И индустриальные парки, и ТОСЭР — это инструменты для развития территории. Как соотносится применение этих площадок? Получается, что промпарки выгоднее размещать в ТОР?
— Да, одно в другом. Индустриальные парки — это комплексы, состоящие из земли, инженерной инфраструктуры и помещений. Это нечто материальное, недвижимость. Когда мы говорим ТОР, то речь идет о правовом статусе, не более того. Он распространяется на определенную территорию, в том числе и на индустриальные парки, которые находятся на этой территории. Это совершенно разные инструменты.
Денис Владимирович ЖУРАВСКИЙ исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков (АИП)
"ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ: УГНАТЬСЯ ЗА СПРОСОМ" в интервью bujet.ru
В соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Создать территорию опережающего социально-экономического развития "Заринск" (далее - территория опережающего развития) на территории муниципального образования город Заринск Алтайского края, имея в виду, что ее функционирование направлено на достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования, путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.
2. Определить виды экономической деятельности,при осуществлении которых на территории опережающего развития действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности при реализации резидентами инвестиционных проектов, включенные в классы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (с указанием минимальных объемов капитальных вложений и минимального количества новых постоянных рабочих мест резидента территории опережающего развития), по перечню согласно приложению.
3. Определить, что в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития:
- минимальный объем капитальных вложений резидента территории опережающего развития, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, реализуемого указанным резидентом в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 2,5 млн. рублей;
- минимальное количество новых постоянных рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта резидента территории опережающего развития в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 10 единиц.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Заринск»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Заринск» (далее соответственно – проект постановления, территория опережающего развития) разработан Минэкономразвития России в соответствии со
- статьей 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»,
- Правилами создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 614,
- результатами заседания Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (протокол от 11 августа 2017 г. № 6 (72-АЦ),
- заявкой Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края на создание территории опережающего социально-экономического развития, согласованной с главой муниципального образования город Заринск Алтайского края.
Проект постановления разработан в целях содействия развитию г. Заринска Алтайского края путем диверсификации экономики, привлечения в монопрофильное муниципальное образование инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации ОАО «Алтай-Кокс», производства экспортноориентированной и импортозамещающей продукции.
Город Заринск Алтайского края относится к категории монопрофильных муниципальных образований, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения (категория 2) согласно Перечню монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р.
В целях преодоления негативных тенденций Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края совместно с главой муниципального образования город Заринск Алтайского края в Минэкономразвития России направлена соответствующая заявка на создание территории опережающего развития.
Предпосылками для создания территории опережающего развития являются экономические и географические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности и услуг. Моногород расположен в северо-восточной части Алтайского края в 110 км от краевого центра г. Барнаула. На расстоянии до 500 км от г. Заринска расположено большинство крупных городов Сибири (Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Томск), общее население которых превышает 4 млн. человек.
Площадь земель города в пределах городской черты составляет 7916 га. Удобство географического положения создает широкие возможности доступа к разнообразным источникам сырья и рынкам сбыта, что позволяет осуществлять поставки продовольственных товаров в другие регионы страны.
Внешние транспортные связи моногорода осуществляются с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. Город расположен на железнодорожной магистрали Барнаул-Новокузнецк. Через железнодорожную ст. «Заринская» проходит значительное количество пассажирских поездов. От ст. Заринская до ст. Барнаул и до ст. Артышта-II (кемеровское направление) налажено движение электропоездов. Город Заринск соединен автодорожным сообщением с городами Барнаул, Белово, Бийск, Новокузнецк, Новосибирск.
Конкурентным преимуществом г. Заринска для реализации инвестиционных проектов также является наличие богатых сырьевых ресурсов (расчетная лесосека в радиусе 300 км - 4,5 млн. куб. м (60 % - лиственные, 40 % - хвойные); 2 месторождения суглинков (24,1 млн. куб. м), месторождение песка, артезианская вода).
