Автоматизация проектно-ориентированных организаций
Задача автоматизации проектно-ориентированной деятельности часто и регулярно возникает у различных компаний. Требуется обеспечить эффективный контроль и управление сроками, доходами и расходами, составом и сущностью работ, договорами и обязательствами, а также документационным обеспечением деятельности. Здесь речь идет о двух видах активностей:
- во-первых, о группе сквозных процессов управления и поддержки проектов, которые являются ядром бизнеса или основным видом деятельности компании, в результате которых получается доход и прибыль, и на эту группу процессов ложатся прямые расходы;
- во-вторых, проектно-ориентированное управление применяется к группе обеспечивающих и или внутренних процессов, которые выполняются для нужд компании.
В обоих случаях необходимо автоматизировать управление проектами так, чтобы получить четкую картину их состояния, с возможностью детализации до отдельных документов и процедур. Речь идет о разовых или уникальных активностях, которые не являются неизменными непрерывными процессами. Дискретные и уникальные активности, которые отличаются друг от друга и имеют собственные параметры стоимости, себестоимости, конкретных сроков выполнения или поставки могут и должны управляться проектными методами.
Примеры активностей, для управления которыми уместен проектно-ориентированный подход:
- поставки оборудования для клиентов, которые включают закупку, комплектацию, установку, документирование и могут включать монтаж оборудования;
- проведение комплексных мероприятий для внешних заказчиков;
- строительно-монтажные услуги;
- строительство или модернизация объектов;
- специализированные услуги по сбору информации и получению разрешительной документации, а также лицензированию;
- поставка, разработка и внедрение программного обеспечения;
- технические услуги, например, подключение к энергетическим системам или установке инженерных систем;
- разработка и запуск в производство продуктов или продуктовых линеек;
- проектно-изыскательские работы;
и другие.
О компании
Компания Infosuite является партнером фирмы «1С» и оказывает консультационные услуги по разработке и внедрению решений на платформе «1С:Предприятие» с 2001 года. С тех пор накоплен обширный практический опыт автоматизации финансово-хозяйственной деятельности самых различных организаций и выполнено большое количество внешних и внутренних проектов. В год выполняет в 80-150 внешних и внутренних проектов, которые длятся в среднем от 6 до 12 месяцев, средний размер проектной команды от 5 до 20 специалистов.
Выбор платформы для автоматизации проектного управления
Деятельность проектно-ориентированной организации комплексна. Сложность состоит в том, что проекты выполняются одновременно, в то время как последовательно выполняются обеспечивающие и сквозные процессы и операции. Проектно-ориентированное управление подразумевает большое количество отдельных хозяйственных и технических процессов и активностей, которые должны быть взаимоувязаны:
- ведение внешней и внутренней официальной переписки;
- работа и управление взаимоотношениями с заказчиками;
- управление продажами;
- управление договорной работой;
- оперативное управление каждым отдельным внутренним и внешним проектом и управлением портфелем проектов;
- проектное управление, включая управление рисками проектов;
- управление проектно-техническими документами;
- планирование и управление проектными ресурсами;
- работа с первичными бухгалтерскими документами;
- управление бюджетами и расходами (в разрезе каждого отдельного проекта) включая планирование учет трудозатрат специалистов проекта;
- финансово-казначейское управление денежными средствами и контроль платежей и взаиморасчетов;
- ведение базы знаний и хранилища документации.
Формат выходных данных этих процессов и активностей различен — документы как отдельные технические документы (ТЗ, ТП, спецификации), исходящие и входящие письма, цифровые финансовые данные и цифровые значения платежей, первичные документы бухучета, расчетные цифры планирования и фактического анализа трудозатрат, отдельные записи и сводные расчеты в системе управления задачами разработчиков и консультантов, цифровые данные по финансовым затратам или закупкам, даты начала и окончания работ и услуг по этапам.
