Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Упрощенную систему налогообложения (УСН) применяют налогоплательщики (компании и ИП), соответствующие НК РФ Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2

«Слететь с упрощенки» — так в народе называют потерю права на применение УСН. Для этого нужно превысить как минимум один из показателей деятельности налогоплательщика:

  • средняя численность работников — 100 человек;
  • стоимость ОС —150 млн руб. в 2018-2019 годах;
  • установленный предел доходов в 2017-2019 годах — 150 млн руб.;
  • начать заниматься деятельностью, несовместимой с УСН, например производить подакцизные товары, организовать ломбард (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • обзавестись филиалом (при этом наличие представительства или иного обособленного подразделения с 2016 года применению УСН не мешает);
  • превысить 25-процентную долю участия юрлиц в УК фирмы-упрощенца;
  • стать участником в договоре простого товарищества или доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019)

НК РФ Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
 

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие положений абзаца четвертого пункта 4 статьи 346.13 приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 19.07.2009 N 204-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
(п. 8 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

 

 

При утрате права на применение УСН нужно рассчитать и уплатить налоги, используемые при ОСНО. Это делают по правилам, которые прописаны в НК РФ для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП. Штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на ОСНО, платить не придется.

В переходный период от УСН к ОСН придется определить:

  1. Величину дебиторской задолженности, т. к. при кассовом методе и при методе начисления доход будет отличаться.
  2. Кредиторскую задолженность по налогам, зарплате работников, перед поставщиками.
  3. Непогашенную кредиторскую задолженность.
  4. Остаточную стоимость имущества.

Все эти показатели помогут при подсчете налогооблагаемых баз и самих налогов.

Лимиты по УСН на 2019 год (таблица)

Не каждый налогоплательщик вправе переходить и применять упрощенную систему налогообложения. Чтобы перейти на УСН и потом на ней работать, нужно соблюдать лимиты по доходам и лимиты по основным средствам, а также ряд ограничений. В статье расскажем про лимиты по УСН на 2019 год: для применения и для перехода.

Переход на УСН с 2019 года

Если доходы компании по итогам 9 месяцев 2018 года не превысили 112,5 млн. руб., то она вправе перейти на этот налоговый режим (ст. 346.12 НК РФ).

При этом необходимо, чтобы соблюдались лимиты по остаточной стоимости основных средств на конец 2018 года (150 млн. рублей) и численности персонала (100 человек).

Условия применения УСН в 2019 году

Упрощенную систему налогообложения (УСН) могут применять налогоплательщики (компании и ИП), которые соответствуют требованиям, установленным Налоговым кодексом РФ, а именно:

  • доход за налоговый (отчетный) период — не более 150 млн. руб.
  • остаточная стоимость основных средств в соответствии с данными бухгалтерского учета — не более 150 млн. руб.
  • средняя численность работников за налоговый (отчетный) период — менее 100 человек

Для компаний установлены дополнительные требования:

  • доля участия в уставном капитале других организаций – не более 25%
  • отсутствие филиалов (представительства разрешены)

Лимиты по УСН для перехода и применения упрощенки в 2019 году (таблица)

Критерии использования УСН в 2019 году для АО, ООО и ИП

1) Число работников

Не более 100 человек

2) Остаточная стоимость ОС — для перехода на УСН и для применения УСН.

Внимание! ИП применяют этот лимит только для применения УСН. ИП переходят на УСН даже если стоимость их ОС первышает предел.

Не более 150 млн руб

3) Доля участия других юрлиц (для ИП нет)

Не более 25%

4) Лимит для применения УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (2019 год) — для применения УСН в 2018 году

 

Не более 150 млн. рублей

5) Лимит для АО и ООО по доходам для перехода на УСН, полученным за январь-сентябрь 2018 года — для перехода на УСН с 1 января 2019 года

Внимание! Этот лимит для ИП не применим, они переходят на УСН даже если их доходы первышают предел.

Не более 112,5 млн. рублей

6) Наличие филиалов

Не должно быть филиалов (представительства разрешены)

 

При невыполнении какого-либо критерия — применять УСН нельзя.

Лимиты по УСН устанавливаются, как на компании, планирующих переход на спец режим, так и для уже действующих организаций. Переход на «Упрощенку» зависит от величины доходов, которые не должны быть выше установленного предельного значения.

Стоит обратить внимание, что данное ограничение распространяется только на организации. Индивидуальных предпринимателей оно не касается в соответствии с письмами Минфина России. (от 11.12.2008 г. № 03-11-05/296, 05.11.2013 г. № 03-11-11/47084 и др.)

Кому запрещено применять УСН

Упрощенная система под запретом для:

  • компаний с филиалами
  • банков
  • страховщиков
  • ломбардов
  • негосударственных пенсионных фондов
  • инвестиционных фондов
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • ломбардов
  • компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и продажей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых)
  • компаний, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр
  • нотариусов, занимающихся частной практикой
  • адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований
  • компаний, являющихся участниками соглашений о разделе продукции
  • компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог
  • компаний, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за исключением:
  • организаций, уставный капитал которых состоит на 100% из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в расходах на оплату труда - не менее 25%
  • некоммерческих организаций (в том числе организации потребительской кооперации), хозяйственных обществ, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы
  • хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, учрежденных бюджетными и автономными научными учреждениями
  • образовательных организаций, учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и являющихся бюджетными и автономными учреждениями
  • хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным организациям, учрежденным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и являющимися бюджетными и автономными учреждениями
  • компаний и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек
  • компаний, остаточная стоимость основных средств которых согласно данным бухгалтерского учета превышает 150 млн. руб.
  • казенных и бюджетных учреждений
  • иностранных организаций
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не уведомивших налоговые органы о переходе на УСН, в установленные Налоговым кодексом РФ сроки
  • микрофинансовых организаций
  • частных агентств занятости, осуществляющих деятельности по предоставлению труда работников

Расшифровка лимитов по УСН

Теперь подробнее поговорим о лимитах по доходам и условиям для перехода на упрощенку ООО, АО и ИП. Существуют два лимита по доходам.