Развитое сельское хозяйство в прилегающих к моногороду районах (267 тыс. га посевных площадей (зерновые), 3,9 млн. ц зерна ежегодно, 64,5 тыс. голов КРС) составляет основу для эффективной реализации проектов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, размещения новых производств пищевых продуктов. В настоящее время заключены соглашения о намерениях по реализации 5 инвестиционных проектов, подтверждающие объемы инвестиций и число создаваемых рабочих мест.
Планируются к реализации следующие инвестиционные проекты:
- «Кожевенный завод», расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Заринск, ул. Промышленная, д. 4/1» (инициатор – ООО «Русская кожа «Алтай»);
- «Создание комбината по производству фанеры» (инициатор – ООО «СФК»);
- «Строительство мясоперерабатывающего комбината» (инициатор – ООО «Холод»);
- «Швейная мастерская по изготовлению изделий из кожи» (инициатор – ООО «Компания Еврострой»);
- «Организация производства экологических стройматериалов (кирпич, арболит)» (инициатор – ООО «СЭБ»).
В рамках указанных проектов прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал составит 1 200 млн. рублей, число создаваемых рабочих мест – 563.
Кроме того, в числе инвестиционных проектов на период до 2027 года прорабатываются проекты, которые составят основу кожевенного кластера, а также проекты пищевой и химической промышленности:
- «Организация мебельного производства (кожаные и тканевые диваны и кресла)»;
- «Строительство фабрики по производству обуви»;
- «Организация производства сульфата аммония»;
- «Строительство завода по переработке зерна и производству круп».
Данные проекты предполагают объем инвестиций в основной капитал в размере 1 456 млн. рублей и создание 539 новых рабочих мест. При создании территории опережающего развития установленные на федеральном и региональном уровне льготные условия ведения предпринимательской деятельности существенным образом повысят привлекательность территории моногорода для ведения бизнеса и будут способствовать достижению эффективности реализации инвестиционных проектов.
В случае реализации инвестиционных проектов на территории опережающего развития расходы резидентов на уплату обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации могут сократиться на 30 %, рентабельность производства при выходе на проектную мощность увеличится в среднем на 3,5 %, срок окупаемости сократится на 9 месяцев.
Таким образом, создание территории опережающего развития будет являться дополнительным конкурентным преимуществом моногорода для привлечения инвесторов, в том числе для размещения и локализации зарубежных производств, ориентированных на экспорт. Реализация инвесторами проектов по созданию высокотехнологичного бизнеса может привнести новые компетенции, освоение которых в перспективе будет способствовать инновационному развитию моногорода. Привлеченные инвестиции, в свою очередь, будут способствовать созданию новых рабочих мест.
В условиях проводимой градообразующим предприятием ОАО «Алтай-Кокс» политики оптимизации численности персонала и вывода непрофильных активов общества организация новых производств будет способствовать увеличению занятости в г. Заринске или ее сохранению в случае высвобождения работников градообразующего предприятия, что позволит снизить социальную напряженность в моногороде.
Важнейшим внешним эффектом создания территории опережающего развития станет диверсификация экономического комплекса г. Заринска. Кроме того, создание территории опережающего развития имеет мультипликативный эффект, так как с ее развитием будут активизироваться все сферы хозяйственной деятельности: строительство, логистика, обрабатывающие производства, торговля, обслуживание и др.
Заявка на создание территории опережающего развития «Заринск» соответствует установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 614 критериям создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), со стабильной социально-экономической ситуацией.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Материалы портала regulation.gov.ru
Будущие резиденты моногородов в Алтайском крае, после того как эти муниципалитеты получат статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), будут иметь налоговые льготы в течение пяти лет.
Соответствующий закон принят в декабре 2017 депутатами регионального парламента, сообщили в пресс-службе Алтайского краевого Законодательного собрания.
"Законопроект сегодня принят в окончательной реакции. В документ внесены следующие преференции для резидентов: освобождение от уплаты налога на имущество в течение пяти лет, снижение до 5% ставки налога на прибыль. Такие льготы новые резиденты получат после того, моногорода получат статус ТОСЭР - документы по городу Заринску прошли предварительное одобрение на федеральном уровне, ожидается окончательное решение по документам. На 1 сентября 2017 года комиссия Минэкономразвития РФ приняла положительное решение о создании ТОР в Заринске", говорится в сообщении.
