Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление земель (земельные участки, не использовались ранее в сельскохозяйстве государственного и муниципального фонда) в рамках сельхозкооперации переданных МСБ на льготных основаниях

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • подготовка документации для кооперативов и фермеров
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 - 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
Для целей сельхозкооперации подходят лишь земли сельскохозяйственного назначения. Поэтому их поступление оформляйте с учетом отраслевых особенностей, установленных для агропромышленного комплекса.
Бухучет
Бухучет, налогообложение и документальное оформление поступления земельных участков в организацию зависят от способа их получения.
Земельные участки могут поступить организации:
Особенности сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения установлены в Законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
Внимание: право собственности на земельный участок, а также право пользования земельным участком, которое вытекает из договора аренды (субаренды) или безвозмездного пользования (ссуды), заключенного на срок более года, подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131п. 1 ст. 164 ГК, ст. 25 Земельного кодекса).
Участок получили в собственность
Получить земельный участок в собственность можно разными способами. Например, по договору купли-продажи, мены, ренты.
В бухучете земельные участки, которые получили в собственность, – основные средства (п. 45 ПБУ 6/01). Чтобы документально оформить их оприходование, сельскохозяйственная организация может использовать:
Это следует из пункта 25 Методических рекомендаций по бухучету инвестиций, утвержденных Минсельхозом 22.10.2008. Данный документ применяется в части, не противоречащей нормативным актам и методическим указаниям Минфина (ч. 7 ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
При использовании отраслевого порядка для оприходования земельных участков создайте комиссию, состав которой должен утвердить руководитель организации. В комиссию рекомендуется включать юриста (а при его отсутствии – экономиста), бухгалтера, ответственного за учет земель сельскохозяйственного назначения, главного агронома, агронома, несущего материальную ответственность, представителя передающей стороны.
После обследования земель комиссия дает заключение о состоянии, направлении их использования и составляет акт по форме № 401-АПК (№ 402-АПК). Акт составьте в двух экземплярах – для принимающей и передающей стороны. К акту приложите ксерокопию экспликации и план границ участка.
Такой порядок следует из пояснений к формам № 401-АПК и № 402-АПК, утвержденных приказом Минсельхоза от 16.05.2003 № 750.
На каждый поступивший земельный участок заполните инвентарную карточку по форме № ОС-6 или инвентарную книгу по форме № ОС-6б для малых предприятий. Инвентарную карточку или книгу заполните в одном экземпляре на основании данных акта и прилагаемых к нему документов.
В бухучете на основании составленных документов затраты, связанные с получением земельного участка в собственность, отразите в общем порядке в зависимости от способа его получения.
При этом к счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 01 «Основные средства» целесообразно создать отдельные субсчета для учета земельных участков. Например, счет 08-1 «Приобретение земельных участков», счет 01-6 «Земельные участки и объекты природопользования».
Как только организация сформирует первоначальную стоимость пригодного к использованию земельного участка, его необходимо перевести в состав основных средств и отразить на счете 01-6 «Земельные участки и объекты природопользования». Если право собственности еще не зарегистрировано, учтите земельный участок на специальном субсчете. Например, «Земельные участки, право собственности по которым не зарегистрировано».
Такой порядок предусмотрен пунктом 41 Положения по бухучету и отчетности, пунктом 52 Методических указаний по бухучету инвестиций, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н.
Аналитический учет земельных участков ведите по видам угодий (пашни, залежи, сенокосы, сады, виноградники и т. д.) (абз. 5 п. 25 Методических рекомендаций, утв. приказом Минсельхоза от 22.10.2008).
В процессе эксплуатации первоначальная стоимость земельного участка не меняется (п. 14 ПБУ 6/01). Исключение составляют случаи коренного улучшения земель в форме капитальных вложений.
Земельные участки в бухучете не амортизируют (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01).
Совет: используйте специализированные формы, так как они позволяют отразить все необходимые для учета сведения о земельных участках. Например, количество, вид угодий, качество земель, расположение земельного участка, его местное название.

 

