Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Отчёт о поездке в Грузию на машине, рассказывающая о путешествии на автомобиле по Военно-грузинской дороге с посещением всех её достопримечательностей

https://kray-zemli.com/26-poezdka-v-gruziyu-na-mashine.html

Отдых мы начали планировать с весны, но изначально автомобильная поездка в Грузию не предполагалась. У нас был шенген, который заканчивался в середине июня, и мы рассчитывали поехать в Европу, выбор пал на Испанию, т.к. в странах поближе мы уже были. Прикинув, что для поиска более-менее тёплого моря на конец мая-начало июня нужно доехать аж до Португалии, я призадумался, ведь дорога очень дальняя, много платных трас, а стоимость соляры несоизмеримо выше, чем у нас. В общем, посчитав затраты на одну только дорогу и посовещавшись с женой, было решено отложить столь дальнюю поездку до лучших времён и более тёплого времени года.

После этого решения мы смогли плюнуть на шенгены, которые намертво привязывали нас к самому началу сезона во всех тёплых странах и перенесли отпуск на июль. Но встал вопрос, куда же теперь поехать отдохнуть на машине без визы? Оказалось, что вариантов совсем не много, а именно:

  1. Крым - честно говоря, даже не рассматривали это направление, т.к. я там был шесть раз в былые времена, да и делать внушительный крюк через Керч совсем не улыбалось, к тому же, что мы там не видели?
  2. Курорты Краснодарского края было бы конечно интересно посмотреть на обновлённый Сочи. Я вообще не был в этом регионе, а жена в глубоком детстве посещала Горячий ключ. Но как-то не тянуло туда, т.к. бытует мнение, что цена-качество не соответствуют друг другу.
  3. Абхазия - более интересный вариант, т.к. это уже какая-никакая, а заграница и менталитет у людей другой. Но проштудировав интернеты на предмет отзывов об этой стране я понял, что там обалденная природа, но сервис застрял в 90-х, а криминогенная обстановка откровенно пугала.
  4. Грузия - последний и самый дальний уголок, который мог приютить нас во время летнего отпуска. Я сразу отметил, что Грузия является одной из самых безопасных стран мира и занимает в этом списке почётную шестую строку. Этому я нашёл многочисленные подтверждения туристов, которые уже там побывали и просто с восхищением отзывались о местной полиции. Природа и достопримечательности меня покорили - там было и море для жены, и горы для меня, при этом список интересных мест просто зашкаливал. Менталитет местного населения кардинально отличался от нашего, а о гостеприимности грузин не упоминал разве, что ленивый. Посмотрев фотки и прочитав кучу отзывов, я нашёл место, которое на 100% соответствовало нашим потребностям в отдыхе.

Правда родители были не в восторге от нашего решения, особенно мои, что ни говори, а пропаганда делает своё дело. Но решение принято и старт запланирован на середину июля.

Подготовка к путешествию

В Грузию я готовился ещё похлеще чем в Италию: следил за профильными ветками на форумах, читал свежие отчёты туристов и потихоньку составлял план путешествия, в который постоянно вносил различные правки и заметки по достопримечательностям, местах возможного ночлега, ресторанах и прочих нюансах. В итоге, когда перед поездкой я распечатал свои мемуары и дал почитать их жене она слегка обалдела, 15 листов это вам не хихоньки-хаханьки.

С машиной я никаких особых манипуляций не производил: перезаправил огнетушитель, пересобрал аптечку, чуть раньше времени поменял передние колодки (в горы едем как-никак), проверил жидкости и дозаправил фреон в кондиционер. Плюс взял несколько запасных лампочек, чтобы была возможность поменять их сразу и не привлекать внимания страждущих снять с меня мзду с помощью полосатой палки.

Для собственного спокойствия оформили и оплатили через интернет медицинскую страховку в Грузию - стоит копейки и есть не просит.

От бумажных карт было решено отказаться в пользу навигатора. На свой телефон и жены я установил последние версии Навитела, закачал самые актуальные карты Грузии, России и Азербайджана (если на границе сойдёт сель, то возвращаться придётся через него), и залил свежие SpeedCams. Кроме этого, на всякий случай, на оба телефона была установлена программа оповещения о стационарных камерах и засадах гаишников MapcamDroid. Но основным индикатором стационарных радаров и стреляющих из-за угла гаишников был радар-детектор ESCORT Passport 9500ix INTL с актуальной базой камер. К слову, радар-детекторы разрешены к использованию на территории России и Грузии. Забегая вперёд скажу, что меня ни разу не взяли за превышение скорости, хотя оно имело место быть.

 

В салоне авто также находился видеорегистратор. Я в принципе считаю этот гаджет обязательным для всех автолюбителей, а уж для поездки по территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где насквозь коррумпированные гибддшники истекают слюной, провожая машину на номерах другого региона - эта вещь просто незаменима, т.к. способна уменьшить количество ваших остановок и предъявлений липовых обвинений.

Ну, а в остальном как обычно: набрали шмоток побольше, тёплых носков и свитеров (а вдруг в горах холодно и бродят медведи?), захватили несколько сувенирчиков в виде шоколадок "Аленка" и национальной водки. Взяли палатку, спиннинг с блеснами, два спальника и одеяла на случай дикой остановки в горах или кемпинге.

