Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Аквариус: Какая поддержка нужна производителям электроники? Дмитрий Титов: не только цена в закупке, верификация российскости, бюджетные и корпоративные закупки 4 квартала

Мы можем быть полезны Вам в решении следующих задач:

  • Консультации по грантам для разработчика электроники РЭП, ЭКБ, ПАК, ИТ решения (правообладателя, интегратора)
  • Консультации по грантам для заказчика внедрения
  • Консультации по налоговым льготам и остальным преференциям (отсрочка от призыва, мобилизации, льготная ипотека)
  • Консультации по входу в реестры Минцифры, Минпрома (аккредитация ИТ-компаний, разработчиков, проектировщиков электроники)
  • Консультации по внесению продукта (решения: ПАК/АПК/ПО) в реестр отечественного ПО, ПАК, РЭП, РЭА, ЭКБ
  • Консультации по внесению АПК/ПАК в реестр отечественной электроники
  • Подготовка части документации по требованиям
  • Сопровождение процесса аккредитация Минцифры
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка документации бизнес-проекта;

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

 

 

 

 

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

ВАЖНО: Получить льготу, субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)

Самое трудное:

Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:

А) применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, РИП

Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;

- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Импортозамещение

21 октября

https://www.rbc.ru/industries/tag/import_substitution

Какая поддержка нужна производителям электроники

21 октября 2024

https://www.rbc.ru/industries/news/67121b5b9a794770c79baa35

Первый вице-президент компании «Аквариус» Дмитрий Титов — о механизмах, необходимых для сохранения роста отечественного производства компьютерной техники

У отечественной электроники был очень «поздний старт»: внутренний рынок для российских производителей возник совсем недавно — менее десяти лет назад. И только регуляторика позволила сделать более или менее справедливыми условия соперничества россиян с иностранными вендорами на внутреннем рынке. Сейчас начался следующий этап — кодификация «национального режима», который позволит свести регулирование к двум законам и нескольким подзаконным актам правительства.

Остались неразрешенными три ключевые проблемы.

Первая — законы о государственных закупках и антимонопольном регулировании (в них главное ─ цена) сужают перспективы выстраивания долгосрочных отношений между заказчиком и производителем. В итоге возникают «зоопарк» решений, острая конкуренция, маленькие тиражи стандартных изделий.

 

Вторая проблема — отсутствие механизма проверки реального соответствия поставляемых изделий требованиям «национального режима». В отраслевом сообществе среди членов АНО «Консорциум вычислительная техника» распространяется мнение, что не все производители, пользуясь некомпетентностью заказчика, соблюдают правила «российскости» происхождения продукции.

 

Третья — ярко выраженная сезонность, со смещением деловой активности на четвертый квартал. В итоге в течение полугода производители имеют избыточные мощности, что ведет к низкой фондоотдаче и производительности труда в целом.

Все вместе это тормозит рост конкурентоспособности российских изделий.

При этом существенную часть актуальной потребности заказчиков продолжает закрывать импорт, хотя текущих мощностей и компетенций отечественных предприятий с избытком хватает для производства ноутбуков, планшетов, систем хранения данных и серверов (благодаря, кстати, программам Минпромторга России и Фонда развития промышленности). Линий достаточно и для производства мониторов, коммутаторов, маршрутизаторов. Недавние геополитические события наглядно показали, что даже просто собирать электронику надо у себя дома, не говоря уже о собственном производстве памяти, элементов питания, зарядных устройств. Пришло время обрезать параллельный импорт не в брендах, а в кодах ОКПД-2 по всей вышеперечисленной номенклатуре, а вместо правила «второй лишний» ввести прямой запрет на закупки импорта. Если кому-то потребуется исключение, закон даст такую возможность.

Но возникла еще одна сложность. Сохранению высоких темпов роста электронной промышленности сейчас может мешать ключевая ставка Банка России.

Рост 2022–2023 годов был построен в том числе на дешевых, субсидируемых кредитах, позволявших покупать компоненты впрок и наращивать производство и продажи (постановления правительства № 895, 407, 469 и другие).

Банки активно поддержали отрасль. Финансовые модели агрессивного роста крупнейших игроков были ими акцептованы исходя из сроков и ставок, указанных в нормативных документах, и веры в то, что внимание к отрасли «всерьез и надолго».

Нормативные акты продолжают действовать, а вот бюджетные лимиты съела процентная ставка. Могу предположить, что в условиях острой конкуренции, сокращающей маржу, и высоких процентных ставок банки неизбежно будут сокращать кредитные лимиты. А производители, соответственно, — производство.

Не так велик запас прочности в отрасли, как может показаться со стороны. В течение 2024 года бизнес рос на «старых дрожжах», но больше источников нет.

Ключевая ставка в итоге съела и начавший было развиваться рыночный источник фондирования — биржевые акции.

