Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Продукт имеет срок «жизни» существования на рынке. Выделяют 5 фаз жизни товара в течение жизненного цикла товара

https://abc-of.by

Жизненный цикл товара

рис.1 График 5 фаз жизни товара

Любой продукт, начиная от зубной пасты и заканчивая автомобилем, имеет свой срок «жизни», т.е. существования на рынке. В течение этого периода он проходит определённые этапы или фазы. Концепция, описывающая эти этапы, называется концепцией жизненного цикла товара.

Выделяют 5 фаз жизни товара, которые можно изобразить на графике (см. рис. 1)

Фаза внедрения на графике 5 циклов жизни товара

Фаза внедрения (Marketing Introduction Stage)

Объем продаж растет очень медленно. В этот период товар покупается из любопытства (пробная покупка) и благодаря маркетинговым усилиям.
Затраты компании на товар очень велики, поэтому товар пока не приносит прибыли, или наоборот, приносит убытки:

  • Затраты на разработку.

  • Затраты на рекламу.

  • Затраты на стимулирование.

  • Затраты на сбыт.

Размер убытков увеличивают возникающие именно в этой фазе трудности:

  • Недостаточный опыт в производстве товара.

  • Отсутствие опыта продаж подобного товара.

  • Недоделки нового товара.

  • Когда товар становится прибыльным, он переходит в фазу роста.

Фаза роста на графике 5 циклов жизни товара

Фаза роста (Growth Stage)

  • Товар становится известным все более широким кругам потребителей.

  • Рост продаж в абсолютных величинах.

  • Рост продаж в относительных величинах.

  • Рост прибыли.

Конкуренты выводят на рынок аналогичные товары. Они стараются дифференцировать свой товар:

  • по форме;

  • по техническому исполнению;

  • по качеству;

  • по цене.

В процессе дифференциации продукта, захватываются все новые и новые сегменты покупателей. На рынке начинается экспансия.

Через некоторое время прирост продаж стабилизируется, товар переходит в фазу зрелости.

Фаза зрелости на графике 5 цилов жизи товара

Фаза зрелости (MatureStage)

Товар начинают покупать самые консервативные и сомневающиеся покупатели.

  • Объем продаж растет.

  • Прирост продаж в % падает.

  • Усиливается конкуренция.

  • За счет инвестиций конкурентов.

  • За счет входа в отрасль новых компаний, осознавших возможность позже.

  • Усиление конкуренции вызывает снижение прибыли, так как рационализаторские возможности исчерпаны.

Фаза Зрелости заканчивается, когда абсолютный объем продаж достигает своего максимума и перестает расти.

Фаза насыщения на графике 5 циклов жизни товара

Фаза насыщения (SaturationStage)

Объем продаж медленно снижается. Происходит это потому, что:

  • Рыночный потенциал практически исчерпан.

  • Покупатели начинают переходить на товары-заменители.

  • На этом этапе ценовая конкуренция уступает место конкуренции по качеству, поскольку разница между доходами и расходами слишком мала, чтобы маневрировать ценой.

Фаза спада на графике 5 циклов жизни товара

Фаза спада (Decline Stage)

Объем продаж резко уменьшается. Причина в том, что потребность, на удовлетворение которой был направлен данный товар, теперь можно гораздо лучше и дешевле удовлетворить с помощью других товаров. Все больше и больше покупателей теряют интерес к продукту и переходят на товары-заменители. Компания терпит убытки, конкуренты уходят с рынка.

Существуют различные причины, почему товары умирают:

  • Технический прогресс.

  • Экономическое устаревание.

  • Правовые меры.

  • Экономические меры.

  • Искусственное устаревание - сознательный вывод на рынок новых товаров, заменяющих старый товар (товары-заменители).

Характерный пример – модные товары (одежда, обувь), которые выходят из употребления не из-за реальных причин, а из-за «психологических» факторов.

Кривая жизненного цикла товара. График

Кривая жизненного цикла товара является полезной моделью для кейсов об операционной деятельности.

Если у вас спросят, почему сокращается прибыль компании, производящей электрические чайники, вам сразу стоит понять, в какой фазе находятся товары компании:

  • Возможно, линейка продукции уже морально устарела, и компания уступает рынок более технологичным конкурентам.

  • Или же спрос в данном сегменте уменьшился, и потребители переключаются на другую продукцию(скажем, используют обычные чайники на электроплитах)

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.