Для увеличения времени нахождения за рулём было приобретено несколько банок Red Bull и Burn, но от энергетиков я не заметил какого-либо положительного эффекта в борьбе со сном. А вот кофеиновые таблетки, как рукой снимали сон и давали ещё где-то 2,5 часа весьма бодрой рулёжки, а затем в течении получаса происходило постепенное затухание сознания с перманентной зевотой, поэтому чувствуя, что сонливость начинает возвращаться, мы сразу начинали искать место для ночлега. Ещё у меня был специальный приборчик, который я ранее заказывал в поднебесной за 3 копейки и назвал его "АнтиСон" - он выглядит как слуховой аппарат и вешается на ухо, а когда голова наклоняется в любую из сторон - он начинает зверски пищать.

Наделали бутиков в дорогу, взяли курочку в фольге, термос с кофе, минералку и сок, яйца решили не брать. В итоге пришлось делать 3 захода вдвоём, чтобы вынести все шмотки и погрузить в машину.

Начало поездки

В Грузию, из столицы Беларуси Минска, мы выехали в 8 утра субботы 18 июля - это первый день нашего путешествия. Если бы была возможность стартануть в будний день, то мы бы так и поступили, но когда последний рабочий день пятница, то терять 2 выходных не хочется и приходится ехать как получается. А получается ехать вместе со всеми дачниками, отдыхающими и туристами, которые оккупируют все загородные трассы, создают заторы на дорогах и очереди на границе - всем этим можно насладиться и в будние дни, но в значительно меньшей степени. Время отправления тоже не правильное, надо было на несколько часов раньше, просто по старинной русской традиции мы начали собираться и искать паспорта в последний вечер и легли спать лишь в 3 утра, поставив будильник на 6. Проснувшись ещё 2 часа собирались, попрощались с котами и наконец-то отчалили.

Есть несколько способов доехать из Минска до границы с Грузией - самый популярный из них через Москву, но я его отмёл, т.к. ехать там в то время, как вся Москва пытается выехать за МКАД я не хотел, плюс до Воронежа ловишь все платные участки. Я выбрал дорогу на Воронеж, но, если практически все едут через Елец, я поехал через Курск. Могу обосновать это тем, что трафик в моём случае был в разы меньше, не было пробки перед Воронежем, а дорожное покрытие было выше всяческих похвал. Таким образом мой маршрут выглядел так: Минск-Гомель-Брянск-Орёл-Курск-Воронеж-Ростов-на-Дону-Владикавказ-Верхний Ларс (граница России и Грузии).

 

И так едем, участок Минск-Гомель проскакиваем быстро, там только что расширили дорогу и положили совсем новый асфальт, покупаем зелёную карту на границе с Россией и доезжаем до Брянска. По объездной минуем его и направляемся в Орёл, по дороге большой трафик большегрузов, которые, видимо прут с и на трассу М4 "Дон". Но мы в итоге уходим на Курск и машин становится совсем мало, фуры встречаются раз в час, дорога с иголочки, много карманов для обгона, которыми активно пользуются редкие тихоходы и не мешают спокойно идти на круизе 140. Солнце уже садится, и я поддаюсь многочисленным уговорам жены наконец-то остановиться на ужин. После плотного перекуса продолжаем путь, всё по такой же отличнейшей дороге, на Воронеж. Проезжаем транзитом в темноте его разбитые дороги и получаем шок, когда выезжаем на трассу Дон. Мы же привыкли ехать практически в одиночестве, а тут машин мама не горюй.

Меня начинает рубить, как никак, поспал 3 часа, поэтому становлюсь у обочины и выпиваю банку энергетика, разминаю ноги, на часах уже полночь, но мы упорно выдвигаемся дальше.

Возле Воронежа камеры скорости висят на каждом мосту с попеременным ограничением в 40 и 60 км, мой радар-детектор не умолкал и жена хотела нас обоих выбросить из салона.

Но совсем скоро мы плотно встали в пробку на целый час, в которой я бы благополучно и уснул, если бы не принял кофеиновую таблетку. Оказалось, это просто сужение дороги, которое не рассчитано на тысячи автомобилей... хорошо, что мы проехали это место ночью... Потом ещё был долгий участок с ремонтом, поэтому поток ехал 40-60 км/ч и после этого меня начало накрывать.

А вот подыскать место для ночлега пипец как не просто - все заправки битком забиты спящими машинами, они стоят в кюветах, тупо на трасе под мачтами освещения, зато карманов для спанья фиг нарисуешь. С горем пополам, спустя десятки километров, нашли одно единственное место на стоянке возле придорожного отеля в районе села Радченское. БК показывал пробег в 1350 км, а часы 3 ночи, не успев полностью залезть в спальник я мирно засопел.

