чем мы можем быть полезны:
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Скажем, потратил регион 1 млрд руб., в парк пришли резиденты-промпредприятия, начали производить продукцию, платить налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины — мы эти налоги и пошлины возмещаем региону, стимулируя его привлекать качественных резидентов.
Два механизма дополняют друг друга: первый действует на инвестиционном этапе, а модель с возмещением затрат — на постинвестиционном.
Всего с 2014 года ставки по кредитам были субсидированы для 14 управляющих компаний индустриальных парков на общую сумму 1,3 млрд руб.
Что касается другого механизма, то в 2014–2020 годах Минпромторг возместил расходы в 15 млрд руб. десяти субъектам федерации на создание 14 индустриальных парков.
Идет работа по обновлению и продлению срока действия постановления правительства РФ № 831.
Ранее этот документ затрагивал субсидирование ставок по кредитам, полученным в 2013–2016 годах, но теперь механизм планируется распространить на кредиты управляющих компаний парков в 2020–2022 годах.
Причем субсидирование процентной ставки будет осуществляться вплоть до завершения строительства парков (но не позднее 2030 года включительно). На эту программу у нас заложено более 800 млн руб. на 2021–2023 годы. Отбор заявок на новые субсидии планируется проводить в третьем квартале 2021 года.
Второй механизм, предусматривающий возмещение затрат регионам (постановление № 1119), предполагает выделение в 2021–2023 годах 24 млрд руб.
В общем, парки и регионы научились работать с этими программами, и мы продолжим их реализацию.
— Какие регионы пользуются поддержкой наиболее активно?
— Мы вообще видим диспропорцию в развитии индустриальных парков. По сути, из 258 парков почти 70% находятся на территории двух федеральных округов — Центрального и Приволжского.
Понятно, с чем это связано: в этих округах проживает большое количество людей, Москва близко, а у жителей столицы и Подмосковья достаточно высокие доходы.
Так, по числу парков по итогам 2020 года лидируют Московская область (40 территорий), Татарстан (23), Башкортостан (12), Ленинградская (11) и Калужская (10) области.
Как следствие, сложилась диспропорция в размещении площадок.
- При этом в десятке небогатых регионов с низким уровнем социально-экономического развития (например, в Чувашии, Тыве, Марий Эл, Пскове и др.) создано всего 2% парков от общего числа по стране.
- В 321 моногороде — около 10% парков.
- В геостратегических территориях (на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, на Северном Кавказе и Крыму) создано 17% парков от общего числа.
Чтобы избавиться от диспропорции, прорабатываем расширение сроков возмещения затрат регионам по постановлению № 1119 — с пяти до 15 лет.
Это делается потому, что не все субъекты РФ успевают за пятилетку закончить инвестиционный цикл, заполнить площадку резидентами и компенсировать затраты в объеме поступающих налогов от предприятий в федеральный бюджет.
Кроме того, по поручению председателя правительства РФ отрабатываем новый механизм поддержки частных инфраструктурных проектов, который будет работать для:
- 27 регионов приоритетные геостратегические 30 парков геостратегических территорий,
- 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития 5 парков регионов с низким уровнем социально-экономического развития
- 63 региона с моногородами (321 моногород) 30 преоктов из моногородов.
Речь о частных компаниях, которые желают создать индустриальный парк (промтехнопарк)
- с нуля (чистого поля - greenfield)
- или путем модернизации (реконструкции) производственных помещений (greenfield).
Минпромторг сможет поддержать такие проекты путем возмещения части затрат управляющей компании — в объеме поступающих в федеральный бюджет налогов и таможенных пошлин от резидентов.
Отличие в том, что по действующему механизму (постановление № 1119) предполагаются траты региона на инфраструктуру парка (которые ему потом возмещаются), но в упомянутых субъектах федерации бюджеты крайне дефицитны, и у них такой возможности зачастую нет.
Поэтому текущим механизмом возврата затрат они не пользуются, и мы ведем разработку нового, который позволит, например, привлекать успешные управленческие команды парков из других регионов России.
Плюс ожидаем, что данный механизм окажет стимулирующий эффект на собственников предприятий, имеющих невостребованную часть помещений и территории.
Часто бывает, что на заводе площадью 150 тыс. кв. м используется только треть площади.
Фактически мы говорим частникам: вкладывайте в инфраструктуру, привлекайте бизнес — и федеральные налоги и пошлины, которые будут платить резиденты, государство будет возвращать для покрытия затрат на создание парка.
— Насколько это поможет развитию парков в небогатых областях?
— Со всеми регионами мы провели консультации и поняли, что мера будет востребована.
Она даст возможность градообразующим предприятиям в моногородах использовать простаивающие помещения.
Их владельцы сейчас и так платят за содержание таких помещений, по сути пассивов, скажем, налог на землю или на имущество.
Инициатива о введении подобной меры принадлежала регионам.
— Как еще будут переформатированы программы господдержки индустриальных парков?
— Мы расширяем понятийный аппарат парков, предлагая включить туда новые виды территорий. Сейчас, чтобы получить федеральные или региональные меры поддержки, нужно соответствовать федеральным требованиям и сначала войти в реестр Минпромторга.
Мы разработали поправки, сокращающие сроки проведения данных процедур. Согласование будет переведено в электронный вид, значительная часть информации запрошена по межведомственному документообороту специалистами Минпромторга, например в ФНС и Росреестре.
Сами требования к индустриальным паркам также будут расширены, в них будет предусмотрена новая разновидность парка — агропромышленный парк, который сможет работать не только на промышленных землях, но и сельскохозяйственных, а также размещать на своей территории предприятия пищевой промышленности. Это важно для южных субъектов РФ и Черноземья, и этот подход был поддержан Минсельхозом России.
— Насколько вырастет роль Минпромторга в процессе переформатирования госпрограмм? Получит ли ведомство дополнительные функции курирования парков?
— Забегать вперед не будем, но есть поручение президента РФ Минпромторгу, Минэку и Минфину о том, чтобы провести работу и унифицировать понятия, относящиеся к промышленной инфраструктуре. Сейчас в этой сфере слишком разнится терминология, и зачастую бизнесу тяжело в ней разобраться. Такую работу мы совместно провели. Проверку провела также и Счетная палата, высказав мнение, что Минпромторг может претендовать на роль координатора создания и развития индустриальных парков и промышленных технопарков.
Главным результатом должно стать уменьшение количества бюрократических барьеров для бизнеса в получении поддержки. Распоряжением правительства РФ Минпромторг назначен ответственным за мониторинг статистики деятельности парков (до 2021 года единой статистики по ним не существовало). Первые результаты мониторинга размещены в апреле на сайте Росстата.