Если государство действительно считает электронику приоритетной, надо вернуть льготное оборотное кредитование.

Именно благодаря льготам 2022–2023 годов, балльной системе Минпромторга России растут и доходы бюджета от отрасли, так как растет занятость, основные средства, добавленная стоимость российской продукции.

Хороший пример — агросектор. За 15–20 лет Россия стала не только полностью независима в сфере производства продовольствия, но и создала огромный экспортный потенциал. Недальновидно развивать стратегические отрасли через окошко кассы с трехлетним горизонтом планирования. При правильной организации дела бюджетные льготы обязательно окупятся в среднесрочной перспективе.

Важная тема — повышение конкурентоспособности. Ее нужно оценивать с четырех сторон: функциональность, надежность, удобство, цена. Хуже всего конкурировать только ценой. Развивать нужно удобство — эта категория никогда не была приоритетной для отечественной промышленности, теперь учимся обращать на нее серьезное внимание. Ряд крупнейших производителей уже вышли на розничный рынок, чтобы конкурировать с более опытными иностранцами. В свою очередь, надежность и функциональность — это производные от профессионализма разработчиков и организации производства. В четырех-пяти ведущих российских компаниях созданы собственные линии разработки, собраны опытные команды с большим будущим, куда активно вливаются студенты. Перед этими компаниями открываются серьезные перспективы. Но с организацией массового производства дело обстоит не так хорошо в части производительности труда и качества продукции.

Наряду с инженерными школами нужно формировать школы операционного управления производством, закупками и складом, активнее автоматизировать и роботизировать производство. Федеральный проект по роботизации может способствовать повышению уровня организации производства и конкурентоспособности промышленности. Но важна не сама по себе раздача роботов, а комплексный подход: переобучение административного персонала, перестройка IT-систем (ERP, MES, SCADA и прочих), обучение синих воротничков коллаборации с новыми машинами и механизмами. Япония в 1970-е прошла именно такой путь.

Производители российской электроники и вычислительной техники завершают период отрочества, когда внимание опекуна — государства — очень важно. Опекун определил отрасли дату достижения мировой конкурентоспособности — 2030 год. Осталось две бюджетные трехлетки, и дальше полностью сами. За это время отрасль должна будет консолидироваться, научиться не только массово изготавливать и продавать конкурентную продукцию внутри, но и занять определенные доли внешних рынков. Задача амбициозная, но реализуемая.

 

 

Меры поддержки российской электроники (с подразделами)

 

Как решать первую проблему?

Проблема, которую вы описали, действительно является одной из ключевых для развития российской электроники.

Вот несколько возможных подходов к решению проблемы - одной из ключевых для развития российской электроники:

1. Изменение законодательства:

Необходимо пересмотреть законы о государственных закупках и антимонопольном регулировании, чтобы они учитывали не только цену, но и качество, надежность и инновационность продукции. Можно ввести критерии оценки, которые будут способствовать долгосрочным отношениям между заказчиками и производителями.

Изменение российского законодательства: Необходимо пересмотреть законы о государственных закупках и антимонопольном регулировании, чтобы они учитывали не только цену (по которой проигрывают российские изделия тайваньским и китайским), но и российскость, качество, надежность и инновационность продукции

  • Как защитить отечественных производителей электроники от импортного ценового давления?
  • Какие ввести критерии оценки , которые будут способствовать долгосрочным отношениям между заказчиками и производителями?

Изменение законодательства в области государственных закупок и антимонопольного регулирования может стать важным шагом к поддержке отечественных производителей электроники. Для защиты российских производителей от импортного ценового давления необходимо учитывать не только цену, но и ряд других критериев, которые помогут создать более справедливую и конкурентоспособную среду.

 

Вот несколько предложений:

### 1. Введение критериев оценки:

- Критерий "российскость":

Установить минимальный процент локализации производства, который должен быть выполнен для участия в государственных закупках. Это может включать использование отечественных комплектующих и технологий.

- Качество и надежность:

Ввести обязательные стандарты качества, которые должны соответствовать продукции. Это может включать сертификацию по международным стандартам (например, ISO) и обязательные испытания на надежность.

- Экологические и социальные аспекты:

Включить в критерии оценки экологические показатели и соблюдение социальных стандартов, что может повысить привлекательность отечественной продукции.

 

При разработке критериев выбора поставщиков и продукции в рамках государственных закупок, особенно в области электроники, важно учитывать не только цену, но и ряд других факторов, которые могут существенно повлиять на эффективность и надежность поставок.

Ниже представлены подробные критерии выбора, а также механизмы их реализации.

### 1. Подтвержденная реальная "российскость" изделия
**Критерий:** Продукция должна быть произведена на территории России или соответствовать требованиям локализации.