Прелести трассы М4 "Дон"

Проснувшись в 7 утра второго дня, я с удивлением обнаружил, что вся та ужасная куча машин, которая окружала нас ночью "раптам зникла" и, по-видимому, уже во всю прыть мчится занять моё место в очереди на российско-грузинской границе. Почистив зубы я, на правах сильного пола, был отправлен в разведку в местный придорожный клозет. Все уехали, очереди нету, я в одиночестве стою у входа и думаю: "Почему я не захватил респиратор и водолазные очки?" Судя по отметинам подозрительного происхождения на всех поверхностях, до которых дотягивался мой взор, я сделал вывод, что пропускная способность данного WC значительно превышает пропускную способность минского МКАДа и, что посещают сие заведение не только прямоходящие Homo sapiens, но и какие-то другие формы жизни. Я решил не рисковать и заглянул в соседнюю кабинку, в которую гоже входить лишь дамам... Дамы туда не ходили давно... Кроме неподобающего внутреннего убранства, в туалете отсутствовала дверь и открывала великолепнейший вид на скоростную трассу в 5 метрах от порога. Покрутив головой по сторонам, я быстренько спустился в небольшой ров поблизости, где обстановка оказалось на порядок культурнее. Жену отправил в мужской клозет, в котором есть дверь, а сам, в это время, патрулировал окрестности, отгоняя желающих зайти к ней в гости.

Остановились на ближайшей заправке попить кофе и заправиться, и, в начале девятого, стартанули дальше. К слову, я пользовался только услугами заправок известных брендов, стараясь ещё выбрать те, которые продавали топливо класса евро-5. На дороге встречается очень много фейка, типа "Лукайл", который оформлен в тех же цветах, что и оригинал, и многие другие обманки - читайте внимательно названия и не дотягивайте до последней капли дизеля, а то попадёте на такую бодягу...

Постепенно трасса М4 "Дон" разочаровывает, я надеялся спокойно ехать на круизе, а тут постоянные ремонты, много радаров, разрешённая скорость 90 км/ч и горбыли от фур, которые, чтобы не ехать по "стиральной доске" в правой полосе, едут в левой, что пипец как напрягает и замедляет движение. Хотя я понимаю, что это не их вина, что строители сделали такую дорогу, которая быстро пошла волнами.

Сразу же после Ростова, под Батайском, попали в жёсткую пробку на 3,5 часа - проехали 26 км. За окном пекло, некоторые машины кипят, постоянно приходится работать педалями из-за движения вперёд максимум на 1 корпус, коробка передач начинает плохо слушаться, когда я воткнул первую в 500-й раз. Из-за постоянного напряжения, правую ногу начинает сводить судорога и я, от большого ума, решаю дать ей отдохнуть, и нажимаю на тормоз левой ногой... Никогда не пробовали? Непередаваемые очучения, хорошо хоть на тормоз нажал, а не на газ

.

После этого ада решаем остановиться на обед и отдохнуть, но, как я уже упоминал выше, крайне тяжело найти на этой дороге место, где обычный путник может безопасно остановится, перекусить и размять ноги. Для нас сначала было дико видеть, как люди тупо съезжают в кювет и там останавливаются на отдых и перекус. Ну как такое возможно на новой трассе федерального значения, что за глупые люди её проектировали? В конце концов не выдерживаю и я, и сруливаю с дороги в небольшой овражек.

Авто стоит тут же в теньке, я лежу, потому что мои ноги не привыкли топтать педали в таких затяжных пробках, а чуть поодаль моего тела видны ещё одни туристы, которые облюбовали этот живописный кювет для передыха. Зато слева было поле подсолнухов, по которому с удовольствием носилась моя благоверная, пока я переводил дух.

Вскоре трасса "Дон" заканчивается и начинается "Кавказ" - в самом начале у неё был срезан асфальт, и мы км 50 медленно тащились, лавируя между ямами и колдобинами, но я был всё равно рад, потому что М4 меня полностью разочаровала. Я уверен, что её сделали лучше, чем то, что там было раньше, но сделали её реально "на от@ись" - хер что и сбоку бантик.

Трасса "Кавказ" и встреча с ГИБДД

Когда мы ехали по трассе "Кавказ" в Краснодарском и Ставропольском крае, то нам очень часто попадались экипажи ГИБДД, которые стоя у обочины, снимают на камеру, установленную на штативе. Мы сначала притормаживали, думая, что это радары, но нет - это были обычные видеокамеры, которые, как потом выяснилось, размещались в самых лакомых местах, где автомобили могли выезжать за сплошную. Радаров на этом отрезке пути очень мало.

В Минеральные воды въехали уже по темноте, очень понравился здешний асфальт и дороги, которые извивались как змея, и готовили нас к горным серпантинам)

В Кабардино-Балкарии сразу же стали уделять больше внимания соблюдению ПДД, т.к. наслышаны про здешних гибддшников. Когда навигатор говорил фразу "Впереди стационарный пост ГАИ" - сердце начинало колотиться, учащался пульс, потели ладони и начинал дёргаться глаз.

Когда проезжаешь эти стационарные посты, ты прям каждой клеточкой своего тела ощущаешь, как из темноты на тебя смотрят множество голодных глаз повелителей полосатого жезла. На самом деле, возле этих мест стоит вести себя спокойно, не нужно выжидательно смотреть в их сторону - лишняя провокация нам не к чему, а если они захотят вас остановить, то периферическое зрение без проблем уловит откормленного служителя закона, стремящегося вам наперерез. Подъезжая к такому посту внимательно следите за знаками ограничения скорости, которые постепенно заставят вас её снизить до 5 км/ч, а у самого поста, на земле, будет стоять знак "STOP" - остановка строго обязательна. Останавливайтесь каждый раз - постояли 4-5 секунд и двинулись дальше. Иногда такой знак можно встретить просто на прямом участке дороги, а в засаде будет сидеть гаишник и ждать, что вы его проигнорируете - уделяйте особое внимание наземным знакам СТОП. А вообще, будет совсем не лишним установить на телефон актуальные ПДД РФ, таким образом вы сможете понять, что вам пытаются вменить или на что развести, т.к. они, почему-то, имеют привычку называть вам максимальный штраф или наказание, которое даётся только при неоднократном повторном нарушении.