1) Лимит для применения УСН

Доход упрощенцев не должен превышать установленный лимит — УСН. Если в каком-либо из периодов 2018 года доходы организации превысят установленный максимальный оборот, упрощенец теряет возможность работать на УСН.

До 2020 года лимит по УСН установленный на 2019 год для ООО в части общей величины годового дохода (150 млн. руб.) будет применяться, не подвергаясь индексации.

При подсчете доходов для проверки соответствия с лимитом, стоит отметить, что учитываются только доходы от реализации, поступившие авансы и внереализационные доходы. Другими словами – доходы, которые отражаются в книге учета.

Не учитываются:

  • доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ;
  • временные доходы;
  • поступления от контролируемых ин. Компаний, облагаемые налогом на прибыль и др.

2) Лимит для перехода на УСН с 1 января 2019 года

Переход на спецрежим с ОСН возможен с 1 января 2019 года. Вновь созданная компания вправе перейти на УСН со дня создания.

Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, организации необходимо учитывать, что существует особый регламентированный доход, устанавливаемый Налоговым Кодексом.

Лимит УСН на 2019 год для ООО таков: доход организации за 9 месяцев 2018 года – не должен превышать 112 500 000 рублей (максимальная выручка). Это правило вступило в силу и воспользоваться им смогут те организации, которые планируют переход на «упрощёнку» в 2019 году. Как уже было замечено ранее, данный лимит не будет подвергаться индексации вплоть до 2020 года. А это значит, что не смотря на текст ст. 346.13 и 346.12 НК РФ применение коэффициента- дефлятора к значениям лимита УСН на 2019 год для ООО не осуществляется.

Коэффициент-дефлятор по УСН

Лимит выручки УСН на 2019 год исходит из статьи 346 НК РФ. Согласно п 4 ст. 346.13 НК РФ лимит выручки (доходов) для организаций индексируется на определенный коэффициент-дефлятор, устанавливаемый каждый год в РФ и учитывающий изменение потребительских цен на товары и услуги.

В 2016 году коэффициент-дeфлятoр был равен 1,329, согласно приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 №772. Для того чтобы посчитать лимит по УСН на 2016 год необходимо было умножить, максимально разрешенный доход (60000000) на коэффициент-дефлятор (1,329).

60 000 000 руб .× 1,329 = 79 740 000 руб.

Итого, полученный лимит по УСН на 2016 год был равен 79 740 000 руб.

В 2017 году коэффициент-дефлятор равен 1,425, согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698. А с 1 января 2017 года предельный доход по УСН увеличился до 150 млн рублей. Если действовать по схеме применяемой в 2016 году – для того, чтобы узнать лимит по УСН на 2018 год, необходимо умножить предельный доход на коэффициент-дефлятор. НО! С 1 января 2017 года произошло приостановление действия п. 2 ст. 346.12 НК РФ до 1 января 2020 года. А это значит, что индексация на коэффициент-дефлятор не применяется, а соответственно умножать на него предельный доход в 2019 году не нужно.

Ограничения по выручке при УСН в 2019 году

Установленные лимиты по выручке в 2019 году выглядят так: компания только переходящая на «упрощенку» должна иметь определенный лимит, не превышающий 112 500 000 рублей.

Сравнивая ограничения по выручке при УСН в 2019 году с предыдущими годами, можно сказать, что система стала намного лояльнее, благодаря тому, что лимит увеличился практически в два раза по сравнению с прошлым годом. Данные изменения можно увидеть в абзацах, расположенных выше.

Если предприятие за отчетный период превысит установленный лимит УСНО по выручке, то необходимо перейти на общую систему налогообложения с начала отчетного года, пересчитав налоги, от которых освобождает УСНО: налог на прибыль для организаций НДФЛ для предпринимателей, НДС и налог на имущество. Для того, чтобы избежать данной ситуации каждой компании необходимо составить четкий финансовый план, предусмотреть все возможные варианты развития событий и составить предположительные способы их решения.

 

Сроки подачи уведомления для перехода на УСН

1 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку в налоговую инспекцию одновременно с документами для постановки на учет.

 

2 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку позднее, нежели документы на регистрацию. Если второй вариант оказался предпочтительнее, то уведомление подается в налоговую инспекцию в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

 

3 вариант — налогоплательщик переходит на упрощенку с другого режима налогообложения. В таком случае уведомление о переходе на УСН подается до 31 декабря текущего года, так как переход на упрощенку возможен лишь со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

 

4 вариант — на упрощенную систему налогообложение переходит плательщик ЕНВД.

Переход на УСН с ЕНВД осуществляется с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление должно быть представлено в налоговые органы не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате налога на вмененный доход.

Бланк уведомления о переходе на УСН

Налогоплательщику надо заполнить и подать до 31 декабря 2018 года форму бланка уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание, что те, кто вписываются в лимиты по УСН теперь не сдают декларацию по УСН.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.