**Механизм исполнения:**
- Запрос документов, подтверждающих происхождение товара (сертификаты, лицензии, декларации).
- Проведение аудита производственных мощностей и проверка наличия необходимых технологий и компонентов.
- Введение обязательного требования о наличии у поставщика производственных мощностей в России.

### 2. Качество продукции
**Критерий:** Продукция должна соответствовать установленным стандартам качества и иметь соответствующие сертификаты.

**Механизм исполнения:**
- Установление обязательных стандартов (например, ГОСТ, ISO) для всех поставляемых товаров.
- Проведение независимых экспертиз и тестов на соответствие заявленным характеристикам.
- Введение системы оценки качества на основе отзывов пользователей и статистики отказов.

### 3. Надежность поставщика
**Критерий:** Поставщик должен иметь положительную репутацию, опыт работы на рынке и финансовую стабильность.

**Механизм исполнения:**
- Запрос финансовых отчетов и анализа кредитоспособности поставщика.
- Проверка наличия положительных отзывов и рекомендаций от других клиентов.
- Установление минимального срока работы на рынке для участия в тендерах.

### 4. Сроки поставки
**Критерий:** Поставщик должен гарантировать выполнение сроков поставки, соответствующих требованиям заказчика.

**Механизм исполнения:**
- Установление четких сроков поставки в тендерной документации.
- Введение штрафных санкций за несоблюдение сроков.
- Запрос информации о логистических возможностях и наличии транспортных средств у поставщика.

### 5. Наличие сервиса
**Критерий:** Поставщик должен обеспечивать техническую поддержку и сервисное обслуживание на территории России.

**Механизм исполнения:**
- Запрос информации о наличии сервисных центров и квалификации специалистов.
- Установление обязательного условия о предоставлении сервисного обслуживания в течение определенного срока после поставки.
- Введение системы мониторинга качества сервиса и отзывов клиентов.

### 6. Сроки гарантии качества продукции
**Критерий:** Продукция должна иметь гарантию качества от производителя или официального сервисного центра.

**Механизм исполнения:**
- Установление минимальных сроков гарантии для различных категорий продукции.
- Запрос документов, подтверждающих условия гарантии и ответственность производителя.
- Введение обязательного условия о предоставлении расширенной гарантии для критически важного оборудования.

### 7. Наличие у поставщика на складе в РФ ремонтных комплектующих
**Критерий:** Поставщик должен иметь запас необходимых комплектующих для ремонта и обслуживания оборудования.

**Механизм исполнения:**
- Запрос информации о наличии запасных частей на складе и их количестве.
- Установление обязательного условия о наличии страхового гарантийного запаса для критически важного оборудования.
- Проведение регулярных проверок наличия комплектующих и их соответствия заявленным характеристикам.

### Заключение
Для пересмотра законов о государственных закупках и антимонопольном регулировании в области электроники необходимо учитывать вышеуказанные критерии и механизмы их реализации. Это позволит повысить качество поставок, обеспечить надежность и безопасность используемого оборудования, а также поддержать отечественного производителя. Важно также наладить взаимодействие между государственными органами, поставщиками и производителями для создания прозрачной и эффективной системы закупок.

 

 

### 2. Долгосрочные отношения между заказчиками и производителями:

- Создание программ долгосрочного сотрудничества:

Ввести механизмы, которые будут поощрять долгосрочные контракты между государственными заказчиками и отечественными производителями.

Это может включать гарантии объемов закупок и поддержку в разработке новых продуктов.

- Поддержка стартапов и малых предприятий:

Создать специальные программы для поддержки стартапов и малых предприятий в области электроники, включая финансирование, обучение и доступ к рынкам.

- Обратная связь и совместная разработка:

Установить механизмы обратной связи между производителями и государственными заказчиками для совместной разработки продуктов, что поможет лучше учитывать потребности рынка и улучшить качество продукции.

### 3. Образование и подготовка кадров:

- Поддержка образовательных учреждений:

Инвестировать в образование и подготовку специалистов в области электроники, чтобы обеспечить наличие квалифицированных кадров для отечественных производителей.

- Стимулирование научных исследований:

Поддерживать научные исследования и разработки в области электроники, что поможет повысить уровень инноваций и конкурентоспособности.

### 4. Прозрачность и борьба с коррупцией:

- Улучшение прозрачности закупок: Внедрить электронные платформы для государственных закупок, которые обеспечат прозрачность и доступность информации о тендерах и условиях участия.

- Борьба с коррупцией: Установить строгие меры по борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок, чтобы обеспечить честную конкуренцию.

### Заключение:

Изменение законодательства о государственных закупках и антимонопольном регулировании может сыграть ключевую роль в поддержке отечественных производителей электроники.

Введение новых критериев оценки, создание долгосрочных отношений между заказчиками и производителями, а также поддержка образования и научных исследований помогут создать устойчивую и конкурентоспособную экосистему, способную противостоять импортному ценовому давлению.