Основные вещи, которые стоит знать:

  1. Превышение скорости до 20 км/ч никак не наказывается.
  2. Заезд за сплошную карается крупным штрафом в несколько тысяч рублей, а повторное нарушение может лишить вас прав.

Поэтому гаишники уже не сидят в кустах с радарами, максимум, что можно встретить - это треногу в овраге у дороги, накрытую маскировочной сеткой с добавлением веточек для пущей конспирации. Теперь новая прибыльная фишка - ловить за сплошную.

С осторожностью въезжаем в Северную Осетию и надеемся, что нас пронесёт, ведь до границы с Грузией осталось всего ничего. Заправляюсь у дороги перед Владикавказом, т.к. нету желания колесить по этому региону ночью в поисках другой хорошей заправки.

До Верхнего Ларса остаётся пару десятков километров, но я еду аккуратно и осторожно, т.к. в темноте очень часто видны всполохи люстр машин ГАИ, которые настигли свою добычу.

Для большего понимания того, что произошло далее, я опишу здешнею дорогу. В этих регионах она имеет, в основном, 3 полосы, и средняя полоса попеременно достаётся то одному направлению, то другому. Что бы водитель понимал, что для него скоро полоса закончится - на ней нарисованы стрелочки, которые означают, что пора возвращаться в правую полосу, всего этих стрелок 3 штуки и после последней происходит сужение.

Так вот, еду я такой радостный по очень извилистой дороге - мы всех порвали и проскочили эти опасные места без потерь! Передо мной едет машина, а перед ней медленный мотоциклист, время - начало первого ночи. Автомобиль уходит на нашу среднюю полосу и начинает опережение моцика, но кобылок ему не хватает - уж очень медленно и натужно он это делает. Настаёт моя очередь и я начинаю топить, но вижу, что пошли стрелочки и я вряд ли успею, а впереди, по уже не моей полосе, нарстречу едет большегруз. Я хочу вернуться в свою полосу справа, но там мотоцикл, сзади, прямо бампер в бампер меня неожиданно подпёрла другая машина и мне ничего не остаётся, как рвануть вперёд для обгона мотоцикла, прим это я не успеваю вернуться в свою полосу вовремя, и где-то на корпус въезжаю навстречку. Сразу же, в этот благостный момент, автомобиль, который подпёр меня сзади и не позволил сбросить скорость для возврата, включает плафон. Да, это было осетинское ГИБДД.

Разговор с осетинскими гаишниками

Я сруливаю на обочину и остаюсь в машине, даже не отстёгиваюсь, т.к. читал о случаях, когда людям это вменяли как нарушение, якобы инспектор подошёл - водитель не пристёгнут, значит лови штраф. В зеркало вижу, что с пассажирской стороны выходит гаишник, а сзади вылазит автоматчик и оба идут ко мне с разных сторон. Я слегка стреманулся, но больше от неожиданности, а вот жёнушка была совсем в ужасе.

Инспектор попросил документы, я ему без вопросов передал и сразу же согласился, что нарушил. Он долго листал и в итоге спрашивает где "Зелёная карта". Я указал, он крутил её, вертел и потом опять спрашивает, так где же зелёная карта? Я говорю вы же её в руках держите, для тупых она даже имеет характерный зелёный цвет. Он не унимался и стал расспрашивать давно ли их ввели и т.п., из чего я сделал вывод, что данный страж закона даже не имеет понятия, как выглядит стандартная страховка для граждан других государств, которая действует уже на протяжении многих лет. Не отдавая мне документы, меня пригласили прогуляться в патрульную машину для разговора со старшим, который сидел на месте водителя. Благоверная моя совсем испугалася, а я думал, что хорошо, что под ней кожаное сиденье, а то мало ли что.

Сел в патрульную к главному, а автоматчик с сержантом остались снаружи.

Сходу меня начал пугать лишением, но на моё замечание, что его дают только за повторное нарушение, он заулыбался и похвалил за то, что ознакомился с их ПДД. Начались вопросы из серии "Ну что будем с вами делать?". Я молчал и обмозговывал сложившуюся ситуацию, ведь штраф светил в 5.000. Не дождавшись от меня вразумительного ответа или намёка, он попросил сержанта принести планшет с пустыми бланками протоколов, которые почему-то оказались в багажнике. Видимо ими настолько редко пользуются, что решили убрать с глаз долой. Повисла неловкая пауза... Я человек законопослушный, а наши стражи закона намного реже грешат такими вещами, поэтому мой опыт подобных переговоров крайне скуден и мал. Мне же не пришло ничего другого в голову, кроме как показать ему в тишине полумрака салона растопыренную пятерню, а про себя сказать сотен. Но он то человек опытный - многое повидавший, поэтому не растерялся, закивал и заулыбался приговаривая: "Тысяч это хорошо".

