Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России, для инициаторов (частных и государственных) девелоперских проектов, проектов индустриальной, коммерческой недвижимости, в том числе в сфере инноваций и высоких технологий
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта создания и развития технопарка,   подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
- помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога;
Обращайтесь к нам, мы поможем!

Технопарки в России (РА Эксперт)

Технопарки на базе научных организаций

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе.

Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров.

Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными "площадками безопасности"2, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).

 

Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - "Томский научно-технологический парк". Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.

Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам3. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков (см. табл. 4.1.1). Один из крупнейших - Научный парк МГУ - оказался на одиннадцатом месте.

Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов.

Таблица 4.1.1
Наиболее эффективные технопарки России (по итогам аккредитации 2000 г.)

 

Название технопарка

Агрегатный показатель набранных баллов

1

Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье" Московского государственного инженерно-физического института, г. Москва

9,53

 

2

Научный парк "МЭИ" Московского государственного энергетического института, г. Москва

8,93

3

Научно-технологический парк "Волга-техника" Саратовского государственного технического университета, г. Саратов

8,03

4

Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, г. Санкт-Петербург

7,60

5

Научно-технологический парк "Башкортостан" Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа

7,47

 

6

Научно-технологический парк Нижегородского государственного технического университета, г. Нижний Новгород

6.78

7

Зеленоградский научно-технологический парк Московского института электронной техники, г. Москва, Зеленоград

6,71

 

8

Обнинский научно-технологический парк "ИНТЕГРО" Обнинского института атомной энергетики, г. Обнинск

6,45

 

9

Ульяновский технопарк Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск

6,28

10

Томский международный деловой центр "Технопарк", г. Томск

6,08

 

Характерно, что проведенная аккредитация не изменила положения вещей. Она была только средством, позволившим выявить реальный уровень развития инновационной инфраструктуры, однако не влекла за собой никаких последствий - ни налоговых льгот, ни дифференцированного, в зависимости от результатов работы технопарков, финансирования. Бюджетные средства, в случае их выделения, продолжали распределяться равномерно по всем действующим технопаркам, входящим в Ассоциацию технопарков.

Интересен сравнительный анализ и особенности деятельности технопарков, работа которых по результатам аккредитации была признана успешной (см. табл. 4.1.2).

Как следует из представленных в табл. 4.1.2 данных, менеджеры успешных технопарков проходили специальную подготовку, нередко за рубежом, изучали западный опыт. В этих технопарках происходит рост малых фирм, ведется работа со студентами и аспирантами, и в целом связь с базовым университетом достаточно тесная. Более того, нередко университет является не столько донором, сколько реципиентом технопарка.

Таблица 4.1.2
Особенности структуры российских технопарков

 

Технопарк МИЭТ, г. Зеленоград

 

Научный парк МГУ

 

"Технопарк в Москворечье" (МИФИ)

 

Научный парк МЭИ

Технопарк на базе Курчатовского института

Год создания

1991

1992

1993

1998

1998

Масштаб технопарка (количество малых инновационных предприятий)

В настоящее время - около 40 компаний. Создание ИТЦ в 1998г. (11 МИП)

40 МИП

22 малых предприятий

12 МИП

16 МИП

Связь с университетом (базовой организацией)

 

Тесная, МИП имеют доступ к собственной экспериментальной базе МИЭТ - заводу <Протон>

Тесная, МГУ выполняет НИОКР в интересах фирм, расположенных в Научном парке. МГУ принадлежит 60% акций Научного парка, имеющего форму ЗАО

 

Компании, входящие в ИТЦ технопарка связаны с кафедрами вуза и финансируют их исследования

 

Ряд компаний тесно взаимодействует с МЭИ, оказывая НИОКР

 

Средняя

 

Происхождение МИП

Созданы сотрудниками университета, самостоятельные наукоемкие компании Зеленограда

29 МИП учреждены сотрудниками, структурными подразделениями / или выпускниками МГУ, одно - другими акционерами Научного парка.