Участок получили в пользование
Получить земельный участок в пользование можно, в частности, по договору арендыдоговору безвозмездного пользования (ссуды).
В качестве документа, который подтверждает получение земельного участка и является основанием для бухгалтерских записей, используйте акт приема-передачи земель (долей) во временное пользование. Например, акт по форме № 403-АПК, утвержденной приказом Минсельхоза от 16.05.2003 № 750. Акт должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов частью 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Кроме того, форма акта должна быть утверждена руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Чтобы составить акт, создайте комиссию из представителей принимающей и передающей стороны. После того как заполните акт, его подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель сельскохозяйственной организации (принимающей стороны).
Такой порядок следует из части 1 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункта 25 Методических рекомендаций, утвержденных Минсельхозом 22.10.2008, и пояснений к форме № 403-АПК, утвержденных приказом Минсельхоза от 16.05.2003 № 750.
Операцию по получению имущества в пользование в бухучете отражайте и оформляйте в общем порядке.
При этом за балансом земельные участки целесообразно отражать на счете 012 «Земельные угодья» (Методические рекомендации, утвержденные приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654абз. 8 п. 25 Методических рекомендаций по бухучету инвестиций, утвержденных Минсельхозом России 22.10.2008).
Аналитический учет земельных участков ведите по каждому земельному участку (Методические рекомендации, утв. приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654).
Налоговый учет
Налоговые обязательства при поступлении земельных участков зависят от системы налогообложения.
ОСНО
Налог на прибыль
В налоговом учете земельные участки, которые находятся в собственности организации, являются основными средствами (п. 1 ст. 257 НК). Однако они не относятся к амортизируемому имуществу (п. 2 ст. 256 НК).
Статьей 264.1 НК предусмотрен особый порядок признания в налоговом учете расходов по приобретению права собственности на земельные участки. Однако положения данной статьи распространяются на приобретение земель сельскохозяйственного назначения только при одновременном выполнении следующих условий:
  • приобретаемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • на нем находятся здания, сооружения или его приобретают для строительства на нем объектов основных средств;
  • земельный участок приобретен по договорам, заключенным в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года включительно.
Это следует из пункта 1 статьи 264.1 НК.
Стоимость земельных участков, которые не соответствуют условиям пункта 1 статьи 264.1 НК, можно учесть при расчете налога на прибыль только при их реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 НКписьмо Минфина от 04.03.2010 № 03-03-06/1/111). Для этого на дату поступления имущества зафиксируйте первоначальную стоимость земельного участка в налоговом учете.
В составе доходов стоимость земельного участка, который получили в качестве паевого взноса, не учитывайте (подп. 1 п. 1 ст. 277 НК).
Безвозмездно полученный земельный участок включите в доходы (п. 8 ст. 250подп. 1 п. 4 ст. 271п. 1 ст. 273 НК). Исключение – случаи, когда участок получили от лица, доля которого в паевом фонде больше 50 процентов. Стоимость такого земельного участка налоговую базу не увеличивает (п. 8 ст. 250 и подп. 11 п. 1 ст. 251 НК).
НДС
Входной НДС при приобретении земельного участка (угодья, доли) отсутствует, так как операцию по реализации, в том числе безвозмездной передаче, мене, такого имущества данным налогом не облагают (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК).
Налог на имущество
Платить налог на имущество с земельных участков не нужно, так как они не являются объектом обложения этого налога (п. 4 ст. 374 НК).
Земельный налог
Организации, которые обладают земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, платят земельный налог. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 НК.
УСН
Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, стоимость приобретения земельного участка не уменьшает. Такие организации не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, стоимость полученного земельного участка на сумму налога также не повлияет. Перечень расходов, которые можно списать при упрощенке, ограничен. Расходы в виде стоимости полученных земельных участков в нем не поименованы (ст. 346.16 НК). Основными средствами, затраты на покупку которых организации на упрощенке могут учесть в расходах, земельные участки не являются, так как не включаются в категорию амортизируемого имущества по правилам главы 25 НК (п. 2 ст. 256п. 4 ст. 346.16 НК). Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина от 15.04.2009 № 03-11-06/2/65 и от 31.01.2008 № 03-11-04/3/36.
В то же время такие организации могут учесть в составе расходов некоторые виды затрат, которые непосредственно связаны с поступлением земельных участков (угодий, долей). При условии, что они поименованы в статье 346.16 НК. Например, в состав расходов при расчете единого налога включите:
  • нотариальные расходы (подп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК);
  • сумму госпошлины за регистрацию прав на земельный участок (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК);
  • затраты на оплату подготовительных работ по приобретению земельного участка. Например, плату за документы кадастрового и технического учета, межевание участков и т. п. (подп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК).
Организация, которая применяет упрощенку, должна контролировать остаточную стоимость основных средств. Она не должна превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК). При определении данного показателя стоимость земельных участков в расчет остаточной стоимости основных средств не включайте. Это объясняется тем, что для расчета остаточной стоимости организации, которые применяют упрощенку, учитывают только основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК. Земельные участки к амортизируемому имуществу не относятся. Это следует из подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 2 статьи 256 НК.
Организации, которые обладают земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, платят земельный налог. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 НК.
ЕСХН
Организации – плательщики ЕСХН при расчете единого налога вправе учитывать расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, в том числе расходы на приобретение права заключения договора аренды земли. Это следует из положений подпункта 31 пункта 2 и пункта 4.1 статьи 346.5 НК.
Кроме того, такие организации могут учесть в составе расходов некоторые виды затрат, которые непосредственно связаны с поступлением земельных участков. При условии, что они поименованы в пункте 2 статьи 346.5 НК. Например, в состав расходов при расчете единого налога включите:
Организации, которые обладают земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, платят земельный налог. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 НК.
«Коробочный» продукт разработан АО «Корпорация «МСП» совместно с Минсельхозом России, АО «МСП Банк», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк» и ПАО Сбербанк.

Комплекс мер поддержки для сельхозкооперативов и фермеров  

 

Источники материалов:

  • Портал АО “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” corpmsp.ru
  • Портал Бизнес-навигатор МСП smbn.ru
  • Портал Бизнес-навигатор МСП.Жизненные ситуации mini.msp-case.ru
  • Портал Меры поддержки сельхозкооперации agro-coop.ru

 

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.