Ну, а я чё? Говорю "не-не-не, я подумал о другом" - его улыбка куда-то убежала. Началась игра "Кто покажет больше пальцев", не играли, не? Но тут стоит упомянуть один немаловажный фактор - мы заправили полный бак, поэтому у нас осталось рублей 800 и мне нужно было кровь из носу уложиться в этот лимит. В итоге я не выдержал и раскрыл свои карты, озвучив величину имеющегося банка. Но он не сдавался и всё продолжал жалобно повторять как заведённый "Ну хотя бы тыщёнку" - хоть ты его возьми и пожалей. В конце концов мне отдают права, и я иду в свою машину соскребать по сусекам всю мелочёвку, насобиралось рублей 700-800 - их даже не считали, просто укатили в ночь.

Вот так подло меня остановили за 25 км до российско-грузинской границы. Кстати, я думаю, что те экипажи, которые снимают всё на видеокамеры с обочин - более цивилизованные и по закону впаяют вам 5 тыщ с сопроводительным протоколом.

Мы двинулись дальше, обсуждая способ нашей остановки и склоняясь к версии, что данная "коробочка" была разыграна специально. Но приехав на КПП "Верхний Ларс" и став в хвост очереди, за нами остановился тот самый злосчастный мотоциклист, который искренне нам посочувствовал, но денег не дал

.

Получается, что они специально прижались ко мне сзади, чтобы у меня не было другого выбора, кроме как нарушить правила. Не стоит думать, что ночью в зеркало заднего вида можно понять, что авто позади имеет полицейскую раскраску - это не так.

Но оставим плохое позади, наше путешествие привело нас на границу с Грузией

.

Выходишь из машины и на тебя обрушивается оглушительный рёв горной реки, который разносится по всему узкому ущелью, а в небе светят настолько яркие звёзды, что у нас такие не встретишь даже зимой в деревне в самый лютый мороз.

Я пытался рассмотреть, где же прячется начало очереди, но в темноте это сделать весьма затруднительно, хотя я всё таки рассмотрел огни КПП. Мы разложили спальные мешки, поставили будильник на 4.30 - к открытию границы и быстренько умчались в царство Морфея - на часах час ночи. Пройденное от дома расстояние ровняется 2.400 км, на дизтопливо и кофе потрачено 85$, ну ещё и про штраф не забываем.

На этом первая часть моего отчёта про поездку в Грузию на автомобиле заканчивается, а вот ссылки на продолжение: вторая, третья, четвёртая, пятая и последняя.

Это вторая часть моего отчёта о поездке в Грузию на машине, рассказывающая о путешествии на автомобиле по Военно-грузинской дороге с посещением всех её достопримечательностей, а с первой частью отзыва можно ознакомиться тут.

Проснулся я ровно по будильнику, т.е. в половине пятого утра третьего дня, с радостью отметив, что за последние трое суток я поспал ровно 10,5 часов, а впереди серпантины и в целом, непривычная для равнинного жителя дорога до Тбилиси. В лучах рассвета Верхний Ларс выглядел совсем иначе, неожиданно с двух сторон оказались довольно высокие, практически отвесные скалы с редкой растительностью. Река Терек, которая так громогласно рокочет, на поверку оказалась не такой уж и страшной как фантазировалось в темноте.

Приведя себя в порядок, я стал наслаждаться чуждыми моему взору видами окружающей природы. Потом перевёл взгляд на машины, выстраивавшиеся друг за другом и отметил, что я прекрасно видел начало очереди, а вот её хвост терялся из виду, хотя ещё 3,5 часа назад я сам был замыкающим. Таким образом получается, что расстояние от меня и до конца очереди оказалось больше, чем до её начала. В связи с этим напрашивается очевидный вывод.

Приезжать на границу лучше всего до полуночи - это позволит вам выспаться и отдохнуть после долгой дороги, и, при этом, вы будете находиться не далеко от начала затора.

 

Прохождение границы между Россией и Грузией

Пока я бодрствовал 1,5 часа и наслаждался окружающими видами, мой штурман мирно сопел в 2 дырки на заднем сиденье. Ровно в 6:00 очередь тронулась, а в 6:05 попёрли "спешуны" - они ехали прямо колонной по встречке, на вскидку машин 40 ушло вперёд. Я видел, как они постепенно начинали втачиваться в любую щель между автосами, поэтому наплевав на личное пространство, я максимально близко прижимался к впереди стоящему Mondeo. Часть "спешунов" не найдя пристанища вернулись назад, часть нашла заветную брешь, а часть стала на обочине, готовые в любой момент ударить по газам, если кто-то зазевается.

Моё положение было вполне приличным, потому что я был не так уж и далеко от КПП, а метрах в ста от него перегораживал дорогу военный ЗИЛ с автоматчиками и патрульная машина с включённым плафоном - дальше них ни один "безбилетник" проехать не мог. Правда были довольно настырные водители, они рассказывали им свои "уважительные" причины со слезами на глазах, из-за которых их нужно в срочном порядке пропустить вперёд, но погранцов это слабо интересовало. Но всё же некоторых прилипал они сами вклинивали в поток. А вы бы стали возражать человеку с автоматом в руках?

Чем ближе вы окажетесь к военному грузовику - тем меньше перед вами вклинится нелегалов, а чем дальше - тем дольше вы будете слушать мерное урчание Терека.