Такой режим предпринимательской деятельности в ТОСЭР поможет ускорить развитие территорий и диверсифицировать экономику моногородов. Работа резидентов будет иметь и положительный социальный эффект - будут созданы выскопроизводительные рабочие места.
Также, по данным Заксобрания, выпадающих доходов, несмотря на льготы, в бюджете не будет, так как льготный налоговый режим устанавливается для вновь созданных предприятий и вновь полученной прибыли от реализации инвестпроектов. В Заринске уже начато строительство кожевенного завода "Русская кожа" с объемом инвестиций 1,6 млрд рублей, предполагается создание комбината по производству фанеры за 132 млн рублей, месоперерабатывающего комбината за 751 млн рублей, строительство завода по переработке зерна и производству круп за 839 млн рублей, и создание других проектов. Заявку на создание ТОСЭР по городу Новоалтайску направлена в профильные федеральные органы.
Ранее сообщалось, что в Алтайском крае рассчитывают на создание ТОСЭР в двух городах:
- в Заринске - городе с 47 тыс. жителей, где градообразующим предприятием является "Алтай- Кокс", производящий кокс и химпродукцию,
- в Новоалтайске (73 тыс. человек), где главное предприятие "Алтайвагон" занимается строительством железнодорожных грузовых вагонов.
Инвестиционный портфель двух территорий составляет 10 млрд рублей. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/sibir-news/4831054
Новоалтайск и Заринск названы в числе лучших пяти российских моногородов, добившихся успеха в создании новых рабочих мест. При этом в стране насчитывается 319 подобных населенных пунктов.
Об этом заявила руководитель рабочей группы по модернизации моногородов Ирина Макиева на парламентских слушаниях в Совете Федерации, где обсуждалась программа "Комплексное развитие моногородов". Она является первым комплексным документом, направленным на снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий, подчеркивают в пресс-службе губернатора края.
Подчеркнем, алтайские города претендуют на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Это предоставит Новоалтайску и Заринску уникальные возможности по привлечению инвестиций, строительству новых предприятий и расширению действующих. Как уже сообщала "Алтайская правда", Министерство экономического развития России поддержало заявку Заринска на создание ТОСЭР.
В течение первого года начнется реализация проектов на 2,5 млрд рублей инвестиций. Эти проекты должны обеспечить появление 518 новых рабочих мест, сообщает Минэкономразвития края. Потенциальные резиденты проектов: ООО "Русская кожа Алтай" (строительство кожевенного завода), ООО "СФК" (комбината по производству фанеры), а также ООО "Холод" (строительство мясоперерабатывающего комбината).
В Алтайском крае появится одна из двух территории опережающего развития Правительство Алтайского края в 2017 году направило в Минэкономразвития РФ две заявки на создание территорий опережающего развития (ТОР) в моногородах Новоалтайск и Заринск. ТОСЭР Заринск одобрена Комиссией Минэкономразвития 11 августа 2017 года.
«Управленческие команды этих двух городов прошли специальное обучение, организованное Фондом развития моногородов, - сообщили в министерстве экономического развития Алтайского края. - Проектная команда Новоалтайска прошла подготовку в Московской школе обучения "Сколково", а заринская - в Высшей школе государственного управления РАНХиГС. Специалисты моногородов не только получили теоретические знания, но и успешно защитили проекты развития Новоалтайска и Заринска с учетом статуса ТОРа, что позволяет нам направить заявки на создание территорий опережающего развития в этих муниципалитетах».
Всего в Алтайском крае пять монопрофильных населенных пунктов - это города Алейск, Заринск, Новоалтайск, Яровое и рабочий поселок Степное Озеро. Региональные власти уже не первый год добиваются придания им статуса ТОРа, дающего существенные налоговые преференции инвесторам.