Показателен список вопросов, которые мы обсуждали на этапе проектирования целевой функциональной и технической архитектуры системы управления проектами:
- Какие основные процессы управления проектом, а также увязанные вспомогательные и обеспечивающие процессы целесообразно включить в контур автоматизации?
- Сможем ли увязать их все так, чтобы это было не слишком громоздко и управляемость повысилась?
- Как совместить автоматизацию оперативного управления проектами и портфелем проектов с финансовым контуром управления?
- Что взять за основу — диаграммы Ганта для проектов и сетевое планирование, или подняться уровнем выше до управления портфелем проектов в целом?
- Собрать данные по проектам в масштабе организации в Project Server, но как потом обеспечить оперативное управление и получить данные о документационном обеспечении?
- Может строить систему от автоматизации бухгалтерии, например на основе системы «1С:Бухгалтерия предприятия» или от торговых операций как в «1С:Управление торговлей»?
- Построить собственную систему на платформе «1С:Предприятие»?
После сбора функциональных требований и сравнения различных вариантов реализации, мы взяли за основу систему «1С:Документооборот» и впоследствии не пожалели о своем решении.
Карточка проекта внутренней автоматизации основного производственного процесса компании
Информационная система: система управления проектами на базе решения «1С: Документооборот».
Технологическая платформа: «1С:Предприятие 8», система «1С:Документооборот».
Количество пользователей: 100 +
Количество проектов в системе: 1500
Общее количество документов в системе: 80 000
Функциональные пользователи в системе управления проектами:
- руководители структурных подразделений и компании в целом;
- специалисты ДОУ;
- менеджеры по работе с клиентами, продавцы, аккаунт-менеджеры;
- специалисты по договорной работе;
- руководители проектов;
- архитекторы;
- аналитики, методологи, тестировщики;
- разработчики-программисты;
- администраторы проектов;
- менеджеры и специалисты СМК;
- бухгалтера и расчетчики з/п;
- специалисты по работе с персоналом.
Преимущества системы «1С:Документооборот» для комплексной автоматизации проектно-ориентированной деятельности
Система «1С:Документооборот», разработанная на технологической платформе «1С:Предприятие 8», зарекомендовала себя как эффективная платформа для автоматизации комплексного процесса управления проектами. По итогам проектирования, разработки и эксплуатации системы управления проектами, мы можем отметить следующие ее преимущества:
- возможность автоматизировать отдельные самодостаточные процессы и процедуры (например, подготовка и согласование договоров, формирование и согласование финансовых актов, табелирование, жизненный цикл проектной документации и т.п.), при этом результаты попадают в единый контекст и единое хранилище;
- возможность автоматизировать различные процессы компании на одной платформе и объединить в единый сквозной процесс различные производственные, организационные, управленческие и финансовые операции;
- возможность использовать, а при необходимости, быстро организовать и настроить маршруты согласований различных проектных, технических и финансовых документов;
- возможность достаточно просто и быстро организовать интеграции системы управления проектами с учетными системами для обмена финансовыми данными, параметрами и документами;
- возможность оперировать цифровыми показателями для учета, суммирования, изменения и сопоставления данных и финансовых показателей, трудозатрат и проч., (расчетный модуль);
- общая система хранения НСИ, данных и документов позволяет быстро организовывать отчётность по любым данным сквозного производственного процесса;
- возможность создания настраиваемой системы управления проектами, с возможностями изменения шаблонов операций;
- гибкость и мощность системы «1С:Документооборот» как среды быстрой разработки, при этом отдельные процедуры и операции сквозного производственного процесса хорошо легли на систему и удобно автоматизированы;
- возможность реализовать открытую архитектуру системы управления проектами, с возможностью быстрой и независимой доработки как существующих моделей и подсистем, несложно расширить рамки автоматизации и добавить новые автоматизируемые процессы и модули;
- сжатые сроки и относительная простота доработки/модернизации системы на технологической платформе «1С:Предприятие 8».
Рис. 1. Функциональная архитектура системы управления проектами компании Infosuite.