Преимущественно спиноф МИФИ

Есть компании разного происхождения - как зародившиеся в МЭИ, так и пришедшие в технопарк со стороны

? фирм -внешние по отношению к Институту, а остальная четверть была создана на базе разработок Института. Доля внешних фирм постоянно растет

Динамика роста МИП

 

Более 25 компаний перешли в разряд устойчивых с высокими темпами роста

 

Выработка составляет в среднем 20 тыс. долл. на одного работника в год. Ряд фирм стали средними предприятиями

Всего через парк прошло около 35 компаний, многие из которых успешно развиваются

В инновационных фирмах растет среднесписочная численность персонала

Ряд компаний динамично развивается, но ни одно не дошло до стадии крупного производства

Круг решаемых задач

Содействие реализации инновационных проектов на предприятиях электроники г. Зеленограда

Административно-хозяйственная поддержка компаний, бесплатная консалтинговая служба, содействие установлению контактов и продвижению проектов. Научный парк выступает также в ряде случаев в роли гаранта

Оказание деловых услуг по льготным расценкам

Деятельность по передаче технологий из университета в промышленность, участие в решении крупных народнохозяйственных проблем, развитие международного сотрудничества (Китай начал осуществление прямых инвестиций в технопарк)

Создание технической и социальной инфраструктуры, оказание финансовых, консалтинговых, организационно-правовых услуг, поиск и переговоры с потенциальными инвесторами

Источники финансирования

Фонд содействия, РФТР, Минпромнауки, Министерство образования РФ

Этап строительства технопарка - бюджетное финансирование. Финансирование поступает и от Фонда содействия. Доля внебюджетного финансирования -около 2/3 (в т.ч. от компаний, входящих в Научный парк).

Первоначальный грант - от Ассоциации технопарков высшей школы. Затем было финансирование от Министерства образования РФ, Фонда содействия, грант фонда Евразия, МНТЦ

Минпромнауки, Министерство образования РФ, Фонд содействия, РФТР

 

Фонд содействия, Минпромнауки, московское правительство, иногда - зарубежные инвесторы

Квалификация менеджеров технопарка

Изучение международного опыта благодаря участию в программах ТАСИС, ЕБРР, Фонда <Евразия>, Фонда <Ноу-Хау>

 

Созданию парка предшествовало детальное изучение международного опыта. Повышение квалификации происходит и за счет западных организаций (Британский Совет)

 

Команда менеджеров была подготовлена с помощью коллег из научного парка университета Уорвик, Великобритания

Проходили курсы подготовки и переподготовки, в том числе в кооперации с коллегами из научного парка университета Уорвик, Великобритания

 

Специального обучения не было

Подготовка кадров

Студенты МИЭТ работают в малых фирмах, принимают участие в выполнении реальных наукоемких проектов

 

1.Участие студентов в экспедициях на морских судах, обучение через исследования.

2. Стажировки студентов-программистов старших курсов МГУ в лабораториях iMSU_Research_Lab (поддерживается ИНТЕЛ).

3. Прохождение практики в Научном парке

Действует Студенческий инкубатор новых технологий, где прошло обучение более 40 человек, было подготовлено 12 бизнес-планов молодежных проектов и начата реализация 6 проектов

 

Студенты участвуют в работе малых фирм. В некоторых из них доля студентов - до 40% работающих

 

 

Не ведется

Основные проблемы - по мнению руководства технопарка

 

Нехватка оборотных средств, а также финансирования для покупки оборудования

Отсутствие подготовленных технологических менеджеров, нехватка учреждений (курсов) по их подготовке, высокая степень недоверия ученых к службам поддержки коммерциализации результатов НИОКР

 

Проблемы законодательства, препятствующие развитию инновационной инфраструктуры (нет понятий технопарка и инновационного проекта)

Недостаточное число источников и механизмов финансирования, нехватка площадей для размещения малых фирм, неразвитость законодательства в области интеллектуальной собственности

