Данные методические указания созданы для руководителей бизнес-инкубаторов, акселераторов и технопарков, а также тех, кто находится в процессе создания подобных структур. Рекомендации основаны на результатах исследования «Национальный сравнительный анализ 2016/17: оценка эффективности российских бизнес-инкубаторов и акселераторов», проведенного в октябре-ноября 2016 года АО «РВК» совместно с АНО «Проекты для будущего», НИУ ВШЭ и UBI Global, а также на основе методических материалов, разработанных АО «РВК» и Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ в рамках курса повышения квалификации для специалистов бизнес-инкубаторов и акселераторов, проведенного в октябре-декабре 2016 года.
Инновационная экосистема России имеет свою специфику по сравнению с экосистемами других стран, что приводит к отличиям в функционировании некоторых типов инфраструктурных организаций от их иностранных аналогов. Например, в российской экосистеме большинство бизнес-инкубаторов работают с проектами более ранних стадий с точки зрения жизненного цикла нежели бизнес-акселераторы, хотя в Европе и США ситуация обратная.
Данное руководство вобрало в себя лучшие практики в области стратегического планирования деятельности бизнес-инкубаторов и акселераторов, формированию команды организации, а также примеры образовательных программ и форматов мероприятий для различных целевых аудиторий. Также затронуты вопросы, касающиеся работы с целевыми сообществами и привлечения аудитории.
Работа любого инкубатора и акселератора включает в себя три основных бизнес-процесса: 1. Привлечение потенциальных компаний-резидентов. 2. Развитие резидентов. 3. «Продажа» выпускников.
В текущем документе затронуты первые два из трех основных бизнес процессов, поскольку третий процесс сильно зависит от выбранной организацией стратегии и специфики проектов, с которыми она работает.
Следует понимать, что любой инкубатор или акселератор должен быть включен в своеобразную «пищевую цепочку», где на входе находятся проекты с определенным набором характеристик, а на выходе – проекты с другим набором характеристик (обычно, способные развиваться в рыночных условиях) и организации, заинтересованные в этих проектах как клиентах в свою входящую воронку. Такими организациями-потребителями могут являться инвестиционные фонды, другие стартапы, средний и крупный бизнес.
Документ состоит из 5 разделов, которые смогут помочь выбрать оптимальную модель функционирования организации поддержки малого бизнеса, так и ознакомиться с лучшими практиками по построению основных бизнес-процессов, связанных с привлечением и развитием компаний ранних стадий развития.
В первом разделе приводится классификация организаций инфраструктуры инновационной поддержки, их сходства и отличия.
Второй и третий раздел посвящен бизнес-моделям, типовым программам развития и требованиям к командам бизнес-инкубаторов и акселераторов.
В четвертом разделе содержатся лучшие практики по построению основных бизнес-процессов, касающихся привлечения и развития компаний-резидентов.
Заключительный пятый раздел содержит общие краткие рекомендации, касающиеся эффективности работы бизнес-инкубаторов и акселераторов.