Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Разъяснение ИФНС Старопольского края НЕвинномысск Порядок применения пониженных ставок при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщиками – резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Порядок применения пониженных ставок при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщиками – резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

 

В соответствии с пунктом 1.8 статьи 284 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 Кодекса.

Для указанных организаций законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. На территории Ставропольского края такая ставка установлена законом Ставропольского края от 01.10.2007 № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» (далее - Закон №55-кз).

Понятие налогоплательщик - резидент территории опережающего социально-экономического развития (далее - налогоплательщик-резидент) установлено пунктом 1 статьи 284.4 Кодекса. Согласно данной норме налогоплательщиком - резидентом территории опережающего социально- экономического развития признается российская организация, которая получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 года № 473-ФЗ, и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 4 - 7 статьи 284.4 Кодекса налоговых периодов применения налоговых ставок отвечает одновременно следующим требованиям:

  1. государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР);
  2. организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР, кроме обособленных подразделений, расположенных на других территориях опережающего социально-экономического развития;
  3. организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных Кодексом (ЕСХН И УСН);
  4. организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  5. организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
  6. организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа;
  7. организация не является участником региональных инвестиционных

 

проектов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что все вышеуказанные требования должны соблюдаться налогоплательщиком-резидентом непрерывно, до истечения сроков применения пониженных налоговых ставок, указанных в пунктах 4 - 7 статьи 284.4 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 284.4 Кодекса налоговая ставка в размере

0 процентов в федеральный бюджет применяется в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.

Налогоплательщик-резидент применяет налоговую ставку 0 процентов в федеральный бюджет, при условии установления субъектами Российской Федерации пониженных ставок налога, подлежащего зачислению в региональный бюджет. На основании статьи 14.1 Закона № 55-кз налогоплательщики-резиденты территорий опережающего развития, могут снизить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края и рассчитанного от прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, на:

- 13 процентов (12 процентов в 2018 - 2020 годах) - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития. Таким образом, за 2020 год ставка для расчета доли прибыли, зачисляемой в краевой бюджет, составляет 5 процентов;

- 8 процентов - в течение следующих пяти налоговых периодов. Таким образом, пониженная ставка налога для зачисления в краевой бюджет при условии сохранения общей ставки для региональных бюджетов 18 % составит 10 процентов; в условиях действия ставки для региональных бюджетов 17 % пониженная ставка составит 9 процентов.

Примечание : федеральным законом от 03.08.2018 № 301-ФЗ действие ставки 17 % продлено на период до 2024 года включительно.

В целях статьи 284.4 Кодекса под первой прибылью от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, понимается положительная разница между доходами и расходами, исчисленными нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов ТОСЭР до окончания налогового периода, в котором данная разница становится положительной.

Разница между указанными доходами и расходами определяется на последний день каждого налогового периода, пока данная разница не станет положительной. Для исчисления этой разницы учитываются доходы и расходы, которые признаются с даты включения налогоплательщика в соответствующий реестр и определяются в соответствии с главой 25 Кодекса в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности (без учета доходов и

 

расходов в виде курсовых разниц, как положительных, так и отрицательных).

Пунктом 5 статьи 284.4 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков - резидентов размер налоговой ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Пункт 6 статьи 284.4 Кодекса устанавливает норму, согласно которой в случае, неполучения плательщиком-резидентом прибыли от деятельности, в течение трех следующих подряд налоговых периодов (в течение пяти, если объем капитальных вложений составляет не менее 500 миллионов рублей; в течение шести, если объем капитальных вложений составляет не менее 1 миллиарда рублей; в течение девяти при объеме капвложений не менее 100 миллиардов рублей) начиная с налогового периода, в котором плательщик был включен в реестр резидентов ТОСЭР, сроки применения пониженных ставок, начинают исчисляться с четвертого следующего подряд налогового периода (с шестого, седьмого и десятого соответственно), считая с того налогового периода, в котором плательщик был включен в реестр.

Т.о., плательщик при неполучении прибыли за три следующих подряд налоговых периода обязан воспользоваться правом на применение пониженных ставок в четвертом налоговом периоде, не зависимо от полученного финансового результата.

В соответствии с пунктом 7 статьи 284.4 Кодекса в случае прекращения статуса резидента ТОСЭР плательщик считается утратившим право на применение пониженных налоговых ставок с начала налогового периода, в котором он был исключен из реестра резидентов ТОСЭР.

В случае нарушения налогоплательщиком-резидентом в течение налогового периода условий для приобретения статуса резидента ТОСЭР, установленных пунктом 1 статьи 284.4 Кодекса, налогоплательщик считается утратившим право на применение пониженных налоговых ставок с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором им допущено указанное нарушение. При этом сумма налога, не уплаченная в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление суммы неуплаченного налога производится, начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение условий.

С 01.01.2021 года в силу федерального закона от 13.07.2020 № 195-ФЗ вступает в силу норма в соответствии с которой на основании пункта 2 статьи 284.4 Кодекса налогоплательщик-резидент вправе применять ко всей налоговой базе пониженные налоговые ставки при выполнении следующих условий:

  1. доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение об осуществлении деятельности), составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при

 

определении налоговой базы по налогу на прибыль (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы), либо в совокупности за три налоговых периода, предшествующих текущему налоговому периоду, доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, составляют не менее 90 процентов суммы всех доходов;

  1. налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, и доходов, полученных при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия соглашения об осуществлении деятельности.

На основании пункта 3 статьи 284.4 Кодекса налогоплательщик-резидент вправе применять пониженные налоговые ставки в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, при выполнении следующих условий:

  1. налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений об осуществлении деятельности, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения;
  2. налогоплательщиком до налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в учетной политике для целей налогообложения установлен порядок применения пониженных налоговых ставок в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения.

До вступления в силу закона 195-ФЗ, т.е. по итогам 2020 года, на основании норм пункта 1.8 статьи 284 Кодекса для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с положениями статьи 284.4 Кодекса.

На основании пункта 11 статьи 286.1 Кодекса организации – резиденты ТОСЭР не вправе применять инвестиционный налоговый вычет при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с пунктом 2 статьи 283 Кодекса плательщики-резиденты вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. При этом ограничение по размеру уменьшения налоговой базы не более чем на 50 %, на резидентов ТОСЭР не распространяется (пункт 2.1 статьи 283 Кодекса).

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.