 

Мы довольно быстро миновали вооружённых хранителей границы, и я смог расслабиться - жаться к автомобилю впереди больше не нужно.

 

С момента начала движения до прохождения российского КПП прошёл час с копейками, потом было ожидание на нейтральной полосе, потому что туристические автобусы перегородили дорогу, а таможенникам нужно было проверить все их шмотки. Грузинскую границу прошли со свистом - буквально минут за 7-10. На всё про всё у нас ушло порядка 2,5 часов, не считая того, что я зачем-то проснулся за полтора часа до открытия.

Но всё пустое, все преграды преодолены и оставлены позади - впереди нас ждут невероятные открытия, новые впечатления и увлекательная поездка!

Первые впечатления о Грузии

Ооооо, впечатления просто выплёскивались из ушей, мы же проехали всю гористую местность по темноте, а тут раз и горы.

Решили остановится на первой же обзорной площадке после погранперехода, чтобы перевести дух, впитать первый широкоформатный пейзаж Грузии с горами и выпить энергетика, потому что мой недосып уже начинал подавать голос.

 

В самом начале крайне плохая дорога, на которой вообще нету никакого покрытия и наносить его, из-за частых селей, походу не планируют. Поэтому придётся потерпеть и потрястись на минимальной скорости около 5 км.

Быстро добираемся до Степанцминды, встретив по пути первых придорожных коров, которые гуляют сами по себе и собираемся посетить первую в списке достопримечательность - Церковь Святой Троицы в Гергети. Я уже не буду повторяться и писать о том, как я пробовал её штурмовать на своей легковушке - всё это, и даже больше, можно прочитать перейдя по ссылке выше. Там я максимально подробно расписал всю известную мне информацию о данном храме.

Снова сев в свою машину, мы попытались забраться к ещё одной церквушке, но с другой стороны Степанцминды, под названием Ioane Natlismcemeli. Однако наши попытки были тщетны - ну ни как я не мог выбраться на нужную дорогу, которые, в свою очередь, выложены большими камнями и прыгать по ним на седане вообще ни разу не айс.

Время близилось к обеду и нужно было где-то покушать. Мы решили внять совету человека, который возил нас на верх к храму и поехали обедать в ресторанчик Тсанарети, что находится в соседнем селе, под названием Арша.

Там мы впервые попробовали национальную грузинскую кухню: заказали самый большой хачапури по имеретински, в котором было столько сыра,

что хоть ты его в карман накладывай, лаваш, купаты, хинкали, соус Сацебели и красное вино Саперави.

 

Я хотел попробовать немного вина (ПДД Грузии допускают уровень алкоголя в крови 0.3 ‰), но только я его понюхал, как начал терять связь с реальностью и проваливаться в сон в тот момент, когда моргал.

Купаты

В итоге всё красненькое выдула жена

beer

из еды мы съели почти половину, а остальное нам завернула с собой официантка. Весь этот пир стоил 55 лари или 22$ на тот момент. На первый взгляд кажется не дёшево, но учитывая, что мы вдвоём съели только половину, а вечером и на завтра доедали вторую - получается довольно скромно. Сам ресторанчик понравился, кормят неплохо, с дворика открывается прекрасный вид на окружающие горы, немного даже виден Казбек.

Осмотр достопримечательностей на Военно-грузинской дороге

Пока мы наслаждались национальной кухней - увидали на соседней горе небольшой водопад (координаты: 42.630252, 44.597117 или N42°37'49", E44°35'50") т.к. мы тут новенькие и нам хочется всё пощупать и пожмякать, мы поехали искать к нему дорогу. Минут 30 убили, разъезжая по окрестным полям и форсируя мелкие ручейки, пока не докумекали, что подъезд к нему идёт прямо от порога нашего ресторана. На машине прямо туда заехать не получится - придётся пройти по козьей тропе пешком метров 500, под совсем небольшим уклоном вверх.

У водопада мы обнаружили англичанина, который сидел на камне и рисовал мелками картину. Ещё там был пастух, мирно спавший в позе эмбриона, пока его внушительное стадо горных коз и коров пастила сторожевая собака, а те, как будто бы, мечтали сигануть с водопада вниз.

Водопад напротив села Арша

У села Арша

Окинув взглядом окрестности, спускаемся со склона вниз и продолжаем нашу поездку на машине по Грузии в сторону Тбилиси. Пока я скакал между камней, аки горный козлик, мой сон развеялся, и я вновь стал баранкокрутилопригодным.

Сразу же начинается извилистая дорога с крутыми поворотами на 180 градусов - жить становится лучше, жить становится веселее! Ехать там довольно интересно и не страшно, но начинаешь сталкиваться с таким явлением как пропажа тяги. С каждым метром мы забираемся всё выше и выше в горы и приходится подстраиваться под новые правила переключения передач. Например, если в обычной жизни я втыкаю 4-ю на 60 км/ч, то тут, на этой скорости, этого не сделаешь, т.к. машину начинает трясти, и она вообще перестаёт тянуть, поэтому происходит смещение вверх и 4-ю я втыкал уже на ~70-75 км/ч.