 

Свободная торговля и протекция своего производителя:

  • как торгово-экономическая интеграция стран брикс (куда входят и монополисты по электронике Китай, Индия) поможет защитить национального (местного) производителя например российской электроники?
  • как будет сочетаться расширение и развитие торговли (которая и так развита между Китаем и Россией) и снятие торговых барьеров и торговых санкций - с протекцией (защитой) российского производителя?
  • возможно ли введение квот на импорт из китая или защитных ввозных таможенных пошлин китайских товаров или критериев при закупке "сделано в РФ (реестр ППРФ 719)" - одновременно с заключением соглашений в сфере расширения торговли?

Торгово-экономическая интеграция стран БРИКС может оказать значительное влияние на защиту национального производителя, в частности, российского сектора электроники.

Рассмотрим несколько аспектов этого процесса.

### 1. Укрепление позиций местного производителя

Снижение зависимости от импорта:

Интеграция может способствовать развитию совместных предприятий и кооперации между странами БРИКС.

Это может привести к снижению зависимости России от импорта электроники, особенно от Китая, и стимулировать развитие местного производства.

Технологический обмен:

Страны БРИКС могут обмениваться технологиями и опытом, что позволит российским производителям улучшить качество своей продукции и повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

### 2. Защита местного производства

Протекционистские меры:

Введение квот на импорт и защитных ввозных пошлин может быть одним из инструментов защиты местного производителя.

Хотя это может противоречить принципам свободной торговли, многие страны используют такие меры для защиты своих стратегически важных отраслей.

Стимулирование местного производства:

Введение критериев при закупках, таких как "сделано в РФ", может помочь поддержать местных производителей, особенно в государственных закупках.

Это может создать дополнительные стимулы для инвестиций в российскую электронику.

### 3. Сочетание торговли и протекции

Баланс интересов:

Важно найти баланс между расширением торговли и защитой местного производителя. Это может быть достигнуто путем гибкой торговой политики, которая учитывает интересы как импортеров, так и местных производителей.

Соглашения о свободной торговле:

Заключение соглашений о свободной торговле с другими странами БРИКС может включать положения о защите местных производителей, что позволит избежать чрезмерной конкуренции со стороны более сильных экономик, таких как Китай.

### 4. Возможные меры

Квоты и пошлины:

Введение квот на импорт китайских товаров или защитных ввозных пошлин возможно, но это должно быть сделано с учетом международных обязательств России.

Такие меры могут быть временными и применяться в условиях экономического кризиса или резкого увеличения импорта.

Стимулирование локализации:

Программы по локализации производства, которые могут включать налоговые льготы для компаний, производящих в России, могут помочь создать более благоприятные условия для местных производителей.

### Заключение

Таким образом, торгово-экономическая интеграция стран БРИКС может создать возможности для защиты и развития российского производителя электроники.

Однако для достижения этого необходимо тщательно продумать политику, которая будет сочетать расширение торговли с мерами по защите местного производства.

Это требует гибкости и готовности к компромиссам, чтобы избежать негативных последствий для экономики в целом.

2. Создание кластеров:

Поддержка и развитие кластеров в сфере электроники могут помочь объединить усилия производителей, исследовательских институтов и заказчиков. Это позволит создать экосистему, в которой участники смогут обмениваться опытом и развивать совместные проекты.

3. Государственная поддержка:

Продолжение программ государственной поддержки для производителей электроники через субсидии, налоговые льготы и гранты на НИОКР. Это поможет снизить финансовые риски и стимулировать долгосрочные инвестиции.

4. Стандартизация и унификация:

Разработка стандартов и унифицированных решений может помочь сократить «зоопарк» технических решений и повысить тиражи продукции. Это также упростит процесс интеграции новых технологий и компонентов.

5. Образование и подготовка кадров:

Увеличение инвестиций в образование и подготовку специалистов в области электроники. Это поможет создать квалифицированные кадры, способные разрабатывать и производить конкурентоспособные решения.

6. Стимулирование инноваций:

Создание условий для развития стартапов и малых инновационных компаний в сфере электроники. Это может быть сделано через акселераторы, инкубаторы и программы менторства.

7. Долгосрочные контракты:

Введение практики заключения долгосрочных контрактов между государственными заказчиками и производителями, что позволит обеспечить стабильность и предсказуемость для обеих сторон.

8. Партнёрство с зарубежными компаниями БРИКС:

Развитие сотрудничества с иностранными компаниями для обмена технологиями и опытом, что может помочь ускорить развитие отечественной электроники.

Эти меры могут помочь создать более устойчивую и конкурентоспособную экосистему в сфере российской электроники, способствующую долгосрочным отношениям между заказчиками и производителями.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.