апрель 2019
Минфин разработал законопроект о включении еще 6 платежей в Налоговый кодекс. Это утилизационный, экологический и гостиничный (курортный) сборы, сборы с большегрузов (свыше 12 тонн) и с операторов связи, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Размеры отчислений для плательщиков не увеличатся, но есть принципиальная разница — за неуплату налогов (в отличие от просто сборов) наступает уголовная ответственность.
Эксперты против таких нововведений:
- Во первых, налог будет федеральный, а связи между отчислениями в Москву и финансированием развития территории региона (финансированием природоохранных мероприятий, улучшения экологии, утилизации отходов, восстановлением дорог, защитой от УКВ излучения и проводов на столбах) - нет прямой никакой.
- Во-вторых, вся тяжесть экологических и прочих законов ложится на вновь открываемые предприятия и проекты, а заводы в центре города как дымили, так и продолжают - их их лобби такое, что они даже фильтры не используют и переезжать не подумывают.
- В третьих, мы давно уже не видим никакого эффекта от дополнительных сборов, кроме повышения тарифов и цен для населения и предпринимателей и роста территорий частных барских домовладений в Европе, черте и пригородах Москвы, Казани.
- В четвертых, бюджетная система РФ ущербна до невозможности - это признал и Глава Комитета ГД ФС РТ - задержка на год и "прокручивание" в банках бюджетных ассигнований.
См. "парламентскую речь" Принца Лимона в м/ф "Чипполино": "После введения налога на воздух вы стали меньше дышать! Это возмутительно! Вводится новый налог на осадки!"
Минфин разъяснил, почему переводит сборы и платежи в ранг налогов — именно для усиления ответственности.
«Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате (платежей и сборов — Ред.) фактически отсутствуют», - говорится в пояснительной записке.
Особо жестко, судя по тексту, Минфин настроен к неплательщикам экологических сборов. «Установление экологического налога позволит повысить уровень платежной дисциплины за счет применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей», - говорится в записке.
Однако Минфин предлагает ввести 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату «новых» налогов, сообщили КП в пресс-службе ведомства.
«Для установление такого моратория необходимо внести поправки в Уголовный кодекс, а не в Налоговый кодекс, поэтому в опубликованном законопроекте это не отражено. Однако соответствующие поправки в Уголовный кодекс также прорабатываются», - говорится в ответе «Комсомолке».
Ранее ряд деловых объединений уже жаловались на финансовое ведомство президенту. «Внесение отдельных платежей в НК не только не решает задачу систематизации неналоговых сборов, но и увеличивает давление на бизнес», - говорится в совместном обращении Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России» и «Деловой России».
Минфин отмечает, что документ не окончательный. Он выставлен на сайте обсуждений законопроектов regulation.gov.ru, и любой желающий, зарегистрировавшись, может внести свою лепту в законотворчество.
Минфин разъяснил, почему переводит сборы и платежи в ранг налогов — именно для усиления ответственности.
Мы можем оказать Вам профессиональные консультационные услуги, а 70% их стоимости оплатит государство в (рамках участия СМСП в программе "выращивания" в Республике Татарстан - программа реализуется НП "Иннокам" (КИТПК) совместно с Фондом поддержки предпринимательства (ФПП) РТ)
То есть Вы получите качественные услуги от профессиональных консультантов за 30% рыночной стоимости этих услуг.
Обращайтесь за коммерческими предложениями (КП) на услугу к нам:
- или через форму обратной связи
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
- юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
декабрь 2021
Экологические сборы плохо выполняют заложенную в них функцию возмещения вреда природе и имеют признаки налогов, считает Счетная палата. Но включать их в Налоговый кодекс не рекомендует, по крайней мере до итогов реформы экосбора
К такому выводу пришла Счетная палата в отчете о результатах «Исследования подходов по совершенствованию системы неналоговых экологических платежей в 2017–2019 годах и истекшем периоде 2020 года» (РБК ознакомился с документом).
Речь идет об экологическом сборе, утилизационном сборе и плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
В чем суть экологических платежей
Экологические сборы уплачивают промышленные, химические, сельскохозяйственные и другие предприятия за пользование природными ресурсами и наносимый ущерб окружающей среде.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду введена в России с 2002 года. Плату за НВОС перечисляют компании, чья деятельность сопряжена с выбросами в атмосферу, в воду или с размещением отходов. Цель сбора — возмещение вреда окружающей среде, для этого введены понижающие и повышающие коэффициенты. Если плательщик проводит природоохранные мероприятия, то может сократить размер платы за НВОС на потраченную сумму. Ставки сбора устанавливаются за каждый вид загрязняющего вещества. Например, за выбросы пыли каменного угля приходится платить 61 руб. за тонну.