Вскоре нам попадается ещё одно интересное место - выход минеральной воды на поверхность (координаты: 42.531698, 44.471960 или N42°31'54", E44°28'19"). В следствии определённых химических процессов почва, на пути стекания минеральной воды, покрылась толстенным слоем абсолютно твёрдого желтовато-розоватого налёта.

Выход минеральной воды на поверхность

Трудно проехать мимо этого места, т.к. оно находится прямо у дороги, там постоянно стоит много автомобилей туристов, а местное население ведёт бойкую торговлю, на нескольких небольших латках, национальными головными уборами и прочими сувенирными принадлежностями. Если подняться чуть выше, то можно обнаружить источник сего феномена и даже испить его. Ходить там совсем не скользко, но мокроватенько.

Покружив ещё немного по горным серпантинам, мы попадаем на обзорную площадку, на которой установлен монумент "Арка Дружбы". Опять же, эта достопримечательность описана с фото и кучей полезной информации в отдельной статье, по ссылке выше.

Балкон арки Дружбы над пропастью

На данный момент мы находимся на высоте более 2-х тысяч метров над уровнем моря - окружающие пейзажи, с величественными горами и микроскопическими деревушками у их подножий, прекрасны. Дорога начинает вилять всё больше, крутые повороты на серпантинах становятся нормой. Мой штурман словил сильнейший приступ мигрени из-за перепада высот и находится в полубессознательном состоянии, оставив меня в одиночестве. Я глотаю таблетку кофеина, которая помогает моим глазам раскрыться, а рту наконец-то закрыться.

Военно-грузинская дорога нереально красивая и это отчётливо понятно, когда въезжаешь по ней в Грузию впервые, главное, чтобы с погодой повезло. Во время поездки от Верхнего Ларса до Тбилиси, точно не будет скучно.

Для меня высокогорные серпантины не в новинку - я преодолевал Альпы ночью в практически нулевой видимости из-за сильнейшего ливня с оглушительной грозой и исколесил большую часть Италии на своём железном коне. В общем езжу я по ним абсолютно спокойно и без опаски, но как я не пытался догнать хоть одну маршрутку - ничего не получалось, максимум повисеть на хвосте минуть 15. Я к тому, что впечатлительные туристы, которые решили самостоятельно попутешествовать на грузинской маршрутке из Тбилиси на экскурсию по достопримечательностям Военно-грузинской дороги, получат очень большой впрыск адреналина и вспомнят все давно забытые в детстве молитвы.

lol

Постепенно снижаемся и подъезжаем к Жинвальскому водохранилищу, на берегу которого стоит древняя, но хорошо сохранившаяся, крепость Ананури. Это очень интересное место, в котором обязательно следует остановиться и немного побродить, а подробное описание можно почитать по ссылке выше.

После прогулки по стенам замка, действие таблетки начинает постепенно ослабевать. Я решил не пить их более одной в сутки, поэтому мы начали обращать внимание на шильды придорожных отелей. Время уже было вечернее - солнце вот-вот спрячется за горы, а до Тбилиси оставалось каких-то обидных 20 минут езды. Но, что поделаешь, находим не самую вычурную вывеску с домиками без претензий на шик и блеск, но выглядящих новенькими и ухоженными, и останавливаемся там на ночлег, сделав его последней точкой нашей автомобильной поездки по Грузии в этот день. Вы ещё на забыли, что за 3 ночи я поспал лишь 10,5 часов?

Нам выделили довольно большую комнату с одной двуспальной кроватью, камином, телевизором, санузлом и отдельным входом, стоимостью в 20$. У нас не было лари, а доллары у нас взяли без всяких проблем. На территории был бесплатный Wi-Fi и управляющая, которая практически не говорила по-русски, хотя женщина была уже в годах. Но языковой барьер для нас вообще ни разу не преграда, поэтому мы присоединились к ней за столик в небольшой кафешке на территории отельчика. Сначала она поила нас кофе, которое в Грузии очень вкусное и подаётся в малюсеньких чашечках для хоббитов.

 

Параллельно с этим она рассказывала нам историю своей жизни: о том, как она женилась, что был за муж, сколько родилось дочерей, как их зовут, кто замужем и где они сейчас живут. Естественно всё это было на грузинском языке,

lol

правда она старалась вставлять, те немногие, русские слова, которые знала, поэтому суть монолога мы уловили, но не более. Мы тоже что-то рассказывали, я специально отбирал самые простые слова, будто говоришь с ребёнком, а она, как и мы, кивала нам и улыбалась. Потом предложила мне бокал холоднющего самодельного пива, а жене стакан вина - мы не сопротивлялись) После пары глотков показалось, что речь стала понятнее.

beer2

Но не стоит думать, что грузинский язык хоть чем-то похож на славянский - нет. Грузинская письменность считается одной из немногих сохранившихся уникальных письменностей мира. Поэтому пропустив бокал-другой с черногорцами - мы общались практически без проблем, а с грузинами такой трюк не пройдёт - даже 100 грамм не внесёт ясности в их слова.