Неопределенность прав собственности на помещение и территорию технопарка

Особый случай представляет собой технопарк МИЭТМИЭТ, поскольку на его базе постепенно формировались все виды инфраструктуры, сложившейся на сегодняшней день в стране. Рост компаний в технопарке и последующий их выход в "свободную экономику", особенно в середине 1990-х гг., мог привести к их значительному ослаблению. Поэтому наряду с технопарком в 1998 г. был создан инновационно-технологический центр (ИТЦ), куда и переходили растущие компании. В 1999 г. был образован инновационно-промышленный комплекс (ИПК) МИЭТ, который объединил участников инновационной деятельности университета с рядом перспективных наукоемких компаний Зеленограда. Наконец, для расширения связей с региональной промышленностью в 2002 г. в Зеленограде началось создание первой в России технологической деревни. Технологическая деревня должна занять площадь около 18 тыс. кв. м, где будет расположено около 60 наукоемких компаний Зеленограда. Это позволит осуществлять запуск крупномасштабных инновационных проектов в области электроники, микроэлектроники и информационно-коммуникационных технологий - областях специализации промышленности г. Зеленограда. Составной элемент технологической деревни - сеть центров коллективного пользования оборудованием. Предполагается, что именно технологическая деревня станет той инфраструктурой, которая объединит университетскую среду, малый наукоемкий бизнес и промышленность в единый территориально-отраслевой кластер. С одной стороны, это должно увеличить выпуск наукоемкой продукции на предприятиях Зеленограда, а с другой - дать импульс развитию перспективных дисциплин в МИЭТ, новых учебных практикумов и базовых курсов подготовки специалистов в области электроники.

Уже сейчас в МИЭТ созданы совместные с зарубежными фирмами учебно- научные центры - такие, например, как Центр подготовки специалистов в области обработки информации совместно с Texas Instruments, Центр подготовки специалистов u1074 в области разработки ПО САПР БИС совместно с фирмой "Моторола", Центр приборно-технологического моделирования полупроводниковых структуру совместно с фирмой ISE AG (Швейцария).

Что касается основных проблем технопарков, то, как следует из данных табл. 4.2, они нередко связаны с имущественными аспектами и возможностями расширения технопарков.

Первый инновационно-технологический центр был официально открыт 18 марта 1996 г. Он был создан на базе АООТ "Светлана" (одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрации Санкт-Петербурга АООТ "Светлана" передало Региональному фонду научно-техническому развития Санкт- Петербурга, в собственность производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м под ИТЦ. Проект данного ИТЦ рассматривался как модель для последующего тиражирования. Идея состояла в том, что ИТЦ будут открываться на базе промышленных предприятий с тем, чтобы обеспечивать связь малого бизнеса и промышленности. Действительно, модель данного ИТЦ легла в дальнейшем в основу "Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России", начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Было определено, что ИТЦ - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы4, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.

Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных 4 В 1997 г. из средств государственного бюджета было выделено около 50 млн долл. США. фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно- производственных комплексах.

Однако на практике около 45% ИТЦ было создано при вузах, нередко - на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими. В некоторых случаях сформировались конгломераты, объединяющие сразу несколько видов инфраструктуры, как в уже упоминавшемся выше комплексе МИЭТ. Научный парк МГУ, наоборот, трансформировался из одной формы в другую и стал ИТЦ, а название "Научный парк МГУ" превратилось в имя собственное. На сегодняшний день в России действует 52 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм. Этого явно недостаточно для российских масштабов, поскольку, например, на территории Германии действует свыше 300 структур, аналогичных по своим функциям отечественным ИТЦ.

ИТЦ оказывают комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям: помимо сдачи помещений в аренду, они предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития.

Перечень услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания)

  • 1) Предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду
    2) Информационные услуги малым предприятиям
    3) Консультационные услуги в области бизнес-планирования
    4) Содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов
    5) Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства
    6) Организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий
    7) Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности
    8) Разработка и реализация программ приоритетного развития регионов
    9) Помощь в поиске инвестиций и получении кредитов
    10) Содействие внешнеэкономической деятельности
    11) Предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах
    12) Создание центров коллективного пользования оборудованием
    13) Создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности

Анализ деятельности ИТЦ, проведенный в 2001 г. по заказу Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, показал, что источники финансирования ИТЦ существенно различаются и варьируются от 100%- ной государственной поддержки до существования практически исключительно за счет собираемой арендной платы. Так, арендные платежи являются единственным источником финансирования для Научного парка МГУ (наряду с небольшими поступлениями от консультационных услуг), ИТЦ Центра фотохимии РАН, Инновационного делового центра "Новые технологии".

Усредненные данные по ИТЦ дают следующую картину структуры источников финансирования: 15-55% - арендные платежи, 15-50% - поступления из бюджетных источников, 10-40% - плата за оказание консалтинговых, информационных и иных услуг.

В последние годы процесс создания ИТЦ замедлился, поскольку государство стало меньше вкладывать средств на эти цели, а региональные власти считают развитие инновационной деятельности в качестве приоритета пока больше на уровне деклараций.

