Жизненный цикл товара
Любой продукт, начиная от зубной пасты и заканчивая автомобилем, имеет свой срок «жизни», т.е. существования на рынке. В течение этого периода он проходит определённые этапы или фазы. Концепция, описывающая эти этапы, называется концепцией жизненного цикла товара.
Выделяют 5 фаз жизни товара, которые можно изобразить на графике (см. рис. 1)
Фаза внедрения (Marketing Introduction Stage)
Объем продаж растет очень медленно. В этот период товар покупается из любопытства (пробная покупка) и благодаря маркетинговым усилиям.
Затраты компании на товар очень велики, поэтому товар пока не приносит прибыли, или наоборот, приносит убытки:
-
Затраты на разработку.
-
Затраты на рекламу.
-
Затраты на стимулирование.
-
Затраты на сбыт.
Размер убытков увеличивают возникающие именно в этой фазе трудности:
-
Недостаточный опыт в производстве товара.
-
Отсутствие опыта продаж подобного товара.
-
Недоделки нового товара.
-
Когда товар становится прибыльным, он переходит в фазу роста.
Фаза роста (Growth Stage)
-
Товар становится известным все более широким кругам потребителей.
-
Рост продаж в абсолютных величинах.
-
Рост продаж в относительных величинах.
-
Рост прибыли.
Конкуренты выводят на рынок аналогичные товары. Они стараются дифференцировать свой товар:
-
по форме;
-
по техническому исполнению;
-
по качеству;
-
по цене.
В процессе дифференциации продукта, захватываются все новые и новые сегменты покупателей. На рынке начинается экспансия.
Через некоторое время прирост продаж стабилизируется, товар переходит в фазу зрелости.
Фаза зрелости (MatureStage)
Товар начинают покупать самые консервативные и сомневающиеся покупатели.
-
Объем продаж растет.
-
Прирост продаж в % падает.
-
Усиливается конкуренция.
-
За счет инвестиций конкурентов.
-
За счет входа в отрасль новых компаний, осознавших возможность позже.
-
Усиление конкуренции вызывает снижение прибыли, так как рационализаторские возможности исчерпаны.
Фаза Зрелости заканчивается, когда абсолютный объем продаж достигает своего максимума и перестает расти.
Фаза насыщения (SaturationStage)
Объем продаж медленно снижается. Происходит это потому, что:
-
Рыночный потенциал практически исчерпан.
-
Покупатели начинают переходить на товары-заменители.
-
На этом этапе ценовая конкуренция уступает место конкуренции по качеству, поскольку разница между доходами и расходами слишком мала, чтобы маневрировать ценой.
Фаза спада (Decline Stage)
Объем продаж резко уменьшается. Причина в том, что потребность, на удовлетворение которой был направлен данный товар, теперь можно гораздо лучше и дешевле удовлетворить с помощью других товаров. Все больше и больше покупателей теряют интерес к продукту и переходят на товары-заменители. Компания терпит убытки, конкуренты уходят с рынка.
Существуют различные причины, почему товары умирают:
-
Технический прогресс.
-
Экономическое устаревание.
-
Правовые меры.
-
Экономические меры.
-
Искусственное устаревание - сознательный вывод на рынок новых товаров, заменяющих старый товар (товары-заменители).
Характерный пример – модные товары (одежда, обувь), которые выходят из употребления не из-за реальных причин, а из-за «психологических» факторов.
Кривая жизненного цикла товара является полезной моделью для кейсов об операционной деятельности.
Если у вас спросят, почему сокращается прибыль компании, производящей электрические чайники, вам сразу стоит понять, в какой фазе находятся товары компании:
-
Возможно, линейка продукции уже морально устарела, и компания уступает рынок более технологичным конкурентам.
-
Или же спрос в данном сегменте уменьшился, и потребители переключаются на другую продукцию(скажем, используют обычные чайники на электроплитах)