Употребив горячительные, похомячив несъеденные в ресторане в обед яства и поговорив с пожилой грузинкой за жизнь, мы отправились на боковую. За предоставленные нам напитки она категорически отказалась брать какую-либо плату, аргументировав это тем, что мы же гости, как так можно?

shock

Ещё на стадии подготовки к поездке в Грузию, я встречал в отзывах туристов некоторые любопытные нюансы местного менталитета, которые чужды нашим людям, поэтому я хоть как-то был готов к ним, а вот жена поначалу всюду искала подвох. Ведь где это видано, что в коммерческом заведении тебя угощают алкоголем и при этом обижаются, когда ты предлагаешь им его оплатить? - "это Грузия детка", придётся привыкать, что Гость здесь - не пустое слово и не дойная корова, которую надо выпотрошить и отпустить восвояси снова набирать валютный жирок. Сам я, в глубине души, надеюсь, что этот благостный период продлится как можно больше времени и не скоро настанет пора, когда всё тут встанет на коммерческие рельсы, как сейчас это можно наблюдать в абсолютном большинстве туристических стран, особенно это заметно на черноморских курортах соседних стран.

podmig

Спал я крепко, как бурый медведь зимой, и проснулся лишь часов через 10 на четвёртый день нашего путешествия в Грузию. Быстренько собравшись - стартанули в столицу.

Приезд в Тбилиси

С любопытством осмотрели из окна автомобиля Мцхету, но не останавливаясь летим в намеченную точку. Уже в Тбилиси мы вспоминаем, что у нас совсем нету местных денег, поэтому начали искать глазами обменник. Нашли, подъехали, читаем бегущую строку, в которой указано, что они берут 2% комиссии - нас это не утроило и мы поехали прямиков в место нашей потенциальной остановки в тёплом городе.

Booking.com

Потенциальной - потому что я ничего не бронировал и не с кем не договаривался, лишь выписал заинтересовавшие меня адреса и контакты. Основным критерием отбора было:

  1. Положительные отзывы.
  2. Наличие хозяев грузин, т.е. квартиры, отели и другое жильё, в котором не будешь пересекаться с грузинскими хозяевами меня изначально не интересовали.

В Тбилиси мы надеялись поселиться в гостевом доме "Тамар" - я много читал о нём тёплых слов, поэтому хотел жить именно там.

Нам несказанно повезло, т.к. этим утром как раз выселились постояльцы из лучшей комнаты гестхауса, которая, к тому же, оказалась и единственной свободной. Кроме этого, мы застали хозяйку буквально на пороге, т.к. она уезжала по делам на весь день. Обрадовавшись, что мы такие счастливчики, мы мельком глянули комнату, в которой нас всё устроило и стали слушать, что тут да как. Тамара, которую по-грузински зовут Тамуна, рассказала и показала нам на карте где, что находится, куда лучше сходить в первый день, выдала нам одну пластиковую карточку для проезда в общественном транспорте и одну для посещения парка развлечений. Концепция гестхауса была для нас в новинку, поэтому нам быстренько поведали принцип проживания в таком месте. Во время разговора в наш старинный двор-колодец вошёл специальный дядечка и объявил всем жителям, что принёс домашний мацони - нечто среднее между йогуртом, кефиром и простоквашей, который стоит 1 лари. Тамуна объяснила, что это вкусно и спросила есть ли у нас деньги или она пока его нам может купить за свои (!) – порывшись в карманах, я выудил и отдал свой единственный лари, ведь мой штурман любит всякую кисломолочку – пускай опробует на себе, а я тихонечко понаблюдаю.

crazy

Ещё Тамуна продавала самодельное вино из деревни и мы решили, по случаю приезда, купить литр белого и красного.

Вводный инструктаж закончился, и она собралась уходить, а мы такие "Секундочку, а как же деньги, паспорта?" Но она посмотрела на нас, как на глупых инопланетянинов, которые свалились с Луны, и сказала, что паспорта в принципе предъявлять не нужно, а оплату за проживание и вино отдадим по выселению!!! Тут уже даже у меня произошёл разрыв шаблона.

shock

Как же так, наш мозг категорически отрицает возможность существования обратной последовательности поговорки "утром деньги - вечером стулья"! На вопрос, а что же делать, если все уйдут из геста, нам ответили "Просто прикройте дверь".

В общем, вот такие вот дела, нас оставили стоять одних в холе с распахнутыми до земли ртами. На балконе сидели туристы из РФ, которые заселились вчера, а где-то в городе тусили француржики, которые занимали оставшуюся комнату.

Сгоняв в обменник без комисси, который нам посоветовали, и купив по дороге у уличных торговцев всяких фруктов, мы уселись отмечать счастливое прибытие и удачное заселение в прекрасный гостевой дом в Тбилиси.

Гостевой дом Тамар

После того, как всё было съедено и выпито, мы немного потюленились под тёплым солнышком на балконе гестхауса, познакомились с постояльцами из России, обсудили дорогу до Грузии, основательно перемыли все кости осетинским гибддшникам, собрали кишки и рванули глазеть на вечерний Тбилиси.

Остальные части моего отчёта о самостоятельном путешествии по Грузии на машине и отзывы о поездках, и отдыхе в разных уголках страны читайте в следующих рассказах:

  1. Отдых в Тбилиси и осмотр различных достопримечательностей.
  2. Поездка в Рачу в село Геби - описание рабылки в горной реке и взбирание на гору Шода к заброшенной высокогорной деревне.
  3. Путешествие по Сванетии с посещением Ушгули.
  4. Отзыв об отдыхе в Батуми.
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.