В 2016 году региону удалось заключить соглашения о сотрудничестве с Фондом развития моногородов по Заринску и Новоалтайску. «Мы пока работаем с двумя моногородами, поскольку они сформировали портфели перспективных инвестиционных проектов, - пояснил министр экономического развития Алтайского края Николай Чиняков. - У остальных моногородов такого портфеля пока нет. А претендовать на создание ТОРов и сотрудничать с Фондом могут только те моногорода, у которых есть план диверсификации экономики и инвестпроекты, не связанные с основным производством».
Так, в коксохимическом Заринске рязанский инвестор уже строит кожевенный завод. В связке с этим проектом муниципальные власти предлагают инвесторам также построить фабрику по пошиву обуви, организовать производство кожаной мебели. Кроме того, в Заринске созданы возможности для выпуска стройматериалов - фанеры, ДСП, кирпичей.
В свою очередь, в вагоностроительном Новоалтайске готовятся к реализации проектов по созданию биофабрики по производству заквасок для молочной промышленности, мясоперерабатывающего завода, завода по переработке зерна и производству круп, сахарного производства.
По словам Николая Чинякова, Фонд развития моногородов предлагает несколько видов поддержки. Во-первых, на создание необходимой инфраструктуры. Если инфраструктура идет только на нужды инвестора, то софинансирование идет в пропорции 95 процентов средства Фонда и пять процентов средства региона. Если инфраструктура идет и на развитие города, то высчитывается та доля, в которой этой инфраструктурой будет пользоваться инвестор, и она возмещается в такой же пропорции. Во-вторых, Фонд дает до одного миллиарда рублей под пять процентов годовых на сам инвестиционный проект. «В Заринске мы будем пытаться использовать обе эти формы поддержки - и на строительство дороги, и на реализацию проекта строительства кожевенного завода. В Новоалтайске планируем привлечь помощь Фонда развития моногородов при возведении новой электроподстанции», - отметил министр экономразвития. Напомним, что Алтайский край принимает участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Справки и дополнительную информацию по вопросам реализации программы переселения в Алтайском крае можно получить на портале «Русский век».
ТОСЭР - это аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) в части налоговых преференций:
- налог на прибыль в первые 5 лет - 0%, в последующие 5 лет - 10% (без ТОР 20%),
- налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
- налог на имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 7,6% (без ТОР 30%).
По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:
- там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
- либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
- где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).
Чего нет в ТОСЭР? В ТОСЭР нет таможенных преференций - льгот по НДС и таможенным пошлинам и сборам при импорте/экспорте
Статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
Заринск получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Этот статус предусмотрен Министерством экономического развития РФ для моногородов и предполагает установление особого налогового режима для предприятий-резидентов.
Задачи ТОСЭР:
Формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения.
Какие выгоды?
Компании-резиденты на 10 лет освобождаются от налога на имущество, земельного налога, на первые 5 лет – от налога на прибыль. В следующие 5 лет налог на прибыль составит 10% вместо установленных 20%.Снижены ставки по отчислениям во внебюджетные фонды.
Кто может стать резидентом ТОСЭР?
Резидентами ТОСЭР могут стать предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность на территории моногорода, с вложениями не менее 20 млн руб за 10 лет и созданием не менее 20 рабочих мест в течение первого года с момента включения в реестр резидентов ТОСЭР.
Предполагаемые налоговые льготы для резидентов ТОСЭР:
ПЕРЕЧЕНЬ классов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), включающих виды экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития моногорода.
Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Правительства области. Обращайтесь к нам!
Нормативная база:
- Порядок заключения соглашения о статусе резидента
- Постановление Правительства РФ о создании ТОР
- Постановление Правительства РФ об особенностях ТОСЭР в моногородах
- ФЗ о ТОСЭР (ст. 34 для моногородов)
- Налог на прибыль. Статья 284 НК РФ
- Письмо Минтруда России о применении пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР
- Письмо Минфина России о применении пониженных налоговых ставок
- Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
- Об освобождении от земельного налога, п.1.2
Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!
При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР - обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.
При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников "Как стать резидентом ТОСЭР?" или "Как разработать бизнес план своими силами?" - также обращайтесь к нам, научим, есть опыт
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.