Архитектура системы управления проектами
Целевая функциональная архитектура системы управления проектами показана на рисунке 1. Система автоматизирует управление проектами, а также связанные с ними активности:
- документационное обеспечение проектно-ориентированной организации (Канцелярия, входящие и исходящие документы, официальная переписка);
- документационное обеспечение договорного процесса, учет и согласование договоров;
- управление продажами и CRM;
- управление проектами — документация, ведение статусов проектов, отчетность по управлению проектам, управление себестоимостью и сроками проектов, а также управление ресурсами проектов включая учет рабочего времени, списание и акцептование фактически отработанных трудозатрат и табелирование;
- управление задачами разработки — полным производственным циклом выполнения задач разработки до включения в релиз;
- создание, утверждение и управление проектно-технической документации — «Технические задания», «Технические проекты», отчеты об обследовании, спецификации, перечни функциональных требований и другие организационно-технические документы;
- управление финансовыми документами проекта — финансовые акты, акты выполненных работ, отчеты, отчетные документы;
- управление отчетами по проектам — отчеты по исполнению сроков, по бюджетам проектов и другие, более 100 различных видов отчетов;
- документационное обеспечение «Системы менеджмента качества франчайзи» — хранилище стандартов СМК и подсистема управления документами СМК (аудиты и орг. документация).
- учет трудозатрат и табелей рабочего времени сотрудников;
- управление отдельными задачами разработки, сопровождения и подготовки релизов, через специальную подсистему управления внедрением, разработкой и сопровождением.
Централизация автоматизируемых функций в рамках единой системы значительно упрощает администрирование и поддержку, включая разработку и модернизацию модулей, создание резервных копий и управление пользователями и правами доступа к проектам, документам, процессам и маршрутам системы.
Кроме того, были реализованы сопряжения с отдельной системой «1С:Бухгалтерия предприятия 8» для обмена первичными документами и документами движения денежных средств, с системой «1С:Зарплата и управление персоналом» для расчета заработной платы, а также с внешней системой HelpDesk.
Эффект от эксплуатации корпоративной системы управления проектами
По итогам промышленной эксплуатации, а также сертификации системы менеджмента качества компании Infosuite, видны следующие положительные эффекты создания системы управления проектами на базе «1С:Документооборот».
- Значительно повысилась общая управляемость проектами за счет централизованного хранения и обновления в единой системе всей необходимой проектной и финансовой информации, цифр, данных, документации и основных проектных показателей каждого проекта.
- Повысилась надежность и доходность выполнения проектов за счет планирования и фактического учета затрат и трудозатрат, управления финансовыми параметрами проектов, прежде всего расходной частью.
- Повысилась эффективность управления персоналом, за счет учета текущей загрузки, распределения ресурсов и планирования выполнения проектных задач.
- Сокращены и сведены к минимуму отклонения от графиков ДДС за счет централизованного планирования контроля и учета взаимодействия с заказчиками и подрядчиками, возросла финансовая дисциплина.
- Значительно повышена эффективность и четкость отслеживания контрольных сроков и отклонения дат начала и завершения этапов, сдачи-приемки и актирования работы.
- Повысилась скорость и надежность, заказчиков и участников проектных команд счет централизованного ведения и информирования в системе актуальной информации по каждому проекту в части ресурсов, затрат, доходов.
- Повысилась надежность и скорость подготовки проектной документации за счет стандартизации ЖЦ проекта и проектной документации, унификации и использования преднастроенной структуры проектных папок, а также использования шаблонов документов, процессов, карточек типовых документов.
- Повысилась надежность и эффективность ведения проектов за счет стандартизации процессов и устранения отклонений выполнения проектов согласно положениям Системы Менеджмента Качества франчайзи (СМК).
- Повышение надежности и сокращения рисков утери или искажения данных за счет автоматизации и стандартизации правил разработки, согласования и хранения проектно-технических документов в системе управления проектами.
- Повысилась эффективность оценки и планирования новых проектов за счет использования архивных данных и learned lessons ранее выполненных аналогичных проектов.