Татарстан , 05 фев, 10:38 464
Последние капли: бизнес РТ выступил против обязательной маркировки воды
Производитель из РТ питьевой воды заявил, что введение маркировки продукции создает риск удорожания продукции и закрытия бизнеса. Оператор системы «Честный ЗНАК» заявил, что траты на маркировку невелики
Как сообщил РБК Татарстан директор по продажам ООО «Перспектива» (торговая марка «Раифский источник») Альберт Ибатуллов, на сегодняшний день, ни один производитель из Татарстана не участвует в российском эксперименте по маркировке воды.
1 апреля 2020 года в России начался эксперимент по маркировке воды. Он должен продлиться до начала марта текущего года. Издание «Коммерсантъ» 1 февраля сообщало, что в нем участвует свыше 100 компаний. В декабре 2020 года правительство утвердило обязательное введение маркировки на питьевую воду, однако без указания конкретных сроков.
В 2019 году глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил президенту РФ Владимиру Путину о необходимости маркировки питьевой воды. Тогда он указал, что более 25% продукции — поддельная. Позднее, в январе-июне прошлого года, Роспотребнадзор взял почти 19 тыс. проб воды. Менее 0,2% из них имели нарекания по физико-химическим показателям, а 1,9% — по микробиологии.
Неминуемое подорожание
По его словам Ибатуллова, для участия в эксперименте, которое повлечет за собой переоборудование производства, необходимо порядка 10-15 млн рублей. «И это только вложение в оборудование. Нельзя забывать про сопровождающие материалы. Нам ведь не просто передается марка, мы должны ее распечатать и наклеить на емкость, групповую упаковку и паллет. Соответственно, это тоже затратная часть. Поэтому на данный момент в Татарстане никто не участвовал»,— поделился он.
В Союзе производителей соков, воды и напитков «Союзнапитки», входящие в который компании выпускают 70% такой продукции в РФ, предложили минпромторгу предлагают растянуть введение обязательной маркировки воды до марта 2023 года, проводя его в три этапа. По их словам, такой срок необходим для того, чтобы успеть закупить и настроить необходимое оборудование. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо директору департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции минпромторга Екатерине Приезжевой.
Помимо этого, представители бизнеса предлагает исключить из маркировки детскую воду. По их словам, эта продукция уже сейчас проходит высокий контроль со стороны государства. Также не маркировать предлагается воду в бутылках объемом 0,35 л., с колпачком типа «спорт» и в алюминиевых банках из-за технических сложностей нанесения маркировки.
Как заявил Ибатуллов, сумма в 10-15 млн рублей, которую потребуется потратить на переоборудование, является годовой прибылью предприятий, и никто не готов тратиться на эксперимент.
«Никаких возмещений не ожидается. Для нас этот вопрос очень важен, так как мы в Татарстане все являемся локальными производителями. Полтора литра воды у локальных производителей стоит в пределах 20 рублей. Таким образом, нас ждет подорожание в районе 15-16% только за счет того, что мы приобретем эти марки. Помимо этого, у нас усложняется система логистики. Она обойдется очень дорого»,— поделился он.
Ибатуллов рассказал, что из-за маркировки система отслеживания станет сложнее. «Я уже не смогу просто по реестру загрузить воду, а должен буду формировать все партиями, чтобы вода попала в необходимый магазин. Также в ходе перевозки может произойти перемещение товара, водитель может все перепутать. Таким образом, машины по пять тонн уже ездить не будут. Это повлечет за собой удорожание логистики в два раза, а это дополнительно 15% к цене. Итоговое заключение такое: на 0,5 л произойдет подорожание на 30%, на 1,5 л – на 27%»,— заявил Ибатуллов.
Повышение цен, по его словам, произойдет из-за того, что предприятие является локальным поставщиком с низкой ценой на продукцию. В случае обязательного внедрения маркировки бизнес с высокой вероятностью придется свернуть вообще, так как сетевые магазины не будут готовы к повышению цены воды на 30%.
Контроль государства
В татарстанском управлении Роспотребнадзора РБК Татарстан сообщили, что в прошедшем году было исследовано 1,1 тыс. проб упакованной питьевой воды, в том числе минеральной. Из них три не соответствовали установленным требованиям: две производства Марий Эл, одна – татарстанская, в воде было выявлено превышение содержания нитратов. Кроме того, одна проба продукции не соответствовала требованиям по маркировке.
«По данным фактам, а также в связи с выявленными нарушениями в сфере санитарного законодательства управлением Роспотребнадзора по РТ составлено шесть протоколов об административных правонарушениях в отношении производителей продукции, по пяти протоколам вынесены постановления о назначении наказания в виде штрафа на общую сумму 50 тыс. рублей, один материал направлен для рассмотрения в Арбитражный суд РТ», — заявили в пресс-службе управления.
В отношении одного производителя было вынесено предписание о прекращении действия декларации о соответствии на питьевую воду. Из оборота изъяли 2 партии воды, объемом 198 литров.
По данным Госалкогольинспекции РТ, по состоянию на 2014 год в Татарстане имелось больше 30 цехов по производству и розливу воды, расфасованной в емкости. В 2005 году было 40 цехов. Наиболее крупными предприятиями-производителями питьевой воды, расфасованной в емкости, в Республике Татарстан являются ООО «Перспектива» («Раифский источник», «Туган як»), ООО «ТПФ «Изыскатель» («Мензелинская»), ООО «Хотня» («Хотнинская»).
Необходимость поддержки
Заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов заявил, что размер инвестиций, которые могут потребоваться с введением маркировки, зависит от объема производства компании, ее автоматизации, производственных и логистических процессов. Центр является оператором системы маркировки товаров «Честный ЗНАК» и занимается обеспечением полного цикла маркировки и прослеживания, локализации производства оборудования, вывода на рынок инновационных технологических решений.
«Стоимость решения может начинаться от 30 тыс. рублей, если компания решит печатать коды на этикетках и клеить их на продукцию. В эту сумму входят принтер этикеток и сканер, ПО – бесплатное, предоставляемое системой маркировки», — рассказал он.
По словам представителя ЦРПТ, инвестиции для крупных компаний могут быть заметно выше, это может зависеть и от того, решит ли производитель печатать коды прямо у себя на площадке или в типографии, получая упаковку с уже напечатанными кодами.
Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова считает, что локальным предприятиям Татарстана с нагрузкой, которую привнесет обязательная маркировка, справиться будет сложно, так как вода является товаром с небольшой маржинальностью. Для того, чтобы предприятия республики могли участвовать в российском эксперименте по маркировке воды, нужна или федеральная, или региональная поддержка.
«О каких-то льготных условиях тут речи не идет, смысл именно в глобальной маркировке, поэтому все участвуют на общих основаниях. Если подходить к маркировке детской воды как к компоненту рынка, то она, безусловно, необходима. Вряд ли тут стоит делать какое-либо исключение — это сведет на нет все остальные усилия и финансовые вливания. Если маркировать, то все, что поставляется на рынок. Изначально именно такими глобальными мерами власти придумали сделать сектор питьевой воды полностью прозрачным», — заявила Бодрова.
Согласно исследованию Научно-исследовательского финансового института минфина РФ, в результате маркировки и ухода с рынка нелегальной продукции для бизнеса и государства сложится положительный баланс и ожидается дополнительная прибыль на уровне 12,7 млрд руб. Также произойдет расширение рынка для легальных компаний на 1,690 млрд единиц продукции. По их данным, роста цен для покупателей не прогнозируется.
Автор
Камилла Нурутдинова
Подробнее на РБК:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/05/02/2021/601bd9879a79470f01d63347