Оценка деятельности ИТЦ проводилась и по таким показателям, как объем дополнительно привлеченного финансирования, количество созданных и защищенных объектов интеллектуальной собственности, количество сделок по трансферу технологий, число созданных рабочих мест. Такие данные предоставило менее четверти от общего числа обследованных ИТЦ, что сделало невозможным сопоставления и обобщения. Однако сам факт непредоставления такой информации является показательным и свидетельствует о том, что руководство ИТЦ далеко не всегда осведомлено о работе находящихся в них малых фирм. Не исключено также, что малые предприятия не привлекают ИТЦ к решению вопросов, связанных с распределением прав на ИС и трансфером технологий, и не информируют ИТЦ о таких сделках. Таким образом, пока ИТЦ рассматриваются малыми предприятиями преимущественно как источник выгодной аренды и налаженной инфраструктуры, а не как посредник и консультант в процессе коммерциализации и расширения производства.

В настоящее время число малых предприятий, находящихся в ИТЦ и технопарках, практически не меняется. Спрос на высокотехнологичные продукты остается внутри страны низким, и, следовательно, нет потенциала "притока". Промышленные предприятия, заинтересованные в осуществлении инновационной деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, где продается не только новый продукт, но и обеспечивается его послепродажное обслуживание. Большинство отечественных малых фирм предложить аналогичные сервисные услуги не в состоянии.

С другой стороны, рост малых предприятий в составе ИТЦ и технопарков и превращение их в средние предприятия также идет очень медленно. Малые предприятия довольствуются относительно комфортными условиями, созданными для них в технопарках и ИТЦ, и не стремятся к росту и выходу из состава последних. Более того, в стремлении стимулировать выход из структуры "засидевшиеся" там фирмы, ряд ИТЦ установил для таких средних фирм более высокие ставки арендной платы, однако, как правило, фирмы соглашаются платить больше, но оставаться на прежнем месте, поскольку инфраструктура и сервисные службы находятся в ИТЦ на высоком уровне. Такая ситуация характерна для успешных ИТЦ и технопарков. В менее успешных структурах 100%-ной загрузки площадей нередко нет, и потому фирмы к выходу там не подталкивают.

Развитие инновационно-технологических центров подошло в 2001 г. к определенному рубежу: поскольку стало очевидным, что не все фирмы, вошедшие в их состав, оказались эффективными, наряду с проблемой привлечения в ИТЦ малых фирм возникла проблема выведения из состава ИТЦ неэффективно действующих предприятий. Однако успешные малые фирмы в составе ИТЦ практически компенсировали начальные затраты государства на создание инфраструктуры и на финансирование через государственные фонды. Кроме того, малые фирмы в ИТЦ имели в среднем более высокие экономические показатели, чем по малому инновационному бизнесу в целом. Объем товаров и услуг, реализованный малыми предприятиями, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие, более чем в три раза превысил аналогичный показатель для малых предприятий, не входящих в состав ИТЦ, а налоги, выплаченные развивающимися фирмами, в течение трех лет компенсировали государственные вложения в создание инфраструктуры.

В идеале все ИТЦ должны стать связующим звеном между расположенными в них малыми предприятиями и научно-образовательными структурами, с одной стороны, и промышленностью - с другой. Не случайно поэтому логика их развития привела к образованию на базе наиболее мощных ИТЦ инновационно- промышленных комплексов. ИПК должны способствовать росту объема продаж малых фирм, расположенных в ИТЦ, и, таким образом, разница между ИТЦ и ИПК состоит в масштабах производства продукции. В ИПК предприятия, ранее входившие в ИТЦ, должны производить продукции как минимум на 10 млн долл. в год5. ИПК - это следующий шаг в развитии инновационной инфраструктуры, поскольку институциональное объединение организаций, "отвечающих" за различные стадии инновационного цикла, должно сократить сроки создания, промышленного освоения и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Первые четыре инновационно-промышленных комплекса были созданы в 1999 г. на базе наиболее сильных ИТЦ (в Москве, Зеленограде и Санкт-Петербурге). На первом этапе финансирование выделялось со стороны Минпромнауки РФ, РФТР и Фонда содействия.

Таким образом, функционирование созданной производственно- технологической инфраструктуры показало, что при налаженной работе ИТЦ и технопарки являются прибыльными структурами, и поэтому возможно финансирование их формирования за счет частных и заемных средств. Однако при действующих ставках кредитования объектов недвижимости арендная плата, уплачиваемая компаниями - арендаторами площадей ИТЦ, обеспечивает возврат первоначальных инвестиций и процентов по ним не ранее чем через 8-10 лет6, а это слишком долгий срок.