Утилизационный сбор взимается с 2012 года и распространяется на лиц, которые производят и ввозят на территорию России транспортные средства. Он уплачивается единовременно в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств. Размер сбора зависит от их года выпуска, вида, категории, массы и объема двигателя.
Экологический сбор самый молодой — введен с 2015 года. Его должны уплачивать производители и импортеры товаров и упаковки, которые самостоятельно не утилизируют отходы, образовавшиеся после их использования. Ставка формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию единицы изделия. В расчет принимаются масса и количество утративших потребительские свойства товаров или упаковки.
По итогам 2020 года три экологических платежа принесли в бюджет 382,8 млрд руб. С 2017-го их доля в общем объеме неналоговых доходов выросла почти вдвое, до 8% в прошлом году, говорится в отчете Счетной палаты.
Что не так с неналоговыми сборами
Три экологических неналоговых платежа нацелены на снижение негативного воздействия на окружающую среду, но их компенсационная функция слабо реализована на практике, отмечает Счетная палата.
По мнению аудиторов, установленные цели и практические функции сборов не совпадают.
«Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной в законе об его установлении», — говорится в докладе.
Плата за НВОС также не выполняет предназначение компенсации вреда природе, полагают аудиторы. Понижающие коэффициенты не очень стимулируют предприятия проводить природоохранные мероприятия. На начало 2020 года из почти 180 тыс. плательщиков НВОС только 226 организаций и ИП (или 0,13%) смогли воспользоваться возможностью применить нулевой коэффициент при использовании наилучших доступных технологий, констатируют авторы доклада.
Анализ экологического сбора показал, что не все потенциальные плательщики охвачены им, продолжает Счетная палата. На примере двух типов организаций производителей и импортеров табачной и алкогольной продукции авторы доклада отмечают, что многие предприятия не становятся на учет и, соответственно, не платят экологический сбор. Так, в 2019 году с бизнеса было собрано всего 3,7 млрд руб. в виде экосбора, тогда как население заплатило за вывоз отходов 193 млрд руб., говорил в марте РБК глава «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев.
Еще одну проблему Счетная палата видит в том, что у экологического и утилизационного платежей схожий объект взимания.
Аудиторы считают, что, не выполняя установленных задач, неналоговые платежи носят признаки налогов. «Во многом законодательное и (или) фактическое отсутствие возмездности платежей (в обмен на полученные блага. — РБК) позволяет утверждать, что их правовая природа близка к налоговым платежам и сборам», — говорится в выводах исследования.
Что предлагает Счетная палата
Счетная палата видит два варианта развития системы экологических платежей. Первый — усилить их компенсационную целевую функцию, что позволит в большей степени соответствовать понятию фискального сбора. Второй вариант — внести эти платежи в Налоговый кодекс, то есть фактически сделать налогами.
Даже если правительство выберет второй путь, Счетная палата рекомендует не делать этого сейчас, а дождаться результатов реформы системы расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП) за утилизацию товаров и упаковки.
Сейчас правительство реформирует этот вид экосборов, так как не довольно функционированием системы. В конце прошлого года была утверждена концепция РОП. Она предусматривает, что норматив утилизации упаковки с 2022 года вырастет в пять раз, с нынешних 20 до 100%. Для производителей, использующих вторсырье, концепция предусматривает понижающие коэффициенты. «Упаковка становится мусором быстрее всех остальных товаров. <...> Поэтому производители и импортеры должны своими силами утилизировать всю упаковку либо заключить договор с утилизатором или оплатить экологический сбор», — поясняла 10 мая зампредседателя правительства Виктория Абрамченко. По прогнозам Минприроды, после вступления реформы в силу сбор средств может вырасти до 136 млрд против 3,7 млрд руб. в год в 2019-м (по данным РЭО).
«Это, конечно, будет нагрузка как для производителя, так и для конечного потребителя, поскольку в конечной цене товара будут заложены величина экологического сбора и затраты на утилизацию», — указывает на риски аудитор Счетной палаты Андрей Бутыркин, добавляя, что достоверно определить влияние повышенного норматива утилизации на конечную стоимость продукции можно будет только после проведения соответствующих расчетов.
Инна Деготькова
Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/26/08/2021/612670bc9a79475455f85e93?
Что и требовалось доказать - см выше.