В то же время динамика развития малых фирм в рамках технопарков и ИТЦ является не очень высокой. Случаи перехода предприятий из малых в средние не стали массовыми. Однажды заняв свое место и нишу в рамках определенной инфраструктуры, малые фирмы продолжают в ней существовать длительное время, даже превратившись в средние предприятия. Никаких лимитов пребывания, которые, как правило, установлены в западных технопарках, нет. Для повышения эффективности работы инфраструктуры и поддержки среды для возникновения и развития малого бизнеса целесообразно ввести систему срочных контрактов, которые заключались бы руководством технопарков и ИТЦ с малыми фирмами. По условиям таких контрактов могут оговариваться сроки нахождения фирм в составе ИТЦ (технопарков) и обязательства сторон.

Технопарки на базе промышленных предприятий

Более успешен опыт создания технопарков не при образовательных учреждениях, а при промышленных предприятиях. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия. Тем самым создаются устойчивые индустриальные сети. Наибольших успехов в кластеризации добилась отрасль машиностроения (ОМЗ, Мотовилихинские заводы, КАМАЗ, АвтоВАЗ). На Уралмашзаводе (ОМЗ) развитием технопарка занимается Территориальная компания. В работе с предприятиями технопарка действует два принципа: принцип "одного окна" и гибкий подход к определению условий договора. Первый означает, что предприятия в Территориальной компании могут не только взять в аренду землю, здания и сооружения, но и договориться о пользовании услугами инфраструктурных компаний: энерго- и водоснабжением, охраной и благоустройством территорий, транспортными перевозками. Тепло и электроэнергия, питьевая вода и пользование канализацией обходится обитателям технопарка "Уралмашевский" значительно дешевле, чем многим предприятиям за его пределами.

Представители предприятий, расположенных на территории технопарка, отметили невысокий размер тарифов на энергоснабжение, а также поприветствовали гибкий подход Территориальной компании к определению условий договора. Территориальная компания снижает арендную плату для предприятий, инвестирующих в ремонт арендуемых зданий и сооружений. Сегодня в технопарке "Уралмашевский" расположены 27 предприятий малого и среднего бизнеса, не входящих в "ОМЗ". Преимущественно это промышленные предприятия, занимающиеся производством, оказанием услуг по механообработке и ремонтом промышленного оборудования.

По стопам ОМЗ пошел и КАМАЗ. В конце июля завершилась официальная регистрация ОАО "Камский индустриальный парк "Мастер", созданного на базе пустующих площадей дочернего камазовского ЗАО "Ремдизель". Окончательно проект должен быть запущен к началу 2005 года. КИП даст площадку для новых рабочих мест и экономически эффективного производства комплектующих для КАМАЗа.

Изготовление мелких автомобильных компонентов в условиях крупного предприятия не всегда эффективно. Поэтому КАМАЗ решил вынести их производство в собственный индустриальный парк. КИП также может стать решением проблем кадровой политики самого предприятия. Имущественный комплекс "Мастера" включает производственный корпус площадью 101,7 тыс. кв. метров и административно-бытовые помещения (на 36,2 тыс. кв. метров), производственная зона индустриального парка может охватить еще и площади завода запасных частей, производственного корпуса "Турбодизеля" и бывшего сдаточного корпуса КАМАЗа. КАМАЗ взял на себя обязательства по заключению рамочных соглашений с участниками КИП "Мастер" на срок не менее 5 лет. По мнению гендиректора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина, выгода для его компании "очевидна и выражается прежде всего в постоянной поддержке процессов гибкого производства, возможности концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых продуктах, апробации технических решений при освоении новой продукции, снижении себестоимости компонентной базы автомобиля и контроле над качеством комплектующих. А участники КИП получат крупные долгосрочные заказы, обустроенные площади, гибкие условия аренды и кредитования, возможность покупки оборудования по льготной цене. В общем, это снижение издержек по производству и продажам готовой продукции".

Технопарки на основе промышленных предприятий оказывают большее влияние на региональное развитие, поэтому дальнейший анализ промышленных технопарков мы провели в региональном срезе (глава пятая, региональные перспективы развития технопарков).

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.